Марк фабий квинтилиан. Марк квинтилиан
Московский институт экономики
менеджмента и права
Факультет Экономика и финансы
Кафедра Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Доклад
По дисциплине Риторика
Тема: Марк Фабий Квинтилиан «воспитание оратора»
Выполнил: Студентка Тамбовцева Е.А.
Группа ЭСс 1.1/0-10
Проверил Митин А.В.
Москва 2010 г.
Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35 - 100 г. н.э.) – автор самого обширного античного учебника „Риторические наставления" написавшего в двенадцати книгах. Труд Квинтилиана строго продуман. Он систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора и обобщает собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее, он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.
Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: "Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия".
В этой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать с детства, на него влияет окружение (кормилицы, родители, дядьки), учителя, которые должны хорошо учить. Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение. Вторая глава посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнении, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов. „Следует ли жестко придерживаться риторических правил?" - спрашивает Квинтилиан. Он считает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квинтилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой, они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жесткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско. Но ведь расположение войска зависит от обстановки. „Так и в речи надобно знать, нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или и к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделенное на части...".
По Квинтилиану, риторика состоит из пяти частей: изобретения, расположения, изложения, памяти, произнесения (или действия). Цели оратора - поучать, возбуждать, услаждать, хотя не всякая речь преследует все три.
Он выделяет, три рода речи оратора: доказательный, рассудительный и судебный.
Первый род - доказательный - касается похвалы и порицания: надгробные речи, иногда речи в суде (подсудимый имеет хвалителей), похвала может произноситься и в других случаях. Похвала особенно требует распространения и украшения. Может быть похвала богам, людям, а также городам и прочим предметам.
Второй род речи - рассудительный - имеет цель советовать (выступления в Сенате и народных собраниях). В этой речи большую роль играет доброе мнение об ораторе. Оратор говорит здесь о мире, войне, числе войск, пособиях, податях. Он должен знать о силе государства и о нравах граждан.
Третий род речи - судебный - имеет целью обвинение и защиту. Этот род состоит из пяти частей: вступления, повествования, доказательства, опровержения, заключения. Квинтилиан поясняет, как пользоваться этой схемой: „Оратор не должен думать, чтобы каждую из показанных мною - частей надлежало излагать в том же порядке: а прежде всего, надобно ему размыслить, к какому роду относится дело, в чем оно содержится именно, что может споспешествовать ему и что повредить; потом, что утверждать и что отвергать должно; после, каким образом повествовать приличнее (ибо повествование есть приготовление к доказательствам, и не может быть полезно, ежели предварительно не узнает оратор, какие точно доводы выставить ему нужно); наконец, подумать о снискании благосклонности от судей. Ибо, не обозрев всех частей, сущность всего дела, нельзя нам знать, в какое расположение духа привести их для нашей пользы /.../". Расположение частей, как видим, зависит от многих моментов.
Однако Квинтилиан предупреждает, что это расположение свободно лишь относительно. Нельзя, например, вступление помещать в конце речи.
В заключение речи оратора, Квинтилиан говорит о возбуждении страстей, в чем и проявляется сила красноречия, (или успех оратора), особенно в судебном деле, зависит не только от доказательств, но и от того, насколько он сумеет убедить слушателей (а в суде - судей), воздействуя на них эмоционально. „...Речь оратора должна быть скромнее, кротка, без всякого высокомерия, пышности и даже без всякой высокопарности. Довольно и того, если будем говорить выразительно, точно, приятно, вероподобно. Для сего-то и приличен здесь наиболее слог речи средний". Страсть же – это выражение гнева, ненависти, страха, негодования, соболезнования. „Итак, верх красноречия, сколько судить могу, состоит, относительно возбуждения страстей, в том, чтобы мы сами были ими движимы совершенно". Как видим, психологическая сторона ораторской речи занимала в работе Квинтилиана немалое место, что, впрочем, было продолжением и развитием идей греческих и римских предшественников автора.
Быть красноречивым есть не что иное, как выражать словом все то, о чем мы думаем, и сообщать слушателям. Поэтому слова должны быть ясны, чисты, соответствовать нашему намерению и они должны быть правильно, красиво и пристойно расположены. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличает изящество и красота речи, ибо они приносят удовольствие и удивление. И здесь автор ссылается на Цицерона, который писал: „Красноречие, которое не внушает удивления, я не почитаю за красноречие". Однако украшение должно быть сообразно с предметом и целью речи, должно учитывать аудиторию. Переносные слова, которые и украшают речь, должны рассматриваться в связи с целой речью. И здесь он говорит о целом тексте, об украшении целой речи. Он замечает, что необходимо иметь в виду два главных момента: придумать род слововыражения и произнести речь. Для этого необходимо знать, что нужно нам в речи возвеличить или унизить, что произнести стремительно или скромно, забавно или важно, пространно или кратко.
Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима, включая и Квинтилиан, смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.
с.1
О ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ОРАТОРА.
I . В детях редко недостает природных способностей ; чаще недостает попечения об них . II . Каких свойств должны быть кормилицы , родители , товарищи , учители . III . С Греческого языка начинают учение . IV . Учить детей можно прежде семилетнего возраста . V . О чтении и письме .
ЛУЧШЕ ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДОМА, ИЛИ ОТДАВАТЬ В УЧИЛИЩА?
I . Опровергает возражение против училищ , доказывая 1) Что в них не портятся нравы: - крайне охуждает гибельную потачку родителей . 2) Что училища не вредят успехам в учении . II . Приводит многие причины , по которым полезны училища .
I . Как распознавать способности в детях . II . Как с ними обходиться . III . Об играх детских . IV . Не наказывать детей телесно .
О ГРАММАТИКЕ.
I . Похвала Грамматике . II . Три достоинства в речи : правильность , ясность , красота . III . Слова основываются на причине , давности , образцах и употреблении . IV . О правописании .
О ГРАММАТИКЕ.
О первых упражнениях в сочинении под руководством Грамматика .
Разные науки знать должно детям , еще прежде Риторики . Нужны ли те науки будущему Оратору?
ГЛАВА VIII.
О ГРАММАТИКЕ.
О музыке . Польза от нее .
I . Произношению надобно несколько поучиться у комедиантов . II Телодвижения перенимать от борцов .
В молодых летах можно учиться многому в одно и то же время . 1. Ибо таково свойство ума человеческого , что многим вдруг заниматься может . 2. Что труды в учении удобнее переносят отроки . 3. Что им достает более времени . - Леность только мешает Оратору многому научиться .
Обыкновенно спрашивается, ежели бы и нужно было все вышесказанное знать, можно ли учить и учиться тому в одно время. Иные думают, что различные занятия развлекают мысли, утомляют разум и тело, да и времени на все это недостанет. И хотя бы в возмужалых летах можно перенести такие труды, но обременять отроческий возраст не должно.
1. Но рассуждающие таким образом, по-видимому, не знают, сколь велика врожденная деятельность ума человеческого; он столь жив и скор, столь способен, так сказать, с.72 разделяться, что не может себя ограничить одним действием; не только в один и тот же день, но в одну и ту же минуту на многое силы свои напрягает. Разве гуслист не работает вдруг и памятью и голосом, а между тем одной рукой бьет по струнам, другою натягивает, спускает, строит их? Даже и самая нога не без действия; бьет такт и меру: и все это делается в одно время. Мы сами, когда нужда непредвиденно заставит говорить в собрании, не говорим ли об одном, а о другом мыслим: ибо в одно время ищем доводов, избираем выражения, приноравливаем телодвижение, голос, вид лица и всю наружность к предмету, о коем идет речь? Ежели все это за один раз производим, то что мешает разделять на многие часы разные занятия, особливо когда самое разнообразие оных облегчает и восстановляет силы разума, а напротив один и тот же беспрерывный труд бывает для нас тягостнее? По сему-то от сочинения переходим, для отдыха, к чтению, а соскучив чтением, принимаемся за сочинение. Сколько бы много ни трудились, а к новому занятию некоторым образом свежее приступаем. Кто не утомится, слушая целый день наставления в одной какой-нибудь науке? Перемена дает бодрость: как желудок различием яств с.73 возбуждается, и от изобилия оных меньше обременяется.
Впрочем, пусть покажут мне другой способ учиться? Заняться ли одною Грамматикою, потом Геометриею? Оставив то, чему учились, перейти к Музыке, прежнее все бросить? И, начав учиться Латинскому языку, о Греческом уже не думать? Словом, заняться только предметом последним? А для чего не запрещаем поселянам возделывать вместе и земли и виноградники, разводить маслины и другие дерева; печься в одно время и о пажитях, и о стадах, и о садах, и о пчельниках? Для чего и сами несколько времени уделяем каждодневно на дела судебные, на услуги друзьям, на домашнее хозяйство, на заботы о нашем здоровье, даже на самые забавы? Если бы каждое из сих занятий продолжалось беспрерывно, мы пришли бы в изнеможение. Из сего видно, что легче заниматься многими предметами, нежели одним продолжительно.
2. Не должно опасаться и того, чтобы дети были меньше способны к перенесению трудов в учении. Никакой возраст так мало не утомляется. Это доказывается опытом. Дети все перенимают легче, нежели возмужалые. Мы видим, что в первые два года, коль скоро с.74 научатся правильно произносить слова, могут говорить все, хотя бы их к тому не принуждали. Напротив нашим рабам, новокуплепным, сколько лет потребно для изучения Латинского языка? Кто начинал учить уже взрослых, тот уверится более, что не без причины почитается искуснейшим в своем деле человек, который с малолетства оным занимался. Дети, по природе, сносят труды терпеливее, нежели юноши. Дети и от частого паданья на землю не так больно ушибаются, и от обычного на руках и на ногах ползанья, а вскоре потом от непрерывной игры и чрез целый день беганья, не столько устают; ибо тело их легче, и не делает над собою изнурительных усилий: так равно и умы, по мнению моему, менее утомляются, поелику не своими силами дитя приобретает познания, но принимает оные от наставников. Сверх того дети, по свойственной сему возрасту послушливости, слепо следуют предписаниям учащего, не замечая сами того, что сделали. Они и судить о труде еще не умеют. Впрочем, я часто замечал, что не столько самый труд, сколько помышление о труде утомляет.
3. Да и времени для учения удобнейшего лучше избрать неможно; поелику ребенок с.75 занимается одним слушанием. Когда дело дойдет до сочинения, когда сам должен что-либо произвести, тогда для других наук не станет или времени, или охоты. Итак если Грамматик целый день занимать ученика и не может и не должен, дабы не произвести в нем отвращения к учению; то на что лучше употребим остальные свободные часы, как не на упомянутые мною науки? Но я и сам не советую, чтобы отрок достиг в них совершенного искусства: у чтобы умел петь со всеми прикрасами Музыканта: чтобы погрузился во все мелочи и подробности Геометрии. Я не намерен сделать питомца моего ни комедиантом в произношении, ни танцовщиком в телодвижениях: да хотя бы я и желал во всем этом видеть успехи, то и на сие достало бы ему времени. Ибо малолетство не так коротко для того, кто захочет им воспользоваться: я говорю не о тупых головах. Для чего же знал и Платон превосходно все то, чему учить будущего Оратора я предполагаю? Он, не довольствуясь науками, коим мог научиться в Афинах, и наставлениями Пифагорейцев, к которым ездил в Италию, посетил и жрецов Египетских, дабы познать их таинства.
Итак увеличивая затруднения, прикрываем только нашу леность. Ибо мы не любим с.76 труда: стараемся успеть в Красноречии не для того, что оно почтенно и достойно всякого уважения, но для того, чтобы сделать из него подлое употребление и обратить его на приобретение гнусной корысти. Пусть витийствуют многие в судах и без пособия помянутых мною наук, и даже обогащаются; ибо и корыстолюбивый продавец больше прибыли получает, хваля свои товары, и славится публичный крикун своим голосом. Я не хочу и читателя такого, который ставит в цену свои труды и учение. А кто представит в уме своем божественное некое изображение красноречия, кто оное, по словам знаменитого Трагика Еврипида, будет иметь пред глазами, как непременное правило своего слова, тот и плод полагает не в корысти или плате тяжущихся, но в самом себе, в своем знании и благородстве мыслей: плод постоянный и неподверженный переменам счастия; тот удобно уверится, что время, которое теряем на зрелищах, на ристалищах, в игре, в праздных наконец беседах, не говоря уже о безвременном сне и распутствах, можно лучше употребить на Геометрию или Музыку; и он в сем найдет больше удовольствия, нежели в тех грубых забавах. Ибо Промысл, по благости своей, так устроил, что человек от с.77 честных упражнений чувствует более удовольствия. Но сие же самое удовольствие завело и нас, может быть, далее надлежащего. Итак доселе довольно сказано, чему должно учить Оратора прежде, нежели будет способен к важнейшим занятиям. Следующая книга представит новой предмет; в ней изложатся должности Ритора.
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной.
На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд “О воспитании оратора”, в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы.
Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.
Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов.
Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.
Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом ч названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.
Учить надо нс многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.
В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Воспитание в первобытном обществе. Воспитание, школа и педагогические теории в рабовладельческом обществе и при феодализме воспитание в первобытном обществе
А и б стругацкие хромая судьба.. только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции.. д с лихачев история мать истины..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших земле
Воспитание и школа в Афинах.
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследств
Педагогические взгляды Демокрита.
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал в
Педагогические идеи Платона.
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.
Автор многочисл
Педагогическая теория Аристотеля.
Будучи учеником Платона, Аристотель рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализ
Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме
На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования.
Длительное время в римской семье сохранялись воспитательны
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым, феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным,чем предшествовавший ему рабовладельческий (ведь основная произ
ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
XIV-XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и то
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) жил в то время, когда народ его родины Чехии, находившейся в условиях тяжелого национального угнетения со стороны немецких феодалов, поднима
О роли воспитания, его целях и задачах
Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления
Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всем
Всеобщее обучение
Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел “учить всех всему”. Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчико
Дидактические требования
Задавшись целью создать “всеобщее искусство всех учить всему”, преобразовать современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего
Учение Коменского о материнской школе
Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.
Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под ко
Социально-политические и философские взгляды
В 1688 г. в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила почву для промышленного переворота. Эта революция, возвестившая наступление нового времени - времени господства буржуазии, был
Педагогические взгляды
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании (1693).
Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезн
Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй
Ж. -Ж. Руссо - идеолог революционной мелкобуржуазной демократии
Жан-Жак Руссо (1712-1778)-глубокий мыслитель, гуманист и демократ - придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между
Воспитание в различные возрастные периоды развития детей
Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что че
Воспитание женщины
Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, со
Значение педагогической теории Руссо
Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие
ФИЛОСОФСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ МАТЕРИАЛИСТОВ XVIII в.
Среди французских просветителей XVIII в. следует особо выделить философов-материалистов. Учитывая достижения современного им естествознания, они развивали передовые материалистические взгляды, выск
Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция
Гельвеций (1715-1771) прославился как автор книги “Об уме”, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правящих кругов. Книга была запрещена и приговорена к сож
Педагогические идеи Дени Дидро
Дени Дидро (1713-1784)-один из виднейших французских материалистов XVIII в. Как и все представители этого направления, Дидро был материалистом снизу (в объяснении природы) и идеалистом сверху (в тр
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отнош
Жизнь и деятельность Песталоцци
Песталоцци родился в г. Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, он воспитывался матерью и преданной семье служанкой из крестьян. Образование получил в родном городе, в начальной, потом в латинс
Цели и задачи воспитания
Демократ по своим взглядам, Песталоцци хотел “для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей”. Он считал, что общая цель восп
Физическое и трудовое воспитание
Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общ
Нравственное воспитание
Цель нравственного воспитания, по Песталоцци, заключается в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он, читал любовь ребенка к матери Заботы
Роль матери и семьи в деле воспитания
Мать, по мнению Песталоцци, лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, к чему он способен, чего желает. Зная это, она может правильно, в соответствии с его природными особенностями,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ФРИДРИХА ФРЕБЕЛЯ
Общественное дошкольное воспитание детей трудящихся в Западной Европе в концеXVIII - началеXIXв.
Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когд
Теория развития ребенка
Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической филосо
Педагогика и методика воспитания в детском саду
Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействии, почему необходи
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОБЕРТА ОУЭНА
В конце XVIII - начале XIX в. в Западной Европе происходило бурное развитие промышленности на капиталистической основе, сопровождавшееся резким обострением социальных противоречий. В то время как б
Педагогические идеи и деятельность Р. Оуэна в Нью-Ланаркский период
Роберт Оуэн (1771-1858) жил в Англии в то время, когда в ней совершался промышленный переворот,
Выходец из семьи ремесленника, он уже в 10 лет вынужден был оставить учение и начать самосто
О воспитании малолетних детей
Важным звеном педагогического эксперимента Оуэна в Нью-Ланарке являлась “школа для маленьких детей”, имеющая целью оградить их от дурного влияния среды и обеспечить их всестороннее развитие. Много
Школы для детей рабочих
После “школы для маленьких детей воспитанники переходили в начальную школу, из которой Р. Оуэн изгнал догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их
Просвещение взрослых
Помимо учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, созданных в Нью-Ланарке, большой интерес представляли культурно-просветительные мероприятия Р. Оуэна для взрослого рабочего населения.
Педагогическая деятельность и взгляды Р. Оуэна в период организации коммунистических колоний
Пока Оуэн выступал в роли благотворителя, филантропа,он;пользовался почетом и уважением, его деятельность прославлялась. Когда же он открыто заявил о своих коммунистических взгляда
Значение педагогического опыта и идеи Р. Оуэна
Учение Р. Оуэна, складывавшееся в тот период, когда “решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось выдумывать из головы, имело утопический характер. Те
УЧЕНИЕ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА О ВОСПИТАНИИ
К. Маркс и Ф. Энгельс - основоположники научной педагогики пролетариата
Марксизм возник в 40-х годах XIX в., когда в Западной Европе широко развернулась классовая борьба европейского проле
Учение о формировании человека
С новых диалектико-материалистических позиций Маркс и Энгельс разрешили вопрос о роли различных факторов в формировании личности - вопрос, который пытались, но не могли разрешить в силу метафизичес
Критика воспитания в буржуазном обществе
Маркс в “Капитале”, а Энгельс в “Положении рабочего класса в Англии дали глубокую и разностороннюю критику того воспитания, которое получали дети трудящихся в современном им буржуазном обществе. На
Программные требования пролетариата в области воспитания и образования
Считая, что только пролетарская революция откроет перед народными массами широкую дорогу к культуре и образованию, Маркс и Энгельс разработали для трудящихся программу требований в области народног
Всестороннее развитие личности
Основоположники марксизма гениально предвидели, что вместе с уничтожением капиталистического строя, частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком создадутся все у
Умственное воспитание
В формировании всесторонне развитых людей Маркс отводил ведущее место умственному воспитанию. Это вытекалоизего отношения к науке, которая была для него, по словам Энгельса, “истор
Физическое воспитание
Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли вопросам физического воспитания пролетарской молодежи.
Маркс с возмущением говорил о том, что при капиталистическом способе производства силы рабоч
Политехническое образование
Под технологическим, или политехническим, обучением Маркс имел в виду получение молодежью знании об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращ
Эстетическое воспитание
Маркс и Энгельс считали, что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое восп
Всемирно-историческое значение учения Маркса и Энгельса о воспитании, его роль в развитии педагогической науки
Учение Маркса и Энгельса о воспитании, являющееся неразрывной частью теории научного коммунизма, представляет собой качественно новый этап в развитии педагогической науки.
Основоположники
Применение марксистских идей в просветительной политике парижской коммуны 1871 г.
Парижская Коммуна - первая пролетарская революция, избравшая первое правительство рабочего класса,- была выдающимся событием в истории мирового революционного движения.
Охарактеризованная
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПЕРИОДА ИМПЕРИАЛИЗМА
С конца XIX в. капитализм вступил в высшую фазу своего развития - империализм. Началась эпоха бурного индустриального развития ведущих капиталистических стран. С ростом промышленности возрастало чи
Прагматическая педагогика Джона Дьюи
Джон Дьюи (1859-1952) -американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma-дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педаг
Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звани
Педагогическая деятельность и взгляды Полины Кергомар
Полина Кергомар (1838-1925)- прогрессивный деятель в области народного образования Франции, видный теоретик дошкольного воспитания. Работая в министерстве образования Франции, Кергомар в течение 20
Педагогические взгляды Овида Декроли
Овид Декроли (1871-1932) - прогрессивный бельгийский педагог, видный представитель движения за “новое воспитание”, врач и психолог.
В 1901 г. в окрестностях Брюсселя Декроли открыл институ
Август Бебель о воспитании
Август Бебель (1840-1913) был одним из основателей социал-демократической партии Германии и выдающимся деятелем международного рабочего движения конца XIX - начала XX в. Его деятельность протекала
Клара Цеткин о воспитании
Клара Цеткин (1857-1933)-видный деятель германского и международного рабочего движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, член ее Центрального Комитета, борец за женское равнопр
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БУРЖУАЗНЫХ СИСТЕМ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные системы народного образования в капиталистических странах создавались постепенно в соответствии с историческими, экономическими, социально-политическими и культурными особенностями этих
СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ В XX в.
Англия. Первый детский сад в Англии был открыт в Лондоне в 1873 г. как частное учреждение, в 1904 г. в Бирмингеме открылся первый народный детский сад, который в 1917 г. получил название “школа-ясл
СОВРЕМЕННЫЕ БУРЖУАЗНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Педагогика экзистенциализма. Экзистенциализм (философия существования) - одно из наиболее распространенных течений буржуазной философии. Экзистенциализм широко распространен в Западной Германии, Фр
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В КИЕВСКОМ, И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВАХ
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленног
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVIII в.
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского. государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные
М. В. Ломоносов
Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Сын крестьянина-помора, он рано выучился грам
Педагогические взгляды И. И. Бецкого
В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учрежден
Н. И. Новиков
Видное место в истории русского просвещения второй половины XVIII в. принадлежит Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818). Новиков получил образование в Московском университете, и с этим же выдающимс
Воспитательные дома в России во второй половине XVIII в.
В 1763 г. в Москве открылся первый в России воспитательный дом. Попечителем его был назначен Бецкой.
Воспитанники дома делились по возрастам: от 2 до 7 лет,. от 7 до 11, от 11 до 14. До 2
Педагогические взгляды А. Н. Радищева
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) является родоначальником русского революционного просветительства. Он не только мужественно встал на защиту интересов крепостного крестьянства, но и поднялс
СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В конце XVIII - начале XIX в. в России, как и несколько раньше в странах Западной Европы, назревал кризис самодержавно-крепостнических отношений. Передовые русские мыслители и деятели подвергали вс
УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРИЗРЕНИЮ БЕДНЫХ ДЕТЕЙ
В 1797 г. воспитательные дома, дома призрения бедных детей были переданы в “Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны”, занимавшееся благотворительными заведениями, институтами благородных д
В. Ф. ОДОЕВСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ. ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ В РОССИИ
Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выдающимся педагогом.
Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о р
Педагогические взгляды В. Ф. Одоевского
Деятельность В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала ему богатый материал для изучения психологии детей, для теоретических обобщений по принципиальным вопросам педагогики, побуждала его к г
В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
По характеристике В. И. Ленина, Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был еще при крепостном праве “предшественником полного вытеснения дворян разночинцами, предшественником русской социал-д
А. И. ГЕРЦЕН О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Определяя значение Александра Ивановича Герцена (1812- 1870) в истории революционно-освободительного движения, В. И. Ленин писал: “Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционер
ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 60-х ГОДОВ XIX в. И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В конце 50-х годов, после поражения в Крымской войне,. в России сложилась революционная ситуация. Еще более ухудшившееся положение крестьянства вызвало значительное повышение революционной активнос
Н. И. ПИРОГОВ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Николай Иванович Пирогов (1810-1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале “Морской сборн
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО
В. И. Ленин о Л. Н. Толстом
Гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Его педагогическая деятельность м
Критика зарубежной и русской педагогики и школы
Л. Н. Толстой резко критиковал буржуазную культуру, науку и просвещение. Он показал, что они служат не народу, а эксплуататорам; девять десятых трудящихся людей не верит, что прогресс несет с собою
Идея свободного воспитания
Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что
Яснополянская школа Л. Н. Толстого
Мысли Толстого об опыте как базе научной педагогики, о свободе как критерии педагогики были положены им в основание его теоретической и практической деятельности в Яснополянской школе (1859-1862).
О воспитании в семье
Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей.
ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ 60-х ГОДОВ XIX в.
Классики русской педагогики 60-х годов XIX в. уделяли большое внимание разработке вопросов начального обучения детей и тесно связанной с ним теории дошкольного воспитания. При этом они опирались на
ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ
В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных люден.
Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Сед
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ 60-х ГОДОВ XIX п. О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Во главе русских революционных демократов 60-х годов XIX в. стоял Николаи Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Ленин писал о нем: “Чернышевский был... революционным демократом, он умел влиять на вс
О цели и задачах воспитания
Целью воспитания революционные демократы считали воспитание нового человека-гражданина, патриота своего отечества, революционного борца, имеющего твердые идейно-политические убеждения и стремящегос
Формирование у детей сознательности и убежденности
Признавая право старших руководить воспитанием детей, Н. А. Добролюбов призывал их правильно использовать стремление детей к активности и самостоятельности, развивать у них способность осознавать с
О единстве физического и духовного развития ребенка
В своей работе “Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью (1858) Н. А. Добролюбов доказывал, что существует неразрывная связь между духовной и телесной де
О воспитании у детей патриотизма
Н. А. Добролюбов был горячим патриотом своей родины. В понятие патриотизма он включал в качестве активного начала борьбу за освобождение народа: “Настоящий патриотизм, как частное проявление любви
О семейном и общественном воспитании. О матери как воспитательнице детей
Революционные демократы придавали особо важное значение семейному воспитанию детей. Они считали, что первой воспитательницей детей должна быть мать. Кроме материнского чувства к детям, женщине необ
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска.
Общее образов
Идея народности воспитания
Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народ
Психологические основы воспитания и обучения
В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,- строить воспитательно-образовательную работу с учет
Пути и средства нравственного воспитания детей
Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению
Основы теории дошкольного воспитания
В основу теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинский положил идею народности воспитания.
Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию
О семенном воспитании
Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знани
Значение Ушинского в развитии педагогики
К. Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проана
ВИДНЫЕ ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Основы теории дошкольного воспитания в России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов XIX в. Содержание и методы работы детских садов подробно разрабатывались видными деятелями дош
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. С. СИМОНОВИЧ
Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) была участницей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошк
Общепедагогические взгляды
А. С. Симонович делила педагогику как науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую - искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка
Воспитательная работа в детском саду
А. С. Симонович уделяла большое внимание вопросам внутренней организации детского сада. Она считала, что взаимоотношения детей между собою и воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по
Е. Н. ВОДОВОЗОВА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елизавета-Николаевна Водовозова (1844-1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Она была известной де
Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой
Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,- это “воспитывать человека - будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”.
Вслед за К. Д. Уш
Е. И. КОНРАДИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Евгения Ивановна Конради (1838-1898). известная писательница-публицист, участница борьбы передовых русских людей за равноправие женщин, за высшее женское образование, уделила в своих произведениях
СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В конце XIX - начале XX в. Россия вступила в новую фазу капиталистического развития - империализм. И хотя в экономике сохранялись еще пережитки крепостничества, интенсивно развивалась промышленност
РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Тяжелые услови
БОРЬБА. РСДРП ЗА НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В конце XIX в. в. России нарастала освободительная борьба против царизма, капиталистов и помещиков и с каждым десятилетием все большую роль играло в ней пролетарское движение. В стране назревала ре
Борьба В. И. Ленина с народниками по вопросам воспитания и образования
Осуществляя идейный разгром народничества, вводившего в заблуждение крестьян и рабочих своими неверными представлениями о путях дальнейшего развития России и методах борьбы с царизмом, В. И. Ленин
В. И. Ленин о вовлечении женщин в общественный труд и революционное движение и о создания дошкольных учреждений
В работе “Перлы народнического прожектерства В. И. Ленин подчеркнул прогрессивное значение участия женщин в общественном производстве. Принципиально марксисты, говорил он, стоят за такое участие, “
Школа в период революции 1905 г.
В обстановке подъема революционного движения в 1905 г. партия стремилась организовать учителей и учащихся на осуществление революционных требований в области народного образования.
Руковод
П. Ф. ЛЕСГАФТ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (1837- 1909), крупного ученого-анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога, протекала в годы нарастания революционного движения, револю
О роли воспитания в развитии человека
П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. “Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается”, - - писал он.
О значении семейного воспитания
В своей книге “Семейное воспитание ребенкаи его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность
О физическом воспитании
Исторической заслугой П. Ф. Лесгафта является создание оригинальной теории физического воспитания, или, как он писал, образования, детей, в соответствии с которой на первое место в анатомо-физиолог
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ П. Ф. КАПТЕРЕВА
Петр Федорович Каптерев (1849-1922), окончив Московскую духовную академию, не остался в духовном звании, а перешел на светскую службу. Он преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебн
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ
Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, твор
Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой
Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теор
Развитие речи детей
Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основ
Об общественном дошкольном воспитании
Е. И. Тихеева указывала, что в дореволюционной России трудовая семья не в состоянии била обеспечить правильное воспитание детей дошкольного возраста ввиду тяжелых условий ее жизни и отсутств
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Л. К. ШЛЕГЕР
(Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти.
После окончания Саратовской женской гимназии с пе
Состояние начального и среднего образования
После поражения революции 1905-1907 гг. в истории России наступил один из самых тяжелых периодов. Это были годы реакции, когда правительство, стремясь укрепить царскую власть, постепенно уничтожало
Деятельность общественных организации по развитию дошкольного воспитания
В рассматриваемый период царское правительство по-прежнему не считало нужным вводить общественное дошкольное воспитание в общую систему народного образования. Правительственные ассигнования на дошк
Дошкольное воспитание в период первой мировой войны
Война, начавшаяся в 1914 г., вовлекла еще большее количество женщин-матерей в промышленное производство, что привело к росту детской беспризорности, увеличению числа сирот и полусирот. Общественно-
Школа и дошкольное воспитание в период Февральской революции
В результате победы Февральской революции 1917 г. в России был свергнут царизм. Вооруженный народ, руководимый партией большевиков, избрал Советы рабочих и солдатских депутатов. Но в то же время бы
Борьба большевиков за школу и дошкольное воспитание в этот период
Партия большевиков разоблачала антинародные действия царизма в области просвещения и воспитания, вскрывала связь между существовавшей в России системой просвещения и буржуазно-помещичьим строем. Ре
Творческое развитие В. И. Лениным марксистского учения о воспитании и образовании
Марксистская теория воспитания, идеологической основой которой является диалектический и исторический материализм, впервые в истории педагогики дала ясный ответ на вопрос о сущности воспитания и о
В. И. Ленин о вооружении молодежи научными знаниями
Чтобы успешно строить коммунистическое общество, нужны миллионы высокообразованных людей, специалистов в различных областях знаний. Построить новое общество, новую экономику, базирующуюся на самой
В. И. Ленин о воспитании молодежи в духе коммунистической морали
Впервые научное объяснение сущности морали и ее роли в жизни и развитии общества дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они доказали, что моральные требования и нормы, которым подчиняются люди, отражают харак
О роли женщин в социалистическом строительстве, об общественном воспитании детей
В статье “Советская власть и положение женщины В. И. Ленин указывал, что, в то время как до Великой Октябрьской социалистической революции ни одна буржуазная страна не дала женщине полного равенств
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В 1917-1920 гг.
Развитие советской системы дошкольного воспитания неразрывно связано с развитием социалистического общества и процессом раскрепощения женщин и вовлечения их в общественно-политическую жизнь страны.
ПЕРВЫЕ НАЧИНАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И СИСТЕМЫ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие перспективы для научной разработки вопросов теории и практики общей и дошкольной педагогики, для создания советской системы коммунисти
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
После гражданской войну советский народ приступил к мирному строительству. В стране, разоренной длительной войной и иностранной интервенцией, надо было восстановить и реконструировать промышленност
ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
На II Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, проходившем в ноябре 1921 г., обсуждались главным образом вопросы содержания и методов работы в дошкольных учреждениях. Выдающийся советский пе
Перестройка работы школы в свете постановлений партии и правительства
Первоочередной задачей было повсеместное осуществление всеобщего обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, повышение качества знаний у
Развитие советской педагогической науки
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры
Основные этапы общественно-педагогической деятельности
Н. К. Крупская (1869-1939), жена и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР.
Н. К. Крупская о целях и задачах воспитания строителей социализма
На протяжении всей своей общественно-педагогической деятельности Н. К. Крупская возвращалась к вопросу о целях и задачах воспитания и школы. Уже в первые послеоктябрьские годы она выступила против
Воспитание коммунистической морали
В своих высказываниях по вопросам коммунистической морали Надежда. Константиновна руководствовалась ленинскими указаниями о том, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепле
Трудовое воспитание и политехническое образование
Формирование нового человека социалистического общества Н. К. Крупская не мыслила себе без воспитания у него коммунистического отношения к труду. Она указывала, что участие школьников в совместном
О теории и методике пионерского движения
Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. В многочи
Н. К. Крупская о дошкольном воспитании
Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке марксистской теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много стат
Вклад Н. К. Крупской в развитие марксистской педагогики
Неоценимы заслуги Н. К. Крупской как теоретика советской педагогики. Свою теоретическую работу в этой области она постоянно сочетала с непосредственным участием в деле просвещения народа, с большой
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского
Жизнь и деятельность А. С. Макаренко
А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педаг
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко
А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, у
Воспитание в коллективе и через коллектив
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.
Октябрьская революция выдвинул
О трудовом воспитании
А. С. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство - это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не е
Значение игры в воспитании
А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история
О семейном воспитании
А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, чтосемья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учрежде
РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ САДОВ И ЯСЛЕЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педаго
Подготовка педагогических кадров для детских садов
В первом послевоенном пятилетнем плане предусматривалось увеличение количества и улучшение подготовки кадров высшей и средней квалификации, в том числе воспитателей детских садов и яслей. Чтобы вос
РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
На проходившем в 1958 г. внеочередном XXI съезде КПСС были предусмотрены важные мероприятия в области народного образования, подготовки кадров высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйс
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учрежден
РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Развитие стран социализма характеризуется грандиозными успехами в создании новой, социалистической экономики и культуры, подъемом образовательного уровня народных масс. Огромное значение для развит
Марк Фабий Квинтилиан
Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 гг.) - оратор и теоретик ораторского искусства, крупный представитель педагогической мысли. В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью в Римской империи. В своем основном и единственном труде, дошедшем до наших дней, «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиан сформулировал основные методы и приемы ораторского мастерства, раскрыл вопросы воспитания будущего оратора. Разрабатывая вопросы воспитания будущего оратора, он коснулся ряда педагогических проблем, получивших широкий отклик в педагогике XVI - XVIII вв. В этой книге дана характеристика трудов многих греческих и римских поэтов и прозаиков.
В своей работе Квинтилиан определял риторику как «науку хорошо говорить». Риторика, по его мнению, есть искусство, которое складывается из природного дара и упражнения в красноречии. Квинтилиан ставит перед оратором три основные цели: научать, возбуждать и услаждать слушателей. Добиться же этой цели помогут оратору способность правильно выражать свои мысли и искусное произношение.
Квинтилиан выступал сторонником общественного воспитания детей. Ему принадлежала прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.
«Тупые и не поддающиеся учению умы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудовища в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают; следовательно, не
природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием...»
Квинтилиан был сторонником раннего (до 7 лет) воспитания детей («...ни одного времени в жизни человеческой не следует отпускать без внимания», «...сколько времени выиграется в детстве, столько сбережется для юношества»). При этом он находил нужным предупредить об излишне раннем развитии детского ума («Скороспелые умы, как преждевременные плоды, почти никогда вполне не созревают»), о необходимой последовательности и доступности обучения детей («Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так же следует судить и о детских умах: что превосходит их понятия, то не пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний») 1 .
Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки, по его мнению, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной.
Квинтилиан обращал внимание на необходимость правильного речевого окружения ребенка, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизно-шения. Он писал: «...прежде всего надо смотреть, чтобы кормилицы не имели дурного выговора или испорченного наречия... Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтобы они и говорили чисто. Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старается... Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном возрасте, не приучался к такому выговору или наречию, от которого отучать после будет нужно».
В другом месте мы читаем, что необходимо, «во-первых, исправлять недостатки в произношении, чтоб слова выговаривал ребенок явственно, чтоб каждой букве давал свойственный ей звук. Есть буквы, которые мы или очень слабо, или очень крепко произносим; иные недовольно твердо, и переменяем их на другие, мягчайшие и с ним сродство имеющие; как-то: вместо буквы р (р), которую и Демосфен с трудом произносил, слышится у нас X (л), как в латинском, так и в греческом языке; также с (к) и t (т) умягченно превращаются в g (г) и d (д). Равно не должен учитель терпеть, чтобы буква s (с) часто и с некоторым жеманством была слышима; наблюдать, чтоб слова выговариваемы были не гортанью и в пустоте рта отзывались... Еще должен он стараться, чтоб дети договаривали последние слоги...».
Приводимые выше высказывания Квинтилиана затрагивают целый ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к логопедии. Читая Квинтилиана, следует обратить внимание на то, что в слово «произношение» он вкладывал несколько иной, более широкий смысл, чем сейчас принято под этим термином понимать. Если сейчас мы называем произношением чисто фонетическую сторону речи, способность правильного произношения звуков, то Квинтилиан под этим термином имел в виду и выговор, и голос. (Как он сам писал об этом: «произношение состоит из двух частей: голоса и движения»).
Таким образом, Марк Фабий Квинтилиан в своих педагогических сочинениях выступал сторонником общественного воспитания детей с раннего возраста, последовательного и доступного обучения детей. Важными являются его указания на то, что почти все дети от природы достаточно сообразительны и нуждаются только в воспитании, что обучению и воспитанию поддаются все дети без исключения.
Квинтилиан также сторонник раннего развития речи у детей. При этом он указывал, что изучение языка и занятия музыкой способствуют у них хорошему произношению, стилю речи и ее выразительности. Рекомендовал следить в процессе воспитания детей за их ясным, правильным звукопроизношением; указывал на значение речевого окружения для формирования правильной речи у ребенка; говорил о некоторых возможных дефектах фонетической стороны речи у ребенка и дал практические советы для их предупреждения и устранения.
Заключение
Наибольший расцвет греческой культуры относится к V в. до н. э. Философские учения Древней Греции (материализм и идеализм) отражали острую классовую борьбу рабовладельческой демократии с земельной рабовладельческой аристократией.
Культурное наследие Древней Греции было воспринято Римской империей, период наибольшего могущества и расцвета культуры которой относится ко II в. до н. э. - I в. н. э.
Сочинения философов, энциклопедистов того времени дают нам представление о культуре Древней Греции и Рима. В философских, исторических, педагогических и медицинских сочинениях (Демокрита, Платона, Геродота, Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена, Квинтилиана и др.) отражены взгляды выдающихся умов той эпохи на вопросы воспитания подрастающего поколения, вопросы сохранения здоровья, различные болезни и необходимые меры по их лечению. Встречаются в этих сочинениях и упоминания о воспитании правильной речи, о возможных ее расстройствах, о средствах их предупреждения и преодоления.
Отношение к вопросам воспитания и обучения, понимание болезней и их лечение определялись материалистическим (Демокрит) или идеалистическим (Платон) мировоззрением авторов. В объяснении происхождения болезней и соответственно их лечения преобладали гуморальная точка зрения (Гиппократ) и учение о пневме (Платон, Аристотель).
В общих вопросах воспитания превалирующими для того времени были высказывания о природосообразно-сти (Демокрит, «Природа и воспитание подобны»), о необходимости начинать воспитание ребенка с самого раннего возраста (Платон, Квинтилиан), о задачах единого процесса умственного, физического и нравственного воспитания детей (Аристотель), о необходимости трудового воспитания, о роли систематических упражнений в воспитании (Демокрит, Аристотель, Квинтилиан).
Квинтилиан, подчеркивая необходимость последовательного и доступного для детей обучения, впервые высказывает мысль о том, что «тупые и неподдающиеся умы появляются столько же против природы, как и всякие другие уроды и чудовища», что это бывает редко и что все дети от природы являются сообразительными и нуждаются только в правильном воспитании и обучении. Платону принадлежит первая попытка возрастной периодизации с указанием задач воспитания для каждого возрастного периода человека.
Для развития речи Платон полагал необходимым специальный подбор литературы для заучивания и рассказывания ребенком. Квинтилиан впервые обращает внимание на фонетические погрешности детского языка и рекомендует воспитывать правильную речь у детей в раннем периоде их развития (до 7 лет). В связи с этим он указывает на полезность изучения детьми языка и занятий музыкой.
В сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля высказываются мысли* о роли социальной среды в воспитании детей, «Постоянное общение с дурными развирает дурные задатки»,- писал Демокрит и потому предостерегал от дурных примеров. Платон и Аристотель, в свою очередь, подчеркивали важную роль семьи в заботе о нравственном воспитании детей. Квинтилиан впервые высказал мысль о необходимости благоприятной речевой среды для формирования у детей правильной речи.
В медицинской литературе превалировала мысль о природосообразности лечения болезней (Гиппократ: «Природа - врач болезней») и ее целенаправленности (Аристотель: «Природа не делает ничего лишнего...»).
В этих сочинениях мы встречаем уже указания на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека (Гиппократ), описание органов и функций слуха, зрения, голоса и речи, в частности языка и губ (Гиппократ, Аристотель). Гален уточнил сведения о строении и функциях головного мозга, нервной системы, описал механизм дыхания.
Здесь впервые были предприняты попытки научного описания отдельных расстройств слуха, голоса и речи, первые попытки их дифференциации. У Гиппократа и Галена, в частности, встречаются упоминания о таких расстройствах речи (в их переводе на русский язык), как расстройства голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание.
Характерно, что речевые расстройства рассматриваются в ряду других болезней, поражающих человека, но также и как симптом какого-то другого заболевания. Поэтому у Гиппократа мы находим указания врачу при диагностировании любой болезни обращать внимание на состояние слуха и речи больного.
Причинами расстройств речи, по мнению древних врачей, являются либо излишки влаги преимущественно в головном мозге или в органах речи (Гиппократ), либо недостатки в строении или в функциях органов артикуляции (Аристотель, Цельс). Гален указывал на возможность причин возникновения речевых расстройств как центрального происхождения, так и периферического. При этом обращал внимание на то, что речевые расстройства могут быть либо врожденными, либо приобретенными.
Из этих взглядов на природу расстройств речи вытекали и своеобразные рекомендации их лечения путем: водолечения, массажа, хирургического вмешательства (в асклепейонах), горячие изливания, кровопускание, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). Наряду с хирургическим вмешательством у Цельса встречается мысль о видимой необходимости каких-то речевых упражнений, ибо хирургические вмешательства не всегда приносят желаемый эффект. Подобно Орибазию, энциклопедисты Аэций Амид-ский (527 - 565) и Павел Эгинский (625 - 690) были составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. У этих авторов встречаются и некоторые упоминания о речевых расстройствах. По сведениям, которые собрал И. А. Сикорский 1 , Антилл (Ув), Аэций Амидский, Павел Эгинский рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки и излагали различные хирургические способы подрезания языка.
Антилл различал три уздечки языка: среднюю и две боковые. Укорочение средней, по его мнению, оказывает влияние на произношение D, L, R, а укорочение боковых - на звуки Р, Рп, К, Ch. Аэций Амидский болезням речи посвятил целую главу, в которой в основных чертах повторено учение Галена. Автор обнаруживает истоки болезни речи только от страданий языка и с довольно большими подробностями излагает хирургические способы лечения болезни речи, а именно - подрезания языка.
В плане терапии заикания Орибазий, в частности, предлагал определенный порядок:
1) произносить наизусть отрывки эпического, затем лирического характера. Притом начиная с возможно низкого тона, постепенно повышая голос и снова понижая; 2) чтение начинать с отрывков наизусть; 3) в речи делать глубокий вдох. В курсе терапии у Ориба-зия имеется: низкий голос, трудные комбинации звуков, речь под такт, упражнения в умственной речи, постепенность дидактических приемов (сначала под руководством наставника, потом в виде чтения и, наконец, в форме бесед), в состав лечебных условий поставлен был и сам врач (с. 237 - 238).
Арабские халифаты. Начиная с VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока (времен арабских халифатов) унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации, которые в дальнейшем послужили одним из источников западноевропейской цивилизации. Периодом наибольшего расцвета культуры и науки народов Востока времен арабских халифатов были IX - XI вв. Величайшими представителями этого периода были энциклопедисты Мухаммед Аль-Хорезми, ар-Рази, Ибн Сина, Аль-Бируни.
Древний Рим. Педагогические взгляды Квинтилиана .
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.
Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы - педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей самобытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учебных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.
В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура. К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы - школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях - Легионах.
В IV в. появились риторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, философию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.
Яркая фигура педагогической мысли Квинтилиан (40-118гг.н.э). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Софокла, Еврипида и др. Главный труд Квинтилиана "Ораторское обучение". Из 12 книг трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчиков" и "О риторическом обучении". В этих работах, размышляя о природе человека, Квинтилиан выказал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства единственными. Справляться с дурными наклонностями должно воспитание. И чтобы достичь хороших результатов, необходимо соединить природу человека и воспитание. Квинтилиан говорил о том, что воспитание должно формировать свободного человека. "Ребенок - драгоценный сосуд, с которым следует обращаться бережно и уважительно". Семейное воспитание, по мнению Квинтилиана, призвано беречь детскую психику. Нельзя допускать присутствия детей в неблагопристойных местах, так писал Квинтилиан. Он отрицательно относился к физическим наказаниям, ибо они развивают рабское качество. Большое внимание Квинтилиан придавал отбору няньки для детей, которая должна обладать достойными нравственными качествами.
Учитель должен приучать питомца мыслить самостоятельно. Квинтилиан настаивал на таком образовании, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания - серьезная подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Он отдавал предпочтение организованному обучению перед домашним. "Свет хорошей школы лучше одиночества в семье". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования и верил в созидательную силу школьного обучения. Вершина образования овладение искусством оратора. Этого можно достичь через специальную систему обучения. Первая ступень - домашнее воспитание и обучение. Следовало правильно выбирать няньку с правильным произношением. До 7 лет ребенок должен овладеть зачатками латинской грамматики. В это время следует пробуждать интерес детей к знаниям похвалой, забавами, но при соблюдении меры. В программу начального обучения входил ряд предметов: грамматика и стиль; мораль, начала математики, музыка. Обширная программа предлагалась в грамматической и риторической школах. "Искусство оратора требует знания многих наук".
Грамматическая школа: изучали несколько дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном освоении ими. Главный предмет - грамматика.
Риторические школы: основной предмет - риторика ("искусство красноречия"). Учителю рекомендовалось преднамеренно читать тексты со стилистическими ошибками, заметить и исправить которые должны ученики. Рекомендовалось вести обучение индуктивным путем - от простого к сложному на основе работы памяти. В воспитании Квинтилиан важное значение придавал трудовому обучению. Учить надо нас многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.