Русское народное творчество в воспитании дошкольников. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста Роль народного творчества в воспитании дошкольников

Татьяна Сидорова
Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста »

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей .

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста , а именно : он должен хорошо знать возрастные особенности детей , видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выгодский) . Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией .

Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова , а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа , получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты» .

В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей . Цель проекта в том, чтобы выявить и изучить особенности . Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству . Обогатить речь, воображение, чувства детей . Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами .

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей .

№ Фамилия, имя

ребенка Узнает потешки, загадки по первой фразе Знает содержание сказок Знает героев сакзок Умеет различать добрые и плохие поступки героев сказок Знает и играет в русские хороводные игры Использует в своей речи вежливые слова

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май Сен

тябрь Май

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 4 ребенка (15%)

(добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 14 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 8 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования.

В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «». Поставила цель : выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества . Поставила задачи : воспитать чуткое отношение к народному творчеству ; обогатить речь, воображение, чувства детей ; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами ; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей . И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание » , «Ребенок в детском саду» , ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» во второй младшей группе и Комплексно-тематического планирования по программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы : «Роль потешек в развитии ребенка» , «Использование фольклора в работе с детьми » , «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей » , «Влияние сказки на психику ребенка» , «Театрализованные игры как средство развития речи детей ».

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь , стихотворный ритм , богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми . Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей . В декабре для родителей показали ролик «Потешки в жизни нашей группы» . Родители с удовольствием смотрели на все режимные моменты под сопровождение детьми потешками.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика) .

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками . Был обустроен небольшой уголок ряженья с русскими национальными костюмами для кукол. Русские народные сказки и читались , и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам , собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры : «Угадай сказку» , «Из какой сказки герой» . К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки и даже некоторые из них показали малышам. А родители нам помогли в группе оформить театральный уголок. Были закуплены раскраски по русским народным сказкам . Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы : «Роль фольклора в развитии детей » , Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам », «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша» .

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста ».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества . Моя работа состояла в том , что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, показывала, видеофильмы; демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки) ; игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро , заботу и любовь к живому (игрушке) . С помощью потешек я научила детей видеть , что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее , самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение) . Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам . Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными , трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей , которые старались быть в тени других детей , получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей .

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования) .

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию :

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 17 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%) .

Большинство детей стали проявлять интерес к речевому общению. Аргументируют суждения и пользуются формой речи – доказательства с помощью взрослого

Дети стали проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений. Верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания и чувства.

В процессе работы с детьми я рассмотрела роль устного народного творчества в развитие речи дошкольников , в деле воспитания человека , его личности. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. При знакомстве ребенка с прекрасным миром народного творчества , мы открываем для него жизнь общества и окружающей его природы. Большую роль играет устное народное творчество в патриотическом и интернациональном воспитании , в воспитании любви к Родине , к ее великому народу и интереса к людям других национальностей. Фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского языка : выразительный, меткий язык пословиц, поговорок, народных сказок о животных , насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок . Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на :

Речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;

Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей .

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Произведения народного творчества всегда были близки природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей , и они с удовольствием используют их в своей деятельности.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста .

Список литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. - 400c.

2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения . – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168с.

4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание . – 1991. - №9. – С. 16-20.

5. Детские подвижные игры народов СССР / Сост . А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования . Обруч. Москва, 2010год- С. 119-127.

7. Зимина И. . – 2005. - №1. – С. 18-28.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №5. – С. 28-35.

9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005. - №8. – С. 26-31.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт . -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – Спб : Детство-пресс, 2001. – 400с.

11. Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание . – 1991. - №11.

12. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание . – 2009. - №4. – С. 42-46.

13. Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание . – 1993. - №9. – С. 11 - 18.

14. Пидручная С. Сказки - за безопасность детей // Дошкольное воспитание . – 2008. - №2. – С. 124-127.

15. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание . – 2009. - №5. – С. 24-28.

16. Ребенок и книга : Пособие для воспитателя детского сада / Л . М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000. – 128с.

17. Родной край : Пособие для воспитателей дет . сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985. – 238

18. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду : конспекты занятий и сценарии праздников/Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир, 1995. - 184 с.

19. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка ». – М.: Академия, 2007. – 368 с.

20. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298

21. Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.

22. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание . – 1988. - №5, С. 13-17

23. Чуковский К. И. От двух до пяти. http://www.gumer.info.

Наталья Фигуркина
Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста

В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том , что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.

Нравственные (моральные) ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

В дошкольном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств , как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.

При обучении дошкольников важнейшим элементом выступает устное народное творчество , которое представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности с целью преобразования окружающего мира по законам нравственности и красоты . Устное народное творчество понятно и доступно детям, так как народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа , которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Что же такое устное народное творчество ? Это отражение повседневной жизни народа , его мечтаний и стремлений, это воплощенная народная мудрость , выраженная в творческих формах . Согласно своему названию, оно передавалось из уст в уста, изменяясь и приобретая новые краски и оттенки. У него нет авторов, это коллективное творчество народа .

В литературе «устное народное творчество » имеет и другое название – «фольклор» .

В широком смысле «фольклор» - народное творчество , чаще всего именно устное .

Детский фольклор делится : на материнский (созданный для детей ) и собственно детский (созданный детьми) . К первой группе относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; ко второй – игровой (считалки, молчанки) и неигровой (дразнилки, мирилки) детский фольклор.

Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества , как : 1) поэзия пестования : колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки; 2) потешный фольклор : поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши; 3) игровой фольклор : игры, считалки; 4) бытовой фольклор : заклички, приговорки, дразнилки, загадки, сказки, пословицы, поговорки.

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей . Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы :

Произведения, связанные с игровыми действиями Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий

Пестушки - это короткие стихотворные приговоры , которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать , носить на руках». Колыбельные песни в народе зовут байками . Это название произошло от глагола баять, баить - «говорить» . Старинное значение этого слова - «шептать, заговаривать» . Такое название колыбельные песни получили не случайно : самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки.

Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками Заклички произошли от слова закликать - «звать, просить, приглашать, обращаться» ). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.

Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам» , главам обеих партий. Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений

Скороговорки или частоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так, к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр , а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Рассмотрим малые фольклорные жанры.

Название жанра Его краткая характеристика

Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Скороговорки

Словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

Поговорка – «складная короткая речь, ходячая в народе , но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника .

Пословица это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Фольклор – это народное творчество , очень нужное и важное для изучения народной мудрости в наши дни . На этих произведениях

воспитываются наши дети и сейчас . Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе , и в конечном итоге о самом себе.

Наибольшие педагогические возможности в воспитании нравственной культуры дошкольников заложены в таких произведениях устного народного творчества как былины , сказки, пословицы и поговорки.

Список литературы :

1. Аникин В. П. Русская народная сказка . – М. ,1984. – 286 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского Государства XIV – XVII вв. – М. ,1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006.- 320с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . – М., 1968. – с. 143-206.

5. Даль В. И. Пословицы русского народа . В 2-х т. – М. ,1994.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Уч. издание. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

8. Зеленкова И. Л. Этика : Учебно – методическое пособие. – Мн.: Университет, 1994.- 159 с.

9. Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность : Пособие для педагогов, воспитателей , учителей, студентов. – Мн.: Универс-е, 2001.- 274 с.

10. Лагутина Т. В. Народные скороговорки , прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – М.: Рипол - Классик, 2010.- 48 с.

11. Пивнева Г. Н. Устное народное творчество русского народа как источник воспитания детей в семье . – Невинномысск, 2004. - 167с.

12. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль : «Академия развития» , «Академия, К» , 2000.-224 с.

13. ru.wikipedia.org

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению

развития детей»

План самообразования

(в виде проекта)

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

2015 – 2016 уч. год

Участники проекта: дети средней и 2 младшей группы, воспитатель, родители детей.

Цель проекта:

    Воспитать чуткое отношение к народному творчеству; Обогатить речь, воображение, чувства детей; Приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями. Развитие речи ребенка.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".


Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Работа воспитателя

Работа с детьми


Работа с родителями

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Постановка целей и задач по данной теме.

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»


Разучивание и проговаривание потешек.

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в

Создание красочных книг с потешками для детей.


Создание картотеки загадок для работы с детьми.

Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста»

Использование загадок в образовательной деятельности


Создание красочных книг с загадками для детей.


Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»


Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»


Изучение темы:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Создание театрального уголка в группе.

Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Создание красочных книг с русскими народными сказками


Изучение темы:«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам


Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Создание папки-передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»


Март - апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»


Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Самоанализ плана самообразования.

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

на итоговом родительском собрании

на 2015-2016 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

    Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

Кузина педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. , Маханёва детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. Козырева красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. Даль и поговорки русского народа. М., 2009. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

4. Практическая деятельность

    Развлечения «День загадок» Семейный конкурс «Моя любимая сказка» Консультация: «Роль фольклора в развитии детей» Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Развлечение «Широкая Масленица» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

Обогатилась устная речь;

Развились фантазия и воображение;

У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного ;

Расширились представления о влиянии устного народного

Самоанализ по теме самообразования


В начале учебного года я задумалась над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с устным народным творчеством. Вот я выбрала тему для своего самообразования - «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект (кроме себя) детей и их родителей.

Возраст детей – средней и вторая младшей группы. Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству. Обогатить речь, воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей дошкольного возраста в своей группе: знание потешек, загадок; знание содержания сказок; знание героев сказок; умение различать добрые и плохие поступки героев сказок; знание хороводных игр; обогащение словаря словами, для того чтобы выявить знания у детей для дальнейшей работы по моей теме самообразования (что детям уже знакомо и на что нужно обратить внимание).

Диагностика (в начале года) показала следующие результаты:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 3 ребенка (15%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие); знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (54%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 6 детей (31%)

Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Поставила цели:

    Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.

Поставила задачи:

    воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», ресурсов интернета, чтением разнообразной литературы, Программной разработки образовательных областей «Чтение », «Коммуникация» в своей группе группе и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста», «Использование фольклора в работе с детьми», «Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника», «Роль сказки в воспитании детей», «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми. Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).

С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки. Мною в группе был оформлен театральный уголок.

Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (изготовили книжки - малышки - «русские народные сказки», нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).

Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: «Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша».

В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью потешек я научила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Загадки использовала в образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей.

Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования).

Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию:

высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)

средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (65%)

низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%)


Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом (11, стр.15). Е.Н. Водовозова квалифицировала использование устного народного творчества, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми (6, стр. 119)

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах (8, стр.31).

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью (14, стр. 124).

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей (21, стр.13, 16,17).

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе (16, стр.27). Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций (21, стр.16).

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» (3, стр.122).

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга). (15, стр.24,26)

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание , воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику (12, стр. 42-44).

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей , но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» (22).

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь (20, стр.298).

Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх