Характеристика основных функций семьи кратко. Основы жизнедеятельности: хозяйственно-бытовая функция семьи

Каковы основные функции семьи?

Под функциями семьи понимаются способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов .

Функция семьи - это исполнение, выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной группе (семье). Такое выполнение определяется различными социальными процессами общества, регулируется определенными нормами.

Функции, которые выполняет семья, имеют как личностное, так и общественное значение.

Семья в обществе выполняет множество функций: репродуктивная (рождение детей); воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха); коммуникативная и регулятивная и др.

К числу основных функций семьи можно отнести следующие: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, соцально-статусная, рекреационная и психотерапевтическая.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня -сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. В тоже время - семья заинтересована в детях. Причем, сегодня это скорее не экономическая (дети - гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется - она распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка в «предмет социальной роскоши», а с другой стороны-духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого - престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.

На выполнение семьей своей репродуктивной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране.

Воспитательная функция обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него и оставляет в доме ребенка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие таких детей омрачено синдромом госпитализма - комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.

Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо приспособлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Не случайно весьма распространенный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине случаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, не получив в детстве уроков семейно-ролевого поведения. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

Семейная социализация-это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Она понимается двояко: с одной стороны, как подготовка детей к будущим семейным ролям и, с другой -как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей.

Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь. Молодых людей нужно готовить к семейной жизни так же хорошо, как и к любой другой деятельности.

Таким образом, важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей.

Экономическая функция - материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Материальное обеспечение зависит от доходов семьи, характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личностных интересов семьи.

Экономическая функция - одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время произошло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствовании вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного базиса.

Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Иначе говоря, не просто семья, но домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой - субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.

В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока:

участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;

это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.

Как видим, традиционная экономическая функция «советской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией, социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения - эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.

Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить поддержание физического здоровья членов общества и уход за детьми. Ребенок в семье получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь на дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. С этой функцией тесно связана экономическая функция семьи, направленная на экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производительные функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной степени сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на «плечи» бытовой промышленности.

Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Разрушение бытовой промышленности, экономический кризис делают семью относительным гарантом выживания, ибо нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план. Впрочем, и число желающих вступить в брак, учитывая хозяйственно-бытовые трудности, сокращается.

Следующая функция семьи - коммуникативная . Она заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - духовном общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни человек очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где общение происходит с социально и психологически близкими людьми.

Здесь удовлетворяется потребность в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функцию духовного общения может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.

Функция семьи - эмоциональная, в результате которой удовлетворяются потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и психологической защите. В семье человек получает моральную и психологическую помощь, сбрасывает с себя то напряжение, которым «зарядились» В обществе, в своем личностном, должностном и профессиональном функционировании. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества и активно содействует сохранению их психического здоровья.

Важной для человека и всего общества в целом является социально-статусная функция . Она способствует удовлетворению потребностей членов семьи в социальном продвижении. В ходе выполнения данной функции семья предоставляет определенный социальный статус своим членам и осуществляет воспроизводство социальной структуры общества.

Гедонистическая или функция здорового секса связана с наличием у человека обще биологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т. д. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке.

Распространение такой «социальной болезни», как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. Значительная часть самоубийств, совершаемых людьми в возрасте от 20 до 40 лет, связана с проблемами одиночества. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплоченной семьи во многих странах связывают с тем, что «радость здорового секса» с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.

Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья-это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т. д. Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции. семья родительский несовершеннолетний

Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, восполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повелительной необходимостью, но полная стоимость путевок в детские лагеря и учреждения отдыха недоступна для очень многих. Между тем доказано, что совместный отдых обоих супругов, а также взрослых и детей -это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных связей.

По мере гуманизации общества все более возрастает значение фелицитологической функции семьи. Она объединяет в себе все вышеперечисленные функции, но в тоже время является самостоятельной. Эту функцию следовало бы осознать и целенаправленно осуществлять в каждой семье. Фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Но выполнять эту функцию может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.

Развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций , обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества , сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине — безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье — одна из ключевых задач.

Воспитательная функция

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
  • детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
  • профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
  • прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Восстановительная функция

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений . Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Межличностные отношения супругов в семье

Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений можно представить в следующем виде:

  1. Доминирование . Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Открытое без маскировки, императивное воздействие (от насилия, подавления до навязывания).
  2. Манипуляция . Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие: провокация, обман, интрига, намек.
  3. Соперничество . Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средства — временные тактические соглашения.
  4. Партнерство . Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.
  5. Содружество . Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей.

Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.

Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи — рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.

Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.

Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения , идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей, напоминают о себе в дальнейшей жизни . Муж и жена должны иметь много точек соприкосновения. Взаимное соглашение мужа и жены должно превышать некий средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается либо недолгой, либо начисто испорченной .

Интимно-личная адаптация заключается в достижении супругами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совсем не обязательна .

Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.

Чем отличаются дружные семьи от недружных ? Прежде всего степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух “Я”, взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу , не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особо рода. Суть ее — в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви.

Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.

Основные социальные функции семьи

Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.

Первая функция — половое регулирование

Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.

Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья

Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.

Третья функция — социализация

Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании

Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Пятая функция — экономическая, бытовая

Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.

Тенденции развития современной семьи

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.

Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.

В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).

Какое будущее ожидает семью? Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Довольно часто специалистами высказывается точка зрения, согласно которой традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Однако есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

Таким образом, семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию , семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.


5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности . Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­ъединения.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Министерство Образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский Университет Сервиса и Экономики

По дисциплине: Семьяведение

На тему: «Основные функции семьи».

Работу выполнила студентка3 курса

Специальность 10011065 «Домоведение»

Пириева Ольга Владимировна

Санкт-Петербург

1.Введение……………………………………………………………. ст.3

2.Семья и её основные функции………………………………….. ст.5

3.Социальные функции семьи…………………………………….. ст.8

4.Функции семьи……………………………………………………... ст.10

5.Заключение…………………………………………………………. ст.11

6.Используемая литература………………………………………… ст.12

Введение

С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно.

В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?

Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logo – слово, понятие, учение. Социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Объектом той или иной науки является часть субъективной или объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального,социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль играют методологические посылки, принципы.

Метод - основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Метод - анкетный опрос. Процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Социология исследует не сами по себе функции, как бы важны они не были, а социальное явление, которое выступает через осуществление конкретной функции, в ней проявляется сама целостность системы.

Социальное явление тем и сложно, что оно представляет собой момент действия субъекта через конкретную функцию.

Системно-функциональный анализ позволяет проникнуть в реальную социальную ситуацию и познать социальное явление.

Семья и её основные функции.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще – как сложится) ; сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар.

Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.

Социальные функции семьи:

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

Функции семьи

Это способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Заключение

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

Используемая литература

1. В. А. Ядов “ Социологическое исследование: методология, программа, методы “ М. Наука 1999

2. С.С. Фролов «Основы социологии» Москва, Издательство «Юристъ», 1997г

3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество» Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

4. Философский энциклопедический словарь Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.

5. А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996

6. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.

7. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983

Основные функции семьи

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные функции семьи
Рубрика (тематическая категория) Образование

Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе.

Функции семьи.

Семья как малая социальная группа и социальный институт.

Понятие брака. Классификации браков.

1. Понятие брака. Классификации браков. Брак исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

До возникновения института брака существовал промискуитет отсутствие четких запретов на сексуальные связи, ᴛ.ᴇ. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей.

Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков основаны на древнегреческом слове ʼʼgamosʼʼ, что в переводе означает брак.

По количеству брачных партнеров выделяют:

1. Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамию – один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола.

Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (от древнегреческого ʼʼandrosʼʼ, ᴛ.ᴇ. мужчина) – когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами;

б) полигиния (от древнегреческого ʼʼgyneʼʼ, ᴛ.ᴇ. женщина) – когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами.

3. Моногамию – или парный брак (один мужчина и одна женщина).

По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают:

1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе.

2. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам.

По юридическому закреплению:

1. Законный брак (ᴛ.ᴇ. зарегистрированный).

2. Свободный брак (или незарегистрированный брак).

По форме регистрации браки бывают:

1. Гражданские (ᴛ.ᴇ. зарегистрированные в РАГСах).

2. Церковные .

2. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединœение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

1. Брачные, кровные связи или связи усыновления.

2. Общее проживание.

3. Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и всœе статистические классификации состава семей строятся исходя из добавления к "ядру" детей, родственников, родителœей мужа и жены.

Типы семей:

Учитывая зависимость отструктуры родственных связей семья должна быть:

1. Нуклеарная (простая) – состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения.

2. Расширенная – состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников (три и больше поколений).

3. Неполная – в которой отсутствует один из родителœей. Отсутствие одного из родителœей должна быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом.

Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек должна быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”.

В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителœей.

В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всœей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителœей и детей, братьев и сестер.

По количеству детей выделяют семьи:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и более детей).

Малодетные семьи – те семьи, в которых "мало детей" с демографической точки зрения (для воспроизводства населœения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка.

Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка.

По критерию распределœения власти различают:

1. патриархальные семьи, где отец является "главой семейного государства".

2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

3. эгалитарные семьи или партнерские - ϶ᴛᴏ такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределœение власти между отцом и матерью.

Учитывая зависимость отвозраста супругов различают:

1. Молодежную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением.

2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо.

3. Пожилую супружескую пару . Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, крайне важно сть заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей.

По месту проживания супругов семьи бывают:

1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа.

2. Матрилокальные – супруги живут с родителями жены.

3. Неолокальные – супруги живут отдельно от родителœей в собственном доме.

4. Унилокальные – супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь.

По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей:

1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителœей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее.

2. Дистантные семьи – юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украинœе. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены долгое время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств.

3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка.

3. Функции семьи. В определœении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целœей, к удовлетворению личных нужд. По этой причине функции семьи можно анализировать с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд.

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1.Репродуктивная Биологическое воспроизводство населœения Удовлетворение потребности в детях
2.Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержка культурного воспроизводства общества. Удовлетворение потребности в отцовстве, контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйственно- бытовая Поддержка физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Предоставление хозяйственно-бытовых услуг членами семьи друг другу
4.Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности, в обмен на услуги и т.п.)
5.Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в разных сферах жизни Формирование и поддержка правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
6.Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержка дружеских отношений в браке и в семье
7.Социально- статусная Предоставление определœенного социального статуса членам семьи, воспроизведение социальной структуры Удовлетворение нужд в социальном продвижении
8.Досуговая Организация рационального досуга. Удовлетворение нужд в общем досуге, взаимообогащении интересов.
9.Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение нужд в счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

4. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной. Данный переход влечет за собой следующие изменения:

· развитие двух жизненных центров – работы и дома;

· рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

· снижение престижа и влияния религии;

· сексуальную революцию;

· демократизацию брачно-семейного законодательства;

· изобретение надежных средств контрацепции.

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи , индустриальному и постиндустриальному – современная .

Основные функции семьи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные функции семьи" 2017, 2018.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх