Предмет и метод социального обеспечения. Предмет, метод и система права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:

  1. ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Предмет – однородная группа общественных отношений. Самостоятельность ПСО как отрасли была обоснована Виталием Семёновичем Андреевым в 70-ых годах 20-го века. Он выделил следующие признаки указанных отношений:

1. Особый субъектный состав;

2. Алиментарный характер (природа) отношений;

3. Особые источники финансирования.

Возникают различные споры по поводу того, стоит ли расширять предмет и т.п. Попытаемся определить насколько эти признаки сохраняют свою актуальность.

Особый субъектный состав . Субъектами отношений являются физические лица или семья с одной стороны. И этот субъект является управомоченным на социальное обеспечение в силу закона.

Вторым субъектом являются либо государственный органы либо государственные и негосударственные учреждения, которые действуют по поручению государства. Например, последнее что обсуждалось – все медицинские учреждения – это не государственные органы. Пенсионный Фонд тоже не государственный орган. По новым законам и негосударственные медицинские учреждения будут оказывать соответствующие услуги в рамках указанных государственных гарантий. Все, что свыше этих гарантий оплачивается отдельно (и это уже начинаются гражданско-правовые отношений). Не просто разграничить.

И поэтому появился такой признак как алиментация! Понятия алиментация имеет экономический и правовой аспект.

С экономической точки зрения – бесплатность и безэквивалентность социального обеспечения для получателя. В советское время это было так. Но в настоящее время это не совсем так – есть сейчас у всех карточки индивидуального пенсионного страхования – на них взносы с заработной платы идут. Сумма, которая отражена на счете будет на 228 месяцев делится и таким образом будет определяться наша пенсия.

Так что пенсионные платежи – возмездные и эквивалентные. ПО беременности и родам – выплаты зависят от того, сколько до этого зарабатывал.

Для государственных служащих эти отношения бесплатные. В силу Международного пакта о гражданских и политических правах и в силу Конституции – каждый может получать подобные выплаты. Родившийся ребенок-инвалид сразу же будет получать такие платежи, хоть он и не работал. Для них – они безвозмездные.



Экономическая природа изменилась. Часть этих отношений стала полностью возмездной и эквивалентной (пенсии). Но большинство отношений сохраняют неэквивалентную, бесплатную для потребителя природу (для потребителя только, т.к. государство возмещает эти суммы).

В медицине у нас существует принцип солидарного финансирования – богатый платит за бедного, а здоровый платит за больного. Пример – только начал работать и тут же потребовалась сложная операция – тебя вылечат, хоть ты еще «и не накопил» на такую операцию.

С правовой точки зрения общегосударственная обязанность по содержанию нетрудоспособных членов общества, т.е. тех, кто еще не приобрели способность к самообеспечению или утратили ее.

Алиментация – с лат. содержание, но не «семейное», а государственное. Причем оно не обусловлено совершение потребителем встречных действий по созданию финансового эквивалента в ответ на получение выплат или услуг.

Основная масса ГП отношений – это отношения возмездно-эквивалентные. Но и тут есть исключения. ПСО – там все, как правило, безвозмездно.

I. Материальные отношения , которые составляют ядро ПСО:

1. Имущественные отношения публичного характера, которые складываются в рамках государственной системы и заключаются в предоставлении денежных выплат медицинских или социальных услуг лицам, пострадавшим от социального риска.

Помимо материальных отношений предмет ПСО образуют:

II. Процедурные отношения по установлению юридических фактов, принятию решений о предоставлении выплат или услуг или отказе в этом.

Процедура – это нормальный порядок реализации права. Никакие услуги и выплаты просто так не предоставляются. Нужно обратиться в компетентный орган.

Процедурные отношения, как правило, предшествуют материальным. Допустим, идет речь об установлении трудовой пенсии по инвалидности. Нужно обратится в бюро медико-санитарной экспертизы, ею устанавливается инвалидность. Далее нужно обратиться в Пенсионный Фонд и предоставить документ, подтверждающий трудовой стаж и инвалидность. Пенсионный Фонд принимает решение о назначении пенсии и дальше Пенсионный Фонд будет осуществлять выплаты.

Дело в том, что у нас инвалидность устанавливается на срок. Материальные отношения могут существовать и наряду с ними могут возникать отношения по переосвидетельствованию инвалида. Может быть сохранена инвалидность, а может быть изменена – повышена или понижена.

В данном случае процедурные отношений существуют наряду с материальными отношениями.

Может быть и так – материальные правоотношения одни закончились, начались новые процедурные отношения, а после них возникают новые материальные отношений.

Т.е. процедурные правоотношения могут i) предшествовать; ii) сопровождать; iii) следовать за материальными правоотношениями.

Могут быть процедурные правоотношения по фактам и по срокам.

Наиболее часто процедурные отношения возникают между:

1. Территориальными подразделениями Пенсионного Фонда и ФЛ по установлению продолжительности трудового и страхового стажа;

2. Между бюро медико-санитарной экспертизы и ФЛ по установлению группы и причины инвалидности;

3. Между лечебными учреждениями и ФЛ по установлению факта временной нетрудоспособности (например, в результате опасного случая на производстве), факт беременности и родов.

Выдают больничный лист – на его основании дают выплаты по беременности и родам. Работодатель платит или орган социального обеспечения (если женщина не работает).

Органы ЗАГСа подтверждают дату рождения, факт смерти и т.п. Но факт смерти могут устанавливать и суды (безвестное отсутствие/смерть).

Процедурные отношения по срокам и фактам есть. Выше были указаны по фактам. А есть по срокам, что означает, что прописано в течение какого времени какие процедуры действуют.

Отношения по рассмотрению споров. В законодательстве о социальном обеспечении установлены два порядка разрешения споров:

1. Вышестоящими органами в порядке подчиненности;

2. Либо в судебном порядке.

Если в судебном порядке – тогда это ГПП отношения. Если это Министерство или департамент определенный – тогда это будет административные правоотношения.

III. Есть только 1 группа отношений ПСО, которая касается рассмотрения споров и входит в предмет ПСО – рассмотрение споров вышестоящими органами внебюджетных фондов .

Существует давно предложение о создании специальных судов по делам социального обеспечения. Если у нас вдруг они появятся, либо в судах общей юрисдикции появятся судьи, которые будут заниматься этими вопросами, тогда это будет включаться в предмет ПСО.

Кто-то считает, что в ПСО надо включать предоставление пенсий работодателями по коллективным договорам. Но их не очень много – в коллективных договорах РАО ЕЭС такие есть указания, есть в Газфонд и т.п. Это исключение из правил – тут нет государственных обязательств, это не государственные средства и основным признакам ПСО они не отмечают.

Газфонд – в эту структуру внес денежные средства Газпром. В отношении человека, поступающего на работу в Газпром, Газфонд начинает уплачивать дополнительные пенсионные взносы. Вот какие это отношения? Вряд ли они относятся к ПСО, ведь потом Пенсионный Фонд выплачивать будет.

Кто-то говорит, что не имеет значение источник пенсий. А тогда как мы будем разграничивать ГП отношения и ПСО отношения? Белов вообще говорил – не важно, кто платит – государство, работодатель или еще кто – если человек лечится в учреждении – это гражданское право.

Но Мачульская считает, что не надо расширять сферу ГП безмерно, хотя вопрос не бесспорный.

Ядро – государственные средства, выплачиваемые из соответствующих фондов. А дальше мы можем уже излагать свою обоснованную позицию.

Метод ПСО

Для выделения отраслей необходимо 2 признака – обособленный круг общественных отношений и особые приемы и способы воздействия на этих общественных отношений.

Сорокин говорил, что нет особых методов у всех наших отраслей права – есть лишь сочетание дозволений и запретов.

Поэтому в ПСО используются дозволения, предписания и запреты. Сочетание этих приемов и образует 2 основных метода:

1. Императивный (преобладает предписание и запрет);

2. Диспозитивный (преобладает дозволение).

Поскольку правоотношения эти у нас публичные, то преобладает императивное регулирование. Вместе с тем медицинские и социальные услуги предоставляются на основании договора. У нас тоже есть у всех карточки обязательного медицинского страхования – и вот эта карточка означает, что в отношении нас есть договор обязательного медицинского страхования.

Можно ли сказать, что есть «договорный метод» регулирования. Если есть договор – всегда ли можно считать, что это договорный метод или договор – это просто юридический факт, на основании которого возникают эти отношения.

Мачульская считает, что тут нет договорного метода – договор типовой, стороны не могут изменить ни перечень услуг, ни качество услуг, ни уплачиваемы тарифы – это все регулируется в нормативном порядке. Договор – лишь дополнительный юридический факт, который необходим для возникновения соответствующих правоотношений.

Дозволения. С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в области социального обеспечения. Вот например, норма о том, что право на пенсию имеют мужчины, достигшие с 60 лет,а женщины – 55 лет. Дозволение заключается в том, что ФЛ никто не принуждает обращаться в ПФ на получение пенсий. Не обратится – не будет пенсий. Если пенсии на потерю кормильца – если мать не работала, ребенок все-равно имеет право на эту пенсию (если она умрет).

ФЛ само определяет когда оно обратится за пенсией. При наличии права на несколько видов социального обеспечения, человек самостоятельно выбирает тот вид, который захочет, но, как правило, тот, который больше по размеру.

С развитием государственной социальной помощи (а она будет у нас развиваться, никуда мы от этого не денемся), органы социальной защиты приобрели право на осуществление проверки материального и имущественного положения лица, обратившегося за социальной помощью. При этом они действуют по своему усмотрению – смотрят на сколько лицо нуждается в социальной помощи и определяют размер выплаты с учетом финансовой возможности субъекта.

В данном случае речь идет о регулировании этих отношений с помощью дозволений, т.е. органы социальной защиты имеют широкие возможности даже по определению размера. В 99% случаев выплаты на основе правовых норм производятся, а тут – на основании дискреции органов. Если органы социальной защиты установят, что у лица нет средств, достигающих до величины прожиточного минимума, то эта помощь и будет дополнять этот размер. А сейчас можешь прийти и тебе скажут, что денег у нас нет.

Особенности метода любой отрасли права проявляются в следующем:

1. Правовое положение субъектов;

2. Особенности юридических фактов, порождающих и прекращающих правоотношений;

3. Степени определенности предоставленных прав и автономности действий субъектов;

4. Меры об особенностях ответственности за совершенные правонарушения.

Несмотря на то, что одним из органов может быть государственный орган, может ли быть здесь подчиненность как в административном праве? Нет, оба субъекта действуют в рамках закона. Они несет документы, другой на основании них должен осуществить выплату.

Субъекты в этих отношения обладают равенством прав и обязанностей.

По поводу степени определенности – это определяется законом, а не договором. Вот только у органов социальной защиты есть определенная мера усмотрения.

Меры ответственности должны иметь имущественный характер. К физическим лицам применяются правоограничительные санкции, которые направлены на уменьшение объема его правомочий (объема его прав).

Например, выплачивается пособие болезни по лицу, которое болеет, но продолжает получать з/п. Снижается размер пособия в случае нарушения режима, предписанного врачом, неявки на медицинское освидетельствование в установленные сроки.

Выплата пособия по безработице может приостанавливаться на срок до 3 месяцев в случае неявки безработного на перерегистрацию в установленный срок, отказа от двух вариантов предложенной подходящей работы без уважительных причин. Размер пособия может быть сокращен на 25% при неявке безработного без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение 3 дней после получения направления службой занятости.

Из лишней выплаченной суммы в результате счетной ошибки удерживаются органы, осуществляющими выплатами (это ПФ делает). Может применяться даже штраф (с 2001 г.) к лицами, которые не сообщили или не своевременно сообщили ПФ о наличии обстоятельств влияющих на размер пенсии. Пенсионеры должны сообщать ПФ о занятии трудовой деятельностью. Хотя ПФ может установить это очень просто – если человек официально работает – за него платят страховые взносы.

Трудовая пенсия на случай потери кормильца выплачивается на ребенка до 18 лет, а если учится на очном отделении – до 23 лет. Пошел работать в 20 лет – сообщи об этом.

В зависимости от размера этих выплат – могут даже возбудить уголовное дело. Был бортинжинер. Члены гражданской авиации могут уйти с работы досрочно и получать пенсию. Как делали? Уходили с работы, получали пенсии и «по черному» получали заработную плату и получали денежные средства как за работу, как и пенсии.

В зависимости от налета часов – достаточно большая сумма. И хотели их даже привлекать к уголовной ответственности, но согласились просто все это возместить добровольно.

Работодатели говорят, что тарифные взносы очень высокие. Их снижают, но надо же за оказанные услуги/пенсии выплачивать деньги. Либо за счет бюджета, либо пенсионный возраст нужно повышать, чтобы средства Пенсионного Фонда были сбалансированы.

Что касается ответственности – внебюджетные фонды не несут ответственности за задержку выплаты, за ее неверные исчиления . Большая проблема возникает с работодателями. В чем? В том, что не к кому предъявлять претензии. Если работодатель неверно исчислил выплаты, то меньше денег поступит в Пенсионный фонд. Если это так, то человек идет в ПФ РФ и жалуется. ПФ говорит – я исчислил столько, сколько мне поступило денег. Потом идешь к работодателю и просить его будешь разобраться и тут начинаются проблемы.

Вообще нужно следить за своими пенсионными начислениями – каждый год ПФ РФ должен соответствующие уведомления рассылать. Лучше бы за этим следить, а то потом не разберешься. И, еще раз повторюсь, проблема того, что не предусмотрена ответственность.

Вывод: особенности метода ПСО проявляются:

1. В своеобразии правового положения субъектов, которое характеризуется равенством сторон, но при этом физическое лицо является субъектом, имеющим право (управомоченной стороной), а государственный орган – обязанной стороной;

2. Ограничены возможности установления или изменения содержания этих отношений с помощью договора;

Т.е. преобладающим является законодательное регулирование и при этом используются в основном предписания и запреты.

3. Особый характер ответственности ФЛ, в котором преобладают правоограничительные санкции. Появились штрафы – но он там символический – 1000 р. за непредставление информации.

Система ПСО

Совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся в единстве и взаимодействии.

Из каких частей складывается система?

1. Норма права;

Нормы, которые регулируют предоставление определенных видов социального обеспечения образуют:

2. Институты;

А институты образуют особенную часть ПСО.

Если это нормы общего характера, то они образуют общую часть. Это:

1. Нормы, закрепляющие принципы и задачи правового регулирования;

2. Основные права человека в области ПСО;

3. Виды социальных рисков;

4. Разграничение компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления в области социального обеспечения (по Конституции эти вопросы относятся в совместном ведении – неурегулированное в области федерального регулируется уровнем субъекта и т.п.).

Могут возникнуть курьезные ситуации – субъекты за счет собственных средств могут расширить перечень медицинский услуг (сверх того, что установлено в федеральном законодательстве). Свердловская область умудрилась не расширить (что ясно следовало из закона), а сузить. Прокуратура занялась этим вопросом и все решила. Т.е. субъекты могут только расширить за счет собственных средств.

Особенная часть:

1. Институт пенсий . Они бывают:

1.1.Трудовые и социальные. И те и другие могут быть:

1.1.1. по старости,

1.1.2. по инвалидности и

1.1.3. на случай потери кормильца.

Подотрасли каждые тоже имеют свою определенную «общую часть»

2. Социальное страхование (если его можно так выделить).

Под предметом права социального обеспечения понимается определенная совокупность отношений, которые регулируются данной правовой отраслью. В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:

  • 1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т.д.);
  • 2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т.д.);
  • 3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).

К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие:

  • 1) процедурные отношения - такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы - об установлении инвалидности; лечебными учреждениями - об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа - о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т.д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;
  • 2) процессуальные отношения - такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан. Сам факт включения процессуальных отношений в предметную область права социального обеспечения не однозначно воспринимается в юридической литературе. По мнению многих специалистов в области социального обеспечения процессуальные отношения регулируются нормативно-правовыми актами других областей права. Так, рассмотрение жалоб вышестоящими органами относится к административному виду отношений, а решение подобных вопросов в судебном порядке - к гражданско-процессуальному, без проявления каких-либо специфических признаков.

Многие специалисты предлагают создание специализированных социальных судов для рассмотрения в них споров и жалоб в сфере социального обеспечения. Суды такого вида уже существуют в некоторых странах с развитой социально-экономической системой.

В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений. В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

  • - по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • - предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  • - процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.


ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие отношения по матер.обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юр. фактов
Предмет ПСО – это совокупность общ отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права соц обеспечения входят следующие отношения:
 Отношения по пенсионному обеспечению;
 Отношения по социальному обслуживанию;
 Отношения по выплате пособий;
 Отношения по бесплатному мед обслуживанию и т.д.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Доп социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений соц. обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие соц. обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль ПСО, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть содержит нормы, кот выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация, характеристика. Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. долж. Понятие , предмет , метод , система ПСО .


  • Понятие , предмет , метод , система ПСО .
    Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.


  • Понятие , предмет , метод , система ПСО . ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие от... подробнее ». Принципы ПСО . Понятие , классификация, характеристика.


  • Понятие , предмет и методы правоведения. Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.


  • Жилищное право регулирует более узкий предмет – возникновение, изменение и прекращение жилищных прав, но использует при этом основной метод
    Жилищные отношения – это общее, родовое понятие , опосредующее различные виды отношений, возникающих по поводу жилища...


  • Понятие , предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет


  • АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие , предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.


  • АП взаимосвязано с конституционным правом, 1. Понятие , предмет и метод адм права.
    Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.


  • Источники международного права – это формы, в которых выражены правила поведения субъектов междунаро. Понятие , предмет и система международного частного права.


  • Понятие конституционного права, его предмет и метод , система , конституционно-правовые нормы и институты и правоотношения. Конституционное право (КП) - совокупность правовых норм...

Найдено похожих страниц:10


Право социального обеспечения. Шпаргалка Белоусов Михаил Сергеевич

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

2 НОРМЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ Норма права социального обеспечения – это определенное общеобязательное, санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения,

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА Патентное право – это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Трудовое право – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда.В зависимости от экономического

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.Источники трудового права

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

31. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание. Система права – это система взаимосвязанных правовых норм институтов и отраслей права.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Вопросы социального обеспечения Выплата пенсий и пособий гражданам СССР, находящимся за границей по служебным или частным делам, производится в соответствии с советским законодательством, положениями заключенных между СССР и страной пребывания соглашений или

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Право социального обеспечения ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению и обслуживанию как отдельных граждан РФ (в старости, в случае болезни, частичной, или полной потери трудоспособности, потери

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх