Детские капризы, истерики и непослушание. Детские капризы и истерики

Анастасия Тырина
Родительское собрание «Капризы и истерики детей 4–5 лет»

Родительское собрание

Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.

Обычно капризы беспричинны , почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.

Необходимо отметить самое главное : капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.

Предлагаем родителям привести свои примеры.

Объяснение всему происходящему следующее :

Все это называется утверждением своего собственного «Я» .

Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!» .

Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.

Безусловно, этот период сложный как для детей , так и для родителей .

Но необходимо помнить :

*скоро этот период пройдет;

*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства)

Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.

Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы

ПРАВИЛА :

1. Первая ситуация

Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать , тянуть маму за руку со словами : «Ну, мама, пойдем!» ….

Как поступить в этой ситуации маме?

ПРАВИЛО 1 : ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ДЕТЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ

Придумайте занятие для ребенка : качели, карусели. Ребенок поймет, что вы о нем позаботились, уделили ему внимание, и с удовольствием будет кататься на карусели. А вы продолжите беседу. Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои дела , желания.

Очень часто, когда к родителям пришли гости , ребенок начинает капризничать – привлекать к себе внимание. Необходимо ребенка занять чем – нибудь (пазлы, мозаика, раскраски и т. д.)

2. Вторая ситуация

Марина была долгожданным ребенком. Поэтому родители ее лелеяли , не чаяли в ней души, потакали всем ее капризам . Даже в 5 – летнем возрасте они одевали и раздевали ее сами, постоянно опекали ребенка. Но в определенный момент и родители и воспитатели заметили : ребенок стал очень капризным , постоянные истерики , слезы, непослушание.

Почему это происходит с девочкой?

ПРАВИЛО 2 : ИСКЛЮЧИТЬ ГИПЕРОПЕКУ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Изнеженные, заласканные дети часто бывают капризны . Чрезмерное внимание и гиперопека утомляют малыша. Ребенок становится непослушным, добивается своего, так как была вседозволенность – «лишь бы ребенок не расстраивался» .

3. Третья ситуация

Артему 4 года 3 месяца.

Артем стал капризным и упрямым ребенком . Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно : ежедневные слезы, истерики .

Недавно в семье родилась девочка . Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной . А тут еще и беспричинные капризы Артема , которые «выбивают маму из колеи» .

С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?

ПРАВИЛО 3 : БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ УДЕЛЯТЬ ДЕТЯМ

Современные исследования показывают, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости : помогая одеться, сесть в машину. Редко встретишь родителя , который просто так, без всякого повода обнимет ребенка, поцелует, погладит его по голове.

Родители мало времени уделяют детям. Причинами может быть занятость родителей , работа, рождение второго - третьего ребенка и т. д. И, как следствие, ребенок становится капризным – привлекает к себе внимание.

4. Четвертая ситуация

Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики : просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.

Как избежать этой ситуации?

ПРАВИЛО 4 : В ЭТОТ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД ЛУЧШЕ ИЗБЕГАТЬ КРИТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

Например, если ваш ребенок закатывает истерики в магазине , то исключите на этот период походы в магазин с ребенком. Ходите в магазин без него, закупите все необходимое на несколько дней.

ПРАВИЛО 5 : НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ И УЙТИ

Во время истерик , капризов никаких шлепков и подзатыльников, никаких споров и уговоров. Истерики и капризы любят «зрителей» . Как только «зрителей» не стало – прошла и истерика .

ПРАВИЛО 6 : ВО ВРЕМЯ ИСТЕРИК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

В момент истерики ребенка можно подойти к окну и обратить внимание, например, на собачку во дворе, или большую машину, выехавшую из гаража. Как правило, любопытство берет вверх, и слезы высыхают.

ПРАВИЛО 7 : ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ В СЕМЬЕ

Дети очень наблюдательны и прекрасно понимают, что за конфетами надо идти к бабушке, «газировку» купит дедушка, мама не разрешает высоко залезать, а папа – наоборот.

В этом сложном пока для ребенка мире ему тяжело сориентироваться как надо правильно поступать, а несогласованность родителей еще больше сбивает его с толку.

А малыш одинаково любит и маму, и папу, и бабушку, и дедушку.

Ни один взрослый, воспитывающий ребенка, не должен отменять запреты другого взрослого.

ПРАВИЛО 8 : БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ В ТРЕБОВАНИЯХ К ДЕТЯМ

Родители очень часто непоследовательны в своих требованиях к детям. Например, мама вчера разрешила сыну поиграть с ее любимой вазой, а на следующий день – нет, так как подумала о том, что ребенок может ее разбить. А малышу непонятно – «почему вчера было можно, а сегодня – нельзя?»

ПРАВИЛО 9 : НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ

Трудно при истериках ребенка сохранять спокойствие, но терпите. В переговоры вступайте, когда ребенок утихнет. Можно обнять его и посочувствовать : «Мне очень жаль, что ты не сдержался» , «Я знаю, что тебе было плохо» . Учите ребенка выражать свое недовольство словами. Спросите : «Что ты чувствуешь?» .

Учите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой. После истерики расскажите , как вас это огорчило, что он бушевал из –за пустяка. Уверьте ребенка, что вы его любите, чтобы у него не возникло чувства вины.

ПРАВИЛО 10 : ПРИУЧИТЕ СЕБЯ К НОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С РЕБЕНКОМ

В этом возрасте дети хотят иметь возможность выбора. Они тоже хотят решать, на какую площадку пойти гулять, к кому в гости пойти. А мы, взрослые, постоянно диктуем им свои условия. Если мы с ребенком как друзья, партнеры, то ребенок инициативен, умеет сам принимать решения. А если мы подавляем его волю, то часто такие дети не могут ответить ни на один вопрос, не оглянувшись на родителей .

Вывод : семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.

Второй раз за день ваш малыш кричит и бьется в истерике, превращая все вокруг в сумасшедший дом? Вы понятия не имеете, как же его успокоить и готовы сесть рядом, кричать или тихо плакать от беспомощности? Плакать и кричать не надо, есть лучший способ справиться с детской истерикой.

Действительно, детские капризы и истерики могут вызывать у вас глубокое раздражение и фрустрацию, но вместо того, чтобы относиться к ним, как к катастрофе, попробуйте использовать истерики, как возможность для обучения.

Почему ребенок устраивает истерику?

Истерика у ребенка может проявляться нытьем и плачем, или еще того хуже, когда дите кричит и воет, как пожарная сирена, пинает и бьет всех и все вокруг, падает на пол, закатывая глаза и перестает дышать. Капризы и истерики, в равной степени, характерны и для мальчиков, и для девочек в возрасте от одного года до трех лет.

Разные дети могут иметь разные типы темперамента – поэтому, у некоторых детей приступы негодования случаются регулярно, а у других чрезвычайно редко. Капризы являются нормальной частью развития ребенка, не следует относиться к ним, как к чему-то экстраординарному и негативному. Дети не взрослые, они еще не научились сдерживать и контролировать себя и свои эмоции.

Вспомните, как вы себя чувствуете, когда вы решили, например, перепрограммировать ваш DVD проигрыватель, но у вас ничего не получается, как бы вы не старались, потому что вы не можете понять как это сделать. Это раздражает, не правда ли? Вы, наверное, ругаетесь плохими словами, кидаете руководство по эксплуатации об стенку, уходите из комнаты, громко хлопая дверью? Это взрослая версия истерики. Маленькие дети тоже пытаются справиться со своими маленькими проблемами, и когда у них не получается, они используют единственный инструмент выражения своего разочарования, который имеется в их распоряжении - истерику.

Несколько основных причин истерики у ребенка, так или иначе, знакомы всем родителям: малыш требует внимания, устал, голоден, болен или испытывает дискомфорт. Кроме того, истерики часто являются результатом детского разочарования в окружающем мире – они не могут заставить что-то или кого-то (например, предмет или родителей) сделать то, что они хотят. Разочарование – это неизбежная часть их жизни, учитывая, что они узнают и учатся, как работает их собственное тело, предметы и люди вокруг. Таким образом, теперь вы понимаете, почему ребенок устраивает истерику.

Перед тем как бороться с детской истерикой

Истерики являются обычным делом для второго года жизни, время, когда дети учатся говорить. Маленькие дети обычно понимают больше, чем могут выразить словами. Перед тем, как бороться с детской истерикой, попытайтесь понять механизм её развития. Вообразите, что вы не можете объяснить кому-то, что вам нужно и чего вы хотите – это раздражает и расстраивает, и в результате может вылиться в капризный плач. По мере того, как ребенок учится и начинает говорить, капризов становится все меньше и меньше.

Другая проблема, с которой сталкиваются маленькие дети – это возрастающая необходимость в автономии и независимости. Малыши желают чувства независимости и контроля над окружающим миром – они хотят и требуют для себя больше независимости, чем в состоянии справиться. Это создает идеальные условия для противоборства с родителями, так как ребенок думает: «Я могу это сделать сам» или «Я хочу это, дайте это мне.» Когда ребенок обнаруживает, что ему не разрешают сделать что-то, а также, что он не может получить все, чего пожелает, тогда мы и получаем результат – ребенок бьется в истерике!

Как справиться с детской истерикой?

Самое главное, о чем вам нужно помнить, когда ваш ребенок в очередной раз заходится в плаче и криках – неважно, какова причина капризов на этот раз, важно – оставаться спокойной и не усложнять ситуацию своим собственным раздражением и фрустрацией. Дети могут чувствовать, когда родители впадают в отчаяние. Это может расстроить ребенка еще больше, и истерика будет продолжаться дольше, а успокоить малыша будет гораздо сложнее. Вместо этого, несколько раз глубоко вдохните и постарайтесь думать четко и ясно.

Ваш ребенок полагается на вас в своих действиях, вы являетесь для него примером поведения. Шлепать по попке не самая лучшая тактика, не поможет; применение физического наказания посылает ребенку сообщение, что использование силы и физического наказания является приемлемым и правильным. Но вы то знаете, что физическое наказание это не выход из ситуации? Вместо этого, вооружитесь терпением и имейте достаточно самоконтроля для вас обоих.

Для того чтобы справиться с детской истерикой, предпримите следующие шаги.

Во-первых, попытайтесь понять, что происходит и почему. Реагировать на истерики следует по-разному, в зависимости от причины. Вам обязательно надо выяснить причину истерики. Например, если ваш малыш просто испытывает большое разочарование оттого, что у него что-то не получилось, тогда, возможно, лучшим решением будет попробовать утешить и успокоить его.

Совершенно другая ситуация, когда истерика случилась с деткой по причине того, что ему в чем-то отказали. Логические навыки у малышей до двух лет, находятся в зачаточном состоянии, поэтому у вас вряд ли получиться прекратить истерику простыми и логичными объяснениями - почему вы не даете ему, скажем, сладкое перед обедом.

В данном случае, один из способов остановить приступ – это найти в себе достаточно терпения и не обращать внимания на рыдания и крики, - но только, при одном условии, если действия ребенка не представляют опасности для него самого и окружающих. Также, не следует доводить ситуацию до того, чтобы ребенок впал в истерический припадок (ребенок при этом запрокидывает голову и закатывает глаза). Если ваш ребенок прибаливает, голоден или хочет спать, решение игнорировать каприз, в этом случае, вряд ли будет правильным. Попробуйте успокоить его другими способами и уделите малышу больше внимания.

Если вы точно знаете, что ваш ребенок здоров, не голоден и хорошо поспал, а сейчас просто капризничает и пытается манипулировать вами, тогда наступило время воспитательного момента. Необходимо показать малышу, что слезы, крики и дергание ногами и катание по полу - это не способ добиться желаемого, с вами этот номер не пройдет.

Продолжайте заниматься своими делами, не обращая внимания на истерику вашего ребенка, но оставайтесь на виду. Не оставляйте маленького одного в комнате, иначе он может почувствовать себя брошенным в придачу ко всем неприятностям, которые уже с ним приключились.

В случае, если ребенок может навредить себе или другим во время истерики, следует увести его в тихое, спокойное место и постараться успокоить. То же самое касается ситуации, когда истерика случилась с малышом в публичном месте.

При истериках и капризах у детей очень хорошо работает метод зеркала – зеркальное повторение всех действий малыша – он падает на пол, вы падаете на пол, он кричит, вы кричите, он машет руками и топает ногами, вы, соответственно, делаете то же самое.

Дети дошкольного возраста или школьники, с большей вероятностью, пытаются использовать капризы, чтобы заставить взрослого уступить, особенно если подобное удавалось раньше. Когда дети подрастают, очень действенным способом является отослать ребенка в его комнату, чтобы остыл и успокоился. Ребенок должен оставаться в своей комнате до тех пор, пока полностью не успокоится.

Предупреждайте детские капризы и истерики

Никогда, не вознаграждайте своего ребенка, уступая ему в его требованиях, после того, как истерика закончилась. Это лишь докажет малышу, что истерика сработала, он получил, что он хотел. Вместо этого похвалите его, скажите малышу, какой он молодец, что сумел успокоиться.

Также дети могут быть особенно уязвимыми после истерики, они чувствуют, что вам их поведение совершенно не понравилось, думают, что теперь вы их меньше любите. А это значит, что пришло время для того, чтобы обнять и уверить вашего малыша, что вы его очень любите, и совершенно неважно, что там между вами произошло.

Семинар-практикум для родителей «Как понять детские капризы и истерики?

И помочь себе и ребёнку с ними справиться»

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов, правилам поведения при детской истерики.
Задачи:
1. Расширять знания о детских капризах и истериках, помочь родителям определить причины капризов и истерик у детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
Используемое оборудование:
Бейджики с именами для всех родителей, белые листы, фломастеры или карандаши, карточки с практическими ситуациями (6 шт.), памятки на каждого родителя, списки литературы на каждого родителя.

Ход семинара-практикума

Психолог приветствует всех родителей.
У каждого родителя бейджик с именем. Все сидят по кругу.

Игра «Встаньте те, кто…».
Все участники сидят в кругу. Психолог обращается к участникам: «Я хочу предложить вам начать встречу с игры, которая покажет нам, насколько, при всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания. Играют в нее так: я начну, стоя в кругу, с какого-то заявления, которое касается лично вашего родительского опыта. Все, кто согласен с данным утверждением, должны встать и поменяться местами. Продолжает игру тот, кто остался без места. Примеры высказываний:
Встаньте те:
-кто читает детям перед сном,
-кто любит играть вместе с детьми,
-кто читает книги, статьи по воспитанию и развитию детей,
-кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребенка, и т.д

Все мы с вами очень разные, но нас объединяют дети и проблемы, связанные с их воспитанием. Тема нашей встречи «Как понять детские капризы и истерики? И помочь себе и ребёнку с ними справиться»
Упражнение «Что я чувствую, когда мой ребёнок капризничает или закатывает истерики...»
Передавая мяч, каждый участник рассказывает, что он чувствует, когда капризничает его ребенок. Рассказ начинается со слов: «Когда мой ребёнок капризничает, я чувствую...»
Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, высказать о своих негативных эмоциях, с другой – проанализировать свои чувства до истерики, во время и после.

Лекция «Детские капризы и истерики».
Давайте сегодня поговорим, что же такое детский каприз, истерика и что делать нам взрослым, попавшим в подобную ситуацию. Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Почти все дети в таких ситуациях ведут себя одинаково. А вот взрослые по-разному. Как найти правильный выход из такой неловкой ситуации?
Каприз (википедия) - малообоснованное желание, причуда, прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо. Родители называют признаки каприза «Симптомы» каприза: плач, крики, топанье, разбрасывание подвернувшихся под руку игрушек и предметов.
Капризы также бывают и беспричинны. Это происходит не только потому, что многие из таких малышей не могут еще объясниться с помощью слов, но и потому, что сами не могут понять и обобщить своих переживания и эмоции.
Детская истерика может сопровождаться и припадочными состояниями: дикий рёв и крики, катание по полу, и даже судорожное выгибание дугой. Часто истерика при повышенном внимании окружающих усиливается, и, проходит, как только это внимание исчезнет. Если ребенок здоров, то немотивированного негативного поведения у него не бывает.

Вот несколько полезных советов:
1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребёнка. Задумайтесь над причиной истерики ребёнка:
- ребёнку не хватает вашего внимания и он, таким образом, старается завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется во взрослой жизни);
- ребёнок вами манипулирует, дайте ребёнку понять, что вы не одобряете его действия;
- ребёнок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину и истерика пройдёт.
2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь интересную историю.
3. Можно попытаться взять ребёнка на руки и обнять, ожидая, когда всё закончится, выражая свою любовь и сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
Командная игра «Как мы боремся с капризами»
Инструкция. Родители делятся на две команды, получают карточки с описанием ситуации. Представитель от команды зачитывает содержание карточки. Соперники в течение 2 мин должны дать комментарий и предложить способ воздействия на ребенка.

Материал к упражнению. Карточки с историями.
1. В воскресенье сын (4 года) устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
2. Ване 4 года. Каждый день ходим на одну и ту же детскую площадку. Ему очень нравится играть с детьми, качаться на качелях, лазить по игрушечному кораблю, кататься с горки. Но когда наступает время уходить, повторяется одна и та, же история: он не хочет возвращаться домой и устраивает публичное выступление... Почти всегда уношу орущего и бьющегося ребенка на руках.
3. От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, - десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.
4. Из детского сада Миша (4 года) выходит, и такое чувство, что
он повод ищет, к чему придраться, по какому поводу капризы закатить.
Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать?
5. Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока дочь (4 года) набегается по раздевалке. Потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться. В результате испорчено настроение и у меня, и у нее.
6. Каждый раз, когда идем с Машей (4 года) из садика и подходим к магазину, она заводит разговор: «Мама, я хочу шоколадку. Купи мне шоколадку». На все увещевания, что мы будем ужинать, а шоколад перед ужином есть нельзя, иначе испортишь желудок, она не реагирует и только твердит свое. В результате она просто останавливается у магазина и, когда я пытаюсь ее увести, устраивает истерику. Приходится заходить и покупать шоколадку, иначе не успокоится.
Прощание.

Вопросы для обсуждения:
1.Встреча была полезной для вас?
2.Что нового вы узнали?
3.Какие ситуации вы увидели под другим углом зрения?
4.Какие методы, способы, рекомендации вам понравились?
5.Какие вызвали сомнения? Почему?
6.Какие еще проблемы, ситуации во взаимоотношениях с детьми вы хотели бы обсудить на следующих встречах?
Психолог прощается и каждому родителю раздаёт памятки и списки литературы.
Рекомендации «Книги о детских капризах»
Подготовьте список литературы, которая поможет родителям найти способы и приемы общения с капризным ребенком. Предложите им совместно создать книгу о капризах, в которой они соберут свои методы, советы и рекомендации.

Список литературы
Р. Хазиева «Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей». Как добиться от ребенка выполнения требований взрослого, не подавив чувства собственного достоинства малыша, сохранив доверительные, уважительные взаимоотношения? Ответы на этот и другие важные вопросы на страницах книги.
Е. Корнеева «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». Что делать, когда ребенок кричит, упирается, захлебывается слезами, а окружающие с осуждением смотрят на незадачливого родителя? Пойти у малыша на поводу и добиться прекращения рева? Так он только этого и ждет. Отшлепать как следует, чтобы знал, кто тут на самом деле командует? Жалко. Эта и другие ситуации разбираются в книге.
3. Некрасова, Н. Некрасова «Что делать, если... Вас достали конфликты, капризы и детские вредности». Эта книга - практикум для родителей, подсказка, шпаргалка на каждый день. В ней собраны веселые, серьезные и очень действенные советы: что делать, если ребенок есть не желает; ломает игрушки; ноет, капризничает и (или) вопит; требует «хочу!» и «купи!»; не хочет идти домой и др.
И. Турина, М. Шкурина, Т. Холкина «Сказки от капризов». В книге собраны особые психологические сказки на все случаи жизни. Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т. д. - прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.
М. Вульф «Психология детских капризов». Книга выдающегося российского психоаналитика. Автор исследует проблему реальности и фантазии в психике ребенка, анализирует детские сказки, дает им психоаналитическое толкование, объясняет природу детских капризов и раздражения.
М. Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом». Книга поможет понять, почему ребенок капризничает, и найти правильную линию поведения, когда эмоциональные качели раскачиваются слишком сильно. В ней много полезных советов, подсказок и действенных решений, например: как вести себя, когда эмоции захлестывают не только ребенка, но и родителей; как научить сына или дочь управлять негативными эмоциями и т. п.

Памятка. Чего нельзя делать до, во время и после истерики:
Чрезмерно уступать.
Если Вы будете ребенку все разрешать, все его требования выполнять - «только бы не плакал», то тут и зародится его вседозволенность и избалованность, а отсюда и все вытекающие последствия в виде истерик. Многие мамы в этой нервотрепке предпочитают уступить, лишь бы малыш замолчал. А дети – они от природы очень практичны, и, протоптав такую короткую дорожку к желаемому – они воспользуются ею еще не раз, ведь это - путь меньшего сопротивления. У маленьких детей очень абстрактные понимания – что хорошо, а что плохо – «это работает, значит буду пользоваться» - думает малыш.

Физически наказывать.
Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель решает сам – использовать или нет физическое наказание в семье, но принимая это решение, нужно иметь в виду несколько моментов:
- В зависимости от темперамента, дети, к которым в детстве применяли физическое насилие - обычно становятся или забитыми, всего боящимися, тревожными, или агрессивными, озлобленными.
- К физическим воздействиям дети со временем привыкают так же, как к крикам или стоянию в углу – и они просто перестают действовать.
- Ребенок воспитывается – через подражание родителю, и если тот применяет силу в решении проблем - то ребенок с легкостью перенимает такой опыт воздействия на других.

Кричать на ребенка, приказывать в повелительном наклонении.
Есть такой красивый принцип – все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). Работает.
Крики, также как и насилие, также рождают обратную реакцию. Держите себя в руках, проявляйте спокойствие, тем Вы подадите положительный пример.
И, не только во время истерики, но и в других ситуациях окрики и приказной тон в воспитании ребенка не уместны - будьте с ребенком на равных. Помните, что, накричать на ребенка легко, а вот ОБЪЯСНИТЬ ему, в чем он не прав и в чем заключается его вина, да так – чтобы он действительно понял – вот где целое искусство.
Да, этот способ не приносит быстрого решения проблем,
занимает много времени, для него нужна Ваша родительская забота и любовь.

Истерики занимают одно из первых мест в "перечне несносных типов поведения детей". Исправление такого поведения - это тяжелая, кропотливая работа. Выбрав определенную тактику во время вспышек, очень важно придерживаться ее каждый раз, когда ребенок впадает в это состояние, чтобы он знал, что ваша реакция неизменна.

Проходя мимо витрины магазина, Лева остановился. "Хочу вон ту игрушку! Пойдем туда", — четырехлетний карапуз схватил маму за руку и потянул ко входу. "Левушка, у нас дома достаточно игрушек. Пора кушать, пойдем домой", — начала уговаривать сынишку мать. "Нет! Я хочу эту! Купи мне ее!", — не унимался сын. Женщина настойчиво потянула ребенка в сторону дома. Неожиданно малыш извернулся и упал на асфальт. Заметив замешательство матери, громко завопил и начал стучать ногами.

Каприз капризу рознь

Поистине, подобное представление заслуживает "Оскара": пронзительный крик, взбучка родителей, пытающихся таким образом прекратить истерику и неуправляемое поведение ребенка. "Все капризничают, — возразите вы, — надо же как-то реагировать". Действительно. Только каприз капризу рознь. И мы, родители, должны знать, чем отличается каприз от простого упрямства и прочих выходок ребенка.

Чтобы понять, что является причиной детских истерик и капризов и что может провоцировать приступы, нужно прежде всего развести понятия " " и "истерики"

Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский, или идти в с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую , особенно раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает. Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда продолжаются довольно долгий период - месяц-два.

"Зову дочку купаться. - Не буду! Не хочу! - Ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала! - Не хочу с пеной, хочу с солью! - Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена! (ну не спускать же только что налитую воду!). Папа заглядывает в ванну: - Я сейчас сам буду купаться. Дочь: - Уууууу! Хочу купаться! Папа, уйди!"

Для истерик у детей характерны невероятная яркость, гротескность, своего рода "игра на публику", зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками: громогласный плач, крики, битье головой о стену или пол, расцарапывание лица. В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый "истерический мост", при котором выгибается дугой. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

"Дочка требует "Купи мне шоколадку". Купила. Причем ту, которую показала она. Ольга ее развернула, сказала, что эту не хочет, хочет другую. Я сказала: ешь, что купили. Обычно на этом все и заканчивалось. А тут... Закричала-завизжала, ногами затопала, на пол упала, сопли-слюни. Я ее и унести-то не могу, потому как в обеих руках сумки. Чего я только не наслушалась... Никто вокруг меня не поддержал. Самое мягкое высказывание было от продавцов: "выведите ребенка, он мешает работать!.. ", Кое-как вытащила дочь на улицу, там она упала в лужу, еле-еле поймала машину, там она еще минут 15 орала. Только заехали во двор - истерика прекратилась... Я в шоке от всего этого, никогда с этим не сталкивалась, публичных истерик раньше не было. Надеюсь, что это больше не повторится, а то я с ума сойду".

Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.

Если и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу. Если же со м все в порядке, и, если или истерики при одном из родителей себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

В последнее время встречается такая точка зрения, что краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям. Это абсурдная и легкомысленная позиция.

Регулярные детские истерики и ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина - нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

После года любой морально дорастает до истерик. В принципе, поэкспериментировать он может в любое время от года до двух с половиной, но обычно не по своей вине. В этом возрасте он ничего не пытается добиться истерикой, он просто не в силах с собой совладать. Истеричное поведение чаще всего случается из-за эмоциональных перегрузок или от усталости. Пока малыш не может контролировать свои эмоции и не может вовремя остановиться, если его "понесло". Когда вы чувствуете, что вот-вот сорвется, сразу же принимайте меры: подержите на руках, тихо поговорите, погладьте, просто отвлеките его и переключите внимание. Если вы все сделаете правильно, малыш расслабится, и истерика не состоится.

Истерика после 2,5-3 лет — совсем другое дело. Это уже не признак крайней усталости, а признак вредности. Теперь, закатывая истерику, малыш, скорее всего, проверяет вас на прочность и добивается своего.

Почему он так поступает?

По сути, истерика — это бурная реакция злости и возмущения. Ребенок стремится показать, какие, с его точки зрения, у него жестокие родители, и как плохо они к нему относятся. В состоянии истерики малыш может топать ногами, подпрыгивать, стучать кулаками, пинать предметы, кусаться, царапаться, швырять вещи и , иногда причинять себе боль. С помощью истерики пытается эмоционально давить на взрослых, заставляя их сделать так, как ему хочется: купить игрушку, устроить так, чтобы его не водили в сад или не забирали с прогулки домой.

Почему же идут на эти изнурительные истерики? Да потому, что поняли: подобные вспышки хоть и не цивилизованный, но крайне успешный маневр, позволяющий привлечь внимание. Вы должны быть готовы к тому, что ваш попробует подобное поведение на вас, причем это в равной степени относится как к мальчикам, так и к девочкам. Будет или нет устраивать истерики ваш , чтобы добиться своего, зависит от вашей реакции на первую попытку такого рода. Как только поймет, что у него получилось, что он добился своего, вероятнее всего малыш прибегнет к этому средству еще раз, и второй, и третий...

Если привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то, конечно, будет продолжать в том же духе много лет. До тех пор, пока хорошенько не усвоит: этот номер не пройдет. Так что вся трудность не в его поведении, а в вашем отношении.

Моему сыну 2 года. Он стал очень капризным, причем проявляется это только при мне и муже, а с бабушками сын послушный. Я не знаю, что мне делать: шлепать - бесполезно, еще сильнее начинает плакать. Не обращать внимания на - тяжело, поскольку приступ может длиться очень долго, и мои нервы не выдерживают. На днях, например, долго кричал "Дай пить!". Пока я готовила чай, началась истерика. Когда дала чашку, отшвырнул с криком "Не буду пить!". Кроме крика и падений на пол, как только строгим голосом получит отказ, писклявые просьбы на руки сразу "К маме, к мамочке". И это только один из подобных случаев. Не бывает дня, чтобы он не капризничал. Мне кажется, что он стала чувствовать свою власть надо мной и день ото дня его поведение становится совершенно невыносимым".

Что делать?

Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.

Как предотвратить приступы истерики у детей

Научитесь предупреждать вспышки

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую не может терпеть.

Переключайте детей на действия

Маленькие более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу.

Назовите ребенку его эмоциональное состояние

Ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

Скажите ребенку правду относительно последствий

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Если истерика все-таки началась

Главное — спокойствие, только спокойствие...

Детские истерики и почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Ребенок, склонный к ярким реакциям, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Ну, ладно, давай уступим". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на маму.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает "запрещенную" газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Почти все мамы сталкиваются с истериками своих детей. И многие не знают, что с этим делать Как реагировать на крики и слезы ребенка? А ведь от того, как родители реагируют на детскую истерику, зависит поведение вашего чада в будущем. Мы выделим важные моменты, которые помогут мамам грамотно реагировать на все негативные эмоции малыша и воспитывать в нем гармоничную личность. Для начала уясним, что надо знать маме в первую очередь.

Маме нужно

  • Осознать и понять, что это нормально.
  • Перестать бояться детских капризов и истерик.
  • Понимать, что таким образом ребенок выражает свои сильные эмоции.

Взрослые держат свои плохие эмоции в себе. Бурное выражение своих переживаний осуждается обществом. И мы, взрослые, это понимаем. Дети этих норм не знают и позволяют себе выражать свой внутренний мир и настроение так, как они чувствуют.

Нам, взрослым, необходимо разрешить им выражать свои внутренние переживания . Это абсолютно нормально. У каждого ребенка есть негативные эмоции. И это здорово, что ребенок их выражает. Эмоции необходимо выплеснуть. Потому что они никуда не денутся. Просто наша задача как родителей, научить выражать внутренние конфликты адекватно.

Первое что мы должны принять, что ребенок имеет право выражать свои эмоции. Это просто его негативные переживания. И это нормально их выражать. Мы не должны наших детей затыкать или думать, что с ними, что-то не так. Мы это просто принимаем. Да, у него сейчас плохое настроение.

Что делать? Как реагировать?

  • Главное – относиться спокойно!
  • Еще главнее – последовательность в поведении мамы.
  • Никогда не поддаваться и не уступать ребенку во время истерики.
  • Любить, принимать, обнимать!

Что мы должны делать, так это относиться к этому спокойно. Спокойствие действительно помогает. Проговаривайте про себя, что все хорошо, прекрасно, что ребенок выражает свои эмоции.

Очень важный момент, можно даже сказать ключевой – это последовательность поведения мамы. Для ребенка очень важно предсказуемость в поведении. Ребенок должен знать, как мама отреагирует на его нехорошее поведение. Но если мама реагирует по-разному, ребенок начинает бояться непредсказуемости.

Например, в детских домах дети не плачут, потому что знают, что все равно к ним никто не подойдет. И они понимают, что не получат внимания. Со временем дети смиряются и не плачут. Поэтому последовательность в поведении очень важна. Надо реагировать на истерики одинаково и желательно одинаково спокойно.

Если, например, ребенок истерит по поводу того, что ему надо потрогать что-то опасное, то надо все равно реагировать одинаково, чтобы ребенок понял, что истерикой он ничего не добьется. Важно объяснить спокойно, что так делать нельзя. И со временем ребенок перестанет истерить. Потому что малыш поймет, что мама не поведется на его крики.

Если вы знаете, что сдадитесь после криков ребенка и пойдете у него на поводу, то лучше сразу сделать то, что просит малыш. К примеру, папа играет с дочкой, и ему пришлось срочно отойти по делам. Девочка тут же впадает в истерику, а папа сразу возвращается к ней. Все, это большая ошибка. Ребенок понял, что истерикой можно добиться всего, что он пожелает.

Надо показывать, что вы любите малыша, но так делать нельзя . Надо начинать реагировать на истерики ребенка правильно, начиная с самого раннего возраста. Тогда в дальнейшем истерик можно будет избежать.

Капризы и негативные эмоции

  • Запомните, что ребенок делает это не на зло вам!
  • Негативные эмоции – это нормально.
  • Не запрещать их, не стыдить за них.
  • Учить выражать адекватными способами, принятыми в обществе.

Ребенок не пытается нас злить, он просто хочет кричать — и кричит. Наша задача, как родителей, — научить адекватно, выражать свои эмоции. Ребенок истериками пытается что- то показать. Запрещать эти эмоции не стоит. Стыдить тоже нельзя. Его истерика — это естественное выражение его чувств. Если мы запрещаем истерить, ребенок просто не понимает, что происходит, ведь это естественное для него поведение.

Во время истерики важно ребенка поддержать. Если он не нуждается в вас в этот момент, это не есть хорошо.

Отзеркаливание

Это самая эффективная методика разрешения любых конфликтных ситуаций (не только с детьми). Каждому ребенку нужно, чтобы его понимали. Родители должны обозначить его чувства, и ему тут же станет легче.

Отзеркаливание – это когда мы принимаем и понимаем чувства ребенка и сообщаем ему об этом. Удовлетворяем его потребность в принятии и поддержке.

Мы — существа социальные, нам необходима поддержка, как детям, так и взрослым. Родители должны принимать и понимать чувства своего ребенка. Проговаривайте переживания малыша, объясняйте, что с ним сейчас происходит. Ребенок просто не понимает что с ним творится, и еще если на него кричать, или паниковать вместе с ним, ребенку еще хуже становится, ведь он не понимает, что происходит с ним и мамой. Он замыкается или еще больше истерит. Малыша надо познакомить с его чувством и объяснить ему, что он сейчас расстроен, и вы его понимаете. Ребенок тут же успокоится.

Как работает отзеркаливание:

  1. Обозначить ситуацию.
  2. Показать принятие.
  3. Проговорить чувства ребенка.
  4. Сказать, что это нормально.
  5. Привести свой пример.
  6. Еще раз проговорить чувства.
  7. Только потом объяснение/отказ.

Как сдерживаться маме?

  • Мамины негативные эмоции — это тоже нормально!
  • Эмоции всегда впереди разума, так у всех.
  • Разрешать себе негативные эмоции.
  • Проговаривать их, объяснять ребенку.
  • Не винить себя!
  • Учиться их выражать приемлемым способом.

Не переживайте, что вы злитесь на кроху. Это абсолютно естественно. Ведь мама целый день следит за домом, за ребенком. А это большая нагрузка как физическая, так и моральная. Никогда не вините себя. Лучше учитесь вместе с ребенком спокойно и адекватно реагировать на любую сложную ситуацию.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх