Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке.

Новорожденный ребенок постоянно развивается, растет и радует своих родителей и близких. Но как бы то ни было, у взрослых всегда имеются опасения: их тревожит развитие детей, и есть сомнения относительно правильного воспитания и родительских обязанностей. В 4 месяца новорожденный уже многое должен уметь делать, а вот что именно, стоит разобраться подробнее.

Каким должно быть физическое развитие

В 4 месяца ребенок увеличивает свою массу тела примерно до 5,5-6 килограммов. Разумеется, при подсчете следует учитывать вес при рождении и наследственный ген. Вес девочки будет немного меньшим, чем у мальчиков.

За 4 месяца новорожденный вырастет до 60-63 сантиметров, 40-45 сантиметров должна быть окружность головы, а окружность грудной клетки от 40 до 43 сантиметров.

Средние показатели физического развития вносятся в таблицу, которая составлялась согласно статистическими исследованиями. Данные таблицы пригодятся родителям, чтобы узнать, в норме ли физическое развитие детей:

Возраст по месяцам. Рост в см, девочек Рост в см мальчики
Новорождённые дети 49 51
1 мес. 52 54
2 мес. 55 58,5
3 мес. 57 61,5
4 мес. 61 64,5
5 мес. 62 67,5
6 мес. 65 68,5
7 мес. 66 69
8 мес. 68 71,5
9 мес. 71 73,5
10 мес. 72 74,5
11 мес. 73,5 75,5
12 мес. 74 76,5

Что должен уметь делать четырехмесячный младенец

Кроме физического развития, родители должны следить и за новыми навыками, которые уже умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Удерживать хорошо голову, находясь у взрослых на руках.
  2. Переворачиваться на спину или на бок.
  3. Сидеть, если родители его будут поддерживать.
  4. Подниматься на локтях из лежачего положения на животе.
  5. С интересом рассматривать новые предметы и пространство.

Дневной отдых должен быть до приема обеда и после него. Первый сон длится примерно 1-1,5 часа, второй – 2-2,5 часа. Для ночного сна детям требуется 10-12 часов, при этом учитывается перерыв сновидений для очередного кормления.

Взрослые должны, как и ранее, предоставить детям надлежащий уход. То есть ребенок 4-х месяцев должен получать:

  • сбалансированное питание в определенные часы;
  • ежедневное купание и своевременное подмывание;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Новорожденный в 4 месяца умеет легко переворачиваться, двигаться, как ему захочется, поэтому нужно выбирать для него такую одежду, которая не будет сковывать его движения. Конечно, когда дети активно выполняют упражнения, взрослым следует быть вблизи, чтобы обезопасить игровые движения. Не пытайтесь часто усаживать детей, хоть они и будут радоваться данному процессу, ведь уверенно это упражнение должен уметь делать ребенок уже после того, как пройдет 4 месяца, то есть в 6 месяцев.

Родителям нужно обязательно контролировать показатели роста и массы тела, сравнивать данные с таблицей. Если полученные данные будут далеко от нормы, то лучше посетить детского врача, чтобы специалист разъяснил непонятную ситуацию.

Познавательные навыки и эстетическое развитие

В 4 месяца ребенок должен узнавать новое и познавать окружающий мир при помощи:

  • детского зрения;
  • осязания и слуха;
  • вкусовых рецепторов.

Дети уверенно держат в руках игрушки, бросают их, постоянно что-то тянут в рот. Производя разные движения, становится понятно, что некоторые виды игрушек способны зазвенеть, другие – упасть на пол и не вернуться, а третьи – могут необычно звучать и так далее. Если эти манипуляции понравятся детям, то они обязательно будут повторять все движения, так как данный процесс приносит им настоящее удовольствие. Ведь довольно часто можно наблюдать, как младенец в 4 месяца постоянно выкидывает игрушку из кроватки и наблюдает за ее падением или подолгу стучит интересным для себя предметом. А вот новая забава, даже если она окажется очень красочной и красивой, вообще не завлекают детей, если исследования не понравятся новорожденному.

Когда детей держат взрослые на руках, они начинают осматривать все вокруг, вертят головой, при этом поворачивают ее именно в ту сторону, откуда доносится звук. Ребенок в 4 месяца должен уметь распознавать мелодию, то есть если играет спокойная песня, то он просто ее слушает, но как только заиграет веселая, он начинает «пританцовывать», руки и ноги при этом активно делают движения, напоминающие танец. От внимания не уйдет ни один яркий предмет, будь то игрушка или тарелка для кормления.

Что нужно учитывать при выборе игрушки

Чтобы ребенок в 4 месяца активно развивался, с интересом познавал все новое, лучше покупать для него яркие игрушки с красивым дизайном, конечно, из экологически чистого материала. Очень интересны будут такие игрушки:

  • яркий «Ванька-встанька»;
  • погремушки, в которых есть крупные по размеру бусинки;
  • разного вида кубики.

Ни в коем случае нельзя давать для игры мелкие предметы, оставлять детей без присмотра с игрушкой в руках. Чтобы понять, как играть с новым предметом, родителям следует немного помочь, к примеру, «Ваньку-встаньку» нужно опрокинуть взрослым, а младенец в это время обязательно станет наблюдать за движением, и в скором времени будет самостоятельно делать такие манипуляции. Специалисты рекомендуют периодически менять игрушки для развития, а старые прятать на определенное время. В дальнейшем можно вновь менять игрушки, и ребенок станет воспринимать старую забаву за новую, что непременно доставит ему массу удовольствия.

Навыки речи у младенцев

Именно в 4 месяца ребенок начинает активно общаться с помощью речи. В этом возрасте он должен уметь:

  • издавать своеобразные звуки;
  • произносить так называемое гуление;
  • произносить сложные сочетания с разными интонациями, которые называют «свирелью».

С этого возраста детский слух пытается уловить взрослые голоса, в дальнейшем прослушиваемые звуки дети пытаются повторять. Довольно часто они начинают диалог со своим родителями или близкими, которых хорошо знают.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.

Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе. В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.

На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро - вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.

Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:

  1. Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
  2. Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
  3. При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
  4. Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
  5. В руках исчезает гипертонус.
  6. Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
  7. При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.

Отсутствие этих умений и навыков - знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.

Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.

В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.

С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.

Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.

Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького

Слух ребенка в 4 месяца - еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.

В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.

Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры

В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.

Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.

С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий - их безопасность.

Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.

Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры - шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.

Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:

  1. Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры - накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
  2. «Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были - у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
  3. «Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу - сердце, указательному - желудок, безымянному - ЦНС, среднему - печень, большому - головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».

Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж , заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.

Питание ребенка в 4 месяца

Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.

В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании. Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.

Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.

Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.

Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.

Специально для - Диана Руденко

В четыре месяца ваш малыш, и вы вместе с ним, уже успели отдохнуть от плача по поводу болей в животике и вступили в новую фазу осознанного общения. Его тельце уже полностью освобождено от скованности мышц, а если все еще сохранился тонус в ребенка 4 месяца, проявляющийся сжатыми кулачками и плотно прижатыми к телу ручками, следует обязательно обратиться к врачу. Вам порекомендуют массаж и консультацию детского невролога, с которым вы сможете найти решение проблемы.

Особенности физиологического развития

Грудничок в четыре месяца, развитие которого проходит правильно, становится очень активным и общительным. Его интересует все вокруг, он с удовольствием рассматривает и обсасывает игрушки, а слюна из ротика течет рекой. Для некоторых мам это становится сигналом скорого прорезывания зубов. Однако это не так, и ожидание первых зубиков следует отложить до . Повышение интенсивности работы слюнных желез связывайте с заботой матушки-природы. Так она защищает ребенка от попадания в пищевод бактерий с тех же игрушек и кулачков, которые оказываются в ротике очень часто.

Сон ребенка в 4 месяца становится более глубоким. Продолжительность ночного отдыха составляет 8-10 часов, а вот днем кроха может лишь ненадолго укладываться пару раз утром и ближе к вечеру. И хорошо поспать днем, до 3 часов, после плотного перекуса и во время прогулки в коляске.

Если нет медицинских показаний, вводить прикорм в этом возрасте не нужно. Малыш прибавляет в весе, значит ему абсолютно достаточно вашего молочка или смеси. Стул ребенка в 4 месяца на грудном вскармливании все такой же кашеобразный, регулярный. Какают крохи 3-5 раз в сутки. У искусственников периодичность может быть такой же или меньшей. При хорошем самочувствии не страшно, даже если ребенок опорожняет кишечник через день.

В этом периоде вы вновь заметите, как подрос малыш. Рост ребенка в 4 месяца достаточно активный, прибавка же в весе наблюдается в пределах норм, установленных педиатрами. Это связано с тем, что малыши, как правило, живут по установленному режиму и не переедают. О показателях веса ребенка в 4 месяца, роста и окружности головы вам расскажет таблица ниже.

Основные навыки

Навыки ребенка в 4 месяца становятся еще более разнообразными. Самое важное, что уже сейчас он пытается сидеть. Если ребенок садится в 4 месяца самостоятельно, не препятствуйте ему. Следите только за тем, чтобы положение «сидя» было более плавным, с наклоненной спинкой или подушкой. Возить сидящего кроху в коляске еще не следует, а вот в автокресле с непрямой посадкой уже вполне можно.

Другие особенности, которые характеризуют правильное развитие 4 месячного ребенка, читайте ниже.

  • Приподнимает голову и плечи, лежа на животике. Нередко малыш опирается на ручки и полностью выпрямляет их. Так гораздо лучше видно все вокруг!
  • Переворачивается с животика на спинку, а иногда и обратно! Если малыш 4 месяца не переворачивается, попробуйте научить его этому: придерживая ровной одну ручку и ножку, лежащие на поверхности, переверните кроху. Делайте это плавно, с улыбкой и играя, чтобы он не испугался. После нескольких дней таких тренировок, ребенок научится делать перевороты туда и обратно сам!
  • Демонстрирует предпочтение маме (или другому ухаживающему человеку) перед остальными членами семьи. В 4 месяца психологическая привязанность крохи начинает расти. Точно также относится и к игрушкам. У него появляются любимые и нелюбимые предметы.
  • Реагирует на свое имя - важнейший навык из тех, что может ребенок в 4 месяца. Окликая кроху, вы увидите, что он поворачивает головку.

Игры и гимнастика

Для развития малыша 4 месяца крайне важны игры с мамой. Это могут быть ролевые забавы, например, с платочком, под которым прячется мама, а ребенку нужно ее найти. Также среди игр с ребенком 4 месяца полезны:

  • «Неваляшки» : захватите кроху за ночки и ручки, соедините их в пучок и покатайте как неваляшку на спинке;
  • «Повернись за мной» - мама прячется и зовет ребенка;
  • «Поймай меня» - пусть малыш тянется и хватает игрушку, находящуюся у вас в руках.

Прекрасно, когда игры включают элементы гимнастики для детей 4 месяца. Это и перекатывания на спинке, и перевороты на бочок, и, конечно, веселые подкидывания в руках у папы, которые заставляют кроху напрягать все мышцы и выпрямляться в «стойку». Играя и занимаясь, вы поможете мышцам окрепнуть!

Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.

Рост и вес детей в четыре месяца

Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.

Питание

У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.

В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.

Что умеют дети в 4 месяца?

Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.

Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.

Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?

  1. Переворачиваться. Не только с животика на бочок и спинку, но и со спины на живот. Если вдруг это важное умение всё ещё не поддалось вашему чаду, попробуйте побуждать его к переворотам с помощью яркой игрушки, голоса, займитесь тренировкой мышц с помощью грудничкового плавания или массажа.
  2. Лежа держать верхнюю часть туловища на вытянутых ручках, опираясь на ладошки. В таком положении малышу многое видно, он живо интересуется окружающим миром.
  3. Держать голову на одной линии с телом, не перенапрягая шейный отдел.
  4. Ползти по-пластунски. Обычно ребёнку в этом возрасте уже удаётся немного перемещаться, подтягивая себя по направлению к привлекательной для него вещи.
  5. Удерживать погремушку или другую удобную вещь ручкой. Причём это уже не хватательный рефлекс, связанный с захватыванием любого предмета, всунутого в ладошку, а произвольный, волевой процесс, в котором участвует желание малыша.
  6. Понимать, как подвигать или потрясти игрушкой, чтобы услышать звук.
  7. Реагировать на звук, голос, поворачивая голову в ту сторону, откуда он раздаётся.
  8. Узнавать своё имя.
  9. Агукать и лепетать, произносить звуки и слоги «ма», «па», «ба», похожие на первые слова. С радостью отзывается на эти звуки, повторённые мамой, особенно если они снабжены богатой мимикой и различной интонацией.
  10. Различать знакомые и незнакомые лица.
  11. Видеть предметы на расстоянии в несколько метров.
  12. Издавать звуки разного диапазона и громкости, например, громкий визг или тихое мурлыканье под нос.
  13. Возражать при попытке забрать у него игрушку – то, что умеет ребёнок в 4,5 месяца, но не всегда.

Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.

Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.

Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев

Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?

  • побуждайте его к ползанию и захватыванию игрушек, располагая их на небольшом расстоянии от малыша, чтобы он при небольшом усилии мог дотянуться до интересного предмета;
  • если малыш недостаточно освоил технику переворота, можно давать ему свой палец и помогать начать движение;
  • начинайте играть с ребёнком в пальчиковые игры под потешки, например, сорока-ворона, коза рогатая, ладушки, которые развивают и моторику, и эмоциональную сферу;
  • предлагайте новые яркие погремушки, мягкие мячики, обычные предметы разных цветов, но не заваливайте малыша игрушками, на освоение требуется время;
  • купите или сшейте для младенца развивающий коврик с элементами разной фактуры и цвета, пуговицами, молниями, фигурками животных. Изучать его – одно удовольствие для крохи.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх