Дидактический материал для раннего возраста. Дидактические игры в группе раннего возраста

Картотека дидактических игр
по сенсорному развитию детей раннего возраста

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Д/И «ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек — одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., так как надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Формировать умение выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.

Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей раннего возраста

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребёнок может ещё не выделять форму зрительно и тем более не знать её названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым нужно научить ребёнка. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно, Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа – примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять её из предмета и соотносить с формой других предметов.

Приведем примеры дидактических игр, учитывающих вышеперечисленные требования к организации развивающего взаимодействия взрослого с ребенком раннего возраста.

Спрячь мышку от кошки.

Цель: Учить различать цвета.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.

Словарь: Кошка (мяу – мяу), мышка (пи – пи –пи), домик, дверь, хорошо, спрятать.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

Живёт в норке – грызёт корки,

Кошки боится.

(Мышка)

  1. Работа по теме.

Появление мышки (пищит). Мышка просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то кошка найдёт мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.

  1. Итог.

Обратить внимание, что ребёнок хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и двери одинаковые – одного цвета).

Найди цветок для бабочки.

Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).

Оборудование: Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.

Словарь: Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.

Ход игры.

1. Орг. момент.

Педагог просит ребёнка закрыть глаза. На столе педагог раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых бабочек.

2. Работа по теме.

Рассматривание бабочек. Рассматривание цветов.

Объяснение педагогом задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Педагог даёт образец (показывает): «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».

  1. Итог игры.

Помоги Ёжику собрать грибы.

Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.

Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами.

Словарь: Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог спрашивает детей, кто был в лесу (что растёт в лесу: деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, ёж).

  1. Работа по теме.

К детям приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.

1 вариант: Педагог показывает ребёнку картинку с изображением гриба и говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.

2 вариант: Педагог просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).

  1. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Ёж благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Педагог поощряет детей: «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.

Сделаем картинку.

Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.

Оборудование: Большой лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки, медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.

Словарь: Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог загадывает загадки детям:

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придёт весна –

Просыпается от сна. (медведь).

Над цветком порхает, пляшет

Крыльями машет. (бабочка).

Я стою на ножке толстой,

У меня есть красивая шляпка –

Под сосною я расту. (Гриб).

Потом педагог раздаёт детям контурные изображения (большой медведь – маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб – маленький гриб).

  1. Работа по теме.

Работа с трафаретами.

Педагог спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребёнок говорит: «У меня» (или поднимает руку), - потом должен наложить трафарет на контурное изображение.

  1. Итоги.

Оценка деятельности ребёнка.

Воздушные шарики.

Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.

Оборудование: Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.

Словарь: Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Работа над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Надуваем мы шар,

Надуваем большой –

Вдруг, шар лопнул –

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(Соединяем пальчики обеих рук).

  1. Работа по теме.

Рассматривание картинки с изображением мишки и зайца. Педагог говорит, что у них улетели воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета, как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».

  1. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Педагог спрашивает у ребёнка: какого цвета шарики у Мишки, у Зайчика. У кого больше шариков?

Разноцветные поезда.

Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.

Словарь: Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,

Колёса стучат – чух – чух –чух.

(демонстрация поезда с вагоном).

  1. Работа по теме.

Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом педагог отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».

  1. Итог игры.

Педагог обращает внимание, что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».

Лото (узнавание цвета).

Цель: Учить различать разные цвета, продолжать выбирать цвет по образцу.

Оборудование: листы лото разных цветов с двумя прорезями, вкладки таких же цветов.

Словарь: У меня такой, цвет, правильно, название цвета, смотри внимательно.

Ход игры.

  1. Орг. момент.
  2. Работа по теме.

Педагог раздаёт детям листы лото. Потом педагог поднимает по одной маленькой карточке (вкладке) и спрашивает: У кого такая? (такой цвет?) Можно спросить, правильно ли ребёнок выбрал цвет.

  1. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка: «Смотри внимательно, какой у тебя цвет? - А я какой показала?»

Сделай дорожку.

Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

Оборудование: Зайчик, вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона (трафареты).

Словарь: заяц, дорожка, название геометрических фигур.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог спрашивает у детей, какие они знают геометрические фигуры. Дети называют.

  1. Работа по теме.

Педагог объясняет: «Зайчику нужно пойти в лес, давайте ему поможем – сделаем дорожку». Дети рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение геометрических фигур. Педагог обращается к каждому ребенку: «Ты должен назвать эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.

  1. Итог .

Оценка деятельности каждого ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».

Куда пойдёт Зайчик.

Цель: Та же.

Оборудование: Заяц, вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса, геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм (геометрических фигур).

Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).

Ход игры.

  1. Орг. момент

Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришёл:

Длинные уши, любит морковку. (Заяц).

  1. Работа по теме.

Рассматривание дорожек: «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг), а потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы, сначала – круг, потом какая? (квадрат), а потом - треугольник. Дорогу нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их, называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».

Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.

  1. Итоги игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).

Зоопарк.

Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.

Оборудование: Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).

Словарь: Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог загадывает загадки:

Быстро прячется от страха

В панцирь твёрдый… (Черепаха)

Вот так шея! Выше шкафа!

У пятнистого… (Жирафа).

Поднимает хобот он…

Кто же это? Это… (Слон).

(когда дети отгадывают загадки, педагог показывает животных).

  1. Работа по теме.

Педагог говорит, что все эти животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей маленький нужен).

  1. Итог игры.

Оценка деятельности педагогом. Можно попросить детей, чтоб они свои нарисовали домики для этих животных.


ПРИМЕРНЫЙ План ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Составила

Воспитатель ДОУ №7

«Пингвиненок»

г. Снежногорск

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

октябрь

1.Знакомство с формой предметов

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную

характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка -10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.

2.Знакомство с величиной предметов

Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Материал: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка – 16 см, маленького – 10 см. размер большого кубика – 4,5х 4,5х4,5 см, маленького 3х3х3 см.

3.Знакомство с цветом предметов

Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов. Высота ведерка-12см, размер предметов - вкладышей - 3-4.5см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

4.Нанизывание колец на стержень

Цель: учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.

Материал: стержень высотой 20см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5см с большими отверстиями.

5.Нанизывание колец одинакового размера

Цель: продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.

Материал: одноцветные пирамидки на 5 колец одинакового размера из расчета 1 пирамидка на ребенка. Цвет пирамидок следующий: красный, желтый, зеленый, синий, красный.

6.« В гости к нам пришла матрешка».

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине. Вводить понятие маленькие матрешки, большие матрешки.

Материал: 12 матрешек двух размеров: по 6-высотой 10 и 5см. 12 чашечек одного цвета и двух размеров. (Столики изготавливают из коробок, вырезав боковые стороны.)

7.Знакомство со свойствами предметов

Цель : в процессе практических действий с предметами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить со свойствами шара: круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается.

Материал : 8 шаров, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.). Лоток для скатывания шаров.

8.Нанизывание шаров на стержень

Цель : учить выполнять действие нанизывание шаров на стержень: повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень. Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 шаров для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для шаров.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

ноябрь

9.Знакомство со свойствами предметов

Цель : в процессе практических действий знакомить детей с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: : 8 кубов, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.).

10.Нанизывание кубов на стержень

Цель : закрепить действие нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Действуя с кубами, развивать пространственное воображение ребенка, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 кубов для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для кубов.

11.Группировка предметов по форме

Цель : учить детей умению группировать однородные предметы, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

Материал: однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец и 5 квадратных брусков.

12.Нанизывание больших и маленьких колец

Цель : обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова (большой, маленький).

Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца - 4,5 см,

маленького-3см.

13.Раскладывание однородных предметов разной величины Цель : учить детей действовать с шарами, кубами - выбирая их по форме и величине; обхватывать шар, удерживая его ладонью и пальцами, куб - удерживать большим, указательным и средним пальцами, обхватывая его сверху или сбоку; понимать слова шар, кубик, большой, маленький.

Материал: две коробки в виде параллелепипеда (40х20х20см.) На крышке одной –круглые отверстия, для большого шара и для маленького, на другой крышке аналогично – квадратные. Для каждого ребенка 3 больших и 3 маленьких шара, 3 больших и 3 маленьких кубика.

14.« В гостях у матрешки» Цель : продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении. Состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Развивать цепкость, силу кончиков пальцев.

Материал: матрешка (высотой 10-12см.), внутри ее цветная салфетка, домик (теремок).

15.Знакомство со свойствами предметов

Цель : познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим (кубы, конусы, цилиндры). Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство – величину предметов.

Материал: набор из 8 одноцветных полых кубов, убирающихся последовательно один в другой.

16.Нанизывание колец на конус

Цель : учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Материал : пирамидка на конической основе из 5 колец, равномерно убывающих по размеру.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

декабрь

17. Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель : способствовать накоплению зрительно-осязательных впечатлений. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал : выдвижной ящик с двумя объемными фигурами: шаром и кубом.

18. « Что там в ящичке?»

Цель : накопление сенсорного опыта детей, создание условий для обследования объемных геометрических фигур. Продолжать развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал : выдвижной ящик с тремя объемными фигурами: шаром, куб, треугольная призма.

19. «Спрячь шарик»

Цель

Материал : сортировочный ящик, крышка с круглым отверстием, три шарика.

20. «Спрячь кубик»

Цель : соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал : сортировочный ящик, крышка с квадратным отверстием, три кубика.

21. «Спрячь крышу (призму)»

Цель : соотнесение предметов по форме; совершенствовать умение действовать с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал : сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы.

22. « Что там в ящичке?»

Цель : продолжать учить детей соотносить предметы по форме; развивать умение действовать в соответствии с указаниями педагога; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал : сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы, три шарика и кубика.

23. « Чудесный мешочек»

Цель : различение на ощупь и называние объемных геометрических фигур (шарик, кубик, крыша).

Материал : яркая игрушка, « чудесный мешочек», вкладыши из «сортировочного ящика»: шары, кубы, треугольные призмы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

январь

24. Действия с полыми

предметами

Цель : совершенствовать практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство-форму. Развивать ориентировочно - исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, целенаправленность действий рук, совершенствовать глазомер.

Материал : набор из 8 цилиндров колпачков, последовательно убирающихся один в другой, аналогичный набор из 8 кубов.

25. Действия со сборно-разборными игрушками.

Цель : продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая . Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.

Материал: матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),

неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).

26. Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель : упражнять детей в размещении контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами: шарами, кубами, треугольными призмами.

Материал : сортировочный ящик, крышка с тремя отверстиями – круглым, квадратным и треугольным, три призмы, три шарика и три кубика.

27. Ориентировка в трех

величинах

Цель: учить детей ориентироваться в предметах 3 величин: большой, поменьше, маленький; понимать слова поменьше, побольше, соответствующие промежуточной величине предметов; подбирать предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину.

Материал: 3 полых цилиндра, разница в величине – 2-3 см. (из расчета на одного ребенка).

28. «Найди пару варежке»

Цель : учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал: кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

29. Знакомство с кругом

Цель : учить действовать с плоскими предметами круглой формы. Закреплять практический опыт действия с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нельзя, но и круг и кольцо можно прокатить). Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами разных цветов.

Материал: большие кольца и круги (диаметром 30,40,50см.- всего 20 колец, 20 кругов), стойка для нанизывания предметов

30. «Подбери колеса к

грузовикам»

Цель : продолжать учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такой, не такой; накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами (колесами) красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Материал: грузовики 4 цветов сделанные (вырезанные) из картона, отдельно – колеса: красного, синего, желтого, зеленого цвета (из расчета на одного ребенка).

31. Нанизывание колец, убывающих по величине

Цель : Развивать умение действовать в определенной системе, подбирая кольца по убывающей величине. Учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных.

Материал: пирамидка из 4-5 колец, разных по величине и цвету.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

февраль

32. Пособие «Угадай-ка».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, зеленым), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и зеленого цвета.

33. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым и красным), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и красного цвета.

34. «Неваляшка» (моделирование)

Цель:

Материал : лист картона, 2 крышки желтого, зеленого цвета.

35. «Неваляшка» (моделирование)

Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).

Материал : лист картона, 2 крышки желтого, красного цвета.

36. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; познакомить с синим цветом; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и синего цвета.

37. Ориентировка в пространстве.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.

Материал : ленты красного и синего цвета (3-4шт. на ребенка).

38. Группировка предметов по форме и цвету

Цель: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и имеющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства: цвет и форму.

Материал : по 5 шаров и кубов желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета, лоток для скатывания шаров.

39. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, красным, зеленым, синим), величиной (самая большая и самая маленькая) крышки; соотнесение предметов круглой формы и четырех величин при выборе из четырех.

Материал : подставка, 4 крышки основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

Март

40. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель: развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка с четырьмя крышками. Две фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета.

41. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель:

Материал : подставка с четырьмя крышками. Три фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик.

42. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель: накопление сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка с четырьмя крышками. Четыре фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик, красный грибок.

43. Пособие «Занимательные

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с квадратом. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами и квадратами разных цветов.

Материал : квадраты и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

44. Пособие «Занимательные

фигуры» «Найди такую же по форме

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с кирпичиком. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кирпичиками и кругами разных цветов.

Материал : кирпичики и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в опреде - ленной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

45. «Найди такую же по форме

Цель : упражнять детей в различении, сопоставлении и назывании основных цветов: красный, зеленый, синий, желтый; сопоставлять и называть форму предмета: круг (кольцо, кружок), квадрат, кирпичик, фигура, как крыша; развивать умение детей раскладывать однородные предметы на группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); развитие словаря:

Материал : круги, квадраты, кирпичики, призмы четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

46. Пособие «Занимательные

фигуры» «Найди такую же по форме

Цель : развивать умение детей раскладывать однородные предметы на две группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); познакомить с фигурой, как крыша (призма); развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал : призмы и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

47. Пособие «Занимательные

«Разложи фигуры на подставке».

Цель : накопление сенсорного опыта. Учить детей раскладывать фигуры в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, кирпичик – на 2 стержня, называя цвет фигуры. Упражнять детей в различении, сопоставлении назывании геометрических форм: круг (кольцо, кружок), кирпичик. Закреплять умение детей раскладывать однородные предметы на две группы.

Материал : подставка, круги и кирпичики четырех основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

апрель

48. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, круги и призмы четырех основных цветов.

49. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, круги и квадраты четырех основных цветов.

50. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, кирпичики и призмы четырех основных цветов.

51. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, кирпичики и квадраты четырех основных цветов.

52. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме, треугольник – на 3 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, призмы и квадраты четырех основных цветов.

53. «Составь узор».

Цель : раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последовательности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал : круги и кирпичики синего и красного цвета

54. «Составь узор».

Цель : раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последователь - ности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал : круги и квадраты зеленого и желтого цвета.

55. «Вот как я умею!» (украсим группу разноцветными улочками)

Цель : составление картинок из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме; развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал : 4 разноцветных призмы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

май

56. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек подружек: веселую и грустную неваляшку).

Цель

Материал : 4 разноцветных круга.

57. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек домики)

Цель : продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал : 2 призмы и 2 квадрата зеленого и красного цвета.

58. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек стол и стульчик)

Цель : продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал : четыре кирпичика.

59. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, треугольной формы.

60. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, прямоугольной формы.

61. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, треугольной, прямоугольной формы.

62. Пособие «Дерево-шнуровка»

Цель : формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям с иглой и шнурком. Способствовать формированию ручной умелости, приобретению детьми опыта выполнения действий, необходимых в быту.

63. Пособие «Собери бусы».

Цель : формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям со шнуром и иглой, бусинками. Способствовать формированию ручной умелости, развивая точность движений.

Литеретура:

Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн. для воспитателей дет. сада - М.: Просвещение,1988г. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка - Синтез, 2000г. . Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».-М.: Просвещение,1987г. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.:Просвещение,1986. . Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. - Снежногорск, ГМК, 2004г. . Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.- М.: «Линка-Пресс», 2005г.


Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/И «КУБИКИ НИКИТИНА»[ /color]
(см. Цветное домино)
ЦЕЛЬ: Закрепление 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»


ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.


Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.


Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

]Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развиватьмоторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок


Д/И «ВКЛЮЧИ - ВЫКЛЮЧИ, ОТКРОЙ - ЗАКРОЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ
ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

С самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. На 2-3 году жизни дети учатся выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине. Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром, получает представление о различных предметах и явлениях, учится определять социальные связи, систематизировать, сравнивать, обобщать; развивает слуховое внимание, голос, темп речи, правильное произношение, дикцию, память, внимание, расширяет словарный запас. Ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала только стимулирует ребёнка к открытиям. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

Мною была собрана копилка различных методических материалов по теме: «Собираем урожай на огороде и в саду»:

  • подбор художественной литературы;
  • подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов;
  • разработка конспектов НОД по теме недели;
  • разработка цикла бесед, развлечений с детьми по данной теме;
  • разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.
  • консультации специалистов для родителей.

Наиболее подробно стоит остановиться на выборе игр, т.к. весь воспитательно-образовательный процесс построен на игровой деятельности.

Детское домино способно познакомить ребёнка с окружающим миром, обогатить его словарный запас, научить умению сравнивать и подбирать рисунки, искать различные соответствия.

С помощью специально изготовленного по теме недели лото, дети закрепляют свои представления об окружающем мире и получают новые сведения в процессе игры. Играя в лото этой серии, дети узнают уже известные им овощи, фрукты и знакомятся с новыми, учатся отличать их друг от друга.

Дидактические карточки игры «Четвёртый лишний» выполнены на основе печатного демонстрационного материала, учат ребёнка обобщению.

На картинке необходимо найти изображение, которое не подходит к трём остальным.

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире.

Пазлы для детей развивают логику, внимание, аккуратность, память, умение концентрироваться, мелкую моторику пальцев рук, что существенно сказывается на уровне развития речи.

С помощью таких игр, как кубики, у ребенка развивается моторика, внимательность, координация движений.

Карточки с изображениями овощей и фруктов предназначены для закрепления материала, запоминания названий овощей и фруктов, а также их цвета и формы. Загадывая загадки об овощах и фруктах, можно просить детей показывать отгадки на карточках.

Игры по технологии ТРИЗ и РТВ, помогающие в реализации тематической недели

С помощью «Умного домика» можно обследовать объект, выделяя его признаки (вкус, запах, цвет, размер, рельеф, звук).

Поселить фрукт или овощ в нужную комнату, ориентируясь по цвету.

С помощью морфологической таблицы формируется умение называть овощ или фрукт, основные цвета. Ребёнок соединяет фишкой определённого цвета место пересечения вертикальной и горизонтальной линии (например, овощ и цвет).

Гунина Елена Сергеевна

Воспитатель СП ГБОУ СОШ №4 ДС №20

Россия, Самарская область, город Чапаевск

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх