Развиваем память и внимание ребенка.

Конечно, большую часть времени ребенок развивается в рамках школы и школьной программы. Однако, далеко не всегда занятия в школе могут в полной мере раскрыть способности и таланты ребенка, помогают ему в улучшении внимания, памяти и логического мышления. Помочь в этом могут занятия с родителями или дополнительные секции

Развитие внимательности

Сегодня много различных методик, указывающих как развить внимательность у ребенка 10 лет. Такая проблема типична для многих родителей младших школьников. Дети из-за невнимательности пропускают буквы или цифры, не запоминают важную информацию, «пропуская ее мимо ушей». Однако, именно внимание наиболее важное из всех качеств для школы и этого возраста, поэтому, стоит тренироваться над его концентрированием и улучшением. Занятия должны иметь систематичность, они должны продолжаться даже после появления стойких результатов. Занятия на внимательность для детей 10 лет должны быть интересными и детям, и родителям, чтобы они могли выполняться вместе. Во время занятий нужно доброжелательность и спокойствие, подбадривание ребенка. Изначально стоит научить ребенка концентрироваться на одном занятии хотя бы 10-15 минут. Объясните, как понимать и что делать при слове «внимание», как достичь концентрации и повышенного внимания на работе. Самыми простыми упражнениями для внимательности будет рисование одновременно, сразу двумя руками разных фигур - квадрата и круга, треугольника и овала.

Упражнения на внимательность

Упражнениями на внимательность могут быть разные варианты - подсчет столбов по дороге домой, но только с особыми отметками. Ребенок делает это сам, а дома объявляет результат. Вы же ему отмечаете - правильно или нет. Если нет, на следующий раз просите концентрировать внимание точнее. Просите обратить внимание на определенные предметы и описать их подробно, предварительно рассмотрев на протяжении нескольких секунд. Упражнений может быть много - нужно искать в ряду одинаковых букв или цифр отличия на время, сравнивать картинки «найди 5 отличий» и подобные им, играть в настольные игры, требующие внимания - пазлы, шахматы, домино и тд.

Улучшение памяти у ребенка

Одной из проблем в школьном возрасте становится плохая память у ребенка 10 лет. Из-за невнимательности или не тренированности дети могут забывать часть полученной информации, и трудно дается запоминание предметов и прочитанной информации. Память, как и любые другие сферы высшей нервной деятельности, можно тренировать.

Прежде всего, помочь в развитии памяти может заучивание стихов и рассказов. Это помогает тренировке памяти, как кратковременной, так и долговременной. Также есть много полезных упражнений, тренирующих память. К ним относятся запоминание цепочки из слов и их воспроизведение, повторение звуков, услышанных с закрытыми глазами, а также запоминание 10 картинок и воспроизведение их по памяти через несколько минут и через час.

Важны также упражнения на слуховую, зрительную память, тактильную память - это воздействие на органы чувств последовательных действий и воспроизведение этой последовательности словесно через определенное время.

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления не менее важно, чем другие занятия. развитию логики помогают детские игры в морской бой, шахматы, домино и другие, настольные игры, где нужно просчитывать и мыслить наперед, планировать. Также существует множество задач и упражнений на логику, это как математические и геометрические, так и другие занятия. в логических задачках нужно составить последовательность цифр, предметов, объединенных общим смыслом, вычленить лишний элемент, сгруппировать предметы по определенным характеристикам, изначально поразмыслив - что их объединяет и различает.

"В одно ухо влетело, в другое вылетело"- так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей - огромное количество. Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе. На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.


Как происходит процесс запоминания?

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек.Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами - произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.


Непроизвольное запоминание - штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

При запоминании информация фиксируется специальными «клетками памяти», механизмами - энграммами головного мозга, которые еще называют «следом памяти».

После запоминания происходит второй процесс - сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение - гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся). Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.


Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Уз навать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, - малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти - ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.


Забывание - это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Все эти процессы протекают на физиологическом, биохимическом, нервном уровне, в нем задействованы различные участки коры головного мозга.

Виды памяти

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания - произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации - кратковременная, долговременная, оперативная.


Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного - двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер - мама рядом, малыш спокоен, мама далеко - малышу одиноко. Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу. В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание - он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.


Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним. Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли. Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.


Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно. Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то - чуть позже. Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем « в уме»).

Все виды памяти очень тесно взаимодействуют друг с другом, без одного невозможны или очень затруднены функции других.



Особенности у детей

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году - образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.


В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.


Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

С какого возраста ее развивать?

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем - эмоции и слова. Непроизвольную память крохи (ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Кроме того, важно помнить, что повторение - мать учения, без повторений ребенок быстро будет забывать то, чему вы его научили.


Способы «тренировки»

Улучшение памяти - не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

В рацион ребенка следует обязательно ввести витамины, в состав которых входят аминокислоты. Очень полезен рыбий жир , который содержит ненасыщенные жирные кислоты (Омега 3 и Омега 6), если нет аллергии, можно давать орехи. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, так как его мозг нуждается в достаточном количестве кислорода.



Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга - лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам - бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.


Эффективные игры и упражнения

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.


  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.


В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».



  • Для младших школьников . Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память, ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.



  • Для детей старше 12 лет . В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, - добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).


Память подростка станет лучше, если он будет много читать, изучать иностранные языки и заниматься спортом. А логические способности возрастут в достаточно короткие сроки, если ребенок будет играть с папой или мамой в шахматы, шашки.

Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день - утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» - красивой лирической песней.
  • Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают - 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).


    Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

    У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи. Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность - слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет. Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

    Если у ребенка младшего школьного возраста возникли проблемы с запоминанием, учителя жалуются, что он рассеян, не может сконцентрироваться, пересмотрите режим дня чада . Будьте настойчивы, просите убирать вещи на отведенные для них места, а также неукоснительно соблюдать расписание дня.

    Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

    Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.


    Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.

Подобным вопросом задается все больше родителей. Еще пару десятилетий назад в воспитании преобладал подход «наблюдателя», «ведомого», когда взрослые скорее отталкивались от индивидуальных запросов малыша. Но сегодня мы понимаем, что ребенок уже в раннем возрасте должен быть готов адаптироваться к сложным задачам. Слишком многое в жизни человека зависит от той школы, даже детского садика, в которых он будет учиться. Слишком рано детям начинают задавать вопросы о выборе будущей профессии, специализации. Поэтому его память и внимание должны быть в «хорошей форме», уже к шести-семи годам. Отсюда и новый подход к воспитанию – активный ведущий взрослый, который помогает ребенку добиться лучших результатов.

Невозможно, да и не нужно судить, какая система предпочтительна. Определяющим фактором являются социальные условия, в которых растут наши дети. И мы просто обязаны прилагать усилия к тому, чтобы ребенок мог с успехом пользоваться естественными инструментами своего сознания.

Память и внимание

Во-первых, нам нужно уяснить для себя хотя бы начальные сведенья о памяти и внимании. Ведь это два, весьма разнородных, явления. Их тренировка и развитие идет различными путями.

Внимание

Способность к концентрации внимания зависит от возраста и психо-эмоциональных качеств человека. Проще говоря, невозможно (и опасно!) требовать от пятилетнего малыша, чтобы он усердно занимался одним и тем же делом часами. Даже если мы говорим об очень усидчивом ребенке и деле, которое ему очень нравится.

Существуют наблюдения, которые описывают внимание детей разных возрастных групп:

  • 3-4 года – внимание концентрируется с трудом и по большей части непроизвольно. Удерживать такую концентрацию малыш способен не более семи минут;
  • 4-5 лет – происходят значительные изменения. Ребенок может удерживать активное внимание до двадцати минут. При этом, он может некоторое время управлять данным процессом, не отвлекаясь от интересующего предмета;
  • 5-6 лет – увеличивается объем внимания, то есть, количество предметов, которые одновременно могут стать объектами концентрации. Малыш может произвольно сконцентрироваться на этих объектах;
  • 6-7 лет – стандартом для дошкольника является двадцать пять минут активного внимания. Оно произвольно. Объем внимания продолжает увеличиваться;

Перед тем, как планировать, какие упражнения вы будете выполнять с ребенком для развития его внимания – необходимо учесть эти параметры.

Память

Этот аспект интеллектуальной деятельности, также, меняется, буквально, на каждом году детства. От непроизвольного запоминания малыши движутся к сознательному запоминанию. Вот примерные этапы развития памяти у детей:

  • 3-4 года – физическое развитие открывает перед ребенком новые возможности – самостоятельного передвижения, игр, самообслуживания, общения и так далее. И все, что связано с этими новыми «делами» малыш запоминает. Нельзя забывать и о развитии речи, которая постоянно пополняется новыми словами, а понимает ребенок гораздо больше слов, чем сам может произнести! Но эта память еще непроизвольна – малышу будет трудно что-то «выучить» и запомнить надолго;
  • 4-5 лет – закладываются основы произвольного запоминания. Особенно помогают малышу в этом возрасте «память тела» - двигательные подсказки, повторения. Конечно, все ритмичное, яркое запоминается лучше;
  • 5-6 лет – развивается самостоятельное запоминание. Причем, лучше всего запоминается осмысленная информация. Поэтому важно объяснять ребенку те явления, с которыми он сталкивается, отвечать на его вопросы;
  • 6-7 лет – малыш уже не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом периоде запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее;

Таким образом, для развития памяти у ребенка нужно учитывать и ее возможный объем, и условия, которые будут способствовать лучшему запоминанию в разном возрасте.

Особенности занятий по развитию памяти и внимания

Многие родители ожидают, что их ребенок с удовольствием включится в процесс занятий и покажет блестящие результаты. И в большинстве случаев их ждет жестокое разочарование. Малыши не только не отвечают «правильно», но и вообще не хотят «играть с пользой», капризничают.

И это нормально. Родители должны понимать, что перед тем, как они смогут приступить непосредственно к упражнениям – нужно научиться общаться с ребенком. Необходимо выстроить взаимодействие, когда малыш поймет, как можно договариваться. Другими словами, он должен научиться доносить до вас свои желания, убедится, что вы его понимаете и поддерживаете. Тогда можно ожидать, что и ваши предложения будут ему интересны.

Не нужно последовательно проводить одну игру за другой. Обратите внимание на те упражнения, которые больше всего нравятся ребенку, удаются ему. В принципе, все игры похожи по сути – каждую вы можете разнообразить и развить, включая в нее элементы из других.

Исключительно важно понять, что результат нельзя оценивать, как «правильный» или «неправильный». Хвалите малыша за любое проявление инициативы, готовность играть с вами, попытку найти ответ. Оценивайте все, что хорошо и не выказывайте раздражения, если что-то идет не так. Если вам удастся наладить занятия в таком ключе – у них обязательно будет прекрасный результат!

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей

Дети 3-4 лет

Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.

Рассматривание картинок

Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Было-стало

Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!

Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.

Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).

Развиваем слух

Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Что на что похоже?

Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.

Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».

Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

Дети 5-6 лет

Прекрасно, если вы уже начали свои занятия в возрасте 3-4 лет – тогда ваш ребенок будет достаточно подготовлен к новым и более сложным заданиям. В этом случае, вы уже знаете, какого рода упражнения нравятся ему больше, а на какой тип памяти стоит обратить особое внимание.

Но даже если вы только начинаете развивать детскую память и внимание – время еще не упущено. Тем более, что упражнения, которые с трудом даются малышам в 3-4 года – для дошкольника могут оказаться весьма увлекательными.

Рассматривание картинок

Можно постепенно переходить к картинам и видам, не адаптированным специально для детей. Это могут быть классические произведения искусства – жанровые, событийные. Рассматривайте вместе с ребенком картину и рассказывайте, что происходит, что вы видите. Спросите его, может ли он найти и показать вам какой-нибудь второстепенный элемент. Далее, попросите ребенка описать для вас другую картину. Дополняйте его рассказ, учите обращать внимание на детали.

Сыщик

Если ребенок не «созерцательного типа» - ему больше подойдет эта игра, а не рассматривание картинок. Гуляя, идя в магазин, попросите его описывать то, что он видит вокруг. Пусть замечает, сколько ступенек на лестнице, какого цвета шторы в окне и другие особые приметы. Сначала помогайте ему считать, проговаривать. Потом попросите «отчет» о том, какие сведенья удалось собрать.

Если именно такая мотивация будет увлекательна для вашего чада – давайте ему «секретные задания», усложняя цели.

Зеркало

Начинается эта игра с того, что вы ставите ребенка перед зеркалом, прячетесь за ним и выполняете несколько движений его ручками, ножками (поднять руку вверх, повернуть корпус, опустить руку, присесть на корточки). Повторите цикл из простых движений несколько раз. Потом попросите малыша повторить эти движения в правильной последовательности.

Развивать эту игру нужно уже без зеркала. Ребенок встает напротив вас и «отражает» все ваши движения, потом повторяет их самостоятельно.

Волшебный мешочек

Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте развитие памяти и внимания становится наиболее актуальным. Если ребенок еще не пошел в школу – ему это предстоит в ближайшее время. Наверняка, он посещает занятия по подготовке к школе, где должен быть внимателен, многое запоминать.

Для игр подходят все упражнения, описанные выше. Только нужно учитывать увеличение объема памяти и времени возможной концентрации внимания у дошкольника или младшего школьника. Важно постоянно давать ребенку пример размышления, рассуждения, описания увиденного. И ему предлагайте задачи подобного рода.

Стихи наизусть

В этом возрасте ребенок уже способен выучить небольшое стихотворение. Находите специальные поводы: стихи к Дню Рождения папы, стихи к приезду бабушки и так далее. Если запоминание дается с трудом – подскажите ребенку, что можно «дирижировать», «маршировать» (запоминание, связанное с движением), можно пропевать строфы (запоминание, связанное с музыкальностью). Пусть малыш расскажет вам своими словами, что происходит в стихах – возможно, он просто не понимает некоторые слова или обороты и поэтому не может запомнить их.

Проза пересказ

К 6-7 годам ребенок уже хорошо знает несколько сказок и может их пересказывать. Просите его рассказать вам сказочку – со всеми подробностями. Если малышу нравится роль сказочника – усложняйте задание: задавайте ему вопросы по ходу повествования. Пусть он придумает и расскажет вам продолжение истории, судьбу второстепенных героев.

Супер-зеркало

К игре «зеркало», описанной выше, можно добавлять не только движения, но и слова, цифры, звуки. Ребенок должен повторять их в той последовательности, в которой вы произнесли.

Разные типы памяти

В заключение, хочется сказать пару слов о типах памяти. Занимаясь с ребенком, развивая его, вы не сможете не заметить, что ему лучше удается запоминать звуки или, наоборот, цвета. Кому-то необходимо упражняться в движении, а кто-то с удовольствием рассуждает на отвлеченные темы.

С одной стороны, следует часто давать ребенку задания, которые он выполняет с успехом. Это поможет положительно мотивировать его, поднять самооценку. Но при этом вы должны стараться развивать и другие пути запоминания. Можно объединить два типа деятельности: «любимый» и «нелюбимый». Например, если ребенок подвижен и не хочет рассматривать картинки, сидя на диване – отправляйтесь с ним в музей.

Вообще, развитие памяти и внимания – это лишь капля в гигантском море общения, взаимопроникновения и взаимопомощи родители и ребенка. Не зацикливайтесь на столь узких задачах. Старайтесь полноценно общаться с малышом, начиная с его рождения (и даже до!), читайте, обсуждайте, слушайте, путешествуйте. И тогда его мышление, составляющими которого являются память и внимание, будет прекрасно развиваться.

Память - загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой повинностью, новые знания вызывают интерес. Да и в быту такие ребята ловки и сообразительны: всегда знают, что положить к следующему учебному дню в портфель, в какое время пора собираться на секцию, когда у одноклассника день рождения и т.д.

А теперь главный вопрос: отличная память - «генетический подарок» или её можно развить? Ответ: и то, и другое. Способности к запоминанию зависят от особенностей нервной системы. Некоторые малыши, конечно, изначально находятся в более выгодных условиях. При этом неоднократно доказано: память можно натренировать. Буквально, как мышцу. И сделать это не так трудно. Главные условия: периодичность, доброжелательное отношение к малышу (даже в случае его неудач), занятия в ненавязчивой игровой форме.

Какой бывает память

Существует общепризнанная классификация видов памяти. Итак, она бывает:

  • в зависимости от волевого компонента - произвольная (когда человек специально запоминает какую-то информацию, прилагая определённые усилия) и непроизвольная (запоминание происходит само собой);
  • в зависимости от объекта запоминания - образно-наглядная (запоминание форм, цветов, изображений), словесно-смысловая (её ещё называют слуховой), эмоциональная (в памяти остаются пережитые чувства, эмоции), моторная (запоминается действие: движения танца, написанные собственной рукой слова и т.д.);
  • по времени хранения - краткосрочная и долговременная.

У каждого человека есть наиболее выраженный особенно развитый вид памяти. Для большинства это слуховое и зрительное восприятие. Важно знать: быстрое и эффективное запоминание возможно при задействовании сразу нескольких типов памяти. Поэтому важно уделять внимание развитию каждой позиции классификации.

Если говорить о детях, особенно самых маленьких, то их память носит непроизвольный и подчёркнуто эмоциональный характер. Малыши запоминают то, что им интересно. Поэтому и единственно возможный способ обучения дошкольников - это игра.

Если ребёнку станет скучно, он просто не воспримет и не запомнит информацию.

Начинаем тренировать память: когда?

Первые образы в памяти крохи закрепляются уже в его трёхмесячном возрасте. А лобные доли мозга, которые отвечают за запоминание, формируются примерно к 10-ти месяцам. Поэтому важную функцию можно тренировать уже на первом году жизни малыша.

Для этого маме нужно всё время говорить с ребёнком, постоянно выдавая ему новые порции информации. Инстинктивно об этом знает каждый родитель: взрослые объясняют крохе, где мама, где папа, а где бабушка, озвучивают названия окружающих предметов, совершаемых действий, происходящих явлений. В результате юные ученики уже к 9-11 месяцам, кто-то раньше, кто-то позже, могут по просьбе выбрать нужную игрушку из нескольких предложенных. Детская память податлива, она как губка - способна впитывать большие объёмы информации. Маленький человечек ещё не умеет говорить, но пассивный его словарь, благодаря стараниям окружающих взрослых, внушителен.

Уже с 10-и месяцев с крохой можно играть в простую игру «Где игрушка?» . Для это понадобятся две пелёнки. Под одну из них на глазах ребёнка кладётся игрушка. Затем, собственно, звучит сам вопрос: «Где игрушка?». Забавно наблюдать за сосредоточенным лицом крохи, когда тот пытается вспомнить, куда же мама спрятала яркую вещицу. А сколько радости доставляет правильное решение, если малыш сдёргивает нужную пелёнку. Несколько раз подряд кладите предмет в одно и то же место. Затем положите игрушку под другую пелёнку. И хотя кроха прекрасно видел перемену, он всё равно, скорее всего, попытается найти погремушку в старом «тайнике», ведь именно этот момент зафиксирован в его памяти.

Начиная с двух-трёхлетнего возраста начинайте играть с ребёнком в простую игру «Что пропало?». Суть её заключается в том, что перед малышом выкладывается несколько предметов, различающихся по форме, цвету, размеру, назначению и т.д. Затем кроху просят отвернуться и убирают в это время один из элементов ряда. Ребёнку нужно понять: что именно исчезло? Для этого придётся приложить усилия и вспомнить первоначальный состав предметов.

С детьми от 3-х лет и старше можно играть и в другие игры, способствующие развитию памяти. Обычно такие занятия увлекают детей. Эти игры не требуют особенной подготовки и значительных финансовых вложений. А вот немного драгоценного времени на регулярные «тренировки» с детьми выделить придётся.

Игры для развития памяти

«Я знаю 5 имён». Это игра из нашего детства. Не переставая отбивать мяч от пола, ребёнок произносит: «Я знаю 5 имён девочек (названий городов или рек, пород собак, марок автомобилей, цветов радуги). Мяч при этом нужен только для поддержания нужного ритма. Если игрушки нет под рукой или малыш пока не умеет отбивать мяч, подойдут хлопки, щелчки пальцами и другие действия. По мере взросления ребёнка количество предметов увеличивается до 10, 15-ти и т.д.

«Картинки». Детям на 20-30 секунд показывается картинка. Затем она убирается, и следует просьба описать увиденное - чем подробнее, тем лучше. Другой вариант - задавать по картинке вопросы: что стояло на столе, какого цвета было платье у куклы, что было нарисовано на листе бумаги, висящем над диваном и т.д.

«Мемори». «Магазинная» игра, в состав которой входят около 10-15-ти парных карточек с одинаковыми «рубашками». Начинать нужно с 3-4-х пар. Сначала карточки выкладываются изображениями вверх. Затем их переворачивают. Ребёнок сам открывает одну из картинок, после чего должен вспомнить, где находится её пара.

«Что изменилось». Вариация описанной в предыдущем разделе игры «Что пропало?». Только вместо того, чтобы убирать один из предметов ряда элементы меняют местами. Ребёнку предлагается выявить изменения.

«Сложи узор». Для выполнения упражнения понадобятся спички или счётные палочки. Взрослый выкладывает несложный рисунок, затем закрывает его листом бумаги, а ребёнку предлагает по памяти выложить такой же.

«Дорисуй коврик». Игра похожа на предыдущую. Только вместо того, чтобы выкладывать узор из палочек, его предлагают нарисовать по памяти в пустом прямоугольнике-«коврике».

«Мама (папа, бабушка, тётя) укладывает в свой чемодан….». Начинает взрослый: «Мама укладывает в чемодан расчёску». Ребёнок продолжает: «Мама укладывает в чемодан расчёску и свитер». Следующий игрок: «Мама укладывает в чемодан расчёску, свитер и зеркало». Игра продолжается до тех пор, пока словесная цепочка не станет такой длинной, что её невозможно будет повторить.

«Цепочка предложений». Игра напоминает описанное выше упражнение. Но в этом варианте запоминать придётся не отдельные слова, а целые предложения. Постепенно получается полноценный рассказ или сказка. Развивается не только память, но и связная речь, воображение. Для облегчения задания каждое предложение можно обозначит картинкой-символом. Например, «Выглянуло солнышко» - карточка с изображением солнца, «Запели птички» — карточка с птичкой и т.д.

«Кто больше запомнит?» Детям последовательно показывают одну за другой картинки. А затем ребятам предлагают вспомнить изображения. Побеждает тот, кому удалось назвать большее количество картинок.

«Маленький художник». Ребёнку демонстрируется изображение. Затем картинка убирается и даётся задание как можно подробнее нарисовать объект. Сначала это должно быть что-то простое, состоящее из знакомых малышу геометрических фигур - например, квадратный домик с крышей-треугольником. Позже картинку можно дополнить деталями: занавески в горошек, кошка на крылечке, дым из трубы, клумба перед домом и т.д.

«Узнай и запомни». Игра подходит для старших дошкольников. Ребёнку завязываются глаза. Затем в его руку поочерёдно вкладываются разные предметы. Потом малыша просят вспомнить: какие вещи побывали в ладони. Здесь задействуются сразу 2 процесса: узнавание (по тактильным ощущениям) и запоминание.

«5 предметов». Эта игра подходит для детей примерно от 4-х лет. Ребёнка просят вспомнить 5 предметов, объединённых определённым признаком. Например, дают малышу задание назвать 5 квадратных, синих, колючих, мягких или холодных предметов. Время ограничено: для его отсчёта можно использовать таймер, песочные часы или секундомер в мобильнике.

«Дискотека». Взрослый показывает детям несколько танцевальных движений. Чем старше игроки, тем сложнее па. Затем включается весёлая музыка, и ребята должны попробовать воспроизвести танец.

«10 слов». Ребёнку называют 10 ничем не связанных между собой слов. Например, гриб, стол, паровоз, учебник, шапка, птица, дом, заяц, чашка, робот. Если старший дошкольник воспроизводит хотя бы 5-6 слов, значит, он обладает хорошей слуховой кратковременной памятью. С тренировками количество запоминаемых слов увеличится.

Что ещё

И напоследок ещё несколько важных советов, которые помогут развить память малыша. Это уже не игры, а ненавязчивые действия, на которые не нужно выделять время специально (ну, разве что совсем чуть-чуть).

  1. По дороге из садика расспрашивайте малыша о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета воспитательница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же - за что?) и т.д.
  2. После прочтения вечерней сказки обязательно обсудите с ребёнком сюжет. Снова задавайте вопросы: как звали главного героя (затем спросите о второстепенных), кто были его друзья и враги, с чего началась история, что делали (думали) персонажи в тех или иных ситуациях и т.п. Начиная с 4-х лет малыша уже можно попросить пересказать сказку (или хотя бы какую-то её часть). Это развивает не только память, но и речь. И обязательно разучивайте с детьми стихи.
  3. Вместо того чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легоконструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а так же зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.

  1. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры. Вспомните, во что вы играли в детстве дворовой компанией - казаки-разбойники, догонялки, вышибалы, пионер-бол и т.д. Обычно дети с энтузиазмом воспринимают идеи по большей части новых для них забав.
  2. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  3. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов. Салаты лучше заправлять содержащим большое количество витамина Е растительным маслом (а не вредным для детей магазинным майонезом). Периодически давайте ребёнку рыбий жир курсами. Сегодня этот полезный препарат выпускается в форме капсул с приятным фруктовым ароматом и не вызывает у детей протеста.

Все эти нехитрые советы и увлекательные игры способствуют увеличению объёма и срока памяти, ускорению запоминания. Причём приведённые упражнения развивают все типы памяти. Занимаясь с малышом, взрослые не только совершенствуют его способности, но и общаются со своим крохой. Совместные дела сближают. Не стоит ругать или даже просто критиковать детей за промахи. Такой подход напрочь отбивает желание заниматься, ребёнок замыкается, обижается. А вот хвалить собственное чадо даже за маленькое достижение нужно обязательно. Это окрыляет и вселяет уверенность.

Дошколят мы терроризируем математическими действиями, слоговым обучением чтению, четко выверенным письмом. Нигде и никогда, ни до школы, ни в школе не отводится времени на развитие памяти ребенка! А память - это скрепляющий раствор, на котором держатся кирпичики-знания, образуя монолитно мощную стену образования. Куда важнее развить у ребенка навыки быстрого запоминания, чем умение скоростного чтения или сложения в уме двухзначных чисел. Хорошая память - это залог успешной учебы, здоровой психики и экономии времени. Поэтому, лучше до школы акцент сделать не на приобретении навыков, которым малыш и так обучится в школе, а на развитии памяти. Есть и вторая причина, почему стоит именно в раннем возрасте заниматься формированием навыка запоминания.

Сознание маленького ребенка свободно , оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Что такое память? Это наши образы и ассоциации. Что мы помним долгие годы? То, что нас некогда поразило, потрясло. Снеговик детства, слепленный вместе с отцом, вместо носа - морковка. И ярко - оранжевый овощ на фоне зернисто – мартовского снега помнится до сих пор. Вековой шум моря, легкое щекотание крошечных подошв теплым песком, солено-мокрая прядь волос, попавшая в рот и безудержно беспричинное счастье, овладевшее нами… Это живо до сих пор, а химическая формула бензола и разложение трехчлена безвозвратно утеряны нашей памятью, потому что за ними никаких образов и ощущений нет, они были мертвы для нас в стадии запоминания.

Воспоминания держатся на образах, ассоциациях и ощущениях и чем они сильнее, тем дольше мы храним память о них. Поэтому именно в раннем детстве следует заняться развитием абстрактного и образного мышления, как базового фундамента для формирования хорошей памяти. И подспорьем в этом будет способность ребенка легко пренебрегать логическими связями.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры - упражнения , которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну - две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает - это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки - картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.
8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты - инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить - увидеть. Поэтому, родители ребенка - визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации - запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

Фонетические ассоциации. Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» - мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации , ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление. Трансформация информации, черно-белого образа - в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение - войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность. Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код. Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов - крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона. По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.
Комбинированный метод. Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов. Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования. Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты. Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься? Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев - 1,5 года), например, "Найди игрушку", "Где мама?", "Чего не стало?" ("Чего не хватает"). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что - то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры "Узнай предмет", «Волшебный мешочек". В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра "Делай, как я". Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх