Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку. Конспект занятия по сказкотерапии "Колокольчики"

Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самым сложных ситуаций. Сказка - это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов. О сказкотерапии для малышей читайте в нашем материале.

Что такое сказкотерапия: цели и задачи

Метод сказкотерапии доступен и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых. Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия - отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей.

Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:

  • снижения уровня агрессивности у детей
  • устранения состояния тревожности и страхов
  • развития эмоциональной саморегуляции
  • установления положительных взаимоотношений с другими детьми.

Задачи метода сказкотерапии:

  • развитие речи детей и их познавательной деятельности
  • выявление и формирование творческих способностей
  • снижение уровня агрессивности и тревожности
  • развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков
  • развитие способности преодолевать трудности и страхи
  • укрепление отношений между ребёнком и родителями.

«Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна устранить практически любые проблемы ребёнка?»

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

  • по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)
  • для снижения гиперактивности
  • для преодоления агрессивности
  • направленные на работу с расстройствами поведения
  • по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
  • в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

  • притча
  • сказка
  • басня
  • легенда или миф
  • былина
  • анекдот
  • детектив.

Согласно ещё одной известной типологии, сказки бывают следующих видов :

  1. Художественные.
  2. Народные.
  3. Авторские.
  4. Дидактические.
  5. Психокоррекционные.
  6. Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны

Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила - основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.

Программа преодоления детских страхов

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи - самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

  • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
  • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
  • страх своей смерти
  • страх, связанный с боязнью животных
  • боязнь сказочных персонажей
  • страх темноты и ночных кошмаров
  • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
  • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников :

  1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
  2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
  3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
  4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
  5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой - враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
  6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил :

  1. Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  2. Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  3. Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  • главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно - возрасту и характеру
  • далее - описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  • далее - описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  • далее - поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  • в конце - осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка :

  • в 3-4 года - главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет - вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет - делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок - метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры - залог эффективности терапевтических приёмов».

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Смотрите видеосюжеты о том, как легко можно сочинить сказку вместе с ребёнком, ориентируясь на его проблемы

Занятия по сказкотерапии

Эффективными являются занятия с психологом в формате сказкотерапии. В процессе работы с ребёнком специалист акцентирует внимание на приобретение крохой нужных ему знаний для решения его проблемы, а главное - формирует полезные навыки.

Психолог ли вы или просто мама, помните, что при сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила :

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому.

Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша.

«Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами».

Итак, вы ознакомились с методом, который позволяет решать любые детские проблемы с помощью сказок - сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки, умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры, иметь достаточный опыт работы.

Приложение к размышлениям о сказкотерапии.

ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».

Ребята, сегодня помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.

2. Сказка о нежных Теплышках.

Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.

« Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Упражнение «Теплышки».

Ребята, давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (дети по кругу передают мячик из меха).

Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?

«Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

Ребята, как вы думаете, чем закончится сказка? Добром или злом?

(дети придумывают конец сказки).

4. Рисование «Добро и зло».

- На листе бумаги, попробуйте нарисовать «добро» и «зло». Вы можете использовать для рисунка героев, какой-нибудь сказки. Какого цвета «добро»? Какого цвета «зло»?

Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.

Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.

5. Когнитивное упражнение « Чаша Добра».

(визуализация).

И.п. – сидя на полу.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»

6. Заключительный этап.

Молодцы, ребята! А теперь давайте возвращаться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно в детский сад. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

ЦЕЛЬ: коррекция негативных поведенческих реакций, развитие социального доверия, формирование положительной «Я – концепции».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Живой огонек».

Ребята, сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесешься куда захочешь (зажигается свеча, и дети смотрят на пламя ). Что чувствуют ваши глазки? (тепло, жжение, покалывание ).

2. Игровое упражнение «В гостях у сказки».

В комнате в свободном порядке расставляются стулья.

- Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Я взмахну ей, мы окажемся в лесу на поляне. Будем ходить по поляне рвать цветы и ягоды, а как только я хлопну в ладоши - вы спрячетесь за свои стульчики, - опасность близка: гуси-лебеди летят, унести с собой хотят, (дети прячутся за стульчики).

- Ребята, посмотрите, воробушек прилетел к нам сказать, что сюда летит Баба-Яга в своей ступе. Давайте с вами, чтобы она нас не заметила, притворимся цветком.

Этюд «Цветок».

Станьте в круг, возьмитесь за руки, наклонитесь, руки вытяните в круг вниз и вперед - вот мы и цветочный бутон. Будем раскрываться: ручки – лепестки, спинка – стебелек. Медленно выпрямляемся, плавно легко поднимаем руки вверх, наклоняем спинку назад, ручки в стороны. Спинка красивая, ручки нежные. Ветерок подул – мы покачались влево, вправо, руками влево – вправо. Ноги стоят твердо. Смотрите, Баба – Яга летит. Опять бутон закрывается, наклоняемся вперед и вниз. Не найти нас Бабе – Яге.

Молодцы!

Ребята, вы помните, что мы с вами в волшебной стране. Это веселая, удивительная страна, там не так как на самом деле. Нам очень интересно все там рассмотреть и разузнать, поэтому мы отправимся через поле из ромашек.

(Перед детьми рулон обоев или ватмана с нарисованными ромашками).

Ребята, посмотрите, что нарисовано на бумаге? Это ромашковое поле. Но оно бледное и не красивое, мы должны оживить его.

3. Пуантилизм (пальцевая живопись)

«Ромашковое поле».

Дети с помощью пальцев, по нарисованному контуру ромашек оживляют картинку.

4. Тренинг эмоций «Удивление».

- Молодцы, ребята, замечательное ромашковое поле у нас получилось. А, что это там, вдали за комочек скачет? Он так высоко подскакивает, что никак нельзя понять, кто это. Что за удивление? Покажите, как мы удивляемся. Да, кто же это? Да это же Трямка их мультика. Вот он на рисунке. Он говорит нам: « Здравствуйте!» Ребята, а он пришел не с пустыми руками, посмотрите это подушка, не простая, а «волшебная упрямая подушка».

5. Игра «Упрямая подушка».

Эту подушку подарила нам Добрая Волшебница. Внутри нее живут детские «упрямки». Это они заставляют вас капризничать и упрямится. Давайте прогоним «упрямки» (дети по очереди бьют кулаками по подушке, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее». Снимается стереотип и мышечный зажим).

Ребята, давайте послушаем, все ли «упрямки» вылезли и что они там делают (дети прикладывают ухо к подушке и слушают). «Упрямки» испугались и молчат в подушке.

6. Заключительный этап.

Ну, что, ребята нам пора возвращаться обратно, пусть наш «живой огонек» перенесет нас в детский сад. Подойдите ко мне, посмотрите на огонек, не отрываясь. Вот мы и в детском саду.

ЦЕЛЬ: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке.

Сказка о разноцветной звезде.

« Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты).

Ребята, хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого.

Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда.

Ну а теперь пора возвращаться обратно.

Заключительный этап.

- Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков. Молодцы, ребята! Открывайте глаза мы снова в детском саду.

ЦЕЛЬ: воспитание добрых чувств, уверенности в себе, формирование мотиваций деятельности, снятие эмоционально-психического напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Ракушка».

Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Эта ракушка поднялась с морского дна специально для того, чтобы подарить волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздается тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому сесть в позу расслабления. Ну вот, мы с вами и в сказке.

« Жила когда-то женщина, и были у нее две дочери. Старшая, похожая на мать: то же лицо, тот же характер. Обе и старшая дочь и мать были до того злы и грубы, что знакомые держались от них подальше.

2. Тренинг эмоций «Злюка».

Детям предлагается с помощью мимики и пантомимики изобразить «злюку».

А младшая была добрая, приветливая, да к тому же и красавица.

3. Упражнение «Кляксы».

Детям предлагаются цветные кляксы: светлые, яркие и темные. Задача детей увидеть в них изображение, напоминающее злого и доброго персонажа и дорисовать его.

« Мать любила старшую дочь, и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи. Каждый день она ходила к источнику с огромным кувшином за водой. Однажды, когда девушка набирала воду к ней подошла бедная женщина и попросила попить воды.

Пейте, на здоровье, - сказала девушка. Она зачерпнула воды и подала женщине. Женщина отпила несколько глотков и сказала:

Ты очень добра, и мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (А это была фея, которая приняла вид бедной женщины, чтобы посмотреть, на самом ли деле девушка так добра). Вот, что я тебе подарю: Пусть каждое слово, которое ты произнесешь, упадет с твоих уст прекрасным цветком. Прощай.

4. Изотерапия «Волшебные цветы».

Детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лицо и раскрасить.

« Когда девушка пришла домой, мать стала ее ругать, за то, что ее так долго не было. Едва девушка проронила слово, как с ее губ упало несколько роз.

Смотри-ка, сказала мать, что с тобой приключилось? Девушка все рассказала, что с ней случилось у источника. « Ну, если так,- сказала мать, то надо послать к источнику и старшую дочь».

Ну вот, еще - сказала дочь, охота мне тащиться в такую даль.

Иди, я хочу, чтобы ты пошла! Сию же минуту!

Девушка послушалась и пошла. Едва она подошла к источнику, к ней навстречу вышла нарядно одетая дама (это была та же фея), и попросила глоток воды.

Я, что пришла сюда, чтобы дать вам напиться, - дерзко ответила девушка. А в прочем мне все равно, пейте…

Не очень то вы любезны,- сказала спокойно фея. Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С сегодняшнего дня, каждое твое слово, будет превращаться в жабу или змею. Прощай!

5. Телесно-ориентировочное упражнение

«Жаба и змея».

Детям предлагается по сигналу превратиться в «змею» или «жабу»(поползать или попрыгать). Один хлопок - в змею; Два - в жабу.

« Как только девушка вернулась, мать кинулась навстречу:

Ну, как, доченька?

А вот, так матушка! - буркнула в ответ дочка, и в тоже мгновение две гадюки и жаба плюхнулись на пол.

Да, за что это, такое? Это сестра твоя во всем виновата! И кинулась с кулаками на младшую дочь. Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

ответы детей )

« Там встретил ее молодой принц, он заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок. Он изумился и попросил рассказать, что это за чудо. Девушка рассказала ему свою историю. Королевский сын влюбился в нее и женился»

6. Заключительный этап.

- Ребята, понравилась вам сказка? А в чем смысл этой сказки? Доброта всегда вознаграждается, а злоба, недовольство - наказываются. Так давайте будем с вами добрее, и будем дарить свою доброту другим людям. И мы непременно за это получим какое-нибудь вознаграждение. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

ЦЕЛЬ: Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными эмоциональными средствами, развитие умения заботиться о других.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Волшебный цветок».

- Ребята, у меня в руках «волшебный цветок». Этот цветок умеет переносить людей в сказки. Вы хотите попасть в сказку? Чтобы туда попасть, необходимо получить от него волшебную силу. Посмотрите на цветок, протяните к нему руки и закройте глаза. Вы наполняетесь волшебной силой. Откройте глаза. Вот мы с вами и в сказке.

« Жил – был маленький воробышек. Однажды он не послушался маму, подошел к краю гнезда, высунулся, перевернулся и вывалился из него. Испугался он, хотел обратно залезть в гнездышко, да оно высоко на дереве было. Стал воробушек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький был. Сел воробушек и громко заплакал.

2. Этюд «Непослушный воробышек» с элементами психогимнастики.

Ребята, давайте представим, что мы маленькие воробушки (руки прижали к себе и попрыгали вокруг себя). Мы находимся в гнезде. Давайте, тихо-тихо, на цыпочках подойдем к краю гнезда, высовываем голову(вытягиваем шею) и прыгаем на землю (падаем на пол). Испугался воробышек (изобразите, как он испугался) и хотел обратно залезть в гнездышко (подпрыгнуть на корточках). Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками машет (бег по кругу, махи руками).

«Проползала мимо змея. Помоги мне, попросил воробышек, я упал из гнезда.

Я бы рада тебе помочь, отвечает змейка, но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? И уползла. Еще больше заплакал воробышек. Прискакала к нему лягушонок. Попрыгал кругом, да чем он поможет?

3. Игра «Лягушки и комары».

А, сейчас, давайте немного поиграем в игру (дети делятся на две команды) . «Лягушки» садятся на мячик и начинают двигаться по ковру и проговаривают.

Все лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Психолог: Комары все улетели

И лягушки их не съели.

(комары в это время разбегаются).

«Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проползала мимо ящерица, попробовала высоко поднять свой хвостик, чтобы воробышек по нему на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут.

Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка? (дети придумывают конец).

А на самом деле дело было так:

« Увидели они, что летит аист. Позвали его, совета попросить. Аист подумал-подумал и сказал:

Я знаю, что делать. Нужно позвать ребят, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они вам помогут. Так и решили. Попросили бабочку слетать к ребятам, позвать их на помощь. Бабочка замахала крыльями и полетела. Ребята пришли и посадили воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетел к ним и весело чирикал возле них - благодарил.

4. Этюд «Спаси птенца».

Ребята, в нашей помощи нуждаются многие. Я предлагаю вам тоже спасти маленького птенца.

«Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенчик. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, приложите к своей груди, дайте ему тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему.

Понравилась вам сказка? Ребята, давайте всегда помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, ведь нам с вами тоже может понадобиться чья - то помощь.

5. Заключительный этап.

А сейчас пора возвращаться обратно. Подойдите к нашему волшебному цветку. Посмотрите на него, протяните руки и закройте глаза. Мы наполняемся с вами волшебной силой для возвращения в детский садик.

ЦЕЛЬ: формирование позитивного отношения ребенка своему «Я», отработка позитивного взаимодействия друг с другом, снятие эмоционального напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Минутка вхождения в сказку « Три дороги».

- Ребята, чтобы попасть в сказку, нужно пройти по одной из трех дорог. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая перенесет вас в сказку. Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как наполняетесь волшебной силой. Ну, вот мы и в сказке.

2. Упражнение «Угадай, кого не стало».

Дети, сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей? Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а остальные отгадывать, кто именно спрятался. Сначала попрошу закрыть всех глаза, и пока никто не видит, тихо подойду из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался.

3. Правила поведения в группе.

- А теперь, давайте установим правила поведения в группе.

* Всегда помните о благодарности - говорите «волшебные слова».

* Помогай друзьям; делись с ними.

* Умейте останавливать друга, если он делает что-то нехорошее.

* Не срывайте злость на других.

* Не ссорьтесь по пустякам.

* Не смейтесь над ошибками других, вы можете ошибиться сами.

* Умеешь сам - помоги товарищу.

Ребята, я думаю не так уж сложно выполнять эти правила.

4. «История про звездочку».

Ну, а сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Она про те времена, когда звезд еще не было на небе. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы люди могли заметить мой свет?» В ответ она услышала: « Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» « Я согласна», - ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение … Попробуйте отгадать где? (в каждом из нас). Каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен.

5. Игра «Большая звезда».

Подойдите все ко мне и образуйте одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает и свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, - теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу (дети передвигаются мелкими шажками под музыку).

А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке.

(разрезается яблоко пополам и дети находят звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки).

Детям предлагается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока.

6. Заключительный этап.

- Ну, вот наше занятие подошло к концу. Перед вами три дороги, по которым вы должны пройти, чтобы вернуться в детский сад.

ЦЕЛЬ: Воспитание нравственности, опрятности, формирование адекватных форм поведения, коррекция поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку « Волшебный цветок».

Силы на путешествие по сказке нам подарит «Волшебный цветок». Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову, руки. Вот вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию. Дети садятся в позу расслабления.

2. «История про мыло».

«Давным-давно жили на свете только черные люди. Почему? Да потому что тогда еще не было мыла. Люди не мылись и ходили черными и чумазыми. И решили они изобрести мыло. Но мыло у них получилось несовершенным, оно кусалось как горький перец. И когда по утрам умывали им малышей, весь город оглашался плачем и криками. Очень долго люди пытались сделать мыло совершенным, и вот, наконец, создали душистое, нежное. Люди очень радовались и мылись, мылись!

3. Упражнение с элементами массажа «Умывание».

Ребята, давайте представим, что мы только проснулись и пошли умываться:

(дети в кругу)

* вымоем личико (проводят руками по краю лица)

* моем бровки (проводим кончиками пальцев по бровям)

* моем глазки (трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз, поморгаем глазками).

* моем носик (проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз).

* моем ушки (поглаживаем ушки).

4. Упражнение « Мыльные пузыри».

Давайте представим, что мы надуваем мыльные пузыри.

Увидела эту пену одна девочка и нырнула в корыто. Вдруг корыто поднялось высоко в небо, и ветер унес его в незнакомую страну. В этой стране еще не было мыла, и люди ходили грязными. Там всегда было темно, потому что солнышко не светило. Но когда люди увидели такую чистую девочку, то очень удивились и сделали ее своей принцессой. Принцесса сразу же издала указ, об открытии мыльных фабрик. Вы думаете все стали мыться? Нет, еще попадались дети, которые не хотели мыться до чиста, микробы прятались у них под ногтями, и даже заползали в немытые уши. Дети очень злились и были грубыми. Тогда принцесса запретила продавать мороженое детям с грязными руками. Но дети очень любили мороженое и стали мыться по утрам и вечерам, перестали упрямиться и грубить. И солнышко снова выглянуло из-за тучки. Кругом стало светло и весело.

5. Этюд «Солнечный зайчик».

Посмотрите, солнечный зайчик заглянул и к нам в глаза. Закройте их. Побежал дальше по лицу, по рукам, по ногам, попробуйте его поймать и подружиться с ним. Улыбнитесь ему.

«Так мыло покоряло страну за страной, но все-таки… слишком медленно. И так принцесса садилась в свое корыто, полное мыльных пузырей, и говорила: «О, ветер, ветер! Отнеси меня туда, где еще есть дети, которые не хотят умываться. Я не знаю, сыщет ли у нас принцесса детей, не любящих мыла? Я думаю, нет.

6. Заключительный этап.

Ну, вот наше занятие и подошло к концу. Подойдите к «волшебному цветку», пора возвращаться в садик.

Цель. Развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закрепление правил доброжелательного поведения; развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Волшебный камешек».

Здравствуйте, ребята! Хотите попасть в сказку? Расслабьтесь, положите руки на бедра, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, гладкий или шершавый? Приготовились?» Дети не открывают глаза и не двигаются, говорят о своих ощущениях. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку!

«Давным-давно жили в лесу три маленьких птички - зеленая, красная и желтая. Им было очень весело, целыми днями они порхали с ветки на ветку, играли да плясали. Но вот однажды пошел сильный дождик. Промокли птички и стали искать, где бы им укрыться».

2. Игра «Солнышко и дождик».

Ребята, давайте поиграем. Когда я буду говорить «солнышко», вы будете гулять, играть, а если я говорю «дождик», вы садитесь в круг и делаете домик над головой. Молодцы!

«Прилетели птички к елочке и говорят:

Укрой нас, елочка, под своими ветвями. А елочка отвечает:

Я укрою только зеленую птичку, а вы ищите себе другое укрытие. А зеленая птичка говорит:

Раз ты моих сестер не хочешь укрыть, то и я не останусь у тебя. И полетели они дальше. А дождик льет и льет. Промокли перышки у птичек. Наконец, подлетели они к грибу – мухомору и говорят:

Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Гриб-мухомор отвечает:

Я укрою только красную птичку, мне только этот цвет нравится, а зеленая и желтая пусть себе ищут другое место. Красная птичка ему и говорит:

Я никогда не останусь одна без своих сестриц. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть. Обиделись маленькие птички на лесных жителей и помчались в поле. И увидели целое поле желтых подсолнухов. Обрадовались птички и все вместе обратились к подсолнухам:

Укройте нас от дождя, мы уже совсем не можем летать, наши крылышки совершенно промокли и сами мы очень замерзли. Закивали подсолнухи и спрятали птичек за свои большие желтые головки, напоминающие маленькие солнышки».

3. Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки».

А сейчас, давайте немного отвлечемся. Дети садятся в круг и получают листы бумаги и карандаши. По моей команде вы начинаете рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде, передаете ее соседу справа, а получаете от соседа слева недорисованную картинку и продолжаете ее рисовать. Передача продолжается, пока не сделаете полный круг.

4. Этюд «Солнечный зайчик».

Ребята солнечный зайчик и заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечке, шее, руках, ногах. Улыбнитесь ему.

«Высушили свои крылышки птички, согрелись, стали опять играть и плясать. Высоко в небе раздавались веселые песни - это птички благодарили подсолнухи за помощь в беде. Настал вечер, и птички легли спать». Что с ними дальше было, не знаю. Только знаю, что дружба - в любом деле опора!

Понравилась вам сказка? А с вами было такое, что вы отказывали кому-то в помощи. Помните, ребята, нужно быть дружными, помогать всем, кто нуждается в помощи, ведь тогда и нам помогут, если она нам понадобится.

5. Заключительный этап.

А сейчас нам пора возвращаться. Закрывайте глаза, и почувствуйте прикосновение волшебных камешков. Ну, вот мы снова в детском саду.

ЦЕЛЬ : Закрепление правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Прикосновение Феи».

Здравствуйте, ребята! Хотите в сказку? Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот до кого она дотронется, сразу садиться на пол и ждет начала сказки. К нам в гости пришла сказка, которая живет в кармане у каждого ребенка. Психолог неожиданно находит у себя в кармане блесточку.

2. Сказка о жадном кармашке.

Аленка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на него место пришила красивый шелковый цветочек.

3. Беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным?»

Ребята, понравилась вам сказка? Хороший был кармашек? А кого можно назвать жадным? Хорошо быть таким как кармашек? А если бы вы были на месте Аленки, вы бы послушали жадный кармашек? Что бы вы ему сказали?

4. Упражнение-тренинг « Подели игрушки».

А сейчас давайте немного поиграем. Каждому ребенку предлагается 5 красивых игрушек, которые ему нужно разделить:

Себе и другу.

Себе и другим детям.

Себе и брату или сестре. Как вы будете их делать?

5. Окончание занятия.

Ребята, закройте глаза и ждите прикосновения феи, нам пора возвращаться в садик.


Корсунская Наталья Николаевна;
- Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 27 «Дюймовочка»
Арсеньевского городского округа;

Занятие с использованием сказкотерапии в старшей группе "Я и другие"

СКАЧАТЬ (с фото)

Цель:

Закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки;

Способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе;

Формировать у детей умение выражать собственное мнение;

Развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, -элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа : коммуникативные игры, рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности, игровая деятельность.

Оборудование к занятию: музыкальное сопровождение, камешки, солнышко большое и маленькие по количеству детей, картинки цветов (роза и ромашка).

Ход занятия:

Здравствуйте, я рада вас видеть. Хочу сегодня поздороваться с вами необычным способом, а игра так и называется "Давайте поздороваемся".

Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: способствовать продолжению знакомства, создавать психологически непринужденную атмосферу
В начале упражнения вспоминают разные способы приветствия, реально существующие и шуточные. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, ушками, щекой, лбом, пятками, придумать собственный необычный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться.

Давайте, в качестве приветствия, подарим улыбки друг другу и нашим гостям. И прошу присесть вас на стулья (или подушечки на ковре).

Ребята, обратите внимание на доску и скажите чье изображение вы видите? (изображение цветка розы и ромашки)

Сейчас я хочу рассказать вам удивительную сказку об этих цветах.

Сказка «Роза и Ромашка» . (Текст сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. Лабиринт души.- М.: Академический проект, 2010.)

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

Обсуждение сказки.

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

(прекрасная, ухоженная, нежная с бархатными лепестками)

2. Что значит фраза которую сказал Малыш ромашке: «все цветы хороши по-своему» ?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер.

Физминутка (Дети встают в круг)

Игра «Дотронься до... »

Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета (цвета на одежде детей). Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

(Дети садятся на стулья)

Понравилась игра? У каждого из вас в одежде нашелся цвет который я называла?

Правильно, ведь мы разные и одежда у нас разная, и внешне не похожи друг на друга - это называется внешние отличия. Люди отличаются еще и внутренними качествами, т.е. характером или своей особенностью, например:

Умением хорошо рисовать;

Петь, танцевать, бегать;

Помогать близким;

Быть добрым;

Предлагаю поиграть в игру для которой я приготовила камешки.

Коммуникативная игра «Подари камешек»

Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...» Тем детям, которым ничего не осталось, камешки дарит ведущий, но, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он дарит подарок.

Релаксационная игра: «На полянке»

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.

Солнышко дарит вам подарки (маленькие солнышки).

Что можно сделать с солнышком?

(Ответы детей: «Подарить другу. Нарисовать улыбающееся лицо. Привязать ниточку - будет игрушка для котенка или медальон. Сделать аппликацию»).

Коллективная работа детей "Солнышко"

Посмотрите какие у нас получились солнышки они похожи друг на друга, но и отличаются чем-то.

Итог:

Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

План

1. Организационный момент - упражнение «Давайте поздороваемся».
2. Чтение сказки «Роза и Ромашка» .
3. Обсуждение сказки.
4. Физминутка - Игра «Дотронься до... » .
5. Коммуникативная игра «Подари камешек».
6. Релаксационная игра: «На полянке».
7. Коллективная работа детей "Солнышко".
8. Итог(вывод).

Тема: “Путешествие в сказочную страну”

Для проведения занятия психологу необходимо подготовить:

  • Кабинет превратить в “Сказочную страну” (повесить на стену панно со сказочным сюжетом, накрыть стол и действующие игрушки блестящей тканью, расставить детские стульчики по кругу и т.п.).
  • Сказочный костюм (плащ или накидку).
  • Сказочные атрибуты (волшебная палочка, волшебный туннель, блестящий клубок, волшебный цветок или другие от сценария занятия).
  • “Волшебный туннель”, “Волшебный цветок” - для входа и выхода из Сказочной страны.

Цель занятия:

  • Развитие внимания и восприятия.
  • Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей.
  • Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Диагностические моменты:

  • Характеристика речевых особенностей (словарного запаса, грамматического строя, дикции, интонационной выразительности).
  • Наблюдение за детьми при инсценировке сказок (активность, эмоциональность, чувственность мимики и движения).
  • Определение характера творческого взаимодействия детей в процессе занятия.
  • Оценка эмоциональной сферы каждого ребенка.

Оборудование:

  • “Волшебный туннель”;
  • Текст сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”;
  • “Волшебный цветок”;
  • Костюмы детей для инсценировки сказки “Красная Шапочка”.

Ход занятия

Приветствие. Вход в “Сказочную страну” через “Волшебный туннель”.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Психолог рассказывает сказку “Красная Шапочка”, используя приём сказкотерапии: замену героев и хода событий:

“Жила-была Желтая Шапочка…”

Психолог делает паузу – ждёт, когда дети исправят ошибку:

“Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка”.

“Собралась она и пошла к папе в другую деревню… Идет Желтая Шапочка по лесу, а навстречу ей медведь…

Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь? – спрашивает Медведь…

Иду я к сестричке, она меня ждет, отвечает девочка…

А сколько лет твоей сестричке?

Пять лет, - говорит Желтая Шапочка.

А далеко живет твоя сестричка? – спрашивает Медведь…

Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, - отвечает Желтая Шапочка…”. И т.д.

Психолог предлагает детям инсценировать “правильный” вариант сказки “Красная Шапочка” с помощью самих детей.

Психолог просит детей сесть на стульчики, двоим детям предлагает проиграть минисценку из мультфильма “А просто так”:

“Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов. Лисенок, напевая песенку, подошел к песику подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: - А за что?

Да просто так, - ответил Лисенок и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и начал танцевать. Он был очень рад”.

Ребята, вам, конечно, знакомо чувство радости. Верно? Давайте закончим предложение. “Чувство радости – это когда…”.

Дети по очереди заканчивают предложение и высказываются столько раз, сколько захотят.

Психолог просит детей выполнить рисунки, которые передают чувства радости. Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.

Психолог просит подойти детей к “Волшебному цветку”:

“В нашей волшебной стране есть “Волшебный цветок”. Это подарок одной доброй и мудрой Феи. Когда к Волшебному цветку подходит добрый ребенок и подставит свою ладонь к цветку, то цветок делится с ним своим теплом и передает ему часть своей волшебной силы. Если подойти к цветку, протянуть руки над ним, но не дотрагиваться до цветка, закрыть глаза, то можно превратиться, в кого пожелаешь.

Сейчас мы тихонько подойдем к “Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянем руки, закроем глаза и превратимся в тех сказочных героев, о которых будем думать”.

Дети встают вокруг цветка и закрывают глаза, держат над цветком свои ладони, психолог даёт установку: “Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу. И мы превращаемся в сказочных героев. Кто уже превратился может открыть глаза. Теперь начинайте двигаться как тот герой, в которого вы превратились. Все превратились, давайте знакомиться…”.

Все садятся на стульчики.

Психолог подводит итог занятия: Наше занятие заканчивается. Вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего.

Прощание. Выход из “Волшебной страны” через “Сказочный туннель”.

Использованная литература

  1. Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятии в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)
  2. Е.А.Алябьева Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
  3. Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с. (Растем здоровыми)
  4. А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.218с.

Занятие по сказкотерапии «Колокольчики»

Цель: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Ход занятия:

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите.

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты). Хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда. Заключительный этап. Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх