Плаксивость у детей: главные причины и лечение патологии. У ребенка косит один глаз – причина такого явления и как исправить дефект

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.


Чтобы максимально обезопасить ребенка, все игры должны проходить под присмотром взрослых

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.


Важно не пропустить момент, когда ребенок замыкается в себе

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.


Для пятилетнего возраста характерны раздражительность и частая смена настроения

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.


Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

В бешеном ритме современности мы часто не обращаем внимания на усталость и недосып, по крайней мере, когда дело касается только нас. Но когда мы замечаем, что наши дети, несмотря на свой юный возраст уж имеют признаки хронической усталости, то это как минимум вызывает беспокойство.

Так в чём же причина того, что ребёнок начал быстро уставать?

Симптоматика

Подобное недомогание может проявляться следующими симптомами:

  • Вялость, сонливость, адинамичность (малоподвижность).
  • Снижение работоспособности : ребёнок не хочет заниматься домашней работой, уроками и даже играми/хобби.
  • Снижение концентрации и устойчивости внимания . Вы можете наблюдать, что ребёнок стал часто забывать то, что ему говорили в школе или даже сверстники. В целом состояние характеризуется, как состояние рассеянного внимания.
  • Появление раздражительной слабости. Проявляется оно в ответ на любые стимулы со стороны. Из-за усталости любой раздражитель извне, пусть даже просто обычный вопрос со стороны родителя или друга, воспринимается чрезмерным, что влечёт за собой реакцию агрессии и злобы. Это происходит из-а того, что ресурсы организма и в частности нервной системы истощились.
  • Могут наблюдаться отставания в учебной деятельности, развитии новых навыков и т. д.
  • Нарушения сна: бессонница, трудности при засыпании, частые пробуждения по ночам, продолжительный дневной сон, ночные кошмары.
  • Сниженный фон настроения или его частые перепады, с преобладанием апатичного, слезливого, раздражительного настроения.
  • В связи с быстрой утомляемостью у ребёнка могут часто возникать простудные заболевания, расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) и даже аллергические реакции.
  • Часто повторяющиеся головные боли, головокружения, перепады давления, боли в животе, повышенная потливость, тахикардия или брадикардия.

Причины

Прежде всего, следует разделить причины на психологические, социальные и физиологические. Чтобы сразу не ударяться в панику и не бежать сдавать кучу анализов и бегать по врачам, следует спросить самого ребёнка, что с ним происходит, есть ли объективная и видимая причина того, что он стал так часто уставать.

Социальные причины

  1. Новый круг общения, к которому ребёнок ещё не привык.
  2. Новый социальный статус в школе (например, новичок или отличник), статус в семье (например, старший брат/сестра) и т.п.;
  3. Изменения социального статуса родителей.
  4. Неправильная модель воспитания ребёнка (по типу гипер- или гипоопеки). Неправильно воспитание влияет прежде всего на режим и удовлетворение потребностей ребёнка. Например, при гипоопеке ребёнок предоставлен сам себе, не соблюдает режим сна-бодрствование, практически всё время проводит за компьютером, что в последствие и приводит к повышенной утомлямости.

Психологические причины

  • Нарушения в адаптации ребёнка к школе, стрессам и т.д.
  • Хронические стрессы в ближайшей окружающей среде (семья, школа, друзья).
  • Темпераментальные особенности (скорость и сила реагирования нервной системы).
  • Личностные особенности ребёнка, например, повышенная чувствительность ко всему.
  • Наличие таких расстройств, как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), неврозы и пр.
  • Неблагополучные отношения в семье: неполные семьи, алкоголизация в семье, созависимость.

Физиологические причины быстрой утомляемости ребёнка

  • Режим питания.
  • Высокое внутричерепное давление.
  • Проблемы со сном.
  • Неадекватные к организму физические нагрузки. Ребёнок либо чрезмерно переутомляется, либо наоборот – ему недостаточно той физической нагрузки, которая даётся ему ежедневно.
  • Различные заболевания: расстройства щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и т.д.
  • Приём некоторых лекарственных препаратов.
  • Наличие психических расстройств: клиническая депрессия, органическое поражение головного мозга или центральной нервной системы.

Чем помочь ребёнку?

Для начала следует исключить возможные физиологические причины быстрой утомляемости . Возможно, для начала нужно отвести ребёнку к терапевту и сделать ряд анализов, например, общий анализ крови, анализ крови на сахар, а также электрокардиограмма, УЗДГ сосудов шеи и головы (УЗИ сосудов), иммунограмма.

Также следует, во-первых, нормализовать режим дня ребёнка : он должен вставать и ложится в одно и то же время, необходимо делать уроки, заниматься досугом в определённое время. Во-вторых, минимизация стрессов. В-третьих, важно сбалансировать питание вашего ребёнка, ему нужно большее количество витаминов и микроэлементов, а также много белков и медленных углеводов. В-четвёртых, важно заниматься спортом и ежедневно гулять на свежем воздухе. Это позволит нормализовать кровяное давление, усилить приток крови к мозгу, и способствовать выбросу эндорфинов.

Можно помочь ребёнку с помощью приёма гомеопатических или народных средств. Например, часто применяется настойка из корня женьшеня, капли лимонника, а также такие витамины, как магний, витамины группы В и пр.

Возможно, следует помочь ребёнку в смене обстановки – свозить его куда-то на выходные, или гулять с ним в другом месте, записать в новую спортивную секцию или кружок. Или же, наоборот – у ребёнка слишком непостоянные и стрессовые условия жизни, и ему необходимо больше покоя, постоянства. В таком случае постарайтесь, обеспечить ребёнку более спокойные и статичные условия дли жизнедеятельности: снизьте все стрессовые воздействия, поговорите с ребёнком о том, что его беспокоит и как ему с этим помочь.

Косоглазие – это сложный дефект зрения у детей, при котором оба глаза не способны смотреть одновременно в одну и ту же точку. Если ребенок стал косить глазом, то можно говорить о такой патологии, как страбизм. И чаще всего она проявляется в раннем детстве.

Если вы заметили, что у ребенка начали косить глаза, то не следует утешать себя тем, что проблема с возрастом исчезнет сама по себе. Без специальной лечебной терапии страбизм (косоглазие) может привести к появлению тяжелых последствий со зрением у малыша. К примеру, в тех случаях, когда не задействован один из косящих глазиков, зрительная способность ребенка может гораздо ухудшиться, что спровоцирует развитие амблиопии (т.н. синдром «ленивого глаза»). Кроме того, развитие косоглазия может негативно отразиться на самооценке ребенка, потому как тесно связано не только с функцией зрения, но еще и с внешним видом малыша. Когда у ребенка косит один глаз, другие детки могут начать обзывать и дразнить его. В таких ситуациях крохе помимо своевременного лечения понадобиться еще и психологическая поддержка родителей.

Виды косоглазия у детей

По времени возникновения заболевания выделяют приобретенное и врожденное косоглазие. По стабильности патологии различают периодическое и постоянное косоглазие. Также косоглазие классифицируют и по виду отклонения:

  • Изотропия. Наиболее распространенная форма косоглазия у ребенка, при которой оба или один глаз косит внутрь, в сторону носа. Зачастую наблюдается в возрасте до года. У ребенка с изотропией есть склонность к развитию дальнозоркости.
  • Гипотропия и гипертропия. Это форма косоглазия, при которой наблюдается вертикальное отклонение глаза книзу, в сторону брови, и кверху (соответственно). Это достаточно редкая разновидность косоглазия, возникающая при проблемах с глазными мышцами.
  • Экзотропия - форма косоглазия, при которой один глаз у ребенка косит наружу, в сторону виска. Чаще всего появляется в период от 1 до 6 лет и связана с развитием близорукости у ребенка через несколько лет.

Также врачи выделяют т.н. паралитическое косоглазие. Оно является результатом поражения соответствующей мышцы или нерва, вследствие чего ограничено или вовсе отсутствует движение глазного яблока в направлении пораженной мышцы.

Причин появления страбизма у детей может быть множество. Точно установить, почему ребенок косит глаза, не всегда может даже квалифицированный врач. Иногда заболевание является следствием различных зрительных проблем, таких как катаракта, выраженная дальнозоркость или глаукома.Дети с дальнозоркостью могут специально косить глазами, чтобы более отчетливо видеть.

К другим факторам, повышающим риск косоглазия, относятся:

  • Наследственность (возможно у кого-то из родственников было косоглазие).
  • Внутриутробная интоксикация ребенка.
  • Неврологические заболевания также могут стать причиной, из-за которой у ребенка косит один глаз.
  • Оптический дефект глаз, например, дальнозоркость или близорукость.
  • Тяжелые инфекции у детей (дифтерия, скарлатина и т.п.).

Если есть предпосылки, то данная патология у малыша может появиться при температуре выше 38 °С, а также психической или физической травме.

У ребенка стал косить глаз - способы лечения болезни

Что делать родителям, когда у ребенка косит один глаз, лучше всего подскажет лечащий врач-педиатр. В любом случае терапия должна носить комплексный характер и проводиться как можно раньше. Чем меньше возраст вашего малыша, тем у него больше шансов излечить заболевание.

Чаще всего для лечения применяются следующие методы:

  • Заклеивание здорового глаза (на определенное время). Этот способ помогает выровнять больной глаз и укрепить его. Педиатр может назначить ребенку временное или с перерывами в нескольких недель/месяцев ношение повязки.
  • Очки. Ношение контактных линз или очков во многих случаях корректирует страбизм средней степени.
  • Хирургическое лечение. Если у ребенка начали косить глаза иногда это единственный целесообразный метод позволяющий улучшить зрение и выровнять глазные мышцы. В большинстве случаев хватает всего одной операции, но если есть острая необходимость, ее повторяют спустя несколько лет. После проведения операции ребенок может какое-то время нуждаться в дополнительном ношении очков.

Помимо вышеперечисленных методов, существуют разные упражнения для глаз, а также медикаментозное лечение. В офтальмологических центрах предусмотрены специальные медкабинеты, в которых ваш малыш может выполнять ряд лечебных занятий на специфических глазных аппаратах и тренажерах. Посещая такие занятия, дети в несколько раз повышают свои шансы избавиться от косоглазия, особенно если они выполняют упражнения под наблюдением грамотного специалиста.

Родителям важно запомнить – в случае если у ребенка косит один глаз понадобится качественная лечебная терапия, которая может длиться долгие месяцы, а значит, с их стороны потребуется много терпения. Кроме того, необходимо учесть и тот факт, что при данной патологии не бывает идентичных случаев. Соответственно при лечении косоглазия значимую роль оказывает сугубо индивидуальный подход специалистов при разработке методов терапии каждого пациента. Напомним также, что хирургические операции проводятся лишь после того как были предприняты обычные методы лечения и только в возрасте четырех лет.

Поскольку операция – это крайняя мера, остроту зрения можно повысить, не прибегая непосредственно к такому вмешательству. В ходе исследований установлено, что ортоптические упражнения и занятия улучшают способность головного мозга к регуляции движений глаз ребенка. Также для устранения косоглазия у детей в последнее время часто используются методики с применением современной компьютерной техники. Суть таких процедур заключается в том, что малышу предлагается красочная интересная компьютерная игра, с помощью которой можно корректировать функции зрения.

В любом случае, если у ребенка стали косить глаза родители вправе самостоятельно выбирать любые из описанных в данной статье способов решения проблемы. Однако следует помнить, что прогноз дальнейшего развития патологии зависит от факторов появления болезни, от соблюдения всех рекомендаций лечащего врача, а также от своевременного начала терапии.

Проблемы с пищеварительной системой – распространенная среди детей проблема. Ей могут быть подвержены как груднички, у которых пищеварительная система еще слаба, в связи с чем и сбои в ее работе не редкость, так и у детей дошкольного и школьного возраста. Многие молодые родители не знают, что делать, если у их ребенка ухудшилось самочувствие, остановился желудок. В медицине это явление называется атонией.

Проблемы с этим органом могут быть самые разные, они сопровождаются определенными симптомами, имеют разные причины, поэтому, прежде чем поставить малышу диагноз самостоятельно, следует изучить эти факторы.

Признаки

Увидев, что малыш приболел, проанализируйте, какими симптомами это проявляется.

У ребенка остановка желудка имеет такие симптомы:

  • Отрыжка, сопровождающая неприятным запахом, напоминающим запах тухлого яйца;
  • Слегка надавите на область этого органа – если он работает, вы ощутите пульсацию, в противном случае ее не будет;
  • У малыша может появиться отдышка даже после небольшой физической активности;
  • Если у ребенка останавливается желудок, он ощущает тяжесть в животе;
  • Он отказывается от еды, потому что недугу сопутствует ощущение наполненности этого пищеварительного органа.

Симптомом болезни служит и отсутствие стула, тщетные попытки малыша опорожниться.

Свидетельствовать о заболевании может и повышенная температура, и это первый сигнал к тому, что следует незамедлительно обратиться к врачу. Нередко сопровождает его тошнота и рвота.

В ряде случаев недуг сопровождается болевыми ощущениями.

Причины

Возможных провокаторов недуга немало.

Чаще всего проблема обусловлена такими факторами:

  • Самая частая причина – неправильное питание. Организм у детей весьма восприимчив, и даже небольшая порция еды, которая, как говорят в народе «не пошла» , способна вызвать эту проблему;
  • Некоторые родители стараются обильно кормить свое чадо, а переедание — это одна из причин того, почему может остановиться желудок;
  • Заболевания органов брюшной полости. Недуги обычно сопровождаются рвотой, болевыми ощущениями, вздутием живота, нарушением функционирования кишечника;
  • Ангина. Изначально связи между этими двумя недугами можно не увидеть, но она существует. Мокрота, выделяемая при ангине, может попасть в желудок, вызвав его остановку и рвоту. Последняя, как правило, является однократной и наблюдается в ночное время;
  • Ротавирусная инфекция (кишечный грипп). В этом случае атония является симптомом данного заболевания;
  • Ацетонемический синдром. Развиваться он может по ряду причин. Среди возможных провокаторов и сахарный диабет, и неправильное питание, нарушение его режима, и даже переизбыток эмоций независимо от того, положительные они или отрицательные. При недуге у ребенка может не только остановиться желудок, но и появиться запах ацетона, а в ночное время появляется неоднократная рвота.

Спровоцировать атонию может и начальная стадия вирусного гепатита, сопровождаемая рвотой, которая не приносит облегчения самочувствия, при этом рвотные массы имеют зеленый цвет.


Младенцы с проблемой могут столкнуться еще и по причине болезней центральной нервной системы, а также дефектов строения пищеварительных органов, и понять первопричину в этих случаях сможет только врач после обследования. Если атония наблюдается у подростка, она может быть обусловлена гипертензионным синдромом. Еще один из провокаторов явления – нарушение функционирования эндокринных органов.

Следите за тем, чтобы ребенок тщательно пережевывал пищу, в противном случае не исключено, что он столкнется с атонией. Обеспечьте ему спокойствие при трапезе – это необходимо для того, чтобы пища усвоилась, нормально переваривалась.

Диспепсия

Не только люди, но и желудки бывают ленивыми. Именно так называют этот орган в народе, если при обследовании не выявлено болезней, которые провоцируют плохое самочувствие, в том числе остановку желудка. В медицине это явление называют диспепсией, а понимают под ним периодический «отказ» этого органа добросовестно выполнять свою работу.

В ряде случаев этот диагноз используют в качестве временного обозначения дисфункции пищеварительной системы до выяснения точных ее причин. Тем не менее у детей нередко встречается простая диспепсия, которая обусловлена употреблением вредной пищи, чрезмерными эмоциональными, физическими, умственными нагрузками.

Если встал желудок именно по этой причине, нужно обследоваться и устранить заболевание. Отсутствие лечения может привести к развитию токсической диспепсии, которая негативно влияет на нервную, сердечнососудистую систему, печень.

Говорить о диспепсии можно в том случае, если проблемы с пищеварением, в частности, атония, наблюдается у ребенка часто.

Что делать?

Желательно обратиться к врачу с этой проблемой, но, конечно, любая мама захочет оказать своему чаду первую помощь.

Что же делать, чтобы «заставить» желудок снова заработать?


  • Давайте ребенку пить воду. Если нет необходимости в провоцировании рвоты, нужно давать пить по несколько глотков жидкости с интервалом минут в 10. Это необходимо для предотвращения обезвоживания организма;
  • При тошноте, сопровождающей атонию, следует вызвать рвоту, чтобы очистить орган пищеварения от не переваренной пищи. Поможет в этом вода. Если малышу менее 3-х лет, необходимо дать ему порядка 1 стакана очищенной воды. Детям постарше, если остановился желудок и нужно вызвать рвоту при наличии тошноты, дают около ½ л жидкости. После рвоты малыш должен почувствовать себя лучше;
  • Спустя некоторое время приготовьте слабенький чай для своего чада, а позже дайте ему небольшую порцию нежирной еды.

То, что после рвоты ребенку станет легче, не говорит о том, что этот процесс должен затягиваться и быть неоднократным – это грозит обезвоживанием, поскольку с рвотными массами он теряет много воды. Все время давайте малышу питье небольшими порциями, и не затягивайте с обращением к врачу.

Недуг может сопровождаться болями. Чтобы избавиться от этих ощущений, ребенку нужно спокойно полежать минут 20-30. Лежать желательно на спине, поджав ноги. Можно подогреть бутылочку с водой, положить ее на область желудка, обернув в полотенце.

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх