Подростковые комплексы: как помочь ребенку полюбить свою внешность? "Подростковый комплекс" и его особенности. Что включает в себя "подростковый комплекс"

Многие люди имеют эталон красоты, которому желают соответствовать. Культ красоты сильно воздействует на психику подростков, вызывая у них неудовлетворенность своей внешностью. Негативное отношение к себе перерастает в комплекс неполноценности, травмирующий психику и накладывающий отпечаток на взаимоотношения со сверстниками. В причинах появления комплексов и вариантах избавления от них попытался разобраться «Я - Родитель».

Почему появляются комплексы?

Подростковый период является напряженным временем. Он связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков. Чаще всего они не принимают свою внешность. Да и можно ли быть довольным, если она постоянно готовит сюрпризы: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови - гуще, локально начинают пробиваться волоски. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние.

Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал - например, в лице какой-либо звезды. При этом персона с обложки, безусловно, разительно отличается от самого подростка.

Опасения подростков по поводу собственной непривлекательности подтверждаются тем, что представитель противоположного пола, который нравится, не обращает внимания - он влюблен в школьную звезду с длинными ногами или широкими плечами соответственно.

Подростки вообще склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение, и становятся категорически недовольными своей внешностью.

Конечно, наблюдая за , можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. Поэтому подростковые комплексы иногда перерастают в патологическое неприятие собственной внешности - дисморфию.

Но даже если отмести возможность появления психического расстройства, нельзя не признать тот факт, что комплексы накладывают сильный негативный отпечаток на жизнь подростка, вызывая целый спектр сопутствующих проблем в учебе и общении.

Когда нужно бить тревогу?

Подростки - особая категория людей: довольно скрытные и замкнутые, они не хотят обсуждать свои проблемы, особенно с родителями. Во-первых, подростки не уверены в искренности своих родных, заранее зная, что родители будут их убеждать в обратном, во-вторых, уже не признает авторитет родителей как непререкаемый. Зачастую они руководствуются мнением сверстников или канонами моды.

Однако именно родители имеют больше всего шансов своевременно заметить у подростка комплексы и помочь справиться с ними.

В первую очередь, нужно констатировать наличие проблемы. Мамы и папы должны насторожиться в следующих случаях:

  • Ребенок отказывается фотографироваться или старается на фотографиях встать позади сверстников.
  • Подросток избегает смотреться в зеркало или, наоборот, подолгу себя разглядывает без видимого удовлетворения.
  • Часто трогает свое лицо руками.
  • Начинает носить вещи , чтобы скрыть свои недостатки.
  • Подросток очень часто обращает внимание на определенные элементы внешности у других людей (нос, грудь, рост, ноги и т. д.).
  • У ребенка наблюдаются признаки депрессии: отказ от еды, расстройство сна, апатия, нежелание общаться с друзьями.

Как помочь подростку избавиться от комплексов?

Конечно, взрослым может показаться нелепым детское недовольство собственной внешностью. Мамам и папам представляется очевидным, что их ребенок в столь юном возрасте выглядит очаровательно. Беда в том, что дети-подростки нас не слышат, даже если попытаться объяснить их заблуждение. Поэтому действовать нужно постепенно, с пониманием и тактом.

    Наберитесь терпения. Подростковый возраст неизбежно придет к завершению, переходя от этапа к этапу. На одном из них родительский авторитет начнет возвращаться.

    Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. Даже если вам кажется, что вы знаете о ребенке все, наблюдайте за его поведением в различных ситуациях. Так вы сможете понять страхи и волнения сына или дочки.

    Станьте интересным собеседником. Рассказывайте о своих переживаниях в детстве, секретничайте о своих подругах, друзьях и даже знаменитостях - голливудские звезды могут представить целый спектр историй на все случаи жизни. Пусть ваши рассказы будут забавными и смешными.

    Ставьте акценты на плюсы, не называя недостатков. Чаще говорите подростку о его сильных сторонах. Найдите рычаги повышения самооценки.

    Переведите излишнее внимание ребенка к внешности на что-то другое. Хорошо действует приобретение абонемента на аквааэробику, покупка домашнего питомца или желанного спортивного велосипеда.

    Отнеситесь серьезно к проблемам подростка. Подберите вместе косметику для лица (если дело в нем), обратитесь за консультацией к специалисту, исследуйте Интернет на предмет проблемы. Подросток должен ощущать вашу искреннюю заинтересованность.

    Замечайте любые положительные изменения во внешности. Помогите ребенку поверить в себя.

Нередко подростковые проблемы переходят во взрослые, мешая самореализации в личной и профессиональной сферах. Научите ребенка , какой он есть. Докажите ему важность других аспектов личности на примере успешных людей. Станьте другом и помощником во всем: в выборе косметики и одежды, здоровом питании и занятиях спортом. Будьте внимательны и терпеливы.

Светлана Садова

Переходный возраст – самая тяжелая трансформация, как телесная, так и психологическая в жизни человека. Она не идет ни в одно сравнение с возрастными кризисами, с которым человек сталкивается в течение жизни. Те скачки гормонов, которые переносит подросток, идет в малое сравнение с тем, что взрослый человек испытывает во время сильнейшего стресса, сбоя женского цикла или утомляемостью.

Родители не всегда могут принять, что находящийся рядом колючий ёжик все тот же ребенок, который нуждается в любви, заботе и поддержке.

Именно подростковый возраст так «щедр» на образование комплексов. Нестабильность психики, физиологические особенности пубертатного периода, гормоны, общество могут быть в этом не самыми лучшими «помощниками». Подростковые комплексы появляются довольно легко и часто беспочвенно, но вот избавиться, а вернее справиться с ними, очень сложно. И здесь самое главное не искать, кто виноват, а совместными усилиями родителей, а возможно и психологов, выстроить стратегию помощи. А вот как помочь ребенку, который столкнулся с комплексами, разберемся в этой статье.

И как не отдать лавры первенства комплексу неполноценности?!

Итак, комплекс неполноценности – это определенная сумма психологических и/или эмоциональных ощущений человека , что выражается чувством собственной ущербности и противоречивой верой в то, что окружающие люди имеют всепоглощающее превосходство. Причинами возникновения у подростков подобного комплекса могут быть: недовольство внешностью, материальное обеспечение, неразделенная любовь, завышенные требования и ограничения родителей.

Комплекс по поводу внешности базируется на несоответствии внешности общественным стандартам

Ваш мальчик или девочка видит актеров и актрис с идеальной кожей (а у ребенка все лицо в прыщах), с идеальной фигурой (у мальчика не накачаны руки, а у девочки маленькая грудь). И здесь у ребенка появляется противоречие между тем, что он видит в зеркале и между тем, что хотелось бы видеть.

Очень важно, чтобы родители не просто бросали фразу: «Ты у нас самая красивая!», а были готовы помочь ребенку поверить в себя, в свою природную красоту и уникальность. И здесь, пожалуй, пригодится хороший совет психолога: поставить ребенка перед зеркалом и попросить сказать себе о себе как можно больше комплиментов, найти как можно больше достоинств. Сделать это нужно с ежедневной, регулярной практикой.

Первые несколько дней будут переломными и трудными. Но с каждым днем, имея за спиной поддержку близких и возрастающую веру в себя, с помощью данной техники, ребенок научится принимать себя.

Комплекс, касающийся финансов, он чаще всего имеет под собой все тот же грунт сравнения

Например ситуация: родители отдают детей в престижные школы, на которые копили много лет, а дети не соответствуют общепринятым финансовым нормам среди одноклассников. Это влечет за собой появление угнетения, чувства несостоятельности, ущемленности. Ребенок начинает все больше жалеть себя и все агрессивнее относиться к родителям или к обеспеченным ровесникам. Поскольку именно родителей и ровесников, в данной ситуации, подросток видит как причину всех своих бед.

Неразделенная любовь

Эта ситуация, пожалуй, и в представлении не нуждается. Так как почти все прошли через муки неразделенной любви в столь чувствительном возрасте. Поиски причин своего «несчастья» происходят зачастую, на основе тех пунктов, о которых говорили ранее.

Несоответствие тем шаблонам, требованиям и ограничениям, которые диктуют родители

Поначалу ребенок стремится соответствовать всем требованиям. Но, когда становится все труднее добиваться нужного результата, возникает внутренний страх . Страх стать неуспешными и несостоявшимся. А ведь это зачастую то самое, чем чаще всего свое чадо и пытаются напугать родители, для достижения лучшей мотивации.

В таком возрасте, крайне тяжело проанализировать все свои мысли и эмоции, поэтому в голове подростка развивается протест. Ребенок ищет пути самоутверждения, лучшие, на его взгляд, при этом может проявлять агрессию к сверстникам и близким. Как следствие – происходит потеря контроля над ситуацией. Именно по этой причине в жизни подростков появляется алкоголь, наркотики и ранняя половая жизнь.

Советы психологов в данной ситуации – запастись терпением и искренним желанием помочь. Старайтесь выслушивать ребенка и реагировать без ярких эмоций и громкой речи. Ваша бурная реакция может стать причиной возникновения – стены не понимая.

  1. Общее времяпровождения и интересы, совместный отдых или походы по магазинам объединяют. Вызывают состояние покоя и доверия. Вследствие чего ребенку легче открыться.
  2. Не забывайте делиться с ребенком реальными историями из своей жизни или жизни общих знакомых. Живой пример – лучший способ доказать правильность ваших суждений и взглядов. А также именно приводя себя, как пример борьбы с комплексами, вы откроете ребенку новый взгляд на ситуацию.
  3. Найдите ребенку какое-то особенное увлечение, ведь именно занятие чем-то необыкновенным, повышает как самооценку, так и придает уверенности в себе.
  4. И самое главное – фокусируйте внимание ребенка на его достоинства и жизнь в целом.

Если с какой-то конкретной ситуацией вы не можете совладать, а может найти правильный ответ на вопрос, не бойтесь обращаться к психологам. Ведь порой мы не полностью видим ситуацию такой, какая она есть, за нежеланием признавать свои собственные ошибки.

Многие комплексы теряют свою силу в процессе взросления. Со многими люди борются всю жизнь. Но как же важно сохранить любовь и теплоту в отношениях между детьми и родителями. Ведь именно от того, как вы будете выстраивать отношения сейчас, зависит ваши взаимоотношения с ребенком в будущем.

P.S. С уважением администрация сайта.

Во всемирную психологию понятие «комплекс», в том числе подростковый, ввел в начале прошлого века Карл Гюстав Юнг. Слово переводится с латинского, как «связь» и означает эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок в бессознательном.

Не надо думать, что до этого времени комплексы подростков отсутствовали совсем. Они были, есть и будут всегда, изменяясь лишь качественно вместе с образом жизни.

Психология отношения к себе

Условно самооценку любой личности можно классифицировать следующим образом.

Я – самая привлекательная и обаятельная

Пожалуй, самая модная сегодня концепция отношений с самим собой. Воспитанный в семье единственным любимым избалованным ребенком, молодой человек на рубеже взрослой жизни искренне считает себя благодетелем человечества. В чем? Да в том, что он родился на свет и живет в нем такой красивый, умный и талантливый.

Был период в жизни нашей страны, когда закрывались садики, и популярной песней была «У меня сестренки нет, у меня братишки нет …». Вот и подросли те малыши, у которых на каждого было по 6-7 нянек. Этакие нарциссы с царственными привычками и завышенными требованиями.

Золотая середина

Это совсем не усредненная серость. Человек, реально оценивающий свои способности, ясно намечающий достойные его цели, не испытывает особых разочарований и добивается высоких результатов.

Здесь тоже могут встречаться подводные течения и камни, но об этом в другой статье.

Хуже меня нет

Как ни странно, но и в эту категорию входят люди из тех семей с единственным ребенком. Завышенные требования, ожидания и чаяния семьи вдруг вступают в конфликт с реальностью.

Подросток боится не оправдать ожидания, понимает, что не «дотягивает», и у него складывается комплекс неполноценности: должен быть вундеркиндом, а выше хорошиста подняться не может; должен быть Аполлоном, а даже подтянуться на перекладине не получается.

Также при слабой воле в авторитарной обстановке такое негативное отношение к себе могут посеять окружающие. Имея огромный потенциал, не подозревая об этом, такой индивид даже не предпримет попытку узнать, для чего он родился. Его самооценку загнали ниже плинтуса. Вот про это и поговорим.

Комплексы подростков

Больше всего негативного отношения к себе всегда было, есть и будет у подростков. Это легко объяснимо:

  1. Они еще не знают, какой он мир на самом деле.
  2. Они идеализируют его, насмотревшись волшебных мультиков, эффектных боевиков, фото-красавиц с потрясающими формами.
  3. Они сравнивают свои качества с эталонами и, увы, не видят себя в передовых рядах.

У девочек

Заколдованный круг

Почти все надуманные проблемы у слабого пола происходят по поводу внешности. Огорчаясь из-за веснушек, отсутствия груди, курносого носика, переживая, замыкаясь в себе, девочка тем самым ступает на невеселую дорожку, которая идет по кругу.

Трудно стать «звездой» коллектива, имея потухший затравленный взгляд, сгорбленные плечики и шаркающую походку. Именно так выглядят девушки, которые стесняются себя, своей внешности.

А коль скоро толпа реагирует на тебя соответственно, значит ты и вправду «гадкий утенок», и твои плечи еще больше опускаются. Невозможно заставить окружающих принимать действительность по-другому.

Разорвать круг реально только самой. Надо всего лишь распрямиться, улыбнуться и перестать считать себя некрасивой.

Легко сказать, да трудно сделать?! Увы. Однако, вполне возможно. Надо поверить в свою красоту.

Красота, как она есть

А как же эталоны? Идеальная кожа красавиц с телеэкрана, зеленые очи, блестящие локоны, тонкие талии …?

Если у вас есть такая возможность, обязательно сходите за кулисы любого театра. Если нет, то просто поверьте, что там, в гримерных эталон красоты делается с помощью линз, накладок, косметики и других ухищрений из таких же обычных девушек, как вы. И

Золушки, еще не превращенные в Принцесс, совсем не испытывают комплексы подросткового возраста, потому что они знают источник неземной красоты.

Обратите внимание на российских знаменитых актрис. Больше половины из них не имеют общепринятых идеальных фигур и черт лица. Но разве вы замечаете это, когда они играют?! Их особенности (а по-вашему некрасивости), наоборот, запоминаются и восхищают.

Я – толстая!

В последнее время стал очень распространен комплекс полноты. Девочки, даже совсем худенькие, находят у себя лишние килограммы и всеми силами стараются от них избавиться. Такие заболевания, как анорексия и туляремия сегодня сильно помолодели.

Хорошо, что в Сети появились, наряду с фотографиями худых стройных фотомоделей, и снимки девушек, которые довели свое тела до скелетного состояния. Наглядная агитация в этом случае не только портит, но и лечит.

Что делать?

Отлично, если рядом есть умный любящий взрослый человек, который к тому же пользуется авторитетом у подростка. Он объяснит девушке, что в ее возрасте идет огромная перестройка организма. Все ее «недостатки» совсем скоро превратятся в достоинства. Ну, прочитайте же, наконец, сказку «Гадкий утенок», вникая в ее смысл!

Да, но это совсем не значит, что надо сидеть и ждать, как тот утенок, в кустах. Природе надо помогать:

  1. Посмотрите, какие стройные наши гимнастки! Корсет из тренированных мышц сделает любую фигуру стройной и подтянутой.
  2. Спорт к тому же отвлечет от горьких мыслей, уведет приоритеты в другую сторону от порочного круга. Девчонкам, спешащим на теннисный корт или в гимнастический зал, некогда задумываться о тонких ресницах и веснушках на носике. Поверьте, окружающие тоже перестают замечать недостатки, когда вы веселы, задорны и энергичны.
  3. Иногда для того, чтобы избавить девушку от комплексов, достаточно нескольких приемов у косметолога и поход к грамотному модельеру. Не секрет, что умело наложенная косметика может полностью изменить внешность, а правильно подобранный фасон одежды спрятать недостатки и подчеркнуть достоинства. Посмотрит такая преображенная красавица на себя в зеркало, и поверит в то, что она на самом деле прекрасна.


У мальчиков

Ошибочно думать, что проблемы с самооценкой возникают лишь у девушек. Как ни странно, сильная половина человечества страдает от комплексов не меньше, а даже больше.

Особенно сильно у них развиты подростковые комплексы, наваливающиеся на юношей в пубертатный период.

Важный временной отрезок в жизни молодого организма – развитие вторичных половых признаков. Симпатии и интерес к противоположному полу у детей проявляется с рождения, но именно с этого возраста он начинает поддерживаться физиологически.

Нелестное сравнение себя с другими парнями заставляет молодого человека чувствовать себя изгоем. Особенно, если это подкреплено насмешками и подтруниваниями друзей.

В Сети много криков о помощи: не растет щетина, маленький половой орган, прыщи на коже и т.д. Значит, рядом с этими ребятами нет взрослого человека, который бы не только понял, что происходит с парнем, но и деликатно объяснил, что:

  • почти у всех в этот период бывает проблема с кожей, и что существует множество средств для борьбы с прыщами;
  • признак мужественности – это совсем не щетина, а сила тела и духа, воля и другие внутренние нравственные качества человека;
  • величина половых органов не влияет на качество секса;
  • практически ВСЕ переживают в той или иной степени подобные комплексы.

Иногда комплексы подростков бывают связаны с физическими недостатками. Например, очки долгое время считались атрибутом слабого и беззащитного «ботаника». Постарайтесь убедить «очкарика», что сейчас это интересный, модный и стильный аксессуар. Оправу можно подобрать так, чтобы очки украшали человека.

Как избавиться от неуверенности

Чтобы избавиться от проблемы, ее надо сначала диагностировать. Внешними признаками ее могут быть:

  • прикрывание рта рукой при разговоре или во время смеха;
  • мешковатая одежда;
  • волосы, нависающие и закрывающие лицо;
  • отведение взгляда при разговоре;
  • замкнутость, молчаливость, депрессия и т.д.

Это не постулаты и не аксиома. Симптомы могут быть и другими, но внимательный, любящий близкий человек обязательно заметит их и примет меры.

Лучшее лечение психологических отклонений – это разговор:

  1. Надо не насильно навязать свое видение проблемы, а провести очень деликатный диалог, где не только говорят, но и слушают оба. А о чем говорить, мы уже писали выше.
  2. Главное в этом не переусердствовать. Не стоит уверять парня, что зубные брекеты его делает мужественным, а девочку с редким пучком волос, что у нее пышная шевелюра. Откровенное вранье порождает недоверие.
  3. Главной фабулой во всех беседах должна быть мысль, что внутреннее духовное содержание человека гораздо важнее внешности. Великих людей небольшого роста было гораздо больше, чем великанов. Сильные человеческие душевные качества позволяли им добиваться побед в сражениях, любви противоположного пола и уважения современников.

Видео: Как не комплексовать из-за внешности

Наши недостатки не так страшны, как их малюют

NN

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если они его за это дразнят, - то это создает основу для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

Самое главное, что нужно подростку - это моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят подростку сыну (дочери), добрых слов. Они все время упрекают, что он(а) ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, и толку из него (нее) не выйдет.

Один мой пациент рассказывал, что с детства слышал от родителей только резкие слова: «Другие дети - как дети, а ты какой-то недотепа!», «Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!», «Чего ты развесил сопли, другой на твоем месте умел бы дать сдачи», «Как ты меня достал, убить тебя мало!» - а бывали слова и похлеще. Он стеснялся приводить домой приятелей, боясь, что мать ляпнет при них какую-то бестактность. Он завидовал своему приятелю, у которого дома все было совсем не так. У него действительно сформировалась уверенность, что он никчемный, неумный и ни к чему не способный.

Мальчики и девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

У 15-летнего Вити с детства были периоды подавленного настроения. Учителя замечали, что он выглядит постоянно подавленным, грустным. Если его расспрашивали, что случилось, чем он так огорчен, не обидел ли его кто из товарищей, он опускал голову и молчал или тихо отвечал: «Нет, все в порядке, ничего не случилось, просто настроение плохое».

Видя грустного сына, мать Вити, вместо того, чтобы проявить ласку и участие, ещё больше раздражалась и кричала на него: «Ну что ты опять нос повесил! Вечно ты всем недоволен, тебе не угодишь!» От её криков и вечных упреков мальчик весь сжимался, втягивал голову в плечи, молчал, уходил в свою комнату и тихо плакал. У него не было друзей и ни одного близкого человека, которому он мог бы довериться.

Однажды он написал записку: «Я не могу так больше жить», - и попытался покончить с собой. Его спасли, но мне он потом говорил, что зря его спасли, ему не хочется жить, потому что он «моральный урод», ничего у него не получается, как у других ребят, и ничего хорошего из него не получится. Витя не верит в себя, у него никого нет, он страшно одинок и несчастен.

Нам удалось преодолеть и его депрессию, и его комплекс неполноценности. На самом деле он, хотя и застенчивый, но добрый и отзывчивый мальчик. В больнице Витя подружился с другим подростком, потом они стали часто встречаться, Витя сам ездил к другу, так как не хотел, чтобы тот встречался с его матерью.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. А если при этом родители постоянно «долбят», что он никчемный, ни к чему не способный, неполноценный, лентяй, бездельник, растяпа, - то тинэйджеру трудно переломить такое отношение и повысить самооценку, хотя бы реально оценивать себя и свои способности. Он не ценит себя и приобретает уверенность, что на что-то годен, хуже всех. У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно «тюкают» дочь в её недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у неё сохранится, а став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

То же самое и в отношении мальчиков. Когда родители используют такие слова как «дурак», «оболтус», «бездельник», «бездарь» и прочие в том же духе, то в конце концов подросток и сам в это поверит. Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Костю воспитывала мать, родители давно в разводе. Бывшего мужа мать Кости ненавидела, называла его «размазней» и «бабой в юбке». А сыну она говорила, что он - «копия отца», такой же «никчемный недотепа».

Мальчик рос робким, пугливым, стеснительным, очень боялся гнева матери, старался её слушаться, но она все равно находила повод, чтобы накричать на сына и наказать его. Одноклассники его не любили и все время дразнили. Однажды когда он поднимался по лестнице, один из одноклассников подставил ему подножку, и Костя упал и покатился вниз по лестнице. Он получил сотрясение мозга и несколько переломов. В больнице он постоянно говорил о том, что больше не хочет жить, так как его никто не любит, он никому не нужен, все над ним смеются.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов - низкая самооценка.

Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активных сверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старался быть поближе к взрослым. Его все дразнили «маменькиным сынком», никто из ребят не хотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запросто общались с девочками.

Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и «ярлыки», - больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

В подростковом возрасте все девочки превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес её «плоской фигуры» в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у неё возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других - самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить» девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Моя десятилетняя дочь очень сенситивна - то есть, ранима, чувствительна. Она как мимоза, хотя мы с мужем постоянно её ободряем и поддерживаем. Я тоже в её возрасте была очень ранимой и обидчивой, чуть что - плакала и замыкалась в себе, хотя моя мама - уверенная в себе, сильная женщина. Дочь вся в меня, какой я была в её возрасте, болезненно переживает неудачи, и мы её всегда хвалим. Она хорошо учится, но огорчается из-за каждой отметки, если считает её незаслуженной, хотя мы никогда не требуем от неё «пятерок», я ей говорю: «Двойка - тоже отметка», хотя «двоек» у неё никогда не было, но даже если и будут, я внушаю, что не стоит по этому поводу сильно переживать. Я сама пережила типичный «комплекс отличницы». И в школе, и в институте у меня были одни «пятерки», и когда я на 5 курсе получила «четверку» по педиатрии, для меня это было настоящей трагедией, хотя теперь мне это смешно вспоминать - какая разница? «Комплекс отличницы» - это тоже комплекс, таким образом девочка, не уверенная в себе, самоутверждается.

Хотя мы постоянно внушаем дочери, что она у нас умница и красавица (а она такая и есть), я уверена, что она никогда не «возомнит» о себе - характер не тот. Но надеюсь, что моя поддержка поможет ей преодолеть трудности подросткового возраста. По крайней мере, на «подколы» одноклассников она совершенно не реагирует. Она уже учится вести себя с достоинством, в ней уже заложена маленькая женщина. Она кокетлива, часто вертится перед зеркалом, трет нос и щеки моим «Скрабом» для очистки кожи, чтобы в будущем у неё не было угрей, любит красиво одеваться. Так что даже если она не станет красавицей, то недостатка в кавалерах, я уверена, у неё не будет. Комплексов у неё нет и надеюсь, не будет. О её самооценке я уж позабочусь.

Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у многих подростков, которые внешне кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.

В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.

Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, - как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх