Какой порядок в процессе раскроя изделия. Виды и способы раскроя

МБОУ ДОД Дом детского творчества

План - конспект по теме:

«Раскрой изделия на материале»

Разработала и провела: педагог

дополнительного образования

Сажаева Эвелина Валерьевна

Новый Уренгой

Цель: Закрепление знаний по теме раскрой изделия. Раскрой изделия на материале.

Задачи: обучающая: проверить знания о раскрое, обучить учащихся приемам раскроя на материале.

развивающая: развитие аккуратности, терпеливости, интереса к швейному делу;

воспитательная: воспитывать трудолюбие, последовательность действия.

Тип занятия: Комбинированный.

Методы и формы: индивидуальная и групповая форма, диалог, опрос, практическая работа.

Оборудование и материалы: подготовленная ткань для изготовления изделия, лекала деталей, ножницы, сантиметровая лента, угольник, мелок, булавки.

Ход работы.

I.Организация учащихся.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие над вашим проектом. Для занятия нам понадобятся: внимание, мышление и хорошее настроение.

Согласитесь, что внимание и находчивость – залог быстрого и точного выполнения работы, а улыбка и смех - это показатель здоровья и успеха в жизни. Но это не все, что нам сегодня понадобиться. Что вы должны были подготовить к нашему занятию?

II.Объявление тему занятия.

На предыдущих занятиях мы с вами выбрали изделие, которое вы будите изготавливать. У кого-то это декоративная подушка или декоративный коврик. Вы сами выбрали, нарисовали эскизы и разработали лекала деталей. Сегодня мы приступаем к раскрою изделия.

III.Повторение пройденного материала.

В начале года мы с вами проходили правила раскроя изделия. Сейчас проверим, что вы запомнили.

Давайте для наглядности напишем на доске последовательность раскроя изделия.

Последовательность выполнения:

1. Выявить дефекты ткани.

2. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

3. Определить направление нити основы в ткани.

4. Проутюжить ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы (декотирование).

5. Сложить ткань для раскроя на рабочем столе.

6. Разложить и приколоть булавками лекала деталей изделияк ткани.

7. Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы. Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мягким карандашом.

8. Потом контур выкройки обводим еще раз, отпуская от нее на ширину припуска (внешняя линия).

9. Проводим раскрой ткани по внешним линиям. Обязательно необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

Молодцы, вы все правильно помните. Но давайте разберем некоторые пункты подробней.

    Зачем необходимо декотирование ткани?

Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани.

    Как надо раскладывать лекала на однотонной ткани и на ткани с рисунком?

На однотонных тканях и тканях с неопределенным рисунком лекало деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекало располагают верхними срезами в одном направлении.

При раскрое тканей в полоску или в клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго по середине переднего и заднего полотнища юбки.

На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми.

    Как определить нить основы?

Нить основы идет вдоль кромки. Если кромка срезана, то ткань по ните основы менее растяжима.

    Мы определились с тканью, теперь необходимо определиться с раскладкой лекал.

Подготовленные выкройки деталей изделия раскладываются на ткань. Вначале крупные детали затем мелкие детали. При этом приеме необходимо видеть, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах должно соответствовать направлению нити основы на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной, то есть заняла как можно меньше места на ткани.

    Зачем нужны припуски на швы?

Для возможности сшивания изделия. На одинаковых срезах он должен быть один и тот же, что бы было легче собирать изделие.

Раскраивая подушку и покрывало на всех срезах отмечают припуск 1 см.

IV.Практическая работа.

Мы с вами разобрали раскрой изделия и сейчас вы приступаете к раскрою на материале. Будьте внимательны и аккуратны, сверяйте свою работу с последовательностью действий, написанных на доске.

Вспомним о правилах техники безопасности при работе с ножницами.

Текущее инструктирование.

1 обход. Проверяется правильность определения лицевой и изнаночной стороны, правильно лиопределили направление нити основы.

2 обход. Проверяется, правильно ли прикололи булавками лекала, соответствует ли направление нити основы с указанным на выкройках направлением.

3 обход. Проверяется, как обвели контуры мелом деталей и наметили ли припуски на швы. Просматривается, чтобы раскрой изделия был произведен по линиям припусков, а не по контурам лекал деталей.

V.Подведение итогов.

Мы сегодня закрепили на практики раскрой изделия на материале. Вспомнили,что перед тем как произвести раскрой, нужно знать некоторые правила. Это и то, что длинотные размеры детали всегда откладываем вдоль направления нити основы, что от цвета и рисунка так же зависит как будем производить раскрой, что всегда по изнаночной стороне ткани, что раскраиваем по линиям припусков на швы, а не по контурам лекал деталей, и убедились, что мудрая пословица « Семь раз отмерь – один раз отрежь» более чем подходит к сегодняшней нашей работе.

Указываются ошибки воспитанников – несоблюдение размеров припусков на швы по конструктивным линиям, плохо прикалывают булавками выкройки к ткани из-за чего происходит смещение слоев ткани.

По мере завершения работы принимаю и оцениваю изделия, правильность выполнения рабочих приемов и соблюдение порядка на рабочем месте.

В конце работы задаются вопросы для закрепления:

    Назовите операции при раскрое.

    Зачем припуски на швы?

VI.Уборка помещения и рабочих мест.

videouroki.net

Раскрой на производстве.

БЛОГ. Подпишитесь!

ВИДЕО КАНАЛ! Подпишитесь!

Вышивальная машина

Tajima TWMX 1501 (55 х 60)

Нашли оборудование дешевле?

Звоните 8-910-698-82-62

Предложим выгоднее!

Поможем вместе!

Раскрой на производстве.

Как только лекала для производства швейного изделия изготовлено, подобраны материалы для пошива, приступают к раскрою. Учитывают направление долевой нити, направления ворса, если таковой имеется, рисунок.

На тканях и материалах, не имеющих ворса или оттенка, гладкокрашенных, полосатых и клетчатых с симметричным расположением полосок, лекала деталей можно раскладывать в любом направлении. На тканях с рисунком в полоску или клетку лекала раскладывают так, чтобы рисунок совпадал на симметричных деталях.

В себестоимость готового изделия входит стоимость тканей и других материалов, поэтому раскладку лекал надо проводить так, чтобы площадь межлекальных выпадов была минимальной.

На помощь приходят современные компьютерные технологии. Система Автоматизированного Проектирования Одежды (САПР) облегчает работу конструктора и закройщика, убирая элементы ручного труда по разработке изделия, по раскладке лекал на материале, тем самым повышая в значительной степени эффективность работы подразделения.

После формирования настила из нескольких слоев ткани, вырезают детали по намеченным контурам. При этом настил сначала можно рассечь на части и вырезать крупные детали, а затем более мелкие. Для раскроя в небольших цехах в основном используют раскройные сабельные (или вертикальные) ножи, или их называют раскройные передвижные машины. Сабельные ножи по своим техническим параметрам могут иметь мощность 550 или 750 ватт, размер лезвия ножа зависит от высоты настила и может варьировать от 6,8,10,12 дюймов. Раскройная машина передвигается закройщиком по настилу, отлично работает по малым и большим радиусам, скорость ножа при этом составляет 3000 об/мин. Есть механизм самозаточки при работе.

Для более точного раскроя на швейной отрасли применяют стационарные раскройные ленточные машины. Модельный ряд ленточных раскройных машин очень разнообразен, без них точный крой просто невозможен. Особенность машины в том, что при высокой скорости работы, высокая точность раскроя остается неизменной. Для удобства работы с разными материалами машину оснащают функцией регулирования скорости. При работе режущая лента затачивается. Это позволяет ей работать с синтетическими тканями, не допуская спекания слоев ткани, относительно друг друга. Для облегчения перемещения настила стол может быть оборудован наддувом. По всей поверхности стола имеются отверстия, откуда поступает воздух и делает настил более легким и подвижным. В крышку стола встроен пульт для управления стационарной ленточной машины.

Широкий ассортимент оборудования для раскроя предлагает фирма Hoffman (Польша). Оснащение швейного производства современным раскройным оборудованием позволит получить высокое качество кроя, снижение трудоемкости и повышение производительности, за счет сокращения или полного исключения затрат времени на исправление неточностей кроя.

sewq.ru

Основные правила раскроя. | Творчество людей на Folomade

Вот мы уже подготовили выкройки и собираемся начать раскрой, т.е. начинаем работать не с бумагой, а с тканью. Превращаемся из конструкторов в закройщики.


Перед раскроем ткань следует продекатировать: Хлопчатобумажную и шелковую намочить, просушить, но не до полного высыхания, проутюжить в долевом направлении; шерстяную – проутюжить с изнанки через влажный проутюжильник.

Ткань из химических волокон следует замочить в воде, слегка отжать, завернуть в сухую простыню, а через 3-4 часа развернуть и проутюжить по изнанке. Затем ткань нужно просмотреть с лицевой стороны с целью выявления возможных пороков (дыр, пробоин, утолщенных нитей, неравномерности окраски и т.д.). Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое поместить их между выкройками или использовать для деталей, не видимых с лицевой стороны изделия (нижнего воротника, подбортов, обтачек и др.). Чтобы при раскрое не возникло перекоса деталей, выравнивают поперечные срезы ткани.

Подготовленную для раскроя ткань раскладывают на столе. При индивидуальном пошиве одежды чаще всего ткань складывают по длине вдвое лицевой стороной внутрь. Выкройки в этом случае выполняются на половину изделия (половина спинки, половина переда, один рукав, половина верхнего и половина нижнего воротника и т.д.). Если ткань имеет ширину не 150-120 см., а 60-70 см. или сложный рисунок, требующий подгонки, ее расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз в один слой. В этом случае количество выкроек должно соответствовать числу деталей в изделии (спинка и перед в развернутом виде, два рукава, два воротника и т.д.).

При раскладе выкроек на ткани необходимо учитывать направления нитей основы, расположение рисунка и ворса.Направление нитей основы на выкройках основных деталей изделия, как правило, намечают вдоль деталей, так как все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению (изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы). На всех деталях выкроек направление нитей основы обозначается словом «долевая». Нити основы всегда направлены вдоль кромки ткани, если же кромка оказалась срезанной, то долевое направление определяют, растягивая ткань.

Раскраивать ткань с рисунком сложнее, чем гладкокрашеную. Раскрой в этом случае требует особого внимания. Если ткань имеет крупный геометрический или цветочный рисунок, нужно следить за тем, чтобы центры рисунка и середины деталей совмещались, а на правой и левой сторонах изделия рисунок располагался симметрично.

Рисунок может быть односторонним и разносторонним. В первом случае выкройки всех деталей кроя необходимо располагать в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком, а также гладкокрашеных или с мелким рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.

На тканях с рисунком в полоску или клетку детали выкройки можно располагать в разных направлениях в соответствии с моделью. При этом необходимо следить за совпадением рисунка по швам соединения деталей: по краю бортов, на подбортах – по внешнему краю лацканов, на спинке со средним швом – по среднему шву, на мелких деталях (клапанах, накладных карманах, листочках, воротниках, хлястиках). По верхнему и нижнему срезам. Кроме того, при широких полосках и крупной клетке середина полоски или клетки должна совпадать с серединой спинки, переда и рукава.Подгонка рисунка влечет за собой дополнительный расход ткани. При этом должны быть соблюдены следующие условия: симметричность расположения рисунка на парных деталях; совпадение рисунка на карманах, клапанах и т.д. с рисунком на основной детали (исключении – несовпадение предусмотрено моделью).

В изделиях из длинноворсовых тканей (плюш, бархат и т.д.) ворс должен быть направлен снизу вверх, а из коротковорсовых тканей (байка, фланель и т.д.) – сверху вниз.

Поэтому при раскрое ворсовых тканей выкройки деталей необходимо располагать в одном направлении.

Раскладку деталей на ткани нужно начинать с выкроек крупных деталей. Все мелкие детали размещают в промежутках между крупными деталями.

При раскладке необходимо следить за тем, чтобы направление долевой нити на выкройках совпадало с направлением нити основы ткани.

Вот, пожалуй, и все основные правила раскроя. Желаю успеха.

"Внимание!!! Всем счастливым обладателям швейных машинок, утюгов и оверлоков..."Невероятно, но факт: избавиться от страха резать ткань теперь стало возможным…

www.folomade.ru

Жестяницкие работы. Раскрой, правка, плоскостная разметка (Илья Мельников, 2013)

Раскрой материала

Листовая сталь поставляется в листах определенных стандартных размеров. В зависимости от формы заготовок, которые необходимо выкроить, различают прямолинейный, криволинейный и смешанные виды раскроя листового металла.

Заготовки на листе можно расположить так, чтобы удобно было его разрезать, однако лист в этом случае расходуется неэкономно.

Эти же заготовки можно расположить на листе таким образом, чтобы расход металла был минимальным, но разрезание в этом случае будет затруднено.

Основное правило, которое следует соблюдать при раскрое, заключается в следующем: заготовки на листе должны быть расположены так, чтобы расход металла был минимальным и лист удобно было разрезать.

При раскрое листов, помимо основного фактора (экономии металла), учитывается также технологические и организационные факторы. Например, при раскрое целесообразно разложить шаблоны на листе, но не при всякой раскладке можно воспользоваться имеющимся в цехе оборудованием.

Наиболее рационально расходуется металл при размещении на одном листе заготовок различных габаритов, причем вначале размещают наиболее крупные заготовки, затем заготовки средних размеров, а на свободные места – заготовки малых размеров.

На оборудовании для криволинейной разрезки (вибрационные ножницы) заготовки вырезают сразу по их действительному контуру.

На оборудовании для прямолинейной разрезки (рычажные ножницы, листовые с наклонными ножами и др.) листовой металл сначала разрезают на полосы, а затем на заготовки требуемых размеров.

Для сокращения отходов при раскрое листового металла используют карты раскроя. Эти карты применяют при групповом (получение из листа группы заготовок для деталей разных наименований) или индивидуальном раскрое (получение из листа заготовок для деталей одного наименования).

Перед началом процесса разрезания рассматривают множество вариантов расположения заготовок относительно друг друга, добиваясь их полного расположения на листе.

При рациональной раскладке расход металла уменьшается примерно на 20% по сравнению с нерациональным, а также облегчается операция разрезания.

При раскрое для детали определенной формы подбирают лист нужных габаритных размеров и рациональную схему расположения заготовок на листе. При этом отходы сокращаются в 1.5 раза по второму варианту по сравнению с первым.

Анализ процесса раскроя материала показывает, что в целях экономии можно внести рациональные изменения в конструкцию изделия.

Рассмотрим в качестве примера получение заготовок для конической формы поверхности диаметром 2600 мм. Заготовка проектируется, как обычно, в виде сектора круга. Для вырезки такого сектора из кровельной стали (размеры листов 710х1420 мм) необходимо израсходовать восемь листов, соединенных предварительно фальцами в картину. Ту же коническую поверхность можно образовать из нескольких секторов соединенных фальцами по направлению радиусов.

При этом из одного листа выкраиваются два сектора, и, следовательно, понадобится только шесть листов. При таком раскрое расход металла сокращается примерно на 25%.

Рассмотренные выше примеры относятся к ручному способу раскроя.

На полуавтомате СТД-11012 можно выполнять разрезку листа на заготовки по различным кривым разверток частей изделия, например, усеченных тел вращения – цилиндров и конусов, пересекающихся тел вращения – цилиндра и цилиндра, конуса и цилиндра. Длина заготовки не должна превышать 2600 мм, высота – 350 мм. Развертки деталей большой длины необходимо изготовлять частями.

При раскрое заготовок на рулонной стали получают минимальные отходы. Полуавтомат узкоспециализирован и применяется для конкретного вида работ – для криволинейной разрезки заготовок вентиляционных изделий.

Подготовка рационального раскроя материала – операция очень трудоемкая и требует больших затрат времени. При этом рабочий не в состоянии перебрать все возможные комбинации раскладки заготовок. В настоящее время для этих целей используют ЭВМ, с помощью которых рассчитывают возможные варианты и выделяют рациональный вариант раскроя материала.

Тесты по теме

«Раскрой швейного изделия»

5, 6,7 класс
Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 5 класс

(один или несколько).

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.
2. Раскрой – это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом ;

б) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки с учетом припусков на швы.


а) расположение рисунка на ткани ;

в) ширину ткани;

г) направление нитей утка;

д) величину припусков на швы.


  1. Напишите правильные ответы: лицевую сторону ткани от изнаночной можно определить:
а)

  1. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:
а) разложить мелкие детали ;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

д) приколоть крупные детали;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.


Ответы:

  1. а, б, в, д

  2. а) по яркости и четкости рисунка ; б)по наличию блеска;
в) по небольшому наличию технических узелков; г) по аккуратной кромке.

5. к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж

Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 6 класс

Напишите все правильные ответы (один или несколько).
1. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:

а) сметочных стежков;

в) копировальных стежков;

г) портновского мела;

д) косых стежков.


2. Ширина ткани – это:

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.
Ответы:


  1. б, в, г

  2. ж, в, а, и, з, д, б, г, е

Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 7 класс

Напишите все правильные ответы (один или несколько)
1. Контрольные линии на деталях кроя прокладывают стежками:

а) сметочными;

б) копировальными;

в) косыми.


2. При выкраивании подкройной обтачки ее долевую нить располагают:

б) поперек обтачки;

в) под углом 45градусов;

г) по направлению долевой нити основной детали;

д) перпендикулярно долевой нити основной детали.


3.При раскрое ткани пользуются ножницами:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.


  1. при выкраивании косой бейки ее долевую нить располагают:
а) под углом 30 градусов к долевой нити ;

б) поперек бейки;

в) под углом 45 градусов к долевой нити ткани;

г) вдоль бейки.


  1. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

д) направление ворса.
Ответы:


  1. а, б, в, г, д

7 класс.

Тема урока: « Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки».

Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.

Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
  • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
  • способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
  • закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
  • закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
  • способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.

Профориентационная:

  • обобщитьзнания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

кабинет технологии;

утюг, гладильная доска;

сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;

ткань для раскроя изделия.

видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

Дидактическое обеспечение:

учебники: ""Технология -7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.

рабочая тетрадь;

альбом;

плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";

учебно-техническая документация:

технологические карты;

инструкционные карты;

объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;

образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

материалы для контроля знаний учащихся:

карточки-задания;

тесты;

Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная;

индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ботаника - значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки - различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

Литература для учителя.

Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.

Технология - 7 кл.- В.Д. Симоненко - 2000 г.

Технология обработки ткани -7 -9 кл. В.Н. Чернякова -1999 г.

Ход урока

I . Организационный момент:

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана урока.

II . Актуализация знаний учащихся.

Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.

1. Стрелка на листе выкроек означает:

а) направление долевой нити;

б) направление поперечной нити.

2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:

а) сколоть ткань булавками;

б) разметить припуски на обработку;

в) определить лицевую сторону ткани;

г) нанести контрольные линии и точки;

д) обвести детали по контуру;

е) вырезать детали изделия из ткани;

ж) определить долевую нить;

з) приколоть мелкие и крупные детали;

и) разложить крупные и мелкие детали.

(ж, в, а, и, з, д, б, г, е).

3.Раскрой - это:

а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;

б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани;

в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы

4.Назовите стороны ткани:

а). лицевая;

б).изнаночная;

в).правая;

г).левая.

5.При раскрое ткани используются ножницы:

а) маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

г) портновскими.

6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:

а) разложить мелкие детали;

б) разложить крупные детали;

в) сколоть ткань булавками;

г) приколоть мелкие детали;

д) приколоть крупные детали;

е) определить лицевую сторону ткани;

ж) нанести контрольные линии и точки;

з) разметить припуски на обработку;

и) обвести детали по контуру;

к) определить долевую нить.

(к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)

7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:

а) резца;

б) косых стежков;

в) копировальных стежков;

г) украшающих стежков.

8. При раскрое ткани пользуются ножницами:

а). маникюрными;

б) садовыми;

в) канцелярскими;

д) портновскими;

е) кухонными.

9.При раскрое изделия необходимо учитывать:

а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.

III. Изложение нового материала с показом презентации.

Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Подготовка ткани к раскрою.

Определить ткань по волокнистому составу.

Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

Проутюжить ткань.

Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка деталей выкройки на ткани.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
в сгиб - ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
в разворот- ткань развернута в ширину.

Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).

Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

Раскрой.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Закрепление знаний учащихся.

Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Физкультминутка.

Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

Вводный инструктаж:

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3.

Разложить детали выкройки на ткани.

Задание 4.

Вырезать детали кроя.

V. Закрепление изученного материала. (Устный или письменный, по карточкам)

Вопросы:

1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?

2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?

3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?

4. Что такое декатирование?

5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?

6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?

7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?

8. Перечислите детали кроя вашей модели.

9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?

10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?

11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?

12. Для чего скалывают крой булавками?

VII. Анализ урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.

Домашнее задание : выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.

Класс 6

Тема: « Раскрой швейного изделия »

Практическая работа « Раскрой швейного изделия »

    Цели урока: Образовательные: ознакомить обучающихся с вариантами раскладки выкройки на ткани; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать изделие.

    Воспитательные: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине;

    Развивающие: развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знания: - о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

умения: - выполнять подготовку ткани к раскрою;

Раскладку выкроек на ткани;

Выкраивать детали швейного изделия;

Оценить качество кроя по предложенным критериям

Обучение новым способам деятельности;

Находить правильное решение при раскрое изделия

Познавательные УУД :

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).

Регулятивные УУД:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, и самооценка, целеудержание.

Личностные УДД :

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД:

Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Метапредметные УУД :

Формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; - планировать свою деятельность; - развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;

Оборудование:

Для учителя: ткань, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента, подготовленная выкройка

Для учащихся: ткань, подготовленная выкройка, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента

Методическое оснащение урока

    Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

    Оформление классной доски: выписаны термины

Дидактическое обеспечение – технологические карты, плакаты.

Методы обучения: познавательные, проблемно-поисковые, демонстрационный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Вспомним фрагмента мультфильма «Жадный богач» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова

С овечьей шкурой к скорняку - Могу! - сказал в ответ скорняк,

Зашел богач-сосед: На шкуру посмотрев

- Из этой шкуры шапку сшить - А выйдет две? – спросил богач,

Ты можешь или нет? На корточки присев

Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему? (Ответы детей)

Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки.

От чего зависит расход ткани на изделие?

Может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Ответы детей: (7 шапок)

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним, что необходимо сделать перед раскроем

Особенности профессии закройщик, чем различается труд закройщицы на большой швейной фабрике и на маленьком частном швейном предприятии (задание для двух групп)

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о профессии закройщик

1 группа Подготовка выкройки к раскрою на выкройке подписать все необходимое

2 группа Подготовка ткани к раскрою . определить последовательность действий

Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

Проверить, нет ли ткацких дефектов;

Срезать кромки, если они стягивают ткань;

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (стр. 104 параграф 17)

    Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)

Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
- в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

- в разворот - ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

- в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

карточка - памятка Раскладки выкроек на ткани . (учебник с 104-105)

1. Разложить сначала крупные детали выкроек

2.Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

3.На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

4.Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

5.Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

6.Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

Выполнение практической работы ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"" (работа в парах)

Вводный инструктаж по ТБ

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

    Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

На доске поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Контроль 1.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Произвести раскрой.

Контроль 2.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Афиширование работ учащихся.

Рефлексии. Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: ознакомьтесь в Интернете с видами клеевых прокладок.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Наведение на проблему с использованием

чтения отрывка стихотворения

фронтальная

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

Слушают отрывок стихотворения,

обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

групповая

Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

Регулятивные УУД;

Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

Сообщения

индивидуальная фронтальная

Показ иллюстраций, видеофрагментов о профессии

слушают, анализируют особенности профессии

Познавательные УУД;

Извлекать необходимую информацию из сообщения, видеофильма

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

Рассказ практическая работа.

парная, фронтальная

Проводит инструктаж по ТБ.

Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

Контролирует деятельность учащихся.

Слушают и отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Предметные УД:

Выполнять конкретные действия.

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы.

Оценивают степень достижения своей цели;

Регулятивные УУД:

Оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

Выражать свои мысли.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх