О чем нужно знать, прежде чем заводить детей? Консультация на тему: "Что надо знать о своем ребенке".

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 33 «Радуга»

Канунникова Ирина Михайловна

Что надо знать о своём ребёнке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности. Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в таком виде: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что в бедах своего чада виноваты они сами.

В неполной семье существуют свои проблемы - проблемы одиноких мам Чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавал все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает своё одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. Многочисленные исследования детей из трех типов семьи - неполной, полной конфликтной и полной благополучной обнаружили, что по большинству показателей (успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же они, главные законы детства?

Ребенку, в его полноценном развитии, необходимо:

  • нормальные родители;
  • хорошие условия жизни и воспитания;
  • полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
  • постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте - это игровая деятельность, в младшем школьном - учебная.

Нарушения нормального развития ребенка наступают:

  • когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой,
  • между родителями и педагогами,
  • когда разрушается цепочка преемственности.

Именно тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

«Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Отметка

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что без тебя бы я делал(а).

И в кого ты только такой уродился (уродилась)?

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похожь(а)?

Я в твои годы…

Ты моя опора и помощник (помощница)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чём ты только думаешь?

Какая (какой) ты у меня умница (умник)!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты!..

Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая)!

ИТОГО:

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

«Чтобы воспитать Человека» Нужно!

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.
4. Понимать, что в любых проступках ребенка, следует винить, прежде всего, себя.
5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя!
1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.
Используемая литература:

1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2010г.;

2. Н.А. Дорохина «Школа заботливых родителей» Ребенок в детском саду. 2004г.№ 3.


Даже если во время беременности вы прочитали все книги о детях, до которых смогли дотянуться, всё равно по возвращении из роддома вы наверняка будете чувствовать себя так, будто в квартире внезапно поселился инопланетянин. Сегодня мало у кого есть опыт общения с грудными детьми до появления собственных детей. Главное - помните, что , скоро вы научитесь понимать ребёнка чуть лучше. Отдыхайте, когда есть возможность, следите за своим питанием и позвольте себе относиться к этому странному существу как к нормальному, крепкому и здоровому человеку с очень маленьким жизненным опытом. Не нервничайте по пустякам!

Хорошенько помявшись в родовых путях, дети бывают опухшие, с кровоподтёками, с красными глазами; тощие, с тонкими и длинными ручками и ножками; с шелушащейся красной кожей, россыпью прыщиков или с чёрными шелковистыми волосами на ушах. Не волнуйтесь, через пару месяцев малыш разгладится, наест жирок, лишние волосы выпадут. К трёхмесячному возрасту большинство детей наконец похожи на образцовые младенческие фотографии. Впрочем, некоторые прекрасны сразу же, но будьте готовы ко всему.

Новорождённые много спят

Первые 2–3 недели своей жизни ребёнок проводит во сне 16–20 часов, прерываясь на еду, пачканье подгузников и попытки понять, что происходит вокруг. Готовясь к с ребёнком, вы можете быть удивлены. Используйте эту возможность, чтобы восстановиться после родов, спите сами! К третьей неделе у многих начинаются колики, с которыми все борются с переменным успехом, и вот тогда-то начинается всё веселье.

Младенцы всё время издают какие-то звуки

Они чихают, сопят, скрипят, копошатся. Чаще всего причиной чихания является слишком сухой воздух в квартире, вызывающий засыхание слизи в носу и появление всем нам знакомых козявок. Ребёнок с козявками может стать настоящим тираном, потому что носовые ходы новорождённого узки и извилисты, а без носового дыхания становится сложно есть и спать, о чём ребёнок честно сообщает единственным доступным в этот период средством - криком. Выход - увлажнители воздуха и закапывание в нос физраствора или его аналогов «с водой какого-нибудь моря», коих в любой аптеке тьма.

Икота крайне редко вызвана переохлаждением

Самая явная причина икоты новорождённого - попадание воздуха в желудок при кормлении или . Полный желудок давит на диафрагму, нервные окончания которой раздражаются, отправляют в мозг импульс и тут же получают назад ответ - диафрагма начинает часто-часто сокращаться, при этом лёгкие хватают воздух, производя специфический звук. Можно подержать ребёнка «столбиком», чтобы он отрыгнул. Сам же ребёнок от икоты не страдает, хотя иногда она длится очень долго и мешает ему заснуть.

Купать новорождённого не обязательно

Конечно, купание младенца - процесс приятный для всех, но именно в период новорождённости он осложняется пупочной ранкой, которую не рекомендуется мочить. Тут можно выкрутиться: купать в маленькой детской ванне, в кипячёной воде, а можно просто подмывать его после дефекации под краном или протирать влажной детской салфеткой, пока не зарастёт пупочная ранка. Потом - полная свобода, купайте сколько угодно.

Новорождённые умеют плавать

Зрелище плывущего в ванне младенца может полностью перевернуть ваши представления о приспособленности ребёнка к внешнему миру. Это действительно впечатляет. К сожалению, пупочная ранка сильно осложняет знакомство ребёнка с водой. Впрочем, через 3–5 недель он всё ещё будет уметь плавать, позже способность утратится без тренировки. Если возьмете на себя труд приучить ребёнка к надувному кругу или свободному плаванию, его можно будет пускать в большую ванну, а самим сидеть рядом и умиляться. Оставлять ребёнка в ванной без присмотра нельзя категорически ни с кругом, ни даже в целом надувном скафандре.

Грудное молоко будет таким, каким должно быть

Все нужные на данный момент микроэлементы ребёнок получит, даже если вы будете плохо и нерегулярно питаться. Ресурсов вашего организма хватит, чтобы компенсировать недостатки вашей диеты первые 2–3 месяца. Кальций ребёнок получит обязательно, вы должны выбрать откуда: из ваших зубов или из съеденного вами творожка.

Стерильная чистота вокруг новорождённого не нужна

Конечно, вы должны мыть руки с мылом и по возможности ограничивать общение ребёнка с сопливыми родственниками. Но ежедневно кипятить, стерилизовать и мыть всё вокруг с хлоркой - это лишнее. С элементарными бытовыми бактериями детский организм должен научиться справляться сам.

Не облизывайте детскую пустышку

Её можно просто сполоснуть, протереть влажной салфеткой, обдать кипятком, если уж очень боитесь микробов, но неужели кому-то действительно приходит в голову, что ваша слюна способна нейтрализовать что-то, кроме видимого мусора? Если вы абсолютно уверены в здоровье зубов своих и вашего партнера, не курите, пьёте достаточно жидкости - ладно, облизывайте (я всё равно против!).

Не пытайтесь сделать грудное молоко жирнее

Не нужно есть сметану вместо кефира во время кормления грудью. Большая часть калорий, скорее всего, осядет на ваших боках, а жирное молоко ребёнку будет сложнее высосать и намного сложнее переварить. В первый месяц ребёнок должен набрать всего 600 граммов. Несмотря на то, что у нас традиционно принято хвастать упитанными младенцами, вам же самим будет сложно его таскать, да и вся двигательная активность пухлому ребёнку даётся с большим трудом.

Дети рождаются с определённым набором рефлексов

Всего их около 75, совершенно необязательно знать все, но следующие выглядят довольно забавно:

  • Сосательный рефлекс - ребёнок начинает ритмично сосать любой предмет, оказавшийся у него во рту: ваш нос, подбородок, ключицу, коленку. Голодные младенцы яростны и непривередливы.
  • Рефлекс объятия - при внезапном шуме, например громком хлопке в ладоши рядом с ребёнком, он сначала отводит ручки в стороны, при этом раскрывая кулачки, а после как бы охватывает себя ручками.
  • Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы - если поддерживаемого под мышки ребёнка поставить на опору, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе; если его слегка наклонить вперёд, то он делает шаговые движения по поверхности.
  • Рефлекс Бабинского - если провести кончиком своего пальца по наружному краю подошвы младенца в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся.
  • Хватательный рефлекс (обезьяний) - при надавливании на ладони новорождённого он схватывает и прочно удерживает пальцы, вложенные в его ладонь. Ребёнка даже можно приподнять таким образом над опорой.

Здоровую кожу не нужно ничем мазать

Если у вашего ребёнка нет раздражения, многоступенчатые схемы смены подгузника (снять, помыть попу, просушить, посыпать присыпкой, намазать кремом, надеть новый подгузник) можно и нужно упростить. Действительно необходимо только сполоснуть попу или протереть влажной салфеткой и просушить. Если есть раздражение, причин может быть великое множество: слишком много одежды, под которой ребёнок банально потеет, слишком много детского крема, который закупоривает поры подгузника и мешает быстрому впитыванию выделений, некачественный подгузник, погрешности в диете мамы. Самый простой способ успокоить небольшое раздражение - почаще оставлять ребёнка проветриваться с голой чистой попой. Если у ребёнка кожа подмышек и под подгузником заметно краснее остального тела, проблема в перегреве. Не нужно переставать использовать подгузники, лучше уменьшить температуру в квартире или надевать поменьше одежды.

Детские какашки сильно отличаются от какашек взрослых

Этот факт нужно просто принять. Пока ребёнок ест, растёт и спит (то есть делает всё, что положено делать новорождённому), содержимое его памперса может быть каким угодно. Любого цвета и консистенции. Если вы кормите грудью, стула может не быть вообще 2–4 дня, и это тоже норма: молоко усваивается полностью. Материнское «мне не нравятся наши какашки», пожалуй, хлеб с маслом для производителей пробиотиков. Не нравятся - не ешьте.

Одинаковых детей не бывает

Сравнивать своего ребёнка с чужим - не самое лучшее занятие. Сравнивайте его с нормами развития в текущем возрасте, этого хватит вполне. Ребёнок рождается с характером, обычно это характер ближайших родственников. Быть может, у вас наконец-то появится возможность в чём-то посмотреть на себя со стороны. Расслабьтесь и получайте.

Фото: Natalii Sdobnikova/Rusmediabank.ru

Дорогие читатели, сегодня поговорим об особенностях развития детей от рождения и до полутора лет. Конечно, в одной статье рассказать обо всем невозможно, но основные моменты я затрону, чтобы у вас уже сложилось понимание о том, как жить и что делать, с новорожденным.

После рождения мир для ребенка новый и кажется ему недружелюбным – нужно дышать самому, есть самому, а еще колики в животике, влияние погоды, рост зубов. У малыша на этом этапе много тревог и стресса. Поэтому это период максимального присутствия мамы в жизни ребенка. Маме необходимо всегда быть рядом, не отлучаться дольше, чем на 3-4 часа и своевременно реагировать на плач, транслируя крохе: «Я всегда рядом»; «Я сильная и помогу тебе»; «Вместе мы справимся».

Первые полгода – это ребенок-нарцисс, необходимо показать ему, что он важен для вас, он первый, главный. Малышу стоит давать максимальное внимание и бежать со всех ног при первом требовании. Не давайте ему долго плакать, берите на ручки, чаще прислоняйте тело к телу, смотрите в глаза, поглаживайте, агукайте вместе с ним. или хотя бы прикладывайте к груди, даже если нет молока. Грудь для ребенка нечто большее, чем просто источник молока – это способ близкого общения с мамой.

Тогда у ребенка укрепляется доверие к жизни и крепчает его эго. Если игнорировать его призывы о помощи, то у ребенка выработается недоверие к жизни, ненужность этому миру, травма отвергнутого. Ребенок будет зависимым, ведомым, а иногда и агрессивным, драчливым. И если он решит, что он плохой, никому не нужный, а мир недружелюбный и холодный, потом убедить его в обратном будет сложно.

Поэтому мамочке необходимо заботиться о ребенке и о своем спокойствии. Отдавая ему положительную спокойную энергию, мамочка тем самым уравновешивает его нестабильное состояние и формирует позитивное отношение к миру.

До 3-х лет не рекомендуется оставлять ребенка с и бабушкой на целый день. Для ребенка это страшная потеря. Мама ушла, где она? Он не может себе объяснить, не понимает, что вы на важной встрече и вернетесь через 8 часов или условно в 18:00. Ему не понятны ваши благие намерения заработать, дать все самое лучшее, поэтому если хотите вырастить счастливого ребенка и у вас есть возможность, то будьте с ним до 3-х лет, ну или минимум до 1,5 лет.

Папа тоже крайне важен в это время, так как его основная задача обеспечивать защиту, безопасность и комфортную обстановку маме, чтобы она была спокойна, имела возможность отдыхать, гулять, не отвлекаясь на другие дела и тем самым максимально быстро и качественно заботилась о ребенке, наполняла его своим теплом и любовью. Тогда у младенца активно развивается эмоциональный интеллект и в будущем он будет свободен от всякого рода зависимостей и соблазнов.

До года малыш все активно тянет в рот. Потому что удовольствие в этом возрасте ребенок получает только через рот. Мамина грудь, собственные пальчики на руках и ногах, соски, пустышки, игрушки, погремушки, ванночка, ботиночки, ложки, тарелочки. Все что только можно дотянуть до рта, ребенок будет тянуть. Не стоит кричать, ругаться, вырывать из рук предмет. Если он тянет в рот, что-то опасное/грязное, то аккуратно уберите и замените этот предмет игрушкой, например той, которую можно погрызть.

Старайтесь отвлекать ребенка и во всем придерживаться правила замены – убрать его ручку от чего-то нежелательного, найти замену опасным предметам. Если ботинок в рот нельзя, то погремушку можно. Если нож в руки нельзя, то ложку можно. Если на обоях не рисовать, то на огромных листах ватмана можно.

От полугода нужно постепенно отдалять ребенка от себя. Когда малыш проснулся и зовет вас можно уже крикнуть ему: «Иду, иду!» и чуть-чуть подождать/доделать дела. Здесь уже важно давать ребенку пространство и время побыть одному, поиграть без мамы.

От 7-9 месяцев до полутора лет – это этап отделения от мамы. Здесь ребенок начинает кусаться, щипаться, бросаться игрушками. Это все действия направленные на отделение. Он как бы проверяет, что вы разные части. Что мама это другой человек. Но все равно мысли мамы не менее важны для ребенка, вплоть до подросткового возраста именно мысли, самоощущения мамы имеют огромное влияние на ребенка.

Как раз в это время с 7-8 месяцев активно вводится прикорм в рацион малыша, и грудь перестает для него быть единственным источником пищи, а скорее остается больше как источник общения и успокоения. Многие мамы оставляют грудь до 2-х лет именно из-за болезненного появления зубов. Но исследования психологов показывают, что самое оптимальное и полезное для малыша время кормления грудью – до года. Считается, что постепенно общение и успокоение грудью стоит заменять общением словами, поглаживанием. После у ребенка наступает следующий этап развития психики, и если его затянуть будет наблюдаться отсталость в психологическом развитии ребенка.

Пусть ваши детки растут открытыми и счастливыми, а не удобными и послушными.
Напишите в комментариях, интересна ли вам эта тема? Тогда я продолжу ее развивать и расскажу подробнее об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

P.S. Помните о том, что каждый ребенок индивидуален. Не стоит всех строго загонять под правила психологии и ставить диагнозы из материалов статей.

Так же хочу обратить внимание тех родителей, чьи дети уже старше 1.5 лет. Прочитав статью, у вас может возникнуть чувство вины. Ни в коем случае не обвиняйте себя – это пустое. Лучше старайтесь сделать все возможное на тот момент, который есть у вас сейчас.

Внимательно наблюдая за развитием ребенка в интервале от 1 до 3 лет, можно предотвратить задержку психического и речевого развития. О некоторых моментах развития ребенка мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко.

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

На что обращать внимание

В возрасте 1-3 года родители сами, наблюдая за своим ребенком и другими детьми, могут заподозрить проблему в психофизическом развитии малыша. Для этого важно обращать внимание на такие основные моменты:

ребенок вовремя начал поднимать головку, в возрасте один год и один-два месяца должен уже начать ходить. Если ребенок еще не ходит самостоятельно, и у него при этом нет ортопедических проблем, то такая задержка физического развития должна настораживать родителей и педиатров, поскольку означает вероятность формирования задержки психофизического развития. Кроме этого, дети в этом возрасте начинают приседать, залезать на диван, к 2 годам уже подпрыгивают и умеют бить мяч, качаться на качелях;

уже к году дети могут сосредотачиваться на игрушке, заниматься с взрослыми совместными действиями, складывать пирамидку, кубики, конструкторы, играть с песком, пытаются рисовать карандашом или фломастерами;

дети уже с 9-12 месяцев начинают имитировать действия взрослых: "ладушки", "сорока-белобока", "до свидания", воздушный поцелуй;

развивается моторика. Ребенок после года уже учится пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно есть, разрывать бумагу.

Что касается речевого развития, то в 1 год в лексиконе должно быть порядка 3-10 слов, в 2 года ребенок должен составлять предложения из двух слов, в 2 с половиной года – предложения до 3-4 слов, а в 3 года словарный запас должен быть уже достаточно большой. Уже в 2,5 года ребенок может знать названия основных цветов. При этом он может не только назвать цвет, но и соотносить предметы по цветам: например, красный фломастер и красный же колпачок, зеленое блюдце к зеленой чашке. В этом возрасте дети уже могут определить форму предмета: треугольник, круг и т.д.

Как спрогнозировать задержку психического развития

Еще до того момента, как ребенок начнет говорить первые слова, важно не пропустить моменты, которые могут свидетельствовать об особенностях психического развития ребенка. Ребенок не удерживает зрительный контакт, не фиксируют свой взгляд на игрушке, развитие моторики не соответствует возрасту, ребенок не сидит в 7-8 месяцев. Кроме этого, важно помнить, что психофизическая патология очень часто сопровождает неврологическую. Дети, которые в первый год жизни обследуются у невропатолога по поводу повышенного или пониженного тонуса, отстают в физическом развитии, у них очень часто проявляется и психиатрическая патология. В истории болезни ребенка 3-4 лет с проблемами психического развития очень часто прослеживается тот факт, что они наблюдались у невропатолога в связи с неврологическими проблемами. Однако это не значит, что все дети с нарушениями тонуса на первом году жизни, потенциально будут с задержками, но в этой группе выше вероятность того, что они могут иметь задержку психоречевого развития.

Сколько заниматься с ребенком

В современных семьях возможны как недостаток занятий с ребенком, например, в случае работающей матери-одиночки, так и излишнее рвение мамы заниматься с ребенком 24 часа в сутки. В первом случае возможна задержка развития ребенка по причине так называемой педагогической запущенности (задержка психического развития вследствие депривации). Есть дети, у которых лучше компенсация, то есть вечером, например, работающая мама может компенсировать недостаток общения. Однако некоторым детям такого общения мало.

В норме нужно чередовать развивающие методики и самостоятельные игры, двигательные игры. Ребенок сам покажет, если ему занятия уже неинтересны. Тем более что нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, если он не хочет. Насильно не надо хватать и заниматься.

К кому обращаться

Если вы обнаружили, что ваш ребенок как-то отличается от сверстников, но отличие несущественное, то, чтобы унять тревогу, можно проконсультироваться у педиатра. С более существенной проблемой стоит обратиться к невропатологу. Если же у ребенка уже явно выраженная задержка (от 1 года до 2-3 лет не расширился словарный запас, не понимает обращенной речи, не выполняет простые инструкции, к 3 годам ребенок не ест, у ребенка не формируются навыки опрятности, он не просится в туалет), можно напрямую обращаться к детскому психиатру, чтобы не терять время.

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние заморозки и холодные дожди со снегом, поэтому каждый родитель должен знать, как одеть ребенка весной так, чтобы он не простудился и получил максимум пользы от прогулки. Предлагаем вашему вниманию 8 рекомендаций о том, как одеть ребенка весной: Не стоит сильно кутать ребенка, собираясь на весеннюю прогулку, ведь уже все-таки не зима, одетый в два свитера ребенок быстро вспотеет и простудится.

Появление первых зубов у детей: что нужно знать?

Появление первых зубов у малыша - волнующее событие не только для ребенка, но и для его родителей. Процесс проходит болезненно, малыш становится беспокойным, и родители готовы на все, чтобы как-то помочь своему маленькому чаду. Когда у детей прорезаются первые зубки, и что родителям нужно знать об этом – читаем в нашем материале. Как правило, первые зубки появляются в период от 3-х до 8-и месяцев. Учитывайте, что у каждого ребенка свой график развития, и если первый зуб прорезался только в год - не стоит переживать по этому поводу.

Как правильно выслушать ребенка

Умение слушать - ключ к взаимопониманию Будьте доступны для разговора: пусть ребенок знает, что вы при необходимости отложите все дела и выслушаете его проблему. Покажите свой интерес, но не перехватывайте инициативу, не перебивайте, дослушайте. Не реагируйте слишком эмоционально, иначе в следующий раз ребенок вряд ли поделится с вами чем-то важным.

Как правильно укачивать ребенка

Лучше всего новорожденные дети засыпают под маминой грудью. Сосание и ритмичное покачивание успокаивают малыша. Так что оптимальный вариант, когда мама в конце кормления ребенка начинает слегка покачиваться вместе с ним. Чтобы кроха уснула с соском во рту. Это самый естественный вариант. При этом помните, что укачивание плодотворно влияет на детскую психику, лишь при наличии прямого контакта с матерью. Малыша, как минимум, до полугода лучше всего укачивать на руках, а не в коляске.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх