Как устроены детские садики за границей: рассказы мам из восьми стран мира. Традиции детских садов за рубежом

Зарубежные семейные детские сады

Зарубежные семейные детские сады: обзор опыта работы. Что такое «семейный детский сад» за рубежом? Какие они бывают? По каким программам работают?


Говорят, что категоричность суждений обычно свидетельствует об ограниченности кругозора. Так пусть же будет у нас этот «педагогический кругозор» и будет понимание того, как по-разному может быть воплощена в жизнь идея «детского сада» — дома, где детям хорошо и уютно, где они — в заботливых руках педагогов, где малыши играют, познают мир, общаются, растут и чувствуют себя счастливыми!

Зарубежные семейные детские сады.

Описание зарубежного опыта работы семейных детских садов.

Введение

В зарубежных странах семейные детские сады существуют уже более 50 лет и обычно являются альтернативной формой дошкольного образования. Информация о подобных учреждениях, изложенная в отечественной педагогической литературе, имеет фрагментарный и противоречивый характер. В связи с этим в этой статье не только проанализирована информация из русскоязычной научной и научно-методической литературы, но и уделяется особое внимание описанию зарубежного опыта работы семейных ДОУ, изложенного в первоисточниках на иностранном языке. В первую очередь, это Интернет–сайты национальных и региональных ассоциаций, курирующих работу семейных детских садов: National Association of Child Care Resource, Jewish Child Care Association и Virginia Child Care Resource and Referral Network (США); National Family Day Care Council of Australia, Victorian Family Day Care Association и Nаtional Сhildcare Accreditation Counsil (Австралия), Family Day Care Centre (Канада). Также проанализирована информация о работе семейных ДОУ, имеющаяся на сайтах муниципальных органов управления и коммун (сайт правительства штата Нью-Йорк США, коммуны Waverley в Австралии, г.Ювяскюль и г.Турку в Финляндии, сайт Департамента семьи, социальных услуг и региональных связей правительства Австралии), и личный опыт изучения опыта работы «родительских детских садов» в Дании (г. Вайн, г. Клим). В материале данной главы использована информация, содержащаяся на сайтах организаций, имеющих развернутую сеть семейных детских садов в своем регионе (Family Day в Канаде, Infant Toddler Family Day Care в США и др.).

Разнообразие семейных детских садов в зарубежных странах.

Зарубежные семейные дошкольные образовательные учреждения разнообразны. Они условно могут быть разделены на несколько типов.

Типы семейных детских садов за рубежом:

1. Семейные детские сады – общественные объединения родителей , в которых родители могут либо оплачивать услуги воспитателя и других сотрудников, либо сами становятся воспитателями своих детей и детей соседей, проводят для детей праздники, руководят их играми, организовывают занятия в кружках, оборудуют помещение и т.д.

2. Семейные детские сады профессиональных ассоциаций . В таких ДОУ, существующих в квартире или частном доме воспитетеля, работает персонал, имеющий соответствующее образование. Наиболее часто в роли педагогов выступают несколько человек из одной семьи, например, семейная пара или мать и дочь. Детские сады имеют лицензию на образование. Родители оплачивают услуги по уходу за ребенком и его обучение.

3.Выездной семейный детский сад . В группу семей, которые 2-3 раза в неделю собираются в квартире или доме одной из семей, приглашается на это время педагог, который дает родителям консультации, проводит с детьми игры и занятия. Такой педагог закреплен за несколькими семьями и постоянно работает семейным воспитателем по заранее составленному графику. Выездные группы организуются в районах, в которых у детей нет возможности посещать детский сад ввиду его отсутствия.

4. Семейный детский сад как подразделение ведущего государственного дошкольного учреждения. Мамы, организующие у себя на дому семейное ДОУ, являются полноценными сотрудниками государственного учреждения, получают зарплату, имеют право на отпуск и другие льготы.

5. Игровые семейные площадки во дворах домов микрорайона, скверах, парках . Такой тип создается с целью педагогического просвещения молодых родителей. На площадке работает воспитатель, который принимает в группу до 20 детей, а также ведет работу с их родителями.

6.Игровая площадка на дому . Организуется с целью содействия социальному развитию детей, не посещающих ДОУ и обмена опытом семейного воспитания. Предусмотрен контроль за деятельностью педагогов-воспитателей. Возможно проведение праздников и развлечений для детей и их родителей.

7. Семейные центры на базе центров социальной поддержки , в состав которых включены группы для детей дошкольного возраста. Состав групп разновозрастной, т.к. одну группу посещают несколько детей из одной семьи. В такие группы можно привести ребенка в любое время, например, во время проведения тренинга или консультации для родителей. Группы организуются для детей из неблагополучных семей, однако другим семьям не отказывают в услугах.

Рассмотрим особенности функционирования данных типов семейных дошкольных образовательных учреждений в разных странах.

Семейные детские сады (Family Day Care) существуют в США уже более 60 лет и пользуются большой популярностью у родителей. Их работу курируют организации типа Национальной Ассоциации заботы о детях (NFCCRRA), Ассоциаций заботы о детях различных штатов или национальных сообществ (JCCA , VFCCRRN и др.). В каждом из таких детских садов за детьми ухаживает квалифицированный человек, прошедший специальную, утвержденную городом, подготовку.

Согласно законодательству штата Нью-Йорк («Family Day Care» от 31. 01.2005, часть 417) открыть семейный детский сад может любой гражданин старше 18 лет, имеющий как минимум двухлетний опыт работы с детьми дошкольного возраста (в образовательном учреждении или как доброволец на общественных началах) и прошедший 6-часовые курсы по теме «Развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве». Это могут быть как лекционные, так и практические занятия. Кроме того, семейный воспитатель предоставляет имена и телефоны как минимум трех лиц, не состоящих с ним в родственных связях, которые могут за него поручиться (отсутствие вредных привычек, особенности личности, квалификация, стаж и опыт работы). Также необходима медицинские справки о состоянии здоровья всех членов семьи воспитателя (срок действия – 12 месяцев) и справка об «отсутствии криминального прошлого».

Для открытия семейного ДОУ надо получить лицензию и создать в детском саду семейную атмосферу, согласовать помещение с представителем лицензионного бюро. В целях обеспечения безопасности детей помещение данной квартиры или дома не может использоваться для других целей, в том числе социальных. В одном доме могут быть организованы несколько семейных детских садов, однако общее количество детей в них не должно превышать 20 человек.

Каждый семейный воспитатель ведет документацию. К обязательным документам относятся: утвержденный план оздоровительных мероприятий; план «активностей детей по дошкольной программе»; лист посещаемости детей; медицинская документация о состоянии здоровья всех детей; список семей, которые готовы взять на себя заботу о детях в случае отсутствия семейного воспитателя в данное время; данные о родителях и лицах, имеющих право забирать ребенка из ДОУ домой.

Для получения сертификата необходимо прослушать курс «Здоровье и безопасность детей в семейном или групповом семейном детском саду»(15 учебных часов) и сдать соответствующий экзамен. В дальнейшем каждые два года после первого года регистрации семейный воспитатель проходит курсы повышения квалификации в объеме 30 учебных часов по выбранной им теме. В содержание этих курсов обязательно входят следующие темы:

  • основные закономерности развития ребенка в дошкольном детстве;
  • методика проведения наблюдений за детьми, сигналы эмоционального или физического неблагополучия в поведении детей;
  • управление поведением детей и дисциплина;
  • учет в педагогическом процессе потребностей детей;
  • организация питания и забота о здоровье ребенка;
  • программа развития детей, посещающих семейный детский сад;
  • охрана здоровья детей, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • защита прав ребенка и предотвращение жестокого обращения с детьми;
  • законодательство, регулирующее деятельность семейных детских садов.

После прослушивания курсов по этим базовым темам, семейный воспитатель может выбирать темы курсов исходя из потребностей собственной практики работы в семейном ДОУ.

В семейном детском саду может работать один или несколько педагогов, но если детский сад круглосуточный, то в нем обязательно должно быть два воспитателя. Воспитатели не могут работать две смены подряд. В круглосуточных семейных детских садах обязательно должны быть несколько помещений для сна детей, т.к. запрещено организовывать сон детей разного пола в одной комнате.

Родители воспитанников семейного ДОУ имеют право без каких-либо ограничений знакомиться с любой документацией детского сада и в любое время его посещать. В некоторых таких детских учреждениях установлены видеокамеры, позволяющие родителям наблюдать за своими детьми в различных режимных процессах.

Ассоциации курируют работу каждого учреждения, проверяя уровень ухода за ребенком. Также они помогают в открытии, регистрации и ведении семейного бизнеса. Дети находятся в теплой домашней обстановке, где с ними играют, занимаются, кормят домашней едой, укладывают спать. Занятия по дошкольным программам проводятся не во всех детских садах, многие из них осуществляют только присмотр и уход за детьми. Количество детей в таких детских садах ограничено, не больше 6, а если там работают два педагога и позволяет место, то не больше 12. Часто такие детские сады организованы в приспособленных первых этажах индивидуальных домов.

В Family Day Care принимаются дети с 6-недельного возраста (Infant Toddler Family Day Care) , при этом если доход родителей невелик и им положена помощь от города, оплата минимальна. Family Day Care часто организовывают бывшие педагоги или просто люди, любящие детей. Часто он становится семейным бизнесом, в котором трудятся не только жена, но и муж или сестры, или мать и дочь. Заработок зависит от разных факторов, в том числе от количества детей и индивидуальной договоренности с теми родителями, которые не получают скидок от города и платят за уход сами.

В семейных группах для детей раннего возраста (Infant Toddler Family Day Care) к небольшим группам детей (часто разновозрастным) домой приходит специально выделенный специалист, который не просто имеет соответствующее образование, но и непрерывно участвует в различных видах профессиональной подготовки по тематике, связанной с развитием ребенка в раннем детстве. Специалист даёт родителям информацию о развитии их детей, особенностях и подходах к воспитанию. Гибкие графики прихода педагога разрабатываются индивидуально. Все специалисты по желанию родителей могут провести семейный праздник или приготовить детям еду. В случае лихорадки или рвоты детей не принимают в семейную группу. Каждый семейный детский сад, работающий с детьми раннего возраста должен иметь лицензию штата. Раз в месяц семьи посещает медицинский работник.

В Канаде семейные детские сады существуют как альтернативная система дошкольного воспитания, имеющая индивидуальный характер. Они популярны среди родителей, т.к. содержание в них ребенка стоит дешевле, чем в государственных учреждениях. Персонал состоит из 2-3 человек, имеющих педагогическое образование и опыт в воспитании детей. Как правило, семейные ДОУ расположены в частных домах, имеют отдельную спальню и игровую комнату, хорошо обустроенный двор с качелями, горками и песочницей. Воспитатели очень внимательны к детям. Средняя численность группы 5-7 человек. Дети могут посещать семейный детский сад ежедневно или выборочно в любой удобный день. Для записи ребенка в детский сад не требуется справок и документов. Надо просто привести ребенка. В течение дня с детьми играют, занимаются музыкой. За обедом детей кормят фруктами и дают натуральный сок. Семейные детские сады работают с 9 до 18 часов. Такие детские сады организуются для помощи работающим женщинам, в том числе занимающим высокие научные должности. В них ребенок остаётся и в случае болезни.

В последние годы в Канаде 38% детей дошкольного возраста перешли на режим домашнего окружения. Так, ведущее учреждение по семейному образованию в Торонто – Центр «Family Day» обслуживает 4000 детей до 12 лет. Семейные воспитатели заключают контракт с Центром на создание семейного детского сада для 5 детей (максимальное количество) у себя на дому. Центр обеспечивает профессиональное обучение и сопровождение педагогической деятельности воспитателей. Каждому семейному воспитателю выдаётся буклет «Семейный детский сад: что необходимо знать», в котором содержится общая информация по созданию и работе Family Day Care (минимальные правовые требования, уход за детьми, план работы, часто задаваемые вопросы, веб-сайты). Центр имеет лицензию Министерства по делам детей и молодёжи Онтарио, службы по управлению и эксплуатации зданий.

Ведущим принципом работы семейных детских садов «Family Day»является важность семьи и общества в развитии ребенка. В связи с этим: 1) членам семьи рекомендуется принимать участие в программах Центра, 2) поддерживаются партнерские отношения с семьями, 3) издаются информационные бюллетени и брошюры для родителей, 4) уважаются ценности семьи, 4) проводятся бесплатные программы семейного чтения, практикумы (workshops) для родителей, консультации- практикумы по особенностям развития ребенка, тренинги для родителей.

В программу работы с дошкольниками, утвержденную местными властями,. в «Family Day» входят: математика, экспериментирование, готовность к чтению, творчество и ремёсла, чтение сказок и сочинение историй, музыка и движение, театр, игры с водой и песком, игры на открытом воздухе, экскурсии.

Семейные детские сады «Family Day» работают и с детьми с особыми потребностями, что включает раннюю диагностику, консультации для родителей, передача родителям специально разработанных материалов. Такие дети участвуют во всех программах Центра, а специалисты – семейные воспитатели обеспечивают реализацию комплексной программы в домашних условиях.

Работа в семейных детских садах «Family Day» даёт их сотрудникам скидку на пребывание в группе своих детей, конкурентоспособную заработную плату, участие в пенсионной программе, 3 недели отпуска, чтобы начать работу детского сада. Педагоги должны иметь диплом, одобренный АЕСЕО и опыт работы с детьми по уходу за ними.

В Австралии наиболее распространены 2 вида семейных детских садов. 1.Семейные детские сады организовывают у себя на дому женщины, часто пенсионерки, прошедшие педагогические курсы. В таких группах 4-5 человек. Заболеваемость в Family Day Care по статистике меньше, чем в других детских садах. Кроме того, Family Day Care дешевле обычного детского сада. 2. Несколько родителей объединяются и создают группу для своих детей. Они по очереди работают воспитателем в этой группе, а также проводят с детьми «занятия» музыкой, рисованием, ручным трудом. Каждый родитель выбирает тот вид занятий, который, по его собственной оценке, он может качественно провести с детьми. За счет этого такие семейные группы стоят еще дешевле, т.к. родители фактически оплачивают только питание и аренду помещения. Некоторые родители нанимают специалистов – педагогов для работы с детьми.

Все семейные детские сады должны иметь лицензию. Они могут работать как полный, так и неполный рабочий день. Family Day Care имеют гибкий график обслуживания, удобный для семей, и предоставляют услуги по присмотру за детьми на несколько часов, в том числе по выходным и праздничным дням. Система семейных ДОУ в первую очередь ориентирована на детей от рождения до пяти лет, однако помощь может оказываться и детям – школьникам в особых ситуациях (сезонная работа родителей, чрезвычайные ситуации в семьях).

Департамент семьи, коммунальных служб и региональных связей Правительства Австралии определил следующие виды семейных детских садов:

  • «игровая семейная группа на дому» , предусматривающая кратковременное пребывание детей,
  • «дневной семейный детский сад» в квартире или доме воспитателей (Family Day Care),
  • «домашний уход» (семейное ДОУ в своей собственной квартире для семей, которые не имеют возможности отдать ребенка в обычный детский сад, например, для детей – инвалидов, для родителей-инвалидов, в сельских удаленных районах, в многодетных семьях с тремя и более детьми дошкольного возраста, в случае особого графика работы родителей или опекунов ребенка),
  • «семейный детский сад полного дня» для семей, в которых родители работают в ночное время,
  • «мобильные детские группы, игротеки и библиотеки» , предоставляющие услуги в отдаленных районах, в том числе организацию праздников, игровых групп, включая группы полного дня, культурные программы, библиотечное обслуживание, организацию игр, рассказывание и сочинение историй и т.д. Эти группы также дают информацию родителям о воспитании детей и оказывают им помощь и поддержку,
  • «многофункциональные семейные группы для детей определенной национальности», деятельность которых включает, изучение культуры своего народа, организацию праздников и развлечений. Такие группы могут работать как полный день, так и по составленному графику и включать другие виды помощи семьям: игровые группы на дому, организация жизни школьников после уроков и т.д. Для детей, живущих на островах Торресова пролива, создаются многофункциональные центры (MACS).
  • «сезонные группы»,
  • «вечерние группы»,
  • «группы кратковременного присмотра на дому».

Национальная профессиональная ассоциация семейных детских садов (National Family Day Care Council of Australia) была создана в 1988 году для обобщения опыта работы и пропаганды семейных детских садов на национальном уровне. Она является финансово независимой организацией. Ассоциация предоставляет информацию по вопросам законодательства, организации Family Day Care , консультирует педагогов и родителей, предлагает обширную базу данных по семейным детским садам. NFDCCA работает в тесном сотрудничестве с опекунами, семьями, педагогами семейных ДОУ, органами местного управления и местными общинами.

Совет Ассоциации избирается сроком на два года и несет юридическую ответственность за эффективную работу организации, определяет стратегические направления развития. В Совет входят 17 постоянных сотрудников.

Ассоциация участвует в разработке и внедрении национальных стандартов по семейным детским садам. Выпускается специальный журнал JiGSAW, содержащий информацию исключительно о работе семейных ДОУ. Каждый детский сад обязан докладывать Ассоциации о результатах своей деятельности через отчеты.

Все семейные воспитатели зарегистрированы и получают поддержку и методическое сопровождение от управлений детского развития (Child Develope Officers), которые регулярно посещают эти учреждения. Ассоциации семейных детских садов отвечают за их эффективное функционирование, в том числе за подбор персонала, его обучение, предоставление помощи и проведение консультаций с воспитателями, поддержку и информирование родителей. Они также помогают семьям выбрать наиболее подходящий семейный детский сад. Система работы с семейными воспитателями также предусматривает «сессии» один раз в две недели и методическую помощь один раз в месяц.

В Новой Зеландии для получения свидетельства (национального удостоверения) о праве заниматься педагогической деятельностью в семейных ДОУ необходимо прослушать курсы, содержание которых соответствует национальным стандартам. Курсы включают 20 учебных часов теории и 10 часов руководства наставником практической педагогической деятельностью слушателей. Тематика этих «первоначальных вводных курсов» включает в себя следующие вопросы:

  • особенности развития ребенка и основные потребности детей дошкольного возраста,
  • забота о здоровье детей, необходимые правила гигиены и особенности их применения в воспитании детей младшего возраста,
  • регулирование поведения детей, роль правил поведения в дошкольном детстве,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников,
  • особенности сотрудничества с семьями воспитанников,
  • организация игр детей,
  • питание дошкольников,
  • методические рекомендации по проведению наблюдений за детьми,
  • создание развивающей среды в семейном детском саду,
  • особенности общения с детьми разного возраста,
  • методы воспитания и обучения детей.

В дальнейшем семейные воспитатели могут выбирать другие темы курсов повышения квалификации и получить сертификат. Например, центр обучения «Открытое образование», в котором учатся 30 тыс. людей разных профессий, предлагает следующие курсы для педагогов семейных детских садов — Family Day Care:

  • Межличностные отношения (работа с чувствами, умение урегулировать конфликты, что такое уважение и самоутверждение, полоролевые представления детей и др.).
  • Играем с детьми (роль игры в дошкольном детстве, отечественная история дошкольного образования, теории игры, стадии развития игровой деятельности, создание игровой среды в квартире – семейном ДОУ и др.),
  • Общение с детьми (как устанавливать и поддерживать хорошие отношения с детьми, эффективное руководство детским поведением, методы и приемы организации взаимодействия с детьми и др.).
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в семейном детском саду (потенциально опасные ситуации в быту, первая помощь детям в случае травм, организация перевозки детей, предупреждение жестокого обращения с детьми, обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в семейной группе и др.).
  • Коммуникативные умения (умения слушания, особенности работы с детьми и взрослыми других национальностей, билингвизм и др.)

В Германии с 1980-ых годов существует и развивается интересная новая форма работы с семьёй – Материнские Центры. К 1992 году в стране открылось уже более 200 Центров и инициативных групп по их организации. Толчком для их создания послужили исследования Немецкого института молодежи по проблемам работы с родителями, продемонстрировавшие проблемы молодых матерей: их изолированность от общества, материальные проблемы, неуверенность в общении с внешним миром, трудности в воспитании детей, большое количество стрессов, ограничение своей самореализации в профессиональной деятельности. Материнские центры призваны помочь родителям решить эти проблемы. Главная отличительная черта Материнских Центров – всю деятельность организуют и осуществляют сами женщины, а специалисты работают амбулаторно, часто и по выходным. Однако при необходимости специалисты готовы дать любую консультацию в удобное для матерей время. Здесь проводятся консультации, курсы и семинары по повышению родительской квалификации, обмену опытом по актуальным проблемам семьи, предлагаются услуги по уходу за детьми, массажу, уборке, устраиваются распродажи детских вещей, тренинги общения, занятия по семейной психологии, детской психологии, конфликтологии, часто предлагаются консультации по медицине, косметике, рукоделию, ремонт одежды, изготовление мелких сувениров и подарков, услуги парикмахера, диетолога и т.д. За выполнение заданий в материнских Центрах матерям выплачивается гонорар. Небольшого годового бюджета вполне хватает для обеспечения работы Центра, так как Центры зарабатывают свои собственные средства оказанием самых различных бытовых услуг. Одновременно у молодых матерей появляется возможность обмениваться опытом воспитания детей и получать квалифицированную педагогическую помощь. Многие центры нанимают мам на полставки, а также специалистов по психологии, медицине, педагогике.

В Материнских Центрах организация и содержание работы приспособлено к потребностям детей и ритмам жизни семей. Поэтому Материнский центр открыт всегда, существует гибкий график работы. Кроме того, организованы постоянные виды занятий в определенное время. Всегда можно привести с собой ребенка. Ежедневно в Центры приходят от 30 до 40 мам с вдвое большим количеством детей. Активную часть Центров составляют 100 – 150 женщин с детьми (молодые домохозяйки с детьми, одинокие матери, пенсионерки и даже работающие женщины).

Учитывая ресурсы Центров, родительские умения матерей и их желание участвовать в общественной жизни, в том числе в воспитании своих и чужих детей, в Германии были обоснованы два пути сотрудничества детских садов и материнских центров: 1) профессионализация Материнских Центров, т.е. более широкое приглашение на работу в них специалистов социально-педагогического профиля; 2) привлечение матерей к работе в ДОУ на добровольных началах по гибкому графику в качестве ассистентов воспитателей для повышения педагогической компетенции.

Что касается модели семейного детского сада «дневная мама» (мама наряду со своими детьми воспитывает и детей других родителей), то в Германии она не принесла ожидаемого успеха. Причина в недостатке «квалифицированных» мам, которые могли бы качественно выполнять работу семейного воспитателя. Однако в Германии в 1994 году было уже 25 735 «дневных мам». На «дневную маму» родители получают право после того, как истекут 15 месяцев оплачиваемого отпуска по воспитанию младенца. Такая мама получала государственные дотации, а её стоимость для родителей по данным 1994 года равнялась 350 – 800 марок в месяц.

В Германии существует и другой вид семейных детских садов. Родители могут выступить с инициативой: найти, помещение, собрать детей, стать воспитателями, составить свою программу работы детского сада. Финансирование таких учреждений осуществляется из бюджета коммуны или церкви. Плата за детский сад зависит от дохода семьи и количества часов, проводимых ребенком в группе. Персонал детского сада сам разрабатывает концепцию своей работы. Родители имеют право влиять на деятельность персонала. Педагоги не несут юридической ответственности за жизнь детей.

В Дании существуют так называемые «родительские школы», при которых организованы «родительские детские сады» или дошкольные группы. Эти учреждения являются альтернативными государственной системе образования. Первые такие учреждения были созданы в 1850 году как протест против зубрёжки. Реальной причиной их создания является твердое убеждение родителей в том, что они сами могут определить, что является лучшим для их детей. Если муниципальное образовательное учреждение удовлетворяет их требованиям, они отдают ребёнка туда. Если нет – группа родителей создаёт своё собственное образовательное учреждение. Каждое «родительское» образовательное учреждение поддерживается группой организаторов, большинство из которой – родители. Эта группа избирает комитет, который несёт ответственность за управление школой. Комитет нанимает и увольняет педагогический штат. Незаинтересованных педагогов увольняют сразу же. Часто педагогами в «родительских детских садах и школах» являются сами родители. В таких учреждениях не проводится тестирование и экзамены.

«Родительские» детские сады обычно небольшие, часто их посещают 3-5 детей из одной семьи, но в группе может быть и 20 детей. Учреждения относятся к независимым, однако государство обеспечивает их финансовую поддержку на 80 -85%, остальные 15-20 % оплачиваются родителями. С детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, ручным трудом, читают рассказы, мифы, сказки. Каждый день начинается с утреннего сбора всех воспитанников, всех педагогов и желающих родителей, на котором все весте поют датские песни и гимны. Много внимания уделяется социальному развитию, трудовому воспитанию и физическим упражнениям.

Рассмотрим этапы создания такого «родительского» детского сада – школы (на примере Vain Friskole, открытой в 1999 году):

1). Через объявление в газете была организована встреча родителей, заинтересованных в создании своего образовательного учреждения и неудовлетворенных образованием в государственных учреждениях.

2). В течение последующих 6 месяцев 40 заинтересованных родителей занимались организационными вопросами: было найдено помещение – здание 1927 года, которое требовало ремонта, приглашены нужные педагоги. Многие функции – ремонт здания, присмотр за детьми осуществляли сами родители. В результате в «родительскую школу» были приняты 26 детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3). Создан совет родителей – организаторов, который на общем собрании решает все вопросы жизни школы. Обязательным условием для зачисления ребенка в такое учреждение является желание и согласие родителей участвовать в работе школы. В перерывах между советами родителей работает попечительский совет из представителей родительских групп, а также группа «Круг поддержки» (бабушки и дедушки детей, которые проводят с детьми игры, учат рукоделию, устраивают рождественские распродажи детских и родительских поделок, ищут спонсоров и оказывают другую помощь школе). Все родители работают в родительской школе бесплатно – ради блага своих детей. Существуют группы родителей по профессиям: педагоги, искусствоведы, строители и т.д. Но к работе в школе привлекаются только те родители, которые имеют лицензию на право заниматься данным видом деятельности.

4). Родительская школа и детский сад открыла свои двери для детей и начала работать по 7 классическим направлениям развития гармоничного человека (Н.Ф.С.Грундтвиг – основатель родительских школ): развитие тела, развитие музыкальных способностей, развитие творчества, развитие математических способностей, развитие спортивных умений, приобщение к истории и культуре.

В Центральной Шотландии с целью поддержки социально неблагополучных семей в г.Аллоа в 1987 году был открыт центр «Семья» при местном управлении по социальному обслуживанию населения. Основная деятельность центра заключалась в предоставлении услуг для детей младше пяти лет (группы типа семейного детского сада), а также их родителям. В рамках этого проекта, который всё ещё продолжается, Центром «Семья» предоставляются следующие услуги: дневные группы ухода за детьми, группа дневного пребывания для родителей и детей младшего возраста (дети занимаются в игровой группе, а родители в это время общаются друг с другом, получают консультации и др.), группы продлённого дня для дошкольников и школьников, дискуссионные терапевтические группы для родителей (группа для отцов, группа с предоставлением помощи психолога и социального педагога, группа матерей по изучению различных видов рукоделия, группы родителей, занимающихся решением проблем детского поведения). Центр предоставляет услуги как семьям в предкризисный период, во время кризиса и после него, так и оказывает любые услуги по требованию жителей микрорайона.

В Финляндии функционируют следующие виды семейных детских садов:

  • семейный детский сад полного дня (ребенок находится в учреждении 5-10 часов),
  • семейный детский сад неполного дня (ребенок находится в ДОУ менее пяти часов),
  • семейный детский сад с нерегулярным пребыванием детей (дети посещают ДОУ не ежедневно, а по определенным дням или в течение определенных недель месяца),
  • группы дневной заботы, которые ребенок посещает в то время, когда это необходимо семье, например, приходит в группу на 1-2 часа. Когда потребности семьи в группе дневной заботы исчезают, ребенок прекращает посещать ее.

Большой популярностью пользуются домашние детские сады типа « группы ухода в семьях». Домашняя хозяйка, пройдя подготовку на специальных курсах, заключает трудовой договор с муниципалитетом и организует уход за детьми, число которых не должно превышать четырех человек, вместе с её собственными. Являясь воспитателем на муниципальной должности, домашняя воспитательница получает квалифицированную помощь от других более опытных семейных воспитательниц и от заведующего обычного детского сада, который одновременно является руководителем воспитателей семейных детских садов Семейному воспитателю предоставляется такой же отпуск и другие связанные с трудовыми отношениями привилегии, как и у других работников муниципальной сферы. Размер заработной платы определяется в соответствии с условиями муниципального общего трудового и должностного договора. Занятие должности воспитателя семейного детского сада предполагает: либо наличие профессионального образования по специальности « воспитатель семейного детского сада», либо обязательство получить образование путём обучения на рабочем месте, либо другого педагогического или медицинского образования. Дети могут пребывать в доме (квартире) хозяйки-няни или по договоренности с родителями поочередно в каждой семье. Существуют муниципальные домашние группы и группы, создаваемые на основе частной договоренности родителей. Работу и тех и других контролируют муниципальные инструкторы дошкольного воспитания.

Финские семейные детские сады могут быть «языковыми». В подобных учреждениях воспитатель общается с детьми на их родном языке – шведском, английском или другом.

Также организуются так называемые «открытые детские сады» во дворах жилых домов, скверах, парках, куда родители могут привести своих детей на время прогулки (два часа до обеда или два часа после обеда). Такие площадки в микрорайонах оборудуются навесом от дождя, элементарным оборудованием (песочница, качели). Инвентарь и мелкие игрушки хранят в деревянных ларях. В такой группе до 20 человек детей. Воспитатель принимает всех желающих. Эти группы получили высокую оценку среди родителей и общественности. Цель такой группы – сократить изолированность семей, усилить контакты между детьми и взрослыми, совершенствовать педагогическое просвещение родителей.

Детские сады с открытым режимом работы существуют в Финляндии более 10 лет. В 90-ые годы их насчитывалось около десяти в разных районах страны. По проекту Управления по социальному обеспечению такой детский сад является местом контактов и встреч семей с детьми. Его задачей является налаживание кон­тактов между жителями микрорайона (и не только семей с детьми), активизация населения, информация об услугах в области социальной помощи, оказываемой муниципалите­том. Эти учреждения объединяют все формы передачи знаний родителям: официальную, неофициальную и неформальную. Консультации могут быть двусторонними и многосторон­ними, кроме того, родители находятся в постоянном контакте между собой и получают от такого общения дополнитель­ную помощь

В основу работы открытого семейного детского сада заложены следующие принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детски­ми садами, разъяснение ответственности родителей за вос­питание детей, воспитание чувства взаимного доверия. В работе с родителями педагоги-консультанты ставят следующие задачи: воспитание уважения к детству и родительству; формирование навыков наблюдения за ребенком и уме­ния делать правильные выводы из этих наблюдений; усвоение родителями уверенного и спокойного стиля вос­питания; воспитание привычки обращаться за помощью в воп­росах воспитания.

В Швеции существуют аналогичные виды семейных детских садов. Чаще всего семейный детский сад открывает супружеская пара (есть ограничение по количеству детей на одного взрослого). Она оформляет разрешение на такой детский сад. Как правило, в одной семейной группе воспитывается по 6-8 детей от года до 4-5 лет. Желающие родители отдают ребенка в такой садик и одновременно платят специальный налог. За счет налога оплачивается труд родителей, которые взяли на себя ответственность за воспитание не только своих, но и соседских детей. Существует специальное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с функционирование семейных детских садов.

В Швейцарии наряду с общественными детскими садами и частными дошкольными учреждениями существуют особые детские сады в малонаселенных горных областях, где дети фактически лишены возможности посещать обычные ДОУ. Так, в кантоне Берн небольшая группа дошкольников по определенным дням – обычно два раза в неделю – собирается в одном из домов родителей. Приезжающий воспитатель проводит с ними занятия по программе детского сада. В программу входят следующие пункты: музыка и ритмика, родной язык, основы математики, физические упражнения, наблюдения за природой, ручной труд и др. Таким образом, один воспитатель обслуживает довольно большую территорию. Обычно такие домашние группы собираются в одноэтажных коттеджах, имеющих небольшой участок для игр и прогулок или в 1-2 комнатах муниципального жилого дома.

В Израиле семейные детские сады («мишпахтоны») являются частными учреждениями. Запись в них начинается в мае. Такие детские сады находятся под контролем Отдела соцобеспечения муниципалитета и Министерства труда. Стоимость «мишпахтона» частично субсидируется новым репатриантам и родителям-одиночкам. Семейные детский сады предназначены для детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Группы составляют около 5 человек. Запись в семейный детский сад производится в Отделе соцобеспечения. Родители приносят удостоверение личности, расчетные листы обоих родителей за текущий год, справку от работодателя о том, что они работают на полную ставку. Запись завершается в июне. В детском саду работают два воспитателя, предоставляется домашнее питание, страховка. Группы работают с 6.30-7.00 до 17-20 часов. В большинстве семейных детских садов имеется бассейн, кинозал, игротека. В одной группе находятся как ивритоязычные, так и иноязычные дети.

В Белоруссии семейные детские сады создаются в сельской местности. Они финансируются за счет местного бюджета и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН). Семейный воспитатель работает в деревне в своем доме, оборудованном специальной детской мебелью, игрушками и имеющем благоустроенную территорию. В оборудовании помещений помощь семье оказывают районные отделы образования и местные предприятия. Семейный воспитатель должен быть педагогом по образованию. Главный принцип отбора детей в группу – родственные связи. В группе может быть 5-9 детей. Они обеспечиваются 2-разовым питанием. Семейный детский сад работает 5 дней в неделю, в течение 7 часов в день. Подобная форма позволяет охватить дошкольным образованием тех детей, чьи родители не всегда оценивают важность личностного развития ребенка и подготовки малышей к школе.

В Казахстане также создаются семейные детские сады, которые пользуются особой популярностью у родителей детей 1-5 лет. Такие учреждения обычно содержит семейная пара в своей квартире, или его основатели снимают помещение, в котором оборудуют спальню и игровую комнату. Задача такого детского сада – присмотр и уход за малышами. Если детский сад посещают дети старше 5 лет, то в группу приглашают специалистов для проведения занятий с детьми. Оплата за такой детский сад достаточно высока, также часто наблюдаются проблемы, связанные с недостатками помещения и оборудования. В группе мало детей – 3-5 человек, может быть до 8 детей. Условия максимально приближены к домашним. Предлагается индивидуальный подход к организации питания (режим питания, меню). Персонал, как правило, проявляет максимум внимания и заботы к ребёнку. В семейный детских садах гибкий график работы, что удобно для родителей.

Заключение

Семейные дошкольные образовательные учреждения успешно функционируют во многих странах мира. В каждом государстве они имеют свою специфику, связанную с особенностями социокультурной среды, традициями, сложившимися взглядами на воспитание детей и на роль родителей в обеспечении своего ребенка качественными образовательными услугами. Вместе с тем, важная социальная миссия семейных дошкольных учреждений в современном обществе, гуманистические принципы, положенные в основу их работы, помогут обогатить отечественную систему дошкольного образования.

Библиография по теме «Семейные детские сады за рубежом» .

  1. Алексеева И., Алексеев В. Совсем другая жизнь: краткие заметки из жизни шведского детского сада // Эхо планеты. – 1989. — №19. – С.8-9.
  2. Гобель В. О некоторых моделях дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.- 1993.- №10.-С.72-73.
  3. Дементьева И. Детство в преобразующемся обществе: седьмая Европейская конференция по качеству дошкольной педагогики, г. Мюнхен // Педагогика. – 1998. — №2. – С.121-123.
  4. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность.- М., 2007.
  5. Кожин А. В краю «желтых ножей» (О дошкольном воспитании на северо-западе Канады) //Народное образование.- 1990.-№2.-С.124-125.
  6. Колесникова Н., Полякова Р. Воспитание по-домашнему: Детсад в квартире (г.Таллин) // Неделя. – 1987. — №10. – С.14-15.
  7. Колесникова Н. Швеция: кто отвечает за благополучие детей // Дошкольное воспитание. – 1991. №3. – с.101-102.
  8. Комарова Е. Маленькая большая семья: о домашних детских садах в ЧССР // Учительская газета. – 1987. – 10 декабря.
  9. Костина Н.С. Детство по-американски // Психолог в детском саду. – 1999. — №1. – С.3-17.
  10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2005.
  11. Курбатова Е. О дошкольном воспитании в Швейцарии//Дошкольное воспитание.-1987.-№7.-С.61-62.
  12. Макова Ю., Загик Л. Финляндия: проблема сотрудничества детского сада и семьи//Дошкольное воспитание.-1987.-№2.- С 59-60.
  13. Малькова З.А. Дети в американском обществе//Педагогика.- 1994.-№1.-С.101-106.
  14. Мейвогель Р. Дошкольное и детское воспитание в Европе//Обруч.-1998.-№5.- С.4-6.
  15. Миндлина Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. – М., 1984.
  16. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. – М., 2001.
  17. Педагогика народов мира. История и современность. Международный проект.- М., 2001.
  18. По страницам периодической печати. За рубежом//Дошкольное воспитание.-1994.- №10.-С.98-99.
  19. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. – М., 1998.
  20. Сорокунова Г.Д. Дошкольные учреждения в системе непрерывного образования США // Гуманизация образования.- 1994. — №1. – С.77-81.
  21. Сотрудничество России и Нидерландов в образовании: плоды и перспективы. – СПб., 1999.
  22. Степанова М. ФРГ. Материнские Центры //Дошкольное воспитание. – 1990.- №11.- С.71-72.
  23. Тартарашвили Т. Старт образования: какой он? О системе дошкольного воспитания в США // Народное образование. – 1992. — №11-12. – С.94-99.
  24. Точевска Б. Шведската образователна система // Предучилищно възпитание. – 2000. – Г.48. — №10. – С.14-15.
  25. ФРГ: работа до вечера или время для ребенка//Дошкольное воспитание. – 1991. — №2.-С.89-90.
  26. Фуряева Т.В. ФРГ. Об одной альтернативной модели дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1991.- №8.-С 79-83.
  27. Фуряева Т.В. ФРГ: теория и практика дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. — №10. – С 102-103.
  28. Фуряева Т.В. Теория и практика дошкольного воспитания в западно-европейских германоязычных странах: Автореф.дисс.д-ра пед.наук.- Челябинск, 1995.
  29. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993.
  30. ШкоркинаЛ.Г. Народное образование Дании.- М., 1999.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

Давно мы не рассказывали вам о жизни в разных странах. Сегодня речь пойдет о детских садах и школах заграницей. Мы поделимся с вами различной информацией из нашего личного опыта.

У нашего малыша появился опыт жизни заграницей уже, когда ему исполнилось 1,5 года. До этого он уже успел познакомиться с системой детского сада в российском частном садике. За три года мы уже успели сменить 5 детских садов в трех странах.

Нас часто спрашивают о том, на каком языке будет разговаривать ребенок, если с раннего возраста менять языковую среду. Пожалуй, давайте поговорим об этом в следующей статье. Чтобы ее не пропустить подписывайтесь на рассылку, и мы отправим вам свежую статью, на указанный вами имейл.

Из советского прошлого мы знаем два основных типа детских заведений – это детский садик, в который ребенок ходит от года до пяти шести лет, и школа с шести лет и до совершеннолетия. Далее идут специальные школы с определенным уклоном (математика, музыка и т.д.), кружки, секции и прочие места дополнительного образования.

В зарубежных странах все устроено немного иначе, и в корне отличается от российской системы.

Эта информация будет весьма вам полезной, если вы планируете поездку заграницу с ребенком, при этом не имеет значения на постоянное место жительства или на непродолжительное время.

Детские сады заграницей делятся по возрастной группе:

  • Младенцы и Дети до 2 лет. Как правило, эти группы называются «Infants» и Pre-Nursery.
  • Дошкольники от трех до шести лет – «Nursery» . В этих группах уже проходят уроки и различное обучение. В некоторых странах дети идут в обычную школу в начальные классы с 3-5 лет, а не как в России с 6-7 лет.
  • Школьники или «Schoolers» , дети от шести лет и старше.
  • «Day Care» или «Продленка» по-русски – это название больше всего подходит. Кто не знает что такое продленка, то это группа продленного дня. Так как в большинстве детских садов время работы с 9 до 12-30.

Особенности детских садов заграницей:

  1. Работают детские сады с 9 до 12-30 или 13-00. Далее начинается «продленка» или «DayCare». Для лучшего понимания – это отдельный вид услуг, который оплачивается отдельно.
  2. «Day Care» – продленка до 17-00 или 18-00 в зависимости от садика, но так как садик на английском языке «kindergarten», то чаще всего используется слово школа (school).
  3. Питание в детском саду может также отсутствовать. Поэтому необходимо готовить ребенку каждое утро «lunchbox» – контейнер с едой, если ребенок остается на Day Care, то помимо завтрака вам придется готовить еще и обед.
  4. Сон в дневное время не во всех садах обязательный, то есть если ребенок сам на ходу не уснул, то его никто в добровольно-принудительном порядке заставлять не будет. Это нарушает обычный распорядок дня, что может привести к различным последствиям, с которыми придется столкнуться.
  5. Гигиена в большинстве детских садов страдает, собственно как и во многих садах России. При этом не имеет значения: частный садик или государственный, и совсем не зависит от места расположения, то есть престижная часть города или нет. Отношение к гигиене зависти от страны, в которой вы планируете жить. На дворе 2015 год, а в некоторых странах проводят лекции о важности мытья рук перед едой и после еды. Так, что порой удивляться не приходиться, а только благодарить Всевышнего за то, что мы родились в замечательной стране.
  6. Транспорт. Не все школы представляют такой сервис, но в большинстве случаев он есть. Эта услуга, как правило, оплачивается отдельно.
  7. Каникулы. В некоторых странах даже в детских садах и дошкольных учреждениях есть каникулы. Это период от двух недель до месяца. В период каникул очень популярны и распространены так называемые «Summer Camps» – летние лагеря. Особенность в том, что на этот период разрабатывается интересная программа, которая отличается от повседневной школьной программы. Возможны различные поездки на экскурсии, в парки и т.д. В большинстве случаев, это вне школьной программы и тоже оплачиваются отдельно.

На самом деле существуют в огромном количестве тонкости и нюансы, о которых в рамках одной статьи рассказать не возможно. Поэтому, если вам интересно и у вас есть вопросы, то пишите в комментариях.

Хотелось бы также уделить внимание расходам, но поскольку у нас мало опыта использования российского государственного детского сада, провести сравнительный анализ не возможно. Мы надеемся, что эта информация хоть как-то позволит вам спланировать свой бюджет перед поездкой.

При оформлении ребенка в детский сад за границей могут быть следующие платежи?

  1. Вступительный взнос. Одноразовый – обязательный платеж.
  2. Канцелярские расходы. Оплата книг, формы, материалов для поделок и т.д. Единоразовый платеж.
  3. Питание. Может быть включено в п.1., но по опыту, это отдельная статья расходов. Иногда оно может быть разделено на оплату завтрака, обеда и полдника. Оплачивается ежемесячно.
  4. Транспортные услуги – «School bus». Оплачивается ежемесячно.
  5. Образовательная программа. Это комплекс мероприятий, который проводится с ребенком с 9 утра до 12 часов. Оплачивается ежемесячно.
  6. «Day Care» или продленка. Оплачивается ежемесячно.
  7. Дополнительные занятия в вечернее время. Кружки и секции, которые проводятся в тех же помещениях, начинаются уже после 17 вечера. В них входят различные танцы, музыка, рисование и т.д. Соответственно оплачиваются отдельно.
  8. Выпускной вечер. Мероприятие в конце каждого года, проводится в торжественной обстановке. Дети готовят программу для родителей. Все сказочно и весело. Оплачивается отдельно. Может включать в себя выпускной альбом, различные фото и видео, форму для выпускного и т.д.

Не маленький список получился, но все зависит от типа школы, ваших личных требований и за что вы хотите платить. Вы можете спокойно использовать только «DayCare» и отказаться от других услуг в школе. Исходя из нашего опыта, вступительный взнос платить обязательно.

И в заключении, так как в большинстве стран, включая Россию получить лицензию на открытие школы весьма сложно, то детские сады и школы могут называться по-разному, например «playgroup» – игровая группа, «play-school» – детский сад или «daycare center». Имейте это ввиду при поиске детского сада заграницей для своего малыша.

Правительство советского типа, контролирующее образовательную политику, опубликовало два справочника: «Записки к методологии» (1953) и «Образовательная работа в дошкольном образовательном институте» (1957). Данные справочники регулировали обязательный эффект дошкольного образования.

В 1971г. была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 г. В 1990 г. изменение закона 1985 г. «Об образовании» объединило подготовку дошкольных учителей в колледжи, с 1993 г. она проходит на факультетах колледжей.

В 1996 г. правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования.

Закон «О дошкольных образовательных институтах» способствовал выделению дошкольного образования в независимый образовательный институт, но вместе с тем оно стало составной частью системы общественного образования.

Министерство образования ответственно за профессиональный надзор над дошкольным образовательным институтом. Содержатели (в основном местные управления) могут следить за эффективностью преподавания в ДОУ через специальные дошкольные институты.

Закон «Об общественном образовании» определил среднее число детей в группах дошкольного образовательного института в 20 чел. Максимальное число детей в одной группе – 25 чел. Два дошкольных учителя работают с группой попеременно, а два часа – совместно. У каждой группы детей своя комната. Одна треть всех дошкольных образовательных институтов имеет отдельные спортивные залы для физических занятий.

Число детских групп в дошкольных учреждениях можно распределить на два типа:

1 тип - институты с 1–3 разновозрастными группами;

2 тип - образовательные учреждения с 4–8 группами детей одного возраста.

Дети с отклонениями могут посещать дошкольные образовательные институты вместе с другими детьми или же специализированные учреждения в зависимости от их отклонений. Большинство таких детей в возрасте от 3 до 7 лет обучаются в совместных группах. Дошкольные образовательные институты, предлагающие совместное образование, должны принять план развития для детей с отклонениями в свою местную образовательную программу. Если среди персонала нет квалифицированного специалиста по работе с детьми-инвалидами, институт может нанимать его со стороны.

Дошкольные образовательные институты, предлагающие адекватные условия, хорошо финансируются для обучения детей-инвалидов.

Часы работы дошкольных образовательных институтов определяются в соответствии с рабочими часами родителей и открыты для детей пять дней в неделю около 10–12 ч ежедневно.

Дошкольное образование бесплатно, родители обязаны платить лишь за обеды своих детей и дополнительные услуги.

Дети, начиная с 5 лет должны принимать участие в сессиях, готовящих их к школьной жизни (4 ч каждый день).

Дети, достигшие 6-ти летнего возраста (до 31 Мая), по закону должны посещать школу. Считается, что они получили достаточную подготовку для начала школы.

Правила дошкольного образовательного института определяют права и обязанности детей. Эти правила составляются директором института и принимаются преподавательским персоналом. Для дошкольного образования характерны:

– забота о детях, удовлетворение их физических нужд;

– облегчение их гармонического и координированного развития;

– облегчение развития физических возможностей;

– защита и улучшение детского здоровья;

– установление привычки здорового образа жизни, умственное и здоровое сохранение;

– установление здоровой и безопасной обстановки, необходимой для роста и развития;

– развитие в детях социальной осознанности и уверенности в себе, поддержка их попыток к самоутверждении.

– удовлетворение социальных нужд детей, приучение их к кооперации и терпимости к различиям;

– развитие использования родного языка и других форм общения;

– поддержка желания говорить;

– разделение и усиление знаний, полученных в процессе обучения;

– развитие умственных способностей: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, познавательные и творческие способности.

Основной формой занятий в дошкольной жизни является игра, поэтому каждый педагог несет ответственность за создание соответствующей атмосферы в группе, места, времени для некоторых форм игр (подвижные, игры по ролям, на основе некоторых правил, с куклами и др.).

Дополнительными формами работы с детьми выступают:

– цитирование стихов и басен;

– пение, музицирование, игры с элементами пения;

– рисование, оригами;

– мероприятия с элементами работы;

Движение;

Активное изучение мира вокруг нас;

Изучение.

Переход детей из одной группы в другую автоматический, но педагоги остаются прежние, постоянно наблюдают за развитием детей (ведут дневник развития, лист личности). Местная образовательная программа должна определить процедуры оценивания, а также систему отношений с родителями. В Венгрии не существует определенных стандартов для оценивания подготовки детей к школьной жизни. На практике дошкольные учителя пользуются различными способами оценивания детей (в основном предпочитают опрашивать детей по пройденным темам).

Закон «Об общественном образовании» определяет педагогические процедуры с целью специального развития, коррекции, реабилитации, терапии для детей с отклонениями. Данная работа проводится в специальных группах, имеющихся в дошкольных учреждениях. Родители должны быть в курсе процесса воспитания ребенка, поэтому им предоставляются консультации.

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх