Родители, требуйте повиновения от детей своих. Что значит почитать отца и мать

Э той статьей я надеюсь призвать родителей-христиан требовать послушания от своих детей, потому что, видя, как без каких-либо последствий маленькие дети не обращают никакого внимания на просьбы своих родителей, я не могу не писать об этом. Зачастую дважды, а то и трижды родители говорят своему ребенку сидеть смирно, угомониться, подойти или наоборот выйти из комнаты и после третьей попытки сдаются и подкупают ребенка со снисходительной улыбкой на лице. К сожалению, такой подход не всегда приводит к желаемому результату.

К написанию статьи меня подтолкнули два случая, произошедших некоторое время назад. Одним из них стала смерть 13-летнего Энди Лопеса в калифорнийской Санта-Розе от рук полицейских, когда те подумали, что у мальчика в руках была настоящая винтовка, и он собирался стрелять. Уместным этот пример делает тот факт, что, по словам полицейских, они дважды попросили парня бросить оружие. Вместо этого он направил его на них. Они выстрелили.

Так как мне неизвестны подробности этого случая, в том числе то, слышал ли Энди приказы полицейских, я не могу быть уверен, что он им не подчинился. Однако не на этом я бы хотел заострить наше внимание. Что, если он слышал полицейских и просто-напросто проигнорировал их требования? Будь оно правдой, это стоило ему жизни. Таковой может быть цена неповиновения старшим.

Как это происходит

Как же получается, что родители обрекают своих детей на трагедию в процессе воспитания? На прошлой неделе я стал свидетелем того, как это происходит, наблюдая, как мать готовит своего сына к тому, чтобы его застрелили.

На борту самолета я сидел позади них. Мальчику было лет семь, и он играл на своем планшете. Пассажиров попросили отключить все электронные приборы перед взлетом. Парень продолжал играть. Его мама не обратила на это никакого внимания. Проходя по салону, стюардесса сказала, чтобы он выключил прибор. Он этого не сделал. Мать снова оставила это без внимания.

В последний раз стюардесса остановилась у их мест и сказала, чтобы мальчик отдал планшет маме. Он его выключил, но, когда стюардесса заняла свое место, он снова включил его и продолжал играть во время взлета. Мать не предприняла никаких действий. Мысль, которая мелькнула у меня в голове: «Она готовит его к тому, чтобы быть застреленным полицией».

Лекарство от родительской глупости

Безразличие и лень неверующих родителей понять нетрудно. Для этого есть Библия, которая описывает поведение духовно слепых людей. Однако халатность родителей-христиан ставит меня в тупик.

Что стоит за неспособностью родителей требовать и добиваться послушания от своих детей? Не могу сказать точно, но, возможно, нижеследующие девять пунктов помогут спасти некоторых из них от глупостей воспитания по принципу невмешательства.

1. Требование родителями послушания от своих детей косвенно выражено в библейском требовании от детей слушаться своих родителей.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Ефесянам 6:1, Синодальный перевод). Со стороны Бога было бы бессмысленным требовать от детей слушаться своих родителей и, в то же самое время, не требовать от родителей настаивать на послушании своих детей. Воспитывать в наших детях дух радости и кротости перед поставленным Богом авторитетом – часть нашей работы. Родители являются представителями Бога для маленьких детей, и учить их игнорировать Его требования смертельно опасно.

2. Послушание есть новозаветная, евангельская категория.

Послушание – не просто установленная «законом» категория. Это категория Благой Вести. Павел говорил, что целью его благовестия было «привести всех язычников к вере и послушанию » (Римлянам 1:5, Современный перевод). «Я не буду говорить о том, что сделал сам, а только о том, что свершил через меня Христос, приведя язычников к повиновению Богу, благодаря тому, что я говорил и делал», — говорил он в послании к Римлянам 15:18 (Современный перевод).

Намерением Павла было «брать в плен всякие мысли, подчиняя их Христу» (2 Коринфянам 10:5, Современный перевод). Он требовал этого от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фессалоникийцам 3:14, Синодальный перевод).

Родители, не обучающие своих детей повиновению старшим, поставленным над ними Богом, готовят их к жизни, в которой им будет не по пути с Его словом, не по пути с тем самым евангелием, которое они так желают до них донести.

(Если вы сомневаетесь в том, насколько важна это доктрина, вы можете обратиться к главе Уэйна Грудема под названием «Угождая Богу нашим послушанием: забытое учение Нового Завета» в книге «Для Славы Имени Божьего» под редакцией Джастина Тэйлора и Сэма Стормса).

3. Требовать послушания от детей возможно.

Жалко смотреть на родителей, которые ведут себя так, словно они беспомощны в присутствии своих непослушных детей. Бог требует, чтобы дети слушались, потому что это возможно. Если у вас маленький ребенок, уже того, что вы больше, достаточно, чтобы эффективно показать, чего делать нельзя. Например, плеваться, устраивать истерики, что-то трогать, тянуть в рот, дергать за что-то или указывать на кого-то пальцем. Используйте это, чтобы сохранить вашего ребенка для радости, а не приговорить его к эгоизму.

4. Чтобы послушание было возможным на публике в тех случаях, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, оно должно стать правилом в незначительных вещах дома.

Одной из причин, по которым дети не поддаются контролю на людях, является отсутствие контроля дома. Отчасти это происходит потому, что нередко дома игра не стоит свеч: легче сделать что-то самим, чем тратить время и силы на нежелающего делать это ребенка. Однако все, что такой подход воспитывает, это то, что послушание в любом месте – дело выбора. Последовательная требовательность к послушанию дома поможет вашему ребенку приносить вам радость и за его стенами.

5. Послушание требует усилий и стоит того.

Если вы говорите ребенку оставаться в кровати, а он все равно встает, легче сказать: «Иди обратно в постель» , чем встать и разобраться с этим. Родители устают, и я понимаю это, потому что сам больше сорока лет воспитывал несовершеннолетних детей. Требование послушания энергозатратно и с физической, и с эмоциональной точки зрения. Гораздо проще уступить ребенку.

Результат? Неуправляемые дети, когда это действительно важно. Если мама беспомощна, а папу легко обвести вокруг пальца, дети быстро научаются извлекать из этого выгоду. Например, зная предел вашего терпения, они будут игнорировать ваши требования, пока он не наступит. Это горький плод воспитания. С другой стороны, безотлагательное и последовательное воспитание послушания приносит плод сладкий как для родителей и их детей, так и для окружающих.

6. Вы можете положить конец проблемам предыдущих поколений.

Одним из доводов, по которым родители не настаивают на дисциплине, является то, что они никогда не видели этого в действии. Они выросли в семьях, где были приняты две модели воспитания: пассивность или злость. Не желая воспитывать своих собственных детей в гневе, им остается выбирать только пассивность. Но есть хорошая новость! Это можно изменить. Библия и мудрые советники могут подсказать родителям, что в процессе воспитания является возможным, что – обязательным, а что – мудрым, и как оставаться терпеливыми, твердыми, любящими и укорененными в евангелии наставниками.

7. Хорошее воспитание ведет от вынужденного подчинения к добровольному и радостному послушанию.

Дети должны научиться слушаться до того, как они смогут проявлять послушание через веру. Когда придет вера, послушание, которое выработалось у них в результате «кнута и пряника» и из уважения к взрослым, станет естественным выражением веры. Не требовать послушания до обретения ребенком веры не только глупо, но и недальновидно. Это приведет к закоренелым бунтарским привычкам, которые в дальнейшем станут препятствием на пути веры.

8. Дети, чьи родители требуют от них послушания, счастливее.

Воспитание по принципу невмешательства не приводит к формированию приятной и кроткой личности. Его результат – невоспитанный, избалованный ребенок. Такие дети несчастны, с ними неинтересно, они капризны и заносчивы, а их «свобода» не в радость ни им самим, ни окружающим, потому что свободны они так же, как свободна в своем плавании лодка без рулевого. Они — жертвы своих прихотей, которые рано или поздно кто-нибудь откажется исполнять, что приведет к беде или даже смертельной встрече с полицией.

Подписывайтесь:

9. Требовать послушания не значит требовать совершенства.

Исходя из того, что в глазах детей родители олицетворяют собой Бога — особенно до того момента, когда они приходят к познанию Его через веру — мы, родители, являем им Его милость и справедливость. Не всякое неповиновение должно быть наказано: в некоторых случаях мы делаем замечание, ругаем ребенка или же оставляем его поведение без внимания. Четкой инструкции, как поступать в разных ситуациях, нет. Наше воспитание должно научить детей тому, что Бог евангелия есть «огнь поядающий» (Евреям 12:7,29, Синодальный перевод), и в то же самое время он «долготерпелив и многомилостив» (1 Тимофею 1:16, синодальный перевод). Так или иначе, наша цель – быстрое и всестороннее послушание с радостью. Ведь именно это является плодом познания Бога через Иисуса Христа.

Родители, это вам под силу. Это непростой период в жизни. В моей он занял 60% всего времени, но на это есть Божья милость, и вас ждет щедрая награда.

Автор — Джон Пайпер / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Екатерина Макарова для

Сюкиева Нина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Астраханская митрополия

Отдел религиозного образования и катехизации

Министерство образования и науки Астраханской области

МБОУ «Икрянинская СОШ»

Сочинение

Послушание родителям

Сюкиева Нина

Ученица 6класса

МБОУ «Икрянинская СОШ»

8-927-558-07-78

Проверила

Учитель русского языка и литературы

Иванова Елена Владимировна

8-927-281-82-84

Послушание родителям

Чти отца твоего и матерь твою…

В настоящее время слышится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Ребенок родился. Все вокруг рады, и забота родителей - обеспечивать ему своевременное питание и комфорт. Как губка, ребенок впитывает в себя все, что видит и слышит. Учится ходить, говорить, проявлять свой характер. Очень важно в раннем возрасте приучить ребенка к послушанию. Формирование характера как строительство здания. Если фундамент прочный, то и здание не пошатнется в ненастье. Родители несут полную ответственность за становление ребенка. «Что посеешь, то и пожнешь», - так в народе говорят. Родители сами должны быть примером. Наблюдая за тем, как родители слушаются своих родителей, ухаживают, помогают им, дети сами по-детски, начинают помогать своим близким. «Что такое хорошо, и что такое плохо»,- дети также узнают от родителей. Поэтому родителям нужно следить за собственным поведением, а именно: не употреблять алкоголь, не курить, не ругаться.

Современное молодое поколение часто не слушается родителей. А как жили наши мамы, папы, бабушки, дедушки? В давние времена их молодости все слушали родителей, помогали старикам и даже боялись. Даже имея свою семью, детей, уже очень взрослые дети уважали мнение своих родителей. Оттого семья была крепкая, и родители не боялись старости. Они знали, дети не оставят их без помощи. Раньше не было домов престарелых. И дети не оставляли своих уже немощных родителей на попечение чужим людям. Однажды, читая газету «ЗОЖ», я наткнулась на статью, в которой одна женщина рассказывала о том, как она и ее друзья в детстве ходили по домам, помогали одиноким и беспомощным людям. Эта статья заставила меня о многом задуматься. Например, о том, почему современная молодежь стала другой, ну черствее что ли? И я пришла к выводу, что, видимо, они (старшее поколение) были по-другому воспитаны. Но ведь и нас родители учат только хорошему. Так в чём же дело? Думаю, что оно как раз в послушании родителям. Именно его не хватает сегодняшним детям… А оно нам всем так необходимо!

Послушание родителям - это очень важно. Это вырабатывает чувство терпимости к чужим недостаткам, уважения к людям, сострадания и милосердия к немощным и больным. Как малые дети становятся старики, они капризничают, ворчат, жалуются. Сколько нужно терпения и любви, чтобы находиться рядом с ними. А ведь это расплата за их бессонные ночи с нами, когда мы были маленькими. Помните, как в первый раз вы в детстве помыли свою чашку, как мама улыбалась и, гладя по голове, приговаривала: «Вот растет мамина помощница». А мальчик, взяв молоток или лопату, с гордостью назывался хозяином. И как порой бывает горько видеть, что дети не уважают ни родителей, ни других людей. Это все тот же фундамент. Где- то родители не доглядели, разбаловали. За детские шалости не наказывали, а посмеивались. Но в детстве и шалости детские, а когда любимое чадо, став взрослым, продолжает «шалить», уже не до смеха. И собирают родители плоды своего воспитания. «Кто жалеет для своих детей розга, тот детей своих не любит». Не обязательно физически наказывать детей, важно объяснять, почему его поставили в угол, за что он не пойдет гулять с другими детьми на улицу. Необходимо ребенка научить понимать и исправлять свои ошибки.

Бывают семьи, где родители ведут аморальный образ жизни. Алкоголь, сигареты заменяют им хлеб насущный. Они даже не переживают о том, во что одеты их дети, что едят, когда спят, где проводят свободное время. Дети предоставлены сами себе. Мы знаем, чем это заканчивается. Родителей лишают родительских прав, детей отдают в детские дома, где тоже не сладко. Они от этого иногда становятся злыми на всех. Сначала начинают воровать для того, чтобы не голодать, потом из ненависти к тем, у кого, по их мнению, есть все. Злоба, ненависть, зависть сопровождают их. От того и разбои, ограбления, убийства. И у таких рождаются дети. Та ненависть на весь мир передается, но с большей жестокостью. Порой родители начинают издеваться над собственными детьми, повторяя ошибки своих родителей. А своих родителей бросают на произвол судьбы. Также как и первые не вспоминали о детях. Горькими слезами плачут немощные старики, жалея, что не научили доброму и светлому.

Однако брошенные родителями дети не оставлены Богом. Поэтому случается Чудо. Когда в неблагополучной семье вырастают послушные дети. Они видят страдания своих родителей, мучения братьев и сестер. С любовью и состраданием понимают, что родители больны своими пороками. Пытаются не повторить чудовищных ошибок. «Как я жил, мои дети жить не будут». Послушание высшим силам дает возможность исправить создавшееся положение. Дети покорно относятся к пьяным выходкам родителей. Любой родитель хочет, чтобы его чадо его слушало. Вот мы удивляемся, откуда в такой семье, где нет порядка, брань, драки, постоянные пьяные застолья, вырастают такие хорошие дети. Только большая любовь и послушание родителям делают их такими. «Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Я не думаю, что такие дети знают об этом от своих родителей, но сердцем они желают вытащить их из «ямы порока». За этих родителей можно порадоваться. Несмотря на безобразное отношение к детям, они в старости их не оставят одинокими и беспомощными.

Помнится, я читала притчу о вороне и воронятах. «Однажды жила ворона со своими воронятами. Им угрожала большая опасность. Необходимо было перенести гнездо с птенцами на другой берег реки. Ворона взяла первого вороненка и понесла его в клюве. Над водой испугавшийся птенец взмолился: «Мамочка, не урони меня в воду, я не оставлю тебя в старости». Ворона выбросила своего ребенка. Второй также просил, не выбрасывать его в воду, уверяя, что в старости он будет ей опорой. И его мать-Ворона не пожалела. Когда другой вороненок сказал: «Когда я буду родителем, я также спасу своих птенцов от опасности». Ворона поверила в искренность своего птенца и сохранила ему жизнь».

Мне хочется, чтобы дети не забывали своих родителей, какими бы они не были. Помнили о том, что именно они подарили им самое дорогое - жизнь.

Мне очень хочется, чтобы мои дети уважали и почитали меня. Но для этого необходимо работать над собственным воспитанием, а именно слушаться родителей. Мама меня наказывает. Бывает обидно, очень обидно, я даже плачу. Во мне существует бунтарь. Но я понимаю, что это воспитание мне пригодится в жизни.

Именно желание научиться послушанию привело меня в воскресную школу и способствовало тому, что я стала читать книги о жизни Святых людей. Так я узнала о том, как Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить родительский дом со своим другом. Но, когда его мать попросила не оставлять её одну, он, несмотря на уговоры друга, остался послушным сыном и не покинул мать до самой её кончины. Преподобный Сергий, живя в доме своих родителей, тоже стремился душой к подвигам строгой иноческой жизни, но, услышав просьбу старых родителей, благодарный сын повинуется их воле и покоит старость родителей. Только после того, когда родителей не стало, он решился исполнить давнее желание своего сердца.

Вот и я сейчас учусь послушанию родителям, а потом, когда буду взрослой, буду слушаться своего мужа, начальников. И хотя смирение и покорность мне сейчас не очень приятны, я, слушая рассказы мамы, бабушки, старшей сестры делаю выводы о том, что нельзя огрызаться, обижаться, обвинять, проявлять свое упрямство. Меня не наказывают физически, но призывают к совести. Как говорит моя бабушка: «Ребенка воспитывают, пока лежит поперек лавки». Но мама говорит, что меня еще не поздно пороть.

Послушание – это тот драгоценный фонарик для каждого человека, который может показать дорожку к величайшим добродетелям, спасителям нашей души: ограничение своеволия, терпение жизненных невзгод, несправедливости и обид, смирение и кротость. Именно поэтому даже взрослые люди слушаются советов батюшки, своего духовника, чтобы их волшебный фонарик никогда не выключался. Для этого верующие люди в каждодневной молитве просят: «Господи, дай мне послушания, смирения и кротости…»

М ы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.

Почитайте и слушайтесь

В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.

Слушайся

То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, чего она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать» . Там говорится: «Почитай отца и мать» . И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.

Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям» . Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнять его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем» . Послушание – это детский способ почитать родителей.

Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».

В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию, родители пожинают пожизненное почтение.

Почитай

Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность» . Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.

Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому Завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).

Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог» . Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.

Слушайся сегодня, почитай всегда

Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание» . Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.

Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей, ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.

Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое происходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.

Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.

Совершенное почтение, совершенное послушание

Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» . Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не теряя самостоятельности или достоинства, Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.

Подписывайтесь:

Заключение

В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.

Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.

Насколько важно родительское благословение для православного христианина? Как оно влияет на детей и всегда ли нужно прислушиваться к советам родителей? В преддверии православного весеннего праздника Красная Горка о родительском благословении говорят священнослужители Русской Православной Церкви - протоиерей Александр Ильяшенко , священники Филипп Ильяшенко и Димитрий Фетисов , - а также матушка Елена Фетисова .

«Родительское благословение исключительно важно перед Господом»

, настоятель храма Всемилостивого Спаса (Московская епархия), член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»:

Пятая заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою» говорит о важности положительного, благоговейного отношения к родителям, а также о послушании им. А «злословящий отца или мать смертью да умрет». Хорошая заповедь, которая, к сожалению, сегодня широко и грубо нарушается.

Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений

В той России, которая была христианским православным государством, законодательно подчеркивалась важность и неотъемлемость родительской власти. Сам Господь дает родителям власть над своими детьми, но надо иметь в виду, что в Церкви власть понимается не как власть произвола, а как власть любви. Очевидно, что речь идет о том, что родители любят своих детей, относятся к ним с любовью и, если нужно, ограждают своих чад от ошибок, направляют их жизнь в богоугодное русло. Родительское благословение исключительно важно перед Господом. Дети, которые этого не понимают и какие-то дела совершают без родительского благословения, причиняют себе многие страдания и переживания. оберегает детей от бед и искушений.

Есть правило святителя Василия Великого, в котором говорится: если кто женится или выйдет замуж без родительского благословения, отлучается от Церкви на год. Сейчас часто с родительским мнением не считаются и женятся, не получив согласия родителей, забывая, что молитвы родителей укрепляют основания домов, являются фундаментом семейного счастья. Вот и оказывается, что вновь построенные здания семейной жизни основаны на песке и легко разрушаются. Как сегодня говорят работники ЗАГСов, доля разводов достигла 100%, то есть сколько женятся, столько и разводятся. Очевидно, что такой высокий уровень разводов свидетельствует о ненормальном отношении к своим родителям и к браку у молодых. Это беда и трагедия всего нашего народа.

«Послушание родителям - это исполнение заповеди Божией»

, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук:

Есть заповеди, которые что-то устанавливают, что-то запрещают делать, а есть заповедь, содержащая некое обещание. Это заповедь о почитании родителей. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». То есть уже в основе Божиего закона лежит . Что такое почитание родителей? Прежде всего, это послушание, любовь и забота о них. Очевидно, что благословение родителей имеет огромное и сакральное значение, потому что отношению родителей и детей уподобляются отношения Бога и Церкви, Бога и народа Божиего.

Родительское благословение имеет огромное значение и огромную силу. Практический опыт показывает, что непослушание родителям приводит ко многим бедам. Поэтому можно сделать вывод о том, что послушание родителям - это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу, а тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив.

Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно

Отказ от авторитета родителей отражает нынешнее состояние детско-родительских отношений к институту семьи как к традиции в целом. Сегодня молодежь призывается к отказу от всех авторитетов, а распущенность провозглашается нормой жизни. В силу этого эгоистичного подхода можно предполагать, что брак, являющийся отражением любви между людьми, находится под угрозой. Мы не можем утверждать, что, если не послушаться родителей и сделать так, как нам нравится, брак развалится. Наверное, нет, но скорби бывают не только в том, что брак развалился. Иногда лучше, чтобы этого брака вообще не было, потому что в нем нет счастья и он продолжается как страшный сон, кошмар, из которого никак не выбраться. Так что родительское благословение очень важно, в частности для молодых. Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно.

«Очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

Важность родительского благословения обусловлена двумя главнейшими законами духовной жизни. Во-первых, власть родителей сакральна, а во-вторых, слово реальным образом изменяет материальный мир. Поэтому очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства, ведь как лодку назовешь - так она и поплывет. Обращение к ребенку типа «бестолочь», «поросенок» и т.п. сродни проклятью. А обращение «ангел мой», «мой хороший» (и прочие подобные), словно доброе зерно, однажды прорастет, принеся малый, средний или большой плод.

Злое слово, косой взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего чада, способны принести духовный вред будущей семье

Благословляя своих брачующихся детей, родители также не должны забывать эту истину. Отнеситесь со всей любовью к избраннику или избраннице дочери (сына) как к родному. Постарайтесь полюбить его так же, как и собственное чадо, - со всеми недостатками. Злое, презрительное или подозрительное слово, даже только взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего отпрыска, способны принести духовный вред или как минимум трудности новобрачным.

Же, искреннее благорасположение к пока что незнакомому человеку, который должен стать частью вашей семьи, может сотворить чудо. И ваш будущий зять (будущая невестка), даже не соответствуя вашим вполне субъективным представлениям об идеале, постарается и вас в ответ одарить любовью. Особенно в таких ситуациях важны первые мгновения знакомства, остающиеся в памяти на всю последующую жизнь.

«Прислушиваться к мнению родителей все-таки стоит»

, колумнист портала « », многодетная мать:

Конечно, все слышали, что «благословением родителей созидаются домы», и это актуально не в определенную историческую эпоху, а всегда. Если речь о благословении на брак, то дети должны сознавать: когда родители испытывают к избраннику (избраннице) своего взрослого чада чувство брезгливого отвращения или пылающей ненависти, перспективы семейной жизни туманны, если только молодые не уедут жить в Магадан, в поселок без телефонной связи. Значит, даже чисто практическое чутье должно подсказать детям: родителей надо примирить со своим выбором, мягко, постепенно и последовательно убедить, выслушав и контраргументы.

Как поступить, если родители лишены навыка благословения?

Но есть такой сложный момент современности: иногда родители в принципе бывают лишены навыка благословения - благого, благодушного, благодатного приятия чужого выбора, мнения, воли. Пока лишены. Сколько я слышала историй о том, как молодые верующие семьи боялись сообщать родителям об очередной беременности - потому что начиналось ТАКОЕ! Вплоть до обещаний типа «прокляну и лишу наследства, если не сделаешь». Подобная реакция может возникнуть и в отношении верующего жениха со стороны родителей невесты, ярых атеистов. Тут, видимо, надо смиренно сознавать, что на данном историческом этапе благословение родителей может быть заменено благословением духовника.

Хотя, конечно, идеальный вариант - это когда удается еще до сватовства наладить с родителями взаимопонимание, добиться должного уровня открытости, взаимного приятия и уважения - в конце концов, этот опыт и в браке пригодится. Например, родители могут быть неверующими, но если церковность их дитяти спокойная, без «заскоков», то они вполне могут проникнуться уважением к религиозной мотивации своего ребенка.

А бывает, что родители противятся браку не потому, что они «нехристи» и «ничего не понимают», - а потому, что любовь и жизненный опыт позволяют им разглядеть такие черты кандидата в женихи/невесты, которые несовместимы с крепкой семейной жизнью. Потому-то прислушиваться к их мнению все-таки стоит.

Хотя, например, мои родители узнали о предстоящей свадьбе почти что в последних рядах - но это потому, что у нас с мамой был общий духовник, и мы с духовником понимали, что принципиальных возражений не встретим, а волновать старших до времени не хотелось… Не хотелось пышных сборов, поиска денег и свадьбы «с треском».

В настоящее время сльшится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Прекрасный пример исполнения этой заповеди представляет Сам Господь наш Исус Христос. И сниде с нима, и прииде в Назарет; и бе повинуяся има (то есть старцу Иосифу и Преблагословенной Своей Матери), - кратко замечается в Евангелии (Лк. 2, 51). Воплотившийся Сын Божий повинуется престарелому плотнику Иосифу и юной Матери Марии. Он помогает отцу и Матери в хозяйстве и участвует в их работах. Совершеннейший во всем, Исус Христос высоко ставил отца и Мать и вел Себя как самый почтительный Сын: не гнушался Он их бедною обстановкою, не пренебрегал скромным званием древодела.

Святые Божии, шедшие по стопам Владыки своего, также являли пример послушания родителям. Таков например, преподобный Лука Елладский, память коего празднуется 7 февраля. Преподобный Лука с самых ранних лет стал проявлять дух благочестия: он любил молчание, скромность, честность и особенно воздержание в пище. Будучи послушен родителям, он беспрекословно исполнял приказания их; пас овец, обрабатывал землю и нес другие обязанности по хозяйству. При этом он отличался еще сострадательностью к бедным. Когда он, отправляясь на работу, встречал нищих, то отдавал им последний хлеб, а сам оставался голодным. Однажды шел он в поле сеять пшеницу, но на дороге попались ему бедные, которые просили помощи, и он отдал им большую половину семян, а сам посеял гораздо меньшую. Но Господь наградил его за это: урожай был необыкновенный. По смерти отца Лука тайно ушел из дома матери и в одном из монастырей горы Афон был пострижен в монахи. Между тем мать его сильно скорбела о потере своего единственного сына и умоляла Господа возвратить его. Господь услышал ее молитву. В одну ночь настоятель монастыря, где подвизался преподобный Лука, увидел следующий сон: предстала пред ним какая-то женщина и с горьким упреком требует от него возвратить единственного сына ее. Настоятель сразу догадался, что это Лука, потому что он скрыл свое происхождение. Не хотелось Луке оставлять монастырской жизни, но, по наставлению игумена, он принужден был оставить монастырь и возвратиться к матери, потому что послушание родителям считал выше поста и молитвы. Проживши в доме родительском четыре месяца, он, с благословения матери, отправился на дальнейшие иноческие подвиги. Поселившись в одной приморской горе, святой Лука устроил в ней небольшую келью, где и стал подвизаться. Днем святой Лука трудился в своем садике, который находился близ его кельи, а плоды из сада раздавал бедным людям. Ночь же проводил на молитве. Один человек из любопытства подсмотрел в скважину двери и увидел преподобного стоящим на коленях и ударяющимся головою о землю, с произнесением при каждом ударе молитвы: "Господи, помилуй!" Воздержание преподобного было также замечательно: он питался ячменным хлебом и пил немного воды. Сна он почти не знал, а когда нужно было ему уснуть, он ложился в приготовленную им могилу близ кельи. За свою строго подвижническую жизнь Лука получил от Бога дар прозорливости и исцеления. Скончался он в 946 году.

Жизнь святого Луки поучительна во всех отношениях, но мы обратим внимание только на одну черту его - на послушание матери Решился он на доброе дело, на угождение Богу, но только не спросясь матери. Последняя отыскала его, и преподобный Лука не ослушался матери, а вернулся домой. Таково ли послушание у наших детей?! Горько даже говорить об этом... Лишь только человек пришел в возраст и получил некоторое образование, как начинает грубить родителям, говоря, что они необразованны. А когда поживут в столицах и других городах, то еще больше зазнаются: и хата тесна, и кушанье бедно и невкусно. Вздумает отец какое слово сказать, сейчас начнутся рассуждения: "Ты ничего не понимаешь, ты человек необразованный, ты ничего не видал" и тому подобное. Захотел отец наказать непокорных детей - последние начнут восставать против этого, говоря, что это теперь не принято. А если родители, несмотря на их возражения, примут крутые меры, то дети оставляют родительский дом и уж больше в него не возвращаются... Но бывает ли толк от самовольного удаления из родительного дома? Едва ли. Детям непочтительным и грубым не бывает счастья как в сей жизни, так и в будущей. Проклят Господом раздражаяй матерь свою (Сир. 3,16). Иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет; иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет (Ис. 21,15-16). Убойтесь, дети, этого страшного гнева Божия и во всем слушайтесь родителей. Будьте для них утешением в жизни, опорой в старости и молитвенниками по смерти их. Наградою за подобное почитание родителей будет долгоденствие и благополучие в жизни.

("Воскресный листок" №671)

Родительский пример - лучшее средство при воспитании родителей

Сколько дум и забот посвящают родители воспитанию своих детей, и кто из них не желает от всей души видеть детей своих добрыми христианами и полезными членами общества? Но какое лучшее средство воспитать детей именно такими? Средство это, можно сказать, в руках самих же родителей, в добром родительском примере. Одно из многих доказательств благотворности родительского примера в деле воспитания мы находим в житии святого мученика Иулиана, память коего празднуется Церковью 21 июня. Он родился от знатных родителей, но отец его был язычник, а мать - христианка. По смерти своего мужа мать Иулиана, сознавая важность и святость материнских обязанностей, удаляется в город Таре, ведет тихую, уединенную жизнь, всецело посвятив себя воспитанию сына. Как христианка, она сознавала и была убеждена, что молитва есть именно тот светоч благотворный, который освещает и согревает внутренний мир в человеке, указует ему правильные пути в жизни сей, а потому старалась всячески зажечь этот светоч в сердце сына. Много, разумеется, влияет на ребенка задушевное материнское слово, доброе, кроткое наставление, но мать Иулиана не ограничивалась одними наставлениями, а заботилась повлиять и собственным примером. И вот, как только ночной сумрак спустится на город, на улицах стихнет шум дневной, люди погрузятся в сон, в скромном жилище благочестивой вдовы замерцает бледный свет лампады.

Молится она, взирая на лики Спасителя и Богоматери, вера и любовь кладут отпечаток на лицо ее, уста шепчут молитвы, а рядом с матерью приютился ее малютка-сын. Его любознательный взор устремляется то на святые иконы, то на лицо молящейся матери, его чуткий слух внимает словам материнской молитвы, его нежное сердце уже ощущает святость, важность и сладость молитвенных минут. Прошло несколько лет, малютка Иулиан под благотворным дыханием благочестивых материнских примеров возрос в доброго, глубоко верующего юношу. Но в это время страшная гроза разразилась над христианскими обществами - началось беспощадное гонение на них от жестокого царя Диоклетиана. В числе многих мучеников привлечен был к допросу и заключен в темницу и восемнадцатилетний Иулиан. Мучители угрозами, ласками и обещаниями старались склонить его к отречению от Христа, но в сердце юноши глубоко запали семена веры-ярко горел светоч молитвы, не страшна была ему и темница с ее ужасами, спокойно, точно на ясное голубое небо, смотрел он на приближающуюся смерть. Наконец раздраженные мучители, завязав Иулиана в мешок, наполненный песком и гадами, утопили в реке; после сына замучили и его благочестивую мать. Вот какую силу оказал добрый родительский пример: восемнадцатилетний юноша, полный жизни и сил, настолько усвоил светлый образ Христов, настолько проникся святою верою, что на самой заре своей жизни оттолкнул от себя все земные радости, захотел лучше страдать за имя Христово, чем отречься от Него, умер мученически и сподобился венца святости!

Отцы и матери христианские! Вы несомненно желаете, чтобы ваши дети возросли добрыми христианами, а поэтому глубже запишите в своих сердцах пример матери Иулиана и всеми силами старайтесь следовать ему! Она научила сына своим примером верить и молиться. Учите и вы детей своих собственным примером верить и молиться. Настанет день праздничный, день Божий, заслышите благовест - спешите в храм на общую молитву, стойте здесь благоговейно и внимайте с усердием молитвам и песнопениям; пусть и дети ваши будут около вас поучаться вашему усердию к молитве. Настанет ли день будничный - собираясь на свои труды, не забывайте начало дня осилить молитвою, станьте сами перед иконою, прочтите вслух сами, заставляйте повторять и детей своих положенные молитвы. Окончится день труда и забот, накроет вас мраком ночь - опять не забывайте помолиться вместе со своими детьми. Если на ваших лицах будет сиять луч веры и мольбы к Господу, этот луч отразится и в юных сердцах ваших детей. Если на ваших лицах будет разливаться святое, молитвенное умиление, то и дети ваши проникнутся им, и знайте, что никогда они не забудут того семейного уголка, где они пред ликом Спасителя стояли радостные, чистые. Это воистину светлые и счастливейшие минуты их жизни.

(Приложение к журналу "Кормчий", № 93)

Возмездие

Рассказывают, что однажды человек, уже очень пожилой, пришел к священнику и жаловался, что сын выгнал его из-за стола. "Боже мой! Какой злой твой сын! - сказал ему священник. - Ты, верно, не делал так со своим отцом?" Но тот заплакал и отвечал: "Я, точно, так не делал, но часто случалось, что я бранил своего отца!" "То-то, друг мой, - сказал священник,-терпишь за грех против своего отца; кайся же пред Богом, а сыну твоему я скажу, что если он выгоняет тебя из-за стола, то его дета выгонят из хата!" Услышав это, сын перестал обижать отца, и оба стали молиться о своем грехе.

(Из "Воскресного чтения")

Святые показали нам дивные примеры послушания воле родительской

Святатель Иоанн Златоуст еще с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, будущим святителем Василием Великим, проводить жизнь пустынную. Как скоро узнала об этом мать его Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: "Сын мой, Бог не благословил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни. и смерть его сделала тебя сиротою, а меня - вдовицей. Не делай же меня вторично вдовой; не растравляй рану, которая заживать начала; дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, недалек, - тогда иди с Богом куда хочешь". Святитель Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда только сделал это, когда мать его почила в Бозе.

("Четъи-Минеи")

Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему всего был двадцать один год, оставляли наставником красноречия в городе Афинах. Великая и славная участь предстояли Григорию, и на поприще светском и на поприще духовном; его всюду звали занять ту и другую должность. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз навсегда отказался от всяких лестных предложений.

Однажды навсегда он решил жить в Назианзе до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий, для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладою их родственных душ; но Григорий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. "Признаюсь, - писал сам святитель Григорий своему другу Василию на его призыв в уединение, - я не сдержал своего слова - соединить свою жизнь с твоею в училище нового любомудрия, не сдержал обещания, данного еще в Афинах, где дружба слила наши души в одну. Но я не исполнил своего обещания не по своей воле: закон дружбы должен уступить закону сыновней любви" Потом, посетив на короткое время святителя Василия и возвратившись в Назианз, святитель Григорий говорил своей пастве: "Меня возвратили к вам, во-первых, моя приверженность к вам, а во-вторых, собственная моя забота, собственное мое дело - седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи составляло первый данный мною обет, который и исполняю я по возможности, так что я решился оставить и самое любомудрие, всего для меня драгоценнейшее". В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: "Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, Царь мой Христос: ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены".

(Из книги "Жизнь святителя Григория Богослова" архиепископа Агапита)

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже, в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. "Помедли, - говорили они ему, - мы стары, немощны и бедны: некому послужить нам: твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься ты о нас; ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимется у себя; проводи нас в гроб, и тогда исполнишь твое желание". Благодарный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды; потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего.

(По книге "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно", Филарета, архиепископа Черниговского. Ч. Ш.СПб., 1882 С 930-931)

Святой Савва, впоследствии архиепископ Сербский, в юности жил вместе с отцом своим, блаженным старцем Симеоном, в монастыре Ватопедском, на Святой Горе. Единомысленные во всем, они разделяли между собою труды и молитвы: сын учил подвигам отца, но отец, как старец, не мог следовать по стопам его, и потому юноша старческую немощь восполнял избытком своих сил: постился и трудился и за себя и за отца. Чуден был этот старец: не имея сил исполнить все сам, он лежа собирал плоды сыновние, - собирал с сокрушением сердца и со смирением души, проливая от сердечного умиления много слез. Юноша трудился, а старец болезновал, мысленно творя столько же поклонов, сколько и тот, и с состраждущею ему душою, при всенощном его распинании, как бы поддерживал простиравшиеся долу члены своего сына. Усугублял ли юноша пост за себя и за старца - усугублял и старец слезы и воздыхания за себя и за юношу, ибо плакал и о своем бессилии для подвигов и о том, что не мог страдать вместе с сыном. Унылый и дряхлый, с трясущейся от старости головою, он укорял себя и сидел, а юноша утешал отца: "Не унывай, батюшка! Мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут и твоими; я приемлю твои труды на себя, ибо ты послушал меня, и от меня взыщет Господь душу твою". Таким образом, труды доблестного сына и воздыхания отца его к Богу, равно как сугубая молитва их, сливались воедино - и оба они веселились о Господе, оба ограждали внутренне душу свою. Далее, Савва все отеческое почитал своим, равно как и отец все свое почитал сыновним, кроме разве одной души, да и ту, Бога ради, готов был отдать сыну: такова была любовь между отцом и богодарованным ему сыном. Старец, почитая Савву не человеком, а как бы ангелом, совестился принимать от руки его какую-либо услугу. Зато и сын со своей стороны служил ему во всем как раб и никому не уступал этой священной обязанности. Старец с полнею утешения душою молился непрестанно о нем, а Савва щитом молитвы мужественно ограждался от искушений бесовских.

("Афонский, патерик")

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх