Племя падаунг без колец. Длинная шейка карен

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

В Тайланде много интересных мест. Одним из них является деревня Карэнов, в пределах которой проживают длинношеие женщины. Свои шеи представительницы прекрасного пола начинают удлинять с самого детства, надевая на них специальные кольца. Со временем женщины с длинными шеями стали пользоваться большой популярностью среди туристов. Сейчас не нужно ехать в глубинку Тайланда, чтобы на них посмотреть, это можно сделать недалеко от Паттайи.

История племени Карэн насчитывает не одно столетие. В самом начале кольца цепляли девушкам, которые были рождены в среду или в день полнолуния. Затем эта традиция стала распространяться на всех представительниц прекрасного пола. На сегодняшний день нет точной версии появления столь интересного обряда, а среди местных жителей можно услышать следующие интерпретации:

  1. По одной из легенд женщинам стали надевать кольца с целью защиты от нападения хищников. В давние времена деревня поддавалась частым нападениям тигров и вот, чтобы защитить девушек (пока мужчины были на охоте), их шеи стали прятать под кольца.
  2. Другая версия гласит, что за счет колец женщины были менее привлекательны и тем самым не вызывали особого интереса у мужчин из соседних племен. Соответственно, их не воровали и не отправляли в рабство.
  3. Следующая легенда, наоборот, говорит, что кольца являлись символом красоты и привлекательности. Чем больше колец можно было надеть на шею девушки, тем красивее она была.
  4. Одно поверье говорит, что кольца использовались для наказания. Точнее не сами кольца, а их отсутствие. Считалось, если мужчина заподозрит свою избранницу в измене, он снимал с ее шеи все кольца, в результате чего девушка не могла поднять голову с постели. Мышцы со времен теряли способность поддерживать голову.

Какая из перечисленных версий является верной сказать сложно. Несмотря на это, каждая из них имеет право на существование. Девушки, которые носят кольца, не работают в полях. Свободное время они посвящают вышиванию и ткачеству.

Чем можно заняться в деревне?

Первое и основное занятие в деревне – это знакомство с местными женщинами, их бытом, культурой и трудовыми буднями. На сегодняшний день данное поселение считается одним из самых популярных мест среди туристов. Поэтому большую часть дня длинношеие женщины занимаются развлечением гостей. Прогуливаясь по улочкам можно увидеть, как та или иная девушка занята ткачеством. Представительницы прекрасного пола с радостью позируют перед фотографами. Данная услуга, конечно же, является бесплатной, но никто и никогда не откажется, если вы предложите им чаевые. Поэтому берите побольше 20-батовых купюр.

По улочкам деревни развернут целый рынок. Здесь продают различные сувениры, также представлены изделия ручной работы. Вы можете увидеть традиционное жилье племени Карэн. Там же, в поселении, у них есть своя школа. На сегодняшний день не все девушки носят тяжелые кольца, данная традиция потихоньку уходит в прошлое.

Время работы

Для посещения туристами деревня открыта с 9 утра до 17:30. Но стоит учитывать, что в дневное время в Тайланде довольно жарко, а в самой деревне, за счет того, что улицы накрыты специальным навесом, создается парниковый эффект. Поэтому если вы планируете посетить деревню самостоятельно, лучше приезжать сюда утром или вечером.

Как добраться?

Удобней всего посещать деревню во время экскурсии. Как правило, стоимость программы варьируется в пределах 600-800 бат. За эти деньги вы познакомитесь с буддистским храмом, покатаетесь на слонах, а также погуляете по улочкам деревни длинношеих женщин. Большим преимуществом такой поездки является присутствие русскоговорящего гида, который расскажет все легенды и традиции племени.

Если же вы владеете английским языком, то смело можете отправляться в самостоятельное путешествие. Первоначально вам нужно ехать по улице Sukhumvit на юг от Паттайи. На дороге вы увидите указатель до Moo Baan Chon Pao. Дальше следует двигаться в соответствии с ним. Если вы не сможете сориентироваться на местности, обратитесь за помощью к местному населению. Спросите у них, как можно доехать до Лонгтейл вилледж, и вам подскажут направление.

Деревня Карэнов на карте

На этой карте я отметила точное расположение деревни длинношеих женщин.

Сегодня практически каждый турист, отдыхающий в Паттайе, желает познакомиться с длинношеими женщинами, ведь, согласитесь, явление довольно редкое и на наших улицах таких красоток уж точно не встретишь. В связи с большим потоком иностранцев в деревне были построены целые улицы с торговыми лавками, где длинношеие красавицы позируют перед камерами и продают различные сувениры.

На юге и юго-востоке Бирмы (Мьянмы) обитает этническая группа Карены. Из-за военных конфликтов с правительством часть племен мигрировало в Северный Тайланд.
Среди них есть одно племя Падаунг, хорошо известное в мире благодаря национальному обычаю "вытягивания" шеи у женщин при помощи металлических колец. Их еще часто называют "женщинами-жирафами" или "длинношеями".

Кольца начинают носить примерно с пятилетнего возраста. Точнее это даже не кольца, а медный прут толщиной примерно в сантиметр, который спирально закручивается вокруг шеи. С каждым годом количество оборотов (колец) увеличивается, что, собственно, и приводит к удлиннению шеи.
У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а вес такого украшения составлять 5-6 килограмм.
Наращивать кольца женщины прекращают к 25 годам или к моменту замужества. Также к этому времени скелет перестает расти и шея просто больше не удлинняется.
Чуть позже стали популярны и кольца на ногах и запястьях.

В настоящее время доказано, что за счет веса колец деформируется плечевая зона и опускаются ключицы, что и создает визуальный эффект удлиннения шеи, а в самой шее никаких изменений не происходит.)

Иногда спирали делают слишком высокими и они плотно прилегают к подбородку и плечам. Тогда женщина может потерять способность поворачивать голову. В случае снятия колец есть риск сломать шею, т.к. мышцы могут атрофироваться. Но такое встречается редко. Обычно верхняя часть колец не доходит до подбородка и остается возможность для движения головой.

Племена длинношеев можно встретить не только в Азии, но и в Африке. В отличие от азиатских, африканские племена одевают именно кольца, вытягивающие шейные позвонки. В этом случае снятие колец реально грозит переломом шеи.

Самый длинный латунный браслет насчитывал 25 витков и весил около 8 килограммов.
Самая длинная шея, зафиксированная в Книге Рекордов Гиннеса, имела длину 40 см.

Почему они стали носить кольца?
Точного ответа никто не знает. Есть несколько версий:
1. По одной легенде однажды на племя падаунгов напали тигры. Часть племени было убито, тигры перегрызли им шеи. Это обеспокоило людей, ведь род мог прекратиться. Глава племени решил одеть на женщин своеобразную защиту в виде металлических колец для увеличения шансов выжить в следующий раз и как оберег от несчастий. Сначала кольца были золотыми, но после заменены на более дешевые и легкие металлы.
2. По другой легенде считается, что предки падаунгов произошли от союза драконихи и ветра. Когда ветер узнал, что его жена беременна, он начал кружить вокруг нее от счастья, пока она не родила кокон, из которого появился первый падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят на шее спиралевидные кольца.
3. Таким образом падаунги делали женщин непривлекательными для вражеских племен, тем самым спасая их от рабства.
4. Есть версия, что так хранились драгоценные металлы.
5. Конечно же для красоты.) Считалось, что длинная шея - это привлекательно и у женщины больше шансов выйти замуж.

В настоящее время жительницы племени продолжают носить кольца в дань предкам, а также потому что это привлекает туристов и позволяет зарабатывать.
Основным занятием женщин-длинношеев является ткачество. Они делают прекрасные платки и не только. Остальные жители племени падаунгов занимаются выращиванием риса, чая и т.д.






















Также нам встретились представители племени Акха.
На женщне традиционный наряд, они так ходят каждый день.

И девушки из племени Лаху, которые имеют характерные тоннели в ушах.)



Ну и курящая бабушка.)
К сожалению, не могу идентифицировать ее народность, скорее всего Карены.

В 2006 году среди молодежи появилось движение, отвергающее традиции. Девушки начали снимать кольца с шеи. Даже одна 40-летняя падаунг сняла свои кольца. В течение нескольких дней она испытывала дискомфорт, потом состояние пришло в норму. После пары лет форма шеи возвращается к обычному виду.

Очень жаль, что молодежь перестает ценить свои традиции. Новое поколение отказывается от национальной одежды и обычаев. Многие одеваются "по-современному", типичная одежда, ничем не выделяющая их из толпы.
Еще каких-то 10 лет и все красочные племена останутся только на картинках..

Также мне жаль несчастные племена падаунгов, которые сделали туристической диковинкой. Некоторых насильно переселили в Паттайю, чтобы зарабатывать на них деньги.
Туристов приводят, как в цирк, а падаунги сидят и смиренно позируют для них.
Мы, к сожалению, были тоже в туристической деревне, потому что до настоящих племен добраться не просто, нужно ехать в джунгли.)

После в голове крутились разные мысли и родилось желание проехаться по Бирме, Лаосу, Вьетнаму, Камбодже и еще раз Тайланду в поисках реальных племен с реальными бабушками, которые курят опиум и занимаются своими традиционными промыслами.

Фотограф: Александра Наветная
http://navetnaya.com/
Тайланд, Чианг Рай

Падаунг (падонг, падаун, каян) - народ группы каренов, проживающий в Мьянмe, на северо-западе штата Кая, на севере штата Карен и на юго-западе штата Шан, а также Таиланде. Говорят на языке каян (падаунг) каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. Численность свыше 50 тыс.чел.

Падаунги обычно живут в высокогорных деревнях. Дома, в отличие от других бирманских племён, строят не на сваях, а на земле. Выращивают рис. Мужчины практикуют также работу погонщиков и содержателей слонов. Падаунг - анимисты, регулярно приносят жертвы духам, в частности верховному женскому духу племени.

Падаунги, 1900 г.

В 1990-е годы по причине затяжного конфликта с военной хунтой Бирмы и политикой принудительного переселения народов в государстве Кайя многие падаунги бежали в соседний Таиланд, где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном основании.

По причине необычного национального обычая - «вытягивания шеи» женщинам с помощью металлических обручей, районы проживания падаунг популярны среди туристов.

Падаунги, 1913 г.

Женщины падаунг, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами. У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес - четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет. В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от их отсутствия.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте. Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускается под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

Видео National Geographic, с процедурой снятия-установки спиралей:

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, - очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это - традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес по привлечению туристов.

Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

Похожие обычаи имеются также у племени ндебеле в Южной Африке, женщины носят индивидуальные кольца от 12 лет до замужества.

Вот что пишет путешественница annataliya , которая лично посетила деревню падаунгов:

«Эта народность живет в горах штата Каяк. В Мьянме их осталось всего 400 человек. И лишь одно семейство спускается в каждый туристических сезон на озеро Инле, дабы людей посмотреть, да себя показать. А показать им есть что. Если мужчины-падаунги выглядят вполне обычно, то женщинам с детства удлинняют шеи, надевая на них золотые кольца. Если честно, то это даже не кольца вовсе, а спирали с определенным количеством оборотов. Когда приходит время, то старую спираль снимают и надевают новую, с еще большим числом оборотов.

Максимально колец-оборотов может быть 25. В том семействе, где мы были, жили четыре женщины — 14, 18, 56 и 67 лет. И только у 67-летней бабули колец было именно, что 25, у всех остальных меньше. Снимать спирали самостоятельно женщинам-жирафам нельзя — шея сломается. Моются они тоже с ними. Но, в принципе, если нужно гланды вырезать или со щитовидкой проблемы, то в лежачем положении спирали снимают и делают, что нужно. В зрелом возрасте женщина-падаунг носит на себе до семи килограммов украшений. Дело в том, что, кроме шей, они вешают себе браслеты на руки и на ноги. А весит все это не мало. Мне дали подержать шейное украшение, причем не с самым большим числом колец — весило оно килограмма с два!

Впрочем, сейчас далеко не все девушки хотят удлинять себе шеи. Многие, вообще, уезжают из деревень в город, а в Янгоне да и в других городах, сами понимаете, с кольцами на шеях ходить не фонтан!

Падаунги с Инле изобразили мне несколько своих национальных танцев и спели парочку песен. Танцы у них, прямо скажем, представляют собой «два притопа, три прихлопа», песни же более мелодичные, но тоже из серии: что вижу, о том и пою. За концерт и угощение в виде чая, коим падаунги меня тоже напоили, я решила их отблагодарить. Но мои доллары они категорически брать отказались. «Мы держим семейный магазин, — сказали они мне. — Вы можете что-нибудь у нас купить!». Вот такой гордый народ!»

Приходится только удивляться, насколько разными могут быть представления о красоте у разных народов. Недавно Материнство писало о женщинах , украшающих свои подбородки татуировками наподобие бороды. Сегодня речь пойдет о представительницах народности падаунг из Мьянмы, которые отличаются противоестественно длинными шеями.

Для чего женщины падаунг носят кольца на шее?

Версий, объясняющих этот обычай, несколько. Одни говорят, что кольца якобы способны защитить от укусов тигра. Другие утверждают, что украшения на шее мешали женщинам убежать в соседнее селение. Есть даже мнение, что таким образом женщины хранили принадлежащие семье драгоценные металлы. Но наиболее правдоподобной представляется объяснение, основанное на народной легенде.

Падаунги верят, что они произошли от союза ветра и драконихи. Узнав, что дракониха беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Так или иначе, длинная шея у падаунгов считается признаком красоты и благополучия. Поэтому, начиная с пятилетнего возраста, девочки носят на шее медные спирали (со стороны похожие на кольца). Постепенно число колец (точнее, витков спирали) увеличивается, и шея становится все длиннее и длиннее.

Наращивать число колец на шее женщины прекращают после выхода замуж. К тому же к этому возрасту шея перестает расти. У взрослой женщины количество колец на шее может доходить до двадцати, а их вес составляет четыре-пять килограммов.

А вот утверждение, что в случае снятия колец женщина не в состоянии удерживать голову и в любой момент может сломать шею - не более чем миф. На самом деле, падаунги вполне способны поворачивать голову и управлять ею, разве что ослабшие мышцы шеи придется укреплять. Говорят, шея приходит в нормальное состояние через пару лет.

Как надевают кольца на шею?

Медную проволоку закручивает на шее девочки специально обученная мастерица, которая постоянно занимается этим ремеслом. Витки укладываются плотно друг к другу, образуя сплошной воротник из колец.

Как женщины моют шею?

Женщины имеют возможность смещать кольца, чтобы вымыть шею. Сами кольца они тоже моют с помощью мочала.

Вероятно, впервые европейцы увидели необыкновенных женщин с длинными шеями, когда три из них приехали в Лондон в 1935 году. Фотографии сохранили для нас эту историю.

В наши дни ношение колец уже не столь обязательно, но женщины падаунг не спешат их снимать. Дело в том, что они сделались своего рода аттракционом для туристов, приезжающих в деревню падаунгов в великом множестве и готовых платить немалые деньги, чтобы посмотреть на «женщин-жирафов».

Белая блузка простого покроя с V-образным вырезом - традиционная одежда падаунгов. Ее носят все, от маленьких девочек до старух.

Падаунги носят обручи не только на шее, но также на руках и ногах.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх