Какой психолог нужен в дошкольное образовательное учреждение. Шпаргалка: Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.

Должностная инструкция педагога-психолога

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается на должность из числа лиц с высшим профессиональным образованием.
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.4. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.5. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.6. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия воспитанников.
2.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.6. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
2.7. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
2.8. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
2.9. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.10. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания.
2.11. Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.

3. Педагог-психолог должен знать

3.1. Нормативные правовые документы сферы образования.
3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологию, психогигиену, психологии труда, психологического консультирования.
3.3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.4. Порядок оказания первой медицинской помощи.
3.5. Порядок действий в экстремальной ситуации.

4. Права

4.1. Продолжительность очередного отпуска — 42 календарных дня.
4.2. Продолжительность рабочей недели — 36 часов.
4.3. Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

5. Ответственность

Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.


Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным , помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов Веракса Александр Николаевич

Организация работы психолога

Организация работы психолога

Нередко психолог, который только приступил к работе в детском саду, не знает о том, какими документами ему следует руководствоваться, определяя перечень своих обязанностей. Исходя из Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога .

Психологическое просвещение - формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическая профилактика - обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.

Развивающая и психокоррекционная работа - активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.

Психологическое консультирование - консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.

Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:

Проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей;

Выявление условий, затрудняющих становление личности ребенка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции и реабилитации;

Проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе их из одной возрастной группы в другую и выбор соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы;

Планирование и разработка совместно со старшим воспитателем развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка;

Содействие поиску, отбору и творческому развитию одаренных детей;

Выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития;

Обследование и оказание социально-психологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития;

Формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;

Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции, педагогов и родителей.

Перечисленные направления работы должны быть отражены в документации, которую необходимо вести психологу. Схема ведения документации приведена в письме № 2-30-20 Л.Е. Курнешовой от 09.09.2003 года «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» (см. Приложение 5). В письме перечислены основные документы и дана их общая характеристика. Рассмотрим их подробнее.

Годовой план работы. План работы (как и другие документы: аналитический отчет, график работы на неделю и т. д.) в обязательном порядке заверяется заведующей детского сада. Обычно его также следует согласовать с окружным методическим центром, в котором молодому специалисту помогут сориентироваться в правилах составления документов.

Таблица 1

Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного года

В плане должны быть представлены все основные направления работы психолога. Распределение деятельности психолога в соответствии с ее адресатом (дети, педагоги, родители) позволяет не только представить объем работы, но и сопоставить направления деятельности. Так, при работе с детьми нужно учитывать, что одной из самых сложных задач является подготовка детей к школе. Поэтому в первую очередь в проведении диагностики нуждаются именно эти дошкольники. Полученные результаты используются психологами и педагогами для проведения коррекционной работы с детьми и проверяются во втором полугодии при проведении повторной диагностики. Диагностика развития детей средней и старшей групп также проводится два раза в год. В первом полугодии можно ограничиться диагностикой интеллектуального развития, а во втором – эмоционального и социального. При выборе методик психологу следует ориентироваться на те, которые рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ или Департаментом образования. Только в этом случае можно говорить об их обоснованном выборе.

Взаимодействие психолога с педагогами во многом опирается на результаты, полученные в ходе диагностики. После диагностики дошкольников подготовительной группы психолог обсуждает с педагогами каждого ребенка, выстраивает план совместной коррекционной и педагогической работы с тем, чтобы ко времени проведения повторной диагностики все дети достигли среднего уровня готовности к школе. Аналогичные встречи проводятся и с педагогами других групп.

Аналитический отчет. Выполнение плана работы отражается в аналитическом отчете (см. таблицу 2). Конечно, жизнь вносит свои коррективы во время проведения занятий и встреч (например, в случае если дошкольное учреждение участвует в интеллектуальном марафоне воспитанников, проходит аттестацию и др., психолог физически не успеет провести запланированную работу в обозначенное в плане время), но это не означает, что указанный объем работ не должен быть выполнен.

Таблица 2

Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный год

Примечание. 1. На следующий учебный год запланировать диагностику эмоционального благополучия детей средней группы.

2. Разработать серию коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

График работы на неделю. При составлении графика работы на неделю (см. таблицу 3) следует опираться на Инструктивное письмо № 29/1886-6 от 24.12.2001 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (см. Приложение 6). Приведем пример такого плана.

Таблица 3

Из приведенного выше плана видно, что 18 часов в неделю психолог посвящает непосредственной работе с детьми, педагогами и родителями и 18 часов в неделю он может проводить вне образовательного учреждения, используя это время для анализа результатов, работы с документами, подготовки материалов и т. д.

Диагностическое обследование рекомендуется проводить утром, после завтрака, когда дети еще не утомлены занятиями и другой деятельностью. Встречи с родителями лучше всего организовывать во время обеда детей. При этом нужно отметить, что в график работы психолога, как и в аналитический отчет, могут вноситься изменения. Например, если родители не пришли на консультацию, то психолог может заняться обработкой результатов диагностики, обозначив в своем расписании другое время для приема родителей на следующей неделе.

На основании плана психолог ежедневно заполняет журнал, в котором отражаются результаты проведенной работы. В случае посещения дошкольного учреждения окружной или иной комиссией все вышеперечисленные документы должны быть представлены по ее требованию.

Психологическая карта ребенка. Результаты работы психолога с конкретными детьми должны быть отражены в индивидуальной психологической карте. Все материалы, связанные с ребенком (результаты диагностического обследования, беседы с родителями, анкетирование, коррекционная работа, консультации с другими специалистами), должны быть собраны в одной папке и распределены по годам. Собственно, карта развития ребенка – это наглядное отображение динамики ребенка по основным направлениям психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, произвольность, развитие игровой деятельности, физическое развитие, динамика эмоционального состояния.

Не существует единых требований к внешнему виду карты. Можно использовать цветовое деление, отмечая соответствующий уровень достижения навыков (низкий – красный, средний – желтый, высокий зеленый) и размещать информацию в табличном виде или отображать ее в виде графиков и диаграмм (с примером психологической карты ребенка можно ознакомиться в Приложении 7).

Закон Российской Федерации № 32661-1 от 10.06.92 г. «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 г.).

Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886^6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Конвенция о правах ребенка.

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.99 г.

Письмо Госкомитета СССР по народному образованию № 16 от 27.04.89 г. «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».

Письмо Министерства народного образования РСФСР № 247/18-21 от 30.11.89 г. «О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов».

Письмо Минобразования РФ № 70/23^16 от 07.04.99 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ № 616.

Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи № 867 от 31.07.98 г.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 09.07.98 г.

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) автора Баенская Елена Ростиславовна

3.4. Основные методы работы педагога-психолога В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью,

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Организация коррекционной работы I. Некоторые общие положенияПостараемся проследить основные направления и правила коррекционной работы при раннем нарушении эмоционального развития.1. Логика аффективного развития аутичного ребенка, как было показано выше, в силу тех

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

На консультации у психолога Мама пятилетней Насти: Я переживаю, что у моей дочки нет в детском саду друзей. Есть только одна девочка, с которой она общается. Мне говорят, что ребенок не любит играть с другими детьми. Часто сторонится, когда ее пытаются вовлечь в какие-то

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

На консультации у психолога Мама шестилетнего Никиты: У Никиты довольно много проблем в школе. Писать или что-то делать левой и правой рукой он умеет абсолютно одинаково. Проблемы начались с того, что учителю захотелось, чтобы ребенок был как все. Учитель потребовал,

Из книги автора

На консультации у психолога Психолог вместе с мамой разбирал их проблему на примере рисунка, который нарисовал ее сын. Мама говорит: «Посмотрите, здесь у него разукрашено неаккуратно, здесь он залез за края, здесь он сделал плохо». Тогда психолог комментирует рисунок

Из книги автора

На консультации у психолога Мама: Моему сыночку два с половиной года. Иногда (не всегда, но очень часто) он изводит меня своими капризами и истериками, чуть что не по его – сразу слезы, крик, иногда требования просто нелепые, – например, сразу после просыпания встает на

Из книги автора

На консультации у психолога Мама: Моей младшей дочери два года, но она еще не разговаривает и не рисует. Причем старший ребенок, мальчик, развивался по-другому. Сережа гораздо раньше начал ходить, в два годика он уже говорил целыми предложениями, занимался музыкой. Почему

Из книги автора

На консультации у психолога Татьяна: У меня три сына, а я всегда очень хотела дочку. Муж настоял на рождении четвертого ребенка, который тоже оказался мальчиком. Младшего ребенка я принять не смогла, и из-за этого я начала злоупотреблять алкоголем.Психолог: Конечно,

Из книги автора

На консультации у психолога К специалисту пришла женщина с такой проблемой: ее старшей дочери двадцать один год, а младшим двойняшкам по двенадцать. Мама устроила своим младшим девочкам празднование дня рождения с клоунами и множеством воздушных шаров, после чего

Из книги автора

На консультации у психолога Мама Рита: Сын (3 года 6 месяцев) пошел в садик два месяца назад. В первые три дня его все устраивало, он даже не плакал при расставании, встречал меня радостный (но при этом почти не принимал участия в занятиях). На следующей неделе начались

Из книги автора

Тема 16. Дом престарелых, или особенности работы психолога в

Из книги автора

Глава 4 Проектирование и организация работы центров психологической регуляции состояний С тех пор, как в нашей стране началась работа по созданию специализированных центров, предназначенных для отдыха и восстановления работоспособности персонала в производственных

Из книги автора

4.4.2. Организация работы КПР в системе медико-психологического центра поддержки персонала В данном разделе подробно рассматривается работа наших коллег – психологов, действующих в системе психологической службы Министерства внутренних дел (МВД) России. В качестве

Основная цель работы педагога-психолога, - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.

Основная цель работы педагога-психолога, - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.

Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:

Первое - это консультации

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.

Второе направление - это диагностика

Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка - чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

Третье направление - это коррекционно-развивающая работа

Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:

Индивидуальные коррекционные занятия;

Групповые коррекционно-развивающие занятия.

Четвёртое направление - это психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?

Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.

Хочется сразу разъяснить ситуацию:

психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.

Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Педагогическое мероприятие

«по сохранению психологического здоровья педагогов»

Педагог-психолог:

Трофименко Наталья

Валерьевна

2018 г.

Педагогическое мероприятие

по сохранению психологического здоровья педагогов

Цель:

Профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.

Задачи:

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;

Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

Снятие эмоционального напряжения;

Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

1.Вступительная часть.

Уважаемые, коллеги. Сегодня наша встреча посвящена важному вопросу – сохранение психологического здоровья педагогов. Мы хотим предложить вам расслабится и отдохнуть, забыть немного о работе и подумать, о себе, любимой.

2.1.Упражнение «Нарисуй соседа»

Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем поменяться местами с соседями, а затем выбрать себе в партнеры человека, который стоит напротив, образовав пару. Участникам предлагается нарисовать портрет партнера, но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа - то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даётся 7-10 минут. После выполнения портера, каждый представляет своего партнера.

2.2.Беседа о синдроме эмоционального выгорания

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Бессонница;

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

2.3.Цветотерапия.

Сеанс цветотерапии (презентация в сопровождении музыки на интерактивной доске).

2.4.Упражнение «Ущелье» (склонность к депрессии)

Педагогам предлагается картинка, на которой изображено ущелье. Им надо нарисовать человека, а также создать ему фон (небо, деревья, трава и т.д.). Рисунок можно дополнить всем, что им необходимо. На выполнение теста дается 5 минут. Педагогам зачитывается интерпретация, они сравнивают результат со своим рисунком.

2.5.Упражнение «Стиральная машинка»

Все педагоги встают в круг друг за другом. Под руководством ведущего на спине впереди стоящего начинают выполнять движения, имитирующие стирку.

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

Сегодняшней целью нашего мероприятия была профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения.)

Выдача раздаточных материалов.

После окончания мероприятия все участники получают раздаточные материалы с рекомендациями по избеганию стресса, синдрома эмоционального выгорания.

Не забывайте говорить себе каждое утро ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам!

Литература:

  1. Клюева Н.В, Кряжева Н.Л. Снимаем псиэмоциональное напряжение // Управление ДОУ. 2003. №5.
  2. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Питер, 2008.
  3. Язева А.А. Стрессу – нет! // Воспитатель ДОУ. 2007. №4.

Предварительный просмотр:

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:

Снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

Бессонница;

Постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

Пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

Чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Чувство гипер ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

Постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

Эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой "секрет", свое решение.

Памятка: "ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ"

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Педагога-психолога, Трофименко Натальи Валерьевны

МБДОУ д/с «Радуга»

(2017-2018 учебный год).

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного бюджетного образовательного учреждения детский сад «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста, в основе используется программа Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик».

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 4 до 6 лет, родителями воспитанников, педагогами, узкими специалистами, администрацией ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ, значительное место уделяется профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Цель программы:

Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей и семьи в условиях ДОУ.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Анализировать уровень развития познавательной, коммуникативной, эмоционально-личностной сферы дошкольников, степень овладения детьми предпосылками учебной деятельности; выявлять условия, затрудняющие развитие личности ребёнка.
  2. Способствовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников, развитию у них коммуникативных навыков на каждом возрастном этапе развития.
  3. Выстраивать индивидуальный маршрут по решению выявленных проблем в детском развитии.
  4. Способствовать развитию коммуникативной компетенции педагогов во взаимодействии с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников.
  5. Развивать у педагогического коллектива и родителей компетентность психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.

1 Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

2. Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

3 Самостоятельную деятельность детей.

4 Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей.

Форма контроля - периодичность мониторинга 2 раза в год: сентябрь (начальный), апрель (итоговый).

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Коррекционные занятия могут проводятся в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения.

Психокоррекционный комплекс включает в себя три основных блока:

А) Диагностический блок

Б) Коррекционный блок

В) Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

В рамках профилактической работы

используются современные методы и технологии:

  • релаксационные и психогимнастические упражнения (М.И.Чистякова, И.В.Ганичева, Е.А. Алябьева);
  • методы игровой психокоррекции (Г.Л. Лендрет и др.);
  • музыкотерапия (О.А.Ворожцева, А.В.Майорова, С.А. Хатуцкая, Н.А. Фудин);
  • приемы сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева);
  • игры с песком (Грабенко Т.М., Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева);
  • самоанализ, дискуссии, ролевые игры, игры-драмматизации, творческие задания, инсценировки.
  • Игровые компьютерные технологии всероссийского образовательного проекта «Мерсибо» г.Москва.

В 2016-2017 учебном году планируется разработка проектов.

«Талантливые непоседы»

Цель проекта : способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения, изобразительного творчества; выявлению способности детей в области математики, рисовании и словесности.

Планируемые результаты: научить детей навыкам эффективного общения,

Используя программы: Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»,

В рамках инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего севера» подпрограмма «Лучшие на свете – воспитанные дети».

Проект «Толерантная личность. Я!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Участники проекта: родители и дети

Планируемые результаты: научить детей навыкам эффективного общения, межконфликтного общения среди сверстников.

Используя программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Комплексная программа «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», С.И.Семинака «Уроки добра», О.В.Защиринской «Азбука общения», Р.Р.Калининой Е.О.Смирновой, С.И.Семенака, И.А.Фурманова по профилактике агрессивного поведения у дошкольников, А.М.Прихожан, А.И.Захарова в работе с тревожными детьми.

Предварительный просмотр:

Проект «Талантливые дошколята» в рамках реализации инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Образовательные области

Тема инновационного проекта

«Талантливые непоседы»

Участники

дети старшего дошкольного возраста

Педагоги ДОУ, родители

Аннотация проекта

Цель и задачи проекта.

Цель – выявление талантливых детей,

создание условий для развития и обучения.

Задачи:

Данный проект предусматривает развитие талантливых детей эффективное выявление талантов у детей, разработку и реализацию программ, составленных на основе

Этапы проекта

Сроки реализации

2017-2019 г.г.

Ожидаемые результаты:

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления талантливого ребёнка: Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Играя, учимся дружить!» в рамках реализации инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Трофименко Наталья Валерьевна

Фархиулина Лилия Марсельевна

Образовательные области

Интеграция социально – коммуникативного, познавательного, речевого развития

Тема инновационного проекта

«Играя, учимся дружить!» Профилактика конфликтного поведения дошкольников в условиях Крайнего Севера.

Участники

Дошкольники среднего и старшего возраста, имеющие проблемы в поведении

Педагоги ДОУ

Аннотация проекта

Истоки конфликтного поведения часто лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых и сверстников. Анализ агрессивных и неуверенных действий свидетельствует об их неспособности к позитивному решению конфликтных ситуаций. Невозможность самостоятельно разрешить конфликт вызывает внутренний дискомфорт, стимулирует негативные чувства. В условиях Крайнего Севера тяжелый климат, длительная световая депрессия, территориальная отдаленность от других населенных пунктов, длительное изолированное проживание нередко провоцируют создание конфликтных ситуаций. Уже в дошкольном возрасте надо объяснить детям причины конфликтов. Важно сформировать психологическую готовность к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. В дошкольном возрасте эффективнее всего этого можно достичь через систему психологических упражнений в форме игры- ведущей деятельности дошкольника

Цель и задачи проекта.

Цель –формирование у детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи:

Формирование у дошкольников понятия о конфликте (в когнитивном плане),

Формирование позитивного отношения к себе и другим (в эмоциональном плане);

Научение способам проявления сотрудничества в конфликтах, адекватному использованию различных психологических приемов взаимодействия и разрешения конфликта - просьба, совет, договор, жребий и др. (в поведенческом плане)

Данный проект предусматривает позитивную социализацию эффективное социальновыявление детей, разработку и реализацию программ, составленных на основе

Этапы проекта

  1. Подготовительный (проблемно-ориентированный анализ, обоснование актуальности, поиск информации, изучение литературы, подбор диагностик).
  2. Проектировочный (планирование работы, составление плана –графика работы, определение и анализ ресурсного обеспечения, мониторинг).
  3. Реализация проекта (организация процесса реализации проекта).
  4. Контрольно-оценочный (установление соответствия результата проекта первоначальному замыслу, оценка степени эффективности проекта).

Сроки реализации

Ожидаемые результаты: результаты-продукты и социальный эффект

Результаты –продукты

1.Разработка и апробация компилятивной коррекционно-развивающей программы по формированию способности позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

3. Разработка консультаций по проблеме разрешения конфликтов для родителей

3.Апробация диагностического инструментария по социально-коммуникативному развитию.

Результаты – эффекты

Показатели изменений:

В области знаний: осознание ребенком целей и мотивов собственных действий и действий другого человека

Понимание причин конфликта.

Осознание возможных способов решения конфликта

и их последствий для самого себя и для окружающих

В области отношений: способность к саморегуляции эмоциональных состояний и взаимоотношений с другими. Проявление эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

В области взаимодействия: наличие установки на позитивное разрешение конфликта; освоение стратегии равенства позиций; гибкость адекватного использования различных приемов и способов взаимодействия в конфликте.

Предварительный просмотр:

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи.

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).

Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.

Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.

Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

____________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок , который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе):

«Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой без оценочный прием , когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?

Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Вам нравится?

– Ты очень старался.

В конечном счете важно, что думаем мы сами.

_____________________________________________________________________________

Л.В.Свирская «76 рецептов правильного общения с ребёнком».


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх