История косы на руси. Тайны и значение женской косы на руси

Claude Monet "Grainstacks at Giverny, Sunset" 1888-1889

Историки и верующие в их писанину живут не напрягаясь, легкость мысли необычайная, всё знают и быстро отвечают. Например, как дойти до вершины Эвереста? Ответ: "Очень просто - берешь и идешь".

Как прокормить зимой сотни тысяч лошадей "монголо-татар"? Отвечают: "Очень просто - берешь и кормишь".

Как даже для одной лошади/коровы запасти на зиму 3-6 тонн сена (сухой вес)?
- Берешь косу и косишь!

А где взять косу?
- В любой деревенской кузнице их делали!

А как там дело с деревенскими кузницами в начале 19 века или, страшнее того, в 18-веке?
- Да легко, их полным-полно.

Сено - обязательный элемент зимнего рациона лошадей и коров. Одной лошади на зиму требуется около 2,5 тонн сена (пять таких спрессованных катушек!) + 2,5 тонны концентратов, зерна + 0,5 тонны корнеплодов (моркови).

Одной корове на зиму требуется около 3-6 тонн сена + 3-4 тонны силоса + около тонны комбикорма.

Если кормить лошадей и коров только сеном, то его, естественно, потребуется гораздо больше, и то животные будут на сухом пайке, не знаю, сможет ли лошадь работать, а вот про корову пишут, будет давать молока как коза и то если кормить одним сеном через день.

Период сенокоса с конца июня по первую половину июля, все в это время жили на сенокосе, в деревне оставались только старые и малые. Для разнообразия, небольшая ретроспективная подборка изображений по теме:







СССР, сенокос на верблюдах. Колхозники сельхозартели им. Осоавиахима. Саратовская область. 1942 г.





Карелия. До середины ХХ века косили косой-горбушей. Горбушей косили в согнутом положении по обе стороны от себя. В этом главное отличие способа её употребления от косы-стойки (литовки) с длинной рукоятью.

Какие именно косы подразумеваются при их упоминании в исторических документах?

Дело в том, что существуют две основные разновидности кос: более древняя коса-горбуша и более современная коса-стойка, она же коса-литовка, с которой у большинства и ассоциируется упоминание косы как сельскохозяйственного орудия, но между ними очень большая разница.



Косьба "горбушей" в Повенецком уезде Олонецкой губернии, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский

Совершенно очевидно, что дополнительное пояснение к косе "-горбуша" и "-стойка" отражает разницу в положении косца во время работы этими разными инструментами "сгорбившись" и "стоя". Уточнение потребовалось только тогда, когда появилась коса-стойка, поскольку до этого момента достаточно было одного названия косы для отличия от серпа. Когда подразумевается единственный объект или однотипная группа, дополнительные пояснения не нужны.


Обе разновидности кос одновременно применялись и в 20 веке, правда, сейчас более известна коса-стойка (литовка), которая в отличие от косы-горбуши гораздо сложнее в изготовлении, на нее требуется больше железа/стали, она гораздо опаснее при работе и требует специальных навыков, зато производительность гораздо выше.

Судя по старинным железным косе-горбуше и серпу в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, кузнецу гораздо легче было выковать косу, нежели серп, разве что металла больше требовалось:

Когда реально в Российской империи появилась и начала распространяться коса-стойка?

В еженедельном журнале "Всемирная иллюстрация" за 1896 год написано:

"О громадном значении кос, орудии при добывании запаса зимнего продовольствия для домашнего скота, у нас, в стране по преимуществу земледельческой, - совершенно излишне распространяться. Кустарное производство кос началось с незапамятных времен, а за ним следовало и заводсвое их производство, сначала, разумеется, в виде небольших мастерских, а затем постепенно расширилось, давая в последнее время на некоторых заводах внушительные годовые цифры выделки. Первым заводом, взявшимся у нас за выделку кос, был казенный, Артинский, около Златоуста, на нем это производство началось в 70-х годах.

В это время мы еще получали много кос из за границы, особенно из Австрии; упомянем здесь, кстати, что, один из наших импортеров из Австрии, купец Филимонов, обратил на себя внимание австрийского правительства громадным оборотом своего вывоза и был награжден дворянским званием; из прозаического Филимонова вышел пышный фон-Филимонов.

Очень долго, именно до 1880 г. ввозные косы не были обложены пошлиной, но, начиная с этого времени, заграничная коса стала встречать все возраставшее препятствие к своему прежнему свободному обращению на русском рынке: пошлина на этот снаряд все росла и росла и дошла теперь уже до 1р. 40 коп. с пуда.

Высокая пошлина, разумеется, вызвала возникновение и подъем внутреннего производства. Один за другим возникли заводы для выделки кос: Мосягина в г. Осташкове, Зоннена в Риге, Новгородцева и Киселева близь Златоуста, и, наконец, Посселя близь Вильны, у станции Вилейской. Этот последний завод скоро так расширил свое производство, что стал во всех отношениях первым в ряду наших заводов.

Завод Посселя под Вильною основан всего лишь с 1887 г. Классической страной косоделательного производства всегда была Штирия; под именем австрийской у нас всегда и обращалась штирийская коса, ее и вывозил в свое время Филимонов. Туда, за опытными мастерами, и обратился и основатель вилейского завода. Он пригласил к себе на завод около полусотни рабочих штирийцев набивших руку на производстве кос; но этот отряд чужеземных рабочих стал только инструкторским; когда местные рабочие, под руководством штирийцев, усвоили все приемы рациональной выделки кос, тогда иноземцы были заменены русскими производителями, так что теперь австрийцев у Посселя остается вего лишь несколько человек на армию в 500 человек рабочих, занимающихся на его заводах..."

Как видим, завод Посселя в Вилейке возник позже других перечисленных, позже массового ввоза Филимоновым штирийских (австрийских) кос, но коса-стойка получила устойчивое наименование косы-литовки, а не "златоустовки", "артинки", "филимоновки", "австрийки" или какой-то другой.

Более того, в Белоруссии косы-стойки называли вилейками , что вполне объяснимо: для них еще видна разница между Вильно и Вилейкой, а вот для остальной территории Российской империи эта разница в названиях ни о чем не говорит, так что "литовка" - это коса из Литвы

Получается, что коса-стойка массово появилась в Российской империи только в 1880-х годах?

В Карелии коса-литовка повсеместно распространилась лишь в 20 веке:

"Наиболее распространенным орудием заготовки кормов была коса-горбуша... Косами-стойками, раньше, чем в других местах, стали пользоваться в Южной Карелии. Повсеместное распространение они получили лишь в текущем столетии." из статьи Ж.В. Гвоздевой "Коллекция орудий жатвы и косьбы в фондах музея -заповедника "Кижи"

В самом конце 19 века крестьян приходилось обучать косьбе косами-литовками и нанимать для этого специальных инструкторов:

"За предыдущие годы управой предпринято было ознакомление крестьян с работой косой-литовкой, как для косьбы сена, так и для уборки ею хлебов. В нынешнем году был приглашен один косец-инструктор, который обучил работе литовкой до 50 человек. Тем не менее попытки к введению литовки остались не бесплодными и в настоящее время можно уже встретить лиц, которые не только косят траву литовкой, но умеют и убирать ею овес. Желательно продолжать обучение косьбе литовкой и в будущем году”. Эта цитата из журнала Котельнического уездного земского собрания Вятской губернии (1898)."

"В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку."

С рассматриваемой точки зрения всё логично: сначала познакомили находящиеся на уровне первобытнообщинного строя племена с имеющимися у них орудиями труда - косой-горбушей, а потом при появлении в 1880-х косы-стойки-литовки стали применять и это более совершенное орудие труда.

Как можно объяснить, что изложенные выше выводы входят в резкое противоречие с некоторыми имеющимися историческими свидетельствами?

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса была главным способом убирать волосы - и для девочек, и для женщин, и для старух.

Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало - например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним - с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку - чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза... Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы - вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица - на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,
Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче - она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу - существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение - ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника - распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно - скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами - также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался - пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус - каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

  • Воспитание целомудрия в девочке
  • Новое воспитание детей в Евро Содоме
  • Поморское воспитание, которое подарило России Михайло Ломоносова
  • Воспитание детей в США: садизм в законе
  • Воспитание - наука понимать

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции...

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции в основном для девочек и девушек. Девичья коса — символ девичества, молодости, красоты, чистоты.


В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье.

Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса как одна из разновидностей женской прически наделялась особой брачной символикой. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.

По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая - дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13-16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались». Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове.

Коса — символ готовности девушки к браку, лента в косе — знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике.

Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола. В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин. В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».


Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» — это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье. Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко.

У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи. Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.

Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец — обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы — треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме. Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом — об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь.

Самым распространенным головным убором была сорока — ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в. Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил. С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками.

А сверху еще накидывался нарядный платок. Особой разновидностью головного убора является свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности.

Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка как правило не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «перетерла». Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). Известны и пародийные, шутовские свадебные венки из колючек, зеленого лука, крапивы, соломы, гороховых стеблей, которые на свадьбе надевают подставной невесте. В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.


Для изготовления свадебного венка использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д. Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овес, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове.

Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви. После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга; подкуривают им при детской бессоннице и других болезнях; доят через него корову, когда от порчи у нее пропадает молоко; дают переступить через него корове, когда приведут от быка; отгоняют им градовые тучи; дают как амулет сыновьям при отправлении на войну.

Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей. На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.


Говорят, что если у женщины длинные волосы, она мечтает о короткой стрижке, а если короткая стрижка – мечтает о длинных волосах. О чём мечтает женщина – на эту тему можно много говорить. Но красивые волосы – мечта каждой женщины.


Волосы длинные и роскошные, с ними можно сделать любую причёску, одна из самых известных в истории – коса. Во многих странах коса – самый распространённый элемент причёски, особенно для невесты.



Женским волосам и на Руси придавалось огромное значение. В волосах, по мнению древних и средневековых русичей, была заложена магическая сила.


В древности многие народы верили, что голова и волосы на ней является местом сосредоточения жизненной силы, и её надо не просто оберегать, но и прикрывать от посторонних глаз. Поэтому распускать волосы было не принято, чтобы не разбрасываться энергией и силой.


Девушки заплетали волосы в косу, а женщины не должны были привлекать взгляды чужих мужчин, чтобы не соблазнять своей красотой, и не вызывать зависть. Наши предки соблюдали эти правила, так как они знали, что это защитит покой семьи и создаст благоденствие.



Именно коса была причёской . Девушкам разрешалось не покрывать голову, а если и закрывали, то не полностью. До замужества девушка могла повязать на голову обруч из бересты или луба, обшитый парчой или кумачом, украшенным бисером либо вышивкой, или надеть венец. Верхняя часть головы оставалась непокрытой, волосы заплетались в одну косу.


Для девушки было большим позором, если кто-то с умыслом или из озорства отрезал ей косу, ведь коса была символом невинности. Это символика пришла из далёкой древности, когда были распространены похищения женщин. Утверждая своё право на добытую жену, похититель отрезал девушке косу.



По тому, как убрана голова женщины, можно было определить в девицах ли она или замужняя. Замужних сразу можно было отличить от незамужних девушек – по покрытой голове. При посещении церкви все надевали платки. По традиции девушки украшали косу накосниками или косниками. Это ленты с богатым орнаментом или с объёмными фигурными привесками, которые были в форме сердца или треугольника.


Косники расшивались золотым или серебряным шитьём, жемчугом, бахромой, а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.



Во время венчания украшением для косы была повязка - лента в виде широкой полосы с бисерной или жемчужной сеткой, пришитой по низу. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели уже две косы, укладывая их венцом.


Этот обряд означал, что девушка нашла свою вторую половинку, с которой объединилась для дальнейшей жизни и продолжения рода, и в то же время это означало обрезание косы и потерю свободы. О том, что обрезание волос меняет жизнь, в старину хорошо знали. На уложенные косы надевалась однорогая кичка.



Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан…
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне руссую
В ленты убирать!


После рождения первого ребёнка надевалась другого вида, с высоким рогом. Во всех местностях необъятной Руси, да даже в одной губернии было множество разных видов головных уборов, один краше другого, да и расплетание косы у кого было перед венчанием, а у кого после венчания.


Девушки заранее готовили себе приданое – ткали, вышивали, вязали, плели. Так как замужняя женщина не могла уже показать свои волосы, то головные уборы старались украсить как можно больше и лучше. Головной убор мог рассказать не только о семейном положении, но и о достатке.


Покроют головушку,
Наложат заботушку…



Девушкам, засидевшимся в девицах, а проще, как их называли – старым девам, запрещалось носить одежду замужних женщин. До самой смерти они не расплетали своей косы, и кокошник нельзя было носить, только платок, да и рубашка и сарафан были самого простого шитья, почти без украшений.


Женщины на Руси дорожили своей честью и мнением о себе не только родственников, но и знакомых, поэтому не позволяли нарушать старинные обычаи и не переступали порог своего дома простоволосой, то есть, не покрыв головы. Согласно русским обычаям замужняя женщина после свадьбы уже не могла нигде появиться с непокрытой головой. Женские волосы обладают мощной притягательной силой, и чтобы не смущать взгляды посторонних мужчин, она должна закрывать свои волосы, и видеть их позволялось только мужу.



Если кто-то срывал с женщины или убрус и обнажал её волосы, это считалось большим оскорблением, равносильным физическому насилию. Поэтому такие преступления рассматривались даже в суде. Из сохранившихся документов известно, что чаще всего срывали головной убор с целью грабежа. Стоимость морального ущерба оценивала местная власть.


Коса, как говорили, толщиной в руку, считалась на Руси эталоном женской красоты. Ведь красивые волосы лучше всяких слов говорят о здоровье и красоте девушки. И сейчас, когда на улице встретишь девушку с роскошной длинной косой, невольно заглядываешься.


Сила в волосах, видимо, есть необыкновенная, и, наверное, поэтому, зная об этом гораздо больше, чем мы сейчас, наши предки трепетно относились к волосам. Менялась жизнь – менялась и причёска, и наоборот.


А потому ещё долгое время, даже в середине ХХ-ого века, в деревнях от старичков и старушек наши, тогда ещё молодые, бабушки слышали: во время беременности волосы стричь нельзя – силы потеряешь для себя и для будущего чада; хочешь, чтобы коса росла до пояса – подстригай кончики волос в дни новолуния; чадушке своему стрижку первых волосиков делай, когда исполнится годик, да храни эти волосёнки всю жизнь.



Вот такие поверья можно было узнать от бабушек, которые они пытались донести до нас. Ведь многое о быте русского народа потеряно и навсегда утрачено. И не только наше нерадение этому вина. Сколько войн прошло через многострадальную Россию…


В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе.

Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье.

Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13 - 16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье.

Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов: смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной.

В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора -переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье.

Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх