Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

Конспект блока совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Задачи:
1.Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
2.Помочь детям выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и способы их проявления: нагревание, йодная настойка.
3.Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
4.Развить у детей самостоятельность, умение осуществлять поисковую деятельность.

Материалы:
Проектор,фрагмент мультфильма «Маша и Медведь», сумка «Тысяча мелочей», книги «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедия», инструкция по изготовлению йодного раствора, клеенки для столов, чаша под раствор, рабочие листы на каждого ребенка, кисти на каждого ребенка, акварельные краски, фен, яблоко, лимон, молоко, йод, миски, фартуки, бандероль, ручки-невидимки на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Скажите, вы любите мультфильмы? А у вас есть самые любимые? Ответы детей. У меня любимый это «Маша и Медведь».
Я тоже очень люблю эту непоседу Машу, которая все время ищет приключения.
А вы знаете, что такое электронная почта?
Сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Маши и видеоролик ее приключения. Я вам сейчас его покажу.
Воспитатель показывает фрагмент мультфильма «Маша и Медведь» под названием «Фокус» (фрагмент, где у Маши вырастает длинный нос ), потом электронное письмо с просьбой о помощи (скриншот страницы с электронной почты: "Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите вернуть на место мой нос. Высылаю записку, которую написал мне Мишка. Я не могу ее прочитать". и инструкцию от Мишки (инструкция – чистый белый лист бумаги, на котором невидимыми чернилами написаны волшебные слова ).
Воспитатель распечатывает письмо и пытается его прочитать.
Воспитатель: Ребята, я ничего здесь не вижу. Может быть, вы сможете прочитать?
Дети пытаются понять, что же там написано.

Воспитатель : Что же делать? Как нам прочитать инструкцию? Ответы детей.
Может быть, нам поискать в какой-нибудь книге? Ответы детей. А что же это за книга должна быть? Ответы детей.
Сейчас мы посмотрим в моей сумке «Тысяча мелочей», может быть там мы найдем нужную книгу, в которой будет ответ.
Воспитатель ищет в сумке книгу и достает «Сказки», «Юный исследователь», «Энциклопедию». Дети делают вывод о том, что им необходима книга «Юный исследователь». Они начинают её листать и находят в книге «Юный исследователь» вложенную страницу, где показано, как и из чего надо сделать раствор для проявления текста (на листе бумаги нарисован стакан, наполненный наполовину водой, шприц и йод)
Воспитатель : В какой книге мы нашли инструкцию? (Книга «Юный исследователь») Сегодня мы сами превратимся в исследователей. Вы знаете кто это такие? Ответы детей. Наша группа сегодня будет лабораторией, где мы будем проводить наши исследования. Но прежде чем приступим к работе, давайте наденем передники, чтобы не испачкаться я напомню вам правила поведения в лаборатории.
Правило № 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2. Ничего нельзя подносить близко к носу и нюхать, может быть едкий и неприятный запах.
Правило № 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться.
Правило № 4. Работать дружно и не мешать товарищу.

А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи. Скажем дружно: Удачи!»
Воспитатель: Вот теперь мы готовы приступить к работе. Приступаем к приготовлению проявляющего раствора? Посмотрите в инструкцию, что нам понадобится? Дети смотрят инструкцию по приготовлению раствора.
Дети : Нам нужна вода, йод и шприц. Надо смешать воду и йод для получения нужного раствора.
Воспитатель : Что такое раствор? Ответы детей.
Конечно же в моей сумке найдется йод и шприц. Вы пользуетесь йодом? Ответы детей.
Воспитатель достает йод и шприц. Дети делают раствор согласно инструкции.
Воспитатель: Теперь посмотрим, что у нас получилось? Давайте я попробую проявить текст.
Воспитатель проявляет записку.
Текст записки:
«Фокус – покус – тру-ля-ля
Нос, вернись на место!»

Воспитатель : Ребята, мы смогли прочитать записку, но секрет чернил нам не известен. Давайте попробуем узнать секрет Мишкиных чернил.
Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила? Ответы детей. Давайте подумаем, что же Мишка мог использовать? Давайте порассуждаем: живет он в лесу. У него есть фруктовый сад. Что получают из фруктов? (Сок). Еще Мишка часто варит для Маши кашу. Что нужно для каши? (Молоко). Давайте еще возьмем белую краску, как вы предлагали и посмотрим, что получится.
Я сейчас поищу всё это в своей большой сумке.
Воспитатель достает бутылочки с яблочным и лимонным соком, молоко и акварель.
Воспитатель : Ребята, я нашла яблочный и лимонный сок, молоко и акварель.
Сейчас проведем исследования и узнаем, какой жидкостью Медведь написал секретное письмо. Приглашаю вас за столы.
Послушайте внимательно, что вы сейчас будете делать.
У вас на столах стоят стаканчики с картинками (рассмотреть и разлить жидкости), синяя мисочка для йодного раствора, салфетки для промокания кисточки, тряпочка, чтобы протереть стол, если вдруг что-нибудь прольется и рабочий лист. Давайте его внимательно рассмотрим. Лист разделен на 4 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом вы должны сделать запись. А напишете вы первую букву своего имени. Там, где нарисованы краски, чем вы будете писать букву? Где нарисовано яблоко, чем будете писать? Что вы будете писать? Каждый раз, после написания буквы кисточку нужно промыть в чистой воде и промокнуть сухой салфеткой. Это очень важно, чтобы наш эксперимент получился!
Когда напишите во всех 4-х частях, вы подойдете ко мне, и я феном высушу ваши буквы.
После этого вы снова вернетесь за столы и кисточкой нанесете наш волшебный проявляющий йодный раствор на все буквы по очереди. Посмотрим, что получится, может, узнаем Мишкин секрет. Вам понятно задание?
Самостоятельная работа детей. Дети выполняют задание .
Воспитатель : Итак, чем Миша написал свою записку?
Дети : Лимонным соком.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вот мы и узнали секрет Мишкиных чернил. Вы знаете, что такое СМС? Давайте отправим Маше СМС с разгадкой, чтобы в следующий раз она смогла сама прочитать или написать такую записку.
Воспитатель отправляет СМС от детей и получает ответ от Маши.
Электронное письмо от Маши: видеоролик, где у Маши снова прежний облик + электронное письмо (скриншот страницы с электронной почты: "Спасибо, ребята, за помощь! Без вас я не смогла бы расфокусироваться!Отправляю вам бандероль с подарками."
Воспитатель: Кто знает, что такое «бандероль»? Ответы детей.
Воспитатель : Мне на телефон пришла СМС, что бандероль нам уже доставили. Пойду, посмотрю.
Воспитатель из-за двери выносит бандероль, в которой находятся ручки-шпионы.
Воспитатель : Но прежде чем мы узнаем, что же прислала Маша хочу у вас спросить. Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Спасибо ребята за помощь, без вас Маша бы не расфокусировалась и не вернула бы на место свой нос. Вы не бросили Машу в беде и помогли ей.
Воспитатель раздает ручки-невидимки и блокнотики. Дети пробуют ими что-нибудь написать или нарисовать, и приходят к выводу, что ничего не видно.

Задачи:

  • формировать и обогащать знания воспитанников старшей группы о разнообразных свойствах бумаги в процессе проведения практических опытов;
  • способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги (точное копирование изображения);
  • развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
  • воспитывать культуру познания, чувство комфортности, уверенности в себе.

Оборудование: экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, выполненные способом оригами; картины и картинки, выполненные способом торцевания; игрушки из папье-маше; ручки, тетради, листы бумаги по количеству детей (писчая, копировальная, наждачная, картон); кусочки клеёнки; мяч; формы лодочек, полоски бумаги для оклейки лодочек, клейстер, клей ПВА.

Предварительная работа: изготовление игрушек, посуды из бумаги способом оригами, из папье-маше, картин, выполненных способом торцевания, изготовление лодочек из бумаги.

Ход исследовательского занятия

Дети старшей группы стоят в кругу. Воспитатель показывает цветочек, сделанный из салфетки. Дети передают цветочек по кругу и говорят друг другу комплименты.

Воспитатель (В.). Ребята, мне кажется, что это не простой цветок. Здесь что-то написано. (Разворачивает салфетку и читает: «Приходите в гости. Адрес: Музей».)

Ребята, кто знает, что такое музей? (Ответы детей.) Что хранят в музеях? (Экспонаты.) Что может стать экспонатом? (Ответы детей.) Кто рассказывает об экспонатах? (Ответы детей. Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)

Ребята, вы согласны пойти в музей? Тогда давайте уточним правила поведения. (Ответы детей.)

Вот и хорошо. Теперь можно отправляться.

Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, сделанные способом оригами, нарисованные картинки в картонных рамках, картины, сделанные способом торцевания, игрушки из папье-маше.

В. Ребята, разрешите мне, пожалуйста, побыть сегодня у вас экскурсоводом.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает экспонаты, уточняет, что все они сделаны из бумаги.

В. Я, кажется, догадалась, кто нам прислал приглашение посетить музей. А вы? (Предположения детей.)

Я думаю, что это бумажная Фея (показывает игрушку Фею, сложенную способом оригами).

Привет, друзья!

Я очень рада видеть снова всех ребят!

Я пригласила вас в прекрасное - вперёд!

Чтоб вы увидели, где чудо красоты живёт.

Хотите о бумаге многое узнать?

Тогда я предлагаю вам исследователями стать:

Смотреть, экспериментировать, запоминать,

Что узнали о свойствах бумаги, всё записать.

Вам будут в этом помогать

Вот эти ручка и тетрадь.

Фея передаёт детям ручки и тетради и приглашает в лабораторию.

Фея. Ребята, ничто так не сплачивает, как игра. Поэтому предлагаю вам поиграть в снежки.

Дети говорят, что снежков нет.

В. Тогда я предлагаю вам взять в руки по листочку бумаги и попробовать «скатать» из неё «снежные» комочки.

Дети мнут бумагу, комкают её, придают ей круглую форму.

В. Какой вывод после работы с бумагой вы можете сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель сообщает детям, что, используя свойство бумаги легко мяться, люди научились делать из неё различные предметы.Складывает из бумаги цветочек. Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, а хотите узнать, какими ещё свойствами обладает бумага? Тогда проходите, пожалуйста, в лабораторию.

Дети проходят за столы. На них лежат разные виды бумаги: писчая, копировальная, наждачная, картон. Ребята рассматривают, воспитатель спрашивает у них, для чего эта бумага нужна.

Ответы детей:

Писчая бумага нужна для записей, рисования, печатания книг, газет.

Картон нужен для изготовления обложек, различных упаковок, настольно-печатных игр, мозаик-пазлов.

Копировальная бумага нужна, чтобы получать копию, повторять рисунок, перевести что-нибудь.

Наждачная бумага нужна, чтобы точить ножи, топоры, для шлифовки неровных поверхностей.

В. Ребята, Фея просит вас помочь ей. Она прислала приглашение только нам, а ей хотелось бы пригласить в музей много детей, но написать одной столько приглашений трудно. Как мы можем помочь ей? Какой вид бумаги, по вашему мнению, наиболее подходит для этих целей? (Ответы детей.)

Вы правы. Я предлагаю сначала обследовать эту бумагу, чтобы правильно ею пользоваться.

Дети выясняют, что одна сторона у неё «жирная» с краской, а другая - матовая.

В. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

Воспитанники обследуют копировальную бумагу, делают выводы, затем копируют приглашения. Фея благодарит детей за помощь.

В. Хотите узнать о других свойствах бумаги? Предлагаю вам попробовать разорвать лист бумаги и кусок клеёнки. Что рвётся легко, а что нет?

Вывод: под воздействием силы бумага рвётся, а клеёнка нет.

Дети делают соответствующую запись в тетрадь.

В. Вспомните, пожалуйста, из чего делают бумагу? (Ответы детей.) Значит, она должна хорошо гореть. Проверим?

Воспитатель проводит опыт. Кладёт на блюдце бумагу и поджигает её.

В. (Ответы детей.)

Вывод: бумага хорошо горит.

Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, Фея решила отправиться в морское путешествие на бумажном корабле. Как вы думаете, что может с ней произойти в море?

Дети делают вывод, что она может утонуть, её нужно предостеречь.

В. Давайте покажем Фее, как это опасно.

Дети берут заранее сложенные из бумаги кораблики и пускают их в ёмкости с водой, играют с ними, дуют, чтобы они двигались быстрее, поливают на них водой - кораблики размокают.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.)

Вывод: бумага впитывает воду и намокает.

Дети делают соответствующую запись.

В. Ребята, Фея расстроилась, что не может отправиться в путешествие на бумажном корабле. Как мы можем ей помочь, ведь у вас на столах только бумага?

Как вы считаете, можем ли мы сделать лодку для Феи из бумаги, но таким способом, чтобы она не намокла? (Предположения детей.)

Сначала давайте вспомним все свойства бумаги.

Игра в кругу с мячом.

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, спрашивает, что можно сделать с бумагой? (порвать, намочить, сжечь, смять, сложить, порезать, приклеить, нарисовать на ней и т.д.)

В. Проходите, пожалуйста, в мастерскую.

Дети берут форму лодочки, переворачивают её на картон и обклеивают кусочками бумаги так, чтобы один немного перекрывал другой. Все кусочки тщательно приглаживают. Обклеенную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8-10 слоёв, оставляют просохнуть. Воспитатель сообщает детям, что такой способ называется папье-маше.

Фея благодарит детей и предлагает свои поделки приносить к ней в музей. Они будут экспонатами, на них будут смотреть другие дети.

Рефлексия.

В. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Вечером воспитанники заканчивают изготовление лодочек. Бумага просохла, и дети снимают её с формы. Края перерезают ножницами и окантовывают кусочками бумаги. Поверхность готовой лодочки грунтуют клеем ПВА, просушивают. Воспитатель обмазывает дно каждой лодочки тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо, чтобы лодочки не размокли.

Занятие по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитриева

Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха - не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер - это движение воздуха.

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек - песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка - сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок - сыпучий материал.

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед - что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе - утрамбованный, в третье - лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем - утрамбованный, лед растает последним.

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором - линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Любовь Евдокимова
Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду .

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется владение знаниями, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Как отмечал В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, воспринимать, наблюдать. В свою очередь наблюдательность, любознательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире являются важнейшими чертами детского поведения , так как ребёнок по своей природе исследователь . А - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения . Причём активность ребенка должна быть направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Задача педагога – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов , задаваемых взрослому (почему, зачем, как) . Когда ребенок слышит, видит и делает сам, у него полученные знания усваиваются крепко и надолго. Как отмечал Н. Н. Поддьяков, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая познавательно- исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Вот на этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

И в моей педагогической деятельности организация методом экспериментирования занимает одно из важнейших мест. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том , что в процессе эксперимента :

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

А самое важное, что детское экспериментирование помогает формированию самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Одним из условий решения задач по экспериментированию в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребенка уже с первых минут его жизни и оказывает на него влияние. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности .

В нашей группе оборудован экологический уголок, где имеется мини-лаборатория. При оборудовании мини-лаборатории старались учитывать такие требования, как доступность расположения, безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность и разнообразность материала. И она у нас постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством описаний проведенных детьми опытов.

В мини-лаборатории имеются такие необходимые оборудования для проведения опытов и исследовательской деятельности :

– приборы-помощники : увеличительные стекла-лупы, зеркала, весы, песочные часы, компас, магниты, фонарик, микроскоп, свечи, термометр, рулетка, линейки, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл, резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, пластиковые контейнеры, фартуки клеенчатые, щетки, совки, лопатки, грабли, лейки.

– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) - прозрачные и непрозрачные емкости разного объема и формы, цветные прозрачные стеклышки;

– природный материал : камни, почва, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, желуди, кора деревьев, веточки, спил и листья деревьев, разные крупы и бобовые растения, тополиный пух, мох, различные семена, скорлупки орехов, мел;

– бросовый материал : бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, кусочки различной ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина;

– муляжи овощей и фруктов, модели животных;

– пищевые материалы : сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

– растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни , пенка для ванн) .

– йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

– схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности ;

–правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах) : работа под наблюдением взрослого, все вещества эксперимента брать только ложечкой, грязными руками не трогать глаза, не брать руки в рот.

Кроме этого занятия познавательного цикла мы выстраиваем так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования . Отправными моментами могут стать :

Реальные события, происходящие данный период : например, яркое природное явление - листопад и общественные события : например, предстоящий праздник, знаменательная дата, о котором все говорят и к которому готовятся.

События, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

События, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись коллекциями кукол, динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Таким образом, радует, что участие детей в познавательно-исследовательской способствует повышению их познавательной активности. Они задают больше вопросов, активно проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему учатся дети - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников рекомендуется пополнить развивающую предметно-пространственную среду следующими пособиями:
— макетами и модулями планет солнечной системы,
— коллекциями минералов, часов, календарей,
— дорожными, математическими знаками,
— географической картой мира для детей, картой местности, где живут дети, глобусами,
— микролабораториями,
— дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы:
— систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
с детьми старшей группы

1. Наш участок.
Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка. Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, растущими на участке. Рассмотреть листья деревьев: найти самый узорчатый, самый маленький. Выкладывание узоров на песке из осенних листочков.
2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
Задачи и содержание: Рассмотреть дождевого червяка. Понаблюдать за передвижением дождевого червяка. Провести опыт: залить ход червяка в земле водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
Задачи и содержание: Выяснить, есть ли органы обоняния у кошки или собаки. Предложить животным различное угощение. Какую пищу можно кушать, а какую — нет, — животное определит с помощью органов обоняния.
4. Наш участок. Деревья нашего участка.
Задачи и содержание: Закрепить название деревьев. Проверить, какие из них имеют плоды.
Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.
5. Ягоды нашего леса.
Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми — есть ли у ягод цвет, вкус, форма. Закрепить название ягод. Предложить детям рассказать, какие ягоды растут в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
6. Гости нашего участка. Птицы.
Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Выяснить характерные особенности каждой птицы.
7. Воздух.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том, что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим. Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке (сжать). А в коробочке из-под сока или молока (сжать их). Проверить, есть ли воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при прокалывании?
8. Наша планета – Земля.
Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, рассказать, что Земля вращается. Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: найти север, юг. Россию, Америку, Китай.
9. Наша планета – Земля. Горы.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём отмечены горы. Найти самые высокие горы, они находятся на юге, в далёкой стране Индии. Рассказать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из песка горку. Обследовать песчинки с помощью лупы.
10. Лёд. Вода.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты: положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает быстро. А если на лёд нажать пальцем? А если нажать ручкой от ложки?
11. Вода. Снег.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечи.
12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство со свойствами снега: плотный, скрипит, рыхлый, липкий. Рассказать о роли снежного покрова для растений.
13. Обследование бумаги.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами бумаги: картон, калька, писчая. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?
14. Обследование тканей.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами ткани: ситца, фланели, шерсти. Внести лупу и рассмотреть строение ткани из нитей. Обследование ткани и сравнение её с ватой: что быстрее впитает воду? Почему?
15. Обследование металлических и стеклянных предметов. Знакомство с магнитом.
Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом. Познакомить со свойствами стекла. Определить с детьми, какая посуда может разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что может сделать магнит? Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
16. Такие разные камни.
Задачи и содержание: Познакомить детей с природными богатствами недр Земли. Знакомить со свойствами камня. Внести различные минералы: уголь, нефрит, мрамор, гранит. Рассказать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт: Проверить камни на вес, найти самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень? Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.
17. Звёзды в небе.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детьми за звёздным небом. Найти самые яркие — Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведиц. Побеседовать о космосе, о далёких мирах.
18. Космос. Луна и Солнце.
Задачи и содержание: Познакомить с планетами Солнечной системы. Наблюдать за Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к празднику.
Задачи и содержание: Провести беседу об изменениях в природе с приходом весны. Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить испечь в весенний праздник пирог. Обследование свойств теста: влажное, вязкое, хорошо приобретает нужную форму.
20. Весна. Ветер. Дождь.
Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра при помощи пальца: намочить палец, поднять его вверх. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда дует ветер.
21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
Задачи и содержание: Научить детей получать звук и слышать его. Подуть над горлышком пустой бутылки. Послушать звук, который получится (свист). Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть над горлышком бутылки. Звук изменится: чем больше воды, тем выше звук.
22. Вода. Болото.
Задачи и содержание: Познакомить с правилами поведения на болоте. Выяснить, чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что растет на нем? Каковы положительные и отрицательные стороны существования болот?
23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей на пузырьки воздуха на водорослях, камнях, стенках аквариума. Для чего рыбкам нужен воздух? Провести наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водоросли).
24. Вода. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Объяснить детям, что головастик – маленькая лягушка. С помощью лупы рассмотреть внешний вид, отмечать как будет видоизменяться головастик со временем.
25. Наш огород. Свет и вода.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и наблюдать, как распустятся листья. Опыт: Одну из веток поставить в сосуд без воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. А на свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без света – корней нет.
27. Наш огород. Вода и свет.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни растений. Опыт: Поместить верхушки свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу расположить на свету, а морковь – в темное место. Провести наблюдение: побеги листьев у свеклы – большие, яркие. Объяснить, что за счёт света в них образуются питательные вещества, которые необходимы для роста. В темноте они не образуются, поэтому зелень моркови — очень бледная.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх