Особенности и причины возникновения подростковых комплексов. Выравнивание по левому краю

Подростковый возраст – уязвимый период в жизни человека, порождающий комплексы. Они осложняют жизнь подростка, вызывая проблемы в учебе и общении.

Взрослые оценивают это состояние по-разному. Одни полагают, что причины детских переживаний не стоят внимания, повзрослеют, и все пройдет. Другие склонны преувеличивать проблему.

Истина посередине – знание подростковой психологии позволит родителям выстроить правильную линию поведения и помочь детям легче пережить кризис взросления.

Почему у подростков появляются комплексы

  • Физиологические изменения организма сопровождаются неприятными для подростка проявлениями. Меняется лицо, фигура, ломается голос, появляются первичные половые признаки. Подросток не успевает принять себя и привыкнуть к изменениям.
  • Возрастные особенности психики – подросток склонен к самокритичности, максимализму, преувеличению недостатков. Желание быть похожим на кумира и несоответствие ему ведет к разочарованию.
  • Первая влюбленность , часто неразделенная. Не получив ответного чувства, мальчик или девочка считают себя хуже других, придавая большое значение внешним данным.
  • Отсутствие друзей , насмешки сверстников, неспособность постоять за себя порождают неуверенность, отчуждение и замкнутость.

Самый опасный возраст

Чаще комплексы возникают в промежутке между 12 и 16 годами. В отдельных случаях комплексы могут появиться и в 10 лет и в 18.

Девочки взрослеют быстрее, у них чувство неудовлетворенности собой возникает раньше. Оно проявляется острее, чем у мальчиков. Подростки ищут свое место в окружающей действительности, пытаясь заявить о себе.

Могут ли комплексы принести пользу

Термин «комплекс неполноценности» ввел в научный оборот австрийский психолог Адольф Адлер, который из-за болезненности в детстве пережил подобное состояние и считал себя неуспешным. Он считал, что комплексы полезны тем, что заставляют преодолевать негативные черты, стимулируют компенсировать недостатки чем-то другим и ведут к развитию личности.

Современные детские психологи солидарны с Адлером и полагают, что комплексы учат работать над собой, понимать, принимать и любить себя, не пасовать перед трудностями.

Комплексы девочек

У девочек и у мальчиков есть общие комплексы. Например, и первых, и вторых волнует внешность.

Полнота

В стремлении подражать сформировавшемуся стереотипу, что только худая женщина красива, многие девочки, даже не имеющие лишнего веса, садятся на диету и отказываются полноценно питаться. Результатом становится психологическое заболевание – анорексия. Физическое истощение опасно не только для здоровья, но и для жизни еще несформировавшегося организма.

Медленное взросление

Девочки, у которых половое созревание происходит позже их сверстниц, комплексуют по поводу неявно выраженных половых признаков. Особенно их волнует маленькая грудь, с которой они связывают отсутствие или недостаток внимания со стороны противоположного пола.

Все свое – тряпки, все чужое – вещи

В связи с сильным социальным расслоением у девочек появился комплекс по поводу одежды. Она должна быть модной и дорогой. Если родители не в состоянии покупать вещи, то девочки отказываются идти в школу и общаться с друзьями. Они полагают, что у других одежда лучше, что из-за этого над ними будут смеяться и не примут в круг общения.

Комплекс «хорошей девочки»

Появляется в подростковом возрасте у девочек, к которым родители с раннего детства предъявляли высокие требования. Они привыкли во всем быть лучшими. Столкновение с первыми трудностями приводит подростков к стрессу. Они винят себя в том, что не оправдали ожиданий взрослых, испытывают страх и .

Комплексы мальчиков

Все проблемы – выдумка. Помогите ребенку справиться с чувством неполноценности.

Проблемы внешности

Мальчики в подростковом возрасте тоже переживают по поводу своей внешности. Их беспокоит вопрос, насколько мужественно они выглядят, соответствует ли их облик понятию «настоящий мужчина». Этот комплекс не всегда проявляется замкнутостью. Часто они ведут себя демонстративно, агрессивно, грубо, ошибочно полагая, что это соответствует мужским качествам.

Маленький рост

Высокий рост в подростковом возрасте ассоциируется с силой и властью. Невысокие мальчики начинают стесняться роста, когда не могут дать отпор одногодке, потому что тот выше и сильнее. Этот комплекс откладывается в подсознании надолго и дает о себе знать даже, когда юноша вырастает и перегоняет своих сверстников.

Взаимоотношения с женским полом

Первые неудачи во взаимоотношениях со слабым полом часто воспринимаются как трагедия. Подростки начинают искать причины во внешних проявлениях: отсутствии волос на лице или небольшом размере полового органа.

Комплекс выливается в страх перед отношениями с девушками, либо в донжуанстве, чтобы убедить себя и окружающих: у меня все в порядке. И в том, и в другом случае нормальных отношений с девушками не получается.

Как помочь ребенку

У ребенка, страдающего комплексами, занижена самооценка. Действия взрослых должны быть направлены на ее повышение.

  1. Не преуменьшайте детские переживания, ожидая, что все пройдет само.
  2. Разговаривайте с ребенком откровенно и доверительно, приведите примеры из своего опыта взросления.
  3. Не избегайте трудных и запретных тем, если у подростка есть к ним интерес.
  4. Акцентируйте внимание ребенка на сильных сторонах его внешности, поведения, способностей, подсказывая, как нивелировать недостатки. Например, использование особенностей одежды, косметики, занятия спортом.
  5. Помогите развить личностные качества подростка, которые могут позволить ему добиться успехов и почувствовать значимость. Вместе выберите подходящий кружок, спортивную секцию.
  6. Не сравнивайте его с другими детьми, подчеркивайте индивидуальность, принимайте его сверстников, не критикуйте их.

Преодоление подростковых комплексов – залог успеха взрослой жизни.

Подростковый возраст несёт за собой немало трудностей. И не всем детям удаётся с лёгкостью выйти из этого периода, не прихватив с собой «чемоданчик» проблем, которые в своей совокупности формируют комплекс неполноценности. Реальные или надуманные внешние недостатки и сложный характер являются основой низкой самооценки у подростков.

Во время формирования личности ребёнку очень важно мнение окружающих: родных, одноклассников, товарищей. И если вдруг ему покажется, что реакция людей на него негативная, вывод последует тут же: «я неудачник, потому что я хуже всех». Если эти мысли получают подтверждение несколько раз, то они болезненно оседают в сознании.

Откуда берутся комплексы:

  1. изъян внешности, трудный характер, физическое отставание;
  2. холодное отношение родителей, равнодушие к успехам и достижениям ребёнка;
  3. насмешки и отсутствие приятельских отношений в своём окружении;
  4. постоянный контроль и безмерная опека со стороны родителей, подавление самостоятельности;
  5. разочарование в школьной деятельности, неспособность справиться с трудностями;
  6. безответная симпатия или неудачная первая любовь;
  7. несоответствие вымышленному идеальному образу.

Комплекс неполноценности чаще всего формируется у подростков, растущих в неблагоприятной атмосфере, наполненной постоянными оскорблениями и унижениями, непониманием и равнодушием. Если родителям не свойственно оказывать поддержку ребёнку, объективно оценивать поступки, поощрять за достигнутые успехи, но зато они постоянно ругают за любые промахи и указывают на недостатки, то комплексы непременно «поселятся» в его душе. Такие дети вряд ли вырастут самостоятельными и обретут уверенность в себе. Они будут морально слабы и ранимы. Поэтому доверие и понимание в отношениях между ребёнком и родителями играют большую роль в формировании личностных качеств.

Безусловно, огромное значение имеет и школа, а именно отношения с педагогами и сверстниками. Необдуманные действия или неосторожная фраза способны ранить неокрепшую душу ученика. И, наоборот, грамотно построенное обучение и гармоничное воспитание помогают подростку поставить перед собой правильные цели и определить пути их реализации.

Каковы бы не были причины закомплексованности, существует ряд методов, направленных на исправление данной проблемы:

  • подобрать творческое увлечение, которое будет приносить максимальное удовольствие;
  • записаться в кружок по интересу и познакомиться с новыми людьми;
  • с разрешения родителей завести домашнего питомца и посвятить свободное время уходу и заботе о своём любимце;
  • реализовать себя в спорте и добиваться физических успехов;
  • проводить время с приятными людьми (родственниками или друзьями), общение с которыми дарит эмоциональное удовлетворение;
  • чаще отдыхать на свежем воздухе.

Очень важно помочь ребёнку справиться с возникающими трудностями и помочь ему в его становлении. И тогда он вырастит успешной и уверенной в себе личностью.

Наши недостатки не так страшны, как их малюют

NN

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если они его за это дразнят, - то это создает основу для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

Самое главное, что нужно подростку - это моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят подростку сыну (дочери), добрых слов. Они все время упрекают, что он(а) ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, и толку из него (нее) не выйдет.

Один мой пациент рассказывал, что с детства слышал от родителей только резкие слова: «Другие дети - как дети, а ты какой-то недотепа!», «Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!», «Чего ты развесил сопли, другой на твоем месте умел бы дать сдачи», «Как ты меня достал, убить тебя мало!» - а бывали слова и похлеще. Он стеснялся приводить домой приятелей, боясь, что мать ляпнет при них какую-то бестактность. Он завидовал своему приятелю, у которого дома все было совсем не так. У него действительно сформировалась уверенность, что он никчемный, неумный и ни к чему не способный.

Мальчики и девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

У 15-летнего Вити с детства были периоды подавленного настроения. Учителя замечали, что он выглядит постоянно подавленным, грустным. Если его расспрашивали, что случилось, чем он так огорчен, не обидел ли его кто из товарищей, он опускал голову и молчал или тихо отвечал: «Нет, все в порядке, ничего не случилось, просто настроение плохое».

Видя грустного сына, мать Вити, вместо того, чтобы проявить ласку и участие, ещё больше раздражалась и кричала на него: «Ну что ты опять нос повесил! Вечно ты всем недоволен, тебе не угодишь!» От её криков и вечных упреков мальчик весь сжимался, втягивал голову в плечи, молчал, уходил в свою комнату и тихо плакал. У него не было друзей и ни одного близкого человека, которому он мог бы довериться.

Однажды он написал записку: «Я не могу так больше жить», - и попытался покончить с собой. Его спасли, но мне он потом говорил, что зря его спасли, ему не хочется жить, потому что он «моральный урод», ничего у него не получается, как у других ребят, и ничего хорошего из него не получится. Витя не верит в себя, у него никого нет, он страшно одинок и несчастен.

Нам удалось преодолеть и его депрессию, и его комплекс неполноценности. На самом деле он, хотя и застенчивый, но добрый и отзывчивый мальчик. В больнице Витя подружился с другим подростком, потом они стали часто встречаться, Витя сам ездил к другу, так как не хотел, чтобы тот встречался с его матерью.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. А если при этом родители постоянно «долбят», что он никчемный, ни к чему не способный, неполноценный, лентяй, бездельник, растяпа, - то тинэйджеру трудно переломить такое отношение и повысить самооценку, хотя бы реально оценивать себя и свои способности. Он не ценит себя и приобретает уверенность, что на что-то годен, хуже всех. У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно «тюкают» дочь в её недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у неё сохранится, а став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

То же самое и в отношении мальчиков. Когда родители используют такие слова как «дурак», «оболтус», «бездельник», «бездарь» и прочие в том же духе, то в конце концов подросток и сам в это поверит. Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Костю воспитывала мать, родители давно в разводе. Бывшего мужа мать Кости ненавидела, называла его «размазней» и «бабой в юбке». А сыну она говорила, что он - «копия отца», такой же «никчемный недотепа».

Мальчик рос робким, пугливым, стеснительным, очень боялся гнева матери, старался её слушаться, но она все равно находила повод, чтобы накричать на сына и наказать его. Одноклассники его не любили и все время дразнили. Однажды когда он поднимался по лестнице, один из одноклассников подставил ему подножку, и Костя упал и покатился вниз по лестнице. Он получил сотрясение мозга и несколько переломов. В больнице он постоянно говорил о том, что больше не хочет жить, так как его никто не любит, он никому не нужен, все над ним смеются.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов - низкая самооценка.

Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активных сверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старался быть поближе к взрослым. Его все дразнили «маменькиным сынком», никто из ребят не хотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запросто общались с девочками.

Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и «ярлыки», - больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

В подростковом возрасте все девочки превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес её «плоской фигуры» в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у неё возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других - самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить» девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Моя десятилетняя дочь очень сенситивна - то есть, ранима, чувствительна. Она как мимоза, хотя мы с мужем постоянно её ободряем и поддерживаем. Я тоже в её возрасте была очень ранимой и обидчивой, чуть что - плакала и замыкалась в себе, хотя моя мама - уверенная в себе, сильная женщина. Дочь вся в меня, какой я была в её возрасте, болезненно переживает неудачи, и мы её всегда хвалим. Она хорошо учится, но огорчается из-за каждой отметки, если считает её незаслуженной, хотя мы никогда не требуем от неё «пятерок», я ей говорю: «Двойка - тоже отметка», хотя «двоек» у неё никогда не было, но даже если и будут, я внушаю, что не стоит по этому поводу сильно переживать. Я сама пережила типичный «комплекс отличницы». И в школе, и в институте у меня были одни «пятерки», и когда я на 5 курсе получила «четверку» по педиатрии, для меня это было настоящей трагедией, хотя теперь мне это смешно вспоминать - какая разница? «Комплекс отличницы» - это тоже комплекс, таким образом девочка, не уверенная в себе, самоутверждается.

Хотя мы постоянно внушаем дочери, что она у нас умница и красавица (а она такая и есть), я уверена, что она никогда не «возомнит» о себе - характер не тот. Но надеюсь, что моя поддержка поможет ей преодолеть трудности подросткового возраста. По крайней мере, на «подколы» одноклассников она совершенно не реагирует. Она уже учится вести себя с достоинством, в ней уже заложена маленькая женщина. Она кокетлива, часто вертится перед зеркалом, трет нос и щеки моим «Скрабом» для очистки кожи, чтобы в будущем у неё не было угрей, любит красиво одеваться. Так что даже если она не станет красавицей, то недостатка в кавалерах, я уверена, у неё не будет. Комплексов у неё нет и надеюсь, не будет. О её самооценке я уж позабочусь.

Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у многих подростков, которые внешне кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.

В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.

Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, - как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» . Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

3.Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон П.М., 1976).

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними.

Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М., 1976).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх