Что нужно делать развить память. Правила и способы развития памяти

Слышали ли Вы когда-нибудь знаменитую фразу Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром» ? В наш век, чтобы добиться успеха, нужно удерживать в голове невероятно огромное количество данных: имена, номера телефонов, адреса, явки, пароли…

Конечно, для удобства можно завести блокнот или ежедневник, но порою жизнь настолько динамична, что воспользоваться записями не представляется возможным. Что же делать? Конечно, воспользоваться памятью! А как ее развить и натренировать, чтобы в нужный момент она не подвела, мы сейчас тебе расскажем.

Развитие памяти

  1. Попробуй чистить зубы левой рукой, если ты правша, и правой рукой, если ты левша. Таким образом ты тренируешь оба полушария, развиваешь скорость мышления и память.
  2. Когда ходишь в магазин, приучи себя держать список покупок в голове, а не на листочке бумаги. В противном случае к 60 годам тебе будет не по силам вообще выйти за покупками.
  3. Если любишь смотреть фильмы, такое упражнение покажется тебе детской забавой: после каждого просмотра прокрути фильм в памяти от начала до конца. Это займет не более 20 секунд, но польза просто колоссальная!
  4. Каждый день читай развивающую литературу. В идеале, 1 книгу в неделю. Получится, что ты осилишь 52 книги за год и 520 книг за 10 лет!
  5. Если тебе реально нужно развить суперпамять – учи хотя бы часть стихотворения каждый день. Схема та же, что и с книгами: 1 стих в неделю, 52 стиха в год, 520 стихов за 10 лет. Впечатляет, правда?
  6. Не забывай правильно и полноценно питаться! Грецкие орехи, мёд, морская капуста (ламинария), рыба – все эти продукты не только помогают улучшить память, но и укрепляют твое здоровье.
  7. Если ты до сих пор куришь, избавляйся от этой вредной привычки.
  8. Влюбись! В крови вырабатывается оксид азота, который восстанавливает поврежденные сосуды и стимулирует мозговую деятельность.
  9. Чаще бывай на свежем воздухе. Чем больше кислорода поступает в кровь, тем лучше становится память.
  10. Двигайся! Помни: жизнь – это движение. Если у тебя есть лишний вес, самое время от него избавиться.

Порою, наша память действует довольно причудливо – мы помним всякие ненужные мелочи, однако не в силах в необходимый момент вспомнить важную информацию. Оказывается, память вполне можно развить, выполняя некоторые довольно несложные тренировки. Существует несколько видов памяти, рассмотрим их подробнее.Эйдетическая память (зрительная, визуальная) Происходит от слова «эйдос» - на древнегреческом это значит «вид», «облик», «образ». В основном такой памятью называют зрительную, также именуя ее еще и фотографической. Люди, которым присущ этот вид памяти, лучше всего запоминают именно образы – они способны воспроизвести их в своих мыслях практически в любой момент, если даже созерцали объект совсем непродолжительный период. Итак, основу такой памяти обычно составляет именно картинка, но к ней могут присоединиться и прочие виды памяти.Слуховая память Обладатели отличной слуховой памяти, хорошо запоминают различные звуки – речевые, музыкальные и так далее. Как правило, особо развита такая память у филологов, музыкантов, акустиков. Характеризуется тем, что ее обладатель точно и довольно быстро способен уловить суть услышанного текста, запомнить его детали. Кроме того, смысл услышанного он может передать собственными словами, и при этом весьма точно.Моторная память Также называется двигательной. Проявляется в возможности запоминать и впоследствии точно воспроизводить разнообразные двигательные операции. Это сожжет быть езда на велосипеде, набор определенного номера, плавание и многое другой. Является основой для множества трудовых навыков и двигательных актов.Долговременная и кратковременная память:

    Долговременная. Память, при которой сохраняется информация в течении почти неограниченного периода времени. События, зафиксированные этой памятью, могут воспроизводится в мыслях человека многократно, без какой –либо потери. Обладатель такой памяти в любой необходимый момент может вспомнить, то, что некогда было запомнено. Хотя стоит отметить, что иногда для этого необходимы некоторые усилия воли.Кратковременная. При этом виде памяти информация хранится в течении весьма короткого периода. При этом сохранен не полный, а только общий образ воспринятого, наиболее значимые моменты. Функционирует без предварительной установки на запоминание. Имеет связь с так званным актуальным сознанием. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает лишь та информация, которая осознается, имеет отношение к текущим интересам и нуждам человека.

Как развить фотографическую память - пошаговый план действий

1) Попробуйте проделать довольно несложное упражнение, которое поможет вам улучшить зрительную память. Итак, бросьте на поверхность столп 5-6 спичек, и потратьте пару секунд на то, дабы запомнить их расположение. Затем отвернитесь и попытайтесь с помощью аналогичного числа спичек воспроизвести увиденную картину на иной поверхности. Если упражнение дается с трудом, то еще на секунду посмотрите на спичке, воссоздав образ более точно. Постепенно у вас все будет получаться. Когда вы поймете, что описанное действие дается вам легко, то увеличивайте количество спичек.2) Тренируйте фотографическую память не только дома, но и на улице, в повседневной жизни. Оглядывайтесь вокруг и быстро запоминайте то, что в настоящее время вас окружает. Вы можете выбрать отдельный предмет (лавочку, дерево, афишу) или панораму в общем. После этого закройте глаза или же просто отведите взгляд, пытаясь вспомнить в деталях то, что только что увидели. Сделайте это определенного рода игрой, и вы сами не заметите, как достигните существенного прогресса в развитии фотографической памяти.

Способы, чтобы натренировать хорошую слуховую память

1) Для этой методики вам необходимо иметь наготове любое музыкальное устройство. Начните прослушивать знакомую вам песню, после этого поставьте на паузу и продолжите воспроизводить композицию «у себя в голове». Желательно это упражнение проводить ежедневно.2) Попросите кого-нибудь назвать четыре цифры. Например: 9, 15, 6, 3. Теперь вам необходимо повторить эти числа в обратном порядке. Это оказалось совсем несложно? Значит, проделайте то же самое с пятью или шестью цифрами. Это простое упражнение вы можете выполнять в дороге, например, с детьми или за домашними хлопотами с кем-то из членов семьи. Это не только поможет держать в тонусе слуховую память, но и будет благоприятно сказываться на внимательности.3) Если вы хотите тренировать слуховую память у ребенка, то просите его повторять простые короткие стишки. Лучше всего память развивается при ее постоянном стимулировании – тренировки стоит повторять на регулярной основе.

Тренировка памяти и внимания у взрослых - специальные упражнения

Техники для развития концентрации внимания и мышления

    Начните обратный отсчет от ста до единицы. Не давайте сознанию перепрыгивать на прочие мысли: на часы, шум авто за окном и так далее. Думайте только о числах. Если же вы поняли, что все же немного отвлеклись, то начинайте отсчет заново.Концентрация на слове. Особо не задумываясь, придумайте любое словосочетание, и теперь полностью сосредоточьтесь только на нем на минуту-две. Важно повторять это словосочетания про себя, не анализируя, что именно оно значит, и по какой причине оно вами выбрано. Похожее упражнение уже упоминалось. Речь снова идет об обратном отсчете, но теперь через три или четыре, например. Считайте так от ста до единицы. Например: 100, 96, 92 и так далее. Обойдитесь без подсказок в виде написания чисел на листке бумаги, загибания пальцев и прочих.Попробуйте полностью сконцентрироваться на неком предмете. Выбирайте тот, который хорошо знаком вам. Пусть это будет, к примеру, чашка или ручка. Внимательно изучите самые мелкие детали, цвет, текстуру. Во время этого занятия не отвлекайтесь на прочие мысли.Если вы сумели справиться с предыдущей задачей, то теперь попробуйте сконцентрироваться на образе предмета. Итак, закройте глаза, представляя себе предмет, который только что разглядывали. Воспроизводите его в самых мелких деталях в собственных мыслях.Проделав перечисленные упражнения, перейдите к концентрации на дыхании. Не думайте ни о чем постороннем хотя бы минуту – просто делайте вдох и выдох.

1. Вы храните в памяти какие-либо телефонные номера? а) Нет, иногда не сразу вспоминаю и свой (1 балл)б) Те, которыми постоянно пользуюсь, их несколько (2 балла)в) Помню много номеров (3 балла)

2. Вы помните, какими игрушками играли в период, когда еще не ходили в школу? а) Лишь по фото, но и в этом случае не всегда (1 балл)б) Хоть и с трудом, но могу вспомнить (2 балла)в) Помню многие из них (3 балла)

3. Бывает ли такое, что вы забываете, о чем именно хотели сказать человеку? а) Если меня сбить с мысли (1 балл)б) Если речь идет о чем-то маловажном (2 балла)в) Никогда не забываю (3 балла)

4. Бывает ли такое, что оказавшись в магазине, вы забыли за чем пришли? а) Если предстоит много покупок, то такое случается (1 балл)б) Стараюсь не допускать этого и обхожу все отделы (2 балла)в) Я всегда помню, что мне нужно купить (3 балла)

5. Вы забываете о важных мероприятиях? а) Иногда такое случается (1 балл)б) Такое бывало, но редко (2 балла)в) Нет, обычно я помню о важных встречах и мероприятиях (3 балла)

6. Помните ли вы стишки, которые учили в детстве? а) Нет (1 балл)б) Лишь пару строк (2 балла)в) Конечно, помню (3 балла)

7. Сможете ли вы сразу вспомнить, чем занимались три дня назад? а) Не сразу (1 балл)б) Да, если было что-то важное (2 балла)в) Сразу могу вспомнить (3 балла)

8. Вы помните, с кем сидели за одной партой в начальных классах? а) Это будет проблематично (1 балл)б) Не уверен, но, вроде, помню (2 балла)в) Точно помню (3 балла)

9. Вы помните о важных семейных датах и днях рождениях друзей? а) Не всегда (1 балл)б) Стараюсь сверяться со своими записями, чтобы не забыть (2 балла)в) Всегда помню (3 балла)

10. Легко ли вам запомнить дорогу к какому-то месту, если вы прошлись по ней лишь раз? а) Нет, во второй раз могу заблудиться (1 балл)б) Если хорошо подумаю, то вспомню (2 балла)в) Сразу вспомню (3 балла)Результаты: 15 баллов и меньше. Как вы и сами, видимо, догадываетесь, вашу память трудно назвать хорошей. К тому же, несомненно, вы отличаетесь рассеянным вниманием. В некоторых случаях этим даже можно умиляться, однако бывают ситуации, когда такие особенности всерьез усложняют жизнь. Может быть, все дело в том, что вы недостаточно организованы. Если все дело лишь в этом, то различные «напоминалки» и ежедневник поможет вам упорядочить свою повседневность. И все же, при таких результатах все же лучше регулярно делать упражнения для развития памяти.От 16 до 22 баллов. Можно сказать, что вы обладаете вполне обычной памятью. Иногда вы без труда вспоминаете какую-то особо нужную информацию, но бывает и так, что она, вроде, «крутится в мыслях», но вспомнить ее не удается. Зачастую это лишь дело случая. Вероятно, это происходит из-за того, что, порою, вам приходится запоминать довольно большой объем информации. Вы существенно облегчите себе жизнь, если будет использовать различные таймеры, делать записи в ежедневнике и так далее.23 балла и выше. Скорее всего, память можно назвать одной из ваших сильных сторон. Не исключено, что так сложилось с детства, или же это приобретенное качество. Как бы там ни было, иногда все же нужно давать себе отдых, определенную «разгрузку». По мнению психологов, люди, которые постоянно вынуждены запоминать большой объем информации, живут преимущественно в напряжении. Если это ваш случай, то не забывайте устраивать периодические «передышки», дни, когда можно «забыть обо всем».

Методики по улучшению и восстановлению памяти человека

Метод Айвазовского Если вы имеете представление о том, как выглядят картины Айвазовского, то вам будет несложно понять принцип работы упомянутого метода. Дабы в своих мыслях остановить движение волны и перенести его на полотно, необходима память и внимательность. Что для этого необходимо предпринять? На протяжении пяти минут пристально вглядывайтесь в объект, который хотите запомнить. Важно подмечать любые детали. После этого опустите веки и постарайтесь в своих мыслях воспроизвести образ предмета, сделав это как можно точнее. Если эту тренировку вы будете выполнять регулярно, то нужный навык выработается.Тренировать память при помощи картинок и стихов В свободные минуты устраивайте себе эффективную тренировку для мозга прямо за компьютером. В Сети можно отыскать множество развивающих и весьма коротких игр. Вы можете переворачивать картинки, угадывая пару или же пытаться воспроизвести порядок картинок, показанных на несколько секунд или минут. Также можно проделать такое упражнение, которое не только будет тренировать память, но и расширит кругозор. Рассматривайте в Сети по несколько минут знаменитые произведения известных художников, после чего на листке запишите все детали картины, Которые вам удалось запомнить.Также в тренировке памяти неплохо помогают стихи. Суть упражнения довольно проста – вам просто нужно периодически учить какие-либо стихотворения, начиная с совсем коротких и простых, переходя к более вместительным и сложным. Желательно проделывать это как можно чаще.Простые задания на запоминание на каждый день По мнению ученых, за весь период своей жизни мы тратим около года на поиски различных вещей, не запомнив сразу, куда мы их положили. Обычно это относится к ключам, документам, шарфу и так далее. Теперь, когда вы будете класть вещь, которую иногда теряете из виду в какое-либо место, представляйте во всех подробностях, как это место взрывается, куда летят осколки, что остается в итоге. Со временем, вы удивитесь, насколько хорош этот метод,

Как быстро разработать свою память, чтобы лучше запоминать

1. Метод, который способен не только улучшить память, но и неплохо развить фантазию! Наверняка, перед тем, как идти в магазин вы нередко составляете список покупок. Изучив перед выходом перечень, попробуйте придумать короткую сказочную историю, героями которой будут все ваши потенциальные покупки. Такое упражнение может быть интересно не только взрослым, но и детям. Придя в магазин, постарайтесь сделать покупки, на основе своей «сказки». Конечно же, перед уходом из супермаркета сверьтесь со списком, проверьте, насколько хорошо вы запомнили свое же произведение.2. Еще один интересный способ, который можно использовать, взяв за основу обычный список продуктов. Помните запомнить его, предварительно разделив на группы – пять продуктов из овощного отдела, три продукта из молочного отдела, два продукта из мясного отдела. Убедитесь, что группируя список, вы его запомните быстрее.3. Это упражнение можно регулярно делать перед сном. Вспомните все детали прошедшего дня, прокрутите его в голове. вспомните, что вы делали сегодня, начиная с самого утра – что ели, с кем беседовали, чем занимались и так далее. Теперь попробуйте вспомнить прошедший день от текущего момента и до пробуждения – то есть, в обратном порядке. Это может оказаться сложно, но очень эффективно для разработки памяти.4. Если вы хотите развить память, то помните, что для этого вам необходимо достаточно спать, дабы обеспечить полноценную работу мозга. При отсутствии нормального сна, память никак не сможет работать «на полную мощность». Кроме того, человеческий мозг настроен на биологический ритм, при котором день сменяется ночью, поэтому спать следует именно в темное время суток, не менее семи-восьми часов!5. Желая иметь отличную память, избегайте употребления алкоголя. Давно известно, что прием спиртных напитков способствует значительному ослаблению памяти. К слову, чем больше алкоголя вы употребляете, тем слабее фиксация вашего внимания, и, соответственно – сама память. Особенно прием спиртных напитков нежелателен, если вас ждет важная встреча, участие в конференции и так далее.6. Постарайтесь исключить из своей жизни курение, если оно имеет место быть. По мнению ученых, табак негативно действует на память, что подтвердили многочисленные исследования. Если вы задались целью улучшить память, то это замечательный повод бросить курить.

Витамины и препараты для памяти

Если вы хотите улучшить свою память, то, безусловно, не стоит пренебрегать теми вспомогательными средствами, которые могут этому способствовать. Заметим, что основными витаминами для головного мозга считаются те, которые относятся к группе В. Они благоприятнейшим образом влияют на вашу память, при этом усиливая защитную функцию мозга.В1 – оказывает существенное воздействие на способность мозга запоминать необходимую информацию. Заметим, что тиамины не переносят термическую обработку, и в связи с этим нужно обратить внимание именно на сырые продукты, содержащие В1. Какие продукты его содержат? Фундук, кедровые и грецкие орехи, семена подсолнечника, арахис, брокколи, петрушка, укроп, сухофрукты, ананасы, груши, клюква, сливочное масло.В5 , который еще называют пантотеновой кислотой – помогает в активации долговременной памяти, передавая энергию от одного нейрона к другому. Кроме этого, он помогает выработке определенного вещества, благодаря которому мозг не поддается в полной мере негативному воздействию алкоголя, никотина. Продукты, содержащие витамин: горох, печень говяжья и свиная, яблоки, говядина, рис, соя, треска, хлеб пшеничный, шампиньоны, какао, яйца.В9 (фолиевая кислота) – незаменима для развития памяти, активно способствуют качеству запоминания информации, а также скорости мышления. Присутствует в таких продуктах, как шпинат, отруби, свекла, финики, орехи, апельсины, авокадо, грибы, листья черной смородины, огурцы, кабачки, абрикосы, бананы.С. Также нельзя недооценивать значение витамина С, который отлично укрепляет внимание и память. Содержится в цитрусовых, луке, томатах, капусте, киви, красном перце, шиповнике, облепихе, картофеле.Безусловно, все перечисленные витамины, вы можете приобрести и в ампулах, практически в любой аптеке. Также существуют и витаминные комплексы, которые замечательно сказываются на памяти взрослых. Естественно, перед приемом стоит проконсультироваться с медиком. Итак, некоторые из наиболее известных комплексов: Глицин, Память Форте, Витрум Мемори, Интеллан, Фезам. 1) Если вы задумались об улучшении своей памяти, то знайте, что самое главное в этом случае, постоянно заниматься саморазвитием, практиковаться. Бездействуя, вы не сумеете достичь нужных результатов. Почаще выделяйте время на чтение разных книг и газет, логические игры. Если вам, например, нужно готовиться к экзамену, старайтесь не зубрить нужную информацию, а «вникнуть» в нее, понять. Зазубривание забирает немало времени, и в итоге все это довольно быстро улетучивается из памяти. Когда же вы начнете понимать то, что вам потом необходимо будет впоследствии рассказать, информация запомнится на более продолжительный срок.2) Вы любите смотреть фильмы? Это тоже может оказаться немалую пользу вашей памяти! После просмотра каждой киноленты прокрутите в памяти от начала и до финала. Процедура займет не более полуминуты, однако прок от этого будет весьма ощутимым.3) Это метод станет полезной тренировкой не только для ума, но и для памяти. Итак, для начал вам нужно выбрать довольно сложную книгу автора, который отличается весьма абстрактным или же сухим стилем. Приступите к прочтению нескольких предложений. После этого перечитайте каждое из них заново, и не переходите к следующей, пока не поймете суть того, что прочли. Если необходимо, воспользуйтесь помощью словаря. На следующий день снова прочтите несколько предложений, перечитав и то, с чем вы ознакомились ранее. В конце недели запишите то, что вам удалось запомнить и усвоить.

Нет интереснее материала для изучения, чем память. Это сложный психологический процесс необходимый для хранения, воспроизведения поступающей информации. Способность запоминать необходима человеку на протяжении всей жизни и участвует во всех сферах жизнедеятельности. Она развивает умственные способности, нужна для совершенствования и развития. Способность запоминать дана природой не просто так, навыки и возможности человека напрямую зависят от ее развития.

Способность присутствует у каждого живого существа, но наибольшего развития достигла только у людей. Главной ее функцией является привязка прошлого опыта к настоящему. Благодаря памяти люди понимают себя и окружающих, это психическая форма сознания, накапливающая, сохраняющая и закрепляющая необходимый материал.

Тип памяти зависит от индивидуальных особенностей человека, и может быть:

  • Кратковременной. Информация сохраняется в маленьком объеме и на короткий промежуток времени. Кратковременную память нельзя не дооценивать. Благодаря ей происходит разгрузка мозга и отсеивание лишней информации. Кратковременную память легко увеличить с помощью многократного повторения материала.
  • Долговременной. Информация хранится долго, возможно, всю жизнь. Для такого эффекта не подходит заучивание информации, используется только методика концентрации и установки связи текста с жизненным опытом.
  • Сенсорной. Сенсорная память удерживает данные об окружающем мире с помощью органов чувств. Она длится 1–2 минуты, затем быстро исчезая. Сенсорная память делится на слуховую и зрительную.

Все люди индивидуальны, как и протекающие психологические процессы. Обладать точной памятью посчастливилось не всем. Есть люди, с рождения наделенные даром запоминания сложной информации, цифр, стоит только захотеть. А есть и те, кто, каждый раз идя на работу, вспоминает закрыл ли входную дверь.

В любом случае проблемы с запоминанием можно быстро решить, для этого разработаны специальные приемы, программы, существует курс развития способности и методики. Память как мышца, ее можно развивать и укрепить, с помощью ежедневной тренировки.

Память человека состоит из трех элементов:

  • Запоминания информации. Это усвоение нового материала, передача в специальный отсек мозга и ассоциативной связи. Главная задача этого процесса заключается в привязки смысловой связи к информации. В этом сознанию помогает мышление и интеллект, которые перерабатывают и распределяют материал.
  • Хранение. Это накопление и удержание информации. Без него не возможно мышление и остальные психологические способности человека.
  • Вспоминание. Воспроизведения накопленной информации делится на произвольное и непроизвольное. С его помощью мы вспоминаем нужный материал, легко «достаем» его из глубин памяти.
  • Забывание. Забывание представляет собой проблемы развития памяти. Воспроизвести информацию тяжело из-за полного или частичного отсутствия такой способности.

Ухудшение возникает независимо от возраста и пола человека. Иногда наступает внезапно, поэтому нуждается в специальном лечении. Причины бывают разные и зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. Ухудшение памяти и снижение внимания - серьезные проблемы современного общества, требующие незамедлительного решения.

Причины забывчивости:

  • Вредные привычки. Ведение неправильного образа жизни, постоянное употребление алкоголя и курение табака вызывает нарушение работы мозга, ухудшение внимания и памяти.
  • Перегрузка организма. Перегрузка мозга, избыток информационного потока пагубно влияет на здоровье, вызывает проблемы с наблюдательностью, желание концентрировать внимание на одном предмете. Недостаточная концентрация вызывает снижение усидчивости и ухудшение памяти.
  • Кислородный голод. Достаточное количество свежего воздуха увеличивает работоспособность организма и мозга. Частые прогулки и проветривание помещение решит проблемы забывчивости.
  • Стресс. Нарушение памяти происходит из-за плохого самочувствия, беспокойства, нервного состояния и стресса. Эти негативные факторы вызывают снижение восприятия, ослабевают память. Чем чаще человек нервничает и беспокоится, тем больше появляются проблемы с запоминанием.
  • Недосып. Не высыпание, нарушение режима вызывает неполноценную работу мозга на химическом уровне. Полноценный сон и правильный режим повысит работу мозга, устранит причины забывчивости.
  • Развитие тяжелых заболеваний. Когда происходит резкое нарушение памяти это говорит о развитии серьезного заболевания, нуждающегося в лечение. Снижение уровня способности является симптомом болезни Паркинсона, Альцгеймера, склероза. Не стоит откладывать визит к врачу, вовремя поставленный диагноз облегчает лечение и способствует быстрому выздоровлению. Перед началом лечения следует разобраться, какая именно болезнь вызвала нарушение в работе мозга. Лечение недуга осуществляется с помощью физиотерапии или назначается психологическое педагогическое лечение. Во втором случае больного учат заново запоминать. В этом процессе участвуют только здоровые области мозга. Это трудоемкий процесс, состоящий из работы над созданием и выработки автоматизации в действиях.
  • Нет интереса. Если вы легко запоминаете информацию на интересную тему, можете легко вспомнить факты и числа, но как только дело касается рутины внимательность куда-то исчезает - на нарушение памяти можно не жаловаться, проблема возникает из-за недостаточного интереса. Это распространенная проблема. На запоминание скучного текста уходит много времени и сил, решить проблему можно только усилием силы воли. Также можно разработать свою технику запоминания, основанную на личном опыте.

Нарушение внимания носит индивидуальный характер и развивается по-разному. Улучшить ее получится только после устранения негативных факторов, вызвавших нарушение. Важно вовремя найти проблему, тем самым восстановив функции памяти.

Как развить память и внимание

Быстро запоминать и без труда вспоминать нужную информацию желают все. Развить память может каждый человек. Только решив проблемы запоминания и концентрации внимания, получится повысить умственные возможности. Имея хорошую память, человек улучшит повседневную жизнь, добьется успехов в работе.

  • Заучивание. Учите наизусть стихи, отрывки из любимых произведений, песни. Постоянное заучивание даст хороший результат. Для тех, кто не любит читать или нет времени, поможет аудиокнига. Слушайте в свободное время стихи или прозу, затем повторяйте наизусть.
  • Пальцевая гимнастика. Пальцевая гимнастика помогает устранить снижение памяти, улучшить концентрацию, внимание, работу мозга. Все упражнения простые, подойдут для детей. Гимнастика выполняется 1–2 минуты ежедневно.
  • Запоминание слов. Записываем на листочке 10–15 слов, внимательно перечитываем. Затем переворачиваем и пишем по памяти. Только написав все слова можно перевернуть листочек и сверить.

Развитие слуховой памяти

Слуховая память - это звуки, которые мы слышим и запоминаем. Существует три методики, способные повысить слуховую память:

  • Перед тем как лечь спать, ложимся в кровать, закрываем глаза и внимательно прислушиваемся к звукам вокруг. Их найдется достаточное количество, обращайте на каждый отдельное внимание (тиканье часов, шум за окном, скрип пола). Такого рода упражнения помогают выделять каждый звук из звукового фона, улучшая слуховую память. Делать его нужно каждый день.
  • В тихой спокойной обстановке сконцентрируйтесь, вспомните услышанные за день звуки, воспроизводя их мысленно. Затем постепенно меняем их продолжительность и тональность. Выполняйте задание каждый день, по 5 минут и результат не заставит себя ждать.
  • Хорошо помогает музыкальная слуховая методика. Выбираем песню, слушаем ее. Затем опять включаем и останавливаем на любом месте, после чего продолжаем воспроизводить мысленно. Такая методика считается полностью выполненной, когда получиться мысленно, включать и выключать музыку и без труда продолжать воспроизводить независимо от места паузы.

Развитие зрительной памяти

Эйдетическая память (она же зрительная и фотографическая) представляет собой способность к запоминанию и максимально точному воспроизведению живых образов или предметов. Эйдетическая память задействует образное мышление, помогая вспомнить детали предмета путем мысленного представления. Это увлекательный процесс, которым пользуются дети и подростки.

Многие задаются вопросом, как развить фотографическую способность запоминать проще всего, и для чего она нужна. Прекрасная зрительная память пригодится в любой ситуации, поможет сориентироваться в местности, четко запоминать лица знакомых и незнакомых людей. Эту способность легко развивать и тренировать. Существуют разные приемы и упражнения как улучшить зрительную память. Вот некоторые способы:

  • Все знают головоломку «Найди 10 отличий», которую печатают в детских журналах. В ней необходимо найти разницу в двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Такие упражнения повышают работу мозга, усиливая внимательность к деталям. Головоломка как тренажер задействует зрительную память, улучшая ее, главное делать упражнение как можно чаще.
  • Перед сном вспоминайте места, которые посетили за день. Образы вспоминаем досконально, вплоть до цвета стен и предметов на столе.
  • Выберите интересный предмет, положите перед собой и внимательно изучите. Закройте глаза, представьте его мысленно, подробно расписывая детали, изгибы, цвета. Откройте глаза, сравните предмет с мысленным описанием, отметьте себе, какую деталь вы упустили или ошиблись в описании. Упражнение сложнее, чем кажется. Делать нужно 2–3 раза в неделю.
  • Можно не останавливаться на мысленном описании, а перенести его на бумагу, по памяти нарисовав предмет. Выполнять упражнение лучше всего после предыдущего.
  • Ежедневно, во время прогулки или идя на работу, внимательно изучайте лица прохожих. Вырисовывайте мысленно их портрет, припоминая как можно больше: одежда, прическа, черты лица. С каждым днем зрительная память будет улучшаться, образы станут четче и быстрее вспоминаться.

Приложения для развития внимания и памяти

Среди самых популярных способов улучшения памяти считается книга Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти». Она содержит арифметические задачи разной сложности. Многочисленные тесты в этой области показали, что задачи на деление, умножение и сложение повышают работу мозга, развивают мышление и концентрацию внимания.

  • «Японская система развития интеллекта и памяти» содержит наиболее продуктивные упражнения и психологические приемы для любого возраста, рассчитана на 60 дней. Упражнения достаточно выполнять по 5 минут в день.
  • Альтернатива книги - аудиокнига «Тренинг развития памяти». Эта аудиокнига понравится тем, кто не любит читать и включает в себя специальные упражнения, программы и приемы, развивающие творческое мышление, точность мысли и образную память. Аудиокнига представляет собой методическое пособие, расширяющая границы сознания и работу мозга.
  • Также разработаны специальные тесты – программы и приложения для мобильных телефонов, которые решат вопрос о том, как развить зрительную память, выполнят диагностику видов и свойств. Многочисленные тесты – программы помогут улучшить способность без усилий, для этого надо решить специально подобранные задания.

Тест на определение способности запоминать исследует следующие критерии:

  • тип (кратковременную, долговременную, оперативную);
  • объем (механический, смысловой, оперативный, образный);
  • свойства (скорость, прочность);

Программы для развития ума помогают выявить нарушение работы мозга, усилить усвоение текстового, цифрового и образного материала, повысить концентрацию внимания.

Порой на лестнице стою,
Стараюсь догадаться:
Собралась подниматься я,
А может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника
Не в силах я понять:
Поставила я что-то внутрь
Или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,
Себе я ужаснулась:
Не знаю – спать ли я ложусь
Иль только что проснулась?

Это отрывок из книги Рам Дасса «Все еще здесь». Милая старушка пишет о своем склерозе. У вас, наверно, все не так критично. Да, сын постоянно забывает дневник, дочка не успевает с домашними делами, муж никогда и не знал точную дату вашего дня рождения, а жена несет сок мужу вместо ребенка. Мы можем забыть все вплоть до родного имени, но развить возможности нашей памяти не так сложно, а даже вполне реально. Но для начала МирСоветов предлагает разобраться как же устроена память и на основе чего наш мозг запоминает ту или иную информацию.

Как устроена наша память

Все мы в детстве собирали пазлы и мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но впоследствии был проведен эксперимент. Крысам удаляли по очереди разные участки мозга и, проверяли: возможно ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга не отвечает целиком за какой-то определенный вид памяти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга, то их можно сложить в одну общую картинку, как в мозаику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод был шокирующим для ученых того времени, но нам он позволяет опустить возможность развить всю память только одним способом и одновременно предлагает метод решения.

Виды памяти

Существует три вида памяти:
  1. зрительная
  2. слуховая
  3. моторная
Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все понятно, а с моторной будет посложнее.
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе. Ну, а теперь перейдем непосредственно к способам развития памяти.

Развиваем память, тренируя внимание

Запоминаем мы только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например, попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе, в школе или в институте вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

Сочетание разных видов памяти ради одной цели

Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи, может не целиком, но с самого натренированного места.
Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

Запоминаем по частям

Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компонавать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как уха лучше всего идет после рыбалки, так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

Повторение - упражнение для развития памяти

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Развивайте память, открывая для себя новое

Студент, активно занимающийся и посещающий лекции, имеет хорошую память, но часто об этом даже не подозревает. Когда информация запоминается без усилий и прямо на подсознательном уровне, то она и дольше хранится. Когда тот же студент перед экзаменом думает, что ничего не знает, но получает звонки от однокурсников и отвечает на их сложные вопросы, выходит, что осталось немножко освежить материал и можно идти сдавать. Почему это происходит? Ответ прост. Всего-навсего во время лекций мы записываем конспект, вникаем в материал, но совершенно не думаем о том, как его запомнить. Развиваясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы же не думаете о том, что это просто необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память, следовательно, развиваетесь!

Самоорганизация и развитие памяти

Часто услышишь фразу: «она не рассеянная, она неорганизованная!» И правда, как наш мозг может запомнить что-то, если он просто не понимает, что и когда запоминать. Чуть выше мы уже говорили о систематизации материала, но в этом разделе речь пойдет о вас самих. Заведите ежедневник (и не правда, что он для тех, кто все забывает), создайте свое личное расписание, собирайтесь на работу вечером, делайте всё вовремя, вспомните о своих родственниках и друзьях, которым давно не звонили. Ваша жизнь наладится, и память заработает как новая.

Придумайте свой способ развития памяти

Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее, и что может помочь лично вам сохранить драгоценные данные. Не всем по душе крестики на руках и узелки на веревочках. , как помочь себе развить плохую память? Попробуйте делать себе маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах квартиры, прикрепляйте их на досках над рабочим столом в офисе. Самое главное для развития памяти – в них не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

Каждый из способов действенен, но не все лично для вас. Пробуйте и практикуйте, а МирСоветов всегда рад помочь!

Прекрасная память - ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.

Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам - высокий уровень мотивации, взрослым людям - регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.

Виды памяти

Психологи классифицируют память следующим типам:

  1. Зрительный тип . В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
  2. Слуховой тип . При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
  3. Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
  4. Смешанный тип . В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.

Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.

Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.

У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.

Приёмы тренировки памяти

Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти. Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости. Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.

  • Метод взаимосвязи внимания и впечатления . Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
  • Метод использования ассоциаций . Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода - ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
  • Метод структурирования . Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации. Здесь выделяют следующие способы структурирования:

  1. Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
  2. Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) - использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
  • Метод повторения - самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
  • Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.

Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.

Замечено, что очищение ума, улучшает, как память, так и когнитивные способности в целом . Используйте самую быструю для этой цели систему – .

Тренировка памяти в повседневной жизни

  1. Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
  2. Пересказывайте прочитанные книги - не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
  3. Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию - изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
  4. То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
  5. Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
  6. Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
  7. Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.

Англичанин Доминик О`Брайан, обладает невероятной способностью. Победитель Чемпионата мира по памяти 1994 года, способен за час выучить более 300 иностранных слов, а спустя несколько дней, говорить на новом языке. При этом, О`Брайану запрещено появляться во всех казино мира, уникально развитая память, помогает считывать оставшиеся в колоде карты и срывать огромный денежный куш.

Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.

Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.

Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности

  • негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
  • комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
  • ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
  • негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
  • и многое другое

А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?

Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.

Для ускоренного очищения ума используйте систему – . Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх