Русский народный праздник: календарь, сценарии, традиции и обряды. Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской»

История нашего отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие и христианские традиции, культ родной природы. В настоящее время нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации.

"Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства."

в настоящее время все возрастающий интерес к народной музыке и народной культуре в целом. Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.

"Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте."

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых,обязательность праздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых,массовость . Праздник – это всегда "событие" в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза... Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – "заводилы". Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – этовеселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных "составляющих" народного праздника.

Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: "Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле."

Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.

Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник "сороки" и другие природные события – повод для этого.

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Само происхождение того иди другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет то церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда собрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочие. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

Их множество. И связано это с удивительной историей нашего государства, которому от роду многие и многие столетия. Кто-то из ученых насчитывает их тринадцать и ведет начало с времен правления варяга Рюрика. Официально же 1153 годовщина России была отмечена в 2015 году. И первое упоминание о Руси было обнаружено в летописях, датируются которые 862 годом. Кстати, "Россия" - не исконно русское название: им наше древнее государство нарекли греки. И как-то само собой оно у нас прижилось. А что такое Древняя Русь? Помимо главного - державы, это и обычаи, традиции, верования и тому подобное, складывавшиеся веками, прижившиеся у нас, пусть даже они на фоне современности и выглядят архаичными, оторванными от действительности, под завязку напичканной технологиями космического масштаба, которые нашим предкам и не снились.

Праздники официальные, государственные

Конечно в России-матушке они на первом месте. И их более трех сотен. Перефразируя великого Гоголя, можно сказать: "А кто из русских не любит хорошие праздники?!". Среди популярных и горячо любимых государственных - , Международный день , Первомай, ну и так далее и так по порядку. Несколько лет назад к ним прибавилось . И хотя статуса официального и государственного у него нет, праздник объявлен выходным.

А сколь много у нас профессиональных праздников! Начнем с мирных профессий - День стоматолога, День российской науки, День транспортной полиции, День космонавтики, День работников геодезии и картографии. Продолжим - связанные с военными историческими и памятными событиями - День Военно-Морского Флота, День инженерных войск, День танкиста, День ракетных войск и артиллерии, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г) День воинской славы - список можно продолжить. А есть хотя и сугубо профессиональные, но широко отмечаемые населением - День работников сельского хозяйства, День работников торговли, День работников бытового обслуживания и ЖКХ - и этот список можно продолжать. В году на планете 365 дней, в високосный - на день больше, 366. И практически каждый день у нас что-то празднуется, отмечается. Так уж в России сложилось!

Народные праздники стоят особняком

И вот они как рас тесно и связаны с верой (религией), обычаями и традициями. Возьмем, к примеру, Пасху. Во времена СССР особенно коммунистам и комсомольцам праздновать ее не то что не рекомендовалось, а строго запрещалось! "Религия - опиум народа!" Это, ставшее впоследствии крылатым, выражение впервые произнес английский социалист Чарльз Кингсли (1819 - 1875). Потом оно в борьбе с религией активно использовалось Лениным. Результат - разрушались церкви, храмы, за веру в Бога преследовались духовные лица. Дошло до того, что в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Но прошли лихие времена и он был восстановлен, в том числе и на собранные народом деньги. А Пасха теперь стала одним из любимейших всенародных праздников и отмечается широко, как и в старину - красят яйца, пекут куличи, приветствуют друг друга: "Христос воскресе" и отвечаю: "Воистину воскресе!" Пасхальные угощения освещаются в церкви и щедро раздаются родным, друзьям, сиротам, нищим. Таков обычай.

Прижился в России и обычай встречать Старый Новый год. Во всем мире этому очень удивляются. А для россиян - это лишний повод встретится за праздничным столом, еще раз отпраздновать наступление Нового года, с удовольствием посмотреть полюбившуюся искрометную комедию Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!", а некоторым "Голубой огонек" - да и мало ли развлекательных программ показывает в Старый Новый год отечественное телевидение! Происхождение же популярного у нас праздника объясняется расхождением в тринадцать дней между юлианским и григорианским календарями. Последний используется всем миром. Отсюда появилось - "старый стиль". Согласно ему 13 января у нас да во многих других странах отмечается Старый Новый год. Как, впрочем, и несколько позднее - Новый год по восточному календарю, который выпадает на ночь с 27 на 28 января.

Среди народных праздников популярны - Троица, Страстная неделя, Яблочный спас, Масленица, Вербная неделя, Покров день, Чистый понедельник, Ильин день, Святки, Крещенский сочельник, День Петра и Февронии, Крещение Господне и другие. На некоторых из них остановимся подробнее.

Народные праздники, Православные праздники, Христианские праздники, Церковные праздники - праздники русского народа, связанные с широко распространёнными народными традициями их проведения и обычаями русского народа.

Как правило, народно-православные праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались духи и божества.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.
Борясь с прежними верованиями, христианство невольно сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины. Многие христианские праздники, очевидно, не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никого нынче не удивляет, что в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодежь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы.
Многие христианские обряды напрямую исходят из стародавних славянских праздников. Славянские и земледельческие праздники составляли основную пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники были основаны на верованиях и нравах наших предков и многие праздники отмечаются и поныне. И даже самый светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве.
Немногим известно ныне, что в старину наши предки отмечали Новый Год 1 марта, а затем 1 сентября, и лишь с 1700 года по указу императора Петра I было приказано отмечать Новый Год 1 января.
Мы не имеем права не помнить наше прошлое и попытаемся, пусть коротко, выборочно рассказать о народно-православных праздниках.

Праздники русского народа.

Праздники русского народа: Народные праздники, Православные праздники, Церковные праздники, Христианские праздники.

Прощенное воскресение. Последний день Масленичной недели. В народе его называли еще «проводами», в связи с обрядом проводов Масленицы, а также «прощенным днем» и «целовальником», соответственно особенностям ритуала взаимного прощения грехов и обид, который в народном сознании осмыслялся как очистительный. Действо прощения грехов распространялось не только на живых, но и на умерших родственников: накануне Прощенного воскресенья крестьяне посещали могилы и отбивали по три поклона с просьбой к предкам о прощении. Кое-где к этому дню приурочивался обряд, направленный на обеспечение урожая льна: замужние женщины до начала церковной службы трижды объезжали вокруг деревни, закрывшись с головой платками.

Средокрестие, Средопостье . Среда или четверг на четвертой, Крестопоклонной, неделе Великого поста. Средокрестье знаменовало середину поста. В это день повсеместно из пресного или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которое ели сами, скармливали домашней скотине, клали в зерно, приготовленное для посева. В Рязанской Губернии на средокрестной неделе «кликали лето»: надевали на вилы пышки, забирались на крыши и звали лето. Крестьяне выпускали из клеток птиц, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.

Радуница. Один из наиболее важных дней поминовения умерших, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается чаще всего в десятый день после Пасхи – во вторник после завершения Светлой недели; реже – в Фомино воскресенье или понедельник. Во вторник Фоминой недели в церквях после литургии совершалась всеселенская панихида, по завершении которой крестьяне семьями отправлялись на кладбище «угощать родительские душеньки», «христосоваться с родными». На кладбищах устраивали семейную трапезу, приглашая к угощению и мертвых, считая, что в этот день они разговляются после Великого поста. Обязательно оставляли на могилах пасхальные яйца, закапывая их около креста, кладя на землю целиком или раскрошенными. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась радостным праздником. Поэтому кое-где крестьяне пировали на могилах с песнями и даже с плясками. Весеннее поминовение умерших восходит к культу предков и связано с желанием обеспечить их покровительство в земледельческом труде.

День памяти апостола Марка отмечается . Этот праздник русский крестьянин соотнес со своими трудовыми заботами и погодным календарем. На Марка обычно прилетали стаями птицы. «Если пташки летят на конопляник – будет урожай конопли», «Малый дождь грязнит, а большой очищает». Святого апостола называли в народе «ключником»: верили, что он владеет ключами от дождей. На Марка всегда усердно молились и просили и ниспослании сильного дождя, так как именно в это время было необходимо хорошенько «пролить» землю, насытить влагой. Говорили: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных». В этот день во многих российских губерниях начинали сеять татарку (гречку).

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника

Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Хозяин:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)

Хозяин:

«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!

(Гости поют частушки)

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)

Хозяин:

На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).

Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!

(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)

Хозяин загадывает загадку:

«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)

А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

(Гости загадывают друг другу загадки)

Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)

Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»

(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)

Хозяин:

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх