Мальчик 2 месяца. Как развивается двухмесячный младенец

В первый месяц один на один с ребенком родители привыкали к новым обязанностям, волновались, присматривались к каждой складочке на коже и каждому пятнышку на теле, вздрагивали при каждом звуке со стороны малыша.

Прошли четыре первых недели жизни малютки, многое стало привычным и не таким страшным, теперь пора осваивать режим ребенка в 2 месяца, который не сильно изменится, но проявятся определенные тенденции, которые связаны с незначительным уменьшением количества времени сна и увеличением времени бодрствования.

Погладьте грудку малыша от нижнего края грудины (мечевидного отростка) к плечу 3-5 раз, избегая области молочных желез.

Переложите ребенка на животик. Кстати, надо стараться выкладывать ребеночка так перед каждым кормлением – это отличная профилактика кишечных колик и пупочной грыжи у малыша. А если вы еще и согнутые ножки приведете к животу, чтобы попка малыша «смотрела» вверх, то в таком положении вы гарантированно услышите, что газики давно хотели выйти. А значит, после кормления они не будут так распирать животик ребенка.

В таком положении двухмесячный ребенок несколько десятков секунд может удержать приподнятую голову. Вы этому можете поспособствовать, положив перед ним красочные игрушки. Так ребенок заинтересуется и продержится дольше с поднятой головой. Может, он даже попытается ухватить эти игрушки.

Ребенку, лежащему на животе, погладьте спинку сверху вниз или снизу вверх. Можно добавить еще и косые поглаживания к позвоночнику (елочка), если ребенку комфортно так долго лежать, и он не протестует против этого. Сам позвоночник массировать нельзя. Массаж нужно заканчивать легкими поглаживаниями всего тела.

Что поспособствует развитию малыша в это время?

Ребенок в этом возрасте хорошо фиксирует взгляд, поэтому самое время прикрепить к кроватке мобиль, который будет малыша завлекать не только яркостью цвета, но и разнообразием фигур и музыкой. Повесить его стоит на уровне глаз малыша в кроватке так, чтобы у ребенка была возможность его коснуться, но не сорвать. Иначе падение такой конструкции может сильно напугать ребенка.

Важно в это время развивать у ребенка тактильные чувства. Для этого вкладывайте в его ручки попеременно холодные и теплые, мягкие и твердые, гладкие и шершавые предметы. Очень полезно и нравится малышам катание мячика с мягкими шипами по ладошке и стопе.

Готовимся к посещению поликлиники

Ежемесячно на приеме у врача ребеночка взвешивают и измеряют его рост. В весе ребенок за второй месяц должен прибавить в среднем 800 г, но может потяжелеть и на все 1000 г.

В два месяца национальный календарь прививок предполагает вакцинацию против гепатита В и от пневмококковой инфекции. Еще в это время вы получите по плану направление на общеклинические анализы (анализы крови и мочи) и направление на консультацию узких специалистов (невролога, хирурга). Это важно сделать именно до трех месяцев, так как вам предстоит очень серьезная комбинированная вакцинация от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита в три месяца.

Уход за ребенком требует от родителей быть любознательными, быть в курсе всех нюансов и последних тенденций в воспитании, развитии детей в любом возрасте. На нашем сайте вы найдете массу полезной информации, которая позволит вам это тревожное время прожить без опасений и без переживаний, что чего-то про своих карапузов вы не знаете.

Данную тему для вас раскрывала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок и отец двоих детей Михаил Гаврилов.

В первый календарный месяц после рождения младенец только есть и спит, поэтому особых хлопот взрослым не приносит. Но ближе к двум месяцам, его распорядок дня начинает меняться. В этот период, кроме сна и бодрствования, кроха также нуждается в развивающих играх, прогулках на свежем воздухе и ежедневной гимнастике. Для молодых родителей важно понять, каким должен быть режим дня ребенка в 2 месяца? Давайте будем разбираться, как правильно распланировать такой график.

Режим дня младенца на втором месяце жизни

Распорядок детей находящихся на искусственном и грудном вскармливании одинаков. В основной режим дня 2 месячного ребенка запланировано: полноценное питание, здоровый сон и режим бодрствования. Каждая мама может заметить, что как и в 1 месяц развития ее малыш много спит и лишь немного больше времени бодрствует. Это нормальное явление для всех деток грудничкового возраста.

Если крохе исполнилось 2 месяца, то педиатры рекомендуют добавить в ежедневный график ряд дополнительных процедур: обязательные прогулки на воздухе, вечерние купания и занятия на фитболе. Такие казалось–бы незначительные изменения, положительно влияют на самочувствие младенца, а также в целом на его физическом и психологическом развитии.

Приблизительная таблица распорядка по часам

Время Перечень Мероприятий
6.00 Грудное или искусственное вскармливание
6.00-7.30 Малыш поел и уже не голоден. Время игр, гимнастических упражнений и несколько минут для бодрствования
7.30-9.30 Уложить спать. Как младенец проснется можно приступить к проведению гигиенических процедур.
9.30 Снова прием пищи
9.30-11.00 Можно немножко поиграть и собираться на улицу
11.00-13.00 Сон на прогулке (парке, сквере, во дворе)
13.00-14.30 Самое время покормить малютку и увлечь его в развивающие игры
14.30-16.30 Ребенок снова спит, в чем мы ему не отказываем
16.30-18.00 Наш карапузик бодрствует, рассматривая окружающий его мир. Если в доме есть родственники, то могут поиграть с крохой.
18.00-20.00 Сон. Пока ребенок спит мама может поужинать с папой.
20.00-20.30 Кормление и бодрствование до 21.30
21.30-22.00 Купание, уход за кожей и немного нежного массажа
23.00-24.00 30-40 мин на бодрствование, кормление грудью или смесью и далее сон до утра.

Питание

Мама не должна отказываться от грудного вскармливания. Питание молоком для 2-месячного грудничка очень полезно. В нем присутствуют все полезности, которые необходимы для полноценного развития и роста младенца. При хорошей лактации, допаивать кроху водичкой, кроме как утоления жажды, не рекомендуется.

Также в режим кормления двухмесячного малыша на грудном вскармливании (ГВ), еще рановато включать яблочный сок и детские пюре.

Начинать вводить новое питание необходимо не ранее 6 месяцев, очень осторожно и в небольших дозах – 1-2 грамма. Этого количества будет достаточно для организма крохи. Обязательно наблюдать за реакцией на новый продукт.

Режим 2 месячного ребенка, который находится на искусственном вскармливании, должен осуществляться по требованию. Длительность и периодичность кормления в каждом случае определяются индивидуально, и зависят от потребностей самого малыша. Со временем Ваша кроха привыкнет к установленному режиму дня, и далее будет кушать по распорядку.

Детям, которые питаются необходимо давать дополнительное питье.

Гимнастика и водные процедуры

В 2 месяца грудничкам уже можно начинать делать гимнастику и расслабляющий массаж. Выполнять массажные движения необходимо в виде легких поглаживаний, чтоб не причинить боль младенцу.

Принятие водных процедур лучше делать вечером, перед тем как уложить малютку спать. Купание выполняет успокоительную и расслабляющую функции в жизнедеятельности маленьких деток.

Продолжительность купания не должна превышать 15-20 минут. Для снятия раздражения и питания кожи в ванночку можно добавить лечебные травы. Иногда мамы используют специальные моющие средства в виде детских гелей. Лечебные и травяные компоненты должны соответствовать возрасту 2-месячного ребенка.

Особенности распорядка дня в 3 месяца

Описанный ранее в таблице распорядок для двухмесячного грудничка является примерным. Родители должны помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Так, например, если одним детям после купания нужно время для бодрствования, то для других, необходимо обязательное кормление, и лишь после этого они готовы засыпать.

Есть категория деток, которые путают день и ночь, очень рано просыпаются, не в 6.00, как бы того хотелось родителям, а в 4.00-5.00 час. Такой ненормированный режим сна и бодрствования негативно сказывается на других членах семьи, которым часто приходится подстраиваться под такой режим дня.

Для того чтобы приучить малыша к распорядку в 2 месяца, его должны придерживаться и сами взрослые. Гулять, купать, заниматься гимнастикой, кормить грудным молоком или смесями, по строго определенному времени. В итоге, такая организация режима дня сможет принести свои «положительные плоды».

Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.

Грудное вскармливание.
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

В сутки получается всего 15-25 прикладываний. Из них около12-15 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К 25-30 дню мамы довольно часто замечают, что ребенок начал более часто и обильно срыгивать, что, как правило, связано с приходом зрелого молока и является возрастной нормой. В течение первого месяца жизни мать и ребенок приспосабливаются друг к другу и обучаются кормлению грудью. Мать должна правильно подавать ребенку грудь, что бы обеспечить полноту захвата ареолы, фиксировать его головку при кормлении, чтобы он не сползал на сосок, не травмировал грудь и полноценно наедался. Кроме этого следует научиться кормить ребенка в удобной позе, что обеспечивает продолжительное кормление и хороший отток молока. Необходимо также помнить, что сон ребенка в этом возрасте не является препятствием к грудному вскармливанию. Если матери необходимо приложить малыша к груди, ей не следует дожидаться его пробуждения или будить его, просто надо предложить ему грудь и он обязатель но возьмет ее, продолжая при этом спать.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. К этому времени грудные младенцы прибавляют в весе от 1 до 2,5 кг и вырастают на 5-7 см. Они пока еще не выглядят полненькими крепышами с перевязочками, но уже довольно заметно округляются.

Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания, частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. У малышей этого возраста стул бывает, как правило, именно во время кормления. К исходу второго месяца жизни у ребенка формируется устойчивая привычка брать и сосать грудь. Он хорошо открывает рот, и матери остается только своевременно и глубоко внести грудь в рот малыша. Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери, внимательно рассматривает ее лицо, пристально изучая его. Иногда во время кормления ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь таким образом выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью.
Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

Вскармливание исключительно грудное по требованию. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становиться наполненным. Теперь он выглядит как молочный младенец с перевязочками. К этому времени грудные дети могут набрать в весе 5,5 – 7,5 кг, при исходном весе 3-5 кг.

У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня или в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Сохраняются частые мочеиспускания в период бодрствования – через 10-25 минут.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Как правило, трех месячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. К этому возрасту ожидая материнскую грудь они начинают проявлять несколько больше терпения, чем было раньше, но все еще не стоит его испытывать. С этого возраста поза при кормлении уже не имеет значения. Примерно в три месяца наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления кладет ручки на мамину грудь, что для мамы очень приятно. Но есть и огорчительный момент, который часто бывает мамам непонятен: ребенок во время кормления выгибается, упирается в маму ручками и ножками, как бы отталкиваясь от нее, хлопает по маме руками и бьет ногами. Многим матерям кажется, что ребенок начинает отказываться от груди и бороться с ним. Особенно много неприятностей переживают те матери, которые не умеют правильно поддерживать голову ребенка во время кормления и не научились кормить в удобной позе. Иногда ребенок начинает сжимать грудь деснами и отвлекаться от груди, будто важничая. Это первые действия ребенка, направленные на отделение своего “я” от “я” матери, которые помогают ему понять, что мать и он это не одно и тоже – они чувствуют по–разному и по-разному себя ведут.

Вскармливание исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди во время бодрствования и у него появляется довольно точный режим кормлений. В сутки примерно 10-14 кормлений, включая ночные. В этом возрасте у малышей стул может начать появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормальным явлением.

С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма. Пищевое поведение. Если мать берет с собой ребенка за стол во время еды, малыш начинает следить за процессом поглощения пищи. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления ребенок теребит материнскую грудь ручками, мнет ее. Прикладываясь к груди, он широко открывает рот и довольно долго может сидеть с открытым ртом, ожидая, что в него сейчас вложат грудь. В процессе кормления младенец начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Реакция матери на подобные действия ребенка должна быть адекватной: мать должна вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Бурная реакция матери испугает ребенка, а нарочитое терпение заставит думать, что его действие не вызывает у матери никаких переживаний и можно продолжать так делать и дальше. Обычно ребенок делает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая проверочной, которую можно прокомментировать следующим образом: “правильно ли я понял, что тебе это неприятно?”. Как правило, при адекватной реакции матери до третьей и четвертой попытки дело не доходит, но если мать прореагировала неправильно, ребенок может повторить свой опыт. Кроме этого ребенок во время кормления начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Эту возрастную особенность поведения ребенка матери часто принимают за отказ от груди, тем более, что у малыша именно в это время уменьшается число дневных кормлений и становятся более выраженные кормления, связанные со сном.

Однако, отвлечения ребенка от груди – это очень важный момент поведения, который маме следует поощрять. Когда малыш отвлекается от груди, нельзя забирать у него грудь, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

5 месяцев

Вскармливание. Исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. В этом возрасте у малышей может быть 6-10 дневных кормлений и 2-4 ночных, в общем 9-14 кормлений в сутки.

Работа пищеварительной системы. Срыгивания становятся единичными. Стул появляется 2-3 раза в день или 1 раз в 2-7 дней в виде однородной сметанообразной массы или как кислый стул. Сохраняются частые мочеиспускания через 15-40 минут.

Пищевое поведение.

Если мать берет ребенка с собой за стол, то он может проявить активный интерес к пище взрослых. Как правило, этот интерес совпадает с формированием у малыша навыка захватывать и удерживать предметы. Так находясь за столом, ребенок тянется к маминой ложке, тарелке или чашке и настаивает на том, чтобы ему дали их схватить и засунуть в рот. Поначалу младенец удовлетворяется отданной ему ложкой, не бьющейся или кружкой, и не проявляет желания пробовать продукты. чашкой Если ребенок проявил активный пищевой итерес значит, наступило время первых педагогических прикормов.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

В этом возрасте дети отвлекаются от груди, делая вид, что им интересны все происходящие события. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок всегда, находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.

6 месяцев

Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу справиться с новой пищей, которую он пробует. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования малыша можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных кормлений и 3-4 ночных.

Пищевое поведение.

Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Это знакомство происходит за столом, когда мать садится есть и берет малыша с собой. Пока мать ест, она может дать ребенку облизать ее ложку, смоченную супом, щами или чаем, попробовать крошку хлеба, каши или котлеты. Помимо таких микропроб, распространяющихся на все продукты, которые ест мать, ребенок за столом продолжает орудовать собственной ложкой и кружкой. Кроме этого в качестве педагогического прикорма ребенку можно дать помусолить сухарик, баранку, твердое яблоко, галетное печенье, куриную очищенную косточку, морковку, капустный лист с крупной твердой жилкой и т.д.

Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, заменяющих грудные кормления и восполняющие энергозатраты организма – ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, это хорошо заметно, поскольку ребенок не стремиться наесться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство неполноценности состава молока, или его нехватки. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье, и адаптироваться к их употреблению. Пищевой интерес ребенка этого возраста можно определить как начало экскурсии по знакомству с пищевым рационом своей семьи.

Работа пищеварительной системы.

С появлением педагогического прикорма может измениться стул ребенка и частота его появления. Уходит в прошлое счастливое время, когда стул у ребенка появлялся 1 раз в 4-7 дней, теперь он может появляться ежедневно 1 раз в день. Возможно также появление стула 2-3 раза в день.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее, обеими руками мнет грудь и теребит что-нибудь на матери. Так проявляется постепенное усвоение ребенком того факта, что он и мать – это разные существа. Малыш начинает менять позу при кормлении по своему усмотрению. Когда мать собирается дать ему грудь, он открывает рот и довольно долго с широко открытым ртом ждет, когда мама, наконец, даст ему грудь.

7 месяцев

Вскармливание грудное вскармливание с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Основной период сосания ночью. Режим кормлений остается прежним: 6-8 дневных и 3-5 ночных.

Пищевое поведение.

Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Когда мать берет малыша с собой за стол, у них происходит соревнование, заключающееся в следующем. Мать должна устроиться таким образом, чтобы съесть свою порцию еды, и в тоже время, чтобы ребенок, находящейся с ней за столом, не разбросал еду, не затащил в рот слишком много и не подавился, не съел больше, чем ему необходимо для знакомства с новыми продуктами и адаптации к ним. На этом этапе формирования пищевого поведения ребенка мать должна уметь корректно забирать у ребенка ложку или чашку, которые он отбирает у нее, заменять их, очищать его рот, если он взял слишком большой кусок пищи, поить его из чашки и кормить из ложки.

Работа пищеварительной системы.

В связи с активным знакомством с новой пищей стул у малыша появляется 1-2 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером. Практически полностью исчезают срыгивания.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Наступает очередной этап отделения своего “я” и малыш может повторить опыт, который он проделал в четыре месяца, т.е. он вновь может во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша, как говорилось выше, должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть, или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации она испытывает. С этого возраста во время кормления ребенок упирается а маму ногами и высоко закидывает их, мнет мамину грудь и довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.

8 месяцев

Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. У него появляется устойчивый период почти непрерывного сосания пред пробуждением с 3 до 8 часов, который длится 2-4 часа.

Пищевое поведение.

В этом возрасте возможно введение первого энергетически значимого прикорма. Лучше всего ребенок этого возраста ест и усваивает молочные продукты. Несмотря на различные мнения. Отраженные в литературе, где говорится о вреде коровьего молока, дети этого возраста предпочитают употреблять в пищу молочные продукты: творог, молочную кашу, кефир, сметану, цельное молоко, йогурт и т.д. Начиная увеличивать долю прикорма в питании ребенка, мать может кормить его 1-3 раза в день, когда ест сама. Беря малыша с собой за стол, мать продолжает давать ему все пробовать, можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего “я” от матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму руками, будто отталкиваясь от нее, и ногами, пытаясь встать. Более того, он может, продолжая сосать грудь и упираясь в маму руками, подняться на ноги и стоять в полусогнутом состоянии, мерно раскачиваясь из стороны в сторону. Таким образом, во время кормления малыш принимает самые разнообразные позы и меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениям своего чада и показывать окружающим “какой он молодец” и как замечательно усовершенствовались его навыки сосания груди.
9 месяцев

Вскармливание и работа пищеварительной системы.

В этом возрасте практически ничего не изменяется по сравнению с предыдущим месяцем. Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию связанные со сном. Во время кормления ребенок свободно меняет позы и теребит сосок второй маминой груди. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.п.
10 месяцев

Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. Это учащение особенно заметно, если ребенок уже начал ходить с опорой или самостоятельно. Иногда малыши этого возраста прикладываются к материнской груди столько же раз, сколько раз они подходят к матери, т.е. каждые 15-30 минут. В ночное время присутствуют 2-4 полноценных кормления, наиболее активный период сосания сохраняется в утреннее время перед пробуждением в период с 3 до 8 часов утра. В течение дня помимо кормлений грудью и прикорма он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят все старшие члены семьи, а не только мать.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.

Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из самого невероятного положения. Наиболее “шокирующе” смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на колени, выпрямляет ноги, и мерно раскачивается. Это поведение характерно для возраста полного освоения ребенком навыков грудного вскармливания и оно сохраняется примерно до 1,5 лет.
11 и 12 месяцев

Вскармливание и пищевое поведение.

nimfa-mama.narod.ru/pischevoe_povedenie.html

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

В 2 месяца ребенок уже дальше видит, чем новорожденный, - на 2-3 метра, и учится фиксировать взгляд на самом интересном предмете - лице матери. Сначала малыш и взрослый устанавливают зрительный контакт, вскоре 2-месячный малыш одарит вас улыбкой. Развитие ребенка в 2 месяца в большей степени эмоциональное, нежели физическое. Малыш пытается подчинить себе руки и ноги, но двигаются они по большей части хаотично.

Рост и вес ребенка в 2 месяца по данным отечественных педиатров

Рост и вес детей в 2 месяца - нормативы по данным ВОЗ

Питание ребенка в 2 месяца

Грудное вскармливание по требованию, без выраженного режима. Частые прикладывания могут происходить до 4 раз в час, полноценные кормления примерно через 40 минут — 2,5 часа. Основное время ночных кормлений — между 3 и 8 часами. Малыш 2 месяцев обычно просит грудь при засыпании и при пробуждении.

Уход за ребенком в возрасте 2 месяца

Мочеиспускания по-прежнему частые, однако ребенок способен спать сухим и при пробуждении подавать сигнал матери. Стул может быть как 5-8 раз в день, так и один раз в день и даже через день.

Сон. Малыш в 2 месяца начинает заметно меньше спать. У него появляются обычно 5 периодов дневного сна, 2 длинных — по 1-3 часа и 3 коротких — по 10-30 минут. Устанавливается ночной сон продолжительностью 10-12 часов (с перерывами для кормления, во время которых ребенок может полностью не просыпаться). Во время сна малыш еще может нуждаться в ограничении пространства (спать уткнувшись в подушку), в том числе и в пеленании — если будит себя, вскидывая руки.

Издаваемые младенцем звуки помогут вам понять, в каком настроении он в данный момент находится. Воркующие звуки - одна из первых попыток малыша оповестить вас о своем лучезарном настроении. Не забывайте, что его язык состоит из сочетания звуков и жестов. Обратите внимание на характерные звуки, сопровождающие улыбку младенца. Начальная ее стадия: ребенок открывает рот, сопровождая это короткими звуками «ах» и «ух», переходящими в длительный вздох или в воркование по мере растягивания губ в улыбке. На 2-м месяце жизни звуки, издаваемые младенцем, становятся более разнообразными; из простейших односложных попискиваний они превращаются в продолжительные и весьма выразительные «эх, ах, ох!» К концу этого месяца горловые хрюкающие звуки сменяются звуками более высокой тональности, наполняются гласными и становятся более музыкальными. Обогащается и его воркование (малыш гулит). Звуки, издаваемые младенцем во время сна, и восхищают и тревожат родителей. Дыхание его может стать громким, со специфическими всхрапываниями. Это происходит, когда воздух преодолевает скопление слюны в горле, поэтому поводов для беспокойства нет. Собственно, это те же звуки, что и храп у взрослых, и возникают они по той же причине.

Не раз в эти первые месяцы вы будете удивляться, как много из сказанного вами доходит до малыша. Это подтверждают и исследования: когда мать говорит, ребенок слушает.

Попробуем провести видеоэксперимент. Подловите момент, когда малыш находится в состоянии спокойной сосредоточенности, поймайте его взгляд и начните свой обычный разговор с ним, а мужа попросите запечатлеть эту сценку на пленке. Просматривая кассету, вы обнаружите, что телодвижения матери и ребенка синхронны. При замедленном воспроизведении вы увидите, что поворачивается не только его головка, но и все тело как бы пританцовывает в ритме материнского голоса. Ваша речь действительно воздействует на ребенка, хотя на глаз это не так заметно.

Язык, заложенный самой природой .

Вам не нужно учиться тому, как говорить со своим малышом. Вы естественны. Каждая мать без специального обучения, инстинктивно начинает пользоваться особым интернациональным материнским языком с его безударной мелодикой и особой мимикой лица. Для него характерны повышенная тональность звуков, утрированное - с растягиванием - произношение гласных. В разговоре участвуют не только язык и рот, но и все ваше лицо. Темп речи зависит от внимания малыша - его умения слушать. Ваша речь может как замедляться, так и ускоряться, в зависимости от реакции младенца. Растягивание гласных («хо-о-о-роший ма-а-алыш») помогает ребенку уловить смысл сказанного. Но гораздо важнее для младенца не то, что ему говорят, а как с ним разговаривают.

Вы «слышите» его ответы. Матери разговаривают с малышами то убыстряя, то замедляя речь, говоря то тише, то громче, как бы помогая ему лучше осознать каждый кусочек речи. И хотя со стороны этот разговор выглядит как ваш монолог, вы общаетесь с ребенком так, будто слышите его ответы. Видеоанализ поведения матери в этот момент показывает, что оно строится с учетом воображаемых ответов младенца. Короткие фразы перемежаются паузами, длящимися ровно столько времени, сколько мог бы занять ответ ребенка. Особенно хорошо это заметно, если вы используете вопросительные предложения. Эти первые уроки речи, во время которых мать помогает ребенку научиться слушать, как бы возрождаются в его памяти, когда он начинает говорить по-настоящему.

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности (для своего ребенка) благодаря своим способностям, заложенным природой. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь - всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто. Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: «Хоо-ро-шенький ма-а-а-льчик». Старайтесь избегать служебных слов (как в тексте телеграммы). Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» - они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: „байбай“ и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы. „Кирочка хочет на ручки?“, „Пойдем спать?“ Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете - приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: „Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую...“ Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, - помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда „ушки на макушке“, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какойнибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: „Мне нравится, давай, говори“. Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: „Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим“.

Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время „ответить“. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какойто другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь.

Продолжайте вашу беседу. Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение.

Читайте вслух. Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша и вы читаете вслух старшему, уже начинающему ходить, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели „Гуси-гуси...“ Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Говорите нараспев. Исследователи детской психологии считают, что пение оказывает большее воздействие на речевые центры мозга, чем простая, не оформленная музыкально речь. Не смущаясь тем, что вы вовсе не оперная звезда, начните вашу певческую карьеру с аудитории, состоящей из одного-единственного слушателя - вашего ребенка. Малыши любого возраста любят песенки - как собственного вашего сочинения, так и более известные публике. Выберите с десяток наиболее любимых им напевов и почаще повторяйте их. Робко выраженная 2-месячным малышом просьба повторить этот „эстрадный концерт“ - предвестник последующего бурного вызова „на бис“: „Ну еще, еще, мама (или папа)“.

Движения 2-месячного малыша

Кулачки разжимаются. Руки в 1-й месяц жизни, плотно прижатые к тельцу, теперь становятся более расслабленными, как будто взрослеющий мозг диктует сжатым кулачкам „Расслабьтесь немножко и наслаждайтесь этим миром“ Пальцы малыша разжимаются, и открывается ладошка Если вы вложите в его руку погремушку, он сожмет ее пальцами и некоторое время будет удерживать. Чтобы он отпустил погремушку, нужно постучать по тыльной стороне его кулачка. Но не надейтесь, что малыш сам потянется за погремушкой, - этого не случится до следующего месяца.

Движения рук. Первые попытки ребенка дотронуться до чего-нибудь кажутся абсолютно хаотичными, но на самом деле это не так, они в определенной мере являются направленными, но руки младенца еще плохо слушаются его. Короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки большей частью не попадают в цель, но иногда приводят к успеху. Практика постепенно совершенствует эти движения.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не оставляйте малыша без присмотра, если он может дотянуться до подвешенных над кроваткой игрушек. Его пальцы, а еще хуже шея, могут запутаться в свисающих шнурках. Эти шнурки (обратите внимание!) не должны быть длиннее 20 см.

Все достижения ребенка на 2-м месяце жизни - это начало тех больших изменений, которые произойдут с ним в следующем месяце

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх