Дидактические игры: играем с детьми от двух до трех лет. Картотека игр на сенсорное развитие

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактическая игра « Почини коврик»

Цель: Закреплять умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств - формы и величины, формировать навыки прикладывания и накладывания для самопроверки; закреплять навыки о геометрических фигурах.

Материал: коврики основных цветов, с прорезями разной формы и размера (круг, квадрат, треугольник); геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники), походящие «для закрытия дырок» на коврике.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но мышки эти коврики испортили. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем залатать (починить) коврики. Каким цветом коврики? Какие заплатки мы положим на коврики? Детям раздаются коврик, приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.

Дидактическая игра « Воздушные шарики»

Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Шарики разные по цвету и величине, ленточки разные по ширине и цвету.

Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

Посмотрите, здесь воздушные шарики!

Какие шарики?

Какие по цвету?

Дети рассматривают шарики и называют цвет и величину.

-« Разложите шарики по цвету»

- « Соберите все большие шарики (маленькие, средние)»

- « Найдите все красные (желтые, синие, зеленые) шарики.

Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому шарику ленточку по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету

Материал: Вырезанные из картона разноцветные шары (овалы или кружочки); вырезанные полоски таких же цветов.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку (полоску), к красному шарику найти красную полоску, к зеленому шарику зеленую полоску и т. д.

Дидактическая игра « Бабушкины блины»

Цель: Способствовать развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Материал: Вырезать из бумаги несколько кружков диаметром

3 см, и несколько кружков диаметром 6 см, тарелка для больших кругов, тарелка для маленьких кругов.

Ход игры: Воспитатель: Бабушка пекла блины (большие и маленькие). Большие блины для мамы и папы, а маленькие блинчики для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Развивать умение соотносить предметы по величине

Материал: Маленький и большой шарики.

Ход игры : Раздать малышам шарики. Сказать: «Сейчас я покажу вам фокус!» Взять маленький шарик и спрятать его в ладошке. Попросить детей сделать тоже самое. Предложить ребятам повторить фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Можно проделывать подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Дидактическая игра «Подбери крышку»

Цель: Развивать навыки классифицирования и сопоставления предметов.

Материал: Кастрюли с крышками

Ход игры: Предложить ребенку совместно приготовить обед для кукол. Возьмите три кастрюли большую, среднюю, маленькую. Скажите, что в большой кастрюле мы будем варить суп, в средней кашу, а в маленькой компот. Уточнить, какие овощи нам нужны для приготовления супа, из чего будем варить компот. Затем сказать ребенку, что перепутались крышки от кастрюль и что вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли. Попросить малыша помочь подобрать крышки по размеру.

Дидактическая игра « Раздай тарелочки»

Цель: Познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна»,

« по одной».

Материал: 4тарелочки, 4 игрушки (куклы медведь ит.д.)

Ход игры: Предложить ребенку покормить игрушки.

Дать ребенку стопку тарелок. Обратить его внимание на количество посуды, оперируя словами « много», « целая стопка тарелок». Попросить раздать по одной тарелке всем куклам. При этом комментировать действия ребенка: Мишке дали тарелку, теперь у мишки одна тарелка; Зайке дали тарелку и у зайки теперь одна тарелка и т. д. После раздачи посуды сделать заключение: «Раздали целую стопку тарелок, и у всех стало по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок.

Дидактическая игра «Грибок к грибку»

Цель: Способствовать развитию мелкой моторики, учить соотносить количественные множества, помочь освоить понятие

«столько же, сколько»

Материал: 5 желтых и 5 красных грибов вырезанных из картона.

Ход игры: Предложить ребенку выбрать грибочки. Объяснить правило игры. Затем взрослый выкладывает один грибок, под ним малыш должен положить свой грибок. Обратить внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте:

« Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов, значит твоих грибов столько же, сколько и моих, их поровну. Можно использовать кубики двух цветов».

Дидактическая игра «Помоги собрать урожай»

Цель: Способствовать развитию навыков классифицирования.

Материал: Муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов, 2 корзинки.

Ход игры: Разложить овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемежку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку овощи, в другую корзинку фрукты.

Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу»

Цель: Учить детей называть и различать красный, желтый, синий, зеленый цвета. Формировать умение соотносить предмет, его цвет. Развивать слуховое внимание.

Материал: шаблоны чашек и блюдец, четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Описание игры: Воспитатель показывает детям красивую коробочку и предлагает узнать, что в ней лежит. Затем детям раздаются блюдца. Чашки выкладываются на середину стола. Задача заключается в том, чтобы подобрать к блюдцу чашку такого же цвета. После выполнения каждый ребенок называет цвет чашки и блюдца, удостоверяясь в том, что цвета совпадают. Затем дети один раз меняются блюдцами и вновь подбирают к ним чашки. Так игра повторяется несколько раз.

Цель: Учить находить предмет по сходству, развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность, воспитывать наблюдательность, интерес к играм.

Материал: Изготовленные варежки разных цветов и узоров.

Ход игры: Раздать детям по одной варежке и сказать: « Вторая варежка потерялась, нужно её найти. Искать будем по сигналу, а сейчас погуляем по группе». Дети гуляют. Раздаются слова воспитателя: «Раз - два - три -пару варежке найди!» Каждый должен стать с тем ребенком, у которого такой же узор на варежке.

Дидактическая игра «Найди одинаковые варежки»

Цель: Учить детей сопоставлять по форме, по цвету геометрических фигур, упражнять в их названии. Учить детей быстро находить нужную фигуру, формировать умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Материал: Пары варежек на каждого ребенка, на которых изображены геометрические фигуры разные по цвету.

Ход игры: По одной варежке раздаем детям, а вторую варежку раскладываем на столе (можно вторые варежки положить на ковер) Под музыку дети гуляют по группе, когда музыку останавливаем, дети должны найти свою вторую варежку. Каждого спрашиваем, какая геометрическая фигура у него на варежке.

Дидактическая игра «Составь пары предметных картинок»

Цель: Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой, правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.

Материал: Парные предметные картинки.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обратить внимание, что картинки повторяются, т.е. являются парными. Показать, как находить пару одинаковых картинок. Предложить выполнить задание детям.

Дидактическая игра: «Продолжи ряд»

Цель : Формировать умение подбирать крышки на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал: Крышки цветные

Ход игры: Предложить детям рассмотреть цветные крышки, попросить назвать цвет, затем предложить детям продолжить ряд крышечек.

Дидактическая игра «Подбери картинку по цвету»

Цель: Закрепить знание 4-ёх цветов, развивать зрительное восприятие.

Материал: Крышки с наклеенными предметными картинками и цветными кружками.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, например, крышку с желтым кружком, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает крышку с зеленым кружком, дети называют цвет и так же подбирают картинку.

Дидактическая игра «Сделай кукле бусы»

Цель: Формировать умение подбирать по цвету предмет (какого цвета шнурок. такого же цвета должны быть и бусинки (трубочки), развивать умение чередовать бусинки двух цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер .

Материал: Шнурки основных цветов (красный, желтый, синий.) деревянные бусины (покрашенные в основные цвета красный, желтый, синий, зеленый) или нарезанные коктейльные трубочки.

Ход игры : Детям предлагается сделать куклам бусы.

Подобрать бусины или трубочки по цвету шнурка.

Чередовать бусы двух цветов(красный - желтый, зеленый - синий и т.д.) по желанию детей.

Дети произвольно выбирают шнурки, бусины (трубочки), при этом, по просьбе воспитателя, называют цвет шнурка, бус.

Дидактическая игра « Подбери ключ к замку»

Цель: Формировать умение соотносить форму и вкладыш; развивать зрительные координации, моторику; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, речь.

Материал: Картонная рамка в виде замка, набор вкладышей (геометрические фигуры).

Ход игры: Мышонок предлагает детям отправиться в сказку, где он живёт, но для этого нужно открыть волшебную дверь, от которой потерялся ключ. Его надо найти, подобрать.

Дидактическая игра «Подбери листочки к дереву»

Цели : Формировать знания о цвете, величине, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать мелкую моторику рук, развивать речь.

Цель : Учить детей различать цвета (желтый, красный, зеленый), формировать умение соотносить листочки по цвету.

Материал: Вырезанные из картона три дерева основных цветов, листочки (желтого, красного, зеленого цветов).

Ход игры: Подул сильный ветер и все листочки разлетелись. Давайте соберем листочки и разложим их к деревьям соответствующего цвета так, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.

Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки»

Цель: Учить детей различать листочки по величине, закрепить понятия: большой - маленький.

Материал : Разноцветные листочки, разные по величине.

Ход игры: Подул сильный ветер и все листочки осыпались на землю. Воспитатель предлагает собрать листочки. Все большие листочки - в большую корзину, а все маленькие - в маленькую корзину.

Игра «Покажи и назови листочек»

Цель: Учить детей показывать листочки по слову, обозначающему цвет, величину; закреплять умение детей различать и называть цвета (желтый, зеленый, красный); закрепить понятие «большой», «маленький».

Материал: Вырезанные большие и маленькие листочки основных цветов (желтые, зеленые, красные).

Ход игры: Предложить рассмотреть листочки, затем попросить детей найти листочек с определенным цветом и размером.

- «Покажите большой красный листочек»

-«Покажите маленький зеленый листочек» и т. д.

Дидактические игра «Что изменилось»

Цель: Развивать зрительное восприятие, память, речь, внимание.

Материал: Вырезанные листочки разной формы и цвета.

Ход игры: Разложить на столе несколько разных листочков (3-4шт.) Предложить детям закрыть глаза. Воспитатель убирает или меняет местами листочки.

- « Что изменилось?»

Дидактические игра « Собери листочки»

Цель: Развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание, творческое воображение, мышление.

Материал: Листочки основных цветов, разные по величине(разрезанные на две части)

Ход игры: Ребята, смотрите, сколько листочков облетело с деревьев. Давайте их соберем ( Взрослый предлагает собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины).Дети складывают листочки, если дети не справляются с заданием тогда вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.Можно спросить какой лист получился (большой или маленький, каким цветом).

Дидактические игра «С матрешками»

Цель : Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрешки с геометрическими рисунками - схемами, геометрические фигуры основных цветов (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники), дорожки, ведерки основных цветов)

1. « Наряди матрешку»

Ход игры: Предложить ребенку украсить платье матрешки геометрическими фигурами. Ребенок берет любую матрешку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру, цвет геометрических фигур должен соответствовать цвету косынки матрешки. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами.

2. «Дорожка для матрешки»

Ход игры: Предложить ребенку выложить дорожку для матрешки. Ребенок берет « дорожку» с геометрической фигурой, того цвета, что и матрешка, выкладывает геометрические фигуры одной формы и одинаковые по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку, пока вся дорожка не заполнится.

3. «Найди ведерко матрешки»

Ход игры : Воспитатель говорит, что матрешка хочет сходить за водой, но не знает, куда подевались ее ведра. Давайте поможем матрешке отыскать ее ведерки. Дети ищут ведерки (ведерки должны соответствовать цвету матрешки).

Дидактическая игра «Цветные горошины»

Цель: Обучение и закрепление знания четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Развитие мелкой моторики, умение группировать предметы по цвету.

Материал: вязаные стручки горошин основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)с замочками, вязаные горошины основных цветов (в каждом стручке по 3 больших и 2 маленьких цветов), вязаный коврик с разноцветными квадратами основных цветов.

1 вариант:

Ход игры: Ребята, посмотрите какие красивые горошины. Горошины любят играть, но играть они могут только на коврике, своего цвета. Нужно разложить горошины по квадратам, по цвету. Горошины и квадраты должны быть одного цвета.

Если ребенок находится на начальной стадии изучения цветов, то вместо целого ковра можно предложит полоски с чередованием двух цветов.

2вариант:

Ход игры: Все горошины перемешиваются на столе Ребята, посмотрите, горошины заблудились, они не могут найти свои домики. Давайте разместим жителей « горошины» по своим домикам «стручкам», и закроем их на замок, чтобы они снова не разбежались. Будьте внимательными горошины разные по цвету и домики тоже разные, каждая горошина живет в домике своего цвета.

Дидактическая игра «В гостях у фигурок- человечков»

Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Обучение приемам обследования формы - обведению пальцами контура фигуры.

Материал: Вырезанные из картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными « лицами» - фигурки человечки.

Так же геометрические фигуры меньшего размера, разного цвета на каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, обводя их контур пальцем, даёт названия этих фигур. Затем проводится игра.

Ребята к нам сегодня пришли фигурки-человечки.

Испекли они в духовке

Сладкое печенье,

Получилось вкусно,

Просто объеденье!

Но у них случилась беда, печенье рассыпалось и перепуталось Фигурки - человечки просят помощи, давайте им поможем собрать печенье.

Каждая фигурка собирает в тарелочку печенье (разноцветные: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники) такой формы, как она сама.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.

Материал: Нарезанные цветные кубики из поролона (красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов, пинцет.

Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

Усольцева В.В

ЯНАО, г. Ноябрьск.

Девочка разбила чашку (на развитие речи).

Воспитатель показывает картинку, на которой изображена девочка, уронившая чашку. Рассказывает: «Несла девочка чашку. Чашка упала и разбилась.

Ой! – испугалась девочка.

Ай – я – я – яй! – сказала мама».

Воспитатель предлагает детям повторить, что сказала девочка, уронившая чашку, и что сказала мама. После совместного повторения несколько детей произносят междометия индивидуально.

Как гудит паровозик (тикают часы)?

Воспитатель напоминает детям, как гудит паровозик (протяжно произносит звук (у)), и предлагает также протяжно, громко воспроизводить этот звук.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как тикают часы (большие и маленькие), произносит звукосочетания с различной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик – так то громко, то тихо, то быстро, то медленно). Если ребенок ошибается, остальные дети его поправляют.

Как машина зверят катала (игра – инсценировка).

Воспитатель ставит перед детьми большой грузовик с открытым кузовом. Недалеко от машины на видном месте он размещает игрушку: белочку, медвежонка, зайчика, ежика. Дети называют их.

Воспитатель сажает в машину зверей и катает их вперед – назад, называя при этом свои действия и побуждая детей повторять за ним: «Стоит на дороге машина, - начинает рассказывать педагог. – Сама синяя, а кузов (показ, пауза)..желтый, колеса (показ, пауза).. красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай да машина! Сами расскажите, какая. (Несколько детей дают описание машины). Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в машину. А машина и поехала: вперед – назад, вперед – назад. (Педагог катает машину, дети произносят вперед – назад). Остановилась машина. «Идите, идите сюда», - зовет зверей белочка.

Следующим в машину прыгнул…(«зайчик»). Стали они кататься вдвоем. Вперед - назад (повторяют три – четыре раза). Тут прибежал…(«мишка»).

Стали звери втроем. Вперед – назад… (затем в машине появляется ежонок). Стали кататься звери вчетвером. Вперед – назад.

Накатались зверюшки, устали. Первой из машины выпрыгнула белочка. За ней зайчик. Потом слез медвежонок. А ежик прыгать не умеет, никак не может слезть. Сидит, чуть не плачет! И медвежонок, вот умница – то! Как его назвала, похвалила.. (хоровой и индивидуальные ответы). Вернулся и: протянул ежонку лапу. Вот так! (Показ). Воспитанные звери и люди всегда помогают друг другу. Что делают?. Только ежонок вышел из машины, она и уехала. А звери стояли и смотрели ей вслед. «До свидания, синяя машина. Спасибо тебе!» - вдруг закричал зайчишка. И остальные звери присоединились к нему. Что они закричали?»

Каким бывает снег.

Воспитатель показывает детям опыт (снег, принесенный в ведерке с улицы, тает, а на дне ведерка оседает грязь) и предлагает ознакомиться с правилами безопасного обращения со снегом.

Нельзя валяться на снегу, потому что он холодный. Вы можете замерзнуть и заболеть!

Нельзя есть снег, потому что вместе со снегом грязь, которую вы видели в ведерке, попадает к вам в рот. Вы можете заболеть.

Кто позвал?

Педагог достает фигурку волка и объясняет правила игры, которые состоят в следующем. Выбирается водящий. Он стоит спиной к детям и не видит, кому воспитатель передает волка. Ребенок, получивший фигурку, произносит «грубым» голосом слова:

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Водящий, не оборачиваясь, должен угадать по голосу, кто из детей подражал волку. Если он ошибается, ему предлагают еще одно задание. Если он вторично ошибается, водящего заменяют Для таких детей воспитатель должен планировать специальные задания на развитие слухового внимания. Если водящий сразу узнал товарища по голосу, опознанный занимает его место.

Куда что положить.

Перед детьми красивая коробка. Воспитатель раскрывает ее и показывает, что в ней лежит. Поочередно достает три предмета, спрашивает: «Что это? Зачем нужен (нужно)?». Выслушивает ответы, уточняет их. Объясняет, что посуду надо ставить на поднос, одежду лучше повесить или положить в шкаф, а овощи сложить в корзинку. Уточняет, куда что следует положить (повесить). Например: «Да это тарелка. Глубокая тарелка. Из глубокой тарелки едят суп (в нее наливают суп). Это посуда. Поставим ее на поднос».

Педагог вызывает ребенка, предлагает ему взять из коробки любой предмет, назвать его, объяснить назначение и положить туда, где лежит аналогичная вещь (посуда, одежда, овощ). Оценивая ответы детей, воспитатель еще раз объясняет детям, какой группе относится выбранный ребенком предмет.

После того, как на подносе, в корзине и шкафу появится по три предмета, воспитатель предлагает всем детям взять из коробки по предмету и разложить их. Проверяет, как выполнено задание. Помогает допустившим ошибки. Для этих детей упражнение предлагается еще раз. Воспитатель показывает поднос и просит перечислить стоящую на нем посуду, затем овощи, одежду. Уточняет: посуда – это чашка, стакан, тарелка, кружка и т. д.

Собачка.

Воспитатель в руках держит собачку и говорит:

«Гав – гав!». «Кто там?».

«Это песик в гости к вам»

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает» и говорит ребенку «спасибо».

Воспитатель предлагает вспомнить, как лает собака, тявкает щенок, квакает лягушка, тикают часы (большие и маленькие), стучит молоточек. После произнесения детьми данных звукоподражаний педагог предлагает отгадать, чей голос они слышат (произносит в произвольном порядке разные звукоподражания: аф – аф – громко, тяф – тяф – тихо, тук – тук – тук – с различной громкостью и скоростью). Дети не только должны назвать, к какому животному или предмету относится звукоподражание, но и сказать, большой или маленький предмет.

Некоторым детям даются задания воспроизвести в той или иной громкости или скорости разные звукосочетания: «Скажи, как тикают большие часы; как квакает маленький лягушонок и т.д.».

Чудесная коробочка.

Воспитатель рассказывает, что у него есть чудесная коробочка (мешочек), где лежит много интересных игрушек. «Сейчас мы все посмотрим, что в ней находится», - говорит педагог. Достает игрушку и спрашивает, что это. Дети хором отвечают. Потом воспитатель предлагает нескольким детям (поочередно) самостоятельно вынуть из коробки игрушку, показать ее всем присутствующим и сказать, что достал, зачем она нужна эта вещь (из кубиков строят дом, ленту завязывают бант, в ванне моют куклу и т. д.).

Далее детям раздают по картинке, из них нарисованы банка, дом, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок и др. Воспитатель спрашивает: «У кого то, в чем можно пойти гулять?» (Дети называют пальто, ботинки); «У кого то, во что можно налить воды и поставить цветы?»; «У кого птица, которая может кукарекать?»; (Дети сначала индивидуально, а затем хором произносят названия предметов, игрушек).

Воспитатель на стол ставит две игрушки: часы и лягушку. Затем он дважды читает загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: «На стене висят, тик – так говорят «часы)». После того как дети ответят, их вниманию предлагается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква – ква – ква (лягушка)».

Дети на прогулке.

Учить детей создавать в воображении образы на основе схематичных изображений предметов. Предлагается несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всем детям. На каждой изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого недорисованный предмет. Детям предлагается угадать его.

Дорожные знаки.

Учить ориентироваться в дорожной ситуации, соблюдать Правила дорожного движения, контролировать выполнение правил другими. На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки, вспоминают правила работы светофора, нарушавших правила движения задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять Правила дорожного движения.

Игра с матрешкой.

Дети совершают действия с матрешками (танцуют, поют). Педагог демонстрирует два домика, две елочки разной величины и просит детей поселить в домики матрешек. Составляет рассказ, а дети его дополняют.

Игровые ситуации с использованием персонажа: «Ослик» (упражнение на звукопроизношение).

Воспитатель просит вспомнить, как кричит лошадка: протяжно произносит звук (и); побуждает рассмотреть ослика, его длинные уши, подражать ослику, крича: и – о – о. Приглашает зайчика поиграть с осликом. Дети сравнивают уши и хвосты животных (у ослика длинные уши, у зайчика короткий хвост).

Большой – маленький.

Подобрать одинаковые предметы по парам (большой маленький), расставить их на столе.

Кто в домике живет?

Детям раздаются картинки с изображением лесных зверей, показывают изображение домика, спрашивают, кто в домике живет. (нора – лиса, дупло – белка, берлога – медведь).

Лесенка.

Показать ребенка, как можно построить лесенку, прикладывая один брусок к другому (начиная с самого тонкого и заканчивая самым толстым). Взять игрушку кошку и показать малышу, как она поднимается по лесенке, а потом спрыгивает с верхней ступеньки вниз. Одновременно произносить слова: топ – топ – топ, прыг – скок! Предложить ребенку повторить эти действия, комментируя их. Как бы случайно, одним движением сломать лесенку. Сказать: «Ой, сломалась!» - и попросить ребенка починить ее. При выкладывании ступеней уточнить у малыша: «Где маленькая ступенька, где побольше, а где самая большая?» Когда лесенка будет восстановлена, повторить игру.

Мы едем в лес на велосипедах

(игра на воображение).

Вопросы: Хотите погулять в лесу? На чем можно доехать до леса? Лучше всего на велосипеде, почему? (Не надо бензина, проедет по узкой дорожке, весело, не шумит).

Опыт с предметами (тонут/ не тонут, плавают).

Воспитатель читает потешку, одновременно выполняя действия по умыванию, ставит таз с водой на стол. «Кукла умылась, развеселилась, стала играть в мяч. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой. Кукла испугалась – утонет мяч». Дети подходят к тазу с водой и видят, что мяч плавает, не тонет. «Кукла решила, что и машинка не утонет, а она утонула, как и шарик». Вывод: машинка утонула, шарик утонул, а мячик плавает.

Отгадай и назови.

Воспитатель просит детей показать картинки с изображением вещей, которые можно гладить (платье, фартук, платочек и т.д.). Далее просит показать и назвать то, что можно резать ножом (сыр, хлеб, арбуз и т.д.). В конце игры делает вывод, что можно резать, а что гладить.

Поезд путешествует по нашей группе.

Материалы и оборудование: план группы (на нем обозначены двери, окна, кукольный уголок, уголок конструирования). Стрелки.

Воспитатель говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будетевагончики, а я – паровоз. Поезд поедет туда, куда показывает стрелка».

Прочерчивает на плане путь поезда от двери через комнату по диагонали в угол, затем вдоль одной из стен до другого угла, снова по диагонали через группу в противоположный угол и опять вдоль стен.

Покажи мне, как ты…

Эта игра поможет ребенку следовать Вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что Вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажите мне, как ты…» («Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до маминого носа»). Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать Вам. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.

Поможем Маше собраться на прогулку.

Воспитатель знакомит детей с куклой Машей, побуждая их здороваться и представляться. С помощью взрослого вещи куклы складываются в игрушечную мебель – шкафчик. Впоследствии с воспитателем рассматривается алгоритм одевания на прогулку.

Скажи какой.

Взрослый достает предмет из коробки и называет, а ребенок должен назвать его признаки: груша – желтая, мягкая, вкусная и т.д.

Сложи узор.

Воспитатель просит детей сложить узор из 5 кубиков по схеме, но сам создает неправильный узор. Дети должны найти и исправить ошибку.

Угадай, кто это.

Учить различать и называть гуся, утку, курицу. Гусь – белый, с красным клювом, у него длинная шея. У утки клюв похож на лопату, ноги короткие, лапы с перепонками. У курочки клюв маленький, ножки длинные и тонкие, на лапах коготки.

Чего не стало.

Перед детьми в ряд выставляются игрушки, посуда или овощи.. Попросить детей назвать каждый предмет, а потом закрыть глаза и убрать один из предметов.. Спросить: чего не стало.

Что изменилось? (на внимание).

На столе разложены игрушки. Попросить детей закрыть глаза, убрать одну игрушку. Спросить: «Что изменилось?».

Выбери предмет

(дидактическое упражнение).

На столе разложены различные предметы. Предложите детям выбрать только те предметы, которые помогут им утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста), или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Буратино – путешественник

(игровая ситуация с использованием персонажа).

Воспитатель . Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Буратино. Я зашел в в комнату, где дети:

Засучив рукава, намыливают руки, вытираются..

Зевают, отдыхают, спят…

Пляшут, поют, кружатся..

Был я в детском саду, когда дет:

Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят….

Одеваются, прощаются…

Лепят снежную бабу, катаются на санках.

В гости пришел Петушок

(игра на ознакомление с окружающим).

Взрослый держит игрушечного петушка, поет песенку, «клюет зернышки» из ладошек детей. Дети помогают петь песню и гладить петушка. Рассматривают курочку, цыплят и петушка. Вспоминают, кто как кричит. Озвучивают:

Ку –ка – ре – ку!

Ко – ко – ко!

Цып – цып – цып, - хозяйка так зовет. Зовем тихо и громко, делаем движения руками – сыплем зернышки, а потом пальчиками «клюем».

Клю – клю – клю.

Дети еще раз просматривают картинки, запоминают, что петух и курица домашние птицы.

Зачем разводят домашних птиц? (Для того чтобы получать яйца, мясо, перо)

Где живут домашние птицы? (В курятнике).

Педагог показывает картинку с изображением курятника.

Кукла Галя недовольна

(игра с игрушками в подготовленной взрослыми ситуации).

Разложить на столе игрушки, с которыми могла бы поиграть кукла Галя: мячик, машинку, кубики, мишку, зайку, слоника – по выбору. В стороне от них сидит кукла Галя, с недовольным видом, отвернувшись в сторону от остальных игрушек или боком, на другие игрушки не «смотрит».

Воспитатель привлекает внимание детей: «Сколько игрушек! Это что? Мяч. Вот как он скачет (играет с мячом). А это что? Машина (катает машину, гудит «би – би»). А это кубики (с ребенком рассматривает и называет все игрушки, кроме Гали). А это кто? Да это же Галя! Здравствуй, Галя! Галя, ты почему не отвечаешь? Не хочет Галя нам отвечать. И от игрушек отвернулась. Не смотрит Галя на игрушки, не хочет с ними играть. Огорчились игрушки. Мишке грустно, мишка чуть не плачет. И слоник огорчился. Что случилось, Галя? (Берет Галю на руки, осматривает ее, трогает ей лоб). Все понятно. Галя гуляла под дождем, вот и простудилась. Заболела Галя. Лоб у Гали горячий. Голова у Гали болит. Надо нашу Галю в кроватку положить (раздевают Галю, укладывают в кровать).

(на сенсорное развитие).

Дети распределяются по двое (трое) и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость.

Так ребенок опытном путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше.

Чудесный мешочек.

В нем игрушечные овощи и фрукты, посуда. Ребенок на ощупь узнает предмет, называет его, затем достает и убеждается в правильности своего ответа.

Транспорт

(дидактическое упражнение).

Воспитатель достает из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривает и отмечает материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Затем просит выделить их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и различия.

Сорока.

Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам мыльце.

Сорока . Не дам, не отдам. Возьму ваше мыльце.

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока . Не дам, не отдам. Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети . Сорока, сорока, отдай нам очки.

Сорока . Не дам, не отдам. Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Отдам сорочонку - звони мой сыночек.

Воспитатель. Ты сорока, не спеши, ты у деток попроси.

Все тебя они поймут. Все, что надо, подадут.

Что хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Дети, что для этого нужно сороке?

Дети называют и приносят все предметы. Сорока благодарит и улетают.

Собери пирамиду из кубиков

(развивающая игра).

Взрослый обращает внимание детей на то, что у них есть кубики разной величины. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самый большой кубик. Какой поменьше? Самый маленький какой?» - спрашивает взрослый. Учит детей сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, последовательно самый большой кубик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая кубики в порядке уменьшения их величины, т.е. в определенной последовательности.

Свойства красок

(игра – эксперимент).

Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом, у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Воспитатель ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Сбирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус». Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду (Чья желтая водичка? Юлина!»). Спрашивает: «Что у вас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый создает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т. д.

Прятки

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им»У нас в группе поселились неизвестные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто – то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто – то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски). Кто – то под кукольной кроватью; кто – то на столе; что стоит справа от меня.

Постройка домика для лесных зверюшек (конструктивная игра).

Зайчик. Дети, какие это фигуры? (Треугольники). Какого они цвета? (Зеленого.) А что же из них можно построить? (Елочки.) Сделаем их красивыми, пушистыми, с зелеными иголками.

Дети конструируют из зеленых треугольников елочки.

Лиса . Спасибо за елочки. Вот только мы не знаем, как починить наши домики. У нас есть фигуры. Я не знаю, как они называются. А вы знаете? Какая это фигура? Какого она цвета? Постройте домик для меня.

Один из детей строит домик для лисички. Воспитатель сопровождает «строительство» чтением четверостишия.

Взял треугольник и квадрат,

Из них построим дом. И вот,

Ты этому, конечно, рад

(обращаясь к кому – нибудь из детей),

Теперь лисичка (мишутка, зайчишка, волчонок) в нем живет.

Построй башенку для Петрушки

(развивающая игровая ситуация с использованием игрового персонажа).

Взрослый показывает: у каждого ребенка есть полые кубики и колпачки (конусы), предлагает построить из них башенки. Вначале из кубиков. Показывает образец на своем материале. Затем побуждает детей выбрать кубики и вложить меньший кубик в большой.

Во второй части занятия дети строят башенки из конусов. Взрослый обещает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть.

В конце занятия дети разбирают башенки, меньшую деталь в большую; в результате получается пара вложенных один в другой кубиков и пара вложенных конусов.

Магазин игрушек

(на развитие речи).

Из кубиков или строительного набора строится лестница, на ее ступеньках размещаются мелкие игрушки: машинки, мячики, пирамидка, юла, кукольная посуда и т.д. Это «Магазин». В стороне «больная» кукла Галя лежит в кроватке, возле кроватки сидит мишка, Петрушка, зайка (набор игрушек может быть другим, в зависимости от того, какие игрушки у вас есть).

Воспитатель . Заболела наша Галя. Лежит Галя в кроватке. Скучно Гале. Мишка жалеет Галю. Захотел мишка новую игрушку Гале подарить. Встал и пошел в магазин (мишка идет). Вот какой магазин!

Мишка относит Гале пирамидку. Остальные игрушки тоже идут в «магазин» и покупают игрушки.

Воспитатель. Теперь Гале будет весело. А что вы (обращается к детям) хотите купить в магазине?

Матрешки

(математическая игра).

Взрослый обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагая каждому ребенку взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голосом стук: «Тук – тук – тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив ее руки и фартучек. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.

Много – мало.

Вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой – много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4 – 5), а в большую поменьше (2 – 3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. Далее детям предлагается сюжетная игра «Строители»

Подарим зайке игрушки

(на развитие речи).

Воспитатель предлагает посмотреть детям, какой красивый зайка, он пришел к ним в гости.

Какие у зайки ушки? (Длинные, пушистые)). Зайка любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем зайку в одинакового цвета одежду. (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета) . Далее дети выбирают из чудесного мешочка для зайца игрушки – подарки, называя их и подбирая по цвету к цвету одежды. (Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.).

Найди такой же предмет

(на сенсорное развитие).

По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2 – 3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.

Опять мимо !

(дидактическое упражнение)

После того как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, воспитатель усложняет задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Это баночка наполнена на половину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Игра - это практически единственный инструмент, при помощи которого можно обучать и развивать дошкольника. В этом возрасте детям очень сложно сосредоточиться и длительное время выполнять определенную задачу. В игровой форме вы сможете обучить своего малыша правильно разговаривать, считать, писать, общаться со сверстниками и взрослыми.

Данные игры предназначены для детей от 2,5 лет.

"Кто где спрятался?"

Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: любая игрушка.

Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: "Куда спряталась игрушка? (под стол). Правильно. Игрушка под столом". Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом: "Куда ты спрятал игрушку?"

"Назови ласково."

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: Картинки с изображением предмнтов из какой-нибудь серии (посуда, мебель, транспорт, животные).

Описание игры.

Взрослый показывает ребенку картинку с изображением, например, машины и спрашивает что это (машина). Затем просит ребенка назвать машину ласково (машинка).

"Что внутри?"

Цель: развивать мышление, воображение, речь, слуховое воприятие ребенка.

Описание игры. Посадите ребенка перед собой. Называйте тот или иной предмет или место и побуждайте ребенка называть то, что может находиться внутри этого предмета или места.

Например: дом - стол; шкаф - свитер; холодильник - кефир; тумбочка - книжка; пузырек - лекарство; кастрюля - суп; дупло - белка; улей - пчелы; нора - лиса; автобус - пассажиры; корабль - матросы; больница - врачи; магазин - покупатели.

Примечание:

первое время помогайте и подсказывайте ребенку необходимые слова.

"Что вокруг нас?"

Цель: развивать внимание, мышление, расширить словарный запас ребенка и его кругозор.

Описание игры. Попросите ребенка осмотреть комнату, в которой он находится. Затем он должен назвать как можно больше предметов, которые находятся в этой комнате. Рассказывайте ребенку о каждом названном предмете.

Примечание: во время проведения этой игры можно учить ребенка новым словам.

Цель: Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер.

Описание игры. Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки для каждой баночки и закрутить. Затем преложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получатся, обязательно помогайте ему.

Подборку подготовила Т.И. Носова

Литература:

"Энциклопедия развивалок",

"Дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста".

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Подготовила воспитатель 1младшей группы № 4

Хабибуллина Альфия Ринатовна

Дети в возрасте 2-3лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игры, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием.

Недаром профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

«Посади бабочку»

Цель: Закреплять представления детей о четырех цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает большие цветы на фланелеграфе и показывает бабочек.

Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

Воспитатель: «Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д. Все бабочки спрятались их не видно».

Воспитатель: «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок. Они сели на такие же цветки, спрятались, их не видно. Молодцы, ребята, помогли всем бабочкам найти «свой» цветок. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, зелёная бабочка села на жёлтый цветок (не такой), теперь её хорошо видно».

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли бабочкам! Теперь все видят, какие бабочки красивые, разноцветные. Пусть наши бабочки отдохнут, а мы с вами поиграем. Превратимся в красивых бабочек. Пройдёмте на коврик и повторяйте все движения за мной».

Игра «Бабочки»

Спал цветок и вдруг проснулся, Плавно поднять руки вверх.

Больше спать не захотел. Повернуть голову вправо-влево.

Шевельнулся, потянулся, Руки на пояс, встать на носочки.

Взвился вверх и полетел. Маховые движения руками, бег на носочках.

«Определи на ощупь»

Цель: формировать умение определять на ощупь различный материал.

Ход занятия: Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, пушистая.

«Найди варежку такова же цвета»

Цель: Учит подбирать цвета по принципу такой не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Развитие внимание.

Ход занятия: Воспитатель показывает варежку, а ребенок должен найти на столе такую же варежку. и так воспитатель показывает все варежки по очереди и ребенок находит все такие же варежки. В нашей группе я часто провожу эту игру. И дети с удовольствием играют по очереди в эту игру. С помощью этой игры я обратила внимание, что дети быстрее стали различать и называть цвета. В самостоятельной деятельности дети сами проводят эту игру с младшими детьми.

«Разложи палочки по баночкам»

Цель: Учить различать цвета по принципу, такой не такой; сортировать предметы по цвету.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные палочки, а сюда все желтые».

«Разноцветный зонтик»

Цель: Упражнять названии четырех цветов, круг, развивать мелкую моторику, координацию рук..Воспитывать внимание.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают зонтик. Воспитатель читает стихотворение:

На картинку посмотри

И котёнку помоги:

Зонтик надо починить,

Чтобы ушки не мочить.

Затем воспитатель объясняет, как можно починить зонтик. «Заплатки» нужно правильно подобрать по цвету и форме - ведь зонтик разноцветный и дырки на нём круглой формы. Воспитатель предлагает рассмотреть первый сектор зонтика и рассказать, какого он цвета, какую форму имеет дырка, а значит какой должна быть заплатка.

Затем воспитатель предлагает самостоятельно выбрать остальные заплатки.

« Собери и наряди елочку »

Цель: Учить из 4-х частей составлять целую картинку. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Карлсон и приносит с собой корзинку с дидактической игрой «Собери и наряди елочку».

Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинку (показываю картинку). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с елочку. Ребята, поможем Карлсону в беде? Ведь скоро праздник Новый год.

Мелана поможет Карлсону сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок В процессе работы слежу вместе с Карлсоном, как Мелана выполняет задание, предлагаю чаще смотреть на образец.

«Разноцветные прицепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком прицепки и предложите разделить их на четыре кучки. Покажите, как следует раскладывать прицепки, комментируя свои действия: «Давай разложим прицепки на четыре разноцветные баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет прицепок: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные прицепки, а сюда все желтые».

Копилка «Разложи фигуры по местам»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения, формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета.

Ход заня т ия : На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры из цветного картона и баночки копилки из четырех цвета. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру, а не другую.

« Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Цель : Учить детей узнавать и называть основные цвета. Учить детей различать ленточки по цвету и ширине. Развить речь детей. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия :

Воспитатель показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »


Узнайте животного по описанию .

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Кто что ест.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Кто как кричит.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Животные и их малыши.

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

Кто где стоит.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Дикие и домашние животные.

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

Кто пришел?

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: веревка и звонок.

Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

Дети. Кто пришел?

Ребенок. Гав-гав-гав!

Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Игра «Позови свою маму»

Цель:

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш - Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать - ответить им - и побежать - поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Кто что ест.

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал : Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное »

Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака - домашнее животное.
Медведь - дикое животное.

Кто где стоит.

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом. Ход игры Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

Дидактическая игра «Пятый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Карточки для игры:
1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

Дидактический материал : Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

Дидактические игры по теме «Дикие животные"Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).

Игра «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

Игра «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.

Игра «Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Игра «Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

Игра «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка - белочка
Лиса - лисичка

Игра «Один - много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка - белки - много белок
Медведь - медведи - много медведей

Игра «Посчитай!»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их - всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь - два медведя - пять медведей
Один еж - два ежа - пять ежей
Одна белка - две белки - пять белок

Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Игра «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось - большой, а заяц - … (маленький).
Волк - сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

«Найди детеныша для мамы»

ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

Аналогично дети выполняют и три других задания - на выбор нужной картинки.

«Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

«Гав-Гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» - на заре,

«Гав! Гав!» - на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав - гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

«Чьи детки?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.

Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

« Да или нет»

Дидактическая задача

Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.

Оборудование. Игрушечный котенок.

Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,

Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх