Тема: "Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек". Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

Конспект занятия образовательной области по декоративной лепке

Группа: старшая

Тема: Декоративная лепка козлика по мотивам дымковской игрушки.

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

Задачи:

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;

2.Развивать чувство формы, пропорций, ритма;

3.Воспитывать интерес к традициям родной культуры.

Материалы и оборудование для занятия:

для воспитателя: образец игрушки, пластилин, стека, доска для лепки;

для детей: доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Ход НОД:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел козлик. Какой он?

- Козлик, козлик круторогий, У него характер строгий. На ногах его штанишки, Полюбуйтесь ребятишки!

- А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться?

Отвечают на вопросы:

Красивый козлик.

Хотим познакомиться.

2. Беседа о дымковской игрушке – козлике (3-4 мин.)

Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они?

Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики – это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка!

И грушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его.

Что есть у козлика?

А какого цвета у него уши?

Какого цвета хвост и копыта?

Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит?

Какие цвета в узоре на козлике?

Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо!

Дети говорят хором:

Дымковская игрушка.

Дети отвечают:

У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога.

Узор состоит из кругов.

3. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)

Пластилин в руки возьмем,

И получше разомнем.

На кусочки все разделим,
Козлика лепить начнем:

Мы скатаем голову,

Ноги – раскатаем.
Штанишки словно колокол,

Их соединяем.

Выполняют движения за воспитателем:

(сжимают и разжимают пальчики)

(показывают, как отрывают кусочки)

(движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями)

(движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней)

(соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)

4. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5-6 мин.)

Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его.

После того, как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка – цилиндр (или столбик).

Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика).

А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика.

Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги.

Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо - это будут ноги козлика.

На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, желтого.

Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги - шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку.

Затем возьмите немного черного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику.

Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его.

Сгибают и вытягивают шею и голову козлика.

Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика.

Вытягивают на голове козлика рога и бороду.

Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика.

Делают из черного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.

5. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)

Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане, Заинька - в кафтане, А всех их пригоже - Корова в рогоже.

Выполняют движения за воспитателем.

На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших пальцев.

Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.

6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7-8 мин.)

Дети лепят игрушку из пластилина.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2-3 мин.)

С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?

Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.

Какие красивые игрушки у вас получились!

Кому понравилось лепить козлика?

Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились!

Дети отвечают:

Дымковская игрушка.

Дети рассматривают слепленные игрушки.

Конспект НОД в средней группе ДОУ по теме
«Дымковский козлик»

Тема: «Дымковский козлик»
Программные задачи:

Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить выделять элементы узора

Использовать нетрадиционный прием изображения - «тычок»

Учить украшать силуэт, знакомыми элементами дымковской росписи,

ритмично чередуя их.

Развивать чувство формы и ритма

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, уважение к труду

русских мастеров.

Словарная работа: дымковская игрушка, тычок, роспись, узор.

Оборудование:

а) демонстрационный: Выставка дымковских игрушек, образец воспитателя
б) раздаточный: силуэт козлика, подставка под кисточку, кисть, гуашь,
ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.

Предшествующая работа: Беседа «Нарядная дымка», рассматривание дымковских изделий, дидактическая игра «Нарядный платочек для барышни».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки,

    Ребята посмотрите, какие красивые игрушки пришли к нам сегодня в гости.

    Какие игрушки вы видите? (барышня, индюк, лошадка)

Есть в России уголок, Курицами, индюками.

Где из труб идет дымок. Барашками игривыми.

Оттого-то деревенька Конями златогривыми,

Дымково зовется. Веселит, ласкает взор

Кто хоть раз попал туда - Пестрый, радужный узор:

Не забудет никогда, Клетки, кольца, завиточки.

Вспомнит - улыбнется. Змейки, ленточки и точки,

Знаменита деревушка Просто загляденье -

Яркой глиняной игрушкой: Всем на удивленье!

Игрушки нарядные, веселые, с разноцветным узором. Делают такие
игрушки в деревне Дымково, поэтому игрушки назвали дымковскими.
Лепят их из глины и расписывают нарядным узором народные умельцы. -
Как называются эти игрушки? (дымковские)

Воспитатель обращает внимание детей на силуэт козлика без узора:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел козлик со своими друзьями, но они
почему-то очень грустные.
- Как вы думаете, почему? (у них нет узора)
- Да, ребята, козлики потеряли свой узор, и поэтому загрустили,
- Ребята, как мы можем развеселить наших козликов? (нарисовать узор)
- Давайте поможем козликам и каждому нарисуем красивый для него узор.
- Посмотрите, как мы будем это делать.
- Наших козликов мы будем украшать кружками и точками, чередуя их. Но рисовать мы будем их не кисточкой, а ватной палочкой. Вот так. (показ воспитателя).
-Узор наш чередуется. Сначала мы будем рисовать тычком кружочки красной краской, оставляя место между ними для точек. Затем синей краской
с помощью ватной палочки мы будем рисовать точки между кружочками,
(показ воспитателя)
Воспитатель предлагает детям показать у доски, как они будут рисовать узор (показ детей на доске)

Закрепление приемов рисования:
-
Прежде чем начать работать, давайте с вами вспомним, чем мы будем
рисовать кружочки? Какой краской?
- С помощью чего мы нарисуем точки? Какой краской?
- Как мы расположим кружочки и точки? (поочередно)

Физкультминутка
На траве сидит козленок (присели)

«МЕ-МЕ-МЕ!» - кричит козленок

Ножки у него кривые, (ходьба на месте на внешней стороне стопы)

Рожки у него тупые, (ручками изобразили рожки)

Он мне молока не дал, (развести руки в стороны)

Он не жаден, просто мал.

Самостоятельная деятельность детей
Анализ детских работ, итог:

Ребята посмотрите какие красивые, нарядные, и веселые козлики у вас получились. Мы с вами хорошо потрудились, вы молодцы. Занятие окончено.

Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

-обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.

-развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

-воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».

Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по росписи козлика «Роспись дымковского козлика!

Тема: «Роспись дымковского козлика».

Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

Обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.

Развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

Воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».

Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.

Ход деятельности

Дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель: (предлагает детям взяться за руки и повторять слова.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Слышат стук в дверь.

Воспитатель: Кто это к нам пришел?

Дети: Это почтальон (он передает посылку).

Воспитатель: От кого же она? От дымковских мастеров (читает на посылке)

Воспитатель: Кто такие дымковские мастера?

Дети: Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что лежит в посылке. Письмо, (читает). «Здравствуйте дети, пишут вам народные умельцы из села Дымково. Мы с давних времен в нашем селе делаем красивые и веселые глиняные игрушки, затем расписываем их яркими красками. Село наше получило название «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки высоко в небо поднимался дым. Мы бы и дальше продолжали свое любимое дело и радовали людей нашими игрушками, если бы не случилось несчастье: злая волшебница Безцветица украла все наши краски, и мы остались без работы. Теперь нечем стало расписывать дымковских козликов. И мы очень вас просим нам помочь. Все, что смогли спасти от злой волшебницы, прислали вам и просим завершить работу и расколдовать козликов от заклятья волшебника».

Воспитатель: Дети, где же спрятались эти заколдованные козлики. Посмотрите, а вот и один из них (показ). Очень грустный наш козлик, наверное, потому что он весь белый и ничего в нем нет необычного. Но у нас в группе уже живет настоящий дымковский козлик, обратите внимания на него. Он такой красивый, веселый, яркий.

Воспитатель: Какими элементами художник украсил козлика?

Дети: Круги (маленькие и большие), овалы, линии.

Воспитатель: Верно, кругами, овалами, точками, линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор.

Воспитатель: Предлагаю вам помочь нашему заколдованному козлику, нанесем на него узор. В письме мастера нам подсказывают, что надо брать самые яркие краски, чтобы они лучше были видны, наносить их нужно на белый фон козлика.

Воспитатель: Попробуем вместе расколдовать козлика, а помогут нам в этом яркие краски (воспитатель и дети показывают на магнитной доске несколько узоров на козлике). Какой он стал нарядный, теперь нам осталось расписать его друзей и отослать обратно мастерам, для того чтобы злая волшебница Безцветица больше не приходила в их деревню и не мешала работе народных умельцев.

Воспитатель: Поможем им?

Дети: Да

Практическая часть:

Воспитатель: (предлагает сесть удобно и можно начинать работу) под сопровождения русской хороводной в исполнении оркестра Андреева дети приступают к работе.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, при необходимости помогает при затруднениях в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Самоанализ работ:

Подводя итог, воспитатель предлагает козликов прикрепить на доску, рассмотреть их и ответить на вопросы:

  1. Какая работа вам больше всего понравилась?
  2. Почему?
  3. Как вы думаете вам удалось справиться с поставленной задачей?
  4. Мы можем отправлять ваших козликов мастерам в Дымково?

Воспитатель: Молодцы ребята, большое вам спасибо, я думаю, что ваши работы обязательно понравятся мастерам, сегодня мы их аккуратно запечатаем в посылку, ну а завтра я схожу на почту, и отправлю этих расписных козликов в «Дымково».

До свидание!


Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.

Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей:

Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.

Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.

2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:

«Стоит на стройных ножках-

Вся краса в рожках» (олень)

«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)

«Что за конь! Только тронь-

С всадником вместе ускачет верст за двести»

Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.

3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».

4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).

5. Итог. С какими игрушками познакомились?

Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?

Какими получились ваши игрушки?

Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.

Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОБОДА ДЫМКОВО

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.

козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.

лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...

Нина Минченко

Я рада представить свою последнюю работу- лепка из пластилина дымковских игрушек. Давно хотелось сделать и вот итог.

Цель: пополнения уголка изобразительной деятельности для знакомства детей с дымковской игрушкой; формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях.

Лепка из пластилина дымковских игрушек (баран, козлик, лошадка).

Прежде чем начать лепить барашка, рассмотрим, из каких он частей состоит.

Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, рожки.

Лепим самую большую часть игрушки – туловище

1. Скатать шар.

2. Затем, шар, слегка прижимая между ладоней, продольными движениями раскатываем в толстый валик.

Лепим голову и шею из одного куска.

1. Кусок пластилина, продольными движениями, раскатываем между ладонями

2. Затем, слегка прижимая один край, раскатать.

3. Загнуть край в тонкой части валика – это часть и будет голова барашка

Лепим ноги.

1. Раскатать кусок пластилина (продольными движениями) в длинный валик

2. Разделить валик пополам - затем каждую половинку еще пополам. (У каждой ноги для более удобного крепления срез под наклоном). В работе с детьми можно использовать и другую схему лепки. Тогда туловище (оно будет длиннее) с обоих концов надрезают вдоль. Валик загибают дугой, а из надрезанных концов формируют ноги.

Лепим уши и хвостик

1. Скатать 2 одинаковых маленьких шарика.

2. Пальцами сплющить.

3. Нижний край блинчика соединить.

4. Хвостик у барашка -короткий –для этого достаточно раскатать короткий валик и заострить конец валика

Лепим рожки. У этого барашка рожки большие

1. Раскатать два длинных валика (не тонких, чтобы держали форму). Валики с одного конца сделать тоньше.


Соединяем части игрушки.



1. Примазываем ноги к туловищу

2. К голове примазываем рожки

3. Не забываем про уши, челку, хвост для барашка

4. Аккуратно примазать шею к туловищу.

Барашек готов.


По такой же схеме я слепила козлика и лошадку.



Замем вылепленные фигурки загрунтовала на несколько раз белой водоэмульсионной краской. Расписывала гуашью.












Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о проведении занятия по лепке из пластилина. Наши дети очень любят лепить.

Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка. Лепка является одним из любимых видов.

Лепка из пластилина в подготовительной группе Конспект занятия по лепке будильника из пластилина в подготовительной группе. Цель: тактильно закрепить знания о форме и особенностях будильника.

Готовим соленое тесто: Мука - 300 г (2 чашки) Соль - 300 г (1 чашка) Вода - 200 г (200 мл) Мука: белая пшеничная мука высшего сорта. Соль:.

Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх