Консультация на тему: Трудности в общении педагога с родителями. Консультация на тему: «Общение воспитателя с родителями воспитанников

Школьный дневник считается основным документом ученика. Дневник является объектом внутришкольного контроля, поэтому все записи в нем носят официальный характер. Учитель может записывать в дневник:

  • информацию об участии ребенка в общешкольных мероприятиях;
  • замечания относительно поведения или старательности ученика;
  • благодарности;
  • поздравления с праздниками или победой ребенка на олимпиаде или в конкурсе;
  • объявления;
  • приглашения;
  • рекомендации;
  • предупреждения;
  • извещения о предстоящей совместной деятельности;

Первым «плюсом» такого способа общения является то, что родители обязаны регулярно просматривать страницы дневника и знакомиться со всей представленной информацией. Родители ставят свою подпись в дневнике в подтверждение с ознакомлением с информацией.

Учитель может попросить родителей подписывать все важные сообщения. Таким образом, он получит свидетельство того, что мама и папа в курсе главных школьных событий. Это является важным преимуществом использования дневника для связи с родителями — официальное доказательство того, что известие доставлено адресату. Тем более, записи сохраняются в течение всего учебного года.

К недостаткам такого способа общения относится:

  • Отсутствие оперативности — ребенок может забыть показать дневник родителям или оставит его дома. Также родители не всегда сразу же обращают внимание на записи в дневнике.
  • Большие временные затраты — в основном все сообщения учитель пишет вручную, что может занять около получаса. Иногда, если информация носит общий характер, сообщение можно распечатать и вклеить на страницы дневника, однако это тоже займет некоторое время.
  • Отсутствие конфиденциальности — дневник не является сугубо личной вещью и его содержимое может прочесть зауч, директор, учитель-предметник, другие ученики и т.д. Поэтому посредством дневника нельзя передавать информацию, носящую индивидуальный характер.

В электронных журналах есть возможность оставлять личные сообщения родителям, комментировать оценки. Отдельные системы информируют родителей о таких активностях на смс.

Родительское собрание

Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является . Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса или школы.

Его достоинствами являются:

  • непосредственное участие родителей в школьных делах;
  • сплочение родительского коллектива;
  • организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;
  • проведение дискуссии для принятия общего решения;
  • возможность пригласить различных специалистов для выступления на собрании;
  • использование всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • ход собрания и все итоговые решения ;
  • передается информация разного характера.

К недостаткам относится:

  • необходимость длительной и серьезной ;
  • возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;
  • недостаточная частота проведения — собрание организуется примерно один-два раза в месяц, поэтому для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит;
  • необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.

Информационный стенд

Информационный стенд является традиционным способом трансляции сообщений родителям. Обычно на нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Такая форма связи носит формальный характер и имеет всего лишь пару положительных сторон:

  • можно передать большой объем информации;
  • родители имеют достаточный запас времени для ознакомления с информацией.

Школьный сайт

Еще одним официальным способом поддерживания связи с родителями является передача информации путем размещения ее на страницах сайта школы. В наше время практически каждое образовательное учреждение имеет свою веб-страницу. К преимуществам этого средства общения относятся такие моменты:

  • через сайт можно передавать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;
  • для размещения записи не требуется много времени.

Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:

  • обычно на сайтах размещается информация общешкольного значения;
  • учитель не всегда имеет доступ к администрированию сайта;
  • не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;
  • информация сайта находится в свободном доступе для каждого, поэтому возможность личного общения отсутствует.

Организация сообщества в соцсетях

Для организации классного сообщества в соцсетях (на базе «Одноклассники», «В контакте» и т.д.) необходимо создать группу с ограниченным доступом и предложить всем родителям зарегистрироваться в данном сообществе и подать заявку на вступление в группу. Подобное сообщество можно создать и на основе файловых хостингов, предназначенных для хранения данных типа , однако оно будет обладать более ограниченными возможностями относительно оперативности общения.

Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К его положительным сторонам также относится:

  • размещаемые сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
  • можно вести дискуссию;
  • ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
  • можно выкладывать видео и фото;
  • высокая скорость доставки информации.
  • необходимость постоянно мониторить записи в группе;
  • неофициальный статус такого общения;
  • отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
  • невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, однако это можно сделать путем отправки личного сообщения.

Мобильные приложения

Схожими характеристиками обладают сообщества, созданные посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации такой связи с родителями необходимо предложить им установить на своих смартфонах соответствующее программное обеспечение и зарегистрировать их в группе.

Главные достоинства:

  • данный способ предоставляет максимальную оперативность по обмену информацией;
  • с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
  • высокая мобильность — используя фотокамеру телефона, можно делать фото или видео и сразу же выкладывать его в группе.

Связь посредством телефона

Можно поддерживать связь с родителями с помощью . Как правило, классный руководитель имеет список номеров родителей каждого ученика и в любой момент может связаться с ними. Однако такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации. К недостаткам можно отнести такие моменты:

  • звонок может оказаться несвоевременным, если абонент будет занят на работе или другими срочными делами — в таком случае информация может быть воспринята неадекватно;
  • индивидуальных характер связи — обзванивать придется каждого по отдельности;
  • отсутствие возможности коллективного общения;
  • денежные затраты.

С помощью мобильного телефона можно также организовать смс-рассылку сообщений, поскольку такая функция есть в каждом телефоне. При этом способе доступна только двусторонняя связь. Также к недостаткам такого способа связи следует отнести очень ограниченный объем передаваемой информации.

Электронная рассылка

Классному руководителю достаточно один раз ввести в строку рассылки адреса всех родителей и в дальнейшем письма будут отправляться одновременно на все ящики. При этом объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

Одним из самых значимых недостатков является отсутствие коллективной площадки для общения.

Родительский форум

Для организации родительского форума потребуется наличие специального веб-ресурса. В принципе, это может быть и школьный сайт, и любой другой сайт, имеющий схожую тематическую направленность. Обычно такие форумы являются общедоступными и подходят скорее для обсуждения каких-либо единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.

Личный блог учителя

Многие учителя ведут свои личные блоги и параллельно используют его для связи с родителями, обсуждения с ними многих вопросов, касающихся школьных проблем. Такой блог может быть создан на личном, общешкольном или тематическом сайте, где доступны такие функции.

Как правило, найти подобные блоги через поисковик в браузере довольно сложно, поэтому родителям нужно сообщить адрес ссылки и предложить стать постоянными подписчиками. В таком случае информация, размещенная в блоге, будет быстрее попадать в поле их зрения.

Skype

Одним из самых универсальных средств связи на данный момент является Skype — программа, которая обеспечивает:

  • звонки на телефон;
  • видеозвонки между абонентами Skype;
  • мгновенный обмен информацией;
  • групповую видеосвязь;
  • демонстрацию экрана вашего монитора с необходимой информацией.

Выбирая подходящий способ связи с родителями, можно остановиться на 2-3 вариантах, которые обеспечат разные формы общения:

  • официальное и неформальное;
  • вживую и на расстоянии;
  • коллективное и индивидуальное и т.д.

Не рекомендуется создавать несколько схожих по своему потенциалу групп, которые будут дублировать друг друга. Это приведет к путанице и снижению эффективности от их использования. Также в данном вопросе следует учитывать желания и возможности родителей, иначе они просто будут игнорировать все ваши попытки связаться с ними.

Раткевич Татьяна Ивановна
воспитатель
ГБОУ школа №242

Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между воспитателем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Но по роду своей деятельности педагог должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший воспитатель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Индивидуальное общение. При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями воспитатель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе педагога;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе педагога должны учитываться постановка психологической цели. - Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?) При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
· Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги! · Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. · Четко определите тему и придерживайтесь ее. · И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Оксана Солодская
Общение педагога с родителями

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ .

Солодская Оксана Сергеевна,

ст. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Муниципальное образование Усть-Лабинский район, ст. Ладожская

телефон : 8(918) 953-88-35

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей одна из самых сложных проблем.

Наблюдая за современными родителями мы выделили три категории родителей :

Равнодушные (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также забрать вечером). Например : «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят : «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду : играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и , сказав : «До свидания!» , уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются , не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать , что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» . Согласитесь картина получилась безрадостная.

Вторая категория родителей относится к конфликтным (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители , в большинстве своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям. Например : «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке» , «Воспитатель не слышит, что я ему говорю о своём ребёнке» . Такие родители находят любой повод для конфликта.

Третья категория родителей вообще не понимают зачем это нужно, заниматься воспитанием ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение , и обучение, и воспитание. Но на самом деле они глубоко заблуждаются.

Так же особые сложности проявляются в общении с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общественном деле воспитания ребёнка.

Хотя в законе Российской Федерации «Об образовании» говориться, что родители «…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

«За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим законом Российской Федерации и иными Федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Но есть родители , которых к сожалению очень мало, интересующиеся вопросами воспитания и обучения детей.

В исследовании Т. А. Даниловой изучался вопрос о том, какого рода помощь хотели бы получить родители и воспитатели друг от друга.

Оказалось, помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей , заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребёнка, а также в подготовке детей к школе.

А воспитателям от родителей требуется помощь организационного характера, ещё они хотели бы использовать личные качества родителей , имеющие прямое отношение к осуществлению взаимодействия, такие, как ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.

Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят прежде всего преодоление собственных трудностей в работе с детьми, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.

Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу ; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие.

Несовпадение запроса родителей и воспитателей приводит к возникновению трудностей в их взаимодействии друг с другом.

Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями . Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог , использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.

К сожалению в своём дошкольном учреждении мы тоже столкнулись с такой проблемой, как общение педагога с родителями .

Наши родители не проявляли никакой активности, мало кто интересовался жизнью ребёнка в детском саду, его развитием, воспитанием, обучением, в основном наблюдалось безразличие.

Общаясь с коллегами по данной теме у нас появилось множество вопросов : как эффективнее построить работу с родителями ? Как найти путь к сердцу родителей ? Как, о чём вести разговор с родителями , когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя? Из чего же складывается успех общения ? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения ?

Обсуждая с педагогами эту проблему , мы пришли к выводу, что ведущая роль в организации общении отводится воспитателю.

Часто ли мы демонстрируем родителям достижения ребёнка , его положительные качества, веру в его силы и способности? Кого из родителей не обрадуют положительные сдвиги в развитии ребёнка? Возможно, и педагог в такой позитивной роли будет восприниматься как равноправный партнёр в воспитании.

Для создания позитивного настроя, воспитатели нашего дошкольного учреждения подчёркивают позитивную мотивацию родителей , отмечают усилия, которые они прилагают для ребёнка. Например : «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребёнка эмоционально комфортную атмосферу»- говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятной. Так же педагоги , при общении с родителями акцентируют внимание на воспитательные задачи, которые родитель успешно решил , обращает внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия . Например : «Ваш авторитет для ребёнка очень велик» , «У вас с ребёнком прекрасный контакт, он вам очень доверяет» . Что ещё больше сближает родителей и педагогов в вопросах развития ребёнка.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям , что он видит в них партнеров, единомышленников.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

Поэтому педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие.

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребёнку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии. Не использовать выражения типа «ваш Саша» , «ваш ребёнок» , подчёркивая отстранённость от проблем воспитания.

Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями , например : «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».

Родители и педагоги должны иметь возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду?

Прежде всего, в часы приёма и ухода детей домой воспитатели в нашем дошкольном учреждении систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду. Так, наблюдая за общение воспитателя средней группы с родителями , я услышала как воспитатель рассказывала родителям о том , каких успехов сегодня добились дети : «Лёша сегодня научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобиться ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравиться накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот её работы», «Саша уступил сегодня игрушку Алёне. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения». Советовала как поддерживать интерес ребёнка, желание научиться чему-то новому, добиваться своих целей.

Утром, родительнице , которая не вовремя приводила ребёнка в детский сад, тем самым нарушая режим, она тактично сказала :«Пожалуйста, приводите Юлю утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье».

Было заметно, что постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, всё чаще они стали останавливаться у стенда «Для Вас, родители » и интересоваться жизнью ребят в детском саду.

Педагоги нашего детского сада серьёзное внимание уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях» . Так воспитатели старших групп помещали следующую информацию : «На этой неделе учили с детьми стихотворение М. Волошин «Осенью» . Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают Юля П., Лёша А., Ярослав З., Полина Г. Попросите детей дома прочитать это стихотворение», или : «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к

МОУ « Медновская» СОШ

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает
общение с родителями учащихся.
Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему
важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней
жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере
взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам
своих детей в школе, кружке, спортивной секции.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием
и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или
отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя,
возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению
желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же
ребенка.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и
другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование
детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей
такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их
судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя
является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя
профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами
взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей
должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и
повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе
классного руководителя, так как это может быть источником обид,
раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после
категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная
норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и
формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение,
единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в
том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям
родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и
активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и
начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и
ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость
неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель
– лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться
интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или
невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный
руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют
сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями
ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным,
доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение
добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем
воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные
стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие
личности. Формирование характера воспитанника не обходится без
трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как
проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия,
неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности
педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы
родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и
умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо
продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего
специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе учителя;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе учителя должны
учитываться:

сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему
необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать
возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную
информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший
мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а
сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной
стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и
доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у
педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений,
начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный,
невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать
рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный,
опрятный, но неорганизованный». Переходить к нелицеприятным фактам
лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю
Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»
или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за
этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а
на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей
относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение
«Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству
к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно
оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое
сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он,
используя приемы активного слушания, может узнать много важного и
необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим
видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по
поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…»,
«Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия
предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и
способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если
родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию,
доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на
основе приема рефлексивного слушания­«резюмирования»: «Если теперь
подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего
сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–
отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею,
проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

При проведении беседы учителем по инициативе родителей необходимо:
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают
время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет
времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо
избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и
запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает
временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если
нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на
неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на
самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у
родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за
беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией,
что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе
ситуация может стать неуправляемой.
 Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я
вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять
Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный
характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными
фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень
обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью
убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные,

хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах
родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу
беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых
точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
При проведении родительского собрания
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей.
Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд.
Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают
применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того,
чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им
было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью
информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей
нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но
еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление
слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
 Главное требование – начало разговора должно быть кратким,
эффектным и четким по содержанию.
 Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3
предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально
спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
 Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но,
подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей,
которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах
родителей.
 Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало
встречи затянулось, возникли накладки и какие­то недоразумения.
Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так,
как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в
позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в
глазах слушателей.

 Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе
внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не
напоминал урок.
 Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных
этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце
разговора нам с вами предстоит…».
 Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.
Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по
ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей
сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего
монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске
или листе бумаги.
Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?
 Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем
кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский
стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они
бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
Если класс большой, придется стоять. Опять­таки – рядом со столом, время
от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет
управлять вниманием слушателей. Если вы говорите
очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам
стульев. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и
осмыслить, отойдите к доске. Соотнесите голос с размерами помещения.
Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
– повторение последних слов,
– модулирование акцентов при помощи голоса.
 Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на
две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они
умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
 Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно
транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна
соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт
ей.
Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые,
доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и
многое другое, что вам хорошо известно.
 Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

 Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в
сторону.
 Четко определите тему и придерживайтесь ее.
И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл:
они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом,
поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и
четко.
Педагог­психолог: С.А.Лебедева.

Трудностей в организации общения между родителями и педагогами на самом деле много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная...

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» . Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность

Знания (содержательный компонент)

  • о семье
  • об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

«Нарисуем» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

  • Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
  • Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
  • Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной, эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор ».

Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций "хорошо" и "плохо", "правильно" и "неправильно", в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю "прокурор", поскольку здесь одной из главных целей педагога является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю "прокурор" стиль "адвокат" подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

  • родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
  • родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
  • педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции "адвокат" - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль "адвокат" легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его.

Конфликты родителей и воспитателей в детском саду

Причины могут быть как объективными, так и субъективными.

Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.

Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.

Неоправданно позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.

Неоправданно негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.

Другой субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей воспитатель - символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду;
  • не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
  • не могут найти подход к ребенку;
  • используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
  • ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
  • ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
  • часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.

Конечно, и у воспитателей есть "свой список" претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!

Воспитателям:

  • информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
  • показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
  • грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
  • использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями

(беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).

Родителям:

  • Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
  • Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
  • Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

  • Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  • Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  • Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  • Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  • Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  • Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх