Китайская двухсторонняя вышивка шелком.

Китайская цивилизация подарила миру множество уникальных открытий.
Изящная фарфоровая посуда, зеленый чай и шелк давно уже стали своеобразной визитной карточкой Китая. Резьба по камню и дереву, изготовление вырезок из бумаги, живопись и каллиграфия – это лишь немногая часть из того, чем по праву может гордиться Китай.
Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, который заслуживает особенного внимания.


Согласно записям из книги исторических документов «Шуцзин», более 4 тыс. лет назад вышло постановление, в котором говорилось о том, чтобы официальная парадная одежда была украшена нарисованными цветами и вышивкой. В литературных произведениях эпохи Западная Чжоу встречаются слова – «вышивка и живопись неразрывны». Самые древние вышивки, дошедшие до наших дней – это изделия эпохи Воюющих царств (475-221 г. до н.э), которые выполнены в виде орнаментов с драконами и фениксами.

Особая гордость китайских мастериц - это вышивка по шелку. В Древнем Китае всех девочек, вне зависимости от их сословной принадлежности, обучали вышиванию. Художественная вышивка делалась на одежде, обуви, сумочках, веерах и других предметах.
Самой известной считается Сучжоуская вышивка, она выполняется на шелковой ткани шелковыми нитями. Невероятно живые картины, выполнены техникой двусторонней вышивки, когда лицевая и изнаночная стороны идентичны.

Первая вышивальная мастерская была открыта императорским двором во времена династии Сун (960-1279 гг.). И с тех самых пор искусство вышивания в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Унаследовав лучшие традиции, и постоянно вбирая в себя все новое, вышивка становится все более популярной в народе.

Название вышивки – «сюйхуа», т.е. живопись иглой, образно отражает ее характер. С помощью иголки и ниток китайские рукодельницы создают прекрасные узоры. В Китае сохранилось несколько десятков традиционных приемов вышивки. Делятся они главным образом на «обыкновенные швы» (гладь, комбинированный, узловатый шов и др.) и «специальные швы», при котором в зависимости от изображаемых предметов применяются различные способы вышивки.
Как утверждают китайские мастера, чтобы получить наилучший эффект изделия, необходимо учитывать распределение и направление стежков, так как это играет важную роль для передачи формы, объема и тени. Расстановку швов в вышивании называют «фактурой». Если фактура подобрана удачно, то эффект вышитого изображения может превзойти эскиз к рисунку. Чтобы по завершению работы получить красивое художественное изделие, огромное значение имеет правильный выбор материала для основы. Обычно для нее служат тонкий шелк, атлас и др.
Среди китайских вышивок наиболее известными являются сучжоуская, хунаньская, гуандунская и сычуаньская. Их еще называют «четыре знаменитые вышивки» Китая. Кроме них так же известны пекинская, фуцзянская, шанхайская, чжэцзянская вышивки, а так же пестрые вышивки национальных меньшинств Китая.









































Сучжоуская вышивка отличается тонкой техникой исполнения, ровными гладкими стежками, изящностью и богатой палитрой красок. Некоторые изделия выполняются несколькими приемами вышивки с использованием ниток более сто цветов. Чтобы правильно отобразить тонкие линии и переходы, например, крылышки цикады, хвосты и плавники золотых рыбок, по мере перехода тонов нитки подбираются все тоньше и тоньше.

Все девушки в городе Сучжоу умеют вышивать шелком. Но лишь единицы из них выдерживают жесткий конкурсный отбор в известный на весь Китай Институт шелковой вышивки. Девушка должна уметь рисовать, обладать превосходным вкусом, чувством цвета, знать китайское и мировое искусство, уметь делать много других, чисто профессиональных вещей. Работать на государственной фабрике Сучжоу большая честь для каждой вышивальщицы. В 2006 г. на ней работало 100 вышивальщиц и 1 вышивальщик-мужчина. Это стабильная работа, которая финансируется государством. Здесь создаются самые настоящие произведения искусства.
На создание маленькой картины уходит в среднем три месяца. Картины, вышитые на фабрике, не продаются, так как вышиваются только по госзаказу. Все картины этой фабрики являются собственностью государства и преподносятся в дар государственным деятелям всего мира.
В музее Востока в Москве хранится три картины, вышитые мастерами фабрики Сучжоу. Одна из них была преподнесена И.Сталину. В экспозицию входят уникальные двусторонние вышивки (ширмы), а также картины, выполненные в технике плоских и крестовых стежков шелком. В работе используются только шёлковые нити.

В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах - до тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину. Вышивальщица и красильщик зачастую работают в паре для того, чтобы добиться максимально необходимого оттенка. В работах учениц вышивка занимает все полотно.
Высшей степенью мастерства и отличительной чертой мастера является наличие в работе свободного от вышивки пространства. Примерами таких работ, представленных на выставке, могут послужить вышивки «Пагода и лес» (Чэнь Мэйцзюань, техника ровного вышивания), «Гонки» (Ши Бэй, техника разного вышивания) и «Весна в городе Сучжоу» (Хэ Вэньчжэнь, техника специального разного вышивания).
Китайская вышивка требует поистине громадного терпения и мастерства.

Хунаньская вышивка стилистически близка к китайской национальной живописи и отличается четкостью линий и яркой расцветкой.

Гуандунская вышивка включает главным образом вышивки шерстяными, хлопчатобумажными, а также шерстяными и серебряными нитками. Она славится насыщенностью композиции и яркой контрастностью красок.

Сычуаньская вышивка – это короткие и изящные стежки, очень ровно положенные в основу.
Продукция народной вышивки стала более разнообразной: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала, наволочки, обувь, сумочки и т.д.

В начале 20 века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы.

Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный "реалистичной вышивкой".
"Реалистичная вышивка" Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом.
Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу.

В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название "произвольный стежок", был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Ян Шоуюй с детства любила рисовать и училась этому у своего двоюродного брата Лю Хайсу, который был известным художником и пользовался большой популярностью не только в Китае, но и за рубежом. Позже Ян Шоуюй начала учиться вышиванию и достигла в это большого мастерства.
Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков, а в отдельных случаях - расщепление шелковой нити на отдельные волокна, термическая обработка шелка, и другие приемы, проверенные и отработанные веками, что создает совершенно невероятные эффекты при экспозиции работ, выполненных мастерами из Сучжоу. В вышивках стилем «произвольный стежок» за основу берется эскиз или набросок на холсте. Выработана даже специальная теория использования цвета и тени. В лучших работах сочетаются особый колорит и своеобразие восточных вышивок и изысканностью западной живописи.
Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки.

Источники текста.

Искусство китайской вышивки шелком по шелку

Китайская вышивка при использовании шелковых нитей это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на 3,5 и более месяцев.

Особенной трепетливости к себе требуют именно нити, ведь они по своей структуре являются хрупкими и легко лохматятся , поэтому вышивка крестом по-китайски выполняется только вручную.

Разновидности китайских шелковых вышивок

Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:

  • «Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей . При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.

  • «Сян ». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.

  • «Yue ». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.

  • «Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.

Процесс вышивания картины по-китайски

Вышивка крестом по-китайски требует тщательной подготовки перед началом работы. Это особенно требуется начинающей вышивальщице. Для этого требуется очистить рабочее место, разложить нити и проверить их на качество окраски производителем. Для этого потребуется намочить её водой, завернуть в белую, чистую ткань и прогладить прогретым утюгом. Если нити некачественны , они начнут линять.

Что нужно для вышивки:

  • Пяльца или станок для вышивания, размером немного больше самой картины.
  • Ткань (шелковая).
  • Картонная заготовка или вышивальный комплект.
  • Карандаш, либо мел.
  • Разноцветные шелковые нити.
  • Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания картины:

Когда все готово, можно приступать непосредственно к самой вышивке. Для этого нужно:

  1. Закрепить шелковую ткань на вышивальном станке или пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения. Для китайской глади характерен красный, голубой или белый цвет, но если вышивается современная картина, лучше использовать золотой или кремовый оттенок.
  2. Далее потребуется воспользоваться картонной заготовкой вышиваемого изображения. Прикладываем её и обводим, перенося на ткань карандашом, либо мелом. Начинающим вышивальщицам лучше приобретать уже готовое изображение, ведь там, на ткани уже помечен фронт работы.
  3. После проведения этих манипуляций можно приступать к самому вышиванию. Первым делом следует аккуратно закрепить нить на ткани.
  4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.
  5. Чтобы картина казалась объёмной, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.
  6. После окончания вышивки потребуется оставить небольшие припуски вокруг картины и вырезать её.
  7. Готовую картину приклеивают к заготовке любым клеем, а чтобы скрыть припуски, нужно взять картон и вырезать из него кусок требуемой формы. Приклеить с обратной стороны.
  8. В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках. Если использовать такую методику, тогда нужно обклеить шнурком вышитую картину.

Профессиональное мастерство китайских вышивальщиц:

У каждого человека, даже результат одинаковой вышивки будет совершенно разный, ведь при работе, с накоплением опыта у вышивальщицы появляются свои «маленькие хитрости».

Вообще китайская методика вышивания картин, подразумевает изготовление двухсторонней картины. Маленькие изображения могут научиться выполнять многие, но что касается крупных картин, то не каждому дано. Китайские рукодельницы учат этому своих детей ещё с раннего детства, поэтому никому не достигнуть их опыта в создании шелковых шедевров.

Китайские рукодельницы выполняют работу немного иначе. Для вышивания они используют специальный подрамник, поднятый на удобную высоту, где одна рука работает сверху, а вторая снизу оборудования. Также по мере необходимости мастерица может поворачивать его.

Каждая вышивальщица кропотливо относится к своему «детищу» и продумывает каждый прокол ткани, чтоб не ошибиться. Её работа – трудоёмкий и тяжелый процесс при котором, наделав ошибок понадобиться много времени на их исправление.

Вышивая картину, любая мастерица хочет, чтобы она порадовала долгой жизнью и красотой. Поэтому есть несколько способов получить желаемое:

  • Перед началом вышивания крестом картины по-китайски, требуется проверять качество нитей. Это отразится на продолжительности жизни картины, насколько она будет яркой.
  • Подрамник должен быть поворачивающийся и удобный. Также для изготовления такой картины обязательно должны быть в работе обе руки.
  • При вышивании стоит всегда помнить, что технология подразумевает вхождение и выход иголки, перпендикулярно тканному полотну.
  • Для придания изображению объёмности, многие используют нити разной толщины.
  • Если поменять направление нити, тогда она будет выглядеть, как другим оттенком. Это обусловлено естественной особенностью шелка – иметь собственный матовый блеск.
  • Выполненные работы не хранятся в рамках со стеклом. Это подвергает шелковую структуру нитей к разрушению.

Законченная китайская вышивка поражает свей красотой, эстетически приятным внешним видом и позволяют долгие года любоваться ими. Чтобы результат работы порадовал, потребуется приложить множество усилий, желания и только тогда они смогут удивить, вызвать восхищение и трепет сердца, стать украшением жилища. Такие картины редко встречаются в продаже, ведь большинство из полотен передаются по наследству от матери к дочери.


Китай - родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку - самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.

Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в .

Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».

История вышивки в Китае


Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.

Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.

Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».

В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек . В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.

Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.

Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.

Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.

Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.

Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.

В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.

Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.

Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.

Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.

Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.

Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.

Китайская вышивка шелком – цвета и символы


В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.

Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:

Белый - олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий - олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный - символы огня, счастья, радости;
Желтый - символы земли, власти;
Черный - символ воды, вечности, пространства.

А любимыми изображениями считаются:

Рыбы – символ успеха;
Бабочки - символ радости, счастья;
Птицы - символ свободы и радости.
Сливы, персики - символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса - символ верности.

Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.

Каждое изображение в вышивке имело определенное значение и пожелание владельцу вышитого изделия. Например, изображения бабочки – пожелания счастья; тигра – силы, чиновника на лошади – успешной карьеры.

Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.

В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.

Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.

Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.

Вышивка картин шелковыми нитями на шелке


Создание картин из шелковых нитей - чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.

Двусторонние картины оправляют в специальные рамки, которые в свою очередь бывают также произведениями искусства. Они содержат элементы резьбы и узел вращения, который облегчает просмотр картины с обеих сторон.

Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.

























Вышивка шелком по шелку - древнее восточное искусство.

Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в Древнем Китае, более 2 тысяч лет назад в эпоху Троецарствия.

Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств».

Рукодельница вышила на шелковой ткани, шелковыми нитями горы, реки, города и строения, причем в мельчайших деталях.

В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие, как волос. Цвета нитей столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию.

В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Вышивка шелковыми нитями - это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на три, четыре и более месяцев.

Особенной терпеливости к себе требуют именно нити, ведь они легко лохматятся.

Что нужно для вышивки:

1. Пяльца;

2. Шелковая ткань;

3. Картонная заготовка или вышивальный комплект;

4. Карандаш, либо мел;

5. Разноцветные шелковые нити;

6. Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания:

1. Закрепить шелковую ткань на пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения.

2. Приложить картонную заготовку к ткани, обвести её карандашом или мелом. Начинающим вышивальщицам рекомендуется приобретать готовое изображение.

3. Аккуратно закрепить нить на ткани.

4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.

5. Чтобы вышиваемое изображение казалась объёмным, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.

В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках.

Самые распространенные виды шелковой вышивки

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

1. Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники необходимо использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру.

2. Второй вид вышивки шелковыми нитями, техника «Сян». Чаще всего в данной технике изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью.

3. Третий вид - техника «Yue». Картины вышитые в этой технике поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими.

4. И последний, четвертый вид, техника «Шу» . В ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Нитки, используемые в этой технике максимально приближенные по цвету к самой основе.

Вышивка шёлком по шёлковой же ткани – жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад). Император царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) СуньЦюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шёлковой ткани.

В книге “Тайные сокровища Цинов” написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая.

Сами китайцы называют эту местность “Рай на земле”; иностранцы предпочитают другое название “Китайская Венеция” – из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами “великий” и “благородный”.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Елены был послан в Италию как государственный подарок и произвёл там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах.
Шёлковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями. Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шёлком по шёлку может быть и двусторонней – вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.

Сучжоуская техника шёлковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов.

Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шёлковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: “переулок шёлковой нити”, “фабрика шёлка”, “улица вышивки цветов”, и другие.

В прошлом каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях.

Основными сюжетами для них служили символы:

Рыбы (карп) – символ успеха;
Бабочки – символ безмятежной радости, счастья;
Цветы лотоса – символ верности;
Сливы, персики – символ плодородия и изобилия;
Птицы – символ свободы и радости.

Любимые в народе узоры вышивались синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались пологи, которые были обязательной частью приданого невесты. На множестве личных предметов, одежде, платочках, зонтиках, веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах, подушках, встречается вышивка по шелку.

Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света: когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке – писал в 17 веке Дун Цичан.

Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:

Синий – олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый – олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Красный – символы огня, радости, счастья;
Желтый – символы земли, власти, мечты;
Черный – символ воды, изменяемости, вечности, пространства.

Город Сучжоу превратился в центр шёлковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шёлковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию Запада.

Появилась техника “Реалистичная вышивка” – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Елены, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.


Тот самый знаменитый портрет королевы Италии Елены

В 30-е годы появился стиль “Произвольный стежок”: эта техника вышивки
предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, “трёхмерности” и реалистичности вышитых картин.

Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх