Постинсультное состояние. Психологическая помощь после инсульта

Н. Г. Ермакова

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БОЛЬНЫХ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ИНСУЛЬТА В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

На основании исследования личности больных в восстановительном периоде инсульта выявлены доминирующие реакции личности на заболевание в виде депрессии, психастении, аутичности, тревоги. Выявлены особенности личности, препятствующие формированию адекватной установки в процессе восстановительного лечения: пессимизм, импульсивность, подозрительность, демонстративность, замкнутость. Анализ особенностей личности больных способствовал выбору мишеней психологического воздействия. В исследовании принимали участие 102 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.

PERSONAL CHARACTERISTICS OF PATIENTS AFTER STROKE IN THE MEDICAL REHABILITATION IN HOSPITAL

Personal characteristics in 102 patients after the stroke during medical rehabilitation in hospital have been studied. According to the research, the dominant reactions to the disease are depression, psychasthenia, social introversion and anxiety. Such personal characteristics as pessimism, impulsiveness, autism are obstacles for overcoming the disease and developing positive attitudes to the treatment. The research findings were used for identifying the targets of psychological therapy.

В последние десятилетия отмечается увеличение числа заболеваний церебральным инсультом, что делает актуальной медико-социальной проблемой реабилитацию постинсультных больных, направленную на восстановление нарушенных функций, на возвращение больного в общество и к посильному труду . В реабилитации, наряду с лекарственной терапией и методами физического воздействия, большое значение имеют психосоциальные методы, направленные на формирование адекватной позиции больного в процессе лечения.

Большое значение имеет формирование позитивной психологической установки больного на преодоление последствий заболевания, установки на длительную реабилитацию. Формирование положительной установки направлено на продолжение выполнения назначений врача в домашних условиях (регулярный прием лекарств, выполнение упражнений лечебной физкультуры, самообслуживание, посильная нагрузка по дому, прогулки), на повышение качества жизни больных и профилактику повторного инсульта.

Важным фактором при формировании активной направленности личности на восстановление нарушенных функций и укрепление здоровья является адекватное представление больного о своей болезни, внутренняя картина болезни. На формирование отношения к своей болезни у больных с последствиями инсульта оказывают влияние наряду с органическими факторами (локализация и объем очага поражения), психосоциальные факторы (возраст, пол), а также особенности личности больного. Как отмечает Ю. А. Александровский , на осознание болезни и формирование больным внутренней картины болезни влияют:

Информация о симптомах болезни;

Индивидуально-типологические особенности;

Социокультуральные и микросоциальные взаимоотношения;

Особенности психогенного реагирования на «ключевую» психотравму.

Внезапная и серьезная болезнь является психической травмой для больного и сопровождается невротическими, ипохондрическими, депрессивными реакциями на болезнь. В связи с этим большое значение имеет исследование особенностей личности постинсультных больных и выявление тех из них, которые препятствуют формированию позитивной установки на лечение.

Целью настоящей работы явилось выявление особенностей личности больных с последствиями инсульта и изучение участия личности больных в формировании направленности на лечение.

В исследовании участвовали 102 больных от 38 до 65 лет; 81 мужчин, 21 женщина; с левополушарной локализацией очага поражения - 58 больных, с правополушарной - 44; с легким геми-парезом - 55. с гемипарезом средней тяжести - 32; с выраженным гемипаре-зом - 15. Остаточные легкие когнитивные нарушения наблюдались у 12 больных: в виде нарушений праксиса (7 человек); и с остаточными явлениями дизартрии (5 больных).

В процессе восстановительного лечения проводилось исследование отношения больных к лечению и к заболеванию по клинической пятибалльной шкале в процессе консультирования и наблюдения . Чем больше балл по шкале отношения к лечению, тем больше отмечалась ответственность больного за исход лечения. Чем больше балл по шкале отношения к болезни, тем выра-женнее отмечалась у больного пере-

оценка болезни. Качество жизни исследовалось по пятибалльной шкале; оценка уровня самообслуживания: шкала Бартеля, шкала ФИМ . Для исследования личности использовался Мин-несотский многопрофильный личностный опросник- шкала ММР1; а также шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера-Ханина . Был произведен сравнительный анализ средних значений показателей мужчин и женщин, а также больных с левополу-шарной и правополушарной локализацией очага поражения с использованием критерия Стьюдента, произведен корреляционный анализ результатов исследования.

Все больные получали комплексное восстановительное лечение в стационарном центре реабилитации городской больницы №40 Курортного района Санкт-Петербурга в 1999-2005 годах. В процессе стационарной реабилитации больные получали лечебную физкультуру, физиотерапию, психотерапию, при необходимости - занимались в комнате бытовой реабилитации; логопедическую помощь. Со всеми больными, принимавшими участие в исследовании, проводилась установочная беседа (две-три встречи), направленная на изучение эмоционального состояния; на изучение установок больного по отношению к заболеванию и лечению; по отношению к лечебной и жизненной перспективе. Применялась симптоматически ориентированная, когнитивно-поведенческая психотерапия . Когнитивная психотерапия применялась индивидуально и в группе и была направлена на исследование и коррекцию иррациональных установок, Поведенческая психотерапия проводилась в группе и была направлена на освоение приемов саморегуляции и эмоциональной стабилизации (аутоген-

ная тренировка, тематическая медитация) .

При сравнительном анализе результатов оценка качества жизни у женщин выше, чем у мужчин, хотя и не значимо (3,21 и 3,09) (табл. 1). Как у женщин, так и у мужчин наблюдались сходные показатели отношения к болезни (3,38 и 3,36) и к лечению (2,52 и 2,58), что отражает невыраженную склонность к переоценке тяжести состояния, а также к принятию ответственности на себя за исход лечения. У женщин - несколько выше показатели шкал самообслуживания, что свидетельствует о большей функциональной и бытовой адаптивности женщин [шкала Бартеля (85,24 и 82,24) и шкала ФИМ (94,57 и 91,14)]. По шкале ФИМ показатели у женщин значимо выше, что отражает их большую способность по показателю общения, который включен в эту шкалу.

По результатам исследования особенностей личности больных с помощью методики ММР1 в целом по группе наблюдается повышение по показателям 2 и 1 шкалы, а также по показателю 8 шкалы ММР1, что можно расценить как показатель депрессивного переживания последствий болезни (код по G. Welsh 21" 83674/590-LFK/...).

При сравнении показателей мужчин и женщин наблюдаются следующие различия: у женщин (n = 21) по сравнению с мужчинами(п = 81) отмечаются значимые повышения по шкале Ф (58,91 ± ± 12,17 и 52,68 ± 11,64; p < 0,05), что свидетельствует о большей внутренней напряженности женщин, недовольстве ситуацией (табл. 1). Повышение по 6-й шкале также значимо выше у женщин (70,33 ± 11,17 и 61,46 ±9,64; p <0,001), что характеризуется более выраженным у женщин наличием «сверхценных» идей, подозрительности, паранойяльных

реакций; склонности к застреванию на негативных переживаниях, аффективной насыщенности переживаний, стеничного типа реагирования. Отмечаются различия и по другим шкалам, хотя и не значимые. По 7-й шкале психастении - 66,91 ± 13,35 у женщин и 62,36 ± 11,29 у мужчин, что свидетельствует о большей мнительности, боязливости и тревожности женщин.

У женщин наблюдается повышение по 4-й шкале (66,09 ± 12,65 и 61,76 ± ± 11,14 у мужчин), что свидетельствует о большей импульсивности женщин. 3-я шкала ММР1 (истерии) также выше у женщин (67,47 ± 14,42 и 64, 97 ± 10,63 у мужчин) и свидетельствует о большей эмоциональной неустойчивости женщин.

Шкала 9 (социальная интроверсия) также выше у женщин (59,09 ± 7,44), чем у мужчин (55,83 ± 8,49). Чем выше балл, тем больше обращенность в мир субъективных переживаний и меньше обращенность в мир реального окружения.

Высокие показатели по 8-й шкале у женщин (70,29 ± 14,29) и у мужчин (69,01 ± 11,75) свидетельствуют об ау-тичности, погруженности в свои проблемы как мужчин, так и у женщин. Сочетание с высокой 6-й шкалой ММР1 у женщин (70,33 ± 11,17) и у мужчин (61,46 ± 9,64) при ведущей второй и первой шкалах свидетельствует об ау-тичном, аффективно-насыщенном переживании своего дефекта как мужчинами, так и женщинами. 2-я шкала (депрессии): у женщин 73,86 ± 13,39 и 74,77 ± 12,11 у мужчин; и 1-я шкала (ипохондрии): 72,14 ± 13,96 у женщин и 72,25 ± 14,82 у мужчин.

Мужской профиль ММР1, закодированный по G. Welsh - 21" 83764-590/LFK /;

Женский профиль, закодированный по G. Welsh - 2168" 374-509/FLK/.

Показатели шкалы Спилбергера- Ханина у мужчин и женщин сходные и достаточно высокие. Реактивная тревожность: у женщин - 50,76 ± 5,02 и у мужчин - 50,43 ± 6,11; личностная тревожность: у женщин - 48,52 ± 4,52 у мужчин - 48,62 ± 5,54. Наблюдается доминирование реактивной тревожности.

У женщин значимо выше показатели тревоги по шкале Тейлора: 19,71 ± 6,94 и у мужчин 15,38 ± 6,62 (табл. 1).

Таким образом, у женщин по сравнению с мужчинами значимо больше выражено внутреннее напряжение, подозрительность, склонность к формированию сверхценных идей и тревожность. У женщин также более высокие показатели импульсивности, эмоциональная неустойчивость и погруженность в субъективные переживания.

При сравнении показателей больных с правополушарной и левополушарной локализациями очага поражения у пра-вополушарных больных несколько выше показатели качества жизни, хотя и не значимо, что обусловлено в большей степени сохранной функцией ведущей правой руки (3,14 и 3,09) (табл. 2). По отношению к болезни (3,41 и 3,22) и к лечению (2,62 и 2,53) у правополушар-ных больных в среднем по группе несколько выше показатели, чем у левопо-лушарных больных, хотя и не значимо. Это отражает несколько большую переоценку тяжести состояния у правополу-шарных больных. По шкалам самообслуживания балл по шкале Бартеля выше у левополушарных больных (82,98 и 83,64), что свидетельствует об их большей функциональной адаптивности. По шкале ФИМ (в которой включен показатель общения) выше балл у правополу-шарных больных (92,71 и 91,14) с сохранной речевой функцией.

Сравнительный анализ показателей личности женщин (21) и мужчин (81) с последствиями инсульта

Название признака Женщины (21) Мужчины (81) Т Р

Качество жизни 3,21 ± 0,41 3,09 ± 0,38 0,28 0,779

Отношение к болезни 3,38 ± 0,56 3,36 ± 0,53 0,148 0,882

Отношение к лечению 2,52 ± 0,72 2,58 ± 0,69 -0,329 0,743

Шкала Бартеля 85,24 ± 5,73 82,84 ± 6,31 1,78 0,078

Шкала ФИМ 94,57 ± 5,01 91,14 ± 5,13 2,739 0,0073**

Реактивная тревожность 50,76 ± 5,02 50,43 ± 6,11 0,228 0,821

Личностная тревожность 48,52 ± 4,52 48,62 ± 5,54 -0,081 0,935

Шкала неискренности ММР1 (Ь) 58,62 ± 11,48 59,57 ± 9,91 -0,378 0,706

Шкала достоверности ММР1 (Б) 58,91 ± 12,17 52,68 ± 11,67 2,159 0,033*

Шкала коррекции ММР1 (К) 50,67 ± 9,76 50,43 ± 9,54 0,099 0,92

Шкала ипохондрии ММР1 № (1) 72,14 ± 13,96 72,25 ± 14,82 -0,029 0,976

Шкала депрессии ММР1 Б (2) 73,86 ± 13,39 74,77 ± 12,11 -0,299 0,765

Шкала истерии ММР1 Ну (3) 67,47 ± 14,42 64,97 ± 10,63 0,889 0,375

Шкала психопатии ММР1 Pd (4) 66,09 ± 12,65 61,76 ± 11,14 1,543 0,125

Шкала мужественности-женственности ММР1 МГ (5) 59,95 ± 12,41 58,85 ± 8,13 0,491 0,624

Шкала паранойи ММР1 Ра (6) 70,33 ± 11,17 61,46 ± 9,64 3,638 0,0004***

Шкала психастении ММР1 Р1 (7) 66,91 ± 13,35 62,36 ± 11,29 1,582 0,116

Шкала шизофрении ММР1 Бе (8) 70,29 ± 14,29 69,01 ± 11,75 0,426 0,671

Шкала гипомании ММР1 Ма (9) 57,14 ± 10,48 57,91 ± 10,16 -0,302 0,763

Шкала социальной интроверсии ММР1 (0) 59,09 ± 7,44 55,83 ± 8,49 1,608 0,111

Шкала Тейлора (ат) 19,71 ± 6,94 15,38 ± 6,62 2,64 0,009**

Примечание. Знаком «*» отмечена достоверность различийр < 0,05; знаком «**» - достоверность р < 0,01; знаком «***» - достоверностьр <0,001.

При сравнении личностных особенностей больных с левополушарной локализацией очага поражения и право-полушарной локализацией очага наблюдается следующая картина. У больных с очагом поражения в правом полушарии (п = 44) отмечаются более высокие показатели по шкале ипохондрии ММР1 (75,23 ± 15,17), чем у больных с левополушарной локализацией (п = 58) (69,95 ± 13,82), хотя и не значимо (табл. 2). У больных с локализацией очага поражения в правом полушарии выше и показатели по 8-й

шкале (70,09 ± 13,45), чем у больных с левополушарной локализацией очага поражения (68,64 ± 11,35), в то время как показатели по шкале 2 (депрессии) одинаково высоки у правополушарных (75,05 ± 12,57) и у левополушарных больных (74,22 ± 12,23) (код, зашифрованный по G. Welsh, у правополушарных больных 128" 36745-90/ LF/K: у левополушарных - 2" 183746-590/ LFK/. У правополушарных больных также более высокие показатели по шкале тревоги Тейлора, хотя и не значимо (17,34 ± ± 6,72 и 15,47 ± 6,95).

Сравнительный анализ показателей личности больных с левополушарной (58) и правополушарной (44) локализацией очага поражения

Название признака Правополу-шарные (44) Левополу-шарные (58) Т Р

Качество жизни 3,14 ± 0,37 3,09 ± 0,38 0,691 0,491

Отношение к болезни 3,41 ± 0,79 3,32 ± 0,55 0,652 0,515

Отношение к лечению 2,62 ± 0,67 2,53 ± 0,69 0,662 0,509

Шкала Бартеля 82,98 ± 5,75 83,64 ± 5,81 -0,587 0,556

Шкала ФИМ 92,72 ± 5,98 91,14 ± 5,01 1,489 0,139

Реактивная тревожность 50,84 ± 5,03 50,36 ± 6,09 0,223 0,726

Личностная тревожность 48,69 ± 4,37 48,56 ± 5,52 0,061 0,931

Шкала неискренности ММР1 (Ь) 59,09 ± 11,36 59,59 ± 9. 32 -0,241 0,809

Шкала достоверности ММР1 (Б) 54,77 ± 12,36 53,34 ± 11,76 0,594 0,553

Шкала коррекции ММР1 (К) 49,32 ± 10,01 51,36 ± 9,17 -1,072 0,286

Шкала ипохондрии ММР1 № (1) 75,23 ± 15,17 69,95 ± 13,82 1,832 0,069

Шкала депрессии ММР1 Б (2) 75,05 ± 12,57 74,22 ± 12,23 0,331 0,741

Шкала истерии ММР1 Ну (3) 66,16 ± 10,98 64,47 ± 11,82 1,036 0,303

Шкала психопатии ММР1 Pd (4) 63,16 ± 12,54 62,28 ± 10,81 0,381 0,704

Шкала мужественности- женственности ММР1 МГ (5) 60,09 ± 9,11 58,31 ± 9,12 0,977 0,331

Шкала паранойи ММР1 Ра (6) 64,82 ± 10,15 62,12 ± 10,78 1,283 0,202

Шкала психастении ММР1 Р1 (7) 64,34 ± 11,03 62,51 ± 12,43 0,777 0,438

Шкала шизофрении ММР1 Бе (8) 70,09 ± 13,45 68,64 ± 11,35 0,591 0,556

Шкала гипомании ММР1 Ма (9) 58,07 ± 9,95 57,51 ± 10,42 0,278 0,781

Шкала социальной интроверсии ММР1 (0) 56,27 ± 8,36 56,67 ± 8,43 -0,238 0,812

Шкала Тейлора 17,34 ± 6. 72 15,47 ± 6,95 1,371 0,174

Примечание. Достоверных различий не выявлено.

Таким образом, у правополушарных больных отмечается более выраженная ипохондрия, переживание по поводу своей болезни и связанных с ней физических ограничений и последствий, чем у больных с локализацией очага поражения в левом полушарии. Несмотря на то, что у больных с локализацией очага поражения в правом полушарии наблюдается левосторонний гемипарез, то есть страдает функция левой, не ведущей руки.

Результаты корреляционного анализа

Корреляционная матрица позволяет выделить несколько корреляционных плеяд (г > 0,40); р <0, 01:

1-я корреляционная плеяда. Психастения - 7-я шкала ММР1 имеет наибольшее (9) количество связей с другими показателями: 1) 8-я шкала ММР1 +0,71; 2) шкала тревоги Тейлора +0,64; 3) 2-я шкала (депрессия) ММР1 +0,55; 4) 6-я шкала паранойи ММР1 +0,50; 5) 3-я шка-

ла истерии ММР1 +0,50; 6) 1-я шкала ипохондрии ММР! +0,49; 7) F-шкала ММР! +0,49; 8) 4-я шкала психопатии ММР! +0,45; 9) реактивная тревога Спил-бергера +0,45;

2-я корреляционная плеяда. Тревога (шкала тревоги Тейлора) имеет 8 связей (г > 0,40): 1) 7-я шкала (психастении) ММР! +0,61; 2) К-шкала ММР! -0,54; 3) F-шкала ММР! +0,54; 4) 2-я шкала депрессии ММР! +0,52; 5) реактивная тревожность Спилбергера +0,54; 6) 6-я шкала паранойи ММР! +0,49; 7) 4-я шкала психопатии ММР! +0,43; 8) личностная тревога Спилбергера +0,41;

3-я корреляционная плеяда. Аутич-ность переживаний (8-я шкала ММР!) имеет 8 связей (г > 0,40): 1) 7-я шкала психастении ММР! +0,71; 2) 4-я шкала психопатии ММР!- +0,61; 3) F-шкала ММР! +0,61; 4) 2-я шкала депрессии ММР! +0,48; 5) шкала тревоги Тейлора +0,46; 6) 3-я шкала истерии ММР! +0,46;

7) 1-я шкала ипохондрии ММР! + 0,45;

8) 6-я шкала паранойи ММР! +0,40;

4-я корреляционная плеяда. Депрессия (2-я шкала ММР!) имеет 7 связей (г > 0,40): 1) 3-я шкала (истерии) ММР! +0,57; 2) 1-я шкала (ипохондрии) ММР! +0,53; 3) 7-я шкала (психастении) ММР! +0,55; 4) шкала тревоги Тейлора +0,52;

5) 8-я шкала шизофрении ММР! +0,48;

6) отношение к болезни (переоценка тяжести состояния) +0,47; 7) реактивная тревожность Спилбергера +0,43.

В 1-й корреляционной плеяде - психастения - 7-я шкала ММР! (слабость, ослабленность) - наблюдается высокая положительно корреляция со шкалой 8 ММР! (аутичность переживаний). Погруженность больных в свои проблемы, трудность их осознания и переработки сочетается с депрессивной реакцией на ситуацию (2-я шкала ММР!) и усугубляется (6-я шкала ММР!) фиксированно-

стью на своих ощущениях, подозрительностью, вплоть до формирования иррациональных, паранойяльных идей.

В первые месяцы после заболевания больные делают попытки осознания причин возникновения заболевания и исследуют прежде всего внешние факторы воздействия и влияния. Среди объективных причин нередко выделяется длительный хронический стресс: болезнь родственников и уход за ними; смерть близких родственников; материальные утраты; затяжные конфликты в семье и на работе, интенсификация труда. В ряде случаев рассматривались субъективно искаженные и мистически окрашенные причины (месть врагов, завистников, обиженных). Роль таких факторов риска, как внутренняя предрасположенность к заболеванию (гипертоническая болезнь, заболевания сердца, диабет), а также влияние стиля жизни, вредных привычек (переедание, курение, алкоголь) были менее подвержены анализу больными.

2-я корреляционная плеяда - тревог а. Показатель шкалы тревоги Тейлора тесно связана со шкалой 7 ММР! - психастении (состояния бесполезности, беззащитности). О чувстве беззащитности свидетельствует и отрицательная корреляция с К-шкалой, и положительная с F-шкалой ММР! в сочетании со 2-й шкалой депрессии. По нашим клиническим наблюдениям причина тревоги на первом этапе заболевания связана с неотчетливым представлением больных о своей болезни, её причинах, перспективах излечения, о возможностях восстановления функций и контроля за своим состоянием, о лечебной и жизненной перспективе.

3-я корреляционная плеяда - аутич-ность переживаний - также имеет много связей и прежде всего с психастенией

(7-я шкала) и с 4-й шкалой (психопатии), депрессией (2-я шкала) и истерией (3-я шкала). Трудности переживания длительных соматических тягот, физических страданий и неудобств, затруднения в передвижении и в самообслуживании, быстрая утомляемость, необходимость длительных упражнений по восстановлению движений - все это приводило в ряде случаев к импульсивным разрядам, к протестному, демонстративному поведению, к отказу больных от процедур. Ощущение безысходности, возникающее при этом, усиливало депрессивный фон, отягчало его тревожной окраской. Эпизоды импульсивной разрядки в поведении больных часто были связаны с дефицитом веры в лечение, с недостаточной информированностью больного о длительном периоде восстановительного процесса, а также с неумением осознавать и принимать свои чувства и информировать о них окружающих. Алекситимия усугублялась иррациональной установкой о том, что «свою боль и переживания надо терпеть и молчать», что чаще отмечалось у мужчин. Со стороны родственников нередко наблюдался дефицит эмоциональной поддержки и сочувствия, либо чрезмерная манипулятивность больным.

4-я корреляционная плеяда - депрессия. 2-я шкала депрессии ММР1 - положительно коррелирует с 3-й шкалой истерии, 1-й шкалой ипохондрии и 7-й шкалой психастении ММР1.

Ипохондрическая фиксация на ситуации, дистанцирование себя от других наблюдались в сочетании с демонстративностью, исключительностью («у меня особая болезнь») и приводили к переоценке тяжести состояния и к чувству безысходности. В этом случае трудно формировались отношения партнерства с персоналом; у больных наблюдалась

трудность актуализации зрелого «Я» личности, направленной на совладание с болезнью.

Нередко ипохондричность и беспомощность индуцировались тревожно-депрессивным настроением родственника больного.

В процессе комплексной реабилитации в стационаре с больными проводилась когнитивная и поведенческая психотерапия, индивидуально и в группе направленная на исследование и коррекцию иррациональных установок; коррекцию внутренней картины болезни; на формирование оптимистичной лечебной и жизненной перспективы. Анализ особенностей личности больных, исследование установок по отношению к болезни, к лечению и к жизненной перспективе давали возможность подобрать целенаправленное психотерапевтическое воздействие на проблему. В случае неадекватных убеждений больных в своей беспомощности перед болезнью, порождающих депрессию и тревогу, применялось информирование и эмоциональная поддержка. Информирование больных о причинах и последствиях заболевания осуществлялось лечащим врачом-невропатологом в процессе проведения рациональной (разъяснительной) психотерапии во время бесед с больными индивидуально и в палате. В процессе проведения лечащим врачом рациональной психотерапии больные информировались также о способах и приемах, которые могут осуществлять сами больные для восстановления нарушенных функций. Больные побуждались к повторению упражнений ЛФК самостоятельно, во второй половине дня; к выполнению лечебной ходьбы; к соблюдению диеты; к регулярному приему лекарств и процедур. Проводилось разъяснение возможности предот-

вращения повторного заболевания. Эта обнадеживающая информация, полученная больными от авторитетного лица, в значительной мере способствовала формированию надежды на выздоровление и положительной лечебной перспективы.

Оказание эмоциональной поддержки, а также коррекция дисфункциональных установок больных проводилась медицинским психологом в процессе психотерапии с учетом особенностей личности больного.

В случае аутичного переживания болезни выявлялись трудности осознания и принятия своих чувств больными. Проводились занятия, направленные на развитие навыков эмоциональной идентификации и отреагирования. При депрессивных установках больного, ипо-хондричности, неверии в выздоровление индивидуально и в группе проводилась работа, направленная на повышение ресурсов взрослого «Я» самого больного.

В условиях реабилитации в стационаре наблюдалась разница в характере общения женщин и мужчин. В женских палатах темой обсуждения, как правило, являлись проблемы, связанные с болезнью и состоянием здоровья, с его изменением в связи с процедурами, с атмосферным давлением, с отношениями в палате и в меньшей степени - другие, не медицинские, темы (обсуждение биографий актеров, звезд кино и шоубизне-са). В мужских же палатах, после краткого обсуждения истории болезни вновь прибывшего соседа, содержание общения было преимущественно ориентировано не на медицинские, а на иные темы: профессиональные занятия, проблемы государственного устройства и экономики, успехи спортивных команд, особенности рыбалки.

Факт общения в палатах носит позитивный психотерапевтический характер

и является, по сути, терапией средой. Фактор терапии коллективом палаты в реабилитационном стационаре размыкает аутичную идентификацию с образом « Я - тяжело больной» и соединяет с общегрупповым коллективным образом: «Я - восстанавливающий свои силы». В коллективном образе представление о болезни, о перспективах выздоровления отражают оптимистический прогноз лечебной и жизненной перспективы терапевтической среды реабилитационного отделения. Слабое «Я - больной» через идентификацию с другими заменяется сильным «Мы - выздоравливающие» и формирует новый единоличный, оптимистичный образ «Я - выздоравливающий».

Следует отметить, что женщины более успешно, чем мужчины, перестраиваются и меняют когнитивные и поведенческие стили по отношению к себе («буду больше себя любить, буду больше отдыхать») и к другим («как хотят мои дети, так пусть и живут»), («сама виновата, слишком много на себя брала», «думала, что мне сносу не будет» и др.).

Совместное участие в группе женщин и мужчин, обсуждение установок явилось обучающим фактором как для мужчин, так и для женщин Позитивное отношение женщин к лечению, с терпением и надеждой, явилось воодушевляющим примером для мужчин, в то время как философское отношение к жизненным целям мужчин явилось важной информацией к размышлению для женщин.

Больные с правополушарной локализацией очага поражения характеризовались большей ипохондричностью, пассивностью, тревогой; иррациональными установками по поводу излечения и болезни. Коррекция неадаптивных устано-

вок проводилась индивидуально и в группе. Совместное участие в группе больных с левополушарной и правопо-лушарной локализацией очага поражения, обсуждение установок по отношению к лечению и болезни являлось обучающим фактором для правополушар-ных больных. Терпение, усердие и более активное участие в лечении левополу-шарных больных давало видимые результаты (улучшение ходьбы, увеличение амплитуды движений), укрепляло их веру в излечение и вселяло надежду в других больных.

При исследовании особенностей личности больных в восстановительном периоде инсульта выделились доминирующие реакции личности на болезнь: психастения, депрессия, аутичность переживаний и тревога. Депрессия в значительной мере снижает успешность реабилитационного процесса, как отмечают многие авторы .

По нашим наблюдениям, такие качества личности, как демонстративность, импульсивность, подозрительность и склонность к фиксированности на проблеме; пессимизм и аутичное переживание своих проблем препятствуют выработке адекватного отношения к болезни и к лечению. Ряд авторов отмечают у сосудистых больных алекситимию как затруднение в выражении своих чувств и переживаний .

Такие же качества личности, как оптимизм, готовность к принятию ответственности на себя, терпеливость, самодостаточность, по нашим наблюдениям, способствовали формированию позитивной установки на восстановительное лечение, активное участие в его процессе.

У больных с последствием инсульта в восстановительный период происходит переработка отношения к болезни. Ощущения беспомощности и беззащит-

ности, возникающие на этапе ранней реабилитации, сменяются поиском виноватых, и в том числе собственной вины, а затем и собственной ответственности за свою болезнь и за свое здоровье.

Психотерапевтическая работа была направлена на исследование и коррекцию иррациональных установок, на коррекцию внутренней картины, на формирование положительной лечебной и жизненной перспективы. Большое значение в формировании комплайенса, а также в коррекции внутренней картины болезни и в профилактике повторного инсульта имеет формирование установок больных на активное участие самого больного в лечебном процессе.

Иррациональные когнитивные и поведенческие установки личности по отношению к себе и к миру выявлялись и корригировались в процессе психотерапии индивидуально и в группе. Выявленные в процессе исследования особенности личности больных способствовали наиболее целенаправленному выбору психотерапевтической стратегии.

В результате проведенного исследования личности больных в восстановительном периоде инсульта выявлены психологические реакции на психотрав-мирующую ситуацию (внезапную тяжелую болезнь) - депрессия, психастения, аутичность переживаний, тревога. Выявлены механизмы переработки ситуации, а также особенности личности больных, препятствующие принятию адекватной роли в процессе лечения: демонстративность, импульсивность, подозрительность, замкнутость, пессимизм. На основании наблюдений выявлены качества личности, способствующие формированию позитивной установки на восстановительное лечение:

оптимизм, готовность к принятию ответственности за исход лечения на себя, терпеливость, самодостаточность. Анализ особенностей личности больных, изучение и сопоставление установок (по отношению к лечению, к заболеванию и к жизненной перспективе) способствовало выбору мишеней психологического воздействия.

Психотерапевтические мероприятия в процессе комплексной стационарной реабилитации постинсультных больных были направлены на активное включение больных в процесс восстановительного лечения, на формирование адекватной внутренней картины болезни, на формирование позитивной лечебной и жизненной перспективы.

Список литературы

1. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. М., 2001.

2. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. М., 2003.

3. Шкловский В. М. Концепция нейрореабилитации больных после инсульта // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова: Приложение. Инсульт. 2003. № В.

4. Александровский Ю. А. Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение. М., 2004.

5. Демиденко Т. Д., Ермакова Н. Г. Основы реабилитации неврологических больных. СПб.,

6. Логунов К. В. Оценка эффективности лечебных и диагностических методов. СПб., 1999.

У. Белова А. Н., Щепетова О. Н. Шкалы, тесты, опросники в медицинской реабилитации.

В. Березин Ф. Б., МирошниковМ. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.

9. Сыромятников И. В. Психодиагностика. Учебное пособие. М., 2005.

10. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб., 2002.

11. Мак Малин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001.

12. Александров А. А. Аутогенная тренировка. СПб., 2005.

13. Балунов О. А., Демиденко Т. Д., Триумфова Е. А, Коцюбинская Ю. В., Журавель В. А., Мокшанцев П. С. Психосоциальная адаптация больных, перенесших церебральный инсульт // Сб. науч. трудов СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева: Психосоциальная реабилитация и качество жизни. Т. ВУ. СПб., 2001.

14. Musselman D. L., Evans D. L., Nemeroff C. B. The relationship of depression to cardiovascular disease. Arch. General. Psychiatr. 199В.

15. Poalucci S., Antolucci G., Pratesi L. et al. Poststroke depression and its role in rehabilitation of in patients. Arch. Phys. Med. Rehabil. 1999.

16. Петрова Н. Н., Леонидова Л. А., Баранцевич Е. Р., Поляков И. А. Психические расстройства у неврологических больных // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 200б. № У.

17. Ермакова Н. Г., Володина С. Т., Петрова Н. М. Опыт применения психотерапии у больных с последствиями инсульта в раннем реабилитационном периоде // Депрессивные расстройства в общемедицинской практике. СПб., 2005.

1В. Парфенов В. А., Гураж С. В. Повторный ишемический инсульт и его профилактика у больных с артериальной гипертензией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова: Приложение. Инсульт, 2005. Вып. 14.

19. Alberts M. J. Secondary prevention of stroke and the examding role of the Neurologist. Cere-brovasc. Dis., 2002.

Инсульт — это трагическое событие, которое резко меняет к худшему жизнь самого больного и его семьи. Поэтому депрессия — это, к сожалению, обычный спутник больных, перенесших инсульт.

Некоторые изменения в поведении больного обусловлены самими поражениями мозга — это синдромы эмоциональной лабильности и снижения психической активности.

Эмоциональное состояние пациента в первые недели или даже месяцы после перенесенного удара крайне неустойчиво: он может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. Не обижайтесь на него — этот синдром эмоциональной лабильности типичен для большинства больных.

Некоторым перенесшим свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только по принуждению, могут часами лежать в постели или бездумно смотреть одну телепередачу за другой. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны во всем. И это объясняется не ленью, как иногда считают их близкие, а поражением определенных областей мозга. При обширных поражениях правого полушария наряду с нарушением движений в левой руке и ноге возникает снижение психической активности. Подобного больного следует терпеливо побуждать к действию, всеми силами стараться выработать потребность движения, ходьбы, самообслуживания. Ему надо уделять как можно больше внимания, но если больной плохо себя чувствует, не в настроении, не заставляйте его заниматься во что бы то ни стало. Наберитесь терпения, будьте к нему добры и ласковы.

Помимо физических недомоганий и других непосредственных проявлений инсульта, больной испытывает и нравственные страдания : тяжело переживает разрыв с привычным образом жизни; ощущает стыд за свое беспомощное состояние; страх оказаться обузой для родных; тревогу, что останется инвалидом навсегда; тоску от неподвижности и изоляции...

Многие больные болезненно переживают свою зависимость от окружающих. Особенно это относится к людям, которые до удара отличались самостоятельностью и свободолюбием, твердым характером, обостренным чувством собственного достоинства. Человек, привыкший всегда сам принимать решения и отвечать за свою жизнь, крайне тяжело приспосабливается к тому, что теперь он находится на попечении родных.

Все перечисленные причины могут привести к возникновению депрессии у больного. Это может выражаться в том, что человек не верит в свое выздоровление, теряет интерес к жизни, и, в частности, к восстановительным упражнениям, огорчает своих близких раздражительностью и подчас грубым, сварливым поведением. Теперь уже депрессия, вызванная болезнью, сама является препятствием для выздоровления — ведь больной не предпринимает усилий к восстановлению нарушенных функций, отталкивает помощь врачей и родственников. Получается замкнутый круг, из которого необходимо вырваться. Каким образом?

С больным надо обязательно общаться. Обездвиженному человеку требуется моральная поддержка, контакт с внешним миром. Даже если больной не разговаривает и у него поражен центр моторной речи, он обычно по-прежнему способен воспринимать устную речь — ведь центр восприятия устной речи лежит в другой зоне головного мозга

Академик А.И. Берг писал: “Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло”.

Поверьте, общение и разговор с больным не менее важны, чем лекарства. Рассказывайте ему о своей работе и о друзьях, обсуждайте детей, погоду и политику. Не забывайте говорить с больным о его состоянии, отмечать малейшие успехи. Выражайте свою любовь, свою уверенность в том, что ситуация изменится и он обязательно вернется к активной жизни.

Как общаться с больным, который не может ответить? В известном романе А.Дюма “Граф Монте-Кристо” паралитик Нуартье выражал свое согласие — закрывая глаза, отказ — миганием, а когда ему нужно было выразить какое-либо желание, он поднимал глаза к небу. Приложите усилия к тому, чтобы больной регулярно испытывал положительные эмоции: от вкусной еды, цветка на тумбочке у кровати, приятной музыки. При этом не забывайте, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Для кого-то, например, будет радостью визит внуков, встреча со старыми друзьями. А возможно, это только зря потревожит или смутит больного.

Если больной почти постоянно угрюм и раздражен, особенно важно постараться угадать и исполнить его маленькие желания.

Если ваши усилия остаются напрасными в течение длительного времени, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту, который, возможно, сочтет нужным применить для коррекции настроения пациента антидепрессанты. Отнеситесь к полученным рекомендациям серьезно — ведь психологическое состояние не менее важно для выздоровления, чем лекарства и процедуры.

Немного усилий, немного фантазии, много терпения и любви — и депрессия должна будет отступить.

Родственникам больного тоже нужна психологическая помощь.

Мы уже упоминали о том, что инсульт резко меняет жизнь не только больного, но и его домочадцев. Они переживают случившееся не меньше, а часто и больше самого пациента. На плечи родственников внезапно обрушивается огромная дополнительная нагрузка: в первый месяц они разрываются между домом, службой и посещениями больницы, затем, после выписки, начинается освоение нелегкой работы ухода за лежачим больным.

Если восстановление нарушенных функций у пациента затягивается, долго не возвращаются свобода движений, память, речь, навыки самообслуживания, то у родственников больного накапливается хроническая усталость и эмоциональная, и физическая, и так называемая «усталость от ответственности». Как и сам пациент, ухаживающий за ним член семьи переживает гнетущее чувство тревоги, а порой его тоже покидает надежда на возвращение к прежней жизни, которая теперь, издалека, кажется благополучной и беззаботной...

Существует множество правил и приемов, которые помогут вам бороться со стрессом и усталостью. Вот некоторые из них:

“Загнанных лошадей пристреливают”. Если вы почти на пределе, остановитесь и отдохните. Этим простым правилом многие, как ни странно, пренебрегают, не давая себе передышки до тех пор, пока усталость буквально не сваливает с ног. Между тем перерывы, перекуры, переменки и выходные значительно повышают эффективность любой деятельности.

Обращайтесь за помощью к другим людям

В том, чтобы попросить помощи в тяжелой ситуации, нет ничего позорного. Помощь бывает самой разной — соседка или подруга может посидеть с больным, пока вы отдыхаете, сходить в магазин или аптеку. Кто-то из знакомых или благотворительная организация, возможно, поможет с медикаментами или средствами по уходу за больным. Наконец, вам тоже может быть нужна. Причем, сейчас ее можно получить даже виртуально, например, на сайте psychology.ru. Попытайтесь найти или организовать «группу поддержки» для людей с похожими проблемами. Иногда бывает очень хорошо просто выговориться. Однако, в этом нужно знать меру и не привыкать беспрестанно жаловаться на жизнь всем вокруг.

Находите способы отвлечься от тягостных мыслей и повысить себе настроение

Когда травмирующая ситуация продолжается месяцами, особенно важно умение радоваться мелочам жизни. Учитесь “выключать” поток негативных размышлений. Осознавайте то хорошее, что всегда есть вокруг вас — вкус пищи, вид из окна, звуки любимой музыки и радость оттого, что очередной трудный день, наконец, завершен... Дарите себе маленькие подарки, выбирайтесь в гости — это поможет вам продержаться.

Используйте традиционные способы снятия напряжения

Среди них — пешие прогулки, разнообразные водные процедуры, занятия спортом, йогой и медитацией, точечный массаж, ароматерапия, прием успокаивающих травяных сборов и прослушивание кассет с записями для релаксации. Многих успокаивает вязание или перебирание четок. А еще полезно бывает описать на бумаге или нарисовать свой страх, обиду или усталость, при этом не важно, профессионально вы это делаете или нет. Применяйте методики самовнушения и аутотренинга

Сейчас выходит в свет множество изданий, посвященных таким методикам. Например, уже много лет пользуется неизменной популярностью книга известного психолога Владимира Леви, посвященная аутотренингу: “Искусство быть собой”. Занятия могут отнимать всего несколько минут в день (перед сном и сразу после пробуждения), но эффект вы почувствуете обязательно.

Подберите для себя комплекс витаминов, адаптогенов, общеукрепляющих и иммуностимулирующих препаратов

К вашему организму и, в частности, к нервной системе жизнь сейчас предъявляет повышенные требования. Поэтому, вам необходима дополнительная поддержка. В любой аптеке вы найдете достаточный ассортимент витаминных и общеукрепляющих средств. Выберите из них наиболее подходящие для себя.

Не теряйте оптимизма

Все методы, перечисленные выше, помогут вам только в том случае, если вы сознательно будете настраивать себя на победу. Конечно, периодически чувства безнадежности, раздражения и даже неприязни к больному могут охватывать и самого терпеливого человека, и не стоит осуждать себя за них. Важно только не оставаться в этих состояниях надолго, а упрямо возвращать себя к доброжелательности, терпению, выдержке и оптимизму.

Свежие новости

Сужение сонных артерий провоцирует гипертонию, которая во множестве случаев является основной причиной инсультов.

Ученые из Университета Рочестерского Медицинского Центра продемонстрировали имплантируемое устройство, называемое Rheos, направленное на понижение давления.

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделениях ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые люди, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (+- 25-45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е.И. Гусев и А.С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, делается актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода в лечению больных инсультом пишет Л.В. Мустафина , в том числе значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе .

Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных "кризис личности", спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что несомненно требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается прежде всего на соображениях удобства применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию "субъективной адекватности" и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного .

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень, не препятствующий для усвоения новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика "Осознание негативных мыслей", прием "Шкалирование" (С.А. Кулаков, 2003), упражнение "Уменьшение значимости предстоящего события" (по P. Shimer, S. Ferguson, 1990)) .

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировки (используются техники: аутогенная тренировка №1 "Расслабление и релаксация", №2 "Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Авторы: проф. А.А. Востриков, психотерапевт, проф. А.А. Табидзе, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия "Целебная музыка" рекомендована Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения "Место отдыха" (по М. Loscalzo,1996), "Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом" , которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнением "Дыхание против боли" (по М.Е. Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания "Краски моей души". На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: "Я и мой мир", "Мои отношения с окружающими (моя семья)", "Я и болезнь", "Моя мечта", "Природа", "Чувства и настроение" и многое другое.

Психолог также использует упражнения "Мой портрет в лучах солнца", которое помогает в развитии коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение "Дерево чувств" способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их .

Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых людей по рекомендациям М.А. Краевой, Т.О. Тарасовой, Е.А. Чижовой , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа "Жизнь после инсульта". Это занятие лекционного характера по темам: "Механизм развития инсульта", "Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему", "Особенности реабилитации при инсульте", "Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии".

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации (часть 1):

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт это не грипп - восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется брать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения на депрессивное состояние, если возникли проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации (часть 2):

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратится на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдениям в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2008.108 (12): С. 27-31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009: С. 205-230.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. — М.: Медицина, 2001: С. 326.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003: С. 176.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов / - Омск, 2011: С. 76.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской - СПб.: Речь, 2003: С. 62.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3: С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008: С. 22.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008: С. 128.

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского (СГМУ, СМИ)

Уровень образования - Специалист

Дополнительное образование:

«Неотложная кардиология»

1990 - Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова


Процесс реабилитации после пережитого инсульта наравне с соматическими осложнениями затрудняется расстройством когнитивных функций, патологическими эмоциональными реакциями больного на последствия болезни. По этой причине возникает необходимость психологической адаптации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Полноценная психологическая реабилитация пациентов после инсульта состоит из нескольких направлений.

Интраперсональная коррекция

Осложнения после инсульта приводят к деформации психических процессов и патологическим изменениям личности больного.

Постинсультная депрессия

Депрессивные состояния не могут быть однозначно объяснены лишь одним сосудистым поражением головного мозга. На раннем этапе восстановления возникает неприятие человеком своего нового физического и психического облика. У больного формируется острое чувство стыда из-за возникшей беспомощности и вынужденной зависимости от окружающих, возникает страх возможной инвалидности, падает самооценка. Обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других - вспышки раздражительности, злобы.

Осознавая длительность и сложность лечения, пациенты зачастую переоценивают тяжесть своего состояния и теряют веру в свою способность выздороветь. В результате падает мотивация на включение в реабилитационный процесс. Вследствие возникшей депрессии больные не только прекращают прикладывать личные усилия ради выздоровления, но также отвергают помощь врачей и близких.

Психологическая помощь

После инсульта показана психологическая коррекция с использованием методов гуманистической психотерапии. Необходимо добиться от пациента принятия своего положения, взятия ответственности за восстановление своего здоровья, сформировать приверженность к лечению. Принятие самого себя происходит благодаря принятию больного в новом состоянии его микросоциумом: психологом, родственниками, друзьями, медицинским персоналом, участниками реабилитационной группы.

Групповые занятия (арт-терапия, видеотерапия) способствуют не только восстановлению тактильной чувствительности и моторики, но и способствуют эмоциональному подъему и удовлетворению потребности в общении.

Применение методов телесно-ориентированной психотерапии, специальные дыхательные упражнения на релаксацию способствуют снятию мышечного напряжения, восстановлению координации движений и налаживанию контакта со своим телом.

Медикаментозная терапия

К сожалению, депрессия после инсульта развивается также в результате некоторых препаратов (кортикостероидов, транквилизаторов, барбитуратов, сердечных гликозидов), назначаемых в целях телесного восстановления. В случае постоянного угнетенного психического состояния больного требуется коррекция курса медикаментозной терапии, подбор антидепрессантов. Пожилым пациентам назначают Эсциталопрам. При умеренном угнетении психоэмоционального состояния и для профилактики депрессивного расстройства рекомендует прием Тазодона, Пароксетина, Флуоксетина, Малнаципрана.



Сосудистая деменция

Установлено, что инсульт левого полушария или несколько микроинсультов увеличивают в разы риск возникновения деменции. Клинические проявления сосудистой деменции весьма разнообразны и определяются локализацией поражения. Чаще всего заболевание диагностируется у пожилых пациентов и характеризуется снижением памяти и нарастанием слабоумия. Психологическая помощь людям с деменцией - это занятия по арт-терапии, музыкальной терапии, направленные на улучшение памяти, поддержание интеллектуальной активности. Показаны занятия в группе для развития коммуникативного потенциала.

Постинсультный психоз

После инсульта нередко происходит регресс психической деятельности пострадавшего. Многие функции психики временно утрачиваются, возникает неадекватное поведение. Отмечается чрезмерное эмоциональное возбуждение, непосредственность, спонтанность или же, наоборот, лживость, подозрительность, агрессивность, навязчивые идеи. Чаще всего агрессия наблюдается у пожилых пациентов. К подобным изменениям ближайший круг родственников и друзей пациента оказывается не готов. Опасность такого состояния в том, что пациент может причинить вред себе и окружающим.

Психоз, преимущественно в виде галлюцинаций и бреда (чаще отмечается бред ревности, ущерба, отравления, воздействия), остается редким осложнением инсульта. Развивается в результате повреждения определенных участков мозга. Может проявиться сразу после ишемической атаки при образовании патологического очага в левом полушарии или даже спустя год и более, если очаг справа. У людей, с уже имеющимися психическими расстройствами в анамнезе или предрасположенностью к ним, вероятность развития психоза после инсульта в несколько раз повышается.

На ранней стадии сосудистого психоза состояние можно контролировать с помощью лекарств (атипичных нейролептиков, антиконвульсантов). Главное - своевременно обнаружить изменение личности близкого человека и обратиться за помощью к врачу (неврологу, психиатру). Он сможет оценить тяжесть состояния больного и объем требуемой медицинской помощи.

Интерперсональная коррекция

В результате заболевания больной переживает утрату прежних социальных ролей и изменение характера взаимоотношений с окружающими. Поэтому особой целевой аудиторией работы психолога являются также родственники больного, которым нужно помочь выстроить с ним правильные взаимоотношения, помочь понять его состояние, разобраться с собственными переживаниями.

Формирование новых жизненных ценностей и смысла жизни

У многих пациентов осложнения после инсульта провоцируют снижение или полную утрату работоспособности. Возникает необходимость преждевременного завершения трудовой деятельности или ее продолжения в измененных условиях. Невозможность реализации профессиональных навыков, потеря прежнего социального статуса, кризис самоидентичности нередко приводят к фрустрации. Поэтому пациентам необходима помощь в приспособлении к фатальным

Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх