Как нельзя говорить с детьми. Как правильно говорить ребенку «нельзя

Недавно ваш малыш лежал на кроватке и тянул к вам ручки, а теперь он – самый главный затейник и исследователь? Да, малыши стараются как можно быстрее исследовать окружающий мир и им невдомек, почему мама запрещает им лазать в розетки или брать нож. Конечно, для родителей подобное «изучение мира» связано со многими беспокойствами, так как ребенок не только может испортить какую-то вещь, но и может подвергнуть себя опасности.

Именно потому психологи рекомендуют уже начиная с года объяснять малышам, что такое «нельзя» и «нет». Как делать это правильно, чтобы не вызвать агрессию и у малыша не появилось желание сделать все против воли родителей, читайте ниже.

Как дети воспринимают запреты

Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него. Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать. Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.

Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне. На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации. Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.

Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.

Не злоупотребляйте запретами

Перво-наперво, следует усвоить – нельзя все запрещать ребенку, так как слыша регулярно «нет» и «нельзя», дети перестают воспринимать их как сигнал немедленно отойти и не продолжать совершать действие.

Свое любопытство ребенок все равно должен утолить, потому пусть бегает по улице, гоняет бабочек и трогает все, что не причинит ему вреда. Помните, что если кроха запачкается, одежду можно будет постирать, а вот успокоить «маленького исследователя», которому снова что-то запретили, удастся не так просто.

Также следует учитывать, что дети до трех лет не понимают, почему на детской площадке они могут играть водяным пистолетом, а дома из него стрелять по стенам нельзя. В таких случаях нужно без запретных слов объяснить, почему действуют такие правила.

Слово «нельзя» до трех лет родители могут использовать, если совершаемое действие может быть опасным для малыша, а также если он кому-то может причинить боль. Нельзя бить кого-то, нельзя кусаться, щипаться, нельзя всовывать вилку в розетку. Если действие малыша не приносит никакого вреда, то тогда запрещать ему что-то только из-за нежелания после убирать, не стоит.

Как только малышу исполнится три года, он будет понимать больше и уже тогда ему можно будет объяснить, почему нельзя рисовать красками на обоях.

Важно объяснять причину запрета

Родителям следует запомнить – одного запрета мало, ребенку нужно обязательно объяснить, почему его действие может нести опасность и что родители не запрещают ему ничего только из-за своей прихоти. Объяснение причины должно быть простым, также можно воочию показать, почему, например, трогать горячую кастрюлю опасно. Можно дать малышу ее коснуться, когда она слегка остынет, чтобы он понял, что так она теплая, а когда стоит на огне, становится очень горячей и касание к ней может закончится ожогом.

Чтобы ребенок понимал значение слова «нельзя», ему следует чаще повторять слово «можно». Прекрасный результат дает их использование в одном предложении, к примеру, можно сказать: «Нельзя трогать руками горячую кастрюлю, но можно взять ложку и поиграть ей!» Когда ребенок услышит, что ему «можно», это отвлечет от того досадного обстоятельства, что родители запрещают сделать что-то другое и будет сопутствовать его развитию и исследованию окружающего мира.

Чтобы ребенка не тянуло к «запретному плоду», следует ему купить вещи, похожие на взрослые. К примеру, игрушечные инструменты или игрушечную посуду. Тогда у девочки будет игрушечная плита, на которой она, как и мама, сможет готовить суп, а у мальчика будет свой молоток, как у папы. Так, интерес малыша к взрослым вещам пропадет, кроме того когда у него появятся свои вещи, он почувствует себя более взрослым.

Запреты должны быть системными

Рассуждая на тему запретов, нельзя не учитывать то, что они обязательно должны иметь системный характер. То есть если мама не разрешила рисовать красками на обоях сегодня, то она не разрешит это сделать и завтра, и это не будет зависеть от ее усталости или занятости. Если же на следующий день после «нельзя» ребенок услышит «можно», тогда он сделает вывод, что запрет зависит исключительно от настроения родителей и на самом деле запретная вещь не несет никакой опасности, а следовательно родителя можно не послушать.

Это же касается таких случаев, когда мама запрещает, а папа – разрешает. Это сразу же понижает авторитет мамы в глазах ребенка, так как теперь все спрашивать он будет именно у папы. Поэтому родители должны быть едины в своих запретах и даже слезы или истерики не должны влиять на это. Тоже самое касается бабушек и дедушек, желая выглядеть более добрыми, чем родители, они не должны разрешать внукам то, что им запрещено дома.

Будьте гибкими

В это же время психологи рекомендуют порой проявлять и некоторую гибкость. Так, когда малыш болеет, ему можно в виду его состояния, разрешить что-то больше, чем обычно. Однако ребенка нужно сразу же предупредить – как только он выздоровеет, запрет снова начнет действовать.

В таком сложном вопросе как запрет важно все делать правильно, в том числе и самим не провоцировать детей на определенные поступки. Так, вполне логично, что если бумаги лежат на столе, то ребенок рано или поздно захочет их посмотреть. Потому, чтобы не запрещать трогать документы, лучше всего их просто убрать в ящик. Подобных ситуаций очень много.

Все вещи, которые ребенку трогать нельзя, следует убрать в недоступные для него места. Особенно это касается ценных и хрупких вещей. Малыша следует оградить от всего, что может стать для него опасным, но что может пробудить его интерес, а именно острые углы, режущие и колющие предметы, стекла и розетки.

Как правильно говорить «нет»

Чтобы запрет не пробуждал истерику или агрессию малыша, нужно следовать нижеуказанным советам.

  • Следите за своим тоном и интонацией. Голос должен быть спокоен, запрещая что-то, нельзя ругаться или кричать, но при этом всем своим видом нужно показать, что мама или папа рассержены и обижены. Также нельзя ребенка запугивать или угрожать ему, так как вместо уважения со стороны малыша, можно пробудить в нем страх. Спокойная интонация увеличит шансы того, что кроха все услышит и поймет, что если он снова сделает что-то подобное, строгого наказания не избежать.
  • Проявите уважение к ребенку. Оскорблять малыша ни в коем случае нельзя, так как это понижает его самооценку. После оскорбительных слов не исключено, что ребенок потеряет доверие к родителям.
  • Вспомните себя в детстве. Желая запретить малышу что-то сделать, подумайте, а хотелось вам того же. Возможно есть варианты удовлетворить интересы крохи.
  • Корректируйте запреты в соответствии с возрастом малыша. Взрослея, ребенок уже сможет и сам залезть на стул и достать что-то с полки, не стоит запрещать ему этого делать, проявляя гиперопеку. Однако это не значит, что нужно забывать про меры предосторожности.
  • Станьте личным примером. Если вы сами постоянно опаздываете куда-то или не уважаете окружающих, то как сможете требовать это от ребенка, который учится у своих родителей?

Перечень запретов должен быть небольшим и включать только то, что действительно несет в себе опасность. Не забывайте про альтернативу – наряду со словом «нельзя», используйте и слово «можно». В скором времени вы увидите и результат такого воспитания, малыш станет более послушным.

Cлова досады, злобы, раздражения, ранят куда больнее безобидного шлепка. Прислушивайтесь к тому, что вы говорите!

"Какой ты неуклюжий!"

Нет, он никогда не научится ходить по прямой, аккуратно есть, самостоятельно одеваться и не спотыкаться на ровном месте! Ну, почему надо просовывать обе руки в один рукав и сжимать ложку всем кулачком! Мама в отчаянии: "Какой же ты увалень!" У других дети как дети - не падают в праздничной одежде в лужу, только ее грязнуля и растяпа рвет колготки, пачкает рубашки, проливает молоко, смахивает локтем со стола сахарницу.

Но обидные слова, которые в сердцах произносит мама, совершенно бесполезны. Более того - они вызывают противоположный эффект: от страха сделать что-то не так малыш допускает ту же оплошность и неправильный навык закрепляется.

Конечно, в конце концов он научится держать ложку и даже вилку, но произойдет это позже. Родителей снедает нетерпение, им кажется, это так просто - застегнуть все до одной пуговицы, от верхней до нижней, аккуратно завязать шнурки. Если же ребенок делает это неуверенно, медленно, шиворот-навыворот, - значит, ленится, а может, и назло... Но какой смысл в бесконечных упреках? Пожалейте собственные нервы. В один прекрасный день вы приятно удивитесь, увидев, как малыш съел суп, не пролив на скатерть ни капли, и, что самое интересное, безо всяких понуканий. Просто пришло время, и он научился.

"Не путайся под ногами!"

Упрек из той же серии. Маленький человечек нерасторопен, и, когда вы спешите, он, естественно, попадается вам на каждом шагу, лезет под руку, мешает. Из-за него вы опрокинули стакан с молоком, растянулись посреди темного коридора, споткнувшись о детский грузовичок, упустили пирог в духовке, потому что в решающий момент он отвлек вас дурацким вопросом. Но опять-таки - при чем здесь малыш? Не сваливайте на ребенка свои бытовые неудачи, будьте сами осторожнее и внимательнее.

В один прекрасный день вы приятно удивитесь, увидев, как малыш съел суп, не пролив на скатерть ни капли, и, что самое интересное, безо всяких понуканий. Просто пришло время, и он научился. Если вы работаете или вам надо, побыть одному, отдохнуть, фраза "Выйди и закрой дверь с той стороны", как правило, не помогает. Вернее, помогает, но ровно на пять минут. Маленькая рыбка-прилипала не хочет ни за что существовать без своих мамы и папы, и так просто вы от нее не отделаетесь. Есть, наверное, дети, которые сидят себе в уголке, и часами возятся с игрушками - ваше воображение услужливо рисует вам такого ангела. Увы, ваш не таков, и, чтобы научить его не скучать в одиночестве, нравоучений мало. Раздражение тем более не поможет. Тут нужны фантазия и изобретательность. Восклицания "Как же ты мне надоел!" и "Никуда от тебя не денешься!" слышать очень обидно. Представьте, что вам заявили такое!

"Если не будешь спать..."

Дети боятся темноты. Отнюдь не все засыпают, еле донеся голову до подушки, и вообще они решительно не хотят спать! Угрозы здесь совершенно зряшное дело - они только травмируют психику, усугубляют естественный страх перед мраком и одиночеством. Вообразите, что вы заблудились ночью в лесу - примерно так чувствует себя малыш в преддверии сна, и близость мамы с папой за стенкой его не утешает. "Если не будешь спать, прилетит баба Яга!" - говорите вы, потому что не верите в бабу Ягу. Но ваш-то ребенок верит в добрых и злых волшебников. Не пугайте его злыми, лучше позовите на помощь добрых - например Оле Лукойе с его сказочным зонтиком. Расскажите или почитайте что-нибудь веселое, с хорошим концом. Этот небольшой ритуал отнимет у вас меньше сил, чем ежевечерняя нервотрепка: "Я сказала - спать! Ну, все, гашу свет!" Между прочим, ничего ужасного, если малыш привык засыпать при ночнике. Не отбирайте у него этот кружок света и не стыдите за трусость.

"Не подходи"

Этот испуганный окрик способен только воспитать труса. Если взрослый человек патологически боится собак, то причина этого, скорее всего в том, что в детстве он слишком часто слышал: "Не подходи! Укусит!". См. также: Мир - и я в нем - Психическое здоровье ребенка. Что могут родители.
Так же точно, как родители могут обеспечить ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить ему и душевное здоровье.
Что же, позволить несмышленышу лезть в пасть к чужой собаке? На самом деле это куда менее опасно, чем воспитать в нем страх перед животными. Уж если человек боится собаки, что он станет делать в экстремальной ситуации? Не подходи к огню, к воде, не стой на крутом берегу, не лезь в лужу!.. Категорические запреты приучат ребенка бояться всего, за исключением ровного пола в своей собственной квартире. Вам кажется, он еще не дорос до того, чтобы самостоятельно прошлепать ногами по воде и побарахтаться на мелководье. А вы не боитесь, что он так никогда на это и не решится? Дети куда осторожнее, чем нам кажется. Они вовсе не бесстрашные Маугли, и, когда делают новый шаг для постижения собственных возможностей, все, что от нас требуется, - не мешать. Вот подстраховать, не акцентируя на этом внимания, - другое дело.

Если же крик "Не подходи!" вырвался у заботливой мамы, когда ее малыш подошел к другому ребенку в песочнице, такой маме пора пить на ночь валерианку.

"Ты же мальчик!" "Ты же девочка!"

Мальчиков стыдят так, если они плачут, боятся и обижают девочек. Девочек этими словaми упрекают за неаккуратность неубранные игрушки, за устроенную кучу-малу и драку. Считается, что мальчики не должны плакать, а девочки драться лопатками. Девочкам простительно одно, мальчикам другое и наоборот. Но если злоупотреблять бесконечным напоминанием о том, кто есть кто, ребенок может счесть противоположную половину какой-то ущербной. В особенности если читать мораль от противного: "Ну ты же не девчонка, чтобы хныкать по пустякам!" Мальчик делает вывод, что все девчонки плаксы, одно удовольствие - дернуть за волосы и проверить.
Представьте, что вам заявили такое! А девочка, устроившая кавардак в комнате, запоминает, что так поступают только мальчишки. Они вообще противные и грубые, ведь мама, услышав от нее "словечко" принесенное из детского сада сказала: "Ты же не мальчишка, чтобы так выражаться!" У девочек с мальчиками в будущем еще столько поводов для ссор и непонимания... Может быть, не стоит обострять их отношения с детства?

"И в кого ты такой уродился!"

Фраза для вас совершенно невинная, просто машинальный вздох, но, безусловно, с негативной окраской. "Родила на свою голову" звучит резче и тоже не несет в себе никакой конструктивной информации. Говоря это, мама часто даже не дает себе труда объяснить, чем она недовольна. Ребенок, услышав, что он уродился каким-то не таким, понимает одно: мама не в настроении. Как же часто она не в настроении, озабочена, расстроена, невесела... Наверное, думает малыш, это из-за меня, я во всем виноват...

А вот ваш "зайчик" действительно провинился: ударил младшую сестренку, взял без спроса конфету, и вы решили поговорить с ним всерьез. Вы говорите, а он не слышит. Чем же его пронять? "Я возьму себе другого ребенка", - произносите вы, естественно, ни секунды не веря собственным словам. И видите, как вдруг испугался и удивился ваш малыш. Помогает!.. "Другой мальчик, - вдохновенно врете вы. - ждет не дождется, когда я поменяю своего, непослушного, на него, хорошего, аккуратного, доброго, не жадину." Эти насквозь фальшивые слова потрясают вашего доверчивого сына или дочку. Неизвестно, как глубоко они западают в душу и как больно ее ранят. Возможно, комплексы, так грубо вылезающие на свет в подростковом возрасте, были посеяны в детстве, когда ребенку внушили, что он такой плохой, что его могут даже поменять на другого...

"Ты уже большой!"

Фраза полезная, если говорится кстати и не слишком часто. "Большой" мальчик не обидит младшего по возрасту, "большая" девочка сама накроет на стол и помоет за собой тарелку. Словом "большой" мама показывает свою веру в возможности ребенка: он дойдет своими ножками куда надо, потерпит, когда хочется пить, не станет хныкать и капризничать устав. Не забудьте вспомнить эту фразу, когда пойдете с ребенком в театр, в цирк, возьмете его с собой во взрослые гости, чтобы слово "большой" не ассоциировалось только с трудностями, которые надо преодолеть. Ребенок должен знать, что быть большим - это еще и выгодно.

Сложнее, если в семье появился еще один малыш. Тут уж старший автоматически становится большим, даже если ему и трех не исполнилось. Как часто в этом случае родители забывают, что он, в сущности, совсем маленький и безмерно нуждается в ласке и нежности. Апеллируя без конца к его старшинству, можно ненароком поселить в старшем убеждение, что его не любят. Любят только младшего. Почему старший всегда должен уступать ему, отдавать лучшие игрушки, убираться за двоих и расплачиваться в одиночку за общие провинности? Почему мама без конца умиляется крохотным братиком или сестричкой, а старшего словно и нет на свете? Вы не боитесь, что ваш полузаброшенный "большой" возненавидит обожаемую всеми кроху - маленького?

"Ты мне не нужен"

Прислушивайтесь к тому, что вы говорите! Разве он вам не нужен, ваше солнышко, ваш лучший в мире малыш?

14 16 034 0

Воспитание – довольно тонкий процесс, не лишенный шероховатостей. Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон уверена, что правда за ней. Ребенок справедливо обижается, что родители не учитывают его интересы, не реагируют на его просьбы, а мама с папой недоумевают, почему на их «заботу» детка только огрызается и угрюмо молчит. Отсюда – бесконечная череда недослушанных фраз, молчаливых обид и хлопающих дверей в общении детей с родителями.

К сожалению, такая атмосфера царит во многих семьях. И чем упорнее каждый гнет свою линию, тем больше напряжения вносится в семейные отношения. Однозначно, виновники таких ситуаций – родители. Они на правах мудрых и взрослых людей должны сделать правильный педагогический шаг навстречу эмоционально незрелым детям.

Наше общество погрязло в чудовищных стереотипах, с которыми нам удобно жить, ведь повышать голос на детей, поучать и опекать их – наши родительские привычки.

Разговаривая с детьми, мы машинально произносим привычные фразы, не задумываясь об их истинном смысле и влиянии на взрослеющую личность.

Эта статья разбивает все педагогические стереотипы, из-за которых родители и дети не могут найти общий язык. Измените тактику общения со своим чадом – и вы почувствуете истинное волшебство родительского влияния. Мотайте на ус наши советы и рекомендации и запоминайте, как правильно разговаривать с ребенком.

Вам понадобятся:

Разговаривайте шепотом

Шепот – достойная альтернатива крикам, угрозам и любым проявлениям родительского негодования. Дети очень чутко чувствуют, когда мама с папой обессилели и над ними можно одержать победу – когда родители кричат на ребенка.

Если вы пытаетесь достучаться до упрямой детки и волей-неволей повышаете голос из-за эмоций, ребенок вас не услышит и тем более не послушается ваших советов и просьб. А все потому, что он будет защищаться на подсознательном уровне от ваших криков и направит свою энергию отнюдь не на восприятие информации.

Поэтому дети больше реагируют на интонацию в разговоре, а не на его содержание. Воспринимать смысл сказанного они могут только в спокойной и комфортной обстановке.

Одарите своего упрямого шалуна теплым взглядом, наклонитесь к его уху и таинственно шепните подготовленную поучительную фразу. Это потребует от вас огромного самообладания, но зато и результат приятно удивит.

«Сейчас я уйду, а ты оставайся!» Это фраза, которая созвучна в сознании ребенка с предательством. Дикий страх, который охватывает ребенка при виде уходящего родителя, заставляет его забыть обо всех увлекательных играх, открытиях, интересном окружении и броситься за ним вслед. Родители, пожалейте и без того беззащитных детей!

«Дай, я сделаю сам». Раздражение, которое слышится за этой фразой, говорит ребенку, что он ни на что не способен. Постоянно повторяя эти слова, в один прекрасный день родители увидят свое чадо, абсолютно безразличное ко всему и не желающее браться ни за какую работу, ведь он – полная бездарь.

«Я же тебе говорила!» Вместо того, чтобы поддержать свое чадо в момент неудачи, мама или папа многозначительно произносит эту фразу. Что чувствует ребенок? Боль, обиду, иногда – раздражение.

Родители, которые любят таким образом брать реванш над детьми, запомните: подчеркивание своей правоты лишний раз заставляет ребенка поверить в свое несовершенство.

Каким он после этого вырастет? Лучше чаще рассказывайте ему, что и вы – земной человек, который совершает свои ошибки.

«Давай быстрее!» Думаете, от этой фразы ребенок действительно быстрее закончит свои дела? Как раз все наоборот: торопясь и волнуясь, малыш может что-то перепутать, забыть, еще больше замешкаться. А если взвинченный родитель скажет такую фразу флегматику, который от природы не может делать ничего быстро, то он может подумать, что его упрямое чадо просто не реагирует на его слова. Вот вам повод для очередного конфликта.

Чтобы этого не было, выделяйте запасное время и давайте ребенку возможность все делать в удобном для него темпе.

А если не можете без комментариев, лучше проговаривайте, что за чем пошагово нужно сделать.

«Это не стоит переживаний», «не плачь!». Не умаляйте значение чувств и эмоций маленького человечка – от этого он только отдалится от вас. Вы должны проникнуться его проблемами до глубины души и понять его эмоции. Кстати говоря, дети имеют право на слезы, ведь они отлично снимают напряжение. Не воспринимайте плач ребенка как раздражитель.

Посмотрите на него по-другому – глазами любящего и понимающего родителя. Обнимите свое страдающее чадо и посочувствуйте ему.

Заменяйте слово «нет»

Нетрудно догадаться, какие эмоции у ребенка вызывает небрежно брошенное родителями категоричное «нет» – досаду, разочарование, обиду, злость… Ребенок понимает, что далее – пустота. Не будет прогулки, сладостей, мультфильма и еще многих вещей, на которые он так надеялся! А если малыш голоден или устал, то эти три жестокие буквы запросто могут спровоцировать затяжную истерику, ведь слово «нет» вполне можно сравнить с красной тряпкой, которая магическим образом действует на быка. Поэтому поскорее уберите это слово из вашего общения с ребенком. В большинстве случаев его можно заменить спасительным «может быть».

Когда вы произносите «может быть» или «посмотрим», то у ребенка появляется надежда: а вдруг родители передумают? Это – отличная мотивация для вашего чада.

Если уберешь игрушки – пойдем на прогулку. Если съешь суп – получишь пирожное. В итоге ребенок не просто замотивирован, а учится нести ответственность за последствия своих поступков.

Однако бывают ситуации, когда запрет все же остается запретом. Даже в таких случаях избегайте этого ненавистного слова из трех букв. Будьте дипломатом и покажите, что вы понимаете и разделяете страдания своего несчастного чада. Дайте понять ребенку, что он имеет право на свое мнение («Ты действительно думаешь, что мы должны купить тебе плеер. Я отлично понимаю твое желание»), и оно – правильное.

Спокойно, коротко и уверенным тоном объясните ребенку, по какой причине вы отказываете ему. Чем младше ребенок, тем короче должны быть объяснения.

Еще один интересный психологический прием – фантазирование об осуществлении желания. Вместе с ребенком усядьтесь поудобнее и пофантазируйте, «какой отличный плеер он сейчас держит в руках». От такой косвенной поддержки с вашей стороны он немного отвлечется и успокоится, направив энергию на другие, более приятные мысли.

Просите прощения

Родители – не боги. Они так же, как и дети, совершают ошибки и учатся всю жизнь (а в чем-то – даже у своих детей). И огромное количество ошибок они совершают в воспитательном процессе. Поэтому ничего зазорного нет в том, чтобы признать свою вину и попросить прощения у ребенка.

Ведь это – самый действенный метод воспитания. Кроме того, идеальные родители – постоянный «напрягающий фактор» для детей: они видят свое несовершенство и смиряются с мыслью, что никогда не смогут сравняться с мамой или папой. Вот где зарождается огромная пропасть и отчужденность между поколениями отцов и детей.

В общении с детьми мы порой используем те слова, которые слышали от своих родителей. Многие фразы передавались из поколения в поколение, а мы особо не задумывались над их смыслом. Но правильно ли мы их употребляем с точки зрения педагогики и психологии?

1) «Видеть тебя больше не хочу!»

Обычно родители реагируют на плохое поведение своего ребенка фразой: «Я с тобой больше не разговариваю» или могут объявить бойкот без объяснения причин. После этого малыш начинает ещё больше капризничать, так как очень тяжело переносит такое наказание.

Ведь проявление любви с точки зрения ребёнка - это внимание мамы, её забота, умение выслушать его.

Психологи не советуют пользоваться таким приёмом с детьми до трёх лет, так как можно нанести вред психике малыша. Ребёнку постарше можно сказать: «Когда ты кричишь, я тебя не слышу».

Если школьник не выполнил своего обещания или чем-то обидел родителей, то они могут даже объявить бойкот. Игнорирование не воспитывает, а является выражением нашей обиды. Необходимо объяснить ребёнку, чем вы недовольны, что вам не нравится в его поведении. Разумнее сказать: «Не хочу с тобой разговаривать, потому что я очень обижена - ты не убрал игрушки к приходу гостей, как обещал».

2) «Нам не нужен такой мальчик, мы возьмём другого ребёнка, который будет нас слушаться»

В момент гнева мать может сказать такую фразу и не подумать о том, что она может сильно ранить душу ребенка и оставить след в его памяти на всю жизнь. Малыш не знает о том, что вы чем-то огорчены, обижены. Для него это не так важно, как ваши слова.

3) «Ты мне надоел!», «Достал!», «Как я от тебя устала

Такие фразы ребёнок понимает по-своему. У него формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место - далеко не главное. Взрослые не задумываются о том, что сказанное может негативно отразиться на дальнейших взаимоотношениях с дочерью или сыном.

Ребёнок воспринимает буквально всё, что ему говорят. После фразы «уйди отсюда, не мешай» он может подумать, что им не дорожат, от него хотят избавиться.

Взрослые включают детям телевизор, компьютер, только бы те оставили их в покое. Родители, сами того не ведая, утрачивают связь с ребёнком, теряют его доверие, любовь и перестают быть его другом. В дальнейшем будет гораздо труднее наладить отношения, чем их разрушить. Любую негативную фразу, сказанную сгоряча, дети принимают очень близко к сердцу. Подумайте сто раз, не повредит ли сказанное слово психике вашего малыша.

4) «Ты такой…», «Какой ты неуклюжий!», «Неряха!»

Так начинают говорить мамы, когда видят своего малыша за обеденным столом. 2-летний кроха хочет есть самостоятельно, но постоянно что-то роняет, разливает сок. В ответ он слышит неприятные слова в свой адрес. Та же картина повторяется, если ребёнок спотыкается или ходит и постоянно падает на ровном месте.

Обидные слова вызывают противоположный эффект. От страха сделать что-то не так малыш допускает одну и ту же оплошность, и неправильный навык закрепляется. Нужно только набраться терпения, и ребёнок со временем научится делать всё аккуратно. Не торопите его, а помогайте ему развиваться.

5) «Гузель наш лучший художник, а Ринат наш лучший писатель, Алия прекрасная артистка»

Не приклеивайте детям ярлыки и не навязывайте им различные роли. Не важно, позитивные или негативные, но они всегда остаются ролями. Ребёнок может застрять в них и бояться пробовать что-то новое. Дети могут соперничать друг с другом, добиться в чём-либо большого успеха и стать предметом ненависти брата или сестры.

Избавьте своих малышей от стандартных ролей. Каждый ребенок индивидуальный, неповторимый, многогранный. Сейчас девочка спокойная, тихая, а через 10 минут уже становится веселой, активной. Сегодня мальчик медлительный, а на следующий день превращается в серьёзного ученика. Дети всегда развиваются и меняются.

6) «У тебя это не получится - дай я сделаю»

Детские психологи считают, что подобные фразы программируют ребёнка на неудачу, вселяют неуверенность в собственных силах. Малыш начинает чувствовать себя глупым и неловким, поэтому в дальнейшем будет стараться реже проявлять инициативу.

7) «Бери, что хочешь, только успокойся»

Если родители что-то запрещали ребёнку, а потом вдруг разрешили, то для детей это словно сигнал, что с помощью нытья, капризов и криков можно добиться своего. В дальнейшем они перестанут воспринимать наши отказы всерьёз. Каждый ребёнок должен знать, что дозволено не всё, что хочется, и есть слово «нет».

8) Если я ещё раз такое увижу - ты получишь от меня!»

Ребёнок должен знать о наказании , если он ослушается родителей. Взрослым нужно сдерживать такие обещания. Детям стоит понимать, что это не просто пустые слова, к которым можно не прислушиваться - мама может перейти к действиям.

9) «Не расстраивайся ты так из-за ерунды»

Детские проблемы отличаются от наших. Мы не придаём им значения, но для малышей они кажутся глобальными и серьёзными. Если вы хотите иметь доверительные отношения с ребёнком, относитесь к его проблемам серьёзно и принимайте решения сообща. В противном случае вы потеряете с ним связь, так как он перестанет делиться с вами переживаниями, считая их ерундовыми.

10) « Не плачь», «Перестань немедленно!»

После такой фразы ребенок обычно не успокаивается, а наоборот протестует: плачет ещё громче или начинает огрызаться. Подобные слова не имеют должного воздействия. Лучше успокойте ребёнка, обнимите, приласкайте, поговорите с ним по душам, переключите его внимание на что-то другое. Так вы показываете малышу, что понимаете и принимаете его чувства. Это очень важно для детей.

11) «А я тебе за это шоколадку куплю!»

Такую фразу часто приходится слышать от бабушек. Они готовы покупать конфеты, шоколадки, только бы ребёнок съел кашу или тихо вел себя в гостях. Некоторые родители дают деньги за хорошую успеваемость в школе или помощь по дому. Такие приёмы срабатывают, но не приносят пользы. Воспитание, построенное на системе материальных вознаграждений, формирует у детей неправильное представление о взаимодействии в семье. Товарно-денежные отношения хороши для работы, а межличностные отношения должны строиться на основе любви, помощи, взаимовыручки. Если малыш с детства привык получать материальное вознаграждение за совершение хорошего поступка, то в будущем ему сложно будет объяснить такие понятия, как сочувствие, дружеская поддержка, бескорыстная помощь.

12) «Молодец!», «Отлично!», «Очень хорошо!»

Как часто мы говорим детям эти слова, да и сами слышим от кого-то в свой адрес? Однако психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же похвалы она становится обезличенной.

Вместо того, чтобы оценивать действия ребёнка, лучше детально описать его поступки. Например, если он получил пятёрку в школе, вместо привычного «молодец» скажите: «Вижу, ты отлично подготовился к предмету, много занимался. Ты, наверное, очень доволен». Такое высказывание более благотворно воздействует на детей, потому что они получают эмоциональную поддержку от родителей.

13) «Почему ты не можешь быть как…?»

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка ни с кем, даже с сестрой или братом. Подобная фраза может ранить душу, посеять вражду, ревность, обиду по отношению к другому. Ваши слова вызовут негативную реакцию, спровоцируют нежелание делать то, что вы просите.

Научитесь правильно разговаривать со своим ребёнком. Избегайте не только ненужных фраз, но и повышения голоса. Ведь крик свидетельствует о слабости человека: этим мы не воспитываем детей, а только отдаляем от себя. Неправильные и обидные фразы негативно влияют на вашего ребёнка, травмируют его психику. Малыш может замкнуться в себе, что также вызовет появление различных комплексов в подростковом периоде и неуверенности в себе.


Написал:
В новости: Как пережить расставание с люб...
Я заказала приворот. И вы знаете, девочки, и здесь не все так просто оказалось, выяснилось, что процентов 90 так называемых ведьм, магов и колдунов, обыкновенные мошенники, не имеющие ни совести, ни каких либо способностей, и при этом очень даже хорошо зарабатывают на таких доверчивых дурах как я. Эту затею я просто так не бросила, вариантов других у меня больше и не было. Сейчас я могу считать себя по-настоящему счастливой женщиной. Я боролась за свое счастье долго и мучительно. Все же благодаря одному человеку, муж вернулся. Сидит теперь дома, в глаза мне заглядывает. А эта его, пусть теперь помучится. Пусть знает как чужих мужей уводить! Не теряйте сил и своих слез, не тратьте драгоценное время, не будьте глупой, как я, воспользуйтесь проверенной методикой, лучше учится на чужих ошибках! Если вам нужна поддержка, совет, напишите ей [email protected] Она выслушает, посоветует, поможет и решит вашу проблему. Я скажу, очень довольна ее услугами. Написал:
В новости: Как заставить мужчину сделать...
Я заказала приворот. И вы знаете, девочки, и здесь не все так просто оказалось, выяснилось, что процентов 90 так называемых ведьм, магов и колдунов, обыкновенные мошенники, не имеющие ни совести, ни каких либо способностей, и при этом очень даже хорошо зарабатывают на таких доверчивых дурах как я. Эту затею я просто так не бросила, вариантов других у меня больше и не было. Сейчас я могу считать себя по-настоящему счастливой женщиной. Я боролась за свое счастье долго и мучительно. Все же благодаря одному человеку, муж вернулся. Сидит теперь дома, в глаза мне заглядывает. А эта его, пусть теперь помучится. Пусть знает как чужих мужей уводить! Не теряйте сил и своих слез, не тратьте драгоценное время, не будьте глупой, как я, воспользуйтесь проверенной методикой, лучше учится на чужих ошибках! Если вам нужна поддержка, совет, напишите ей [email protected] Она выслушает, посоветует, поможет и решит вашу проблему. Я скажу, очень довольна ее услугами. Написал:
В новости: Как помириться с любимым?
Я заказала приворот. И вы знаете, девочки, и здесь не все так просто оказалось, выяснилось, что процентов 90 так называемых ведьм, магов и колдунов, обыкновенные мошенники, не имеющие ни совести, ни каких либо способностей, и при этом очень даже хорошо зарабатывают на таких доверчивых дурах как я. Эту затею я просто так не бросила, вариантов других у меня больше и не было. Сейчас я могу считать себя по-настоящему счастливой женщиной. Я боролась за свое счастье долго и мучительно. Все же благодаря одному человеку, муж вернулся. Сидит теперь дома, в глаза мне заглядывает. А эта его, пусть теперь помучится. Пусть знает как чужих мужей уводить! Не теряйте сил и своих слез, не тратьте драгоценное время, не будьте глупой, как я, воспользуйтесь проверенной методикой, лучше учится на чужих ошибках! Если вам нужна поддержка, совет, напишите ей [email protected] Она выслушает, посоветует, поможет и решит вашу проблему. Я скажу, очень довольна ее услугами. Написал:
В новости: В каком возрасте лучше создава...
Я заказала приворот. И вы знаете, девочки, и здесь не все так просто оказалось, выяснилось, что процентов 90 так называемых ведьм, магов и колдунов, обыкновенные мошенники, не имеющие ни совести, ни каких либо способностей, и при этом очень даже хорошо зарабатывают на таких доверчивых дурах как я. Эту затею я просто так не бросила, вариантов других у меня больше и не было. Сейчас я могу считать себя по-настоящему счастливой женщиной. Я боролась за свое счастье долго и мучительно. Все же благодаря одному человеку, муж вернулся. Сидит теперь дома, в глаза мне заглядывает. А эта его, пусть теперь помучится. Пусть знает как чужих мужей уводить! Не теряйте сил и своих слез, не тратьте драгоценное время, не будьте глупой, как я, воспользуйтесь проверенной методикой, лучше учится на чужих ошибках! Если вам нужна поддержка, совет, напишите ей [email protected] Она выслушает, посоветует, поможет и решит вашу проблему. Я скажу, очень довольна ее услугами.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх