Нод в области "познание" с икт для детей старшего дошкольного возраста. Условия реализации проекта

НОД «Друг в нашем доме»
Старший дошкольный возраст

Программные задачи по образовательным областям:
Социально – коммуникативная область:
Продолжить раскрывать понятие – дружба
Познавательное развитие:
Расширять представления детей о домашнем животном – кошке. Об истории одомашнивания, особенностях её поведения, о пользе, чем они питаются, как и что видят, как слышат.
Речевое развитие:
Учить слышать и слушать, отвечать на вопросы, давать оценку персонажам произведения Л.Квитко «Кисонька» Продолжать учить составлять описательные и повествовательные рассказы.
Художественно – эстетическое развитие:
Закреплять умения работать с пластилином, воплощать в реальность задуманный замысел, применяя различные технические приёмы (сглаживание, оттягивания и т. д.)

Словарная работа:
Легенда, жилище, конечности, свобода

Предварительная работа:
Знакомство с историей возникновения кошек, с их приходом в дом к человеку, повадками, с особенностями их тела.
Знакомство с особенностями пород кошек – сиамской, персидской, европейской и т. д.

Оборудование:
Интерьер комнаты, картинки с изображением сиамских и персидских кошек,
дощечки для лепки, пластилин, подносы, салфетки.

Методические приёмы словесного метода – беседа, загадки, чтение стихотворения, ответы на вопросы;
Методические приёмы наглядного метода – рассматривание картинок; практического метода – имитация движений, изготовление (лепка).

Ход НОД
Мотивация Ребята с воспитателем заходят, в оформленную интерьером домашней, комнату, с семейными фотографиями, семейными альбомами, камином, корзинкой с клубками шерсти и т. д.
Воспитатель предлагает детям сесть солнышком на уютном паласе.
Завязывается беседа
Воспитатель –
ребята в каждой семье тепло и уютно, дома вы окружены теплом и заботой. В семье вы чувствуете себя среди родных людей, как среди друзей. Назовите, пожалуйста, кто друг в вашем доме для вас?

Дети перечисляют домочадцев, в том числе, вспоминают и о домашних животных, если этого не происходит, воспитатель наталкивает их на эту мысль через загадку.

Загадка – Мохнатенькая, усатенькая сядет песенки поёт, лапка мягонькая, а коготок востёр.
Ребята, а как вы думаете, а вот эта корзинка с клубками может заинтересовать кота, кошку, котёнка?
Вы, уже поняли, дети, о ком мы сегодня с вами будем говорить?

Диалог между воспитателем и детьми в форме вопрос – ответ.
— Какие легенды одомашнивания кошки вы знаете?
— Что кошка любит больше всего на свете?
— Должно ли быть у кошки своё место в квартире?
— Как кошки видят по сравнению с другими животными и человеком?
— Для чего кошке усы?
— Зачем кошке хвост?
— Зачем кошке когти?
— Какой длины бывает у них шерсть?
Главная задача одомашненной кошки?

Воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по картинкам о двух кошках разных по своему темпераменту сиамской и персидской, по предложенной схеме – окрас, волосяной покров, особенности строения тела, особенности в поведении.

В первой части описания должна быть определена основная мысль, зачин (кошка самое ласковое и самое изящное животное из домашних животных и т.д.).
Во второй части отбор языковых средств, признаков направлен на развитие мысли, выраженной в первой части описания, в его замысле. Причём, во второй части называются признаки, которые сразу бросаются в глаза и конкретизируют породу кошки (у кошки изумительный пепельный окрас, живые голубые глаза..)

Физкультурная пауза

Имитация движений персидской кошки под спокойное музыкальное сопровождение («Упражнение» Т. Ломовая) с ленцой, выгибая изящно тело, с мурлыканием.
Имитация движений сиамской кошки под динамичную музыку (П. Чайковский «Новая кукла») с прыжками, выгибанием спинки при встрече с врагом и т. д.

Чтение стихотворения Л. Квитко «Кисонька»
Обсуждение, за что мама наказала Кисоньку
, правильно ли она поступила??
Коллективное составление повествовательного рассказа «Кошка на безлюдной улице»

В рассказе должен быть сюжет, последовательность которого определяется ходом событий с кисонькой, как продолжение произведения, по воображению детей, если бы кисонька заблудилась.

Лепка «Мой усатый друг»
под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»
Дети, используя различные технические приёмы, лепят котов и кошек, в движении отражая характер своего друга.

Рефлексия резюме – Что такое дружба, даже если друг твой любимый питомец, и тем более, если он попал в беду.
В приёмной дети организовывают выставку для родителей «Моя любимица»

Название: Конспект НОД «Друг в нашем доме» Старший дошкольный возраст
Номинация: Детский сад, Конспекты НОД, занятий,Развитие представлений об окружающем мире и о себе, Старший дошкольный возраст

Должность: старший воспитатель
Место работы: МКДОУ Искитимского района Новосибирской области детского сада « Родничок» с. Лебедёвка
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, село Лебедёвка

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Будь природе другом». Материал будет полезен для воспитателей старших групп. Конспект познавательного занятия направлен на формирование экологической культуры, бережное отношение к природе

Конспект НОД в старшей группе по теме «Будь другом природы»

Цель: формировать у детей элементы экологической культуры, способствовать осознанию детьми взаимосвязи всех компонентов природы. Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Задачи:

    Самостоятельный поиск путей решения экологических проблем.

    Систематизация и закрепление имеющихся у детей экологических знаний о связях и зависимостях в живой и неживой природе.

    Осознание необходимости сохранять и беречь окружающий мир.

Предварительная работа: изготовление плакатов, наблюдения на участке, рассматривание энциклопедий.

В.: Ребята, а любите разгадывать кроссворды? Я тоже люблю этим заниматься, ведь это очень полезное дело. Отгадывание кроссвордов – это своеобразная гимнастика для ума. Недавно мне попался один кроссворд. Поможете мне его разгадать?

Разгадывание кроссворда

В.: Ребята, о чем этот кроссворд? (ответы детей)

В.: Да, природа разнообразна – это лес и луг, озеро и болото, растения и животные. Все, что нас окружает. Ребята, а как называется наш край? (Пермский край, Прикамье). А какова природа нашего края? (ответы детей) Правильно. Главным богатством нашего края является лес. Лес – это большой дом. А кто там живет? (растения, животные). Животные находят в лесу укрытие и корм. Ребята, а все ли благополучно в наших лесах? (загрязняют, засоряют и т.д.) А к чему это приводит? (к исчезновению растений и животных). А что мы можем сделать, чтобы этого не происходило? (придумать правила, нарисовать плакаты)

Рассматривание плакатов

В.: Ребята, а по каким еще признакам исчезают растения и животные (выбрасывают ядовитые вещества в воздух, ядовитые отходы выливают в реку)

Составление схемы

В.: Ребята, вы слышите, кто-то стучится? Кто же пришел к нам в гости? (Старичок-лесовичок). А что он делает в лесу? (охраняет, оберегает)

С/л: какие вы молодцы, ребята, сколько правил хороших вы знаете! Наверно, вы их выполняете? Я вас приглашаю к себе в гости, в лес.

Физкультминутка

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь -

Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

С/л: Ребята, а у вас есть друзья? (ответы детей). Однажды, мои друзья, волшебники поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу

Первый волшебник решил, что у него в лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет. Только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему, ребята, разобраться (ответы детей)

Второго волшебника раздражал всякий шум. И он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось? (ответы детей)

Третий волшебник был очень добрый и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль. И они, чуть, не съели весь лес. Очень огорчился волшебник. В чем его ошибка? (ответы детей)

Четвертый волшебник поселил, в созданном им лесу, только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло? (ответы детей)

Пятый волшебник сотворил обычный лес. Но никто этот лес не покинул. Почему? (ответы детей)

С/л: Ребята, а вы можете создать модель леса в вашей группе?

Создание модели леса

С/л: Молодцы, ребята. В нашем лесу всем есть место. А вы знаете, что в природе все между собой взаимосвязано?

В.: А мы, старичок – лесовичок и игру знаем («Цепи питания в лесу») начинается выбор с солнца (солнце не только согревает землю, но и дает всем нам энергию необходимую для жизни. Мы не можем получить эту энергию напрямую от солнца. Умеют это делать только растения, а животные получают энергию, съедая растения)

Предложить потянуть за ниточку, какая она прочная.

Попросить кого-то опустить свою ниточку: и ниточка начинает рассыпаться. Все в природе взаимосвязано. Если погибнет, хоть, один вид – погибнет вся природа.

В.: Ребята, а что дает нам еще лес?

Рассматривание схемы

В.: А самое главное, лес нам дает – чистый воздух. Поэтому лес надо охранять и беречь. Ребята, у вас такие прекрасные плакаты. Что нужно сделать, чтобы о наших правилах узнали другие люди, дети, родители нашего детского сада?

(развешать плакаты в детском саду, на остановках, в школе, у больницы)

С/л: До свидания, ребята, жду вас еще в гости. Приходите.

Список литературы:

    Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999.

    Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. – С. 51-53.

    Рыжова Н.А. Я и природа. – М., 1996.

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000. – С. 110-155.

    Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и природа» М.1996.

    Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, № 7. – С. 26-34.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР "На ферме".

Павлушко Оксана Михайловна
Непосредственно образовательная деятельность рассчитана: для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закреплять и расширять знания детей о домашних животных и птицах.
Задачи:
- Закрепить знания детей о том: как человек заботиться о домашних животных и птицах; какую пользу они приносят человеку.
- Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
- Закреплять умение координировать речь с движениями, отвечать полным ответом на вопрос воспитателя.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, любознательность и познавательную активность.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: иллюстрации: домашних животных и птиц, загонов с цифрами; запись голоса животных, мягкая игрушка Кошечка, ребусы и карандаши на каждого ребёнка, шапочка - маска Кошечки, игра "Польза домашних животных", ноутбук, мячик.

Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир животных и птиц. Мы узнаем много интересного, но сначала узнаем о ком пойдёт речь.
(звучит фонограмма с голосами животных, дети называют тех животных и птиц, кого они узнали)
Воспитатель. Молодцы всех животных и птиц узнали. Как можно всех этих птиц и животных назвать одним словом? (домашние)
Воспитатель. Правильно, это домашние птицы и животные. Почему их называют домашними? (живут рядом с человеком, человек строит им жилище, поддерживает чистоту в жилище, кормит птиц и животных).
Воспитатель. Вот мы с вами и вспомним о том, как человек заботится о домашних животных и птицах, и какую пользу они приносят человеку.
Воспитатель. Наши животные и птицы заблудились, давайте им поможем и найдём для каждого своё жилище, назовём его и скажем, кто заботится об этом животном или птице. (дети по очереди берут фигурки и рассказывают).
Корова живёт в коровнике, о ней заботится доярка.
Лошадь живёт на конюшне, о ней заботится конюх.
Собака живёт в будке, о ней заботится хозяин.
Свинья живёт в свинарнике, о ней заботится свинарка.
Кошка живёт где захочет, о ней заботится хозяйка.
Овца живёт в овчарне, о ней заботится чабан.

Курица живёт в курятнике, о ней заботится птичница.
Гусь, утка живут в птичнике, за ними ухаживает птичница.



Воспитатель. Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
Воспитатель. Сейчас мы с вами говорили о ферме, где живёт много животных и птиц. Если хозяйство маленькое, то животные живут в сарае, в разных стойлах. А птицы в птичнике. И ухаживают за ними хозяин с хозяйкой.


Воспитатель. А знаете ли вы, как животные подают голос?
Игра с мячом (корова - мычит, лошадь – ржёт, свинья – хрюкает, овца – блеет, кошка – мяукает, собака – лает, коза – мекает, петух – кукарекает, утка – крякает, гусь – гогочет, индюк -болбочет, цыплёнок – пищит).
Воспитатель. Наших животных и птиц пора отправить в загоны (место на пастбище, огороженное изгородью, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки), так как скоро придёт ветеринар, чтобы осмотреть животных.
Воспитатель. Что делает ветеринар? (следит за здоровьем животных и птиц, ставит им прививки, выписывает витамины, лечит)
Воспитатель. Сейчас вы будете пастушками. Вы выберите себе животное или птицу, чётко произнесёте его название, разделив на слоги. Если в названии один слог, то ставите в первый загон, если два слога – во второй, если три – в третий (1 загон – гусь, бык, конь; 2 загон – кролик, коза, баран, овца; 3 загон – собака, корова).


Воспитатель. Молодцы, все на своих местах.
На минутку все ребята превратились в жеребят
(дети выполняют движения в соответствии со словами)
Для начала потянулись, потянулись, улыбнулись
Вправо, влево повернулись.
Потрясли все кони гривой, хвостиком махнём игриво.
И копытами забили: раз и два, и три, четыре.
Раз и два, и три, четыре.
Отдохнули, поиграли? Вы несколько не устали?
Замечательно, все сели на меня все посмотрели.
Воспитатель. Одно домашнее животное спряталось, чтобы его найти, надо разгадать ребус. Мы запишем первые буквы слов – картинок и решим ребус.


(дети по очереди пишут буквы и все вместе читают слово. Воспитатель достаёт игрушку кошку).


Воспитатель. Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом во многом таинственным. В разные времена, в разных странах относились к ней по-разному. В древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей разные почести. Случайное убийство кошек каралось большим штрафом. Если же кошка умирала, её оплакивали и осыпали дарами - в виде высушенных мышей. Это делалось потому, что египтяне верили, что в потустороннем мире человек или животное продолжали жить (рассказ сопровождается показом картинок на ноутбуке)
Воспитатель. Как ласково можно назвать кошку?
Воспитатель. Да. Кисонька. Кисонька – Мурысонька.
Нашей Кисонькой будет….. (дети встают полукругом, в центре Кисонька, на голове шапочка-маска. Разыгрывается сценка по прибаутке «Кисонька – Мурысонька»)
- Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!


Воспитатель. Молодцы. Получился небольшой спектакль.
Воспитатель. Собрались как то на скотном дворе домашние животные и птицы и стали спорить, кто из них нужнее человеку. Давайте разберём, какую пользу приносит каждое домашнее животное и птица?
Игра «Польза домашних животных» (дети берут любую картинку домашнего животного и подбирают к ней соответствующие картинки: корова - молоко, мясо,...... Рассказывают о пользе выбранного животного или птицы)


Воспитатель. Молодцы. Все справились с заданием. О ком мы с вами сегодня говорили? Что мы знаем о домашних животных и птицах? (домашние животные и птицы живут рядом с человеком, он о них заботится: строит им жилище, кормит, даёт витамины, чистит, а животные приносят пользу человеку – дают молоко, яйца, мясо, перья, шерсть, кожу, охраняют дом) .
Воспитатель. Если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями - пройдите как кошечка, а если у вас были ошибки - как козлёнок.

ирина сазонова

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (развитие математических представлений ) .

По теме : Путешествие в страну «Воображалка»

Цель :

Формирование представлений детей о геометрических фигурах, их свойствах посредством исследовательской деятельности.

Задачи :

Закреплять знание детей о геометрических фигурах, умение составлять изображение из данных фигур.

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Развивать логическое мышление , память, внимание.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию .

Способствовать развитию творческой самостоятельности.

Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

Развивать мелкую моторику рук .

Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Методы и приемы : рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультимедиа, практическое моделирование, дифференцированный подход.

Оборудование : ноутбук, иллюстрации животных, вырезанные геометрические фигуры, лист белой бумаги, клей, кисточки, мультимедиа презентация, сенсорный экран, магнитная доска, магнитофон, диск с записью «звуки леса» , «звуки природы» .

Предварительная работа : Игры детей по типу «Размышляй-ка» , «Головоломки» , «Четвертый лишний» и т. д. ; занятия по математике по методике Е . В. Колесниковой, выполнение занятий на развитие логического мышления. Просмотр мультфильма геометрия для детей «Паровозик Чух-Чухи плоские геометрические фигуры» .

Ход занятия:

Вводная часть (мотивационная) .

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправляемся в страну «Воображалка» , в этой стране живут геометрические фигуры. Предлагаю вам вспомнить , какие геометрические фигуры мы с вами уже знаем.

Ответы детей .

Молодцы! Все фигуры вспомнили.

Основная часть :

Задание «Отгадай загадку» .

Воспитатель : В нашей волшебной стране живут необычные человечки, но чтобы узнать, как их зовут нужно отгадать загадки.

А вы сможете? Слушайте, ребята. Отгадав загадку, выберите отгадку из фигур, лежащих у вас на столах, и покажите её.

На столе приготовлены шаблоны геометрических фигур. На мультимедиа презентации появляются картинки – отгадки.

Не овал я не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня. (квадрат)

Три моих стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются-

Угол получается.

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите (треугольник) .

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (круг) .

Если взял бы я кружок,

С двух сторон немного сжал.

Получился бы….(овал) .

Воспитатель : Молодцы, ребята смогли не только отгадать, но и показали этих человечков. Ребята, как можно назвать их общим словом?

Ответы детей .

Работа с карточками.

Воспитатель : А сейчас предлагаю посмотреть на карточки, которые лежат у вас на столах. Внимательно рассмотрите , что изображено на карточках и ответьте на вопросы.

Где находится прямоугольник?

Где находится овал?

Где находится круг?

Где находится квадрат?

Где находится треугольник?

Музыкотерапия.

Отправляемся в лес. Предлагаю закрыть глазки и оглядеться вокруг (звучит музыка «Звуки природы» ). Подумайте, что нам встречается в живой и неживой природе в виде круга, квадрата, треугольника и прямоугольника и т. д. ?

Ответы детей .

Физминутка.

Предлагаю немного подвигаться по веселую музыку.

(звучит песня из мультфильма «Фиксики» , дети под слова из песни показывают геометрические фигуры).

Молодцы, внимательно слушали . Понравилась вам песня. Мы немножко отдохнули.

Нам нужно продолжать наше путешествие. Мы отправляемся в лес, а кто живет в лесу?

Ответы детей .

Правильно, в лесу живут животные. Представьте , что части их тел превратились в геометрические фигуры. Представили ? Правда, интересно получается!

Предлагаю вам составить из геометрических фигур различных животных. Вы можете составить не существующего животного и назвать его.

Дети на белом листе бумаги составляют из геометрических фигур своих животных (звучит музыка «звуки природы» ). После того как дети составили своих животных, они наклеивают на лист.

Самостоятельная творческая деятельность детей .

Молодцы, какие прекрасные животные у вас получились.

Воспитатель : Подошло к концу наше путешествие. Кому понравилось сегодняшнее путешествие? С чем мы сегодня работали на занятии? Чему вы научились? Что получилось у вас очень хорошо? Чему еще нужно поучиться? (ответы детей ) .

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Презентация деятельности детей по теме «Воображалка»


Публикации по теме:

Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Пермский край, П. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка" Воспитатель Патракова Л. А. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей. Особая роль математики заключается в умственном.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Вид деятельности: познавательное развитие. Возраст детей: старший дошкольный возраст. Цель: Продолжать формировать представления детей о.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 57» Конспект НОД по формированию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на тему.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» (Земля – наш дом во Вселенной) Программные.

Конспект по развитию математических представлений «Машины загадки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование умственных способностей и математических представлений у детей, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые.

Образовательная область Коммуникация. Старший дошкольный возраст.

Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.

Задачи:

1. Учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова - определения к существительным.

2. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства - пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.

Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.

Материал:

Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

Проектор, DVD для просмотра репродукций русских художников.

Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Март».

Стихи русских поэтов о весне.

Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.

Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.

Предварительная работа:

1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.

3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

4. Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.

5. Рисование времен года.

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Я дарю вам лучик этот,

Пусть вам так же ярко светит!

Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…

Зима ушла, а весна…пришла.

Зима холодная, а весна…теплая.

Зимой солнце светит, а весной…греет.

Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.

А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело. И.Суриков

2. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. К.Бальмонт

3. Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли;

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Значит, это уже … лето. Е.Трутнева

4. Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает? (весна)

А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.

(показ репродукций русских художников - 8 шт., по две каждого времени года, DVD).

Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.

Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями.

Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, а художники - картины.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картинами о весне, внимательно рассмотрим их и сравним.

В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.

Вот картина Саврасова А. К. «Грачи прилетели».

Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?

Где побывал художник, чтобы написать эту картину?

По каким признакам можно определить, что на картине весна?

Как художник передал в картине пробуждение природы?

Чего в картине больше: земли или неба?

Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Каких красок больше?

Устали глаза? Медлить нельзя!!!

Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!

Гимнастика для глаз . Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.

Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину!

Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.

Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.

- А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Левитана И.И. «Большая вода».

Какой период весны изобразил художник на этой картине?

Одинаковые ли краски использовали оба художника?

Одинаково ли изображено состояние природы7

Как бы вы назвали эту картину?

И эту картину мы с вами тоже попробуем услышать и почувствовать ее запахи.

Какая картина самая громкая? Почему?

А какая картина пахнет вкуснее? Почему?

В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему?

Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.

А сейчас предлагаю сами нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями.

Физминутка

Летит с юга первый гусь (машем руками)

И кричит: «На Русь! На Русь!»

А за ним летит другой

И кричит: «Домой! Домой!»

Все услышали кругом -

Загремел из тучи гром (топаем)

Воздух дождиком умылся (потираем ладони)

И всем радугой явился (рукой показывается дуга)

Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)

Сшило небеса с землей (шьем)

И от этого огня - ярче свет день ото дня (жмем ладони).

Мимическое упражнение : выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

О весне писали не только художники, но и поэты, композиторы. Стихи о весне мы с вами сегодня уже слушали, а сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение П.И.Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март». Послушайте внимательно и скажите, к какой картине больше подходит эта музыка. Почему? Что вы услышали в этом произведении?

Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали? Какие бы краски использовали для этого?

Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.

Художественная деятельность.

Воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов. Дети вспоминают, какие краски использовали художники в своих произведениях.

Итог: Итак, ребята, мы сегодня слушали стихи о весне, рассматривали весенние картины, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? Спасибо вам за работу.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх