Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие.

Как развить самостоятельность у детей 5-7 лет?

Афанасьева Елена Валентиновна

воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с 19

города Ишима

Начиная с трехлетнего возраста уже смело можно приучать ребенка к самостоятельности. Именно в этом возрасте он готов к тому, чтобы в каких-то вопросах принимать решения и действовать независимо не от кого.

Подготовка ребенка к самостоятельности

Прежде чем приучать ребенка к самостоятельности необходимо показать ему что это такое. Воспитание самостоятельности у детей начинается с того момента, когда родители начинают доверять малышу сделать что-то самим, без помощи взрослых. Ярким примером таких действий является момент, когда ребенок пытается сам одеть себе обувь или одежду. Разумеется, что для него, да и для взрослых проще и быстрее сделать это самим, но все же нужно больше доверять это дело именно малышу. То же самое касается и того момента, когда малыш кушает сам, без помощи взрослых.

Именно этот момент является очень важным в вопросе как развить у ребенка самостоятельность, поэтому стоит научить ребенка одеваться и кушать самому, чтобы в последствие он смог развивать свою самостоятельность в большей степени.

Советы по развитию самостоятельности у ребенка

Самостоятельность детей 4-5 лет начинается именно с того, что они начинают повторять все действия за взрослыми и пытаются подражать им. Поэтому задача родителей показывать ребенку достойный пример поведения. А когда ребенок сделал что-то сам, например, убрал за собой на столе, то его обязательно нужно похвалить.

Именно хвала родителей будет придавать ребенку желание и стремление в дальнейшем поступать также и способствовать воспитанию самостоятельности у детей.

Очень большую ошибку совершают те родители, которые начинают ругать своих детей за то, что они стараются быть самостоятельными. Ничего страшного у ребенка в его желании сделать что-нибудь самостоятельно, что-то не получиться. Опыт и умение приходит со временем, и поэтому при решении задачи как развить самостоятельность у ребенка нужно это учитывать.

Нужно объяснять и показывать ребенку, как делать то или иное действие правильно. Если его только ругать, то вскоре то желание, которое было у ребенка сойдет на «нет» и вряд ли потом снова появиться.

Однако в стремлении помочь ребенку развить самостоятельность не стоит переусердствовать. Чересчур сильная опека может очень сильно навредить развитию самостоятельности детей 4-5 лет. Если слишком сильно вмешиваться, то у ребенка не будет формироваться и развиваться самостоятельность. Ребенка нужно учить и подсказывать, что нужно сделать в той или иной ситуации, а не быть назойливыми.

Задача родителей сделать все для того, чтобы их ребенок старался быть самостоятельным. Поэтому они должны помогать и подсказывать ему, как и что нужно делать, а не выполнять целиком и полностью все за ребенка.

Анна Курникова
Развитие самостоятельности детей 3–4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника . Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Ребенок постепенно начинает отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по-своему. В этом возрасте, дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит подавлять волю ребенка- это приведет к апатии, равнодушию. С пониманием, терпением стоит относиться к негативным проявлениям у своего ребенка. Следует беречь чувства малыша. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения.

Все родители хотят видеть своих детей успешными в будущем . Заложить основы успешности можно в раннем возрасте, при помощи родителей и педагогов. Мы можем развивать самостоятельность детей , которая в будущем перерастет в успешность. Самостоятельность - это одна из важнейших черт характера. Когда ребенок начинает говорить «я сам» , он начинает воспринимать себя как отдельную личность. Начинают формироваться такие черты характера : как гуманность, желание помочь, желание учиться новому. Поэтому задача взрослого- поддержать стремление к самостоятельности , не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подавлять веру ребенка в собственные силы.

Несколько советов для родителей :

Когда ребенок впервые начинают самостоятельно выполнять не сложные действия, не останавливайте его, позвольте быть самостоятельным , если же вы заметили, что он не справляется, при необходимости покажите, как сделать правильно.

Обязательно хвалите малыша, помните, что ему трудно выполнить задание в первый раз. Не требуйте от него идеального выполнения задачи, помните, что выполняя задание которое вы ему поручили, он может переключиться на другую деятельность в силу психологических особенностей этого возраста. При этом вы должны еще раз повторить ребенку заданную ему задачу.

Не стоит нервничать и требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. Крик и запреты могут нанести большой вред развитию самостоятельности .

Обращайте внимание, как ребенок справляется с трудностями.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, следите за своими действиями, так как ребенок в этом возрасте является вашим отражением.

Лучшим средством для развития самостоятельности является игра .

Поэтому больше играйте со своим ребенком. Делитесь с ним своим жизненным опытом, интересуйтесь успехами детей , спрашивайте его, что интересного он узнал в детском саду. И если ребенок Вам сказал, что они играли. Это не значит, что с детьми не занимались. В дошкольном возрасте игра- основной вид деятельности, именно в игре ребенок получает необходимые знания и умения, которые пригодятся ему в жизни.

Помните, от того как вы будете помогать ребенку становиться самостоятельным или правильнее будет сказать : не будете мешать ему в этом , сформируется умение ставить и добиваться целей, быть целеустремленным. Что в итоге даст благоприятную почву для формирования познавательного интереса к умственной деятельности ребенка.

Публикации по теме:

«Я сам!» Развитие самостоятельности у детей «Я сам!» (развитие самостоятельности у детей) Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на.

Развитие самостоятельности детей в процессе экспериментирования Консультация для педагогов Экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Цель: удовлетворить.

Развитие самостоятельности детей второй группы раннего возраста Среди наиболее актуальных проблем, возникающих у родителей маленьких детей, особое место занимает проблема, связанная с развитием самостоятельности.

Педсовет «Развитие у воспитанников инициативности, самостоятельности, ответственности». Педсовет № 3 (28.03.2016) Тема: «Развитие у воспитанников инициативности, самостоятельности, ответственности». Цель: совершенствовать педагогическое.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш.

Развитие детской самостоятельности в физическом развитии детей посредством организации деятельности с использованием лэпбука Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Забота о физическом здоровье.

Ранний возраст ребенка - это очень ответственное время, ведь именно в этот период начинает формироваться его характер, способности и умения. И именно от родителей зависит, какое будущее впоследствии ждет их малыша: станет ли он успешным, уверенным в себе человеком, умеющим добиваться поставленных целей, или всю жизнь просидит на «вторых ролях», пасуя перед любыми жизненными трудностями.

О том, насколько важную роль играет в этом умение взрослых поддержать детскую инициативу и предоставить свободу действий, рассказывает психолог и детская писательница .

Почему умение быть самостоятельным в детстве - важно?

По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать - теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями. Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.

В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность , и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.

Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрос-лого человека.

В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.

Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков - например, он умеет , бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим). На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде - вырабатывается и закрепляется предприимчивость.

Самостоятельность в выборе одежды. Фото - фотобанк Лори

А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится . И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость , которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.

Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., - у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.

Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.

Что делать:

Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.

Синдром «выученной беспомощности»

У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности» . Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно - ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами - ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!

Чем опасно:

Негативные последствия подобного воспитания огромны - у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что ч еловек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.

Не подрезайте крылья

Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу ! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей - осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!

Как правильно:

Стоит придерживаться золотой середины - объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом - отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.

Естественное желание каждого родителя - видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.

Родители начинают задумываться о воспитании самостоятельности в ребенке только после поступления в первый класс. На самом деле основы характера и личности малыша закладываются еще в дошкольном возрасте, и начинать формировать независимость своего чада нужно в первые годы жизни. О развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, а именно как воспитать не только самостоятельного, но главное счастливого и уверенного в себе ребенка, мы расскажем в этом обзоре.

Ключевые составляющие детской самостоятельности

Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой проявляются три ее ключевых составляющих:

  • инициативность
  • целеустремленность
  • самоконтроль

Именно в такой последовательности должна формироваться привычка к самостоятельности, любые «пробелы» на этапе ее развития могут привести к проблемам в будущем, когда наступит время поступать в школу.

Малыши начинают проявлять инициативу уже в 1,5-2 года, когда в попытке подражать маме берутся стирать белье или подметать пол. Сначала они не понимают, с какой целью взрослые проделывают все эти операции, и их инициатива не несет никакого положительного результата. Только когда ребенок начинает мыть пол, чтобы помочь маме навести порядок в доме, его инициативу можно считать конструктивной, направленной на развитие независимости.

Поощряйте кроху и объясняйте ему, для чего вы выполняете те или иные действия.

Малыш охотно берется за любое новое дело, но первая же неудача отбивает у него желание продолжать. Поэтому родители должны помочь развитию целеустремленности - умения сосредоточиться на выполнении задачи до достижения необходимого результата. В попытке качественно справиться с поставленными заданиями ребенок может переусердствовать, но злиться и наказывать его не стоит.

Похвалите его за настойчивость и целеустремленность и мягко поясните ошибку, чтобы в следующий раз результат удовлетворил и вас, и кроху.

Если вы все делали правильно, то к 3-3,5 годам ребенок научится понимать, когда поступил правильно, а когда - ошибся. Самоконтроль поможет ему корректно оценивать свои действия без необходимости наказания со стороны родителей. Именно это умение является завершающим на первом этапе развития самостоятельности вашего дошкольника. Со временем ему придется вновь пройти все эти шаги, чтобы освоить нормы поведения в садике и школе, но при вашей поддержке уже к 20 годам ваш отпрыск станет по-настоящему независимым человеком.

Этапы развития самостоятельности дошколят

Первые признаки самостоятельности проявляются у детей уже в 1,5-2 года, а к трехлетнему возрасту большинство малышей доводят родителей до отчаяния в попытке все делать своими руками. Кризис трехлетнего возраста плавно переходит в дошкольный период, к концу которого, в 6-7 лет, независимость становится одной из ключевых черт характера ребенка.

С двух лет кроха может самостоятельно орудовать ложкой, постепенно переходит на использование вилки, подражая взрослым. Чуть позже малыш осваивает навыки выбора одежды и тренируется стягивать с себя футболки и штанишки.

В 2-3 года его нужно начинать приучать и к чистоте, чтобы ребенок самостоятельно убирал свои игрушки на места, содержал свою комнату в порядке. К четырем годам большинство деток осваивают умение одеваться без помощи взрослых, а к шестилетнему возрасту они учатся завязывать шнурки.

При всем желании мамы проводить со своим чадом как можно больше времени, с первых лет жизни нужно учить ребенка находить себе занятия самостоятельно. Малыш должен сам придумывать себе развлечения, будь то чтение, игры или рисование. Ребенок, который может найти себе занятие без подсказки взрослых, никогда не скучает и не капризничает без повода.

Алгоритм выработки у малыша полезных навыков и воспитания самостоятельности достаточно прост. Вначале ребенок наблюдает за тем, как родители выполняют какое-то дело. Затем работа выполняется совместными усилиями родителей и малыша. На третьем этапе новое дело ребенок делает сам, но под неусыпным контролем взрослых. Завершающая стадия позволяет малышу самостоятельно выполнять задачи без помощи со стороны родителей.

Для освоения и закрепления навыков обязательно выполнение трех условий.

  1. ребенок должен проявить инициативу и захотеть выполнить работу самостоятельно.
  2. на пути к успеху нужно предусмотреть небольшое препятствие, которое кроха сможет преодолеть.
  3. успешное выполнение задания нужно поощрить приятным вознаграждением.
  • Составьте приблизительный план освоения новых навыков с указанием возраста. Это поможет крохе лучше понимать поставленные цели и научит его выделять время на отработку новых умений, чтобы к указанному сроку он мог смело демонстрировать свои достижения.

В такой перечень можно со временем добавлять мелкие хлопоты по дому, чтобы ребенок постепенно привыкал помогать маме и не противился своим обязанностям, став постарше.

  • Предлагайте выбор. Естественно, нельзя предоставлять чаду полную свободу действий, лучше использовать «выбор в рамке». В этом случае ребенку предоставляется две альтернативы.

Например, предложите на завтрак яблоко или грушу, а в качестве пункта назначения прогулки - детскую площадку или парк. Возможность делать собственный выбор придаст малышу уверенность в себе, приучит обдумывать свои решения.

  • В случае ошибок важно не наказывать и не ругать ребенка, а позволить ему понять последствия своих поступков.

Долгие сборы могут привести к тому, что на прогулку идти будет поздно, а забытую на улице игрушку уже невозможно будет найти на следующий день. На таких примерах малыш поймет, что все зависит только от его поступков. Критика, наоборот, может окончательно отбить естественное детское желание пробовать делать что-либо своими силами.

  • Чтобы ненавязчиво привить малышу мысли о самостоятельности, читайте ему стихи, такие как «Неумейка» (Я. Аким), «Веревочка» (А. Барто), «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). Отличным фильмом для семейного просмотра станет сказка «Про красную шапочку», в особенности песня про необитаемый остров.

Среда для воспитания самостоятельного ребенка

Воспитание самостоятельности начинается с обустройства соответствующей среды в доме.

  • Обеспечьте малышу удобную низкую кроватку, которая позволит ему ложиться и вставать по организованному вами режиму.
  • Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка, чтобы он мог без присмотра взрослых заниматься рисованием, лепкой и другими видами творчества.
  • Расположите стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами в пределах досягаемости малыша.
  • Безопасное зеркало также должно присутствовать в детской на правильной высоте, рядом с ним поместите расческу и другие предметы, необходимые для наведения красоты.
  • Подготовьте гардероб ребенка к его независимости, полки и штанги для одежды должны быть на доступной высоте.
  • Чтобы облегчить выбор, уберите из шкафа предметы, которые не соответствуют сезону, тогда малыш не попытается одеть футболку зимой, а свитер - летом.
  • Предусмотрите корзину и для грязного белья, чтобы ребенок сам складывал в нее вещи по мере загрязнения.

Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную комнату.

  • Обустройте скамеечку, стоя на которой ребенок сможет доставать до крана, мыла, зубной щетки и пасты.
  • Горшок и детское сидение для унитаза должны быть легко доступны.
  • На кухне выделите место для хранения детской посуды, которой кроха будет самостоятельно сервировать стол.
  • Используйте стеклянную или керамическую посуду, чтобы приучить ребенка к бережному обращению с хрупкими предметами.
  • Готовьте еду, с которой малыш справится без вашей помощи, и привлекайте его к приготовлению любимых блюд.

Ошибки родителей: инфантильность и синдром беспомощности

Две самых грубых ошибки родителей при воспитании самостоятельной личности - это чрезмерная опека и полное отсутствие поддержки.

В первом случае малыш растет инфантильным, а во втором - развивается синдром беспомощности. В результате, ребенок не может вырасти независимой и самодостаточной личностью.

Если бабушки и дедушки круглосуточно опекают вашего кроху, не позволяют ему самостоятельно выполнять даже самые простые, давно знакомые действия, он постепенно теряет инициативность. Жажда независимости ищет другие способы проявления, из-за чего малыш часто капризничает, мается, не может занять себя самостоятельно. При попустительстве со стороны взрослых такой ребенок и в школе не сможет на равных общаться со сверстниками, а уроки за него придется делать маме.

Другая сторона медали - это полное отсутствие поддержки со стороны родителей, когда ребенок пытается осваивать новые навыки. В такой ситуации постепенно теряется умение увлекаться, исчезает любопытство. Подобные дети могут долгое время заниматься одним и тем же делом, не проявляя к нему ни малейшего интереса.

Об этих двух ошибках рассказывает на вебинаре "Точка кипения. Конфликты в семье", " "

Вырастить ребенка самостоятельным - непростая задача, которая потребует от вас терпения, заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы каждый день радоваться его новым достижениям.

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, в дальнейшем на работе. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.

1. Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

2. В познавательной сфере

При помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении у детей 2 младшей группы занятия длятся до 15 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его желания).

Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.

3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей.

В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

Слушать взрослого;

Выполнять простые просьбы, поручения;

Умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.

Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы. Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик. Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:

От личной заинтересованности;

От умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы.
Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками.

При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается :

Быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются, могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок, возможно, стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью);

Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки. Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Всё в ваших руках уважаемые родители!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх