Воспитание самостоятельности у детей.

Цель: Формирование положительного отношения к труду и воспитание самостоятельности.
Задачи:
1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (трудовых навыков, компонентов трудовой деятельности, общественных мотивов труда)
2. Развивать личность ребенка (личностных черт самостоятельности, ответственности и инициативности, выработать привычку к трудовому усилию, трудолюбию, готовность включаться в труд; развивать положительные взаимоотношения между детьми, взаимопомощи, заботы о товарищах).
3. Воспитывать положительные отношения к труду у взрослых (уважения к трудящемуся человеку, бережному отношению к результату его труда, интересов к труду у взрослых, стремление оказывать посильную помощь)

Своё выступление, воспитания самостоятельности и трудолюбия у детей хочу начать со стихотворения «Я сама» (И.Муравейка).
-Давай будем одеваться…… Я сама! Сама!
-Пойдем будем умываться…….. Я сама! Сама!
-Ну, идём хоть причешу я……… Я сама! Сама!
-Ну давай хоть накормлю я…….. Я сама! Сама!
Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывается с раннего детства. Дети по природе своей активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам» – говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки и даже кормить его. Дети стремятся к самостоятельности. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка мы стремимся сделать за него все сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Как вы считаете? Может ли ребёнок 4х-5ти лет быть самостоятельным. Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для детей этого возраста. (На доске иллюстрация ребёнка к нему прикладывается напечатанные действия, в виде лучиков солнышка).
Обобщение: Как много уже может наш малыш, но стараясь сделать всё за ребёнка, мы взрослые причиняем ему большой вред, лишая его самостоятельности, устойчивого желания самоутвердиться.
Для того, чтобы ребёнок приобрел эти навыки требуется помощь нас взрослых. А какая? Во-первых, надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности (например, место, куда систематически ребёнок складывает свои вещи).
Нужно сначала показать, научить, а уже потом предоставить возможности ребенка проявить себя, испробовать свои силы. И мы скоро убедимся, что ребёнок стал наиболее ловким, умелым.
Воспитывая самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если сами не будем складывать вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь требовать это от детей, то нам не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности. Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. если забыл убрать обувь на место, будешь её искать, не повесила аккуратно платье — будешь ходить в мятом. Труд по самообслуживанию требует не сложной, но чёткой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное, систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. К четырем годам стремление к самообслуживанию угаснет, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и ноги, одевающему его взрослого и будет очень возмущён, если вы его попросите сделать что-то самостоятельно: Почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте 7-9 лет, он начнёт уклоняться от выполнения ваших поручений, поэтому уместно вспомнить пословицу: Посеешь привычку — пожмешь характер, посеешь характер – пожмешь судьбу.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация: Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив ни каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос: Какие действия нужно предпринять взрослым?
Вывод: Давай попробуем, у нас все получится. Ребенок прикладывают небольшие усилия, проблема решена.
Ситуация 2: На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и там разложила на одном из столов. Выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос: Как должна поступить мама в этой ситуации?
Обобщение: Убедительно попросить выполнить задание, а потом играть. (Уместно вспомнить пословицу, которая нам очень поможет: «Сделал дело – гуляй смело»).
За что можно похвалить ребёнка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживают старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребёнка, не достаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, именно поэтому вы должны быть тактичными, придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность.
Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата. Поэтому можно сделать вывод. Какай именно? Больше доверять нашим детям в проявлении самостоятельности. Требования должны быть всегда справедливыми, едиными, систематичны, соответствовать возрасту детей. Важно приучить ребёнка не надеяться на других (взрослых или детей), а воспитывать желание и делать все самостоятельно. Самообслуживание не мыслим, если взрослый не интересуется результатами их работы. И как писал В.А. Сухомлинский: Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство- чувство созидателя материальных благ, без которых невозможно жизнь человека.
Одним из видов труда — ручной труд. Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослого изготовление из бумаги, картона, природного материала, простейших предметов, необходимых в быту и для игр. Важно воспитать у ребёнка желание трудиться, сформировать трудовые навыки. Уважение к результатам труда других людей возможно только в условиях тесного содружества ДОУ и семьи ребёнка, когда осуществляется единый подход, предъявляются единые требования к ребёнку, создаются необходимые условия для организации детского труда. Анализирую готовность ребёнка к трудовой деятельность, нужно помнить не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд даёт нашему ребёнку. Трудовая деятельность способствует повышению уровня общего развития детей, расширение его интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, чувства ответственности за порученное дело, настойчивость и упорство.
В средней группе занимаемся хозяйственно-бытовой деятельностью, который создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. Дети 4х лет ещё слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении. Поручение даём одному ребёнку или группе детей. На ряду с этим имеют место коллективные поручения, помогаем детям распределить работу, своевременно добиваться результата, например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно, навести порядок в шкафу со строителем (ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок). Пока дети убирают, их постоянно подбадриваем «Как приятно смотреть на вас, когда вы работаете дружно и старательно – дело быстро спорится». Дети, играя, раскидывают игрушки и виноватых не всегда найдёшь. Целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнутся охотнее. Эффективно чаще использовать приём поощрения, говоря: «Посмотри, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём, оценивая не только трудовое действие, но и умение ребенка бережно, аккуратно обращаться с игрушками. Он не бросил, а положил аккуратно на место. Так же приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые на первый взгляд не дают видимых результатов. Например, просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах. При руководстве поручениями, действующие приёмы, игровые. Совместная деятельность показ, напоминание и поощрение.
У детей четырех, пяти лет усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Дети осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду, могут протереть пыль на шкафчиках). Проводя работу, постоянно доводим до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых и всех окружающих. Ребёнок четырех лет очень доволен, если ему дадут тазик с тёплой водой и мылом для стирки кукольной одежды. Главное выстирать хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытки с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу «Я уверена что в следующий раз у тебя получится намного лучше».
Дошкольники любят трудиться со взрослыми, часто организовываем труд детей с няней, дворником. Удачно практикуется труд детей с родителями по сооружению снежных построек. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду товарищеских взаимоотношений. Дети копируют поведение взрослых, мы являемся для них примером. Воспитывают не словами, а делами. Стараемся приучать ребят выполнять работу хорошо, доводить дело до конца, поощряем проявленную инициативу. Периодически вместе с детьми осматриваем уголок природы, чтобы они научились замечать происходящие там изменения. Важно помнить, что ребёнка пяти лет больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно объяснять и показывать сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтоб не повредить корни, и сколько корма насыпать рыбам или птицам. Привлекаем внимание детей на внешний вид растений в процессе труда, поведение животных, учим наблюдать за ними.
Со средней группы вводятся дежурства по столовой, уголка природы по занятиям, дежурят, как правило, двое детей, трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. И здесь хорошо видно, как ребёнок воспринимает указания, может их держать и доводить начатое дел до конца (поставить, например, на каждый стол две банки для воды, две подставки для кисточек и каждому ребёнку положить салфетку). Одному ребёнку достаточно сказать один раз, а другому два-три и в результате кто-то остается без кисточки, а кто-то без банки для воды, вот вам и ответственность и внимание, умение доводить начатое дело до конца, а это очень важный момент – умение сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание, не отвлечься.
Важно, чтобы ребёнок усвоил, что работать трудно, но почётно. Учебный труд, который встанет впоследствии для ребёнка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладевает в дошкольном возрасте. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовке детей к школе. Дети с ранних лет, воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью и опрятностью, а учёба – это тоже ежедневный, нелегкий труд, требующий концентрации и усилий, и ребёнка необходимо готовить к этому заранее. И если мы обратимся к опыту великого педагога Марии Мантессори, то узнаем, что есть наиболее благоприятный (т.е. сензитивный) период приучения ребёнка к порядку и труду и продолжается он только до пяти лет. После этого возраста научить ребёнка совершать многочисленные бытовые действия бывает намного сложнее.
Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо начинать чем раньше, тем лучше.
Но:
— порученное малышу дело должно быть для него посильным и важно, чтобы он хотел что-то делать;
— выполнение вашего задания должно быть привлекательным, давать ощутимый, положительный результат и вызывало положительные эмоции, удовлетворение от полученных результатов;
— дела, которые вы поручаете ребёнку, должны быть безопасными для него;
— продолжительность труда не должно превышать 15-20 ти минут.
Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так, что если ребёнок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом, а то, что он не очень скор в выполнении работы не страшно, научится и будет всё делать качественно и быстро, а воспитание трудолюбия – непростая задача, этот процесс необходим и вам и малышу.
Ошибки в воспитании трудолюбия. Труд не должен быть игрушечным, а должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесёт удовлетворение ребёнку. Разве вы будете выполнять бесполезную работу, и дети четырех, пяти лет признают только полезный целесообразный труд. Распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребёнка «от случая к случаю». Выполнение определенных простых обязанностей просто необходимость (например, помыть посуду, подмести пол, застелить свою постель). Наличие обязанностей, которые ребёнок должен выполнять, помогает развить у него ответственность, добросовестность, дисциплинирует, приучает тщательно выполнять необходимую работу, не только приятную, а это не мало важно. Важно не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Несмотря на то, что вы можете сделать быстрее и лучше, просто упускаем «золотое время», когда ребёнок стремится что-то делать сам, подражая нам.
И надо приучать ребёнка трудиться, а как говорил Пастер «Стоит только привыкнуть к труду и уже нельзя жить без него». Всё в этом мире зависит от труда. Очень хорошо помогает использование пословиц.

Ранний возраст ребенка - это очень ответственное время, ведь именно в этот период начинает формироваться его характер, способности и умения. И именно от родителей зависит, какое будущее впоследствии ждет их малыша: станет ли он успешным, уверенным в себе человеком, умеющим добиваться поставленных целей, или всю жизнь просидит на «вторых ролях», пасуя перед любыми жизненными трудностями.

О том, насколько важную роль играет в этом умение взрослых поддержать детскую инициативу и предоставить свободу действий, рассказывает психолог и детская писательница .

Почему умение быть самостоятельным в детстве - важно?

По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать - теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями. Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.

В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность , и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.

Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрос-лого человека.

В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.

Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков - например, он умеет , бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим). На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде - вырабатывается и закрепляется предприимчивость.

Самостоятельность в выборе одежды. Фото - фотобанк Лори

А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится . И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость , которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.

Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., - у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.

Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.

Что делать:

Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.

Синдром «выученной беспомощности»

У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности» . Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно - ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами - ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!

Чем опасно:

Негативные последствия подобного воспитания огромны - у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что ч еловек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.

Не подрезайте крылья

Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу ! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей - осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!

Как правильно:

Стоит придерживаться золотой середины - объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом - отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.

Естественное желание каждого родителя - видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.

Самостоятельность – неотъемлемая часть становления личности. Долгое время считалось, что ребенок не может быть самостоятельным, так как он является незрелой личностью, поэтому всяческие его стремления и инициативы не получали должной реакции со стороны родителей и со временем сводились на нет.

Не так давно ситуация резко изменилась. Ребенка наконец-то начали признавать личностью, а в след за этим стали активно обсуждать вопрос о развитии его индивидуальности и самостоятельности.

Что же такое самостоятельность по отношению к детям? Понятно, что нельзя интерпретировать это понятие к малышам, так же как и ко взрослым. Самостоятельность – это действие ребенка, выполняемое без поддержки окружающих, его умение рассчитывает на себя и свои силы.

Самостоятельность у детей – это относительное явление. Невозможно его полностью применить к ребенку в возрасте 2-3 года. Однако, уже в этом возрасте следует обратить внимание на наличие зачатков самостоятельности у малыша, так как развитие этого важного качества поможет в дальнейшем принять трудности жизни, справляться с проблемами.

Как помочь ребенку развивать самостоятельность?

1) Не мешайте ему, если он увлечен каким-то занятием, пусть делает то что ему нравится (в разумных пределах).

2) Обеспечьте ребенка игрушками, которые в полной мере помогут развить в нем самостоятельность. Это могут быть конструкторы, такие как шарнирный конструктор Zoob, ребенок может создавать свои собственные модели без вашей помощи, главное купить вариант с подходящим размером деталей, подробнее об этом можно прочитать .

3) Создайте к квартире условия, позволяющие ребенку максимально обходится без вашей помощи (подставка возле раковины, чтобы он мог мыть ручки, крючок для курточки, до которого он может сам доставать, такие важные бытовые мелочи приучают малыша обходиться без помощи взрослых).

Ребенок – это индивидуальная личность, развивается он тоже индивидуально. Поэтому отметим, что жестких критериев самостоятельности нет даже у детей одного возраста. Однако наблюдая за малышами во время игры можно четко понять и разделить детей на самостоятельных и несамостоятельных.

С возрастом показатели оценки развития самостоятельности меняются. Например, ребенок умеющий в возрасте 2-3 года самостоятельно надеть ботинки несомненно вызывает восхищение, а когда он выполняет данное действие в 6 лет, это уже не вызывает таких эмоций, так как умение обуваться в 6 лет мы принимаем как данность.

Нельзя самостоятельность приравнивать к полной свободе и дозволенности вашего чада. Все действия ребенка должны быть осмысленными. Безопасность - прежде всего, ребенок не должен навредить себе и окружающим в стремлении быть самостоятельным. Стремление помочь маме помыть пол или посуду - замечательная инициатива и проявление самостоятельности со стороны малыша и должно всячески поощряться взрослыми. Быть полезным для всех малышей очень важно.

Инициатива детей не должна вызывать негатива со стороны взрослых, что чаще все происходит в семьях. Родители должны набраться терпения и помочь ребенку вырабатывать в себе это важное качество.

Очень часто в стремлении уберечь свое чада от опасности папы и мамы сами тормозят развитие самостоятельности. Чрезмерная опека вредит развитию самостоятельности у ребенка и вызывает полный инфантилизм, ведь родители все делают за малыша сами. Интересно заметить, что полное отсутствие контроля со стороны родителей у таких деток вызывает беспомощность. Это две крайние меры в воспитании детей, которые очень часто встречающиеся в воспитании малыша.

Анна Курникова
Развитие самостоятельности детей 3–4 лет

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника . Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. Ребенок постепенно начинает отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по-своему. В этом возрасте, дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит подавлять волю ребенка- это приведет к апатии, равнодушию. С пониманием, терпением стоит относиться к негативным проявлениям у своего ребенка. Следует беречь чувства малыша. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения.

Все родители хотят видеть своих детей успешными в будущем . Заложить основы успешности можно в раннем возрасте, при помощи родителей и педагогов. Мы можем развивать самостоятельность детей , которая в будущем перерастет в успешность. Самостоятельность - это одна из важнейших черт характера. Когда ребенок начинает говорить «я сам» , он начинает воспринимать себя как отдельную личность. Начинают формироваться такие черты характера : как гуманность, желание помочь, желание учиться новому. Поэтому задача взрослого- поддержать стремление к самостоятельности , не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подавлять веру ребенка в собственные силы.

Несколько советов для родителей :

Когда ребенок впервые начинают самостоятельно выполнять не сложные действия, не останавливайте его, позвольте быть самостоятельным , если же вы заметили, что он не справляется, при необходимости покажите, как сделать правильно.

Обязательно хвалите малыша, помните, что ему трудно выполнить задание в первый раз. Не требуйте от него идеального выполнения задачи, помните, что выполняя задание которое вы ему поручили, он может переключиться на другую деятельность в силу психологических особенностей этого возраста. При этом вы должны еще раз повторить ребенку заданную ему задачу.

Не стоит нервничать и требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. Крик и запреты могут нанести большой вред развитию самостоятельности .

Обращайте внимание, как ребенок справляется с трудностями.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, следите за своими действиями, так как ребенок в этом возрасте является вашим отражением.

Лучшим средством для развития самостоятельности является игра .

Поэтому больше играйте со своим ребенком. Делитесь с ним своим жизненным опытом, интересуйтесь успехами детей , спрашивайте его, что интересного он узнал в детском саду. И если ребенок Вам сказал, что они играли. Это не значит, что с детьми не занимались. В дошкольном возрасте игра- основной вид деятельности, именно в игре ребенок получает необходимые знания и умения, которые пригодятся ему в жизни.

Помните, от того как вы будете помогать ребенку становиться самостоятельным или правильнее будет сказать : не будете мешать ему в этом , сформируется умение ставить и добиваться целей, быть целеустремленным. Что в итоге даст благоприятную почву для формирования познавательного интереса к умственной деятельности ребенка.

Публикации по теме:

«Я сам!» Развитие самостоятельности у детей «Я сам!» (развитие самостоятельности у детей) Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на.

Развитие самостоятельности детей в процессе экспериментирования Консультация для педагогов Экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Цель: удовлетворить.

Развитие самостоятельности детей второй группы раннего возраста Среди наиболее актуальных проблем, возникающих у родителей маленьких детей, особое место занимает проблема, связанная с развитием самостоятельности.

Педсовет «Развитие у воспитанников инициативности, самостоятельности, ответственности». Педсовет № 3 (28.03.2016) Тема: «Развитие у воспитанников инициативности, самостоятельности, ответственности». Цель: совершенствовать педагогическое.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш.

Развитие детской самостоятельности в физическом развитии детей посредством организации деятельности с использованием лэпбука Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Забота о физическом здоровье.

Как развить самостоятельность у детей 5-7 лет?

Афанасьева Елена Валентиновна

воспитатель

МАДОУ ЦРР д/с 19

города Ишима

Начиная с трехлетнего возраста уже смело можно приучать ребенка к самостоятельности. Именно в этом возрасте он готов к тому, чтобы в каких-то вопросах принимать решения и действовать независимо не от кого.

Подготовка ребенка к самостоятельности

Прежде чем приучать ребенка к самостоятельности необходимо показать ему что это такое. Воспитание самостоятельности у детей начинается с того момента, когда родители начинают доверять малышу сделать что-то самим, без помощи взрослых. Ярким примером таких действий является момент, когда ребенок пытается сам одеть себе обувь или одежду. Разумеется, что для него, да и для взрослых проще и быстрее сделать это самим, но все же нужно больше доверять это дело именно малышу. То же самое касается и того момента, когда малыш кушает сам, без помощи взрослых.

Именно этот момент является очень важным в вопросе как развить у ребенка самостоятельность, поэтому стоит научить ребенка одеваться и кушать самому, чтобы в последствие он смог развивать свою самостоятельность в большей степени.

Советы по развитию самостоятельности у ребенка

Самостоятельность детей 4-5 лет начинается именно с того, что они начинают повторять все действия за взрослыми и пытаются подражать им. Поэтому задача родителей показывать ребенку достойный пример поведения. А когда ребенок сделал что-то сам, например, убрал за собой на столе, то его обязательно нужно похвалить.

Именно хвала родителей будет придавать ребенку желание и стремление в дальнейшем поступать также и способствовать воспитанию самостоятельности у детей.

Очень большую ошибку совершают те родители, которые начинают ругать своих детей за то, что они стараются быть самостоятельными. Ничего страшного у ребенка в его желании сделать что-нибудь самостоятельно, что-то не получиться. Опыт и умение приходит со временем, и поэтому при решении задачи как развить самостоятельность у ребенка нужно это учитывать.

Нужно объяснять и показывать ребенку, как делать то или иное действие правильно. Если его только ругать, то вскоре то желание, которое было у ребенка сойдет на «нет» и вряд ли потом снова появиться.

Однако в стремлении помочь ребенку развить самостоятельность не стоит переусердствовать. Чересчур сильная опека может очень сильно навредить развитию самостоятельности детей 4-5 лет. Если слишком сильно вмешиваться, то у ребенка не будет формироваться и развиваться самостоятельность. Ребенка нужно учить и подсказывать, что нужно сделать в той или иной ситуации, а не быть назойливыми.

Задача родителей сделать все для того, чтобы их ребенок старался быть самостоятельным. Поэтому они должны помогать и подсказывать ему, как и что нужно делать, а не выполнять целиком и полностью все за ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх