Сейчас верить нельзя никому мне можно. Верить, в наше время, нельзя никому, даже себе

Многосерийная картина про советского разведчика Максима Исаева , внедрившегося в высшие сферы фашистского Третьего Рейха, до сих пор остается одним из самых популярных советских фильмов. Сразу же после выхода все 12 серий растащили на цитаты, а главные герои — Штирлиц , роль которого исполнил Вячеслав Тихонов , и группенфюрер СС Генрих Мюллер , которого сыграл Леонид Броневой , стали персонажами бесчисленных анекдотов. В день выхода легендарной картины на телеэкраны АиФ.ru вспомнил несколько известных цитат из нее.

1. — Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей. (Штирлиц)

2. — Все они хотят быть похожи на фюрера. (Штирлиц)

3. — Все — ученые, писатели, артисты — по-своему невменяемы. К ним нужен особый подход. Потому что они живут своей, придуманной ими жизнью. (Штирлиц)

4. — Как это у Пушкина было? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Ай да Штирлиц! (Штирлиц)

5. — Для того чтобы побеждать врага, нужно знать его идеологию, не так ли? А учиться этому во время боя — обрекать себя на поражение. (Штирлиц)

6. — Штирлиц, а Вас я попрошу остаться. (Мюллер)

7. — Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне можно. (Мюллер)

8. — Ясность — это одна из форм полного тумана. (Мюллер)

9. — А я хоть раз в жизни кому-нибудь давал взбучку, а? Я старый, добрый человек, про которого распускают слухи. (Мюллер)

10. — Я люблю молчунов. Если друг — молчун, так это друг, а если враг, так это враг. Я уважаю их. (Мюллер)

11. — Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер. (Мюллер)

12. — Мне лучше знать, с чего начинать! (Мюллер)

13. — В общем, дело тухлое, но постарайтесь его покопать. (Мюллер)

14. — От стариков все зло в этом мире. (Мюллер)

15. — Без прошлого нет будущего. (Радистка Кэт)

16. — Он спал глубоко и спокойно, но ровно через 20 минут он проснётся. Это тоже одна из привычек, выработанных годами. (Голос за кадром)

17. — Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика. (Голос за кадром)

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения народного артиста СССР Леонида Семеновича Броневого. Об актере, который умеет с чувством, толком и расстановкой произносить прописные истины, обозреватель " " Григорий Заславский.

"Война - это не шутки... Война - это война!" - слова герцога Ганноверского из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен вряд ли бы кто запомнил, несмотря на всю их гениальность и весь тот второй и третий смысл, который заложены во все тексты Григория Горина. Леонид Семенович Броневой - вот тот актер, который своим обаянием этот самый второй и третий смысл добавляет к каждому слову, какое бы не произносил. Из цитат, которыми его роли полны, можно, наверное, составить целую брошюру, - однако же сами слова быстро потеряют блеск, это - точь-в-точь как с морскими камешками, они сверкают именно благодаря Броневому, и мы уж читаем даже когда - вспоминаем, как он эти слова произносит в "Формуле любви", в "Семнадцати мгновениях весны", в "Том самом Мюнхгаузене", в "Покровских воротах"... "Ясность, Штирлиц, - это одна из форм полного тумана". Или: "Верить никому нельзя, Штирлиц, даже себе... Мне - можно"... Ну и слово "пальчики" - в которых и юмор Мюллера, в эту самую минуту, наконец, понятно, какой страшный зверь, готовый броситься и порвать на куски нашего Максима Максимовича Исаева скрывается за этим жуиром и бонвиваном, светским львом, целиком отдавшего весь свой пыл, талант - страшной работе.

Последние полтора года он не выходит на сцену, он там и остался и нечасто приезжает в Москву, - так что юбилей - не лишний повод передать актеру нашу любовь и добрые пожелания, прежде всего - конечно, здоровья.

Броневой - из тех редких актеров, амплуа которых прежде называлось - резонер. Не самый главный герой, он является, когда надо произнести какую-нибудь важную истину, вернуть героя на путь истинный. Редкий актер способен произнести избитую истину так, как это всегда удается Броневому, - он словам возвращает смысл и в его устах всякая банальность вновь звучит как откровение, ведь это - истина, она от частого использования, конечно, стерлась, но истиной не перестала быть?!

Сын врага народа, мальчик, которого в детстве учили игре на скрипке в одной из лучших не только в СССР, но и в мире музыкальной школе при Киевской консерватории, с матерью он вернулся в Киев перед самой войной, в 41-м, мог пропасть в гетто, чудом им удалось уехать в эвакуацию в Чимкент, и первое театральное образование он получил в Ташкенте. Самых разных чудес в его жизни случалось еще немало, - ну, не анекдот ли, что именно он лучше всех сыграл начальника СС? В 53-м, после смерти вождя, он поехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ, после которой попал в Грозный, играл в Иркутске, Воронеже, пока не встретил главного режиссера - Эфроса, вторым его главным режиссером стал Марк Захаров, для которого такой вот актер-талисман в труппе важен необычайно. Такой актрисой для Захарова много лет была Татьяна Пельтцер, а последние 25 лет - это, конечно, Броневой. Смотреть, как он играет Фирса - отдельное удовольствие. Так что очень хочется, чтобы это еще повторилось.

Штирлиц, а Вас я попрошу остаться!

* * * * *

Никогда ещё Штирлиц не был так близко к провалу.

* * * * *

Сейчас верить нельзя никому. Даже себе. Мне можно.

* * * * *

Не зарывайтесь, Штирлиц! Не зарывайтесь!

* * * * *

Истинная арийка. Характер нордический, стойкий. Безукоризненно выполняет служебный долг.

Цитаты и фразы из фильма "Служебный роман"

Когда я пьяный, я буйный...

* * * * *

А идите вы в бухгалтерию!!!

* * * * *

- А если он в шкаф не влезет?

- Впихнем!

* * * * *

У меня двое детей: мальчик... и мальчик!

* * * * *

И пошла, пошла!

* * * * *

Она не женщина, она директор.

* * * * *

- Блайзер - клубный пиджак.

- Для «Дома культуры», что ли?

- Туда тоже можно.

* * * * *

Бубликов умер, а потом он не умер.

* * * * *

- Вера, вы все про всех знаете.

- Такая профессия.

* * * * *

Выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.

* * * * *

- А меня вообще сослали в бухгалтерию!

- Да на тебе пахать надо!

* * * * *

Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивленно приподнятая.

* * * * *

Где вы набрались этой пошлости! Вы ж виляете бедрами, как… непристойная женщина.

* * * * *

- Голову вперед! Грудь вперед!

- Грудь? Вы мне льстите, Вера.

- Вам все льстят.

* * * * *

Неудачные ноги, Людмила Прокофьевна, надо прятать.

* * * * *

- Как вам моя прическа, м-м?

- Умереть - не встать!

* * * * *

Если сегодня еще кто-нибудь умрет или родится, я останусь без обеда.

* * * * *

- Мы вас любим… в глубине души. Где-то очень глубоко.

- Очень глубоко! Так глубоко, что я этого даже не замечаю!

* * * * *

Не бейте меня по голове! Это мое больное место!

* * * * *

У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать!

* * * * *

Статистика - это наука, она не терпит приблизительности.

* * * * *

Так я теперь буду выглядеть всегда!


Цитаты и фразы из фильма "Собачье сердце"

Господа все в Париже!

* * * * *

Отлезь, гнида!

* * * * *

Похабная квартирка…

* * * * *

- Не читайте до обеда советских газет.

- Гм… Но ведь других нет.

- Вот никаких и не читайте.

* * * * *

Абыр… абыр… абыр… абырвалг… абырвалг…

* * * * *

Делай загадочное лицо, дура!

* * * * *

Те мои пациенты, которых я заставлял читать «Правду», теряли в весе.

* * * * *

- Фамилию? Я согласен наследственную принять.

- А именно?

- Шариков.

* * * * *

– Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома!

– Кто на ком стоял?

* * * * *

Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом.

* * * * *

Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!

* * * * *

Бить будете, папаша?!

* * * * *

Я без пропитания оставаться не могу. Где же я буду харчеваться?

* * * * *

Вы его напрасно прелестным ругаете!

* * * * *

Что-то вы меня больно утесняете, папаша!

* * * * *

Я на своих 16-ти квадратных аршин сидел и сидеть буду!

Цитаты и фразы из фильма "Тот самый Мюнхгаузен"

- Болтает?

- Молчит.

- Умный мальчик. Далеко пойдет.

* * * * *

Женись непременно. Попадется хорошая жена - станешь счастливым, плохая - станешь философом. Не знаю, что лучше.

* * * * *

- 32-е!

* * * * *

Мы разучились делать маленькие глупости. Мы перестали лазить в окно к любимым женщинам…

* * * * *

- Где командующий?

- Командует.

* * * * *

Умное лицо – это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь господа, улыбайтесь.

* * * * *

Часы пробили 2. Барон стрелял 3 раза. Стало быть – 5 часов!

* * * * *

Правды, деточка, вообще не бывает. Правда – это то, что в данный момент считается правдой.

* * * * *

Семь часов утра. Разгон облаков, установление хорошей погоды.

* * * * *

У меня был друг - он меня предал. У меня была любимая - она отреклась. Я улетаю налегке.

* * * * *

- Чем же вы занимаетесь-то?

- Ничем. Живу.

* * * * *

Я старый больной человек, и у меня слабое сердце, мне врачи запретили волноваться.

* * * * *

Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять, что он живой?!

* * * * *

- А грудь?

- Что грудь?

- Оставляем на месте?

- Нет, берем с собой.

* * * * *

- Говорят ведь, юмор, он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.

- Не всем. Тем, кто смеется, продлевает, а тому, кто острит, укорачивает.

* * * * *

Есть пары, созданные для любви, мы же были созданы для развода.

Цитаты и фразы из фильма "Формула любви"

* * * * *

Слово лечит, разговор мысль отгоняет.

* * * * *

И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.

* * * * *

Не надо громких слов, они потрясают воздух, но не собеседника.

* * * * *

Кто ест мало, живёт долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе.

* * * * *

Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку - никто даже не заметил: посчитали, что её вообще не было.

* * * * *

- Подь сюды. Хочешь большой, но чистой любви?

- Да кто ж её не хочет…

- Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал. Придёшь?

- Отчего ж не прийти? Приду. Только уж и вы приходите. А то вон сударь тоже позвал, а опосля испугался.

- А она не одна придёт, она с кузнецом придёт.

- С каким кузнецом? Не, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь, что ли?

* * * * *

Билли! Заряжай!

* * * * *


- Джек! Что ты можешь сделать за деньги?
- За деньги… я могу сделать… всё!

* * * * *


Запомните, джентльмены: эту страну погубит коррупция.


* * * * *


Если женщина что-то просит, надо ей это обязательно дать. Иначе она возьмет это сама.

* * * * *


Сдается мне, джентльмены, что этот человек – не джентльмен!

Что может быть надежнее собственной речи? Вы произносите слова, много раз, слышите себя – а затем вам сообщают, что вы молчали. И что характерно: они правы. Вы действительно ничего не говорили. Алкоголь, провалы в памяти и т.п. – к ситуации все это не имеет отношения. Вы в порядке. Просто участвуете в научном эксперименте.

Людям надевают шлем виртуальной реальности, они видят комнату, в ней зеркало. В зеркале анимированная фигура, двигается синхронно с участником. Например, женщина машет рукой, фигура в зеркале делает то же самое. Через пять минут у женщины возникает ощущение, что она видит в зеркале свое отражение. Затем происходит главное – отражение начинает говорить. У аватара шевелятся губы, женщине в наушники включают запись. И еще, для усиления эффекта, синхронно вибрирует пластина, закрепленная на гортани. Такой опыт провели с 44 участниками, и те, как правило, признавали, что да, произносили слова они сами.

Человек прекрасно понимает, где находится. Он в полном сознании. То, что в образ «Я» включилось не только тело, но и речь, все-таки неожиданно. Сложно убедить себя в том, что говоришь слова, не имея намерения их произносить. Но иллюзия сработала. Голос аватара подбирали так, чтобы он был выше по частоте, чем голос участника. Людей потом просили произнести те же слова – и они делали это, неосознанно повышая частоту. Иными словами, приводили свой реальный голос в соответствие виртуальному.

Включение аватара в образ себя привело к тому, что вместе с аватаром присвоились и его действия. Авторы дают предполагаемую логику мозга: это мое тело, я им двигаю и я вижу это – оно говорит, стало быть, это я говорю. Полагаю, эксперимент [в который раз] сообщает нам важную мысль: мозг жаждет причинности. Он не терпит неопределенности, ему тяжело в такой ситуации. Как следствие, людям сложно даются такие вещи как вероятность, квантовая механика, хаос и т.п.

Все больше свидетельств, что ощущение себя, своих границ очень подвижно. Из первых опытов с резиновой рукой выросло целое направление, где людей обманывают все более изощренно. Смотрят уже не только на то, как меняется восприятие тела, но и на свойства психики, совсем, казалось, не связанные. Модная тема – расовые предубеждения. Типа: люди, искренне не принимающие расизм, на подсознательном уровне ему подвержены. Исследования множатся. Но оказалось, расовые предубеждения можно менять с помощью RHI - иллюзии резиновой руки.

Если вы белый, резиновая рука может быть черной. Пережив иллюзию, что муляж принадлежит вам, вы хотя бы на время станете терпимее к неграм. Вместо дешевой резиновой руки можно воспользоваться дорогой виртуальной реальностью. Белый видит себя темным, и – о, чудо – его отношение к людям с более темной кожей меняется. На самом деле, не так уж удивительно – предубеждения тоже подвижнее, чем нам кажется, и меняются с внешней средой. Об этом как-нибудь в другой раз.

Считаю, пора уже задуматься о том, как создать иллюзию ‘своих’ мыслей. Обычно человек отдает себе отчет, о чем размышляет в данный момент. Можно ли сделать так, чтобы он обманывался насчет содержания собственного сознания? Испытуемый уверен, что думает «А», но на самом деле – не думает. На первый взгляд, такая иллюзия не запрещена и не содержит противоречия. Но на практике – не представляю.

D.Banakou and M. Slater -- Body ownership causes illusory self-attribution of speaking and influences subsequent real speaking – PNAS, 2014 [

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх