Конспект занятий по мелкой моторике. Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Карандаш — инструмент волшебный наш

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат

VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов

в 4 классе

« Развитие мелкой моторики рук »

подготовила

учитель по развитию психомоторики

И сенсорных процессов

Мишакина Татьяна Сергеевна

с. Ванновское

2013г.

Цель:

Образовательные:

    Учить работать с бумагой, пластилином;

Коррекционно - развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

Ход занятия

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Я рада приветствовать Вас на своем занятии и первое, что я попрошу Вас сделать это друг другу, чтобы сразу с первых минут зарядится положительной энергией. Вот теперь можно начинать занятие.

2. Основная часть.

2.1 Вступительная беседа.

Педагог: Ребята, послушайте загадку:

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

А давайте с вами вспомним где мы живем?

На Кубани!

Правильно,

Подсолнух - символ Кубани, соединяющий солнечное тепло - желтый цвет и зеленый - щедрость кубанской земли.

Взгляните на картинку. (Показ).

Мы говорим подсолнух, но научное название этого растения – подсолнечник. Давайте повторим его и запомним.

На что похож подсолнух?

Правильно большой цветок подсолнуха солнце.

Большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать головку цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката

У забора он растёт
И как солнышко цветёт.
Посмотрите же скорей,

Вертит головой своей:
Солнце повернёт куда,
Сразу смотрит он туда!
Он под солнышком живёт,
Рано с солнышком встаёт.
Любит его солнышко!
Зовут его –

(Дети отвечают) - ПОДСОЛНУШКОМ!

Педагог - Правильно ребята, сегодня наше занятие посвящено подсолнуху – цветку солнца. И мы с вами сегодня сделаем подсолнух.

Впервые подсолнух появился в России в 16 веке. Название «подсолнух» происходит от греческого слова «гелиос» - «солнце». Цветок быстро вошел в моду, им украшали сады, интерьеры, платья.

Подсолнечник - важное медоносное растение. Как вы понимаете смысл выражения «медоносное растение»? Медоносное растение – это такое растение, с которого пчелы собирают мед. Мёд из нектара цветущего подсолнечника получается золотисто-жёлтого цвета.

В семенах подсолнуха содержится большое количество витаминов. Подсолнух - воистину универсальное растение. В лечебных целях используют и его цветы, и листья, и даже корни.

А еще используется подсолнечник для производства подсолнечного масла. Видели вы на своей кухне подсолнечное масло? Как его используют? На нем жарят, добавляют в пищу, им смазывают противни для выпечки.

А вы любите подсолнечник? Поджаренные семена подсолнечника люди едят как лакомство и называют – семечки. Конечно, ведь все мы любим щелкать семечки, а это, как известно своеобразная зарядка для зубов и языка. Как утверждают старинные лечебники, семечки полезны всем - старикам и молодежи. Одним - для улучшения памяти, другим - для нормализации энергетического тонуса.

Вопрос - Ребята, так почему подсолнух называют «цветком солнца»?

Ответы детей.

Прежде чем мы с вами приступим к выполнению задания немного разомнемся:

Динамическая пауза «Желтый подсолнух»

Желтое солнце на землю глядит,

(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит.

(С поворотом слава направо нарисовать поднятыми руками дугу)

Только желтые лучи у него не горячи.

(Наклоны головы к левому-правому плечу)

Он растет на длинной ножке

(Руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,

(Развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, черных семечек полна.

(Соединить над головой округленные руки)

2.2 Обсуждение компонентов поделки.

Педагог Сегодня мы с вами сделаем цветы подсолнуха.

Давайте вспомним строение растения

Ответы детей – корешок, стебель с листьями, цветок с лепестками.

Окраска цветка подсолнуха - лепестки желтые и оранжевые, сердцевина черная, лист и стебель зеленого цвета.

Педагог – ребята, посмотрите, на столах у вас лежит желтая и оранжевая бумага, шаблоны лепестков, зеленый и черный пластилин, семена подсолнуха. Также нам понадобятся ножницы, клей, и картон. Для работы у нас все имеется.

      . Подготовка к практической работе.

Педагог – Перед тем как нам приступить к работе выполним с вами пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Золотой подсолнушек,

Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка

И веселой тучки.

(Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны).

Утром просыпается,

Солнышком лучится,

Ночью закрываются

Желтые ресницы.

(Руки и ладони остаются в прежнем положении, а пальцы медленно загибаются).

Летом наш подсолнушек –

Как цветной фонарик.

Осенью нам черненьких

Семечек подарит.

(Поочередно каждым пальцем правой руки постучать по раскрытой ладони левой руки. Затем поменять руки).

    Сначала на желтую бумагу положим шаблон листа, обведем и вырежем его ножницами. Кто мне скажет, как нужно обращаться с ножницами?

    Потом пальчиками нанесем слой черного пластилина на нарисованный на картоне круг.

    Затем пластилин зеленого цвета поделим на две части: из одной слепим тонкую колбаску – стебель, другой кусок поделим еще раз пополам и слепят из них листья.

    В конце… Семена подсолнечника прикладываются и прижимаются по всему кругу, покрытому черным пластилином.

    Практическая работа

Повторение правил техники безопасности.

Педагог – С правилами техники безопасности мы знакомы.

Давайте их повторим.

Ножницы берем за два кольца и держим двумя пальцами (указательным и большим)

Работаем ножницами за столом не поворачиваясь влево вправо, выполняем работу перед собой.

Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

    Самостоятельное выполнение работы.

Дети приступают к практической деятельности, соблюдая последовательность выполнения работы:

При необходимости педагог оказывает ребятам помощь.

    Показ детских поделок. Оценка качества работы.

Итог занятия

    Релаксаци я (Музыкальное сопровождение «Звуки птиц на лугу»)

Педагог – Давайте мы сейчас закроем глаза и представим себе такую картину: вы идете по полю, на котором растут подсолнухи, они очень высокие, выше вашего роста, все цветут, кажется, от желтого цвета слепнут глаза, а как они замечательно пахнут. Золотые солнечные лучи падают на ваше лицо, на руки и кисти, вы наслаждаетесь тем, как ваше тело впитывает эти теплые лучи и наполняется живительной солнечной энергией. Почувствуйте, как лучи солнца нежно касаются вашей кожи.

Под солнцем подсолнух
Сегодня расцвел.
Собрал на цветок свой
Букашек и пчёл.
Гудит и жужжит
Неспокойный народ,
Как будто подсолнух
Сам песню поёт.

Подсолнухи пахнут
Солнечной свежестью.
Ещё, обязательно,
Утренней нежностью.
И пахнут всегда,
Не смотря на погоду.
Взгляните на них
И забудьте невзгоды.

Педагог - Открываем глаза, ребята, что вы ощутили? кто услышал запах подсолнуха?

Ответы детей

    Подведение итога:

Ответы на вопросы:

Что нового и интересного узнали на занятии? Чему научились?

С какими трудностями столкнулись при изготовлении

подсолнуха?

Педагог – слова благодарности в адрес детей. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, много красивых подсолнухов сделали.

Литература:

Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике». ООО Издательство «Скрипторий 2003»;

Д.Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги». М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 96с.

Х.Уолтер «Цветы из бумажных лент». – М.:Издательство «Ниола - Пресс»,2010м- 32с.

Сайт

Сайт

Задачи:
формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка
активизировать словарь детей
совершенствовать координацию движений
развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук
закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета
развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
(воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это пришло из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята!
В зоопарке появилась
озорная обезьянка
и
устроила беспорядок.
Помогите нам. пожалуйста!

— Что же случилось в зоопарке?
— Обезьянка — маленькая проказница. Нам нужно её найти и навести порядок. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «волшебный песок».

Игра с цветным рисом
(дети руками ищут и достают из риса небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра)

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.
— А нам с вами пора отправляться в путь. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Подвижная игра «В зоопарк» (под музыку)

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы.
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Приехали!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Также интересный материал для развития мелкой моторики рук:

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли! расцепили пальцы, развели ладошки в стороны

— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, попугай, обезьяна)

Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки по одной крышке с изображением животного).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна трава; водоём)

— У кого такое животное? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

— Молодцы ребята! Но кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором картинки с изображением медведя и слона.

— Медведь любит репку (воспитатель показывает игрушку репку). Репка какая? Какая она по форме? (жёлтая, округлая)

— Слон любит морковку. Морковь какая? Какая она по форме? (оранжевая, длинная)

— Обезьянка перепутала все овощи, нам нужно разобрать их и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек»

Игра «Волшебный мешочек»

— Нужно опустить руку в мешок, взять один овощ и не вынимая руки, на ощупь определить — это морковь или репка.
— А попробуй достать овощ другой (левой) рукой.
— Какой формы овощ у тебя в руке?

Вот мы и накормили животных.

— Посмотрите, кажется здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на стул накрытый салфеткой)-(дети находят игрушку — обезьянку)
— Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой и пусть она нам помогает исправлять проказы, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая)

— Послушайте, кажется, там кто-то плачет. Это же маленькие девочки. Они пришли в зоопарк посмотреть животных, а наша проказница разорвала их любимые бусы. Нам нужно им помочь, а обезьянка нам поможет. Вы согласны нарисовать для девочек новые бусы?
(дети садятся за столы)

Рисование пальчиками «Бусы»

— А рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

— На листочках уже нарисована верёвочка, нам нужно добавить бусинки. Для этого мы сначала намочим пальчик в воде, затем наберём краску и приложим палец к верёвочке. так получилась бусинка. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: вода-краска-рисунок.
(дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

— Какого цвета твои бусы?
(после окончания работы показ — как вымыть и вытереть пальчик салфеткой)

— Вот какие красивые бусы у вас получились. Девочкам больше не плачут и наша проказница тоже довольна. обезьянке очень понравилось делать добрые дела и она решила больше не убегать из дома и возвращается в свой вольер. А нам с вами тоже пора обратно в детский сад. Но сначала посмотрите вокруг и скажите: что вам больше всего понравилось в зоопарке? (выслушиваются ответы всех детей)
— А мне понравилось делать добрые дела, и всем помогать. Посмотрите сколько хороших поступков мы совершили и можем смело отправляться обратно в путь.

Дети под музыку покидают группу!

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы «Путешествие в зоопарк»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №18 «Сказка»
Месторасположение: г. Углич, Ярославская область

Интегрированная НОД в старшей группе «Волшебная страна сказок»

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе развития мелкой моторики рук.
Задачи : развивать речь путём развития мелкой моторики рук; совершенствовать умение согласовывать речь с движением; развивать коммуникативные навыки; формировать диалогическую речь; развивать координацию движений пальцев и кистей рук; формировать познавательный интерес; знакомить с новым приёмом изготовления снежинки; вызывать желание помогать другим; воспитывать чувство сострадания, умение видеть пользу от совместного труда.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, 4 разноцветных камешка, сундучок, баночка-колобок, корзина с шишками, крупные разноцветные бусины и шнурки, карточки с графическим заданием, карандаши простые, заготовки для снежинки, клей, клеёнки, два воздушных шара, разного цвета, «волшебный корабль».
Предварительная работа:
1. Рассказывание по мотивам сказки Одоевского «Мороз Иванович».
2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Отгадывание загадок.
4.Пальчиковые игры с детьми.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы; музыкальная; конструктивная.
Ожидаемые результаты: дети активны и инициативны; позитивный настрой и доброжелательные отношения между детьми и взрослым; дети проявляют сочувствие и желание оказать помощь; интерес детей поддерживается на протяжении всей НОД; проявляют стремление довести дело до конца.

Ход деятельности:

Приветствие гостей.
-Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. Улыбнитесь и отправьте улыбки гостям, подув на ладони.
Слайд 2 (Гномик с потухшим фонарём)
Проблема. Гномик с экрана говорит, что у него погас фонарь. Чтобы его зажечь, нужно положить в него четыре самоцвета, которые можно получить за добрые дела в волшебной стране сказок. Он не может отправиться туда, так как без фонарика ему не видно пути.
-Ребята, может, мы сможем помочь гномику? Что мы можем сделать? (Принести гномику самоцветы).
Для этого нам нужно отправиться в «Волшебную страну сказок» А вы не боитесь трудностей, которые нас ожидают во время путешествия?
Кто считает, что смогут справиться со всеми трудностями - подойдите к жёлтому шарику, а к синему шарику те, кто думает, что не смогут справиться.
Сколько у нас смелых ребят. Можно отправляться в путь. Для самоцветов я возьму сундучок. В волшебную страну сказок мы полетим на волшебном корабле. Чтобы он заработал, нужно произнести волшебные слова. «Волшебный корабль мотор заводи, в волшебную страну всех нас увези»
Слайд 3 (Северное сияние и музыка)
Вот мы и очутились в волшебной стране сказок.
Слайд 4 (Домик трёх медведей)
-Ой, ребята посмотрите, что за сказка впереди. Девочка по лесу шла и на домик набрела. В доме том хозяев нет, на столе стоит обед. Из трёх чашек похлебала, в трёх кроватках полежала.
Правильно,- это сказка «Три медведя». (Появляются три медведя). -Как звали папу- медведя? Как звали медведицу? А медвежонка?
Мишутка такой сладкоежка, что Настасья Петровна не успевает варить ему любимое варенье из сосновых шишек. Посмотрите, здесь целая корзина шишек. Давайте поможем Настасье Петровне. Аккуратно берите по одной шишке, будем варить варенье, для мишутки угощенье.
-Ты варись, варись варенье, для Мишутки угощенье. (Катают шишку между ладоней).
-Положили шишки в угощенье мишке. (Шишкой ритмично нажимают на кончики пальцев левой руки).
-Сахарку немного и стаканчик мёда. (То же самое на правой руке).
Крышку сверху закрывай (Катают шишкой по тыльной стороне одной ладони),
Но, смотри, не забывай
(Катают шишкой по тыльной стороне другой ладони).
Вот и готово варенье. Аккуратно несите его в чашечках и ставьте в корзину.

Посмотрите, здесь лежит красивый камень, наверное, это самоцвет, который нужен гномику? Давайте возьмём его и отправимся в следующую сказку. Герой этой сказки –не человек, не животное.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок.
Слайд 5(Колобок).
- Поможем Колобку убежать от лисицы? Чтобы Колобок быстрей катился нам нужно вместе произносить слова:
Покатился Колобок,
Колобок - румяный бок.

Кто встречался на пути Колобку? (Показать героев пальчиками).
Покажем сказку пальчиками.
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
А потом в густом лесу
Встретил кумушку – лису. (показ кистью руки лисы)
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился! (быстрые круговые движения кистями рук).
-За помощь нам Колобок дарит самоцвет. (Самоцвет в баночке оформленной в, виде колобка.)
Чтобы попасть в другую сказку, выполним задание за столом. –Нужно соединить точки прямыми линиями от цифры к цифре по порядку, как в числовом ряду. (Дети соединяют точки). Что же у нас получилось? (Туфелька).
-С маленькой ножки случайно упала,
Когда незнакомка дворец покидала.
Слайд 6 (Золушка).
Нас Золушка встречает
В свою сказку приглашает.
Её мачеха работой загружает, никуда не отпускает.
Какую работу выполняла Золушка? (Ответы детей).
Помните, как Золушка хотела, хотя бы одним глазком посмотреть на бал?
Давайте поможем Золушке нарядиться – сделаем для неё бусы. Но делать нам их нужно по схеме, которая лежит перед вами. Обратите внимание, что первая бусинка уже надета. Какого она цвета? (Дети нанизывают бусины и отвечают на вопросы). - Положите бусы на стол. Сколько бусинок на твоих бусах? Какого цвета у тебя бусинка между… и …? Какого цвета бусинку ты надела последней? Какого цвета бусинка перед…?
Мы сделали для Золушки отличные бусы. Посмотрите, здесь лежит самоцвет. Кто его нам с вами отправил, как вы думаете? (Предположения детей).
Слайд 7 (Золушка на балу).
Теперь Золушка может отправляться на бал. Давайте тоже пойдём вместе потанцуем. Вставайте в круг.
Физминутка с музыкальным сопровождением «На балу у Золушки». Отдохнули на балу. Пора отправляться в следующую сказку.
Слайд 8 (Иллюстрация к сказке Одоевского «Мороз Иванович»).
- В этой сказке девочка упала в колодец, но не утонула. Что это за сказка?
(« Мороз Иванович») - Вспомните, что Мороз Иванович наказал Рукодельнице сделать? (сварить обед, убрать в доме, заштопать бельё, взбить перину). Всё выполнила Рукодельница. А пока взбивала снежную перину, одна снежинка потерялась. Переживает Рукодельница, вдруг Морозу Ивановичу не мягко будет. Как мы можем помочь Рукодельнице? (Предположения детей). Из чего мы можем сделать снежинку? Пойдёмте, я научу вас делать волшебную снежинку. Вот такую снежинку мы сделаем вместе. Каждый из вас сделает по одному лучику и, мы их присоединим к кругу.
Перед вами две детали, одна готовая, вот такая. А из второго листа, сложенного косынкой, сделаем такую же деталь. Разверните лист, положите перед собой так, чтобы линия сгиба располагалась сверху вниз. Берём за углы, сгибаем так, чтобы боковые стороны расположились вдоль линии сгиба, чтобы получилась вот такая деталь, с острым уголком. Хорошо проглаживаем рукой все линии сгиба, прижимая их к столу.
Получились две одинаковые детали. Раскрываем одну деталь, смазываем посередине клеем. Вставляем в неё вторую деталь, чтобы одна была немного выше другой, и приглаживаем. Следите, чтобы линии сгиба у обеих деталей совпадали.
Все лучики приклеим на круг, который сверху заклеим таким же кругом. Вот у нас и получилась волшебная снежинка.
Слайд 9 (Иллюстрация к сказке Одоевского «Мороз Иванович», где он одарил Рукодельницу драгоценными камнями).
-Мороз Иванович остался доволен работой Рукодельницы и наградил её драгоценными камнями. Как блестят драгоценные камни. Смотрите, один на пол упал. (Найти и поднять самоцвет). За какое доброе дело нам Мороз Иванович отправил этот самоцвет? (За то, что сделали для Рукодельницы снежинку).
Давайте сосчитаем, сколько всего у нас самоцветов. (Четыре). Как раз столько, сколько нужно гномику. Идем скорее на корабль. Скажем дружно волшебные слова. «Волшебный корабль мотор заводи, скорее нас в группу всех увези».
Слайд 10 (Северное сияние и музыка)
(Летим в корабле назад).
Слайд 11 (Гномик с сияющим фонарём)
Посмотрите, у гномика засиял фонарик. Мы помогли и гномику. Какие вы молодцы. Со всеми заданиями справились?
Рефлексия. Кто считает, что мы со всеми заданиями легко справились – подойдите к жёлтому шарику. А кому было трудно – к синему. За какие добрые дела мы получили самоцветы в волшебной стране?

Презентация на тему: Волшебная страна сказок

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках. Перед детьми стоит мольберт с генеалогическим деревом.

1. Воспитатель:

- Сегодня мы поговорим о семье.

- Семья -самое дорогое для человека. Семью можно сравнить с деревом, которое растёт, поднимаясь, всё выше ивыше обрастает новыми ветками, большими и маленькими. Создаются новые семьи, появляются дети, у детей вырастают свои дети. И так далее. Люди поэтому и придумали составлять так называемое генеалогическое дерево. В виде дерева изображается история чьего - нибудь рода.

- Дети, посмотрите на это дерево. На нёмизображена семья.

Кто входит всемью?(Ответы детей)

- Кем вы приходитесь - маме, папе, бабушке, дедушке? (Ответы детей)

- Покажите пальчики, девочки и мальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Семья»

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка.

(Предложить детям согнуть пальцы в кулак, затем, проговаривая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.)

2. Воспитатель:

- У каждого в семье своё дело

- Мама готовит завтрак.

Что обычно готовит на утро мама. (Ответы детей)

- Мама готовит на утро кашу.

- Папа любит гречневую, а бабушка рисовую.

- Вот не задача!Крупы перемешались.

- Поможем маме перебрать их. (Ответы детей)

(Дети садятся за столы выполняютзадание).

Упражнение с использованием круп.

«Помогаем маме»

- Я мамуле помогаю,

- Я крупу перебираю:

- Гречка - рис,

- Гречка - рис,

- Будет мамочке сюрприз.

(В небольшую тарелочку насыпается гречка, рис. Ребёнок одной рукой должен выбирать гречку, рис, приговаривая соответственно: «гречка», «рис», «гречка», «рис»и при этом раскладывать на две кучки).

Воспитатель:

- Отнесём маме. Для папы гречневая а для бабушки рисовая.

- Какая получилась каша? (Ответы детей: сытная, полезная, вкусная, рассыпчатая, калорийная).

- Сварили кашу, надо помыть посуду.

Пальчиковая гимнастика:

«Вымоем посуду»

Кран с водичкой мы открыли,

Всю посуду перемыли.

Все тарелки чистые,

Чистые лучистые.

(Дети изображают кран, кистью левой руки: собрат пальцы вместе, изогнуть кисть и опустить её. Произнести: «Ш-ш-ш-ш-ш - водичка побежала!». Показывают,как моют посуду: одна ладонь - «тарелка». Второй ладонью водят по ней, выполняя, круговые движения.)

3.Воспитатель:

- А в это время, во дворе трудится папа.

- Мне кажется,он решил смастерить скворечник.

- Будем папе помогать! (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика:

«Поможем папе»

- Будем папе помогать:

- Будем гвозди забивать,

- Молоточек, поскорей

- Помоги нам, гвоздь забей!

- Слышен всюду громкий звук:

- Тук - тук, тук - тук.

(Дети показывают движения руками, приговаривая).

Воспитатель:

- Сейчас вы тоже будите мастерить скворечник из палочек.

Упражнение со счётными палочками.

«Скворечник»

(Дети выкладывают из счётных палочек скворечник).

Воспитатель:

- Какой формы получилась крыша? (Ответы детей)

- Какой формы получился сам скворечник? (Ответы детей)

- Молодцы. Вы настоящие строители.

4. Воспитатель:

- Ой,ребята, слышитенас, зовёт дедушка на рыбалку к синему морю.

- Пойдёмте поскорей.

Физкультминутка:

Море очень широко,

- Море очень глубоко.

- Рыбки там живут. Друзья,

- А вот воду пить - нельзя.

(Дети широко разводят рукив стороны. Приседают, коснувшись ладонями пола.

Выполняют упражнение «Рыбка». Разводят рукив стороны, приподняв плечи).

Воспитатель:

Посмотрите ребята, на море сегодня шторм.

(Воспитатель демонстрирует руками«Шторм», сцепив руки в замок, приподнимая поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.)

- Порыбачить на море не удастся.

- Придётся идти на речку.

(Дети в месте с воспитателем демонстрируют волны. Согнувруки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимая поочерёдно локти, совершают волнообразные движения.

Воспитатель:

Сейчас вам предстоит выполнить задание на листочках.

- В первом задании необходимо - выловить рыбок.

- Во втором задании - изобразить волны большие и маленькие.

- Каких рыбок вы поймали?(Ответы детей)

(Дети садятся за столы выполнять задание на индивидуальныхлисточках)

5.Воспитатель:

Вернулись домой с рыбалки.

И увидели, бабушка чем - то огорчена, она не найдёт свои клубки для вязания.

Надо помочь бабушке.

Работа на листочках .

«Рисуем клубочки»

Показ воспитателя :нашли середину листа, поставили точку и начинаем движение по часовой стрелке.

Какой формы клубок получился?(Ответы детей)

Какие замечательные клубочки.

Вывод:

Ребята, давайте с вами вспомним: чем мы сегодня занимались.

Приготовили свои пальчики.

Игра с пальчиками

Пальчики могут не только играть,

Они могут маме во всём помогать,

Могут посуду помыть, постирать,

Гвозди забить и в квартире убрать.

Всё сделают быстро они и умело,

Смело возьмутся за трудное дело!

Молодцы ребята. Вы настоящие помощники.

умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции(интерес, радость, восхищение) ; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в старшей группе «Золотые ручки»

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, правильную выразительную интонацию и ритм речи, учить показывать слова стихотворений жестами, чувствуя слова через движения, развивать воображение, формировать навыки заучивания текста через движения; развивать глазомер, тактильно- двигательную, зрительную и слуховую память, координацию движений, закреплять навыки работы с ножницами, упражнять в узнавании геометрических фигур на ощупь; развивать логическое и ассоциативное мышление посредством разгадывания загадок.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции(интерес, радость, восхищение) ; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью.

  1. Организационный момент.

Ход занятия:

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Ведущий: Ребята, а ваши мамы и папы умеют делать руками всё что угодно?

(Дети отвечают: «Да»)

Ведущий: А что умеют они делать? (Дети перечисляют что умеют делать их родители: шить, вязать, готовить еду вкусную, строить из досок, чинить приборы и т.д.)

Ведущий: Значит у ваших мам и пап тоже золотые руки?! Как же это здорово! А вы, ребята, хотите, чтобы у вас тоже были золотые ручки?

(Дети отвечают: «Да!»)

Ведущий: А у меня для вас есть подарок! Волшебное дерево! Оно может Сделать любые руки золотыми, волшебными! И тогда вы сможете сделать всё, что пожелаете!

Хотите сорвать по волшебному листочку с волшебного дерева и сделать свои ручки золотыми?

(Дети отвечают: «Да!»)

(Ведущий достаёт спрятанное волшебное дерево, но на нём нет не одного листочка)

Ведущий: Ребята, посмотрите! А где же волшебные листочки? Нет не одного листочка! Оно наверное уснуло, ведь осенью все деревья сбрасывают свои листья и засыпают. А сейчас зима и оно ещё не проснулось. Как же мы сделаем наши ручки золотыми?! Может попробуем разбудить его?

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Нет, не помогает. Давайте-ка ручки разомнём и ещё раз попробуем.

Разминка для ручек

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдно загибают пальчики на одной руке)

Будем ручки разминать.

(сжимают руки в кулаки и быстро выпрямляют пальцы)

Птичка над волной летела

(взмахи скрещенными руками - «птичка», затем скрещенными пальцами делают волну)

И на дерево присела.

(прямые руки вверх, пальцы врозь - «дерево»)

А потом спустилась ниже

(руки вверх, взмахи скрещенными руками, спускаясь ниже)

И уселась прям на крыше.

(руки «домиком» над головой)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередно загибают пальчики на другой руке)

Нам ту птичку не достать.

(руки к себе, взмахи скрещёнными руками‚ и потянуть руки вверх)

  1. Отгадывание загадок

Ведущий: А теперь послушайте загадку и покажите про кого эта загадка.

Загадки

Алая бородка,

Алый гребешок,

Важная походка.

Кто я?

Петушок (дети показывают петушка: большой и указательный

палец вместе, остальные вверх веером - «гребешок»)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Заяц (дети показывают зайца: пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны)

Бородатый и рогатый

Заберётся в огород.

Съест капусту и томаты,

И горошек и укроп.

Козлик (дети показывают козлика: средний и безымянный пальцы прижать большим, указательный и мизинец - в стороны)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук - тук, тук - тук!»?

Дятел показывают дятла: левая ладонь прямая вертикально – ствол дерева, пальцы правой руки соединены вместе - «клюв», «клювом стучат по «дереву» и произносят: «Тук - тук»)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её

Ворона (дети показывают ворону: взмахи скрещенными кистями)

Ведущий: Ну что размяли ручки, попробуем теперь оживить деревце.

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Не появляются листочки.

(Ведущий смотрит под стол на котором стоит дерево)

А здесь ещё и коробочка какая-то лежит.

(Ведущий достаёт волшебную коробочку)

Так это же «Коробочка Желаний»! Давайте попросим её помочь нам оживить дерево. Сейчас я напишу коробочке записку.

(Пишет и проговаривает вслух)

«Коробочка Желаний, пожалуйста помоги нам разбудить волшебное дерево. Мы так хотим сделать наши руки золотыми!»

Ведущий: «Вот вам волшебный мешочек. Угадайте руками, что в нём спрятано, да смотрите не подглядывайте!»

(Ведущий достаёт мешочек в котором находятся предметы по количеству детей: яблоко, грибок, цветочек, бабочка, еловая веточка. Ведущий высыпает игрушки на стол, показывает их детям и называет, затем убирает в мешочек и проводит игру «Волшебный мешочек»)

  1. Чтение и показ стихов

Ведущий: Ребята, а вы знаете стишки о яблоках, грибах, цветах, ёлочках и бабочках? Давайте расскажем стишки и придумаем движения для пальчиков. Так мы не просто расскажем стишки, а ещё и покажем их руками.

(Ведущий помогает детям придумывать движения. Дети играют в игру «Покажи стишок руками»)

Стишки для игрушек из мешочка

Ель на ёжика похожа,

Ель в иголках, ёжик тоже.

На ромашке я гадаю,

Лепесточки обрываю.

Гриб растёт среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

Бабочка похожа на цветок.

Изящна и красива, как розы лепесток.

Яблок много и они бывают разные

Как солнце жёлтые, как вишня красные.

  1. Игры

Ведущий: Вот какие интересные стишки у нас получились! Вот как мы теперь умеем стихи рассказывать! Может наши ручки теперь смогут разбудить волшебное дерево?

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Не получается! Давайте попросим помощи у «Коробочки Желаний».

(Ведущий пишет записку и проговаривает в слух)

«Коробочка Желаний, помоги нам, не можем мы разбудить дерево!»

(Ведущий кладёт записку в коробочку и закрывает её. Затем оттуда звучит музыкальный сигнал. Ведущий достаёт материалы к заданиям (образцы рисунков из палочек и геометрических фигур, рисунки из точек и записку с ответом, зачитывает записку)

Ведущий: «То, что достали вы из «Волшебного мешочка», то должно быть выложено палочками и фигурками, нарисовано и раскрашено! Лишь тогда волшебное дерево оживёт и проснётся!»

Ведущий: Это что же получается? Значит мы должны выложить всё это? А вы, ребята, сможете выложить из палочек вот эти рисунки? (Показывает рисунки из палочек)

(Дети отвечают: «Да!»)

Проводится задание «Выкладывание рисунка из счётных палочек». Дети усаживаются за стол, ведущий раздаёт им образцы рисунков из палочек и счётные палочки.

  1. Рисование

Проводится задание «Рисование по точкам», дети разукрашивают полученные рисунки цветными карандашами.

Ведущий: Молодцы, ребята! Какие рисунки красивые получились! Как ваши ручки? Не устали? Давайте-ка их разомнём!

Ведущий садится рядом с детьми и показывает разминку для рук «Ладонь - кулак».

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак.

Руки положить на стол:

а) ладони прижать к столу;

б) одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак»);

в) разжать пальцы одной руки и прижать её к столу (позиция «рука» - «кулак»).

Для усложнения - увеличить темп движения.

  1. Конструирование

Ведущий: А у нас тут ещё вот такие рисуночки есть (показывает образцы рисунков из геометрических фигур), из чего нам их выложить?

(Дети отвечают: «Из фигурок: прямоугольников, треугольников, кружков»)

Ведущий: У нас тут в «Волшебном мешочке» много геометрических фигурок. Давайте поиграем в «Волшебный мешочек»? (Дети отвечают: «Да!») Вам нужно будет достать только те фигуры, которые нужны вам, чтобы выложить свой рисунок.

Проводится игра «Волшебный мешочек с геометрическими фигурами», дети выкладывают рисунки по образцам.

Ведущий: Молодцы! Ребята, а вы знаете какие-нибудь пальчиковые игры? Давайте выйдем из-за столов и поиграем! Сыграем «В нашей избушке»!

Проводится пальчиковая игра «В нашей избушке» (Приложение 1).

Ведущий: А теперь сыграем в «Жили - были зайчики».

Проводится пальчиковая игра «Жили - были зайчики» (Приложение 2).

Ведущий: Ребята, вот наше последнее задание! Нам нужно узор дорисовать Сможете? (Дети отвечают: «Да!»).

Вот карандашики и листочки.

Проводится конкурс «Дорисуй узор».

Ведущий: Теперь мы всё сделали! Наши ручки стали ловкими, сильными. Сколько заданий мы сделали! Давайте попробуем разбудить деревце, теперь-то должно получиться!

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий: Неужели оно так и не проснётся? Давайте спросим и «Коробочки Желаний» что же с деревцем случилось?

Ведущий пишет записку и проговаривает в слух

«Мы всё сделали, но волшебное дерево так и не ожило. Как нам быть?»

(Ведущий кладёт записку в коробочку и закрывает её. Затем оттуда звучит музыкальный сигнал и ведущий достаёт записку с ответом и зачитывает)

«Волшебное дерево наградит вас волшебством если вы сделаете для него подарки: вырежете своими умелыми ручками бумажные листочки. Ведь деревце сбросило все свои листья!»

Ведущий: Вот вам листочки (даёт детям трафареты - вырезанные из картонок листочки дерева), возьмите карандашики и обведете их, а затем вырежете. Сделаем подарок для волшебного дерева!

Проводится задание «Вырезание листочков». Ведущий помогает украсить деревце вырезанными листьями. Затем ставит волшебное дерево под стол, укрытый длинной скатертью.

Ведущий с детьми произносят слова:

Солнышко сильнее грей

И лучами согревай!

Деревце проснись скорей,

Поскорее оживай!

Ведущий достаёт другое такое же дерево, на котором вместо вырезанных листьев висят «волшебные ладошки».

Ведущий: Посмотрите! Листья превратились в волшебные ладошки! Эти ладошки могут сделать руки золотыми! Сейчас мы сорвём по такой ладошки.

Дети по очереди подходят к волшебному дереву и «срывают» по ладошке, ведущий одевает их им на шею.

Ведущий: Теперь ваши руки стали золотыми. Раз вы смогли оживить деревце, то теперь ваши руки могут сделать всё, что вы пожелаете, но только доброе!

Ребята, давайте пожелаем всем ручкам на свете чего-нибудь доброго и хорошего!

Дети по очереди говорят свои пожелания (желают здоровья, творческих успехов), затем к ним присоединяется ведущий.

  1. Рефлексия

Ведущий: Ну что, волшебники мои! Я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И хочется добавить: самое главное, пусть наши руки делают и творят только хорошее и доброе!


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх