Как приучать малыша к горшку в 1.5. Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку

Полтора года - вполне подходящее время для приучения ребенка к горшку. Причем делать это можно не только на уровне рефлекса. Малыш в таком возрасте уже достаточно сознательный, чтобы ему объяснить предназначение горшкаУдобный горшок

Для начала необходимо подобрать такой горшок, какой будет удобен именно вашему ребенку. Возможно, придется перебрать несколько разных вариантов, пока не найдется нужный. Он должен быть удобной высоты и ширины.

Пусть ребенку нравится сидеть на горшке. Но не надо позволять ему играть с этим предметом. Единственная игра, которую можно разрешить ребенку с горшком, - это имитация процесса с игрушками. Пусть малыш сажает кукол и медведей на горшок. Подобная игра покажет вам, что ребенок четко усвоил его назначение.

Частота и регулярность

Во-первых, малыша надо высаживать на горшок как можно чаще. Например, делайте это раз в 20 минут. Чем больше малыш сидит на горшке, тем выше вероятность того, что помочится он именно в него, а не в штаны. Во-вторых, важно делать это регулярно. Всегда до сна, после прогулки и после еды, например. Если вы будете так поступать, со временем организм малыша выработает рефлекс: после еды надо сходить в туалет. Сходить на горшок станет частью режима дня.

Хвалите за успех

Похвала за успехи закрепляет их намного эффективнее, чем ругань за неудачи. Конечно, нервы мамы иногда натягиваются до предела, когда ребенок постоянно мочит штаны, а на горшке не сидит. Но необходимо набраться терпения. Ваши порицания легко могут внушить малышу отвращение к горшку. Поэтому просто спокойно переодевайте мокрые штаны, объясняя, что делать так нехорошо. А вот если он вовремя сел на горшок, то обязательно похвалите его, покажите свою искреннюю радость от этого. Можете даже налеплять на горшок красивые наклейки за каждый успешный раз.

Уберите подгузники

Вполне реально в 1,5 года использовать подгузник только на период сна. Никогда не надевайте его во время бодрствования дома. Можете не всегда сразу переодевать мокрые штаны, чтобы малыш почувствовал, что это неприятно. В подгузнике ребенку очень тяжело контролировать мочеиспускание: он плохо чувствует, когда и сколько пописал. Тогда как в мокрых трусиках быстро становится неприятно, что стимулирует сдерживаться.

Проще прекратить использовать подгузники тем, кто достиг возраста в 1,5 года летом. В теплое время года вы можете часто предлагать ребенку сходить в туалет, спрашивать его об этом. Даже когда малыш отказывается, отводите его периодически в кустики, если чувствуете, что уже подошло время. Всегда берите с собой комплект запасной одежды, чтобы в случае неудачи переодеть мокрые штаны.

Сложнее тем, кто приучается к горшку зимой. Но даже в холодное время года можно найти способы, чтобы не надевать подгузник на прогулку. Например, старайтесь выходить на улицу сразу после того, как малыш помочился, и гуляйте недолго. Питье лучше давать после возвращения. Тогда вы сможете отказаться от использования подгузников.

Альтернативы горшку

Если вы перепробовали уже много моделей, а ребенок все равно не хочет сидеть на горшке, то можете приучать его контролировать мочеиспускание и другими способами.

Некоторые мальчики изначально больше любят стоять во время процесса и наблюдать за струей. В таком случае вы можете поставить ребенка в ванну или на ее край. Делать это нужно часто и регулярно, как и в случае использования горшка. Включите небольшой напор воды в раковине, чтобы звук текущей воды стимулировал мочеиспускание.

Другая альтернатива горшку – взрослый унитаз. Здесь можно придумать несколько вариантов. Почти все малыши любят подрожать взрослым. А ведь родители не сидят на горшке. Для начала вы можете поставить его рядом с унитазом в туалете. Но если и это не поможет и желание на сидеть на горшке не появится, то приобретите специальную детскую насадку на унитаз. Ребенку в 1,5 года вполне можно объяснить, что он теперь ходит в туалет, как взрослый. Конечно, перед этим вам придется позволить ребенку увидеть, зачем взрослые используют унитаз.

В полтора года ребенок полностью готов к тому, чтобы постепенно уже начинать пошаговое приучение к горшку. В этом возрасте все малыши уже способны осмысленно принимать решения и понимать хоть частично смысл своих действий, и не составит особого труда пояснить малышу, зачем придуман горшок, и что нужно с ним делать. Но даже в этом, уже вполне осознанном, детском возрасте есть некоторые жизненные хитрости, которые стоит знать, чтобы упростить родителям задачу.

Приучение к горшку в любом возрасте

Поначалу приходится высаживать своего ребенка на горшок достаточно часто. Насколько это делать нужно часто — зависит от особенностей детского организма, поскольку случаи в жизни бывают разные. Но обычно достаточно высаживать ребенка на горшок спустя каждые 20-30 минут .

Кроме того, делать это необходимо регулярно, особенно до и после сна, приходя с прогулки или после еды. Это поможет ребенку не только понять, зачем нужен горшок, но и выработать соответствующий распорядок и полезные привычки. В результате неправильно сформированных привычек человек рискует получить серьезные проблемы с мочеиспускательной системой в будущем, потому очень важно уделить родителям этому вопросу достаточное количество времени и внимания.

Основная задача в процессе приучения к горшку — это научить ребенка контролировать свои позывы к мочеиспусканию и сдерживать их. Это поможет ребенку научиться терпеть до унитаза или горшка, а не писать в штаны, что правда, тут придется и родителям обратить внимание на малыша, поскольку некоторые дети способны выдержать в итоге целый час без горшка, а вот другие не способны обойтись без туалета больше 30 минут.

Особенности приучения к горшку в 1,5 года

Полтора года — это просто идеальный возраст для того, чтобы быстро и прикладывая минимум усилий приучить своего ребенка к обычному горшку. Если верить статистике, то именно в этот период приучается к горшку большинство детей, и время для приучения к горшку при этом сводится к минимальному.

В этом возрасте ребенок уже считается достаточно взрослым, чтобы использовать любые подгузники только на время сна. Конечно, если предстоит длительная поездка, или прогулка, то отказываться от подгузников тоже не стоит. Но на периоды бодрствования на территории дома не следует надевать подгузник, чтобы ребенок научился ощущать, когда он хочет в туалет, или когда он намочит штаны.

После первых успехов дома можно попробовать без подгузников выходить на улицу, чтобы постепенно закрепить достигнутый прогресс. Прекрасно, когда период отучения от подгузников пройдет летом. Это гарантирует избавление от проблемы простывших детей. Если же ребенку 1,5 года исполняется зимой, и в доме или квартире достаточно холодно, то стоит подождать несколько месяцев до потепления. Летом же имеется возможность даже на улице не одевать подгузник, хотя при этом следует запасные вещи брать с собой на случай, если ребенок забудет попроситься!

Бывает так, что ребенок ни в какую не желает ни минуты сидеть на горшке, какой бы ни была его модель. Чаще проблема бывает у мальчиков, но и с девочками бывают разные ситуации. Это не повод отчаиваться, поскольку горшок — не единственный вариант научить детей контролировать собственное мочеиспускание.

Например, мальчики могут делать это стоя, и наблюдать за струей, и это можно использовать в данном случае. Можно приучить мальчика сначала ходить в ванную или душевую кабину, а для стимуляции мочеиспускания допускается включать тонкой струйкой холодную воду, чтобы звук текущей в раковину воды провоцировал ребенка на непроизвольное мочеиспускание. Очень быстро мальчик поймет, что к чему.

Другой вариант, который успешно испытали многие родители, это приучение сразу на взрослый унитаз. Тут можно сыграть на любви детей к подражанию родителям. Можно для начала ставить горшок возле унитаза, чтобы ребенок проявлял к нему интерес. Впрочем, если это не поможет, то отличным выходом станет специальная накладка на унитаз . Использование взрослого унитаза в 1,5 года вполне может вызвать у любого ребенка не только неподдельный интерес, но и гордость за то, что он уже взрослый. Однако тут есть подвох — ребенок для осознания смысла использования унитаза должен увидеть несколько раз живой пример родителей или любых взрослых, иначе малыш не поймет, зачем это нужно.

Приучая своего ребенка к горшку, родители достаточно быстро учатся понимать, когда ребенок хочет сходить на горшок, и в 1,5 года ребенок успешно может «проситься» в туалет, даже если еще не умеет хорошо разговаривать. Следует понимать, что полное осознание данного процесса и собственных желаний появятся значительно позднее, потому не нужно ожидать от ребенка мгновенного понимания ситуации. Но в 1,5 года вполне можно добиться от ребенка регулярных походов на горшок и формирования правильных привычек.

Почему ребенок не садится на горшок?

Существует несколько вариантов, почему ребенок отказывается сидеть на горшке. И, конечно, у каждого варианта есть свое решение!

Неудобный горшок

Нет универсальной модели горшка, чтобы подходила любому ребенку. Вполне вероятно, что придется сменить несколько различных вариантов, чтобы подобрать тот, на котором ребенок захочет сидеть! При этом стоит учесть, что горшки могут иметь разную ширину и высоту, и необходимо выбирать горшок соответственно росту малыша, иначе пользоваться им будет неудобно.

Популярные сегодня горшки-игрушки специалистами не приветствуются, поскольку считается, что игрушки могут отвлекать от основной задачи. Впрочем, судя по опыту многих родителей современных детей, горшки-игрушки все же нередко вполне оправдывают себя, и очень многие дети уже научились делать свои дела именно на вот необычных таких горшках! Так что списывать их все же со счетов сразу не стоит.

Неправильный моральный настрой

Скандалы и унижения за неудачи могут выработать в итоге стойкое неприятие горшка у ребенка, и эти действия родителей возымеют обратный эффект. Хвалить детей не только можно, но и нужно. Если у ребенка получилось все же сходить на горшок, то просто будет необходимо его за это похвалить. Это будет значительно эффективнее, чем ругать малыша за неудачи и штаны, которые он намочит.

Можно завести семейную традицию, и за каждый успех разрешать ребенку клеить на горшок красивые наклейки — это поможет привлечь интерес ребенка к процессу. Если есть какие-то другие возможности проявить внимание и вознаградить ребенка, то подойдут и они! Тут советовать что-то довольно сложно, поскольку в каждой семье свои традиции и привычки, и невозможно предугадать, что будет иметь максимальный эффект.

Физическое недомогание

Ребенок может капризничать, когда у него что-то болит. Нередко за истеричным нежеланием садиться на горшок скрываются проблемы с мочевыводящей системой, и если ребенок ведет себя в этом плане несколько неестественно, то следует незамедлительно обратиться к врачу!

Сколько же споров и разногласий вызывает этот «горшечный вопрос» и у детских психологов, и у родителей, и, конечно, у бабушек. Одни говорят, что нужно высаживать малыша чуть ли не с рождения, другие категорически отказываются снимать памперс до того момента, пока ребенок сам от него не откажется. Но истина, как всегда, где-то посередине. И маме нужно прежде всего внимательно наблюдать за своим малышом и прислушиваться к своей интуиции. А все советы и подсказки – это не руководство к действию, а просто хорошее подспорье на тернистом пути освоения малышом непростых навыков гигиены.

Одноразовый подгузник или горшок: кто победит?

Существует расхожее мнение, что «памперсные» детки гораздо позже обучаются пользоваться горшком, чем их сверстники, которые одноразовых подгузников никогда не носили или пребывали в них лишь несколько месяцев после рождения. Противники одноразовых подгузников объясняют это тем, что в них малыш всегда сухой и чувствует себя вполне комфортно, а следовательно, у него нет потребности проситься на горшок. А вот походи-ка в мокрых трусиках! Неприятно… Тут волей-неволей научишься пользоваться горшком. На самом деле все это далеко от истины. Несколько лет назад японские ученые провели исследование двух групп ребятишек. Одна группа с рождения носила одноразовые подгузники, другая росла без них. И в той, и в другой группе возраст, когда малыши начали пользоваться горшком, был примерно одинаковым – 2 года.

Вывод очевиден: пока малыш психологически и физиологически не будет готов пользоваться горшком, все наши титанические усилия почти бесполезны. А готовность эта наступает в среднем как раз к 2 годам.

Когда приучать ребенка к горшку?

В своем желании приучить малыша проситься на горшок как можно раньше родители упускают важную вещь – особенности детской физиологии. У новорожденного процессы мочеиспускания и дефекации подчиняются безусловным рефлексам, не связанным с корой головного мозга. А это означает, что они непроизвольны и не контролируются ребенком. Конечно, можно пытаться держать грудничка над тазиком или над ванной, приговаривая заветное «пись-пись». И в некоторых случаях это даже увенчается успехом. Но нужно понимать, что это просто случайно (или благодаря маминой наблюдательности) был пойман момент. Но ни о каком осознанном действии со стороны малыша речь не идет. Именно сейчас подошло время, вот кроха и пописал… Заниматься этим или нет – решать вам. Ничего плохого в этом нет, но и особого смысла тоже нет. Раньше, когда детки росли без одноразовых подгузников, смысл был: количество стирки сокращалось. А сейчас? Ну, разве что поможет чуть-чуть на подгузниках сэкономить. Кроме того, в первый год жизни мочевой пузырь ребенка опорожняется довольно часто. С 15–16 месяцев число мочеиспусканий уменьшается, а пузырь удерживает все большее количество мочи. К 1,5–2 годам у малыша в достаточной мере развиваются нервы и мышцы, управляющие актами дефекации и мочеиспускания, и ребенок начинает ощущать позывы. Постепенно кроха учится контролировать свои естественные потребности, что позволяет ему успеть воспользоваться горшком. Только теперь приучение к горшку может быть по-настоящему осознанным для малыша. И потому совершенно недопустимо стыдить годовалого ребенка за мокрые штанишки. Разве можно наказывать за то, с чем он не может справиться в силу своего возраста? Среднестатистический малыш осваивает горшок в возрасте между 22 и 30 месяцами. Стойкий же условный рефлекс формируется, как правило, к 3 годам.

Ну, раз такое дело, значит, можно впервые познакомить малыша с горшком в 2 года, и он быстренько обучится туалетным навыкам? Не совсем так. Обладая достаточно развитым умом и порядочным упрямством, двухлетний малыш может категорически отказаться садиться на горшок. Зачем? Ему и в одноразовом подгузнике удобно! И, возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем вы убедите его попробовать это сделать. Поэтому первое знакомство должно состояться гораздо раньше. Не столько для того, чтобы кроха стал ходить на горшок самостоятельно (в силу возраста это пока маловероятно), а для того, чтобы он начинал потихоньку осознавать, для чего же этот предмет нужен.

Как приучить ребенка к горшку?

Прежде чем приступить к своей «миссии», мама должна определить для себя и всех домашних основную тактику поведения. То есть все, кто ухаживает за ребенком (папа, бабушка, няня), должны вести себя одинаково. Главное – спокойное отношение к «горшечному вопросу» и вера в то, что вы все делаете правильно. И не расстраивайтесь из-за неудач (а они непременно будут). Это – совершенно нормальное явление, которое случается со всеми и ни в коей мере не означает, что вы – нерадивая мама или что с вашим малышом «что-то не так».

Впервые познакомить кроху с горшком можно в возрасте около года (при желании можно после 6 месяцев – когда он научится самостоятельно сидеть). Годовалый малыш любопытен, и все новое вызывает у него интерес. Делать это можно сразу после сна или кормления. Покажите малышу новый предмет, дайте его потрогать, ребенку после года можно попробовать объяснить, зачем он нужен (сделать это можно в игровой форме, усаживая на горшок игрушки). Проследите, чтобы горшок не был холодным, иначе в следующий раз вы вряд ли заманите на него сына или дочурку. Пусть малыш посидит немного на горшке (но не более 5 минут, даже если ничего сделать не получилось). Похвалите его, а в случае удачи – даже с удвоенным усердием. Нужно понять одну важную вещь: правильный процесс – это когда малыш почувствовал, что его мочевой пузырь наполнен, сел на горшок и сделал свои дела. Если же постоянно сажать кроху на горшок в те моменты, когда у него нет потребности в мочеиспускании, рано или поздно он может взбунтоваться и начать отстаивать свою независимость, не желая действовать «по команде». Это будет выражаться в стойком нежелании садиться на горшок. Поэтому в раннем возрасте злоупотреблять горшком не стоит.

Если кроха отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Выждите пару недель или месяц. Если малышу уже больше 1,5 лет, на этапе приучения к горшку вы можете продолжать пользоваться одноразовыми подгузниками, например, на ночь, во время прогулок и дневного сна. А в моменты бодрствования и игр надевайте на кроху трусики. Ваша главная цель – выработать позитивное отношение малыша к горшку и его постепенное понимание, что «делать свои дела» можно не только в подгузник.

Самое главное правило: никогда не ругайте малыша за временные неудачи и старайтесь не показывать своего огорчения. Можно слегка подбодрить: «Ну, ничего, бывает. Мы еще немножко подрастем, и у нас обязательно все получится!» Ни при каких обстоятельствах не усаживайте ребенка на горшок силой. Этим вы только усугубите ситуацию. Вообще в вопросах приучения к горшку не должно быть даже намеков на принуждение: уговаривайте, поощряйте, играйте, но никогда не заставляйте!

Даже на начальном этапе обучения обращайте внимание малыша не только на сам горшок и процессы, с ним связанные, но и на «антураж». Вот достаем горшочек, открываем, снимаем трусики, садимся… После успешного завершения «мероприятия» вместе с малышом выливайте и мойте горшок, пусть малыш с вашей помощью спустит воду в унитазе. А может, перед тем как усадить на горшок малыша, вы станете сажать на него любимую игрушку. Для маленького человечка все это – интересная игра. Таким образом, кроха не только обучается гигиене. Для него поход на горшок превращается в своеобразный приятный ритуал, наполненный положительными эмоциями. Именно это и есть залог успеха!

Лучше не позволять ребенку играть с горшком. Вот сажать на него кукол и мишек можно, а «катать», как машинку или надевать на голову, будто это шляпа, складывать туда кубики – лишнее. Горшок должен быть для малыша однозначным предметом, приспособленным для конкретных целей (мишка и кукла ведь тоже с определенной целью усаживаются на горшок!).


Если малыш, несмотря на ваши усилия и оптимизм, все-таки отказывается от горшка, отложите свои уроки на месяц-другой. В этом нет ничего страшного. Ребенок просто еще «не созрел». И нет смысла тратить много времени, сил и нервов на то, что чуть позже с легкостью придет само. Вы обязательно справитесь, и кроха научится пользоваться горшком. Потому что вы – самая замечательная мама, и ваш малыш самый лучший!

Как выбрать горшок для ребенка?

  • Важно, чтобы горшок нравился малышу. Так, например, если он сделан в виде какого-нибудь страшного животного с разинутой пастью, ребенок может попросту побояться на него садиться. Так что покупка первого горшка – дело ответственное.
  • Горшок должен быть сделан из экологически чистой пластмассы.
  • Иметь удобную форму и размер, чтобы малыш в него не проваливался.
  • Горшок, предназначенный для мальчика, должен иметь в передней части специальный выступ-бугорок (чтобы малыш не сдвигал ножки и не зажимал между ними половые органы).
  • Желательно наличие спинки у горшка.
  • Не стремитесь покупать горшок со звоночками, колесиками и т.п. Малыш должен относиться к горшку не как к игрушке, а как к предмету для конкретных действий.

Для большинства современных родителей становится настоящим вызовом проблема приучения малыша к самостоятельному сну. Капризы и истерики, устраиваемые крохой по вечерам, могут свести с ума. Какие же меры следует предпринять, если малыш отказывается укладываться сам? Читайте далее, и вы узнаете, как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1,5 года.


Для начала рассмотрим, какие причины могут провоцировать у ребенка такое поведение.

. Самой распространенной причиной является нежелание расставаться с мамой и папой. Каждый ребенок испытывает потребность чуть ли не в круглосуточной заботе и любви. По этой причине расставание хоть и не на продолжительный отрезок времени может стать настоящим стрессом.


. Если вы разбаловали свое чадо, круглосуточно нося на ручках, нечего удивляться протестам, которые он устраивает перед сном.


. Может быть, ребенок перевозбужден. Очень важно придерживаться режима дня, предусматривающего дневной сон. Как известно, деткам, которые спят в дневное время, проще уложиться спать вечером.


. Возможно, малыш пережил какой-либо неприятный опыт, связанный со сном в одиночку. Если ему однажды приходилось просыпаться испуганным, голодным или замерзшим, боязнь наверняка отразится на сне.


. Может быть и такое, что кроха не так сильно устал.


Первое, чем необходимо запастись родителям при столь нелегком деле, как приучение ребенка засыпать самостоятельно, это спокойствие, выдержка и терпение. Как же добиться того, чтобы ребенок засыпал сам? Малыши крайне любят делать что-либо в строго определенное время. Воспользуйтесь этим фактором и придумайте целый ритуал подготовки крохи ко сну. Он может состоять из водных процедур, чтения сказки, переодевания, кормления, вручения любимой игрушки и, конечно же, пожелания спокойной ночи.


Выделяют немало внешних факторов, влияющих на сон малыша. Это могут быть громкие разговоры, посторонние шумы, слишком яркий свет. Родителям следует быть внимательными к таким вещам и стараться создать для ребенка идеальные условия для сна.


В возрасте год-полтора зачастую сами родители препятствуют ребенку научиться засыпать самостоятельно. Маме становится жалко свое ненаглядное чадо, и она бежит погладить его по головке, взять на ручки, укачать, приласкать, спеть колыбельную. Если вы преследуете цель добиться, чтобы ребенок засыпал один, ни в коем случае нельзя совершать вышеуказанные действия, как бы вам этого не хотелось. Куда целесообразнее будет вызвать у ребенка какую-то положительную ассоциацию с подушкой или игрушкой. Присутствие этой сакральной вещицы в непосредственной близости от ребенка будет знаменовать час, когда пора укладываться спать. На какое-то время постарайтесь оставить малыша в тишине и спокойствии. Не заглядывайте в его комнату каждые две минуты, иначе он будет считать, что вы решили с ним позабавиться. Если малыш среди ночи заплакал, не стоит сломя голову бежать к нему. Выждите пару минут, возможно, он сам успокоится. Если же он продолжает капризничать, подойдите к нему, однако включать свет или брать его на ручки не следует. Старайтесь научиться настойчивым спокойным тоном убеждать кроху уснуть вновь. Дайте ему его любимую игрушку.


Крепкий и правильный сон ребенка является залогом его здоровья. Если неправильно приучить малыша ко сну, это может привести к развитию бессонницы. Здоровый малыш без просыпаний может спать на протяжении двенадцати часов. Поэтому каждый родитель обязан знать, какими способами можно обучить свое чадо к самостоятельному засыпанию. Желаем удачи!

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком , ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Важно! По мнению специалистов, до 4,5-5 лет считаются нормой периодические “промахи” у ребенка, особенно если они происходят в ночные часы.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет ;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

  1. Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
  2. Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник. Покажите правильное положение – ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
  3. Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка. Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял – горшок предназначен именно для этого.
  4. Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется “в туалет”, то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это – просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
  5. Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во “взрослый” унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх