На сколько лет девочки развиваются быстрее мальчиков. Кто развивается быстрее мальчик или девочка? Мы такие разные

Такой вопрос родители очень часто задают на консультациях у детского невролога. Чаще всего это происходит в случаях, если ребёнок - мальчик - не разговаривает в положенное ему время, в возрасте около 2 лет.

В своём «детективном расследовании» я не стала касаться вопросов физического развития детей, а попробовала разобраться в гендерных (половых) особенностях психо-речевого развития у практически здоровых детей.

На международной конференции по аутизму, которая прошла в ноябре 2013 г. в Бишкеке, Уильям Эдвардс, руководитель программы прикладного поведенческого анализа из Университета Клемсона, США, в контексте развития детей, страдающих аутизмом, остановился на вопросах гендерных различий речевого развития: «Несколько лет назад было проведено исследование в Соединенных Штатах… и они узнали, что нормально развивающаяся девочка говорит около трёх тысяч слов в день, тогда как ребёнок, страдающий аутизмом говорит одно слово в день…Девочки развиваются быстрее, чем мальчики».

Мне показалось неубедительным сравнение словарного запаса нормально развивающейся девочки и мальчика, страдающего аутизмом. После доклада господина Эдвардса я спросила его об источнике данной информации и также спросила, не миф ли это, что «мальчики развиваются позднее девочек». В ответ господин Эдвардс сказал: «Почти вся литература по развитию детей показывает, что в общем, мальчики развиваются немного медленнее, чем девочки до возраста 11-12 лет. В интернете существует примерно две-три тысячи источников по дифференциальному развитию»

За несколько недель до этой конференции в г.Алматы состоялся VI Международный конгресс «Человек и Лекарство. Казахстан». Одним из докладчиков был Воробьёв Павел Андреевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гематологии и гериатрии, заведующий отделом стандартизации в здравоохранении ПМГМУ им. И.М.Сеченова (Москва, Россия). Тема его доклада: «Современные подходы к оценке медицинских технологий». Господин Воробьёв дал определение медицинским технологиям: «Медицинские технологии - это всё, что касается здоровья человека - диагностика, лечение, лекарственное и нелекарственное, профилактика, реабилитация… И всё это должно подвергаться оценке, прежде чем внедряется в систему здравоохранения».

Как невролог, специализирующийся в области а- и реабилитации, считаю вопрос гендерных различий речевого и когнитивного (познавательного) развития детей очень важным, так как бытующее в социуме мнение, что «мальчики развиваются медленнее девочек» является причиной позднего обращения к специалистам (психологам, дефектологам-логопедам, психиатрам,) детей с патологическими состояниями, и, как следствие, недостаточной эффективности лечебных мероприятий.

Таким образом, суждение «мальчики развиваются позднее девочек» имеет прямое отношение к вопросам здравоохранения и должно быть подтверждено исследованиями, соответствующими принципам доказательной медицины.

Поиск доказательств я начала с базовых учебников по педиатрии и детской неврологии, предназначенные для студентов медицинских институтов.

В учебнике И.М.Воронцова и А.В.Мазурина «Пропедевтика детских болезней», написанном при участии А.М. Коровина, приведены основные этапы нервно-психического развития детей до 3 лет. В них нет корректировки на пол, несмотря на то, что в одном из абзацев данной главы было написано буквально следующее: «Развитие моторной речи по срокам очень варьирует, что никак не отражает особенностей детского интеллекта, девочки обычно овладевают моторной речью раньше, чем мальчики».

В книге замечательного человека, профессора кафедры педиатрии с курсами перинатологии и эндокринологии Санкт-Петербургской государственной медицинской педиатрической академии Пальчика Александра Бейнусовича «Эволюционная неврология» приводится обзор шкал оценки психомоторного развития ребёнка: шкала Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой, моторный и эволюционный коэффициенты, Денверский скрининг-тест нервно-психического развития (стр.216-231). В приведённых Александром Бейнусовичем Пальчиком шкалах со ссылкой на источники тоже нет поправок на половые особенности .

В США также нашла широкое распространение шкала Бейли (Шкалы развития младенца Bayle).

C правка: Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  • шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  • шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  • шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес - 25-35 мин, старше 15 мес - до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка - 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола - на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста .

В шкалах развития младенцев Бейли есть поправка на недоношенность, но нет поправки на пол.

Если вернуться к профессору Воробьеву П.А., то он в своём докладе уделил большое внимание методике поиска релевантной информации (т.е. информации, относящейся к обсуждаемому вопросу). И на первом месте в его слайде стоит: «поиск в интернете».

Я начала поиск в интернете с русскоязычных источников. Ввела ключевые слова: «Гендерные различия речевого и когнитивного развития детей». Проанализировав несколько сайтов, открывающихся в интернет-поисковике, я обнаружила, что исследования в этой области проводились преимущественно психологами и педагогами.

Первым открывается реферат С.Е.Соколовой « Гендерный подход в развитии мальчиков и девочек» , в котором приводятся нормативные показатели речевого развития детей первых лет жизни, и при этом отмечается: «Следует еще раз подчеркнуть, что не существует принципиальных различий между мальчиками и девочками в темпах усвоения фразовой речи. Незначительный временной сдвиг в пользу девочек не превышает 2—3 месяцев. Поэтому не следует пассивно дожидаться, когда ваш малыш сам заговорит, и успокаивать себя и других родственников фразами типа «Все мальчики начинают говорить после 3 лет».

И далее приводятся ссылки на исследования, которые повторяются потом из статьи в статью на многих сайтах: «Е. Маккоби и К. Джеклин (Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974) показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект. А у мальчиков по сравнению с девочками лучше развиты зрительно - пространственные и математические способности. Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают около 50 слов, а мальчики таким количеством слов овладевают к 22 месяцам».

Начав поиск источника, который указан в реферате, я вышла на статью в Википедии «Пол и интеллект», в которой описывается история вопроса половых различий: «В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности (см. работы Линна, а также Stumpf & Jackson, 1994). Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше . Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление, память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление, а мужчины в тестах на пространственную ориентацию и математические способности. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой . Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны».

Внимательный читатель наверняка заметил, что в двух статьях со ссылкой на одно и то же исследование даются совершенно противоречивые заключения:

  • «Е. Маккоби и К. Джеклин (Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974) показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект» - http://15-ozr.edusite.ru
  • «Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны» - http://ru.wikipedia.org

Список источников:

  1. Воронцов И.М., Пропедевтика детских болезней / И.М.Воронцов, А.В.Мазурин. - 3 изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. - 1008 с.; ил.
  2. Пальчик А.Б., Эволюционная неврология / А.Б.Пальчик. - СПб: Питер, 2002. - 384 с.
  3. «Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста», Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»): [Электронный ресурс], http://psylist.net (Дата обращения: 08.01.2014)
  4. Соколова С.Е., учитель-логопед, «Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек», (опубликовано в журнале "Дошкольная педагогика" №2 2013г.): [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://15-ozr.edusite.ru (Дата обращения: 08.01.2014)
  5. «Пол и интеллект» [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 08.01.2014)

Де­воч­ки рож­да­ют­ся бо­лее зре­лы­ми, чем маль­чи­ки, и быст­рее раз­ви­ва­ют­ся.

Как из-вест-но, в со-от-но-ше-нии но-во-рож-ден-ных обо-их по-лов по-след-ние всег-да ли-ди-ру-ют, и особь жен-ско-го по-ла долж-на по-явить-ся на свет бо-лее при-спо-соб-лен-ной, что-бы вы-жить и не на-ру-шить ба-ланс.

Раз-ни-ца в раз-ви-тии меж-ду ма-лы-ша-ми обыч-но со-став-ля-ет 3-4 не-де-ли. Не-ко-то-рый раз-рыв со-хра-ня-ет-ся и даль-ше: маль-чи-ки на-чи-на-ют хо-дить на 2-3 ме-ся-ца поз-же, чем де-воч-ки; на 4-6 ме-ся-цев поз-же на-чи-на-ют го-во-рить.

К на-чаль-ной шко-ле эти раз-ли-чия со-став-ля-ют уже 1 год, а ко вре-ме-ни по-ло-вой зре-лос-ти био-ло-ги-чес-кий воз-раст де-ву-шек опе-ре-жа-ет по-ка-за-тель юно-шей на 2 го-да. Дет-ст-во маль-чи-ков длит-ся доль-ше. А де-воч-ки рань-ше на-чи-на-ют го-то-вить-ся к пре-вра-ще-нию в де-ву-шек, го-то-вых к про-дол-же-нию ро-да.

Уже с пер-вых ме-ся-цев пос-ле рож-де-ния ра-бо-та моз-га у маль-чи-ков и де-во-чек силь-но раз-ли-ча-ет-ся - это вид-но и в по-ве-де-нии, и в иг-рах ма-лы-шей.

Мас-са моз-га у них то-же не-оди-на-ко-ва. В сум-ме эти осо-бен-нос-ти опре-де-ля-ют раз-ный склад пси-хи-ки. Де-воч-ка, как мы пом-ним, с са-мо-го на-ча-ла ори-ен-ти-ро-ва-на на вы-жи-ва-е-мость, а маль-чик - на даль-ней-шее со-вер-шенст-во-ва-ние и про-гресс.

Маль-чи-кам, в от-ли-чие от де-во-чек, для пол-но-цен-но-го раз-ви-тия пси-хи-ки тре-бу-ет-ся боль-ше прост-ранст-ва. При-чем осва-ива-ют они его во всех воз-мож-ных на-прав-ле-ни-ях: ла-за-ют по лест-ни-цам, опус-ка-ют-ся в под-ва-лы, за-би-ра-ют-ся на за-бо-ры. Де-воч-кам до-ста-точ-но ма-лень-ко-го угол-ка, что-бы раз-мес-тить на нем свои «со-кро-ви-ща»: ку-кол, их одеж-ду, по-су-ду.

Маль-чи-кам же не-об-хо-дим прос-тор. Они бе-га-ют друг за дру-гом, раз-бра-сы-ва-ют иг-руш-ки, что-то бро-са-ют в цель, мак-си-маль-но ис-поль-зуя всю предо-став-лен-ную им тер-ри-то-рию.

Свою ак-тив-ность маль-чи-ки про-яв-ля-ют шум-но и рез-ко, а де-воч-ки - ти-ше, но ре-зуль-та-тив-нее. По ста-тис-ти-ке, у маль-чи-ков-до-школь-ни-ков трав-мы слу-ча-ют-ся поч-ти в 2 ра-за ча-ще, чем у де-во-чек.

Уже с 2,5 лет маль-чи-ки ста-но-вят-ся бо-лее на-стыр-ны-ми, иног-да аг-рес-сив-ны-ми, и внеш-нюю враж-деб-ность чувст-ву-ют луч-ше де-во-чек.


Осо-бен-нос-ти вос-при-я-тия и ре-ак-ция на на-груз-ки

Осо-бен-нос-ти ра-бо-ты моз-га у де-во-чек и маль-чи-ков опре-де-ля-ют еще и раз-ни-цу вос-при-я-тия. Пер-вые бо-лее чувст-ви-тель-ны к зву-кам, шу-му, у них вы-ше кож-ная чувст-ви-тель-ность, их боль-ше раз-дра-жа-ет те-лес-ный дис-ком-форт, и они бо-лее от-зыв-чи-вы на при-кос-но-ве-ние. Иг-ры же маль-чи-ков ча-ще опи-ра-ют-ся на даль-нее зре-ние, и при этом они мак-си-маль-но ис-поль-зу-ют все предо-став-лен-ное им прост-ранст-во.

Медики и психологи давно заметили, что представительницы прекрасной половины человечества появляются на свет более зрелыми и развиваются намного быстрее. Мальчики же рождаются более крупными. Их средний рост составляет примерно 50-52 см. Девочки миниатюрнее – где-то 49-51 см., но зато скорость у девчонок выше. И с возрастом эта разница становится все заметнее. К трем годам мальчики отстают в развитии от девочек, примерно на полгода. Правда, в итоге мужчины все равно выше, чем женщины.

Маленькие принцессы на 2-3 месяца раньше парней встают на ножки и пробуют делать свои . Опережают девочки и в развитии речи: они начинают говорить где-то на 4-6 месяцев раньше мальчиков.

Если говорить в общем о развитии, то уже на момент рождения мальчишки отстают от сверстниц на 3-4 недели, а к подростковому периоду этот разрыв в уровне развития достигает двух лет. То есть девочки взрослеют быстрее, а мальчики наслаждаются беззаботным детством на пару лет больше.

По-разному у младенцев устроен и мозг. Во-первых, он отличается размерами – у мальчиков мозг больше. А во-вторых, мужчины и женщины с самого начала думают не одинаково. Это нетрудно заметить, если присмотреться к поведению и реакциям детей. Различия заложены самой природой. У девочек сильнее развит инстинкт самосохранения, им жизненно необходимо выживать, чтобы заботиться о продолжении рода. Поэтому они на подсознательном уровне склонны к осторожности, не любят риска, соревнований и экстремальных ситуаций.

Мальчишки по натуре своей являются любознательными исследователями и завоевателями. Для психологического комфорта им просто необходимо как можно больше пространства. Они с огромным удовольствием будут исследовать «неосвоенные» территории. Это могут быть мебель в квартире, кладовки, чердаки и подвалы. Девочкам же для счастья достаточно укромного уголка, который они смогут обустраивать по своему вкусу – украшать, расставлять там любимые игрушки и милые сердцу вещицы. Так с самого раннего возраста проявляется чисто женское стремление к уюту и созданию своего «гнездышка».

Парням свойственна повышенная подвижность, активность и склонность к риску. Они то и дело стремятся проверить свои силы и возможности. Очень любят соревноваться и выяснять, кто же из них главный в компании. Зачастую это заканчивается синяками, ушибами и царапинами, а то и более серьезными травмами. Поэтому за сыновьями нужно следить более внимательно и пристально, чтобы вовремя уберечь их от опасности. Девочки же, как правило, рассудительны и послушны.

Мальчики более уязвимы перед нервно-психическими расстройствами, которые проявляются в раннем возрасте

Ошибочный путь - привычное жесткое воспитание мальчиков «будь мужчиной»

Мы часто слышим, что мальчишек надо воспитывать сурово, чтобы те не стали неженками. Родительская жесткость преподносится как «желание не испортить ребенка». Но это серьезная ошибка! Подобные идеи основаны на незнании того, как и благодаря чему развиваются дети. Чтобы хорошо расти и развиваться, ребенку нужен заботящийся о нем чуткий взрослый - тогда, повзрослев, он будет обладать самоконтролем, социальными навыками и сам сможет заботиться о других людях.

Недавно клинический психолог и нейропсихоаналитик Алан Шор, теория которого базируется на связи данных нейроисследований и теории привязанности, выпустил обзор эмпирического исследования под названием «Наши сыновья: Нейробиология и нейроэндокринология развития мальчиков под угрозой», в котором детально представлены все аргументы в пользу более внимательного отношения к мальчикам.

Почему опыт раннего детства влияет на развитие мальчиков значительно больше, чем на развитие девочек?

  • Мальчики взрослеют медленнее и в физическом, и в социальном, и в языковом плане.
  • Формирование нейронных связей, регулирующих деятельность мозга в момент стресса, у мальчиков происходит медленнее как в пренатальный, так и в перинатальный и постнатальный период.
  • Негативное воздействие окружающей среды (внутриутробное и внеутробное) тяжелее сказывается на мальчиках, чем девочках. У девочек больше врожденных механизмов, помогающих гибко реагировать на стресс.

Почему мальчикам тяжелее?

  • Мальчики острее чувствуют стресс и депрессию матери еще до рождения, тяжело переживают родовую травму (сепарацию от матери) и безразличное отношение (уход, при котором они не получают эмоционального ответа). В результате формируется травма привязанности, влияющая на развитие правого полушария головного мозга. Отметим, что правое полушарие в первые годы жизни развивается быстрее, чем левое. Именно в правом полушарии создаются нейронные связи, отвечающие за саморегуляцию: самоконтроль и возможности социализации.
  • Новорожденные мальчики иначе, чем девочки, реагируют на происходящий сразу после появления на свет осмотр неонатолога: уровень кортизола (мобилизующего гормона, участвующего в развитии стрессовых реакций) у них повышается сильнее.
  • В шесть месяцев у мальчиков наблюдается более высокий уровень фрустрации, чем у девочек, а в 12 месяцев мальчики сильнее реагируют на негативные стимулы.
  • Шор цитирует исследование Эдварда Троника и Джеффри Коэна, утверждающих следующее: «В мальчиков необходимо больше вкладывать, им сложнее регулировать свои аффективные состояния и, следовательно, малышам мужского пола может потребоваться бóльшая материнская поддержка для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции . Такая растущая требовательность будет налагать дополнительные обязательства на человека, заботящегося о маленьком мальчике».

О чем говорят эти данные?

Мальчики более уязвимы перед нервно-психическими расстройствами, которые проявляются в раннем возрасте (девочки более подвержены расстройствам, которые проявляются позднее) . К таким расстройствам относятся аутизм, ранний дебют шизофрении, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства поведения. Эти тенденции усиливаются в последние десятилетия (небезынтересно отметить, что именно в эти годы больше детей стали отдавать в дневные дошкольные учреждения, многие из которых не предоставляют соответствующий нуждам детей уход (Национальный институт здоровья детей и развития человека, Исследовательское сообщество по раннему уходу за детьми, 2003).

Как утверждает Шор, «принимая во внимание более медленное развитие мозга у младенцев мужского пола, для их оптимального социоэмоционального развития в первый год жизни им необходима надежная связь с матерями, которая выступает естественным регулятором развития».

«Предыдущие страницы этой работы раскрывают мысль о том, что различия между полами в паттернах мозговой активности, влияющие затем на эмоциональную жизнь и социальное поведение, формируются в самом начале жизни, и это поступательное развитие задано не только генетически, но и социально, под воздействием физической среды и социального окружения в раннем возрасте. Мозг взрослого мужчины и взрослой женщины оказываются оптимально взаимодополняемы, позволяя людям взаимодействовать лучшим образом».

Как выглядит неправильная забота о ребенке в первые годы его жизни?

«Разительным контрастом воспитательному подходу в русле теории привязанности служит другой сценарий, при котором в отношениях взрослого и младенца меньше чуткости, эмоционального отклика и правил, чем требуется. Так формируется ненадежная привязанность. В худшем случае в отношениях «взрослый-ребенок» появляется пренебрежение к ребенку и травма привязанности (при плохом обращении и/или пренебрежении), при которой взрослый провоцирует у дезориентированного, не ощущающего опор младенца травматические состояния, оказывающие длительное негативное влияние на ребенка.

В результате нарушения аллостерической регуляции (реакция на избыточный стресс) возникает избыточная нагрузка на растущий мог, гибнут нейроны, отвечающие за сопротивляемость стрессу, появляются долгосрочные разрушительные последствия для здоровья ребенка (McEwen & Gianaros, 2011).

Травма отношений на ранних, важнейших для становления мозга стадиях, таким образом, отражается на постоянной физиологической реактивности правого полушария, делает ребенка уязвимым перед расстройствами, возникающими в более позднем возрасте, и влияет на регуляционные возможности, что позднее выражается в неумении справляться с социоэмоциональными стрессовыми факторами. Ранее я говорил о том, что в связи с медленным развитием мозга у мужчин он особенно уязвим в ситуации нестабильной привязанности, и это ведет к серьезным проблемам в социальной и эмоциональной сферах».

Как правильная забота о ребенке отражается на развитии его мозга?

«В идеальном сценарии развития эволюционные механизмы привязанности, взросления в период роста правого полушария позволяют эпигенетическим факторам социальной среды благотворно влиять на геномные и гормональные механизмы на корковом и подкорковом уровне головного мозга.

К концу первого года жизни и в начале второго центры правого глазнично-лобного и вентромедиального участка коры мозга начинают активно создавать синаптические связи с нижними субкортикальными центрами, включая активирующие системы центрального мозга и стволовой части мозга, а также гипоталамо-гипофизарно-яичникового комплекса. Таким образом формируется способность комплексно регулировать аффективные состояния, особенно в ситуации стрессового межличностного общения.

Еще в 1994 г. я отмечал, что правая часть глазнично-лобной коры мозга, системы контроля привязанности функционально развиваются по разным «графикам» у мужчин и женщин (A.N. Schore, 1994). В любом случае оптимальный сценарий привязанности позволяет развивать систему правового полушария, действенно активировать ее и получать необходимую реакцию от гипоталамо-гипофизарно-яичникового комплекса и автономных активирующих компонентов для оптимальных навыков существования и умения справляться со стрессом».

1. Следует понять, что мальчикам забота нужна не меньше, а больше, чем девочкам.

2. Следует пересмотреть практики родов в роддомах. Инициатива «Роддом беби-френдли» (Baby-Friendly Hospital Initiative) - хорошее начало, но этого мало. В соответствии с недавними исследованиями, уже в момент родов имеется ряд эпигенетических и прочих факторов, имеющих долгосрочные последствия.

Сепарация матери и ребенка в момент рождения - стресс для всех детей, но Шор подчеркивает, что для мальчиков это более опасно: «Отделение новорожденного мальчика от мамы приводит к скачку кортизола в организме и, следовательно, является серьезным стрессом». Повторное разлучение ребенка и матери ведет к гиперактивному поведению и «меняет … предлобно-лимбические пути, т.е. те самые области, которые отвечают за ряд ментальных расстройств».

3. Ребенку нужна ответственная забота. Матери, отцы и воспитатели должны оберегать детей от любых сильных стрессов, терпимо относясь к проявлению ими негативных эмоций. Ошибочный путь - привычное жесткое воспитание мальчиков («будь мужчиной»), запрет на демонстрацию нежности с целью «закалить характер», когда мы оставляем их плакать, когда они совсем маленькие, и требуем от них не плакать, когда они подрастают. К маленьким мальчикам нужно относиться прямо противоположным образом: с нежностью и уважением к их потребностям в объятьях, теплом и добром отношении.

Обратите внимание, что недоношенные мальчики меньше расположены к спонтанному взаимодействию с близкими взрослыми, поэтому с ними следует обходиться с особой заботой, чтобы нейробиологические процессы пришли в норму.

4. Необходимо предоставлять родителям оплачиваемый отпуск. Чтобы родители могли заботиться о детях, им нужно время, силы и энергия. Это значит, что необходимо предоставлять оплачиваемый отпуск матерям и отцам как минимум на год, когда ребенок больше всего нуждается в родителях и заботе. В Швеции политика государства иная и позволяет родителям больше и ответственнее заботиться о детях.

5. Еще один аспект, на который обращает внимание Алан Шор, - влияние неблагоприятной экологической обстановки. Маленькие мальчики весьма подвержены влиянию токсинов, которые нарушают развитие правого полушария (это пластик типа БПА, бифенол-А). Шор поддерживает предположение Ламфиа о том, что «постоянное увеличение нарушений развития у детей связано с влиянием токсинов на развивающийся мозг». Мы должны обратить внимание на проблемы загрязнения воздуха, почвы и воды. Однако это тема другой статьи.

Заключение

Разумеется, мы должны заботиться не только о мальчиках - все дети в этом нуждаются. Для нормального развития любого ребенка необходимо уютное гнездышко, где ребенок чувствует себя в безопасности, где его обеспечивают питанием, теплом и вниманием, снижающим стрессы и позволяющим мозгу развиваться благополучно. Моя лаборатория изучает «эффект уютного гнезда» и отмечает несомненную связь между благоприятной домашней обстановкой и положительными результатами в развитии и воспитании ребенка. опубликовано

Многие родители обращают внимание на то, что их девочки развиваются быстрее, чем мальчики того же возраста. Некоторые родители настораживаются, но это явление нормальное до определенного момента. Давайте разберемся, почему так происходит?

Мозг у девочек взрослеет быстрее, чем у мальчиков, считают специалисты университета Ньюкасла в Великобритании. Как пишет The Daily Mail , специалисты связывают этот факт с разницей в развитии мальчиков и девочек в подростковом возрасте. В исследовании, которое проводил университет, приняли участие 121 человек в возрасте от 4 до 40 лет. В ходе него было получено большое количество четких снимков мозга.

Как выяснилось, некоторые части человеческого мозга по мере взросления уменьшались, а ненужные связи между клетками убирались. Это отражение того, как в нормальном режиме протекает процесс обучения, заявляют специалисты. Такая «чистка» у девочек начинается примерно в возрасте 10 лет. В то же время эти процессы у мальчиков начинаются не раньше достижения ими 20-летнего возраста.

Кроме того результаты исследования показали, что критически важные, длинные связки между зонами мозга все же сохранялись. А вот очистка от других связей позволяла получить более работоспособную систему. После такого очищения сеть реорганизуется более эффективно, а мозгу становится проще фокусироваться на действительно важной информации.

Когда возникают различия

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Когда рождаются мальчики, то они крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Безусловно, имеются индивидуальные различия, но мы будем говорить о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают немного позже примерно на 2-3 месяца, и говорить начинают на 4-6 месяцев позже.

Нейропсихологи в роддоме, записывая биотоки мозга новорожденных детей, выявили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает по-разному.

Примерно до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, они утомляются от него быстрее. У девочек гораздо выше и тактильная чувствительность, они больше чувствительны к телесному дискомфорту и в то же время девочки более восприимчивы к прикосновениям, поглаживаниям.

При играх девочки чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, пуговички на ограниченном пространстве, тряпочки, бусинки, им всегда хватает маленького уголка. Мальки же применяют дальнее зрение: их игры в основном опираются на охват большого пространства, они бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам, чтобы получить полноценное психическое развитие требуется большее пространство, нежели девочкам. Если горизонтальной плоскости им не достаточно, то они осваивают вертикальную: бегать по спинкам диванов, начинают залезать на шкафы, висеть на наличниках дверей... Освоенное пространство у каждого ребенка отражается в рисунках по-разному. Мальчики, воспроизводя в рисунках окрестности своего участка, показывают больше домов, дворов, площадей, улиц, чем девочки. Альбомы девочек заполнены принцессами и автопортретами, а альбомы мальчиков - машинами и военными баталиями.

Замысел природы?

Как же так получается, что развитие у девочек и мальчиков различное? Ученые полагают, что это «хитроумности» природы. В эволюции всегда сражаются две противоположные тенденции: первая: природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему необходимы, передать по наследству именно их и, то есть, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. Второе: прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых будет тот, который даст возможность виду приспособиться к изменившимся условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воссоединяют в себе мужское и женское начало. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол легко утрачивает старые навыки и приобретает новые - что-то из этих приобретений обязательно пригодится в будущем, когда возникнут экстремальные условия.

Чтобы продолжить вид, необходимо большое количество представительниц женского пола. Природа оберегает женскую половину человечества, а мужской пол позаботится о себе сам. На представителях мужского пола отрабатываются все новшества эволюции. Именно поэтому мужчины обладают количеством полезных мутаций практически равным вредным генетическим мутациям. Например, глухих мальчиков рождается несколько больше, чем девочек с таким же дефектом. Дальтонизм так же чаще встречается у представителей мужского пола. Среди детей с дислексией, косоглазием, заиканием, задержкой психического развития в несколько раз больше мальчиков.

Мужской мозг крупнее, он более продвинут в развитии, но менее надежен и более раним. Мужчины больше реагируют на любые изменения как природные, так и социальные. Но природа наградила их поисковым поведением: чтобы они могли выжить, найдя другое место обитания, где теплее и можно найти корм. Именно поэтому мужчины, и мальчики в том числе, имеют склонность к освоению неосвоенных пространств, различным рискованным поступкам, они быстро соображают в сложных ситуациях и умеют принимать нестандартные решения.

Кто в чем сильней

Как такие особенности устройства мужского мозга сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки гораздо быстрее соображают нежели мальчики. Речевой аппарат девочек развит лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики клоны мыслить нестандартно и с интересом, но оттого, что они молчат, их внутренний мир мы не можем увидеть.

Безусловно, это не означает, что ни одна девочка не разработает новой идеи, но все-таки основные новые задачи гораздо лучше решают представители сильной половины человечества. А девочки придают больше внимания тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик чаще находят нестандартное решение математической задачи, но часто делают ошибки в вычислениях, что при водит к плохим результатам. Девочки более склонны к выполнению однотипных или шаблонных заданий, но они очень тщательно прорабатывают детали.

Речь девочек более беглая, они быстрее читают и у них красивее почерк, но та сторона речи, которая связана с поиском (решение кроссвордов, подбор ассоциаций) лучше дается мальчикам. Мальчики обладают более развитым пространственным представлением, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. С этим связано то, что мальчики намного лучше девочек решают геометрические задачи: они могут мысленно поворачивать фигуры и накладывать их одна на другую. А представительницы женской половины обозначают углы и стороны буквами, а далее оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Памятка родителям

Если вы заметили, что ваш сын гораздо медленнее осваивает учебу, чем это удавалось его старшей сестре, плохо пересказывает и неаккуратно пишет в прописи, не впадайте в панику, это особенность мужского ума. Важно заметить, что детство мальчиков длится немного дольше. Врачи говорят, что к 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на год.

Мальчики имеют свой путь взросления, но так как они больше их сверстниц ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мать при обучении сына не должна сравнивать его с собой в детском возрасте, в силу таких возрастных отличий. Если вы ругаете мальчика, то свои пожелания изложите кратко и лаконично. Это необходимо для того, чтобы не перегружать мальчика эмоционально, потому что мальчики очень тяжело переносят эмоциональные нагрузки. Если вы его долго и нудно ругаете, то его мозг отключает слуховой канал, в результате чего ребенок перестает усваивать то, что вы хотите до него донести.
Интересно

Как показывает практика мальчиков, даже еще совсем крошечных, родители реже берут на руки и чаще ругают, нежели их сверстниц девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, дай, принеси, сделай, перестань...». А с девочками, даже еще совсем маленькими, родители разговаривают о чувственных состояниях: «Кто это грустный? Мне нравится... Ты любишь?...»

Комментарии: 2

    Существует мнение, что типичное поведение мальчиков и девочек закладывается в детстве родителями, которые дают своим детям игрушки, характерные для каждого пола: мальчикам - машинки и солдатиков, девочкам - куклы, мягкие игрушки и игрушечную посуду. Однако новое исследование, проведенное в Великобритании, заставляет усомниться в этой теории. Оказалось, что младенцы сами, без подсказки взрослых, выбирают игрушки, типичные для их пола.

    О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы - опасно. Так и с ранним развитием.

    О роли матери в жизни ребенка упоминается достаточно много и в некоторой степени эта тема является сквозной для психологии, однако для гармоничного развития личности весьма важна и роль отца. При некотором упрощении можно сказать что у отца по отношению к ребенку есть две главных задачи - обеспечивать защиту и транслировать признание.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх