Ребенок до года постоянно капризничает. Неявные причины капризов

Мария Соболева

Почему ваш ребенок часто капризничает

Ваш ребенок капризничает? Плач, топанье ногами, а то и сцены посреди улицы - ситуации, знакомые многим родителям. Порой никаких нервов не хватает выдержать поведение юного диктатора. Отчего дети вредничают? Есть ли универсальные рецепты правильной реакции взрослых на детские капризы, каковы их типичные ошибки - справиться помогут советы детских психологов.

Капризы самых маленьких

Даже вполне спокойный, покладистый ребенок иногда проявляет характер, недовольство, выражаемое криком, слезами и непослушанием. А что вы хотели? Он же не заводная игрушка, а личность - пусть еще совсем кроха, но уже имеющая свои желания и потребности. С первыми капризами своего чада родители обычно сталкиваются к концу первого года жизни. И зачастую просто теряются, не в силах понять, что же происходит.

Первая причина капризов - растущие потребности малыша

Наступил первый кризис в жизни крохи. Потребности ребенка возросли, он научился ходить, и границы интересного, но еще не познанного мира расширились. Всё нужно изучить, потрогать, погладить, погрызть, бросить, достать.

В ответ же зачастую сплошные запреты и преграды - туда не пускают, это не дают, то отнимают. Действия мамы с папой, конечно, объясняются заботой о безопасности малыша. Но ребенок хочет познавать новое, а не сидеть в манеже или кресле. Протест выражается криком! А мы-то думаем - кроха капризничает.

Действия родителей: спрятать все опасные или нежелательные для ребенка предметы, оставив в зоне доступа то, чем можно поиграть без вреда. Игрушки надоедают, а погреметь кастрюльками и ложками на кухне так интересно! И пусть погремит. (Никто не предлагает использовать в этих целях цептеровские наборы, но старую посуду выделить можно.)

Не мешайте юному исследователю, дайте возможность проявить самостоятельность. Пусть во время завтрака каша будет размазана по столу и по полу. Но ведь так кроха учится орудовать ложкой.

А пока мама готовит обед, ребенку можно дать миски с крупой: пускай пересыпает, роется, достает спрятанные внутри предметы - отлично развивает мелкую моторику.

Причина вторая - ребенок еще не может выразить словами свои потребности

Это только Эллочка-людоедка довольствовалась скромным словарным запасом и ей вполне хватало 30 слов. Нормальному ребенку хочется высказать свои пожелания, намерения что-то сделать, получить, но у него пока не очень получается. А взрослые не понимают, вот он и капризничает. Так поведение отпрыска воспринимают родители, на самом деле это доступный малышу на данном этапе способ выражения своих потребностей.

Совет родителям : проявите терпение, постарайтесь понять, чего хочет малыш.

Вам потребуется наблюдательность - кроха вдруг отказывается от горшка, а ведь уже был приучен. Возможно, однажды предмет туалета оказался холодным, малыш испытал дискомфорт, а во время купания не понравилась температура воды, он протестует против ванны, капризничает. Таких моментов может быть много, взрослым придется догадываться о каких-то своих упущениях.

Растущий ребенок - новые капризы

Ребенок растет, развивается, со временем возникают новые причины капризов.

Добиться своего

Совсем крохе мало что запрещалось, а двухлетке уже пытаются навязать какие-то запреты и правила поведения. Реакция протеста налицо, слово «нет» вызывает капризы. Ребенок привык получать желаемое, почему вдруг ему запрещают какие-то действия?

Рекомендации родителям: старайтесь вести себя спокойно, не раздражайтесь, не срывайтесь на крик и ни в коем случае не шлепайте малыша. Переждите, пока «проорется», в этот момент пытаться что-то объяснить бесполезно.

Зрители и сочувствующие только добавляют эмоций: не реагируйте на крики, слезы и топанье ногами. Ребенок со временем поймет - капризы на маму с папой не очень-то и действуют.

Демонстрация самостоятельности

Вполне естественно, что растущий ребенок проявляет свои желания и предпочтения. За него всё время решают: на завтрак полезна молочная овсянка, на обед Ваня будет кушать борщ, на прогулку наденем вот этот полосатый теплый свитерок, вельветовые брючки, а гулять пойдем в ближайший парк. А у Ванечки уже есть свои желания, вот он и капризничает.

Советы родителям: давайте ребенку возможность выбора, уважайте проявления его личного мнения.

Реакция на семейную обстановку

Дети остро чувствуют микроклимат семьи, настроение родителей. Вы сами излишне эмоциональны, темпераментны или привыкли решать проблемы с помощью повышения тона, споров и скандалов с близкими ? Не удивляйтесь капризности вашего чада.

Как быть: контролировать свои чувства и поступки, подавать положительный пример, создавать в семье доброжелательную, спокойную атмосферу.

Испытание пределов дозволенного

Ребенок, которому любопытно практически всё, может заинтересоваться и таким вопросом: если я буду плакать, кричать, не слушаться, мама в конце концов разрешит пойти погулять? А папа купит новый пистолет? Он как бы испытывает силу своего влияния на вас - можно ли заставить родителей плясать под свою дудку.

Реакция родителей: отнеситесь к исследовательской деятельности с легкой долей иронии - какой у нас Миша настойчивый. Но не потакайте капризу. Уступите — знайте: юный тиран будет всегда добиваться своего.

Почему капризничает ребенок 4-5 лет

Дети этого возраста уже больше видят, понимают, оценивают, эмоции становятся глубже

Перестройка психики

Конфликты возникают не только с близкими - ребенок капризничает в ответ на запреты, проявляет агрессивность , выражает протесты, но, еще не понимая своих чувств, он неосознанно конфликтует сам с собой. Портится настроение, появляются негативные ощущения.

Действия родителей: проявлять выдержку и терпение, пытаться выяснить причину капризов наблюдением и спокойным разговором, увлекать ребенка каким-то делом, переключать внимание на интересное ему занятие.

Малышу достается больше внимания, а взрослеющий ребенок начинает ощущать его дефицит. Ему хочется больше общаться с близкими, быть, как и раньше, центром мироздания.

Что делать: дать понять ребенку - вы его очень любите, просто он уже такой взрослый, может сам занять себя, у него появились друзья, маме и папе больше не нужно держать его за ручку, как маленького. Почаще просить помочь сделать что-то доступное по хозяйству, похвалить за помощь.

Последствия чрезмерного потакания капризам

Родители часто считают - малышу всё можно, подрастет, сам поймет требования и запреты взрослых. А когда привыкший не знать отказа ребенок вдруг сталкивается с какими-то «нет» и «нельзя», начинаются проблемы.

Советы родителям: время, конечно, упущено. Но не безнадежно. С подросшим малышом нужно говорить на равных: доходчиво объяснять, почему раньше разбрасывать игрушки (громко бить в барабан, когда вздумается, залезать к папе на руки, когда он работает за компьютером, и т. д.) разрешалось, а теперь вдруг не позволено.

5-летний Кирилл устраивал сцены всякий раз, когда мама отвлекалась на разговоры по телефону, общалась на прогулке с другими мамашами. Стоило больших усилий объяснить - ты уже не малыш, должен понимать, что у взрослых бывают свои дела, ты в это время можешь покачаться на качелях, поиграть с друзьями.

Ребенок капризничает в любом возрасте, есть универсальные рекомендации родителям, помогающие бороться с нежелательным поведением детей.

  • Последовательность. Нельзя сегодня разрешать брать папины инструменты (пока его нет дома, иначе будет ругаться), а завтра запрещать. Ребенку такое непостоянство непонятно. Последовательный запрет каких-то действий поможет малышу осознать - так поступать не нужно.

  • Объяснение причин отказа. Разговаривайте с детьми - спокойно и доступно для возраста расскажите: мама запрещает Вове бегать по луже босиком, можно простудиться и заболеть, придется лежать в постели, пить лекарства. Лучше сходим домой за резиновыми сапожками, и тогда можно походить по воде.
  • Единство требований в семье. Папа строгий, он не разрешает прыгать по кровати, а мама позволяет. Родители не купят еще одно мороженое, сколько ни плачь, а бабушка - запросто, стоит только топнуть ножкой. Такой разброд и шатание в семействе провоцирует манипуляции ребенка. Он быстро поймет, на кого капризы действуют и от кого можно добиться желаемого.
  • Приучение к дисциплине: не удивляйтесь, когда вас ребенок не особо слушается, капризничает, а оставаясь с няней или находясь в детском саду, ведет себя вполне адекватно. Вы же его балуете, режим дня частенько нарушаете, многое позволяете. Вот и результат.

4-летняя Саша, привыкшая к установленному няней порядку (не сразу, конечно: потребовалось время и определенные усилия), спокойно ложилась спать в обеденное время, вовремя кушала, охотно занималась. А на выходных отказывалась от привычного режима дня. Ведь родители потакали ее капризам, девочка прекрасно понимала, кем можно командовать, а кого лучше слушаться. Кстати, без принуждения, а по привычке к определенной дисциплине.

  • Умение переключать внимание: важно научиться отвлекать ребенка от плача и топанья ножками - методом проб, включением фантазии. Кто-то среагирует на эмоциональное мамино - ой, Инночка, а кто это там прячется, пойдем посмотрим; Дима, неси скорее бутылочку, будем слезки собирать; кого-то из детей отвлекут новая яркая книжка или игрушка, предложение поиграть в любимую малышом игру, вместе с мамой испечь пирог (ребенок, конечно, будет главным помощником).


  • Отсутствие диктата. Исключаются всяческие категоричные «Я сказала — нет!», «Не лезь туда!», «Быстро прекрати реветь!», «Подойди ко мне немедленно!». Необоснованная жесткость провоцирует в ребенке нервозность, закомплексованность, формирует страхи . И, что удивительно, капризов от такого поведения родителей становится только больше. Ребенка нужно не только любить, но и уважать его свободу, прислушиваться к его мнению.
  • Демонстрация любви. Не бойтесь показать - вы любите своего ребенка. Для него очень важно это ощущать - ваши слова и жесты (объятия, поцелуи) дают малышу чувство уверенности и защищенности. Не путайте настоящие, искренние проявления любви с «залюбливанием», когда непомерное восхищение ребенком и сюсюканье: «наша Мусенька самая-самая красивенькая и любименькая» и выполнение всех его желаний только вредят воспитанию.

Детские капризы, конечно, — еще то испытание родительского терпения и мудрости. Трудно соблюсти баланс между любовью, нежностью, сверхопекой и разумной требовательностью.

Сложно не поддаться на манипуляции маленького тирана, но мы же не собираемся растить капризное, избалованное создание. Найдите свой метод правильного воспитания, не забывая о проверенных опытом советах семейных психологов.

7 способов отвлечь ребенка от каприза игрой:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Содержание:

Очень многим родителям приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией, когда ребенок капризничает буквально на ровном месте: дома, на детской площадке или в магазине. Если это происходит нечасто, то повода для серьезного беспокойства обычно нет, однако, когда истерики приобретают постоянный характер, мамы и папы вынуждены искать ответы на вопросы, почему ребенок капризничает и как с этим справиться. Как утверждают детские психологи, многое зависит от возраста малыша, и капризы ребенка в 1 год существенно отличаются от капризов ребенка в 2 года, а, следовательно, и бороться с ними нужно по-разному.

Капризы ребенка от 0 до 1 года

Совсем маленькие детки обычно своими капризами показывают внутреннее состояние дискомфорта. Плачем и они как бы дают родителям сигнал, что с ними не все в порядке, ведь пока еще они не умеют говорить, и капризы ребенка – это единственный способ показать, что они испытывают дискомфорт. Детские капризы в возрасте до года – чаще всего это знак того, что:
  • ребенок голоден;
  • ребенку холодно, жарко или просто некомфортно (колючее одеяло, слишком узкий комбинезон и т.д.);
  • у малыша что-то болит;
  • он устал, но по какой-то причине не может уснуть.
Капризный ребенок в 1 год – это повод для родителей уделять более пристальное внимание физическому состоянию малыша. Если кроха капризничает постоянно – лучше всего записаться на прием к педиатру, который поможет выяснить причину постоянных капризов. А вот капризы ребенка в 1,5 года уже могут говорить о совершенно другой проблеме.

Капризы ребенка от 1,5 до 2,5 лет

Детские капризы напрямую зависят от возраста ребенка. Если в первый год жизни плачем и истериками малыш сигнализировал о проблемах со своим физическим состоянием, то в 1,5 года ситуация резко меняется. Дело в том, что в возрасте 1 года (плюс минус пару месяцев) малыши переживают свой самый первый возрастной кризис, одним из проявлений которого как раз и являются изменения в поведении.

Дети во время своего первого кризиса начинают испытывать повышенную познавательную потребность, которая и стимулирует их к нарушению различных правил. Если мама сказала не ходить куда-то – малышу обязательно необходимо любым способом туда попасть, и ответом на очередной родительский запрет является то, что ребенок капризничает.

С капризами ребенка в 1,5 года, которые являются непосредственными спутниками его растущей физической самостоятельности, справиться достаточно просто – нужно всего лишь убрать некоторые запреты. Когда малыш постоянно слышит сплошное «нельзя», он ощущает, что его познавательная потребность не удовлетворяется, и от этого раздражается.

Также иногда причина капризов ребенка – непонимание того, почему что-то находится для него под запретом. Многие взрослые не могут внятно объяснить своему малышу, почему нельзя совершать какое-либо действие, и постоянно твердят лишь скупое «нет», и естественно, что в ответ кроха лишь раздражается и плачет. Если же поговорить с малышом и на уровне его логики объяснить ему, почему это делать нельзя, можно избежать.

Капризы ребенка в 2 года – чаще всего это попытка любой ценой получить то, что ему требуется. Ему хочется новую игрушку, но мама с папой ее не покупают; малыш хочет гулять, а родители говорят, что пора идти домой; кроха не хочет спать, а его укладывают. Результат – истерика и слезы. Часто родители двухлеток обращаются к психологам с вопросом «Ребенок капризничает, что делать?», не понимая, что на самом деле ответ кроется в их собственных методах . Чаще всего причина, по которой капризный ребенок в 2 года пытается добиться своего, кроется в том, что когда-то мама с папой неправильно отреагировали на поведение своего крохи и неосознанно начали потакать его капризам. Отсюда у малыша и появилась уверенность, что всего можно добиться слезами. На самом деле единственное, что действительно можно сделать в таком случае – успокоиться и попробовать игнорировать капризы ребенка. Очень часто малыш, видя, что слезы и крики результата не приносят, забывает об этой методике и начинает выдумывать новые способы добиться желаемого.

Капризы ребенка 3-5 лет

Если капризного ребенка в 2 года еще нельзя назвать умелым манипулятором, то при отсутствии правильной реакции со стороны родителей он вполне может в такового превратиться к 3-4 годам. Когда родители постоянно потакают желаниям малыша, и исполняют все его требования, лишь бы прекратить крики и плач, очень скоро ребенок понимает, что мамой с папой можно манипулировать. И очень скоро он превращается в настоящего маленького тирана. Главная проблема этой ситуации в том, что справиться с капризным ребенком с возрастом становится все сложнее, и порой родителям приходится прибегать к помощи профессионального психолога.

Однако чаще всего причина капризов ребенка в три года – это возрастной , при котором малыш начинает ощущать себя самостоятельной личностью. В это время детки впервые ощущают свои собственные потребности и желания, и не сразу могут привыкнуть к этим переменам, отсюда берутся и их постоянные капризы. Они как бы противопоставляют себя родителям, стремятся что-то сделать им назло, поэтому родителям психологи советуют этот момент просто перетерпеть. Возрастной кризис обычно проходит сам собой в течении двух-трех месяцев.

Капризы ребенка в 4 года и старше чаще всего связаны с протестом против чрезмерной родительской опеки. Малыши в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно, без помощи мамы с папой, поэтому родительское вмешательство и стремление контролировать каждое действие ребенка, вызывает у них бурный протест, который выражается в слезах и истериках. Родителям, чтобы справиться с капризным ребенком, нужно позволить ему хотя бы в чем-то проявлять самостоятельность.

Еще одна причина, по которой могут капризничать дети любого возраста – это нехватка родительского внимания. Такое часто случается, когда мама с папой много работают, и часто оставляют малыша на попечение бабушек и дедушек, или, когда в семье появляется второй ребенок. Выход из этой ситуации – не забывать о малыше и проводить с ним как можно больше времени. Если ребенок капризничает, что делать в каждом конкретном случае, необходимо решать, учитывая возраст малыша и внутрисемейную обстановку.

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Конечно, все дети время от времени капризничают – кто-то чаще, кто-то реже. Но иногда родители замечают, что ребенок стал чересчур капризным и плаксивым, причем без какой бы то ни было ярко выраженной на то причины. Повышенная капризность у ребенка доставляет немало хлопот и отнимает множество сил у взрослых. Почему же ребенок стал плаксивым и как правильно воспитывать капризного ребенка, чтобы к нему не приклеилось клеймо «плаксы»?

Причины, почему ребенок стал очень капризным и плаксивым

Плаксивость детей для родителей является одним из наиболее сильных раздражителей. При этом слезы и крики малыша могут вызывать у взрослых самые разные эмоции от желания помочь до отчаяния и ярости.

Стоит сразу оговориться, что детская возбудимость в несколько раз сильнее по сравнению со взрослой. Это вполне нормальное явление, так как психика малыша еще не успела окончательно сформироваться. Повод, который является пустяковым для взрослого человека, может превратиться для ребенка в самую настоящую трагедию. Малыш слезами реагирует на все те моменты, которые связаны в его сознании с негативом. Плач для него представляет собой выражение эмоций, которые он пока что не умеет сдерживать. Однако родители могут быть уверены в том, что ребенок способен очень быстро переключаться с плохого на хорошее и забывать, что он буквально минуту назад из-за чего-то расстраивался.

Родителям нужно как можно спокойнее относиться к слезам своего отпрыска. Чем младше ребенок, тем чаще он будет выражать свои проблемы именно при помощи слез. Если же ребенок очень капризный и плаксивый, слезы выступают на глазах слишком часто, то здесь может быть сразу несколько причин.

Прежде всего, причины плаксивости детей связаны с темпераментом или индивидуальными особенностями личности. Дело в том, что от природы каждый человек обладает слабой или сильной нервной системой. Если у человека слабые нервы, то он даже во взрослом возрасте будет отличаться от других повышенной чувствительностью, склонностью к меланхолическим проявлениям и т. д. У малышей это бывает выражено более ярко - с первых дней они имеют повышенную возбудимость, плохо спят и очень часто плачут.

Но иногда происходит так, что ребенок стал капризным внезапно – почему так происходит? Это может быть связано с каким-либо стрессом, например с конфликтами в детском саду или школе, с разводом родителей или ссорами в семье. Все это способно в значительной мере ослабить детскую психику и сделать малыша более возбудимым. Довольно часто ребенок становится капризным по причине кризисов, связанных с особенностями возрастного развития личности - например, в годовалом, трехлетием и семилетием возрасте. На такие слезы можно не обращать внимания, с течением времени эта плаксивость исчезнет сама собой.

Ещё одна причина, почему ребенок очень капризный, – внутренние напряжения, которые становятся поведенческой формой ребенка, оказавшейся довольно эффективной для того, чтобы он мог в любой момент привлечь к себе внимание. Родителям нужно проследить за малышом и выяснить, в каких ситуациях он начинает расстраиваться и хныкать. Если слезы появляются, когда родители что-то запрещают своему чаду или же ограничивают его в чем-либо, при этом плач зачастую перерастает в истерику, то следует задуматься о том, почему такое поведение стало для него нормой.

Однако следует помнить, что причины того, почему ребенок стал плаксивым, могут быть вполне серьезными. Например, если у ребенка началась депрессия или же он пережил насилие. Если родители заметили, что ребенок резко стал плаксивым, капризным и напряженным, у него пропал интерес к жизни и к тому, что раньше его очень увлекало, или что у него начинают возникать ночные кошмары, нервные тики или прочие серьезные симптомы, то в этом случае родителям необходимо пойти вместе с ребенком к психологу. Специалист поможет выявить причину, почему дети становятся капризными и дадут рекомендации по лечению.

Помните, детские капризы - это уже более серьезное явление по сравнению с плаксивостью и даже истериками. По сути, это поведение представляет собой самое настоящее проявление диктатуры слабого. Малыш при помощи криков, слез и т. п. может управлять своими родителями и добиваться от них желаемого. Взрослые, видя такое поведение своего ребенка, готовы сделать что угодно, лишь бы он перестал капризничать.

Как справиться с капризным ребенком и отучить его от плаксивости

Родители могут заметить, что ребенок очень остро реагирует на печальные эпизоды в кино и мультфильмах, на крики и шумы, плачет, если ему рассказывают страшную сказку. Взрослые часто не совсем правильно воспринимают слезы ребенка со слабыми нервами: начинают высмеивать, призывают его прекратить реветь и пр.

Так поступать не следует, ведь в ребенке будет дополнительно развиваться неуверенность в себе, а слезливость не исчезнет. С течением времени психика станет крепче, повышенная плаксивость у ребенка снизится, он сможет контролировать себя, слез будет все меньше. Родителям в этом случае полезно сознательно акцентировать его внимание на позитивных сторонах жизни, стараясь переключить его с негатива на что-нибудь положительное.

Родители зачастую опасаются капризности у детей, поэтому начинают с самого начала подавлять ребенка и не дают развиваться его самостоятельности. Стоит сказать, что развитие психики у малыша не может проходить без возникновения разного рода конфликтных ситуаций. Зачастую подобные капризы возникают в случае, когда ребенку что-либо запрещают, при помощи возмущения и несогласия он пытается отстоять свою самостоятельность.

Кроме того, истерика является прекрасным способом обратить на себя внимание взрослых людей. Бывает, что мама все время занимается своими делами, не обращая внимания на ребенка, а отец постоянно находится на работе. Вследствие подобного положения вещей, малышу приходится хоть как-то действовать. Он выбирает наиболее простой путь и закатывает истерику лишь для того, чтобы получить определенную долю родительского внимания.

Как справиться с капризным ребенком и не дать ему превратиться в плаксу? Если с ребенком правильно обращаться, то сама по себе истерика не представляет опасности. Родителям нужно попросту подготовиться к встрече такого поведения своего чада. Прежде всего, придется потратить много времени и сил, чтобы научить малыша решать конфликты и споры без слез, кроме того, благодаря такому подходу ребенок сможет безболезненно преодолеть один из наиболее важных переходных периодов развития своей личности. Однако следует помнить, что ему необходимо подавать и личный пример.

Существует несколько основных методик, как отучить ребенка от плаксивости и справиться с детскими капризами. Истерику намного легче предотвратить, чем потом разбираться с ее последствиями. Если мама или папа чувствуют, что ребенок вот-вот разразится слезами, то нужно переключить его внимание с опасной зоны на положительную или хотя бы нейтральную. На него не следует кричать, разговаривать надо дружелюбным тоном, при этом родителям нужно сохранять спокойствие. И, кроме того, следует постоянно уделять ребенку достаточное количество внимания.

Как вести себя с капризным ребенком и перевоспитать плаксу

Если вы не знаете, как вести себя с капризным ребенком, воспользуйтесь следующими рекомендациями психологов. Если капризов избежать все-таки не удалось, то, прежде всего ребенка надо изолировать от свидетелей, которые могут видеть его истерику. Дело в том, что очень часто дети работают на публику. Малыша нужно вывести из комнаты, где собрались остальные взрослые. Обратно его можно впускать только при условии, что он успокоился. Подобное действие зачастую помогает добиться наиболее положительных результатов в кратчайшее время.

Когда малыш начинает капризничать в людном месте, например в магазине, надо твердо игнорировать любые проявления истерики. Ребенку следует сказать, что разговор с ним состоится только после того, как он успокоится.

Однако перед применением подобных методов нужно удостовериться в том, что психика малыша развивается в нормальном ключе. На ребенка со слабой нервной системой подобные методы не подействуют, они могут только усугубить его состояние.

Перевоспитать капризного ребенка нужно как можно быстрее. Родители должны всячески демонстрировать свое неодобрение поведения малыша. К примеру, после очередной истерики мама может сказать перед походом в магазин, что была очень расстроена его поведением в последний раз. По этой причине она сейчас берет ребенка с собой, надеясь на то, что он сделал после того случая правильные выводы. Необходимо помнить, что все требования малыша, которые он предъявляет во время истерики, нужно оставлять без внимания. В противном случае подобные явления будут случаться все чаще и чаще.

Ребенку следует научиться управлять своими эмоциями и распознавать их. Во время его капризов можно задавать ему наводящие вопросы, чтобы он смог понять причину возникновения слез. Родители должны предложить ему альтернативные варианты выражения своих эмоций. Например, малыш может начать рвать старую газету, прыгать на одной ноге, если он сильно чем-то разозлен. Ему следует объяснить, что взрослые тоже испытывают подобные эмоции, однако находят в себе силы не выражать их так явно.

Родителям надлежит быть последовательными всегда и везде, особенно в случае, если ребенок находится рядом с ними. На людях нужно вести себя очень спокойно, дома тем более. Дети прекрасно чувствуют те моменты, когда на родителей их капризы будут оказывать наибольшее воздействие. Как только они поймут, в какой ситуации мама или папа обладают наименьшей твердостью, все их усилия будут направлены именно в это место.

Важный момент в ходе того как воспитывать капризного ребенка – одобрение спокойного поведения. Когда ребенок сумел справиться со своим гневом или же какой-нибудь стрессовой ситуацией, его нужно похвалить и поощрить. В дальнейшем к этому методу надо прибегать, если малыш вновь попытается закатить истерику. Малыша необходимо как можно чаще обнимать, целовать и хвалить. Именно родители оказывают первостепенное влияние на самооценку и самоощущение детей.

Чтобы истерик не было, нужно с раннего детства развивать волю малыша. При этом воля - это не способность настоять на своем во что бы то ни стало, а умение справиться с возникающими трудностями. Детей надо приучать самостоятельно, одеваться, застилать постель, вытирать пыль, убирать игрушки и т. д. Чтобы не допустить возникновения истерики, очень удобно применять правило третьего звонка, т. е. об окончании какого-то дела родители начинают говорить заранее. Кроме того, следует давать ребенку возможность понимать чувства других людей. Чем раньше он начнет это делать, тем легче он сможет вписаться в окружающее его общество.

Статья прочитана 22 576 раз(a).

Отец:

— Придется, сынок, мне тебя наказать, хотя мне это очень неприятно!

— В таком случае, кому ты хочешь доставить удовольствие?

Все дети капризничают. Но в разном возрасте они делают это с разными целями, по разным причинам и, соответственно, по-разному. Самый пик капризов приходится на возраст 2 лет. Именно в это время малыш активно проверяет взаимоотношения с окружающими людьми и формирует навыки правильного поведения.

Как пишет психолог и педагог Раиль Кашапов, каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

Например, нужно ли брать ребенка на руки, когда он капризничает? Ответ тут будет неоднозначным. Конечно, ребенка нужно периодически брать на руки — дети нуждаются в родительском тепле и ласке. Безусловно, это нужно делать, когда ребенок чем-то напуган, расстроен, да и просто устал. Но когда это лишь эгоистическая попытка привлечь к себе внимание (мама с кем-то разговаривает, занимается с другим ребенком и т.д.), то в такой ситуации малышу стоит отказать.

Или уже знакомая ситуация с адаптацией детей к детскому саду: капризы, истерики и прочие «концерты». Мы тоже сталкивались с такими непродолжительными капризами у нашей Танюшки. Причем ее капризы были не по поводу того, что мы оставляли ее в саду, а из-за того, что там были еще дети, на которых воспитатель тоже обращала внимание. Естественно, на такие капризы реагировать не надо: ребенок должен учиться жить в обществе и считаться с интересами окружающих. Ведь именно в этом возрасте закладываются 2 основных правила этикета «Уважай!» и «Не мешай!», на которых строится главный закон бесконфликтного общения и взаимодействия с окружающими людьми: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Еще более «страшные» капризы — это капризы по поводу покупки какой-либо вещи или сладости, устроенные в магазине...

Но не надо бояться капризного поведения своего ребенка. Я не устаю повторять: вообще всего, что происходит с ребенком в возрасте до 3 лет, и положительного, и отрицательного, бояться не нужно! Главное — не пускать это на самотек!

К детским капризам нужно относиться с пониманием, но при этом не делать никаких уступок. Если вы уступите один раз, потом еще и еще, то у ребенка сформируется неверное представление о том, как нужно добиваться своего. Как опять же утверждает Р. Кашапов, «Капризы, как явление, легче пресечь на первой, второй, третьей, десятой выходке, чем на пятидесятой или сотой. Пока ребенок еще маленький и не вошел в раж, а делает только попытки, можно прекратить развитие этого явления».

Совет 1:

Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

Совет 2:

Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

Совет 3:

На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

Совет 4:

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Совет 5:

Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

Совет 6:

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх