Формирование характера у ребенка. Как и когда формируется характер ребенка и можно ли на это повлиять

Формирование характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

Взрослых со взрослыми,

Взрослых с детьми,

Детей с детьми.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине . Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Доброта-эгоистичность,

Общительность-замкнутость,

Отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Трудолюбие-лень,

Аккуратность-неаккуратность,

Добросовестность-злонамеренность,

Ответственность-безответственность,

Настойчивость-малодушие.

Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник" .

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

Суждения окружающих людей о жизни,

Поступки окружающих людей,

Художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

Малыш еще не успел появиться на свет, а родители уже гадают, на кого будет похож кроха. Унаследует ли склочный характер свекрови или будет таким же покладистым, как и его мама? Так давайте же узнаем, как и когда формируется характер ребенка?

0 121799

Фотогалерея: Как и когда формируется характер ребенка

К генетику?

Во-первых, генетика сегодня очень сильно развита технически и теоретически. Многие из нас уже слышали о расшифровке ДНК и знают, что анализ дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) может дать ответы о возможных дефектах физического или психического развития ребенка.

Во-вторых, анализ ДНК позволяет прогнозировать некоторые черты внешности ребенка: будет ли он рыжеволосый и веснушчатый, как мама, или с большими карими глазами, а в будущем — с волосами на груди, как у папы.

Однако многие даже не знают, что на сегодняшний день расшифровано всего 5 % человеческого генома, и многое еще только предстоит открыть. Более того, генетика не дает ответа на вопрос о том, в кого пойдет характером ребенок. И, как это ни удивительно, никогда не даст! Почему? Потому что формирование характера зависит от воспитания.


К психологу!

Попробуем найти истину в другой науке, а также в том, как и когда сформировывается характер ребенка. В психологии. Она обладает огромным массивом информации о формировании характера малыша. Американские генетики на сегодняшний день имеют всего одну расшифрованную хромосому. Точнее, только ее маленькую часть, которая отвечает за формирование электрических ритмов головного мозга. Теоретически эта хромосома может влиять на развитие темперамента ребенка — делать его более подвижным и активным или более задумчивым, предпочитающим книгу игре в «войнушку». В психологии же есть ответы на вопросы о воспитании и наследовании характера малышом от мамы, папы и даже дальних родственников.

Младенцы чаще похожи на пап. Природа «задумала» так, чтобы мужчина сразу увидел в дитяти себя и инстинкт отцовства сформировался быстрее.


Беременность и характер

Все по порядку. Сперва необходимо знать, какая часть характера формируется во время беременности. На этот вопрос пытаются ответить многие ученые, и большинство из них не сходятся во мнении. Однако в мире психологии известны работы Станислава Грофа, занимавшегося практически всю свою жизнь проблемой перинатальной психологии (психологии в период беременности). Например, этот ученый утверждал, что воздействие на плод во время беременности может влиять на формирование тех или иных возможностей. Многие мамы специально слушают классическую музыку либо читают еще не рожденному крохе сказки. Сложно сказать точно, станет малыш музыкантом или же пристрастится чуть ли не с рождения к хорошему чтиву, но американским ученым удалось доказать, что музыкальные занятия, которые посещают мамы перед родами, делают будущего ребеночка более спокойным и уравновешенным.

Получайте положительные эмоции! Главный совет будущим мамам: во время беременности постарайтесь сделать окружающий мир похожим на сказку. Призовите к этому родных!


Генетический паспорт

Возможно, вскоре у нас вместе с привычными уже российским и загранпаспортами появится и особый — генетический паспорт. Там будет содержаться информация о наличии мутаций в генах, наследственных болезней, предрасположенности к мультифакторным заболеваниям. Такие исследования уже проводятся на Западе как для пар, имеющих проблемы с появлением на свет малышей, так и для всех желающих в качестве платной услуги.


На кого похож?

Давайте на время отбросим понятие «характер», также и то, как и когда сформировывается характер ребенка. В первые несколько лет, не стоит упоминать это слово в силу нескольких причин.

Ребенок только родился, он еще в большой степени биологическое существо, а не социальное. Если кто-то говорит, что у малыша папина улыбка, это значит, лишь то, что чадо умеет сворачивать губки в трубочку, как отец. Однако сделать «губки бантиком» получится у крохи не ранее з-4~го месяца жизни, да и то машинально. Первая улыбка не имеет никакого социального значения. Скорее, это знаки для мамы, когда малыш хочет кушать.

Характер — это приобретенная характеристика, которая принимается малышом после того, как он начинает понимать и копировать поведение близких людей. В первый год жизни ребенок вообще не способен на это.

В психологии характер подразумевает отношение человека к окружающему миру, целенаправленное и осознанное. Сознание и ответственность приходят к малышу вовсе не на первом году жизни, это знают все.


Рыжий, рыжий, конопатый...

В генетике прописаны типы передачи генов по принципу доминантности. Будущие родители вполне могут сами предположить, какого цвета будут глаза или волосы. Как правило, темный цвет радужки глаз и волос является доминирующим, поэтому можно догадываться, что дети, скорее, будут брюнетами, если папа «темненький», а мама блондинка. Правда, пользуясь этими правилами, никогда не забывайте про элемент случайности, благодаря которому в мире происходит эволюция всех живых существ.


Обжорство по наследству

Судя по пищевым пристрастиям генетически идентичных деток (таких как, например, близнецы), гурманство и обжорство неизменно наследуются от родителей. К счастью или к сожалению, на это не могут повлиять ни воспитание, ни среда обитания, ни окружение. Вообще ничего! Наблюдения ученых разных стран за близнецами показали, что с большей долей вероятности любовь к мясным и рыбным блюдам наследуется практически всегда. Тогда как пристрастие к сладостям и овощам — это уже вопрос воспитания и индивидуальных особенностей.


Весь в отца!

Так что же такое характер? Все очень просто. Если ваше дитя вежливо себя ведет на улице, уступает место бабушке, ответственно берется за дела и обходительно ведет себя с теми, кто его старше, считайте, что вы сами, своими руками, точнее, поступками, сформировали крохе идеальный характер. И не так страшно, что мальчик будет раскидывать носки по всей комнате, как папа. Это не характер, а вечная проблема всех женщин и вечный недостаток всех мужчин. Формирование характера ребенка зависит исключительно от родителей (либо бабушек и дедушек) и формируется по их образцу. В более взрослый период — еще и по образцу ровесников. У вас, как у родителей, есть все шансы «вырастить» хороший характер. И, даже если темперамент у малыша «взрывной», вы всегда сможете подкорректировать это. Воспитать тактичного и интеллигентного человека из вашего озорника. Пока еще нигде не было доказано, что характер передается генетически. Так что все в ваших руках!


Совет

Когда кроха совершает ошибку, ваше наказание должно нести в себе строгость, но показывать вашу расположенность к ребенку. Не говорите: «Ты плохой!», а лучше: «Я тебя люблю, но твой поступок меня расстроил».


Растет маленький тиран?

Первые капризы малыша, его настойчивость, упрямство, негативизм и сопротивление всем словам родителей — все это, казалось бы, на третьем году жизни говорит о характере малыша. Мамы начинают беспокоиться о том, что у них вырастет маленький тиран, а папы резво берутся за ремень. Не стоит этого делать! Это не проявление характера, а его формирование, и многое зависит от того, что он в этот период времени видит вокруг, а главное, дома. Все вышеперечисленные признаки говорят о возрастном кризисе у малыша. В этот период времени ему так положено вести себя. Он исследует границы дозволенности. Однако раскрывать их (или закрывать) следует как можно тактичнее, но твердо обозначив «нет» и «да».

В 19 веке популярной была телегония. Теория о том, что за внешность крохи отвечают не гены отца, а первый партнер матери. Возникла она после случая, произошедшего в мире лошадок, когда у кобылы появилось потомство с зебриными полосками.

Характер человека определяет не только темперамент

Характер формируется в ребенке в результате взаимодействия темперамента, данного ему природой, и среды (наибольшее влияние оказывают родители). Темпераментом называют особенности функционирования нервной системы человека, проявляющиеся в его движениях и темпе речи, а также эмоциональности и подвижности. Он дается каждому малышу при рождении, и изменить его нельзя. От темперамента во многом зависит отношение ребенка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и рано или поздно вы поймете, к какому типу относится темперамент вашего ребенка. Это поможет выстроить стратегию совместного существования, что облегчит и вашу жизнь (будет проще понять малыша и договориться с ним), и жизнь ребенка (он будет чувствовать, что его понимают, меньше нервничать и капризничать).

Определяем, к какому типу относится темперамент ребенка

Всего выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. В чистом виде они встречаются крайне редко. Обычно в человеке смешаны черты нескольких типов, но характерные особенности одного из них в ребенке можно заметить с рождения.

1 Холерик

Легко «вспыхивает», успокоить его непросто. Такие дети легко возбудимы, энергичны, вспыльчивы, беспокойны, впечатлительны, раздражительны, непоседливы, неуравновешенны и очень чувствительны. Ребенок-холерик не будет молча терпеть любой дискомфорт. Таким малышам больше, чем другим детям, необходимы постоянное присутствие мамы и тактильный контакт с ней. Холериков нельзя «избаловать руками», это является для них жизненной необходимостью. Воспитание такого малыша требует от родителей терпения и спокойствия. Не следует критиковать ребенка за избыточную подвижность. Постарайтесь дать ему возможность реализовывать энергию – больше гуляйте с ним, занимайтесь гимнастикой, попытайтесь увлечь кроху развивающими играми. Большинство холериков испытывают трудности при засыпании, поэтому для них необходимо выработать определенные ритуалы, которые помогут успокоиться. Кроме того, перед сном нужно стараться избегать интенсивного общения и проявления излишней активности.

2 Сангвиник

Подвижный и любознательный ребенок, который, в отличие от холерика, имеет жизнерадостный и уравновешенный характер. Такой малыш легко привыкает к новым людям и ситуациям.
Сангвиники любят игры и новые занятия, они легко переключаются. Однако такие малыши очень подвижны, чем доставляют своим родителям массу хлопот. Когда кроха начинает ползать, а затем ходить, его нельзя оставлять без присмотра. Заранее позаботьтесь о безопасности дома. Если ваш ребенок сангвиник, вам придется научиться делать домашние дела, одновременно развлекая кроху. Например, он может находиться в слинге, а вы будете рассказывать, что сейчас делаете. Из-за своей активности сангвинику трудно дается режим, часто он не доедает и не досыпает. Приучая ребенка к режиму, будьте мягче и не заставляйте его жить по графику «от и до».

3 Меланхолики

Кажутся очень чувствительными детьми, которым трудно справиться с любыми жизненными испытаниями. Такие малыши часто пребывают в плохом настроении и плачут без особых причин. Обычно ребенок-меланхолик медленно набирает вес, часто просыпается ночью. На ваши улыбки он реагирует вяло, легко пугается, тяжело переносит разлуку с мамой и очень не любит отлучаться от дома. Воспитывая меланхолика, не следует забывать о его сверхчувствительности. Такие дети сильно переживают любую критику, неприятное слово или событие способно надолго вывести их из спокойного состояния. Малыш-меланхолик нуждается в спокойной атмосфере в доме, материнской ласке, постоянном тактильном контакте и похвалах. Нельзя применять в отношении таких детей силу и грубость. Меланхолики быстро устают, поэтому в раннем возрасте их лучше оградить от просмотра телевизора, громких звуков и обилия ярких впечатлений. Они должны расти в окружении домашнего уюта и маминой заботы.

4 Флегматики

Малоподвижны, уравновешенны, терпеливы и очень спокойны. Такие дети очень любят поспать — нередко первые месяцы они спят целыми днями. По мере развития малыш будет спокойно играть, не требуя чрезмерного внимания, редко плакать и стойко сносить любые неприятности. Характер флегматика имеет как плюсы, так и минусы. Такой ребенок требует мало внимания, однако его придется постоянно «расшевеливать». С флегматиком нужно регулярно заниматься, поддерживая в нем интерес к окружающему миру. При этом не стоит надеяться на проявление энтузиазма с его стороны. Такие дети нуждаются в постоянных похвалах и поощрениях.

Изменить темперамент ребенка невозможно. Об этом следует помнить и выстраивать жизнь крохи с учетом его особенностей. Это поможет вам вырастить здорового, счастливого и психологически благополучного малыша.

Однако характер человека определяет не только темперамент. На жизненное восприятие ребенка влияет и среда (сначала семья, затем — сад, школа, родственники и друзья). В зависимости от окружения одно и то же качество ребенка может развиваться по-разному – так, упрямство может перерасти в целеустремленность, а может обернуться косностью и упертостью.

Как сформировать характер ребенка

Для того, чтобы вырастить благополучного и счастливого ребенка родителям необходимо:

1. Определить цели

Идеал, к которому стремятся родители, должен совпадать с особенностями ребенка, данными ему при рождении. Не пытайтесь вырастить лидера из тихого мечтателя, скорее всего это приведет к беспрерывной борьбе и ломке природы крохи. Постарайтесь превратить процесс воспитания в поиск золотой середины между направлением ребенка и приноравливанием к его темпераменту. Необходимо направить силы на сглаживание «слабых» сторон характера малыша и взращивание его достоинств.

2. Научиться понимать ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно применить ко всем детям фразы: плохо брать ребенка на руки, как только он заплачет, – избалуется; не брать на руки плачущего малыша тоже плохо – он может вырасти букой. Некоторые дети рождаются готовыми выпорхнуть из объятий родителей, и гиперопека будет приносить им лишь вред; другие малыши очень нуждаются в маминой заботе и любви, и недостаток внимания может оказать на их психику разрушительное воздействие.
Разработать единую методику воспитания для всех детей невозможно. Даже один и тот же ребенок требует постоянной корректировки способов воздействия на него – то, что вчера работало и давало результаты, сегодня может оказаться непригодным. Задача родителей – ежедневно наблюдать за малышом и учитывать все его потребности.

Вне зависимости от темперамента для формирования таких качеств, как оптимизм и уверенность в себе, нужно полностью удовлетворять потребности крохи. Что необходимо младенцу? Конечно же, мама, ее внимание и любовь, которая выражается в ласке и своевременном удовлетворении нужд малыша. Если ребенок получает материнское тепло в достаточном количестве, он растет с доверием к окружающему миру и получает возможность «улучшать» темперамент, данный ему природой.
Например, малыш родился меланхоликом, а его с пеленок начали воспитывать «настоящим» мужчиной. Ранимость тонкой и чувствительной натуры будет постоянно наталкиваться на непонимание и отказы в утешении, ведь «мужики не плачут». В результате у малыша разовьется невроз, а затем полная душевная закрытость. В итоге мама и папа вряд ли будут слышать в свою сторону нежные слова от собственного ребенка.

Другой пример. Холерика решили воспитывать по-спартански и не брать на руки, когда он плачет. В силу своего темперамента такой малыш все равно будет орать, пытаясь добиться своего. В дальнейшем истеричность крохи может стать одной из черт его характера. Чтобы избежать такого исхода, важно изначально увидеть особенности темперамента малыша и в раннем возрасте полностью удовлетворять его потребность в контакте с матерью. В результате свои душевные силы малыш будет тратить не на борьбу с окружающим миром, а на взаимодействие с ним. С возрастом ребенка-холерика нужно научить сдерживать себя, переключаться на игры и спокойно ожидать, когда мама сможет подойти к нему.

3. Найти индивидуальный режим и придерживаться его

Все младенцы нуждаются в упорядоченной жизни – регулярность происходящего и определенный порядок дают им спокойствие и уверенность. Однако режим ребенка должен учитывать не только его индивидуальные особенности, но и нужды мамы и других членов семьи.
Упорядоченность, предсказуемость и последовательность поведения мамы, ее забота и ласка способствуют психическому благополучию малыша, обеспечивая ему ощущение безопасности окружающего мира. Создав такие условия, вы имеете все шансы сформировать «легкий» характер — уравновешенный, спокойный и уверенный в себе.

Беспорядок, отсутствие режима, недостаток внимания, непредсказуемость и негативное эмоциональное состояние мамы формируют в ребенке неуверенность в себе, подозрительность и повышенную тревожность.
Ребенок первого года жизни не умеет капризничать, своими криками он просто пытается добиться удовлетворения каких-то потребностей. При этом интенсивность и форма требований зависит от темперамента крохи, один может быстро успокоиться, другой будет просить до последнего. Лучший способ избежать истерик малыша — научиться предугадывать желания ребенка, распознавая знаки, обозначающие его потребности. Также следует приноровиться к личному ритму крохи и научиться определять, когда он активен, когда хочет есть, а когда спать, когда предпочитает общение, а когда его можно оставить в одиночестве. Своевременное удовлетворение элементарных потребностей ребенка обеспечит «не капризного» малыша, сохранив вам силы и нервы.

4. Показывать на собственном примере

Обычно ребенок делает не то, что ему говорят, а повторяет то, что делает его родитель. В результате формируется «социальная» часть характера малыша, во многом она зависит от поведения мамы и папы. Дети копируют не только поведение взрослых, но и их реакцию на происходящее. Поэтому различные объяснения, нотации и прочие беседы играют в воспитании второстепенную роль. В первую очередь, родитель должен показывать ребенку правильное поведение на собственном примере. Важно, чтобы слово и дело у мамы и папы не расходились друг с другом. Если все члены семьи трудолюбивы и вежливы, скорее всего, их ребенок вырастет трудолюбивым и вежливым. Малыш, растущий в семье, где любят животных, не нуждается в нотациях о том, что мучить зверей плохо. Душевное состояние родителей не может не отразиться на их ребенке. Если папа или мама излишне нервны и тревожны, постоянно пребывают в плохом настроении, существует большая вероятность, что их кроха вырастет мрачным и нервным человеком. Поэтому, воспитывая детей, обратите внимание на собственное поведение и займитесь работой над собой.

5. Научиться переживать кризисы

Обычно наступление возрастного кризиса становится неожиданным сюрпризом для родителей. Поведение ребенка может резко поменяться не в лучшую сторону. Если смена поведения крохи связана с возрастным кризисом, важно реагировать на нее особым образом.

Возрастной кризис (обычно бывает в 1, 3 и 7 лет) — это переломный момент, свидетельствующий о завершении определенного этапа развития ребенка и наступлении следующего. Успешно пройдя кризис, малыш выходит на новую ступень. При этом он выносит с собой определенные плоды – психологическое отделение от матери, становление самостоятельности и прочее. Чтобы ребенок вышел из кризиса с приобретениями, родителям важно вести себя правильно в переломные моменты в жизни чада.

Например, в 1 год ребенок постепенно отдаляется от мамы, пытаясь отделиться от нее как психологически, так и физически. Он осваивает новые пространства и убегает. Обычно родители воспринимают это как непослушание и, не желая рисковать безопасностью крохи, кричат ему: «Не ходи туда!», «Не лазь, а то упадешь/разобьешься!». Такая реакция родителей, несмотря на то, что она вызвана благими побуждениями, приводит к неблагоприятным последствиям. Малыш, пытающийся освоить новые пространства, фактически слышит, что мир страшный, что безопасно лишь рядом с мамой и ему нужно всегда находиться вместе с ней. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок до старости будет прятаться за маминой юбкой, не сможет стать самостоятельной личностью и добиться в жизни определенных успехов.

Как правильно преодолеть кризис и помочь годовалому ребенку выйти на следующий этап с необходимым багажом знаний?

Важно предоставлять малышу поле для активности, поощрять его самостоятельность. И только тогда вы можете надеяться, что у вас вырастет активный и целеустремленный человек. Переживая кризис первого года, постарайтесь научить ребенка договариваться, понимать и принимать запреты и разрешения. При этом относитесь к крохе с уважением, давайте ему понять, что вам важно его мнение и желания. Это будут ваши первые шаги к развитию «счастливого» характера ребенка.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Самые Важные ЗНАНИЯ, которые Нужно Дать малышу в первые 3 года Жизни!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Сравнение современного воспитания детей и воспитания у наших предков

Советы родителям

Просмотрено

3 ошибки родителей, которые они совершают в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Советы родителям

Просмотрено

Пересмотрите мультфильмы, которые любят Ваши дети!

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Не хочу обуваться!

Первые черты характера ребенка проявляются к 2-3 годам. Сначала это простейшие волевые черты. Затем, когда ребенок начинает играть в игры, то есть через год-два, проявляются его деловые черты. Примерно к 4-5 годам ребенок начинает общаться и играть со сверстниками в групповые игры – и к первым двум чертам характера добавляются коммуникативные. Таковы начальные черты, присущие характеру ребенка дошкольного возраста. Основные же будут формироваться еще в течение 10-15 лет.

Как формируется характер

Представления маленького ребенка об окружающем его мире складываются под влиянием того, как с ним обращаются взрослые. Если они доброжелательны, улыбчивы, удовлетворяют его необходимые потребности, то и ребенок будет расти открытым и доверчивым.

И наоборот – если они редко с ним общаются, разговаривают с ним повышенным тоном и с недоброжелательной интонацией, плохо удовлетворяют его потребности, то и ребенок будет расти скрытным, замкнутым и недоверчивым. В дальнейшем ребенок начинает понимать, какие его поступки поощряются, а какие наказываются, и его поведение и черты характера определяет то, за что он хочет получить поощрение. То есть он поступает так, чтобы его действия заслужили положительную оценку окружающих его людей. Черты характера, за проявление которых ребенок получает наказание, проявляются все меньше.

Круг окружающих ребенка людей постепенно расширяется, в него включаются все новые люди – сверстники, взрослые. И все они обладают своими собственными психологическими качествами, которые могут не совпадать со сложившимися представлениями ребенка о плохом и хорошем, о том, за что ругают и за что хвалят. В связи с этим в его характере могут возникнуть противоречия.

Кто является авторитетом для ребенка

В начальных классах школы для него много значат авторитет и мнение родителей и учителей, в дальнейшем их место занимают сверстники. Для ребенка становится важно и то, как они относятся к нему. В старших классах мнение и оценка взрослых людей снова выходят на первый план. Но ребенок уже определяет свое отношение к ним, оценивая их как личность, а также исходя из собственной самооценки. Поэтому одни взрослые оказывают на него более сильное влияние, мнение других он может полностью игнорировать.

На формирование характера ребенка старшего возраста влияют и телевидение, интернет и прочие СМИ. Развивать определенные черты характера и изменять их могут и обстоятельства, складывающиеся в его личной жизни.

Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

  1. Важно, чтобы все взрослые, которые живут с ребенком, были единодушны в его воспитании. Ребенок должен четко знать, за что его похвалят, а за что поругают. Если же мама хвалит за то, за что папа ругает, ребенок дезориентирован. Нужно, чтобы он четко понимал, что такое «Нельзя» и за что ему скажут «Молодец».
  2. Наказание и похвала должны быть адекватны поступку, то есть соответствовать ему. Нельзя применять строгие меры за мелкий проступок и закрывать глаза на серьезный. Так же как и забыть похвалить за то, что ребенок очень старался сделать.
  3. Также в воспитании важна последовательность: если обманывать или брать чужие вещи плохо и за это можно понести наказание, то это правило должно соблюдаться всегда, а не от случая к случаю.
  4. Иногда можно видеть детей, которые уже научились выпрашивать у родителей все, что им нужно. Это тоже следствие непоследовательности их обращения с ребенком. Ведь если он получит то, что хочет, с помощью выпрашивания один раз, то будет пытаться получить желаемое таким способом и в дальнейшем.
  5. Один из простых способов избаловать ребенка – по первому его требованию давать или покупать ему все, что он попросит. Ребенок должен знать, что все нужно заслужить: старанием, умением, помощью. Он должен научиться справляться и с разочарованием – ведь не всегда можно получить абсолютно все, что захочется.
  6. У ребенка постарше должны быть свои обязанности. Пусть это будет небольшая помощь по дому, но он будет знать, что такое ответственность.

С ребенком важно уметь договариваться, а не применять насилие. Ведь важно, чтобы он вырос неизбалованный и воспитанный, а не покорный и послушный.

Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент . Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера , которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх