Как проходят карнавалы в Венеции? Описание, даты, костюмы, отзывы туристов. Карнавал, с чего все начиналось

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история, другой век. 18-й... Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Знают все, а на зрелищное мероприятие приезжает около миллиона туристов. Удивительная атмосфера праздника заражает тех, кто принимает участие в грандиозном шествии по узеньким улочкам древнего города. Праздничная эйфория самого знаменитого карнавала в мире продолжается около двух недель, и не случайно туристы, мечтающие посетить Италию, приурочивают свою поездку именно к этому невероятному шоу.

История проведения карнавалов

Яркие костюмированные праздники, распространенные в католических странах, берут свои истоки из языческих традиций Римской империи. Ежегодно проводимые Сатурналии - яркие действа в честь уборки урожая - всегда проходили с массовыми гуляниями радостных хозяев и их рабов. Считается, что началом истории популярного народного праздника является 1094 год, только масок в те времена не надевали.

Маски, стирающие сословные границы

Через два века ставшие ежегодными карнавалы в Венеции под открытым небом превратились в настоящий маскарад по прихоти богатых итальянцев. Удивительно, но аристократы, презрительно относившиеся к своим рабам, во время праздничных мероприятий позволяли им сидеть с собой за одним столом и вкушать самые вкусные блюда.

Чтобы внести нотку таинственности и оставить в покое на несколько недель сословные предрассудки, было решено надевать маски из кожи или папье-маше, под которыми и богатые, и бедные прятали свои лица. Надо отметить, что до сих пор их производство является одной из самых прибыльных статей венецианских мастеров. Так, пряча под раскрашенными вручную масками лица, аристократы без стеснения общались с теми, кто стоит ниже их по социальной лестнице.

Веселый образ жизни

Поначалу красочные карнавалы в Венеции длились всего две недели. Со временем сроки проведения театрализованных зрелищ увеличились почти до шести месяцев, и веселый праздник стал образом жизни итальянцев. В конце XV века в городе даже создается специальный фонд, средства которого шли на проведение масштабного шоу, а каждый житель копил деньги на новый красочный костюм и маску. Даже бедняки, откладывавшие монеты по полгода, представали на празднике в богатых нарядах.

Указ о запрете масок вне проведения зрелищ

Под масками, стирающими социальное неравенство, совершались страшные преступления. Свобода действий приводила к постыдному распутству и даже убийствам. Многие, посчитав ношение маски весьма удобным для себя, не снимали ее и после проведения карнавалов. Церковь, обеспокоенная ухудшившейся ситуацией в городе, в начале XVII века издает указ, по которому всех мужчин, прячущих лицо в обычной жизни, сажали в тюрьму, а женщин жестоко

Упадок и подъем праздничного шоу

Постепенно веселые и беззаботные карнавалы в Венеции приходят в упадок, ворвавшаяся в страну промышленная революция не лучшим образом отразилась на увеселительных мероприятиях. Современные жизненные реалии вытесняют все красочные зрелища, и даже накладывается вето на проведение праздника, чтобы сохранить городскую казну. Однако отстающий от технического процесса и помнящий вековую историю существования карнавалов, неожиданно возрождает красочные действа в 1979 году, популяризируя культуру прославленного города.

Свою огромную лепту в возвращение шумных увеселительных мероприятий на улицы Венеции внес маститый итальянский режиссер Ф. Феллини с благословения Папы Римского. Великий мэтр модной индустрии К. Диор долгое время создавал удивительные карнавальные наряды для знаменитостей, поражающие изысканным кроем и яркими деталями. Он настолько был впечатлен особой праздничной атмосферой, что даже написал гимн для ежегодного массового шоу, который звучит уже 20 лет в на свете.

Венеция, карнавал: даты проведения

Костюмированный карнавал, ставший всенародный праздником, начинается за десять - двенадцать дней до начала Великого поста. Даже перевод названия фантастического парада масок с латинского языка (carnevale) уходит корнями в ожидание великой Пасхи - «до свидания, мясо». За многовековую историю проведения масштабных мероприятий по старинным улицам прошло огромное количество людей, веселящихся в преддверии строгого поста и прощающихся с сытными яствами.

Чаще всего запоминающиеся на всю жизнь мероприятия проходят в последнем месяце зимы. Волшебный карнавал в Венеции, даты проведения которого зависят от начала Великого поста и меняются из года в год, в 2016 году проходил с 23 января по 9 февраля. Хотя ранее феерия начиналась на неделю раньше и длилась 18 дней. Интересно, что темы фантастически прекрасных шествий также меняются, в этом году они были приурочены к открытию мировой выставки Milan Expo 2015.

Символ праздника - маска

Все, кто был на сказочном шоу, знают, насколько в те дни прекрасна построенная на воде Венеция. Карнавал, маски которого являются настоящим культурным явлением, привлекает невероятное количество приезжих, желающих запечатлеть неповторимое представление.

Изготовленные и разукрашенные вручную маски уникальны, в природе не существует двух одинаковых. Аксессуар с древней историей делится на несколько видов, о которых интересно узнать.

Разновидности скрывающего лицо аксессуара

Маска с вытянутой нижней частью, напоминающей клюв, и выглядящая очень зловеще, носит название «Баута». Носящий ее человек мог употреблять пищу и пить воду, а при разговоре не боялся быть узнанным, так как аксессуар изменял тембр голоса. Популярная на карнавале маска часто скрывала лица особ королевских кровей, ее часто выбирали те, кто хотел прогуляться по старинному городу инкогнито. Кстати, известный всем Казанова предпочитал носить именно «Бауту».

«Джокер» - мужская маска со звенящими бубенцами - напоминала внешним видом средневековые времена. «Жоли» - женский вариант предыдущего аксессуара.

«Моретта» - простая овальная маска, не закрывающая полностью лицо. Ее украшали специально для карнавала и добавляли некоторые элементы. Дополненная темной вуалью, она идеально подходила для посещения святых мест. На карнавалы в Венеции такую маску надевали красавицы, не пряча выразительные черты лица.

«Дама» - самый роскошный вариант для веселого шествия. Оригинальный аксессуар, сделанный из самых лучших материалов, дополнялся высокими прическами и роскошными украшениями. Дама в такой маска всегда привлекала мужское внимание, оставаясь неузнанной.

Еще один уникальный аксессуар, не закрывающий половину лица, называется «Гатто». Надо сказать, что страдающая от нашествия мышей Венеция всегда относилась с особым почтением к кошкам. Эта маска стала данью уважения к домашним животным, и выглядит она как мордочка кота.

Венеция, карнавал: костюмы

Конечно, король карнавалов всего мира славится роскошью и красотой костюмов, которые можно поделить на несколько видов.

Чаще всего участники карнавала облачаются в исторические наряды, соответствующие определенной эпохе. Некоторые, желая выделиться и показать принадлежность к субкультуре, удивляют прохожих готическими и косплей-костюмами. Часто итальянцы и туристы, приехавшие не просто посмотреть на яркое шоу, но и принять в нем непосредственное участие, выбирают ослепительно-белоснежные наряды Пьеро, пользовавшиеся особой популярностью больше 20 лет назад.

Кто-то заранее шьет себе роскошный костюм в предвкушении феерии, а кто-то пользуется услугами магазинов, предлагающих приезжим прокат изысканных масок, плащей и потрясающих карнавальных одеяний.

Ожидание нового чуда

Буйство красок, шумное веселье, потрясающая феерия - это все отличает знаменитый карнавал в Венеции. Отзывы туристов о знаменательном событии всегда полны восхищения, ведь не зря сюда стремятся те, кто уже не единожды принял участие в развлекательной фантасмагории. Праздник, проходящий под открытым небом, превращает Венецию в огромную сцену с самыми невероятными декорациями.

Многих итальянцев охватывает тоска по тому времени, когда народные гуляния длились несколько месяцев, и казалось, что веселый праздник будет нескончаемым. Волшебное шоу позволяет примерить каждому самые невероятные роли, радость от ежегодных перевоплощений захлестывает всех участников масштабного мероприятия. Когда в Венеции карнавал заканчивается, и старинные улочки наполняются тишиной, всегда есть те, кто живет мечтой о новой встрече с самым ожидаемым событием нового года.

Путешествовал по Венеции и теперь делится впечатлениями

Что такое карнавал в Венеции

Карнавальное движение в сегодняшнем мире ведёт свой путь из глубокой древности. Этимология самого слова не совсем ясна, есть разные версии, но основная такова:

слово «карнавал» происходит от итальянских слов «carne» и «vale», дословно «мясо» и «валяй»

Карнавальные празднества в средневековой Италии, а чуть позже и по всей Европе, проводились как раз за две-три недели до наступления Великого поста, когда мясо к употреблению запрещалось (по сути, карнавал - это европейский аналог славянской Масленницы).

Корни праздника уходят в Древний Рим: вспомните «хлеба и зрелищ», — так что правители древней Венеции, можно сказать, возродили римские сатурналии на свой манер, давая возможность всем слоям населения объединиться во всеобщем гулянии и диких танцах до того, как начнётся всеобщее духовное и физическое очищение перед Пасхой.

Первое документальное упоминание о Венецианском карнавале относится к 1094 году , после 1162 года, когда победа над патриархом Аквилеи выросла в массовое народное гулянье, карнавал стал ежегодным. А с XIII-XIV вв . приобрёл те формы и традиции, которые известны сейчас и которых стараются изо всех сил придерживаться организаторы Венецианского карнавала: это именно костюмированные гулянья и празднования, куда без маски вход запрещён.

Веками на карнавал в Светлейшую республику съезжались толпы людей со всей Италии и Европы. Иногда карнавалы начинались гораздо раньше тех сроков, которые изначально отводились под праздник до начала Великого поста: с декабря, а то и с октября город уже кишел людьми в масках на лицах, всюду кипело веселье, под прикрытием масок творились самые невообразимые дела, а порой и преступления. Доходило до того, что Совет Десяти во главе с Дожем — правителем города — даже запрещал ношение масок в некарнавальные дни, грозя огромными штрафами, тюрьмой и многолетним изгнанием, а женщинам - ещё и публичной поркой розгами на площади.

В почти тысячелетней истории Венецианского карнавала был период затишья и даже забвения, когда в 1797 году Наполеон своим указом запретил карнавал в Венеции , в XIX веке его пытались возродить, но довольно робко, локально и частным порядком.

Лишь с 1979 года, благодаря идее великого Федерико Феллини, Венецианский карнавал возродился как огромный коммерческий проект, который ежегодно собирает на улицы, площади и во дворцы Венеции десятки тысяч людей со всего мира повеселиться на широкую ногу, «оторваться по полной» так, чтобы, изрядно потратившись и не пожалев об этом, потом вспоминать эту поездку всю жизнь.

Когда, как и за сколько

Теперь мы подступаем к, пожалуй, самой важной и сложной теме рассказа: срокам и суммам.

Как я уже говорил, сроки проведения Венецианского карнавала устанавливаются в соответствии с началом Великого поста .

Всю информацию о карнавале, сроках проведения, программе мероприятий, о заказе и покупке билетов стоит искать на сайте карнавала: carnevale.venezia.it

По предварительным данным карнавал следующего, 2018-го, года пройдёт с 27 января по 13 февраля.

Стало быть, уже с лета можно подыскивать и бронировать жильё.

Чем ближе к дате открытия карнавала, тем сложней найти место, где вы сможете остановиться. очень популярен, желающих побывать на нём много, так что не теряйте времени в поисках жилья (смотрите сайты: booking.com , hotellook.ru , airbnb), подбирайте программу (смотрите сайт карнавала).

С покупкой авиабилетов до Венеции тоже тянуть не стоит, вам помогут на сайтах: aviasales.ru , skyscanner.ru и им подобным.

Планируем поездку

Решив проблему жилья и дороги, точно определитесь с программой развлечений . Венецианский карнавал - дело достаточно затратное . Помимо площадных мероприятий, доступных для гуляющих, программу карнавала наполняют различные костюмированные балы для элитной публики: купить билет туда можно на сайте карнавала, но цены на балы растут, начиная от 150-200 евро , доходя до 2800 евро (это цена за VIP-билет).

Естественно, не везде входные билеты стоят так дорого . Самым дорогим балом был и остаётся Бал Дожа , который проходит в Палаццо Пизани-Моретта, но Большой Бал-маскарад в том же дворце днём позже ждёт гостей уже за более умеренную плату: от 590 евро за простой билет до 850 евро за VIP-место . Балы и маскарады проходят в Палаццо Контарини делла Порта ди Ферро, отелях «Карлтон», «Метрополь», «Монако», Палаццо Дандоло, Палаццо Дзен.

Программу и информацию о стоимости билетов, а также, что включает в себя эта стоимость, вы сможете узнать на сайте карнавала. Вся информация на сайте выложена на двух языках: итальянском и английском. Программу балов карнавала сообщит и этот сайт: book-my-palace.com , и вот ещё: venice-carnival-italy.com , — где вы сможете и бал выбрать, и билет на него оформить.

Костюм и маска

Ещё одна важнейшая затратная строка : маска и костюм.

На балы в венецианские палаццо вход без костюма и маски запрещён категорически!

Поэтому до поездки вы можете соорудить костюм сами и взять его с собой, можете заказать костюм у мастера (но обязательно уточните тему карнавала, костюм должен соответствовать теме), а можете арендовать его прямо по приезду в Венецию.

Например , в знаменитом ателье «Flavia» , за плату в 400-600 евро в день вам подберут отменный костюм и аксессуары к нему. Сайт ателье: veniceatelier.com .

Есть несколько магазинов , где вы сможете купить качественные костюмы: «Benor Maschere Venezia» , «Ca’ Macana» , «Ca’ del Sol Maschere» .

Впрочем, магазинов и лавок, где продают маски и хотя бы просто плащи в Венеции очень много, а перед карнавалом, такое ощущение, число их увеличивается.

Что касается молодёжных карнавальных тусовок, то тут с дресс-кодом всё обстоит куда проще, поскольку действует принцип «чем дурнее, тем веселее»: маски и аксессуары вы спокойно купите в любом супермаркете. Это и дешевле, и смешнее. Как найти супермаркеты, я писал в статье .

Маски

О венецианских масках советую почитать специальную литературу, тут всё не так просто и однозначно. Для начала загляните сюда... Купить маску в Венеции проблемы нет, их там навалом. Цены варьируются от 5 до 250 евро.

Не бросайтесь сразу на любую маску, присмотритесь, примерьте. Она может быть прекрасно сделана и стоить бешеных денег, но совершенно не подходить вам по размеру или форме. Иногда самая простая дешёвая маска из сувенирной лавки оказывается оригинальнее и выигрышнее дорогого фирменного изделия.

Что, когда и где

Каждый год за две-три недели до Великого поста (дата «плавающая» , узнать сроки проведения карнавала надёжнее всего на его сайте) город погружается в старинную атмосферу безудержного всенародного праздника, где под масками комедии делльарте бурлят страсти, завязываются знакомства, возрождаются древние традиции, заново происходят античные истории, где никому неважно, кто ты, откуда и зачем здесь, важно, что ты просто здесь и сейчас, и со всеми вместе готов ринуться в этот омут радости и счастья, красоты и тайны.

Каждый год карнавал имеет определённую тему , и большинство мероприятий этой теме соответствует и её отражает. К примеру, два года назад открытие карнавала совпадало с Днём святого Валентина, отсюда и была взята тема, в этом году карнавал взял за тему «Ярмарку Тщеславия - Тщеславие во всех формах».

Структура праздника составляется из веками отработанных мероприятий и событий:

  • Водный парад по каналу Каннареджо и Канале Гранде - грандиозное водное и световое шоу, когда кавалькада лодок, шлюпок и гондол в свете прожекторов и проекторов движется по широким каналам, а разодетые в причудливые костюмы артисты, танцоры, гимнасты в этих лодках творят чудеса;
  • Праздник Марий - шествие от церкви Сан-Пьетро ди Кастелло по центральной набережной до Пьяццы Сан-Марко заранее выбранных девушек-красавиц, символизирующее освобождение венецианцами девиц из плена пиратов Истрии;
  • Полёт Ангела - спуск с Кампаниле Сан-Марко на Пьяццу Сан-Марко девушки, которая во время полёта рассыпает над толпами зрителей конфетти;
  • Пародийные Полёт Осла и Полёт Орла - эти мероприятия проходят в материковой части Венеции, Местре;
  • Конкурс на самую оригинальную маску карнавала;
  • Различные тематические балы в старинных дворцах Венеции.

Программа карнавала

На Пьяцце Сан-Марко выстраивают деревянный уличный театр , на сцене которого в день открытия карнавала представляют вновь спасённых от пиратов Марий и куда после спуска с колокольни поднимается тот самый Ангел, она же Коломбина карнавала , и её приветствует Дож.

Дожей в Венеции нет с момента падения Светлейшей республики, а когда-то это был её правитель, избираемый путём сложнейших выборных процедур пожизненно; ясное дело, что на карнавале фигура Дожа символическая, его изображает актёр.

В течение всего карнавала сцену предоставляют самым разным театрам, музыкантам и известным исполнителям. На Кампо Сан-Поло устраивают традиционный каток . По улицам и площадям города проводятся самые разные шествия: от ансамблей барабанщиков и трубачей, групп акробатов до танцующих или просто идущих с криками и шутками толп одетых в костюмы самых немыслимых цветов и форм людей.

Обширную программу предлагают венецианские и приезжие театры , выставочные залы. В самых разных уголках города, как на островах, так и в материковой части, можно отыскать развлечение на свой вкус и кошелёк.

Площади Венеции все эти дни запружены молодыми людьми в масках, которые развлекаются играми, танцами, песнями. Кафе и рестораны открыты и полны посетителей, во время массовых мероприятий для гостей готово угощение на улицах, которое продают и подают с открытых лотков, во множестве установленных по пути следования празднующих.

Описывать всю программу здесь смысла нет, она всегда разная и разнообразная. Поэтому ещё раз даю ссылку на сайт Венецианского карнавала, сразу в раздел События... , где вы и с программой ознакомитесь, и событие для себя подберёте, и билет купить сможете.

Как себя вести на Карнавале

Венецианский карнавал - мероприятие, не скажу «многолюдное», скажу: очень «толпистое». Создаётся ощущение, что город, особенно в центре, становится резиновым. И даже посещают мысли, что постепенное погружение Венеции в воды Адриатики связано именно с огромным количеством людей на её улицах и набережных. На самом деле, всё не так уж и страшно .

Важно точно знать свою программу, выходить изрядно заранее до начала мероприятия, стараться обходить проторенные туристами тропы, быть максимально естественным и дружелюбным.

Что касается безопасности, то в любой сезон, в любое время дня и ночи Венеция была и остаётся очень безопасным городом . Властям и горожанам совершенно не на руку происшествия и преступления. За порядком следят усиленные отряды полиции и карабинеров. Конечно, в толпе от краж не застрахован никто , но так считают в любом итальянском городе, поэтому сумки носят через плечо, руки держат в карманах, с собой берут только необходимое. Ну, и собственное внимание должно быть на высоте.

Что и где поесть

Проблем с питанием во время карнавала нет вообще: рестораны, кафе и бары работают в усиленном режиме, предлагая гостям довольно большой выбор блюд . Множество лотков с венецианскими сладостями и выпечкой вы найдёте на улицах города. В целом, по вопросам еды я довольно подробно писал в статье , поменяться могут только цены в сторону некоторого увеличения, но не везде и не всегда. С этим надо разбираться на месте. Добавлю только, что в дни карнавала принято угощаться Фриттолле , венецианскими пончиками, и Галани , очень похожим на наш Хворост.

Словом, если вы готовы потратить энную сумму за возможность оказаться в удивительном месте, где смешиваются эпохи и характеры, где безудержное веселье ждёт вас за каждым углом, где впечатлений наберётся не на один день рассказов, то решайтесь, и вперёд - на Венецианский карнавал ! Удачного путешествия.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Главное европейское гуляние зимы - Венецианский карнавал - ежегодно собирает сотни тысяч гостей. Это торжество предваряет Великий пост подобно славянской Масленице . А одновременно является памятью про самую яркую, веселую и удивительную победу над социальными (и любыми другими!) стереотипами, которая когда-либо могла произойти в средневековой Европе.

Карнавал ошибочно считать «торжеством простолюдинов». Он от начала считался временем равенства и открытости, отвержением правил и условностей. Была в карнавале также опасность - недаром таинственные любовные истории, как и кровавые итальянские детективные сюжеты, часто скрыты под изысканной карнавальной маской… Карнавальные торжества в Италии покорили не только Венецию: и Сардиния, Эмилия-Романья, Апулия, Марке, Базиликата, Лацио и Пьемонт также известны своими шествиями, весельем и балами.

История карнавала

Было время, когда Венецианский карнавал начинался уже на второй день Рождества - то есть в день святого Стефана по Григорианскому календарю (26 декабря). Длился карнавал до вторника перед Великим постом, всегда начинающимся в Католической Церкви в среду. Этот день иногда называют «жирным вторником». Хотя есть и иные версии хронологии карнавала: например, из утверждений многих историков и современников эпохи Барокко видно, что он фактически не заканчивался. Перерывы наступали только во время постов и, собственно, сбора урожая. Уже в октябре карнавальное веселье начиналось снова !

Происхождение современного карнавала имеет несколько источников. Древнеримский связывает карнавал с зимними языческими празднествами, посвященными богу Сатурну (сатурналиями) и торжествами сбора урожая. Дальнейшее развитие венецианской культуры и христианизация позволили переосмыслить народные гуляния как забаву перед Великим Постом. Так и возникло слово «карнавал», что в буквальном смысле означает «прощай, мясо» (carne-vale ).

Источник фото: offerteshopping.it.

Документы впервые фиксируют проведение карнавала в Венеции в далеком 1094 году. С тех пор карнавал веками оставался самым ярким феноменом венецианский культуры . В 19 веке карнавал покорил весь мир - веселое празднество в масках стало «фирменным знаком» Венеции, а любители карнавалов уже говорили на самых разных языках и наречиях. Художественное искусство, литература, театр, а потом и кино вовсю использовали карнавальные образы - как с удовольствием продолжают использовать их и сейчас.

Пережил Венецианский карнавал и своего рода «эпоху забвения»: в 19 веке, когда о торжестве заговорил мир, сама Венеция его отвергла. Но в 1980 году венецианские карнавальные традиции начали возрождаться. Правда, с тех пор веселые торжества длятся намного меньше - от недели до трех. В последние годы карнавал в Венеции длится чуть более двух недель.

Традиции Венецианского карнавала

Карнавал всегда сопровождался как безудержной радостью, так и случаями неоправданной жестокости. Еще в Древнем Риме сатурналии были периодом, который фактически уравнивал раба и его господина . Чтобы еще более подчеркнуть это, в 13 веке венецианцы повсеместно стали использовать карнавальные маски - не столько затем, чтобы скрыть лицо, но больше для свободных контактов с представителями иных классов и общественных слоев.

Источник фото: blog.pelatelli.com.

Сокрытие одновременно множества лиц под масками, так или иначе, имело самые разные социальные последствия. Романтические и трагические, веселые и преступные, запретные и скандальные… В этот период любые правила практически не действовали : у карнавала всегда было множество как детей, так и жертв. Самыми свободными, пожалуй, были традиции карнавала во времена Венецианской республики.

Современный карнавал - уже не такое буйное и необузданное зрелище. В то же время, в нем соединилось множество традиций и символов Венеции. Происходит действо одновременно во многих , и охватывает различные достопримечательности Венеции. Древние и современные вариации веселых событий сейчас сочетаются здесь в одно яркое торжество. Одним из таких событий является старинный праздник Марий (Festa delle Marie ). Это напоминание о спасении венецианских девушек, которых когда-то украли пираты Истрии.

Также Венецианский карнавал в наши дни - это карнавальная свобода, дни театра, музыки и уличной еды. В это время происходят парады гондол на , конкурсы традиционных одежд и масок, костюмированные балы, исторические реконструкции и «Шествие Марий» (двенадцати красавиц Венеции). Одна из них, победительница конкурса, становится в следующем году главной героиней «Полета Ангела» и летит над толпой с колокольни прямо на Венеции. Закрытие карнавала знаменует еще одно «летящее» шоу - это «Полет Льва», крылатого символа Венеции и символа главного христианского покровителя города, евангелиста Марка.

Венецианская маска

Маски снимали запреты и стирали различия . За это их даже запрещали носить не во время карнавала. Традиционные венецианские маски часто делят на два вида. В первую очередь, это маски итальянской «Комедии масок». Они представляют Арлекина и Коломбину, Пульчинеллу и Пьеро, Педролино, Дзанни, Бригеллу и прочих персонажей.

Источник фото: analivingston.wordpress.com.

Есть и другие маски: они сформировались за всю историю карнавала и во многом отображают венецианскую культуру и традиции. Это Баутта (наиболее простая и популярная), Моретта («Немая служанка»), Ларва, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто (нейтральная маска «Гражданина»). Кроме них, конечно, каждый год появляются новые маски - современные типажи можно перечислять бесконечно.

Изготовляют маски из особых типов гипса, папье-маше, красок, тканей, фольги, различных декоративных материалов. Украшение и раскрашивание настоящей венецианской маски - это кропотливая ручная работа . Мастера используют для этого как простые, так и весьма ценные компоненты - грунт, сусальное золото, натуральные перья птиц и драгоценные камни.

  • Автором гимна Венецианского карнавала является модельер Пьер Карден, уроженец области Венеция.
  • Возникновение маски Кота имеет достаточно простую причину: котов в Венеции было крайне мало, и жители города на воде испытывали к ним большой интерес и уважение.
  • Маска и специальный костюм Доктора Чумы происходят от реального костюма, который был трагической необходимостью во время эпидемий. Потом эта маска считалась карнавальным напоминанием о смерти.
  • Во время карнавала работа не поощрялась . Если же кого-то ловили на этом, то могли связать и потащить к церкви. Там «провинившийся» пил вино до упаду. За это его даже могли объявить карнавальным королем.
  • В те времена, когда карнавал длился по полгода, в масках происходило и выполнялось все : венецианцы наряжались соответствующим образом даже в церковь и в суд.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх