Тренировка и развитие реакции - упражнения, игры, секреты. Развитие скорости, ловкости и быстроты

Здравствуйте, дорогие друзья!

В наше время скорость имеет глобальное значение. Человек, который анализирует происходящее со скоростью черепахи - рискует попросту не успеть на личный праздник жизни.

Задумайтесь, все управляющие желают видеть в отрядах своих бойцов универсальных солдат, которые быстры, энергичны и умеют качественно реагировать на возникшие ситуации, не впадая в ступор.

Развитие реакции в домашних условиях - это шанс прокачать свой скилл до немыслимых уровней! Зачем это нужно, просите вы? Даже если особь оказалась ночью в темной улочке, обладая хорошей реакцией, она получает априори больше шансов сохранить свое здоровье и жизнь, в отличии от более медлительных сородичей.

Работа, личные отношения, собственная безопасность и скорость принятия решений тесно связанны с реакцией личности на происходящее. Но как развить этот навык быстро и эффективно?

Для сегодняшнего материала я подготовила ТОП-7 упражнений, помогающих повысить степень ловкости, постановки мышления и кончено же уровень осмысления.

Немного фактов

Именно психика среднестатистического индивидуума отвечает за быстроту реакции на раздражители. Но перед тем, как ее прокачивать, нужно усмирить свои . Ведь они - основа правильно предпринятых действий.

Какая эмоция считается самой сильной и влиятельной? Конечно же . Его нельзя полностью искоренить из своего подсознания, но вот приручить и научиться контролировать - запросто!

Все мы знаем, что наиболее лучшее упражнение для его усмирения - это личная встреча с объектом страха. При этом, бывают триггеры, которые появляются перед нами внезапно и пугают до ухода души в пятки! Это происходит за доли секунды и понять что-либо или предпринять правильное решение, попросту не выдается возможности.

Как перестать бояться звуков и развить отменную реакцию? Для этого вам понадобится ежедневная работа над собой и упорство. Вы можете попросить своих близких поучаствовать в подобных тренировочных играх.

Например, неожиданный хлопок отлично тренирует реакцию. Для детей подобного рода занятие перерастет в упражнение «доведи маму до полуобморочного состояния », но со временем вы перестанете на него реагировать, снизив психологический барьер.

Как развить молниеносную реакцию при стрессе? Да, это, пожалуй, один из самых волнительных и важных вопросов. Поскольку на принятие решения у человека есть пара-тройка осмысленных минут, действия должны быть заранее выверенными и логичными.

В развитии подобного навыка отлично себя рекомендуют компьютерные игры, особенно командные. В пример я могу поставить футбол, волейбол. Подобного рода игры, по-взрослому тренируют мгновенную оценку ситуации, ее анализ и вынуждают принимать решения за считанные мгновения. А все потому, что от них, зависит общий результат.

Как развить навык, находясь дома?

1. Счет

Сольные упражнения, идеально подходят для проработки собственного ощущения «включенности». Часто психологи рекомендуют прибегать к методике просчета в уме. Допустим, совершая или планируя любую покупку, подсчитайте, какую сумму вы должны отдать продавцу?

Такой метод не только повышает уровень и реакции, но и прокачивает память.

2. Слуховые сигналы

Упражнение 1

Реакция чувств неоспоримо важна в подобной тренировке. Я советую вам привлечь семью для совместных занятий. Вам потребуется на определенные слуховые сигналы, отвечать характерным образом.

Например, выработайте рефлекс приседания при слове «стой», при посвистывании - прыгните вверх, при команде «оп» — поднимите левую ногу вверх.

Чем разнообразней будут задания - тем эффективней. Начинайте с базовых и простых комбинаций, постепенно увеличивая нагрузку. Постарайтесь использовать максимальное количество групп мышц в процессе занятий.

Это позволит вам наладить и осознать прямой сигнал мозга в привязке с координацией движений, а также выработать определенный рефлекс, что может вам спасти жизнь.

Упражнение 2

Например, при звуке выстрела логичней всего отпрыгивать в сторону или прикрывать голову руками, одновременно приседая. Это повышает развитие ловкости тела и готовности к неожиданностям. Работа со слуховыми раздражителями очень продуктивны. Сам звуковой посыл непременно должен быть понятным и знакомым.

Но обязательным условием выступает факт того, что источник должен быть для вас скрытым. Можно попробовать расположиться к нему спиной или находиться с повязкой на глаза.
Практикуя подобные методики вы научитесь здраво реагировать на поступающие звуковые уловки и заранее вырабатывать правильную поведенческую реакцию.

3. Осязание

Упражнение 3

В вопросе увеличения скорости реакции, прекрасно себя рекомендуют задачи на осязание. Работать нужно с закрытыми глазами или повязкой.

Предлагаю вам эффективное упражнение на развитие быстрой реакции с помощью тактильных ощущений.

Сядьте на стул. Ваши руки должны быть перед собой и на ширине плеч. Для проработки вам потребуется партнер, который будет неожиданно и точечно прикасаться к вашему туловищу сзади.

После того, как вы ощутили прикосновение, вам нужно, как можно скорее хлопнуть в ладоши (на уровне солнечного сплетения). Ваша цель — уменьшить интервал между прикосновением и произведенным хлопком.

Упражнение 4

Еще одно отменное упражнение базируется на ловкости рук. Попросите ребенка прижать обычную, ученическую линейку с стенке. Ваш личный тренер должен держать ее по средине большим пальцем и внезапно отпускать.

Как только она начнет свободно падать, ваша основная миссия - перехватить ее большим пальцем до того времени, как она свалится на пол. Хорошее настроение и азарт вам гарантированны, поэтому смело беритесь за выполнение.

4. Зрение

Упражнение 5

Все мы знаем, что 90% информации, поступающей в наш мозг — заслуга зрения. Поэтому, очень важно тренировать зрительную реакцию на раздражители, научившись отсеивать лишние, мешающие факторы.

Для выполнения следующего задания вам понадобится импровизированная ширма или стойка, а также партнер. Его задача - показывать вам из-за укрытия разнообразного рода предметы с медленной скоростью.

Ваше условие - демонстрировать реакцию только на оговорены ранее предметы. Со временем увеличивайте частоту демонстрируемых атрибутов и добавляйте звуковые триггеры. Благодаря этому вы сможете тренировать одновременно несколько важных реакций.

Упражнение 6

Обязательно практикуйте игры с поиском различных отличий между предметами. Для этого могут подойти игры на компьютере или «живая» игра. Ее суть заключается в том, чтобы один человек одел на себя максимальное количество элементов одежды или аксессуаров. Задача тренера - замереть в определенной позе, а после того, как участник запомнил расположение элементов гардероба, изменить их положение.

Подумайте на досуге, где именно вам сможет понадобиться приобретенный навык? Обратная связь с вашей стороны на внешний фактор воздействия, должна быть логична, удобна и понятна.

Практикуя вышеупомянутые упражнения, вы сможете заметить, что ваша реакция на окружающую Вселенную увеличилась, аналогично включенности в происходящее «здесь и сейчас». Я думаю, уверенность в личных силах также возрастет и будет положительно отмечена вами.

Друзья, на этом точка.

Обязательно подписывайтесь на обновление блога и рекомендуйте его для прочтения в социальных сетях. В комментариях расскажите о том, как вы тренируете навык правильной реакции на случившееся?

До встречи на блоге, пока-пока!

Чем отличается кикбоксер от бодибилдера?

Если сказать в двух словах, то бодибилдер поднимет больше, а кикбоксёр быстрее. В кикбоксинге, как и в других боевых единоборствах, очень важно развивать взрывную и реакцию. Есть для этого несколько “простых” упражнений, которые задействуют мышцы, недоступные бодибилдерам.

Перед вами список упражнений на реакцию и “взрывную” силу мышц. Добавляйте их в свои тренировки или можете составить из этих упражнений отдельную программу для специальных тренировок 2 раза в неделю.

1. Начнем с игроманов. Некоторые компьютерные игры хорошо развивают подвижность нервных процессов, логику мышления, внимания и памяти, а также совершенствуют быстроту простой и сложной реакции. Только не нужно перегибать палку и сидеть целыми днями за компьютером.

2. из разных начальных положений: сидя, лежа лицом вниз или вверх, с упора лежа, лежа в противоположном направлении бега. Упражнения выполняются по сигналу, в группе, или по одиночно, но обязательно на время. Лучше всего наперегонки – включается соревновательный эффект.

Выбирайте небольшие дистанции, 10-20 метров, по 5-6 забегов подряд (чередуйте начальные положения), спустя 1-2 минуты отдыха повторить такое же количество забегов. За одну тренировку необходимо выполнить 3-4 серии забегов.

3. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Рекомендуется 3-4 пробежки в одном подходе, за тренировку можно сделать 3 подхода. Отдыхи между сетами до восстановления дыхания или 1-2 минуты.

Можно усложнить для разнообразия бегом по пересеченной местности или в горку.

4. Во время утренних пробежек на большое расстояние чередуйте медленный бег с резким ускорением 5-10 сек.

5. Одиночные удары руками или ногами по снаряду с максимальной скоростью. Один удар за раунд или одну серию, следующий раунд меняем удар. При отсутствии снаряда можно практиковать удары в воздух.

6. Сделайте упражнение более эффективней – выполняйте серии ударов руками и ногами с максимальной частотой. Необходимо делать по 5-10 ударов, в течение 10 секунд. Серии комбинируйте из ударов руками, ногами, защиты и передвижений. Выполняются 3-4 раунда через 2-3 минуты отдыха.

7. Когда я тренировался в секции бокса, у нас было хорошее упражнение на развитие взрывной силы и скорости. Мы называли его “спутник”. Из глубокого приседа вы должны выпрыгнуть, как можно выше и при этом нанести максимальное количество ударов руками (не меньше 4). 10-20 выпрыгиваний в одном подходе. Отдых между подходами 1 минута. Делаем 3-4 подхода.

8. тоже можно сделать “взрывными”. Для этого прыгаем с двойным прокручиванием, с перекрещиванием на максимальной скорости, прыжки вперед-назад и в стороны со скакалкой.

9. Уклоны от брошенного партнером мяча, с нарастающей скоростью бросков мяча, или с сокращением дистанции. Выполнять по самочувствию.

10. Отбивание брошенного мяча, защищая условный сектор. Необходимо оговорить заранее условия – отбивать можно либо одной рукой, либо только руками, либо только ногами, и т.д. Условия очень гибкие – можно менять дистанцию, скорость подачи мяча, размер мяча, размер «ворот» и т.д.

11. Игра в «пятнашки» ногами. Один должен задеть своей ногой стопу соперника, потом наоборот. Хорошо развивает реакцию и скорость.

12. Отработка и защиты с партнером из боевой стойки. Партнер наносит поочередно удары левой\правой рукой, от которых вы должны увернуться. Можно менять скорость нанесения ударов, очередность рук\ног, и т.д. Чем больше разнообразия – тем лучше.

13. Бег по лестнице с максимальной частотой и скоростью. В зависимости от длины лестницы 2-3 пробежки с перерывом в минуту. Выполнить 5-6 подходов. Через ступеньку не перешагивать!

14. Серийные прыжки в длину с места. 5-6 подходов, состоящих из 5-10 прыжков подряд.

15. Бег с препятствиями. Бег с использованием легкоатлетических препятствий. 6 подходов по 100 метров.

16. Запрыгивание на подставку. Подберите для себя подставку высотой 30-60 см, и выполняйте по 10-15 прыжков с мгновенным соскоком с препятствия и без паузы перед следующим выпрыгиванием. Выполнять 3-4 подхода. С течением времени необходимо увеличивать высоту препятствия.

17. Из упора лежа (как при ), опускаясь вниз, делаем рывок и запрыгиваем руками на подставку, уже на подставке опускаемся вниз и делаем рывок, отталкиваясь вверх и слегка назад, приземляемся на пол в исходное положение.

18. Броски теннисного мяча в цель и на дальность (левой-правой рукой).

19. Броски футбольного (баскетбольного) мяча вверх, над головой (левой-правой рукой).

20. Спрыгивание с возвышенности, с резким подпрыгиванием вверх, доставая носочки ног пальцами рук.

Пользуйтесь на здоровье, читайте мой сайт и подписывайтесь на мой YouTube канал:

Каждый человек стремится к саморазвитию. Кто-то учится и познаёт новое, читает и занимается спортом, увлекается медитацией и изучению себя и своих возможностей. Этот процесс длится на протяжении всей жизни и чем больших успехов человек достигает, тем большего ему хочется и тем чётче он понимает, что нет пределов для совершенствования ума, тела и духа. Нельзя определить какая из сфер важнее, потому что они все тесно связаны друг с другом. Нужно не только заботиться о повышении уровня знаний, но и постоянно заниматься спортом, знать, как развить реакцию, быстроту и выносливость. Для гармоничного развития и здоровья необходимо улучшать не только умственные, но и физические способности, которые оказывают непосредственное влияние на скорость мышления.

Реакция – это одна из самых важных для человека функций организма.

Она не только помогает ему быстро реагировать на различные опасности и раздражители, подстерегающих его в повседневной жизни, но и быстро решать всевозможные задачи и обрабатывать большое количество информации. При нынешнем ритме жизни скорость реакции играет важную роль для любого человека как для спортсмена, так и для бизнесмена. Ведь не зря говорят:

Отчего зависит скорость реакции?

В первую очередь скорость реакции зависит от быстроты передачи нервных импульсов и особенностей нервной системы. Они индивидуальны и являются врождёнными. Увеличить эти показатели практически невозможно. Однако при постоянных тренировках скорость реакции можно заметно улучшить.

Также она зависит от таких факторов, как:

  • Пола и возраста.
  • Состояния центральной нервной системы.
  • Силы мышц и скорости их перехода из расслабленного состояния в напряжённое.
  • Подвижности суставов.
  • Питание, усталость и режим сна.

Кроме этого, немаловажным является и то, занимается ли человек каким-либо видом физической активности. Сюда можно отнести почти все виды спорта, танцы и прочее. При систематических занятиях скорость реакции увеличивается в несколько раз. Это относится не только к физическим показателям также ускоряется работа мозга, человек быстрее соображает и ему меньше времени нужно для принятия решения или обработки информации.

Как проверить скорость реакции?

Есть масса тестов, при помощи которых можно определить скорость реакции. Есть возможность пройти такие исследования, посетив специального врача - психофизиолога.

Проверить скорость реакции также можно в домашних условиях. Сделать это довольно просто. В сети есть масса сайтов, на которых можно проверить скорость своей реакции. Их можно найти без труда просто введя запрос в поисковике. Для достоверности информации испытуемый должен быть отдохнувшим и выспавшимся. Обычно такие тесты построены на принципе изменения цвета или появления на экране какого-либо знака. Нужно нажать на определённую клавишу как можно быстрее. Программа определит и выдаст количество миллисекунд, за которое мозг реагирует на перемену цвета. Чем меньше цифра, тем лучше реакция. Такие тесты можно использовать не только для определения своих показателей, но и для их улучшения.

Также существует простой тест, известный ещё с советских времён. Для него необходима только линейка (не менее 30 см) и помощник. Испытуемый должен вытянуть руку перед собой ребром ладони вниз. Помощник берёт линейку вертикально за верхний край. Её нулевая отметка находится вровень с нижним краем ладони на расстоянии нескольких сантиметров от неё. Примерно через 5 секунд после того, как сказали: «Внимание!» исследователь отпускает линейку и испытуемый должен её поймать. Чем меньше расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки, тем быстрее скорость реакции.

Методы развития и улучшения реакции

Не стоит расстраиваться, если после прохождения тестов, полученные результаты не такие, как хотелось бы. Нужно просто знать, как развить реакцию. Существует несколько упражнений и методов для улучшения реакции. При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать и уже после нескольких недель, можно будет заметить значительную разницу.

Одним из самых действенных являются компьютерные игры (шутеры, симуляторы, гонки и т. п.). Несомненно, это отличная новость для геймеров. Однако не стоит злоупотреблять играми, так как ежедневное нахождение перед компьютером больше нескольких часов, наоборот, ухудшает не только скорость реакции и мыслительных процессов, но и состояние организма в целом. Кроме того, это должно быть частью общего комплекса различных упражнений.

Кроме того, как уже упоминалось, спорт благотворно влияет не только на состояние мышц и тела, но и на работу мозга. В боевых искусствах, боксе, теннисе и многих других видах физических занятий особое место выделяется отработке или отбиванию ударов, а также уклонению от них. Без развития скорости реакции просто невозможно заниматься большинством видов спорта. Со временем организм привыкает к нагрузкам и их приходится увеличивать и усложнять задания. Необходимо также периодически менять темп, интенсивность и периодичность упражнений, чтобы мозг не привыкал к ним, а постоянно перестраивался и развивался. Благодаря тонусу и развитию мышц, а также постоянной практике, скорость реакции и другие показатели будут расти.

Не стоит забывать, что правильное питание, здоровый, полноценный сон и отсутствие вредных привычек тоже положительно влияют на скорость реакции. Иногда после восстановления нормального режима дня мозговая активность заметно улучшается, а это, в свою очередь, благотворно сказывается на всех характеристиках.

Упражнения для увеличения скорости реакции

Многие не знают, как развить скорость реакции самостоятельно. Есть несколько упражнений, с помощью которых это можно сделать дома. Можно выполнять их вместе с детьми или всей семьёй.

  1. Для упражнения понадобится теннисный мяч. Один из игроков подбрасывает его вверх, а другой должен хлопнуть в ладоши в момент его соприкосновения с полом или землёй. Необходимо, чтобы время обоих действий совпало.
  2. Один игрок стоит позади другого на расстоянии примерно 1,5 м. Оба смотрят в одну и ту же сторону. Задний игрок держит в руках мяч. Он кричит: «Окей» и после этого передний разворачивается лицом к нему. Игрок с мячом говорит: «Право/лево» и бросает его в указанную сторону. Повернувшийся игрок должен быстро среагировать и словить его. В течение игры можно меняться ролями или взять каждому по мячу и бросать их одновременно.
  3. Наверное, всем с детства известна игра, когда один человек вытягивает руки вперёд ладонями вниз. Второй держит свои точно под ними на небольшом расстоянии и в таком же положении. Он должен без предупреждения хлопнуть первого игрока по рукам. В свою очередь тот должен успеть убрать их. Так же, как и в предыдущем варианте, можно меняться местами.

Несмотря на то, что большинство таких игр кажутся довольно детскими и примитивными, они отлично улучшают скорость реакции. Кроме того, они помогают расслабиться и , что помогает мозгу улучшить свои функции. Желательно, все упражнения делать с кем-то. Появится соревновательный момент и захочется сделать все быстрее. Это станет дополнительным стимулом выиграть.

Не нужно забывать, что, кроме развития реакции с помощью физических занятий, нужно давать нагрузку мозгу, выполняя всевозможные упражнения. Это могут быть специальные компьютерные программы для ежедневного выполнения, задания в которых постепенно усложняются.

Бодо Шефер сказал в своё время:

Только слабые и ленивые люди могут оправдывать свои неудачи наследственностью или внешними факторами. Сильные личности делают все возможное и невозможное для того, чтобы добиться успеха. Этот принцип работает во всём: и в спорте, и в личной жизни, и в саморазвитии.

Время реакции человека зависит от типа раздражителя. Так, на звуковые и тактильные раздражители человек реагирует быстрее всего. В среднем время, за которое нервные импульсы от соответствующих рецепторов достигают коры головного мозга, перерабатываются, а затем организм реагирует на раздражитель, составляет от 100 до 180 мс. Зрительные образы обрабатываются в полтора раза дольше. Еще больше время реакции со стороны обонятельной системы. Чем сложнее решение, которое нужно принять в конкретной ситуации, тем больше будет время реакции.

Как развить реакцию и зачем нужно это делать? Помимо того, что есть определенные занятия, требующие быстроты реакции (спорт, вождение транспорта), от этого качества часто зависит и безопасность человека. И хотя обуславливается многими факторами (интенсивность раздражителя и его тип, половозрастные особенности, настрой человека, темперамент), тренировка также имеет немалое значение.

Доказано, что лучший период для развития таких качеств, как ловкость и координация движений, которые также предполагают быструю реакцию, продолжается до 13 лет. Это не значит, что развитие реакции у взрослого человека - занятие безнадежное. Однако не упускайте момент. И если вам кажется, что над этой сферой умений ребенка следует поработать, узнайте, как развить реакцию через игры и несложные упражнения. Они будут полезны детям независимо от их темперамента, ведь они развивают комплексные умения. Это и внимание, и ловкость, и умение взаимодействовать с другими, и усвоение правил и дисциплинарных требований. Кроме того, они отлично организуют досуг детей- среди них есть и малоподвижные занятия. Ниже вы не только найдете подсказки, как развить реакцию в игровой форме. Некоторые задания могут использоваться и в обучении различным предметам.

Для малышей

Курица с цыплятами

Водящий (сначала взрослый) - это курица. Для наглядности можно одеть и головной убор. Курица с цыплятами выходит на прогулки, по команде водящего: "Коршун!" все прячутся в укрытие. Потом водящим может стать один из детей, а игру можно усложнять путем возведения препятствий у входа в укрытие.

Кошка и воробьи

В центре небольшого круга - кошка. Воробьи находятся за его пределами. По сигналу взрослого воробьи прыгают в круг и обратно, задача кошки - поймать тех, кто находится внутри. После того, как всех воробьев переловили, выбирается другая кошка.

Для улицы, спортзала

Рыбаки и рыбки

Игра со скакалкой. Рыбак становится в центр круга, образованного рыбками. В руке он держит сложенную пополам скакалку, наклоняется и кружится с нею. Задача рыбок - успевать перепрыгивать через скакалку- "пойманная" первой рыбка становится рыбаком.

Гуси-лебеди

На площадке разграничиваются "гусятник", "поле" и "логово", дети делятся на две группы. По команде: "Гуси-лебеди, в поле!" гуси выходят погулять. По сигналу: "Волки!" гуси убегают от преследователей, пойманными они считаются до черты "гусятника". В зависимости от особенностей площадки и возраста участников можно создавать препятствия и использовать рельефы местности (например, холм).

С мячом

Помимо общеизвестных спортивных игр и упражнений можно задействовать всевозможные вариации игры "горячая картошка", когда мяч бросается (возможно, сидя- передается, а можно и с закрытыми глазами или за спиной) друг другу по цепочке. Участники могут быть расположены и в произвольном порядке. Можно также вспомнить и игры с заданием, которое должен выполнить ловящий мяч. Содержание такой игры может зависеть от изучаемого с детьми материала.

Малоподвижные

Запрещенное движение

Стоя на месте, дети выполняют за руководителем его действия. Все, кроме "запрещенного", обговариваемого заранее. Те, кто был не очень внимателен, выбывают из игры либо перемещаются в конец шеренги.

Кодовое слово

Дети выполняют команды руководителя, но только в том случае, если перед этим было произнесено кодовое слово. Его можно выбрать любое, "пожалуйста" или иное, на усмотрение руководителя.

Эта игра может быть переведена и в разряд подвижных и использоваться на самых разных занятиях, и в качестве разминки перед уроком физкультуры, и при обучении малышей иностранному языку. Надеемся, что эти простые и известные с детства игры не только подскажут вам, как развить реакцию у ребенка, но и доставят немало интересных минут.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Задержка реакции - способность подумать, прежде чем начать действовать, не поддаться искушению сказать или сделать что-то до оценки ситуации. Отсутствие этого навыка у взрослых намного более заметно постороннему наблюдателю, чем наличие, потому что большинство из нас контролируют себя, что позволяет успешно взаимодействовать с окружающими как дома, так и на работе. Из этой статьи вы узнаете, как развить задержку реакции у ребенка.

Как развить задержку реакции у ребенка

Некоторые успешно пользуются навыком задержки реакции, пока не оказываются в эмоционально напряженной ситуации. В наше время быстрой связи злые письма, о которых отправитель жалеет тут же (или после получения злобного ответа), - обычный результат неумения сдерживаться. Наша способность думать, прежде чем действовать, также снижается, когда организм ослаблен алкоголем, недостатком сна или стрессом. Если вы склонны делать поспешные выводы, или действовать, не собрав необходимые факты, или говорить первое, что придет в голову, не подумав, - скорее всего, у вас плохо развит навык задержки реакции.

Учимся развивать навыки задержки реакции

Как мы уже говорили, навык задержки реакции возникает в младенчестве. Его зачатки позволяют ребенку «выбирать», реагировать или не реагировать на то, что он видит перед собой. До его появления малыши по большей части зависят от окружения. Если что-то попадает в поле их зрения, они зацикливаются на этом, пока не выяснят, что к чему. Вместе с навыком задержки реакции появляется возможность игнорировать помехи при достижении цели. Когда дети начинают понимать речь, способность сдерживаться развивается, потому что они могут усвоить правила, данные другими (например: «Не прикасайся к горячей плите»).

Как и настойчивость в достижении цели в наиболее развитой форме может быть высшим организационным навыком зрелого человека, задержка реакции - фундаментальный навык, основа для остальных. Ребенок, не способный противостоять импульсам, не может сам начинать работу, сосредоточиваться, планировать, организовывать свои дела или решать проблемы. Ребенок, умеющий подавлять сиюминутные импульсы, имеет значительное преимущество в школе, легче заводит друзей и в итоге успешнее достигает своих целей.

Способность ребенка задерживать реакцию

Известное исследование, проведенное много лет назад, показало, что дети различаются по способности задерживать реакцию, и именно это обусловливает их успехи в дальнейшем. Трехлетних детей оставляли в комнате с одной зефиринкой и давали выбор: съесть ее или подождать, пока не вернется взрослый и не даст им вторую. Через одностороннее зеркальное стекло ученые увидели, что некоторые дети могли сдержать импульс съесть сладость, разговаривая с собой, стараясь не смотреть на нее или отвлекаясь иным способом. Много лет спустя ученые проследили за успехами этих детей и обнаружили, что те, кто в трехлетнем возрасте смог сдержать себя, со временем получали лучшие оценки в школе, намного реже нарушали закон и были более успешны в других сферах.

Время проявлений навыков

По мере взросления дети становятся более искусными в применении основных организационных навыков. Однако к задержке реакции это утверждение не относится. Этот навык, по-видимому, часто нарушается в подростковом возрасте. Неврологи, занимающиеся изучением изменений мозга в этот период, обнаружили, что существует «разрыв связи» между подкорковыми структурами мозга, где возникают эмоции и импульсы, и предлобной корой, где принимаются рациональные решения.

Постепенно, в подростковом и даже зрелом возрасте, соединения укрепляются. В результате способность сдерживаться усиливается. Пока соединения не укрепятся, молодые люди чаще принимают решения интуитивно, не на основе рационального мышления, за которое отвечают лобные доли.

Подростки переживают и другие изменения, которые требуют контроля импульсов. Обретение автономии - важнейшая задача развития, которая упрощается, когда подростки попадают под влияние сверстников и начинают оспаривать родительский авторитет. К сожалению, хотя этот сдвиг и помогает повысить независимость, он также обусловливает большую импульсивность. Ко всему прочему, общество в целом ослабляет контроль, давая подросткам больше свободы в выборе, как и с кем проводить свободное время. И это может привести к неверным решениям. Если повезет, такие решения в результате станут хорошими уроками и не нанесут непоправимого ущерба детям или кому-то еще. Но мы можем повысить шансы на успех, если будем активно помогать детям учиться контролю импульсов.

Насколько успешно ваш ребенок контролирует свои импульсы по сравнению со сверстниками? Нижеприведенный опросник поможет вам ответить на этот вопрос, подтвердив или опровергнув предварительные оценки. Вы сможете внимательнее изучить, как часто ваш ребенок использует этот навык.

Насколько успешно ваш ребенок сдерживает реакции

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа детский сад

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может придерживаться простых школьных правил (например, поднимать руку, прежде чем высказаться)
  • Может находиться рядом с другим ребенком, не трогая его
  • Может подождать, пока родитель договорит по телефону, прежде чем сказать ему что-то (иногда нужно напоминание).

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Может разрешить конфликтную ситуацию со сверстниками без драки (иногда теряет терпение)
  • Следует школьным и домашним правилам, даже когда взрослых нет рядом
  • Может успокоиться в эмоционально напряженной ситуации после напоминания взрослых.

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен не реагировать на колкие замечания или провокации сверстников
  • Может отказаться от развлечений или быстро спланировать «запасной» вариант
  • Не обижает друзей.

Если вы присудили по 2-3 балла каждой способности в соответствии с возрастом ребенка, вероятно, он не страдает от недостатка этого навыка, но может только выиграть от небольшой коррекции поведения. Если вы поставили только нули и единицы, скорее всего, ребенка необходимо обучить этому навыку. Чтобы помочь вам сформировать собственную стратегию корректировки, мы приводим пару подробных сценариев, описывающих ситуации, с которыми родители часто обращаются к нам.

В каждом случае мы описываем изменения среды, последовательность обучения навыку и стимулы, которые помогут ребенку закрепить его использование.

Правила обучения навыкам задержки реакции

Всегда учитывайте, что маленькие дети практически не могут контролировать свои импульсы. Вроде бы это очевидно, но, если ваш ребенок не только рассеянный, но и умный, легко забыть, что врожденный интеллект не связан с навыком задержки реакции, особенно если ребенку всего 4-6 лет. Этот навык начинает развиваться в младенчестве, но у дошкольников и учеников начальных классов очень много конкурирующих потребностей (желание съесть четыре шарика мороженого вместо одного, лечь спать попозже, потому что ни капельки не устал, или броситься через школьную парковку, забитую машинами, пытающимися выехать с нее, потому что увидел лучшего друга на другой стороне). Мы можем устранять соблазны: контролировать количество съеденных сладостей, определять порядок приготовления ко сну, устанавливать правила поведения (например, за столом и при общении с другими детьми) и обеспечивать надзор в ситуациях, когда импульсы могут довести до беды (вспомните о парковке). Определение границ помогает маленьким детям понять, что такое контроль импульсов, и развить навык задержки реакции.

Чтобы развить задержку реакции научите ребенка ждать удовлетворения сиюминутных порывов в течение некоторого времени. Умение ждать - основа развития более сложных навыков. Если у вашей дочери проблемы с ожиданием, установите таймер и скажите, что, когда раздастся сигнал, она сможет сделать или взять то, что хочет. Поначалу устанавливайте небольшой интервал и постепенно увеличивайте время ожидания. Порядок действий преследует ту же цель («Сначала сделай задание по правописанию, а затем играй в видеоигры»).

Требование «заслужить» то, чего хочет ребенок, - еще один способ научить ожиданию и сдерживанию импульсов. Если ребенку это тяжело дается, дайте ему возможность видеть свой прогресс, например, ведите график или таблицу.

Помогите детям понять, что слабый контроль импульсов чреват неприятностями. Иногда проблемы возникают естественным образом (например, если сын будет бить своих приятелей, они не захотят играть с ним), в других случаях придется применить наказание («Если ты не можешь делиться своей игровой приставкой с братом, я заберу ее на какое-то время»).

Подготовьте ребенка к ситуациям, которые потребуют контроля импульсов, предупредив заранее. Спросите: «Какие у нас правила для видеоигр?» или «Что ты будешь делать, если перед самой длинной горкой в аквапарке будет очередь ребят, которые хотят спуститься с нее?»

Отрабатывайте навык задержки реакции с помощью ролевых игр. Детям, как и взрослым, сложнее контролировать импульсы в напряженных ситуациях, когда они чрезмерно устали или слишком возбуждены (например, в праздники). В таких случаях сформулируйте предполагаемую проблемную ситуацию и сыграйте роль того, кто может негативно повлиять на способность вашего ребенка подумать, перед тем как действовать.

Перед тем как ребенок попадет в ситуацию, требующую определенного поведения, намекните ему об этом, а затем похвалите за самоконтроль. Допустим, вы усердно пытаетесь научить своего ребенка избегать драк, когда он выходит гулять с соседскими детьми. Перед тем как он выйдет на улицу, спросите: «Над каким поведением мы сейчас работаем?» - и затем посмотрите на результат. Тогда вы сможете быстро предложить вознаграждение, если ребенок покажет, что стремится контролировать себя. Очень важно, чтобы кто-то из родителей был в непосредственной близости (или как минимум мог наблюдать за ребенком на небольшой дистанции, например через окно), сам видел его поведение, а не надеялся на правдивый ответ. Ваше присутствие важно и потому, что вы должны поощрить и укрепить положительное поведение ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх