Урок чтения для пятилетнего ребенка. С чего начинать обучение скорочтению? Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно

Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.


womanvote.ru

Быстрое чтение: дань моде или необходимость?

Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.

НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.

Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.

На что обратить внимание: учимся читать быстро


prochado.ru

1. Развитие антиципации (предугадывания).

Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.

2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.

3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.

Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.

4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.

Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.

Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения


pedsovet.su

Всевозможные игры со словами и помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.

«Буква-шутница»

Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.

«Вычеркивание»

Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.

Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.

«Тарабарский язык»

Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.

Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.

Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.

Чтение «по вершкам и корешкам»

Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.

«Вреднючка»

Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.

Одновременное чтение

Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.

Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.

Зрительный диктант

Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.

Скороговорки

Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.

«Бросок — засечка»

На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.

«Знакомый-незнакомый»

Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.

Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко .

Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?

Если раньше дети шли в первый класс и там учили буквы, затем слоги и только потом осваивали чтение слов и словосочетаний, сегодня ситуация кардинально изменилась. Первоклассники садятся за парты уже умея читать как минимум по слогам, а некоторые дети довольно бегло озвучивают страницы букваря. Ведь сегодня раннему развитию ребёнка уделяется огромное внимание, и обучение чтению стоит на одной из главных и самых важных ступеней. Но многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может правильно складывать буквы в слоги. Не стоит огорчаться раньше времени, возможно, кроха ещё не готов освоить эту науку, а может превратить обучение в игровой процесс и прогресс сразу станет виден. Что же делать родителям, которые хотят научить ребёнка читать по слогамв домашних условиях?

Время пришло: как определить, что физиологически ребёнок готов к обучению чтению

Многие родители задаются вопросом: с какого возраста можно начинать обучение чтению? Детские психологи и педагоги не дают на этот вопрос однозначного ответа, ведь все зависит от психологической и физиологической готовности самого ребёнка. Некоторые дети уже в 4 года без проблем складывают буквы в слоги, а другие осознают сам процесс только к школе. Тем не менее специалисты выделяют несколько признаков, по которым взрослые могут понять, что малыш уже готов переходить к обучению:

  • связная и чёткая речь: ребёнок умеет говорить предложениями, чётко формулировать свои мысли и желания, его понимают не только родители, но и окружающие люди;
  • у малыша нет серьёзных логопедических проблем и дефектов речи. Будущий ученик не должен картавить или шепелявить, чтобы чётко и правильно произносить буквы и слоги в процессе обучения. Если ребёнку исполнилось пять лет, а он не выговаривает несколько звуков, необходима консультация логопеда;
  • хорошо развита координация: малыш понимает, где право и лево, верх и низ. Казалось бы, какое отношение это имеет к чтению? Самое прямое: это нужно для того, чтобы кроха читал слова и слоги правильно. Также дети, у которых нарушена координация, часто путают похожие буквы: Р и Ь, Э и Е;
  • достаточно развит фонетический слух: малыш должен уметь определять, с какой буквы начинается слово, какие слова имеют одинаковые буквы в составе;
  • терпение и усидчивость: во время процесса обучения ребёнок должен сконцентрировать внимание как минимум на 10 минут, чтобы понять новый материал и запомнить слоги. Малыша, который не хочет сидеть на месте и сконцентрировать внимание на букваре или других пособиях, учить чтению ещё рано;
  • интерес к буквам и чтению у ребёнка: если родители замечают, что малыш часто рассматривает книги, просит взрослых прочитать, что написано на той или иной странице, проявляет интерес к буквам, значит ему будет интересно учиться читать самостоятельно.

Вышеперечисленные навыки, в большинстве случаев, формируются у ребёнка к пяти годам. Именно с этого возраста можно приступать к обучению чтению. Желательно, чтобы к тому времени, как малышу нужно идти в первый класс, т.е. к 7 годам, он умел читать по слогам.

Если ребёнок готов к обучению чтению, процесс проходит довольно легко

Родители должны учитывать желания ребёнка, прежде чем начать его обучение чтению. Если малыш не интересуется буквами и книгами, плачет во время занятий, не хочет концентрировать внимание, лучше оставить попытки на более позднее время. Даже если ребёнок - ровестник вашего малыша уже читает слова и предложения, а ваш только выучил буквы, но дальше дело не двигается, не стоит заставлять кроху. Этим можно только усугубить ситуацию и отбить всю охоту к занятиям. Когда придёт время, кроха быстро освоить буквы и слоги.

С какого возраста начинать обучение малыша в домашних условиях

В этом вопросе многие специалисты придерживаются разных мнений:

  • педагоги раннего развития настаивают, что необходимо начинать заниматься с детьми с рождения или не позже двенадцати месяцев. Они объясняют свою позицию тем, что мозг малыша интенсивно развивается до трёх лет, и в это время необходимо успеть познакомить его с буквами и словами. Чаще всего для обучения раннему чтению используют методику Глена Домана, когда детям показывают слова не слогами, а целиком, и ребёнок именно в таком виде запоминает информацию;
  • логопеды и детские психологи, наоборот, не рекомендуют начинать обучение, пока ребёнок не будет полностью готов по тем признакам, которые мы рассмотрели выше. Специалисты рекомендуют начинать учить читать детей не ранее пяти - шести лет. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно сможет запомнить, а главное, понять, правила чтения.

Но в первую очередь все зависит от решения родителей и желания самого ребёнка.

Когда начинать учить малыша читать - видео

С чего начать: правильная подготовка к обучению чтению

Этот этап является предшествующим самому обучению читать. Чтобы освоить навыки составления слогов, а затем слов и предложений, ребёнка необходимо подготовить к изучению букв. Прежде всего у малыша должно быть хорошо развито чувство ритма, координации и фонематический слух.

Учить малыша улавливать ритм можно начинать с самого раннего возраста. Для этого педагоги рекомендуют включать крохе весёлые детские песенки и просить малыша танцевать или просто двигаться под звуки музыки. Родителям нужно показывать пример, чтобы ребёнок старался повторять движения за взрослыми. Такие упражнения положительно влияют на развитие ритмического слуха.

Для успешного освоения чтения по слогам необходимо развивать у детей фонематический слух

Очень важное значение имеет развитие фонематического слуха, чтобы ребёнок научился правильно произносить разные звуки, а также узнавать их в словах. Для этого специалисты рекомендуют ежедневно заниматься с детьми с помощью таких упражнений:

  • называйте крохе слова, а его задача состоит в том, чтобы сказать, на какую букву они начинаются;
  • дайте малышу задание: называть слова, первая буква которых только А, Б, П и другие;
  • немного измените правила: пусть кроха называет вам букву, на которую оканчивается слово;
  • называйте слова, лучше начинать с коротких с одним или двумя слогами в составе. Задача малыша, найти нужный звук. Например, мама говорит, что нужно определить, есть ли в словах звук «а» и называет разные слова, как только встречается слово с нужным звуком, малыш должен его повторить. Педагоги рекомендуют начинать эту игру с гласных звуков, их дети легче определяют, а только потом переходить к согласным.

Быстрые и лёгкие способы научить ребёнка читать по слогам

В первую очередь ребёнок должен знать все буквы. Специалисты рекомендуют родителям изучать не название букв, а сразу звуки. Например, не «эр» а звук <р> и т.д. Начинать следует с гласных звуков, как только малыш их освоит и запомнит, можно переходить к согласным.

Следует чётко понимать, что для чтения нужны именно звуки, не название букв. Если ребёнок запомнит только буквы, ему будет очень сложно переучиться и воспринимать только звуки.

Сегодня существует множество методик и способов, с помощью которых родители могут научить будущего ученика читать. Рассмотрим самые популярные из них.

Соединяем буквы в слоги с помощью букваря Н. Жуковой

  1. Каждый день можно учить не более одного звука. Перед знакомством с новым, необходимо повторить все предыдущие, чтобы малыш не забывал их.
  2. После удачного запоминания всех звуков, можно пробовать составлять слоги. Начинать необходимо из одного согласного и одного главного звуков. Первые слоги необходимо составлять из сонорных согласных: м, р, н, л и гласных. Когда ребёнок освоит эти навыки, можно пробовать слоги с шипящими звуками.
  3. Не стоит спешить во время составления слогов. Детям часто сложно понять, как произносить звуки вместе, а не по отдельности. Для этого необходимо заниматься каждый день минимум по 10 минут для достижения положительного результата.
  4. Сначала слог читают родители, затем ребёнок повторяет. Через некоторое время малыш поймёт принцип составления слогов из звуков.

Прежде чем начинать обучение чтению, необходимо определиться с учебником. Для детей отлично подойдёт букварь Н. Жуковой. По этому букварю дети занимаются в школе, поэтому приобрести его не будет лишним. По методике Жуковой занимаются многие педагоги и добиваются отличных результатов. Принцип обучения чтению основан на «бегающих буквах», т.е. на страницах книги буквы стремятся навстречу друг другу. Это сделано для того, чтобы ребёнок понял: нельзя читать, произнося звуки отдельно друг от друга. Правильное чтение слогов - произносить звуки вместе.

С помощью этой методики ребёнок быстро освоит чтение по слогам

Принцип, который лежит в основе методики Жуковой, представляет собой постепенное соединение двух звуков в слог. Например «МА»: сначала необходимо протяжно произнести первый звук «мммммм…» и в конце прибавить «а». Затем первый звук укорачиваем, а второй, наоборот, необходимо протягивать: «маааааааа». Как только ребёнок научится соединять оба звука и произносить их вместе, можно не протягивать звуки, а произносить один слог.

Для родителей в конце каждой страницы написаны подсказки, как правильно заниматься с ребёнком во время обучения чтению. На них следует обращать внимание обязательно.

Читаем слоги по букварю Жуковой - видео

Учимся читать по кубикам Зайцева

По этой методике дети не изучают отдельно звуки, а потом составляют их в слоги. Они сразу запоминают целый слог, который написан на одной из сторон кубика. Занимаются малыши исключительно с кубиками и только в игровой форме.

Принцип этой методики состоит в том, что ребёнок запоминает визуально, заучивает, целый слог, а потом учится составлять из слогов слово.

Во время обучения по методике Зайцева дети запоминают целые слоги, им не объясняют, как складывать их из звуков

Но у этой методики есть один минус: малыш может столкнуться с проблемами обучения чтению в школе. Дело в том, что по школьной программе детей сначала учат буквам и звукам, потом составляют из них слоги, а затем слоги складывают в слова. Ребёнок, который запомнил и выучил по две буквы сразу с помощью кубиков, не понимает принцип классического метода обучения.

Принцип методики Зайцева - видео

Что делать, если ребёнок не понимает, как складывать слова в слоги

Часто бывает так, что малыш просто не может осознать, как произносить два звука вместе, не разделяя их. Специалисты предупреждают, что родители не должны допускать такого произношения слогов. Если ребёнок привыкнет говорить «мэа» вместо «ма», переучить его будет крайне сложно, на это могут уйти месяцы, а это нам совершенно не нужно. Педагоги предлагают родителям несколько способов, чтобы малыш быстрее понял, как правильно читать два звука вместе :

  • петь слоги: этот метод очень эффективен, дети быстро понимают, как нужно читать слог, если его поют. Но задача взрослых - не дать ребёнку привыкнуть именно к пению. Как только малыш познакомится со слогом и хорошо его запомнит, предлагайте ему просто читать этот слог. Чередуя занятия таким образом: знакомые слоги ребёнок читает, а новые поёт, малыш быстро научиться произносить два звука вместе;
  • прибегайте к помощи визуальных пособий: очень хорошо помогают обучающие мультфильмы, где яркие слоги появляются на экране и голос автора их озвучивает;
  • купите ребёнку магнитную азбуку: пусть он сам составляет слоги из знакомых звуков;
  • на стене можно повесить слоговую таблицу, обычную или со звуковым сопровождением. В первом случае родители произносят слоги, а ребёнок повторяет их, а во втором малыша сам может нажимать на нужный слог, и автор будет называть его.

Такой звуковой плакат поможет ребёнку быстрее запомнить слоги

Не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы освоения чтения по слогам у каждого крохи могут отличаться. Родителям стоит набраться терпения и не торопить малыша. Главное условие успешного освоения навыка чтения - регулярные занятия. Пусть они будут недолгими, но ежедневными и положительный результат гарантирован.

Игры для обучения чтению по слогам

Психологи и педагоги в один голос твердят, что лучших результатов в процессе обучения можно добиться, если занятия будут проходить в игровой форме. Каждый ребёнок любит играть, поэтому ему будет интересно учить слоги именно в процессе игры. Существует множество разных игр, которые наверняка заинтересуют вашего маленького ученика.


Задействуя свою фантазию и зная предпочтения и интересы малыша, родители могут придумать множество игр, которые помогут крохе быстро освоить чтение по слогам. Все зависит от желания крохи и терпения взрослых, которые должны мягко подводить будущего ученика к регулярным занятиям чтением.

Обучающий мультфильм для детей: учим слоги - видео

  1. Больше играйте с ребёнком, он должен воспринимать занятия как весёлое времяпровождение, а не обязанность.
  2. Никогда не заставляйте малыша читать, это негативно повлияет на процесс обучения. Лучше показывайте на своём примере, что читать - это замечательно и увлекательно. Дети многое повторяют за взрослыми.
  3. Всегда повторяйте пройденный материал, так малыш лучше запомнит слоги.
  4. Занимайтесь в любое свободное время: гуляя по улице, играйте в слоги и т.д. Чем чаще заниматься с крохой, тем быстрее он запомнит слоги и начнёт составлять слова.
  5. Больше разнообразия: не останавливайтесь только на букваре или слоговой таблице. Включайте малышу обучающие видео и мультфильмы.
  6. Читайте вместе: разработайте своеобразный ритуал и читайте малышу вслух перед сном или в обед. Предлагайте ребёнку прочитать одно слово, а вы закончите предложение. Постепенно малыш захочет читать больше: словосочетания, а потом и предложения.
  7. Не делайте перерывов в чтении: старайтесь заниматься ежедневно хотя бы по нескольку минут. Если ребёнок не настроен воспринимать информацию, в игровой форме, повторите с ним уже пройденный материал, знакомые ему слоги.
  8. Заинтересуйте малыша: напишите ему записку и пусть пробует прочитать её, или придумайте игру в стиле квест, где подсказки написаны на карточках. Если ребёнок все прочитает и поймёт задания, его ждёт приз.
  9. Не следует ругать детей: если у них не получается читать, просто наберитесь терпения, объясните один, два, три раза, столько, сколько это потребуется. Подбадривайте малыша, чтобы у него не пропало стремление идти дальше.
  10. Обязательно поощряйте кроху: хвалите его, дарите подарки, покупайте то, что он давно хотел. Ребёнок должен знать, что его старания приносят положительные результаты и он будет стремиться к следующим высотам. Мотивация - лучший способ стимулировать интерес малыша к чтению.

Похвала очень важна в процессе обучения, так ребёнок будет стремиться быстрее освоить чтение

Особенности обучения в зависимости от возраста ребёнка

Хотя многие специалисты не рекомендуют учить детей читать до пятилетнего возраста, пока они не будут готовы физически и психологически, большое количество родителей предпочитают начинать занятия с детьми в более раннем возрасте, с двух-трёх лет. Некоторые мамы и папы отдают детей с года в детские развивающие центры, где малышей уже в этом возрасте учат читать.

Принцип обучения чтению детей разного возраста - таблица

Критерий 1 - 3 года 4 года 5 - 6 лет
Методика обучения Чаще всего детей обучают по карточкам Глена Домана. Принцип этой методики состоит в том, что детям показывают карточки, на которых написаны определённые слова. Малыши запоминают из визуально целиком, а не отдельные слоги или буквы. В этом возрасте детям будет интересно заниматься по кубикам Зайцева. Малыши в процессе игры могут строить слова и словосочетания. Классический метод обучения чтению по букварю. Детей учат гласным и согласным звукам, затем составляют из звуков слоги, а только потом слова.
Обучающие пособия Большие карточки с написанными красным цветом словами. Деревянные или картонные кубики. Можно также включать детям обучающие мультфильмы со слогами. Букварь, карточки с буквами, обучающие видео и игры.
Регулярность занятий Занятия проходят только при желании малыша, если кроха капризничает, плачет и не настроен на запоминание информации, занятия лучше отложить. Как минимум три раза в неделю нужно заниматься с ребёнком с помощью кубиков. Если у крохи будет желание играть чаще, родителям не стоит этому препятствовать. Желательно заниматься каждый день и не делать перерывов в обучении
Время занятий 3–5 минут за один раз. Занятия можно проводить до трёх-пяти раз в день. Если ребёнку нравится читать и выполнять упражнения, не стоит ограничивать его по времени. Как правило, дети занимаются не более 20 минут, а затем переключаются на другое занятие. Педагоги рекомендуют читать как минимум по одной станице букваря в день. Если ребёнок хочет продолжить занятие, родителям нужно помочь ему в этом и похвалить за стремление читать.

Возможные последствия слишком раннего и неправильного обучения

Несмотря на то, что сегодня так популярны детские центры раннего развития, где детей учат читать, писать и считать с первых месяцев жизни, многие неврологи и психологи отмечают негативные последствия для малышей. Специалисты обуславливают свою точку зрения тем, что взрослые вмешиваются в мозговую деятельность малыша, когда он ещё не готов к такой нагрузке. И последствия этого могут проявляться:

  • неврозами, истериками и агрессивным поведением: несформированная нервная система не готова к восприятию такого количества информации, которую предоставляют педагоги раннего развития. Поэтому по мере взросления дети плохо спят, становятся нервными, склонными к агрессии и неадекватному поведению. Это симптомы перегрузки нервной системы, поэтому такая ситуация требует консультации врача;
  • функциональные нарушения в работе головного мозга: это проявляется в полном отсутствии интереса к учёбе у ребёнка. Причём педагоги не устают повторять, что малыш может учиться, все схватывает с первых минут, обладает хорошей памятью и логикой, но у него нет стремления и желания что-либо делать. Это связано с ранними нагрузками на мозговую деятельность и с возрастом организм как бы защищает себя от перенапряжения и перебора информацией, хотя уже готов её воспринимать;
  • у некоторых детей значительно уменьшаются шансы и возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Многие педагоги и психологи настаивают, что обучать детей чтению до четырёх-пяти лет не только не желательно, но и опасно. В раннем возрасте дети не готовы к восприятию и дифференциации звуков, которые необходимо знать, чтобы освоить чтение. Если учить ребёнка читать до четырёх лет, то у него вырабатывается неэффективный механизм чтения, т.е. малыш просто визуально запоминает слова, слоги, но не способен понять, как сложить буквы в слоги. Этот механизм восприятия остаётся и в более старшем возрасте. И переучить ребёнка правильному принципу чтения очень сложно.

Неврологи подтверждают, что негативные последствия раннего обучения чтению могут проявиться в более позднем возрасте, например, когда ребёнку пора идти в школу. Малыш начинает часто болеть, у него проявляется аллергия. В некоторых случаях у детей может быть диагностировано нервное перенапряжение, неуклюжесть, нарушение координации. Поэтому специалисты настаивают, не нужно подгонять время: ребёнок научится читать тогда, когда будет к этому готов, не стоит перегружать мозг крохи, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.

Почему не нужно учить читать детей слишком рано - видео

Родители - главные помощники детей на пути к обучению чтению. Малыш доверяет маме, ведь он привык, что она читает ему сказки и различные истории. Многие специалисты и педагоги настаивают, что не стоит спешить и пытаться научить читать ребёнка в год, который ещё не может говорить. Малыш должен быть полностью готов к началу восприятия букв и звуков. Постепенно можно знакомить кроху с буквами, потом слогами, а затем словами. Проводите все занятия в игровой форме, чтобы ребёнок был заинтересован. А также не забывайте поощрять малыша и тогда успех обучающего процесса вам обеспечен.

Чтение – очень важный процесс в познавательной деятельности. Умение ребёнка хорошо читать – основа его успехов в школе. И дело не только в отметках за школьные предметы, но и в интеллектуальном развитии вообще.

Чем лучше ребёнок читает, чем с большим рвением он это делает, тем успешнее будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.



Общее представление о технике чтения

Чтение – это процесс, в котором выделяются 2 стороны: смысловая и техническая. Под смысловой подразумевается понимание содержания текста, а под технической – быстрое, правильное, выразительное чтение.

Техника чтения регулярно проверяется в начальной школе, а также в 5 и 6 классе. Учащимся даётся незнакомый текст, который они должны читать в течение одной минуты. Затем учитель подсчитывает количество слов и задает ребенку 1-2 вопроса на понимание прочитанного.



В проверке техники чтения учитываются:

  • скорость;
  • осознание прочитанного;
  • отсутствие пропусков и ошибок в произношении слов;
  • наличие смыслового ударения, пауз.


Стандартные показатели скорости чтения школьников (в минуту):

  • 1 класс – 30-40 слов;
  • 2 класс – 40-60 слов;
  • 3 класс – 60-80 слов;
  • 4 класс – 90-120 слов.

Чтобы повысить технику чтения, ребёнок должен плавно, постепенно переходить от медленного слогового чтения к чтению целых слов. К концу начальной школы это должно быть сделано, иначе в среднем звене школьнику будет очень трудно усваивать большие объёмы материала.

Стоит заметить, что многих детей, особенно в 1 классе, пугает сам процесс публичной проверки техники чтения. Отсюда могут возникнуть ошибки, этим же порой можно объяснить и низкую скорость. Поэтому, возможно, стоит ещё раз проверить ребёнка дома. Если результат повысится, то же произойдёт и с самооценкой маленького чтеца.


Почему важна скорость?

Скорость чтения – непосредственный фактор, влияющий на успеваемость школьника. Считается, что нормальная, адекватная скорость чтения равна скорости разговорной речи, а это 120-150 слов в минуту. Почему же так необходимо обучающемуся стремиться к этому показателю? А дело в простой математике.


Было подсчитано, что в 6-7 классе общеобразовательной школы ученик ежедневно получает устное домашнее задание в размере 8 страниц (все устные задания). Это примерно 6,5 тысяч слов, на которые будет уходить около часа при средней скорости 110 слов в минуту.

Чтобы усвоить материал, а не просто ознакомиться с ним, прочитать нужно 2, а то и 3 раза, что увеличивает время до 2-3 часов в день. Прибавим время, которое нужно уделить письменным заданиям.


Несложно сделать вывод, что плохо читающий школьник либо будет уделять большую часть дня только на уроки , либо попросту не станет себя ими мучить, что скажется на его оценках.

Помимо всего прочего, скорость чтения влияет на процесс развития: улучшается память и внимание. А на скорость чтения влияет количество прочитанного: чем больше, тем быстрее.

Причины неудач

  • Неразвитая память. Это не патология для дошкольника, поэтому не пугайтесь. Бывает так, что ребенок, читая в строчке, к примеру, пятое слово, забывает первое. Из-за этого мысль теряется, малыш не понимает, о чём говорится в тексте, от этого теряется и интерес.
  • Если попадаются сложные слова, ребёнок запинается и прочитывает их медленно. Причиной этого может также послужить плохая работа органов речи.
  • Низкая концентрация внимания. Малыш легко отвлекается на различные внешние факторы, а также на свои собственные мысли, и интерес к чтению рассеивается.
  • Угол зрения. Часто бывает так, что ребёнок видит не всё слово целиком, а лишь несколько его букв. От этого чтение замедляется.
  • Возвращение к прочитанному. Нередко глаза юного чтеца возвращаются к предыдущему слову или предложению, он повторно их перечитывает.
  • Неподходящая литература. Тексты нужно подбирать в соответствии с предпочтениями и возрастом ребёнка.



Часто обучению препятствует неуверенность малыша в себе, страх ошибиться. Или же ему попросту скучно во время чтения, неинтересен текст.

Реальный взгляд на способности ребёнка

Не стоит требовать от ребёнка того, чего он в данный момент сделать не может. Обучение чтению должно протекать спокойно, без нервов, с большой долей терпения со стороны родителей.

Если заставлять своё чадо корпеть над книжками против его воли, а потом ещё и ругаться, когда он не сможет порядочно выдавить из себя хотя бы несколько предложений, результат положительным не будет.

В первую очередь, родителю нужно смириться с тем, что его ребёнок не обладает суперспособностями, он не вундеркинд, а обычный малыш, которому нужна помощь и понимание.



Процесс чтения нужно превратить в увлекательное занятие, смотивировать обучающегося, не забывать его хвалить, и ни в коем случае не раздражаться.

Помощь родителей

Чтобы помочь своему малышу, достаточно придерживаться нескольких правил:

  • Интересные тексты. Не засыпайте начинающего чтеца скучной литературой, пусть даже и познавательного характера. Чтобы он не бросил чтение, оно должно его увлекать. Подбирайте книги в соответствии с его пристрастиями.
  • Игры. Процесс чтения можно превратить в игру разными способами. Подробнее о них чуть ниже. Также можно устраивать домашние конкурсы на лучшего чтеца.
  • Читайте с ребёнком регулярно 30 минут в день.
  • Личный пример. Трудно привить кому-то любовь к книгам, если сам их не любит. Покажите на собственном примере, что это интересно и познавательно.
  • Терпение. Не давите, не торопите, проявляйте сдержанность и понимание.



  • Положительная мотивация. Стоит больше говорить о том, чего ребёнок добьётся в будущем, если научится хорошо читать. Если же постоянно твердить, что он вырастет неучем при условии, что не будет читать, как положено, результат будет хуже.
  • Индивидуальность обучения. Как говорится, нельзя всех стричь под одну гребёнку. Метод, применимый к одному школьнику, может не подойти для другого. То же касается и темпа обучения. Для каждого он выбирается подходящий, что невозможно сделать в школе, поэтому так важно заниматься чтением дома.



Обучение

Учить малыша чтению нужно вовлекая его в интересный игровой процесс. Сначала следует привлечь его внимание к этому занятию с помощью игр, затем удерживать это внимание посредством различных упражнений.

Вот некоторые из них:

  • Изучение алфавита. Новые буквы учим ежедневно. Для этого готовим карточки с яркими иллюстрациями. Пусть малыш ищет сходство букв и предметов. В чтении задействуются звуки, а не буквы, поэтому при изучении алфавита читайте звук, а не название буквы.
  • В любом месте, где бы вы ни находились, тренируйтесь. Попросите ребёнка, например, во время прогулки, называть все встречающиеся предметы на определенную букву. Если ему тяжело, помогайте, подсказывайте.



  • Прикрепите на предметы в доме надписи. Так эти предметы будут связаны в представлении ребенка с определенными словами. Водите пальцем по слову и читайте с ним по слогам, например, «ДИВАН», «ЗЕРКАЛО» и т. д.
  • Игра на опознание слова. Заранее подготовьте карточки со знакомыми малышу словами («папа», «мама», «телевизор», «дверь» и т. д.), положите их перед ним. Кто-то из родителей произносит фразу, а ребёнок ищет среди карточек слово, которое есть в предложении.



«Мама приготовила очень вкусный обед» – ребёнок выбирает карточку со словом «мама».

  • Составление слов из кубиков или карточек. Выбираются 3-4 буквы, из которых малыш составляет слова. Постепенно добавляем количество букв, усложняя задачу. На карточках могут быть и слоги.
  • Учите с малышом детские стишки и песенки. Это развивает память .
  • Игра на опознание буквы. Родители задают букву, а ребенок ищет с ней слова в начале, середине или конце.



Как научить ребёнка быстро и правильно читать в 6-7 лет?

Обучать первоклассника скорочтению можно, используя более сложные упражнения:

  • Чтение – жизненно важный навык. Вы должны убедить в этом своё чадо. Оставляйте ему записки с поручениями, просьбами, пожеланиями. Устраивайте иногда мини-квест: пусть по указателям и инструкциям ищет подарок.
  • Параллельное чтение. Берем два одинаковых текста (для мамы и ребёнка). Мама читает вслух, меняя то интонацию, то темп, а ребёнок следит за чтением. Можно остановиться и попросить ребёнка продолжить, или прочитать последнее озвученное предложение, или найти какое-то имя. Задания могут варьироваться.
  • Скороговорки. Обязательно развивайте артикуляционный аппарат.
  • Слова, отличающиеся одной буквой. Берёте пары слов, к примеру, кот – код, тесто – место и т. д. Ребёнок должен объяснить, чем слова отличаются внешне, и объяснить смысл каждого.
  • Чтение на скорость. Засекаете минуту, после прочтения считаете количество слов. Затем просите ребенка снова прочитать тот же отрывок с упором на то, что во второй раз у него получится лучше. И действительно получится. Так он с каждым разом будет читать всё быстрее.
  • Чтение про себя. Вслух читаешь всегда медленнее, поэтому давайте ребенку иногда задание прочитать про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Развитие поля зрения. В таблице, к примеру, 5x5 в каждой ячейке напишите букву или слог. Пусть учащийся прочитывает их справа налево и наоборот, сверху вниз, по диагонали. Дайте задание найти определенную букву или слог, составить слово, как в филворде, только на простейшем уровне.
  • Чтение с жужжанием. Ребенок читает текст про себя, а вслух жужжит, как пчела. Это упражнение направлено на увеличение концентрации внимания.



Упражнения для детей 8-ми лет

Для развития беглого чтения у второклассника увеличиваем нагрузку, усложняем задания:

  • Игра «Слова из слов». Напишите длинное слово, например, «своенравный», и попросите составить из него несколько маленьких.
  • Предложения, требующие корректировки. Напишите набор слов, похожий на предложение, а ребенок расставит все слова по местам: «Ребята пошли речку купаться на».
  • Развитие антиципации. Возьмите текст, где слова идут с пропущенными буквами. По мере чтения ребенок вставляет недостающие элементы.
  • Чтение «По вершкам и корешкам». Берем линейку, закрываем нижнюю часть строчки и даём ребенку прочитать вершки. Когда это задание будет хорошо отработано, можно перейти к корешкам.


Современные родители учат чтению своих малышей буквально с пеленок. Для этого есть совершенно разные, но довольно эффективные методики, которые отлично работают при должной настойчивости со стороны мамы или папы.

Но если по каким-либо причинам ребенок отказывается от обучения, дело осложняется, ведь чем ближе к школе, тем большими навыками должен уже обладать будущий первоклассник, а значит, дело родителей - как можно быстрее научить читать ребенка 5-6 лет.

Хорошим подспорьем для родителей детей 6 лет станут пособия «Учимся читать» или им подобные. Очень популярен букварь автора Н.С. Жуковой, который максимально доступно помогает ребенку овладеть непростой для него наукой.

Как заинтересовать ребенка читать в 6 лет?

Часто ребенок 6 лет не хочет учиться читать, если ему уделяют мало внимания и попросту не занимаются с ним. Мама должна с самого раннего возраста заинтересовывать ребенка печатным словом, покупать ему яркие красочные книжечки и читать вместе. Со временем малыш полюбит ежедневный ритуал прочтения сказок и сам захочет научиться читать.

Обычно, детки, которые не овладели азами чтения к шестилетнему возрасту, имеют слабую мотивацию для обучения. Задача родителей – сделать ее максимально эффективной. Для этого можно использовать метод поощрений за проделанную работу, а также похвалу – ведь она значит очень много для подрастающей личности.

Мама может провоцировать ребенка, чтобы тот сам захотел читать. К примеру, любителям компьютерных игр поможет, если родители откажутся найти в поисковике нужную ему игру, а будут убеждать его, что он и сам может это сделать, достаточно лишь научиться читать.

Как быстро научить ребенка читать в 6 лет?

Для того чтобы за максимально короткое время научить читать того, кто этого никогда не делал, потребуется приложить немало усилий, ведь времени до школы осталось совсем мало. Совсем необязательно, чтобы ребенок знал весь ведь сейчас его учат поэтапно:

Ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, ругать его за непонимание, а тем более повышать голос. Малыш от этого не станет понимать, что от него требуется, а только замкнется в себе и усложнит процесс обучения.

Для оценки результатов обучения необходимо знать, как должен читать ребенок в 6 лет. В этом поможет техника чтения. Засеките одну минуту, и пускай малыш читает несложный текст. Так как к концу первого полугодия 1 класса дети должны читать около 25 слов в минуту, то для шестилетки вполне нормальным будет 10-15.

Педагоги отмечают, что к моменту поступления в первый класс довольно большой процент учащихся не только не умеют читать, но не имеют даже представления о буквах и алфавите. Хотя на самом деле научить читать 5-6 летнего ребенка довольно просто. Именно поэтому большинство из них склонны считать, что приобрести первичные навыки чтения желательно приобрести еще до поступления детей в школу. Это значительно облегчит им усвоение школьных знаний.

Обучение чтению можно начинать в 4-5 лет

Однако в стремлении «вооружить» ребенка навыками чтения, родителям как нельзя важно строго следовать принципу «золотой середины», не стараясь излишне нагружать ребенка развивающими занятиями как минимум, по двум причинам:

  • Во-первых, чтение – это достаточно серьезный шаг, сделать который способен лишь ребенок, достигший определенного уровня психологической зрелости.
  • Во-вторых, учитывая то, что школьная программа рассчитана на «среднего» ученика, ребенку, умеющему читать, будет неинтересно учиться. Это негативно скажется на его познавательной мотивации в будущем.

Когда же лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?

Как определить готовность ребенка к чтению?


Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года

Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.

Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.

Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:

  • Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
  • Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
  • Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
  • Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.

Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать

Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Обучение ребенка слоговому чтению

Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.


Карточки для слогового чтения

В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.

Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично. Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка.


Знакомство с буквами

Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:

  • Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
  • Твердые звонкие согласные: Л, М
  • Глухие, шипящие звуки

В процессе изучения букв и звуков, не стоит торопить детей, пытаясь в максимально короткие сроки освоить весь букварь. Напротив: начинать каждое задание следует с повторения уже пройденного материала. Это позволит максимально прочно закрепить полученные навыки и знания. И развить правильную технику чтения у ребенка.

После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.


Кубики Зайцева для слогового чтения

Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.

В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение.


Занятие должны быть ежедневными

Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.

Обучение по методике Тюленева: достоинства и недостатки системы

«Научиться читать, раньше, чем ходить» - вот главный тезис методики Тюленева. Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?

Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе - как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро , а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.


Детей легче учить в игровой форме

В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.

Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.

Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это - первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.

В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева

Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.

Достоинством методики Тюленева является отсутствие специальных упражнений и тестов, что позволяет ребенку развиваться самостоятельно при помощи правильно подобранных игрушек. Занятия просты; участие в них родителей минимально. Учет всех правил раннего развития, по мнению Тюленева, дает возможность многократно ускорить обучение и добиться поразительных результатов уже в первые годы жизни.

Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

Звуко-буквенный метод научения чтению

В основе звуко-буквенного метода лежит простой тезис: если в самом начале ребенок начинает воспринимать не буквы, а звуки, то вполне логично именно с них и начинать обучение чтению. Именно в этом и заключается преимущество звуко-буквенного метода над слоговым чтением. Кроме того, заучивая слоги, либо слова целиком, ребенок едва ли задумывается над из значением, что зачастую сводит обучение к механическому запоминанию.

Слоговое чтение имеет еще один существенный, по мнению сторонников звуко-буквенного метода недостаток. Чтение по слогам не позволяет ребенку воспринимать текст целиком, а значит – уловить смысл его содержания. Принцип «от простого к сложному» также соблюдается далеко не всегда, поскольку система символов довольно сложна.

Изучать игрушечные буквы намного интереснее

Первый этап обучения предполагает развитие у ребенка мотивации к обучению. Это достигается благодаря включению в процесс занятия материалов об истории возникновения букв, различных системах письменности, принятых в странах мира.

Затем ребенок начинает приучаться к осознанному восприятию звуков. Он внимательно вслушивается в каждый звук, стараясь запомнить его. В памяти формируется первичная база звуков, которую ребенок впоследствии начинает классифицировать, выделяя гласные и согласные звуки, запоминая, чем именно они отличаются друг от друга.

Следующий этап обучения – буквенный. Для того, чтобы ребенок максимально эффективно усваивал предложенный ему материал, для занятий можно использовать яркие плакаты с буквами и картинками. Однако использовать этот метод нужно с осторожностью и чередовать изображения так, чтобы ребенок не ассоциировал с буквой один конкретно взятый образ.


Важно также, чтобы у ребенка было хорошо развито фонематическое восприятие речи и он мог безошибочно назвать звук, который он слышит в начале или в конце каждого названного слова.

Обучение чтению по методу Г.Домана

Эта методика подойдет как для самых маленьких, так и для детей постарше. Научить читать - просто, если превратить чтение в интересную и увлекательную игру – вот основная задача, которую преследует метод обучения чтения по методике Г.Домана. В его основе лежат пять базовых ступеней.

На первом этапе ребенок заучивает первые 15 слов. Для обучения необходимо создать максимально комфортные, способствующие восприятию условия: помещение должно быть уютным, на ребенка не должны воздействовать никакие посторонние звуки и другие раздражители. Сам ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении.

Демонстрация карточек осуществляется следующим образом. Ребенку показывается изображение, помещенное на расстоянии около 35 сантиметров от лица. После чего родитель называет предмет, не комментируя при этом ничего и не заставляя его повторять. Аналогичная процедура повторяется и для другой карточки.


Тематические карточки Домана

Желательно сортировать карточки по тематическим категориям («Семья», «Фрукты», «Овощи», «Животные» и т.д.)

В первый день обучения карточки демонстрируются ребенку в среднем 4 раза. Повторение сеанса происходит примерно каждые полчаса. Общая продолжительность занятия, как правило, не превышает трех минут. Во второй день основное задание также повторяется трижды, кроме того ребенок получает еще три демонстрации нового комплекта карточек.

В третий день родитель использует уже три набора карточек по три в каждом. Количество занятий при этом возрастает до 9.

Таким образом, ребенок учит первые в своей жизни 15 слов. Подобрать их достаточно просто: это могут быть имена его близких, простых фруктов, овощей или продуктов питания, названия животных.


Развивающие карточки для маленьких детей

Как бы ни хотелось родителям ускорить процесс обучения, делать это нельзя ни в коем случае потому, что частая демонстрация карточек сделает занятия излишне скучными и неинтересными для ребенка. Не имеет смысла также и увеличение продолжительности занятий: уже за первые три дня ребенок приобретает навыки распознавания знаков, а также первичные навыки чтения.

Изучив первую группу слов, ребенок может переходить к другой. Тематику можно выбирать самостоятельно. Второй набор слов можно разделить уже на пять наборов по 4 группы в каждой. В дальнейшем для удобства можно будет каждые 5 дней убирать из набора одну карточку и заменять ее другой.

На втором этапе, когда ребенок уже обладает определенным запасом слов, можно переходить уже к разучиванию словосочетаний. Словосочетания играют роль связующего звена между словами и целыми предложениями.


Если правильно использовать метод Домана, то ребенок сам научится читать за 2 месяца

Для того, чтобы научить ребёнка грамотно и легко читать целые словсочетания самостоятельно, составлять их нужно на основе тех слов, которые уже есть в его словарном запасе. К примеру, если ребенок уже выучил названия базовых цветов, к ним можно добавлять существительное: легкие словосочетания, получившиеся таким образом, будут легко усвоены ребенком. А значит, родителям можно будет переходить к более сложным: синонимам, антонимам и т.д.

Этапом, следующим за словосочетаниями, является изучение простых предложений. Словарный запас ребенка к тому времени расширяется уже до 75 слов.


Карточки Домана можно сейчас скачать онлайн

Родители по-прежнему занимаются с детьми по карточкам, только теперь на них нужно писать не слова, а предложения. Такой набор из 5 предложений необходимо показывать в течение 3-5 дней, также как раньше – три раза в сутки. Размер шрифта должен быть таким, чтобы с одной стороны ребенку было удобно воспринимать слова, с другой – чтобы слова легко размещались на карточке. Каждые несколько дней из набора удаляется в среднем по два предложения и на их место встают новые. Каждое предложение можно также сопровождать картинкой, соответствующей его содержанию.


Наборы карточек Домана для раннего развития ребенка

После этого ребенок будет готов к одному из важнейших шагов на пути к чтению – он начинает понимать смысл отдельно взятых слов. Как приучить ребенка к предложениям? Обучение на этом этапе происходит по тому же самому принципу, что и на предыдущем; но количество слов по мере продвижения постепенно увеличивается.

По мере того, как дети будут усваивать новый материал, допустимо уменьшать размер шрифта, поменять его цвет с красного на черный. Если ребенок захочет, он может повторять слова за вами, но требовать от него это не стоит.

Заключительный этап обучения чтению предполагает работу с книгами, содержащими большое количество мелко напечатанного материала. На этом этапе можно будет переходить к связным тексам максимально легко. Однако далеко не каждая книга подойдет для этих целей.

Перед тем, как перейти к такому методу, внимательно осмотрите книгу.


При приавльном подходе дети свободно читают уже в 4 года

Обучающая книга должна включать в себя от 50 до 100 слов. Предложения, из которых состоит книга, должны быть знакомы ребенку. На каждую страницу должно приходиться максимум одно предложение. Иллюстрации в книгах должны быть на отдельных страницах.

Внимательно изучив методики развития навыков чтения можно подобрать ту, которая лучше всего подойдет ребенку. И тогда станет понятно, как легко можно научить ребенка грамотно читать, открыв ему удивительный мир литературы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх