Методическая разработка «Цветотерапия в детском саду в работе с дошкольниками. Педагогический проект «Цветотерапия

Опубликовано 24 июня 2013 - 20:34 пользователем admin

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т.п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета .

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив таким образом основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.

В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т.п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.

Дети дошкольного возраста чаще называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый - это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, ее интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребенка - черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.

С точки зрения физиологии и медицины особое биологическое значение имеют отдельные цвета солнечного спектра. По данным Е. Рабкина, все цвета делятся на две группы - пассивные и активные. В первую группу входят монохромные цвета - белый, серый, черный. Активных цветов значительно больше, они отличаются тоном, насыщенностью, оттенками, которые обусловлены длиной световых волн (красный цвет имеет длинную волну, голубой - среднюю, синий и фиолетовый - короткую).

Приведем сведения о влиянии отдельных цветов на психофизиологическое состояние человека.

Красный цвет

С физиологической точки зрения красный цвет влияет прежде всего на сердце, кровообращение (устраняет застойные явления), стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ, поэтому он способен согревать тело и оживлять чувства человека.

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Полезен он и при гипотонии и инфекционных заболеваниях. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Розовый цвет

Розовый цвет успокаивает нервную систему, улучшает настроение, способствует расслаблению мышц и глубокому сну. Этот цвет помогает выздороветь даже при тяжелых заболеваниях.

Желтый цвет

Желтый цвет поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Желтый цвет связан с солнечным сплетением человека и всей нервной системой. Он мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, активизирует логику, способствует умению четко выражать мысли

(Активизирует центры головного мозга, контролирующие процессы мышления и речи), повышает чувство оптимизма и уверенности в собственных силах. Полезен он и для зрения.

В отличие от красного, желтый цвет не возбуждает, а стимулирует.

Оранжевый цвет

Поскольку оранжевый цвет возникает при смешивании красного и желтого, он обладает свойствами обоих этих цветов, помогает повышать активность. В физиологическом плане оранжевый цвет способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Зеленый цвет

При ощущении апатии и безразличия ко всему, отсутствие душевного равновесия и повышенной раздражительности, при желании быть открытым и спокойным помогает зеленый цвет. Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным. В воздействии на нервную систему человека зеленый цвет проявляет свойства теплых и холодных цветов, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Влияние зеленого создает ощущение мира и равновесия, покоя и обновления.

Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух.

Голубой цвет

Голубой помогает снизить температуру, имеет обеззараживающие свойства, способен остановить распространение инфекции. Благоприятно действует на повышение иммунитета, снижает артериальное давление.

Фиолетовый цвет

Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Фиолетовый - это смесь синего и красного, так воплощает связь движения и покоя. В цветотерапии применяют его успокоенность и одновременно способность очищать и укреплять.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый - символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Приемы цветотерапии .

Приемов цветотерапии очень много: освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, питье воды из бутылок, изготовленных из стекла разных цветов, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться.

Детям трудно длительное время концентрироваться на одном объекте. Но, чтобы достичь психотерапевтического эффекта, нужно привлекать их внимание к определенному цвету в течение не менее 3-5 минут.

Метод «цветотерапия» в коррекционной работе с детьми с ОНР в детском саду

Введение

Цветотерапия (хромотерапия) - это научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета.

Лечение цветом, его энергией родилось еще в древности и получило название хромотерапия. Цветовые лучи, попадая на сетчатку и радужную оболочку глаза, оказывают лечебный эффект на весь организм. Цветотерапия занимает одно из важных мест (наряду с растительной, звуковой, ароматической) в нетрадиционной медицине. Лечебные воздействия цвета связаны с влиянием колебания световых волн определенной длины на наши органы и психические центры. При этом проявляется специфическое влияние цветов при тех или иных заболеваниях.

Актуальность:

Свыше 40% дошкольников в нашем СПДС страдают недостаточной сформированностью всех языковых структур - общее недоразвитие речи. Данное нарушение требует особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в лого-коррекционной работе. Одним из эффективных методов является цветотерапия.

Использование цветотерапии положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека. При умелом использовании цвет благотворно влияет на детей дошкольного возраста, особенно имеющих различную патологию в развитии, в том числе и тяжелую речевую патологию (ОНР). Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма дошкольника.

Цель:

Формировать у детей посредством цветотерапии познавательную, речевую и коммуникативную деятельность на логопедических занятиях и в свободной деятельности.

Задачи:

Определить методы и приемы воздействия цветотерапии на речевое развитие.

Использовать методы и приемы цветотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.

Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ОНР используя новинки метода цветотерапии.

Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие, наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышают тонус. Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных областях, в том числе и образовании, коррекционной педагогике.

Здесь спроецированы все внутренние органы человека, которые в свою очередь рефлекторно связаны с мозгом. (Слайд 2)

Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации

Цвет

Локализация

Вверху

Боковые поверхности

Внизу

Красный

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

Розовый

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

Желтый

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

Зеленый

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

Голубой

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

Синий

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

В наше время во многих регионах страны отмечается сокращение логопедических групп для детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями посещают детские сады общеразвивающего вида, где организованы группы комбинированной направленности.

Надо сказать, что, если цветотерапия благотворно влияет на психоэмоциональное состояние детей с речевой патологией, то она так же благоприятно влияет и на развитие детей без речевых нарушений.

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют две группы комбинированной направленности: для детей 5-6 летнего и 6-7 летнего возраста.

Коллектив нашего дошкольного учреждения использует элементы цветотерапии уже достаточно долгое время. Опыт коррекционно-логопедической работы показал, что воздействие правильно подобранной цветовой гаммы дает более эффективные показатели в развитии у детей с ОНР. Аналогичное использование цветотерапии специалистами и воспитателями в образовательной деятельности с детьми без речевой патологии дает так же высокие показатели в их развитии.

Приняв во внимание эффективность использования цветотерапии, мы решили расширить рамки ее воздействия в образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения.

Учитывая то, что выбор цвета - важный фактор в дизайне интерьера, в период ремонта детского сада мы подобрали соответствующую цветовую гамму и окрасили помещения в теплые цвета (логопедический кабинет, музыкальный и физкультурный зал, группы) которые теперь выглядят теплыми и приветливыми. Аналогично мы подобрали шторы соответствующих цветов. (Слайд 3,4,5,6)

Надо сказать, что успешное сочетание цветовой гаммы вызывают хорошее настроение и самочувствие как детей, так и взрослых. Кроме того, как в логопедическом кабинете, так и в других помещениях предназначенных для образовательной и самостоятельной деятельности детей, достаточно много дидактического материала, игр с использованием ярких цветов, что привлекает внимание детей и всегда доступно для использования.

В дополнение к правильно подобранной цветовой гамме интерьера, в вышеназванных помещениях всегда есть зеленый цвет - это живые растения. Известно, что зеленый цвет, расположенный в спектре между синим и желтым пробуждает осознание жизни - это символ роста, движения. Там, где есть зеленый цвет существует благоприятная среда для обитания человека. Цвет растительности в интерьере связывает нас с природой. Мы чувствуем себя живыми, обновленными, поскольку зеленый цвет ассоциируется с ростом. В логопедическом кабинете так же всегда присутствует желтый цвет, который является источником тепла и света, стимулирует интеллектуальные способности детей, раскрепощает. (зашторенное зеркало для индивидуальной коррекционно-логопедической работы, зашторенная доска для демонстрационного материала). Желтый - цвет солнца, является важнейшим элементом жизни на земле. Желтый цвет помогает прояснить восприятие, увеличить бодрость, создает ощущение тепла.

Известно, что цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Учитывая эту возрастную особенность для индивидуальных и микрогрупповых занятий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР, используются скатерти необходимого цвета для усиления и закрепления положительного эффекта.

Например, используя скатерть зеленого цвета для занятий с детьми с ОНР усиливается ощущение связи с природой, создаются более комфортные условия, эффективнее осуществляется воспитательно-образовательные процессы. (Слайд 7) Скатерть оранжевого цвета воспринимается как теплый, прелестный, полный жизни, его символика: тепло, солнце, радость. Этот цвет способствует образованию эритроцитов, убирает подавленность и физическое утомление, раскрепощает, способствует восстановлению нервной и мышечной ткани, укрепляет волю. Оранжевый цвет скатерти используется в коррекционно-логопедической работе при составлении рассказов, заучивании, в работе над грамматическим строем речи, поскольку этот цвет несет подкрепление мысли или разговора, более того ребенок не чувствует себя одиноким в образовательном процессе. Данный цвет так же положительно влияет на сосредоточенность на том или ином дидактическом материале или развивающей игре. (Слайд 8) Розовая скатерть используется в основном в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР, которые зачастую расторможенны, гиперактивны, или тогда, когда у ребенка плохое настроение. Розовый цвет действует на нервную систему успокаивающе, вызывает расслабление напряженных мышц, снижает возбуждение, регулирует и улучшает настроение. (Слайд 9)

Подобрав цветовую гамму интерьера, оформления помещения, эффективность цветовых качеств в организации образовательного процесса, следует обратить серьезное внимание и на цвет одежды специалиста (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя).

При организации и проведении повседневной образовательной деятельности предпочтение отдается теплым и спокойным цветам в одежде специалистов. При проведении праздничных мероприятий (утренники, досуговая деятельность, викторины и т.д.) можно использовать одежду взрослых соответственно тематике мероприятия и цвета подбираются более яркие и насыщенные, но желательно однотонные. Следует помнить, что цвета могут вызывать определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла или холода. Светлые цвета, как правило, теплые, дают ощущение легкие и кажутся глазу особенно близкими.

При организации и проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР используются специальные игры и пособия, которые соответствуют решению задач цветотерапии.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Постепенно формируется связь между словом, образом эмоции, цветообозначением и дает положительный результат психоэмоционального состояния ребенка. Учитывая это, в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной работе используются специально подобранные игры, сказки, дидактические пособия и наглядный демонстрационный материал.

Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже знакомы, но хочу сказать, что применение игр с учетом цветотерапии в системе, дают более эффективный результат.

«Волшебное покрывало» - это большие полупрозрачные платки насыщенных и пастельных тонов. Ребенок накрывается платком и рассматривает сквозь него окружающее пространство. Ребенку, по его настроению, психоэмоциональному состоянию предлагается платок соответствующей цветовой гаммы. Если ребенок расторможен, возбудим, ему дается голубой волшебный платок, и мы с ним отправляемся в голубую сказку. Использование этой игры дает хороший терапевтический эффект, действует успокаивающе, настраивает на позитивную волну, развивает детскую фантазию, воображение. В игре основное правило - менять цветовое пространство, чтобы достичь нужного эффекта эмоционального состояния ребенка.

«Радужный мост» - на столе - лист ватмана, размеченный дугами. Детям предлагается «построить мост», т.е. выложить крышками дуги-дорожки воздушного моста (каждый ребенок выбирает цвет по своему настроению). Игра учит детей общению, взаимодействию друг с другом, умению придумать название своей волшебной страны, то как она выглядит, и кто в ней живет. Таким образом, на фоне положительного эмоционального состояния развивается и закрепляется как диалогическая, так и монологическая речь ребенка с ОНР.

Дидактический столик «Цветные домики» - детям предлагается выбрать домик такого цвета, который им больше всего нравится (желтый, зеленый, розовый) и расселить по этим домикам жильцов (материал согласно лексической теме). Дети делятся впечатлениями, рассказывают почему они выбрали тот или иной цветной домик и почему именно так расселили своих жителей, они придумывают каждый свою фантастическую историю.

Часто используется природный и бросовый материал, такие как, пробки, камешки, желуди, шишки для выполнения разных творческих заданий. Дети выкладывают, подбирая нужный им цвет, либо свою любимую игрушку, либо героя из сказки, либо «рисуют» свое настроение.

В коррекционно-логопедической работе удачно используются «цветные сказки». В зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей, выбирается соответствующая «цветная сказка», например, в «желтой сказке» речь идет о солнышке и все что желтого цвета, аналогично используются «зеленая сказка», «розовая сказка», «голубая сказка». Текст каждой сказки соответствует названию сказки, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

При формировании, уточнении и закреплении фонематических процессов, а также, при обучении элементам грамоты, в системе коррекционно-логопедической работы используются три основных цвета спектра: красный - для обозначения гласных звуков и букв, синий - для обозначения твердых согласных звуков и букв и зеленый - для обозначения мягких согласных звуков и букв. Для формирования навыков чтения используется комплект пособий «Учим ребенка говорить и читать» Цукановой С.П. Эти таблицы помогают детям с общим недоразвитием речи отрабатывать навык слитного чтения слогов и предложений различной структуры. По мере прохождения букв, согласно плана работы, дети читают обратные, прямые слоги и слоги со стечением согласных с ними, учатся проводить анализ и синтез слов и предложений. Данный речевой материал для чтения подобран в соответствии с принципами доступности и постепенного усложнения. В раздаточных таблицах все гласные буквы - красного цвета, согласные твердые - синего цвета, согласные мягкие - зеленого цвета.

Заключение:

Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.

Литература

1. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.

2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч. методическое пособие конспект. Спб.: Детство пресс, 1999. 64 с.

3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 349с.

4. Цуканова, С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 32 с.

Люди с самых древних времен пытались понять значение цветовых энергий и их влияние на человека. Древние целители были уверены, что цвет способен врачевать не только тело человека, но и его душу. Цвет для лечения самых разных болезней в свое время использовали: арабский целитель Авиценна, естествоиспытатель и врач эпохи Возрождения Парацельс, американский физиолог Диншах Хадиали, ученый-анатом Бехер, физиолог В. Хаусманн, профессор Московского Университета А.Г.Гурвич и многие другие. Современные психиатры и детские психологи уверены, что цветовые предпочтения могут многое рассказать о ребенке. А точнее: о его характере, темпераменте, психоэмоциональном состоянии, здоровье.

Что такое цветотерапия и как она применяется в детской терапии и психологии

Цветотерапия – лечение цветом. Уникальные методики цветотерапии не вызывают привыкания, они абсолютно безопасны, а при ряде заболеваний считаются максимально эффективными. Наиболее часто эти методики применяются с целью коррекции психоэмоционального состояния человека. Медицинская практика убедительно доказала, что с помощью цвета можно не только провести диагностику и выявить проблемы ЦНС, но и излечить , снять детскую тревожность, побороть патологические страхи, апатию, раздражительность. А также расшевелить слишком ленивых, заторможенных детей и успокоить гиперактивных.

Доказано, что любой цветовой спектр оказывает определенное воздействие на органы эндокринной системы – на шишковидную железу и гипофиз. А именно эти органы отвечают за продуцирование гормонов. То есть цветовое воздействие способно регулировать выработку тех или иных гормонов. Существующие цветотерапевтические методики основаны на воздействии фотонов различной длины и интенсивности на мозг человека. Благодаря изменению цвета в окружении ребенка, можно достичь поистине уникальных результатов. И результаты, полученные в ходе применения цветотерапии на практике, являются бесспорным тому доказательством.

При лечении, каких детских заболеваний применяется цветотерапия?

Цветотерапевтические методики активно применяются при лечении неврозов, мигреней, простуд . Врачи рекомендуют пройти курс лечения цветотерапией детям, страдающим нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ . Эта методика эффективна при проблемах со щитовидной железо й. И, конечно же, эта немедикаментозная терапия незаменима при лечении любых психоэмоциональных нарушений у детей.


Значение цветов в цветотерапии

В этой статье мы постараемся рассказать нашим читателям, какое действие оказывает тот или иной цвет на психику детей, и как это можно использовать в жизни. Но для начала поговорим о «цветовой» диагностике. Как мы уже упоминали ранее, ученые утверждают, что могут многое рассказать о ребенке.

На практике дети чаще всего выбирают яркие цвета: красный, зеленый, желтый. Выбор таких цветов свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Его психика устойчива, он любознательный и подвижный, его интересует все новое, он с большим удовольствием познает мир.

А вот выбор белого или черного цвета говорит о том, что ребенок замкнут, он максимально комфортно чувствует себя в одиночестве, нежели в веселой компании сверстников.

Опытные психотерапевты по цветовым предпочтениям могут составить развернутый психологический портрет ребенка, узнать о том, что он тщательно скрывает.

Целебные свойства некоторых цветов

Голубой, синий, фиолетовый цвета – помогают избавиться от необоснованной тревоги. Голубой – снижает АД. По мнению цветотерапевтов, длительное созерцание голубого цвета позволяет сбить температуру у ребенка и приостановить распространение инфекции. Недаром в СССР стены в детских больницах окрашивали именно в этот цвет. Голубой — незаменим при стрессах, зрительных перегрузках. По мнению врачей, этот цвет является прекрасным анальгетиком. Он активно используется при лечении ожогов и витилиго.

Желтый и оранжевый – обладают успокаивающим действием. Если длительное время смотреть на желтый цвет, то плохие мысли и тревога уйдут. Этот цвет укрепляет ЦНС. Оранжевый – улучшает пищеварение, стимулирует работу щитовидной железы. Этот цвет широко применяется при лечении заболеваний дыхательных путей (бронхитов, ОРЗ, ОРВИ).

Созерцание зеленого цвета помогает избавиться от перенапряжения. Однако некоторые дети не любят этот цвет. Переизбыток зеленого цвета в детской комнате может вызывать головную боль. Зеленый цвет часто применяется при синдроме хронической усталости.

Красный цвет, излучающий тепло. По мнению врачей, этот цвет способен облегчить и даже излечить некоторые симптомы простуды. Он стимулирует обмен веществ, активизирует защитные силы организма. Вспомните про красную нить на запястье! Все оттенки красного цвета благотворно влияют на кожу. Эти цвета врачи активно используют при лечении дерматологических заболеваний у детей. Красный в сочетании с желтым цветом помогают снять депрессивные состояния, отрегулировать количество железа в крови, решить проблемы с набором веса. Однако с этим цветом нельзя переусердствовать. Длительное воздействие красного цвета может привести к перевозбуждению.

Розовый цвет используется при лечении ветрянки, скарлатины.

Белый цвет отвечает за работу органов дыхания.

Черный — применяется при лечении органов мочеполовой системы.

Эффективные приемы, занятия и игры, основанные на цветотерапии

Цветотерапевты подчеркивают, что родителям необходимо очень ответственно относиться к цветовому оформлению детской комнаты. По их мнению, именно от него во многом зависит формирование мировоззрения у ребенка, его психологическое и физическое здоровье. Детская психика очень подвижна, поэтому и значение цвета в интерьере огромно.

Как выбрать цвет для детской комнаты

  • Как показывает практика, большинство родителей при оформлении интерьера детской комнаты отдают предпочтение белому цвету. Насколько этот выбор оправдан? Белый цвет действительно способствует воспитанию в ребенке дружелюбия и общительности. Он благотворно влияет на органы дыхания. В светлой комнате всегда легче дышится. Однако специалисты предостерегают родителей – абсолютно белый дизайн может напоминать ребенку о «больничной стерильности», а это не есть хорошо. Поэтому для детской комнаты лучше подбирать более теплые тона. Например: кремовый или бежевый. Малыш будет чувствовать себя максимально комфортно и в белоснежном интерьере, но с яркими красочными «островками».
  • Если малыш отличается излишне мобильной психикой, он беспокойный и не слишком уравновешенный – его комнату лучше всего оформить в светло-серых тонах. Серый цвет улучшает сон, снижает активность ребенка. Но он обязательно должен быть светлым. Темно-серый цвет нельзя использовать при оформлении интерьера детской комнаты, так как он способен «нагнать» на ребенка тоску и ввести его в депрессию. Этот цвет, по мнению специалистов, лишен жизненной энергии.
  • Самыми оптимальными цветовыми решениями для оформления детской комнаты, по мнению психологов, являются пастельные тона: персиковый, салатный, кремовый . Именно эти цвета создадут в комнате атмосферу умиротворенности, свежести и гармонии.

На сегодняшний день в практике применяются 2 основных метода цветотерапии

  1. Специальный метод заключается в применении определенной цветовой гаммы для лечения тех или иных патологий у детей. Этот метод может использоваться только в специализированных учреждениях под самым пристальным контролем цветотерапевтов, психологов или психотерапевтов. Эта методика также включает в себя использование специальных цветных карточек, на которых намеренно концентрируется внимание ребенка.
  2. Повседневный метод заключается в создании определенного цветового дизайна в помещениях, где дети проводят большее количество времени, а также в правильном подборе цветовой гаммы повседневной одежды.
  • Выбирайте ребенку одежду радостных цветов, светлых и теплых оттенков.
  • Если ребенок проснулся излишне возбужденным, а избыток энергии хлещет через край – наденьте на него одежду зеленого или синего цвета. Эти цвета его успокоят.
  • В домашних условиях родители могут использовать волшебную силу цвета для того, чтобы снизить чрезмерную активность ребенка. Для этого они должны попросить ребенка нарисовать кисточкой, фломастером, пальчиками цветик-семицветик, радугу или аленький цветочек. Такое занятие позволяет снять у ребенка приступ агрессии, раздражительность.
  • Боязливому и излишне плаксивому малышу придать уверенность в своих силах позволит стакан обычной воды, стоящий на зеленой или синей подставке. Стакан должен быть стеклянным. Малыша нужно попросить посмотреть на дно стакана, а затем выпить воду маленькими глоточками. Вода впитывает энергию цвета и передает ее ребенку.
  • Можно попросить ребенка закрыть глазки и представить себе изумрудный город. Эта несложная методика позволяет снимать эмоциональную напряженность у детей. Сеанс не должен длиться более пяти-десяти минут.

Еще в 1750 году глаз человека был способен различить всего лишь двенадцать тысяч оттенков, в наше время эта цифра достигла десяти миллионов. Неудивительно, что ученые по-прежнему занимаются изучением магической силы цвета. Цветотерапия, как наука, продолжает развиваться. И как знать, какие еще открытия нас ждут впереди.

Терапию цветом используют еще с давних времен из Древнего Египта, но распространение принципов цветотерапии приобрело размах в конце XIX века.

Было доказано: если среда отмечается бедной цветовой гаммой, то возникают симптомы ассенизации (недостаточность цвета) и задержка интеллектуального развития у детей. Поэтому нужно обогащать мир наших детей различными яркими цветами, потому что в целом детям нравится цвет.

Для ребенка каждый цвет наполнен настроением. Поэтому в рисунках цвет используется для обозначения того, что нравится ребенку, что он считает красивым, добрым. Соответственно, через цвет ребенок выражает свое отношение к окружающему миру.

Поэтому нужно создавать условия для формирования колористической культуры дошкольников в изобразительной деятельности, развитию цветового восприятия и активизации экспериментально-исследовательской деятельности детей в колористичном творчестве, учить, как их использовать.

Задачи, условия, средства решения в цветотерапии

  1. Создание на занятиях атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности, экспериментирования, эмоционального переживания, что способствует цветовому открытию у детей.
  2. Направленность на активизацию мышления как способа художественного освоения детьми цвета мира.
  3. Развитие у детей сенсорного восприятия цвета.
  4. Развитие цветового восприятия.
  5. Раскрытие резервов ребенка в цвете и умение изобретать способы колористического решения рисунка; создавать свои цветовые комбинации, выражать себя через цвет.
  6. Развивать стремление к познанию цвета, красоты красок в природе, искусства, окружающего мира.
  7. Вызвать желание исследовать цвет, экспериментировать с ним, создавать интересные цветовые комбинации.

И поэтому создают интересные программы, разработки упражнений и занятий, игр и опытов, в которых используется цветотерапия в сочетании с нестандартными техниками работы в изобразительном искусстве.

Символика цветов арт-терапии

Цвета могут влиять на ребенка как положительно, так и отрицательно. Сам цвет, с одной стороны, для ребенка соответствует его естественному воплощению (синий - вода, небо), а с другой стороны дает негатив (сказка, где есть герой с синей бородой).

Поэтому цвет является объективным воплощение эмоций. И поэтому нужно внимательно следить за сочетанием цветов, чтобы не навредить здоровью ребенка. А взрослым самим нужно знать и понимать основные значения цвета и его влияние на каждого ребенка.

В теории цветоведения выделяют основные три цвета: синий, желтый, красный. При смешивании этих цветов возникают другие дополнительные, которые тоже имеют определенное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Оздоровление цветом

Цвет можно ввести в тело через пищу, воду, дыхание, кожу - она впитывает цвет, которого не хватает организму.

Это происходит таким образом:

  • 10 минут смотрим на цвет;
  • находимся в комнате с таким цветом;
  • используем лампы с таким же цветом;
  • окружаем себя, по возможности, в быту, на работе этим цветом.

Пользуясь правильно цветовой гаммой, можно вылечиться, улучшить свое состояние, изменить эмоциональное состояние своего организма.

Цвет является основным фактором в любой системе исцеления, и он нужен для души, как воздух для тела.

Каждый народ имеет свой, присущий ему, цвет: немцы - серый, англичане - черный, французы - светло-серый, испанцы и итальянцы - светло-желтый, славянские народы - красный с оттенками и зеленый.

Гласные звуки нашей речи имеют определенные цвета: а - белый, е - желтый, и - красный, у - зеленый, о - серый.

Звуки музыки тоже закрашены в определенный цвет - от темного до беловатого.

В 1910 году выдающийся композитор Скрябин создал кольоромузыку (при звучании ноты светится определенный цвет).

Специалисты, исследовав творчество выдающихся музыкантов, пришли к выводу, что музыка имеет цветовую окраску:

  • Произведения Бетховена - синего цвета;
  • Мендельсона - светло-розового;
  • Шумана - зеленого;
  • Чайковского - голубого;
  • Прокофьева - золотисто-коричневого.

Марина Царькова
Методическая разработка «Цветотерапия в детском саду в работе с дошкольниками»

Цветотерапия в детском саду , в работе с дошкольниками

Влияние цвета на здоровье человека уже давно доказано. Ещё древние египтяне использовали терапию цветом , когда оборудовали храмы специальной призмой, через которую преломлялся свет и на стенах появлялись разноцветные блики . Сегодня цветотерапия успешно применяется в детских садах , в работе с дошкольниками она показывает хорошие результаты. Как действуют различные цвета на психику и здоровье детей и взрослых?

Что такое цветотерапия и в чём её суть ?

Цветотерапия – один из эффективных методов , позволяющий сохранить психологическое здоровье. Её суть состоит в том, что световые фотоны, проникая через глаза человека, действуют на нейроны мозга, которые, в свою очередь, передают импульсы светозависимым гормонам. В результате эти гормоны производят в организме те или иные изменения, которые проявляются в различном виде – в перемене настроения, улучшении ли ухудшении работы внутренних органов и систем.

Введение занятий цветотерапией в дошкольных учреждениях – мера , позаимствованная у заграничных коллег. Эти занятия помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью занятий цветотерапией педагогам удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой. Помимо этого, цветотерапия в работе с дошкольниками позволяет укрепить и физическое здоровье детей. Как это возможно?

Влияние различных цветов на физическое состояние человека

Каждый цвет излучает собственные электромагнитные волны, которые человек воспринимает по-разному. Давайте рассмотрим каждый цвет в отдельности и разберёмся, какой лечебный эффект может быть достигнут благодаря цветотерапии .

Красный. Действует возбуждающе на нервную систему, придаёт бодрости, активирует работу левого полушария , повышает давление. Подходит для лечения апатии, малокровия, артрита. При патологиях глаз его влияние также положительное. Красный цвет ещё и укрепляет иммунную систему и стимулирует кровообращение.

Жёлтый. Цвет радости , обладает мощной энергетикой, дарит положительные эмоции. Используется для лечения депрессии, заболеваний печени и желчного пузыря, при диабете, налаживает работу органов пищеварения .

Зелёный способен понижать давление, успокаивать нервную систему. Он действует на стенки сосудов, расширяя их. Благодаря ему легко справиться с беспокойством, наладить сон, улучшить зрение. Он является отличным лекарем при невралгии и остеохондрозе.

Синий или голубой, в противоположность зелёному, способен повышать артериальное давление. Он активирует защитные функции организма, помогая справиться с различными инфекционными заболеваниями. Длительное пребывание в помещении синего цвета способствует наступлению меланхолии и депрессии.

Фиолетовый цвет способен благотворно влиять на тонус мышц, а также некоторые внутренние органы, например, селезёнку. Подобно синему он помогает организму бороться с вирусами.

На самом деле цветотерапия оказывает влияние и на здоровье людей, именно поэтому её стали успешно применять и в дошкольных учреждениях . Как именно может использоваться цветотерапия с дошкольниками ?

Оформление интерьера в детских садах – путь к здоровью

Благотворное воздействие цветовой гаммы должно постоянно ощущаться детьми, а не только во время специальных занятий. Именно поэтому основы цветотерапии должны учитываться и при создании интерьеров групп в детских садах . В комнате отдыха пусть лучше преобладают спокойные оттенки, способствующие расслаблению и умиротворению, например, зелёный или оливковый. Там, где детишки активно играют, можно использовать различные яркие цвета . Однако важно помнить, что преобладание какого-то одного цвета в помещении , где долго находятся дети, может привести к психологическому дисбалансу. Так, малые дети плохо умеют контролировать свои эмоции. Это означает, что не стоит их излишне возбуждать. Значит, красного цвета в интерьере должно быть немного и он не должен попадаться постоянно на глаза.

Зеленого цвета должно быть много . Меньше чем зеленого – синего. Желтого – больше красного, но меньше чем синего. Фиолетового – меньше чем синего.

Интерьер в детском саду играет важную роль не только потому, что создаёт подходящую атмосферу для игр. Почти всегда предметы, находящиеся в группах, используются в качестве развивающих пособий, равно как и всевозможные изображения на стенах. Очень важно, чтобы игрушки, предметы декора, мебель подбирались для детских учреждений с учётом знаний о цветотерапии и её влиянии на детей.

Каких результатов помогает достичь цветотерапия в детском саду ?

Большинство педагогов, которые уже практикуют занятия цветотерапией в дошкольных учебных заведениях , сходятся во мнении, что эта методика действует . Они отмечают, что в результате нескольких курсов удалось добиться следующих результатов :

Снизилось количество детей с симптомами тревожности и признаками гиперактивности;

Дети приобрели хорошие навыки коммуникации;

Уменьшился показатель конфликтности;

Дети стали больше интересоваться окружающим миром.

Какой процент какого цвета точно должен быть использован пока никто сказать не может. Цветотерапия в саду , как и данная методика в общем , ещё находятся в стадии развития. Так что стоит ожидать, что в будущем коррекция жизни и поведения при помощи цвета поможет вырастить социально адаптированное и устойчивое в эмоциональном плане поколение.

Цветотерапия , пришедшая к нам из глубокой древности, уже завоевала к себе интерес и уважение среди педагогов и психологов всего мира. Применение её в детских садах не лишено смысла, как показал имеющийся опыт. Есть надежда, что знания древних мудрецов помогут укрепить как психологическое, так и физическое здоровье молодого поколения.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх