Задание найди букву среди других букв. Ннод «знакомство со звуками п, п, и буквой п»

Ирина Родина
ННОД «Знакомство со звуками П, П, и буквой П».

«Знакомство со звуками П , П, и буквой П ».

Пермский край, п. Звездный

МБДОУ ЦРР д/с "Звездочка"

Цель :

I. Познакомить детей со звуками П , П, и буквой П . Упражнять в подборе слов со звуками «П» , «П,» . Упражнять в чтении слогов, слов из 3-х, 4-х букв . Продолжать формировать умение детей составлять слова из 3-х, 4-х знакомых букв

1. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова , находить ударную гласную. Упражнять в придумывании предложения с заданным словом. Находить букву П , среди других букв развивать мелкую моторику, обводить букву по контуру .

2. Воспитывать у детей усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Развивать звуковую культуру речи , фонематический слух.

Предварительная работа : чтение рассказа Г. Юдина «День поросёнка» . Дидактическая игра «Доскажи словечко» , «Живое предложение» , проговаривание чистоговорок, чтение слогов, слов, графические упражнения.

Материал к занятию : буква «П» из строительного материала (ворота, сюжетные картинки с изображением буквы «П» , пенал с фишками, карточка для звукового анализа , лист бумаги с разными буквами , простой карандаш, разрезная азбука на каждого ребёнка.

Методы и приёмы : сюрпризный момент : азбуковед, стихи, загадки, шарада.

Словарная работа : повторение чистоговорок со звуком «П» .

Воспитатель : - Посмотрите сколько много у нас сегодня гостей.

Давайте поздороваемся.

Дети : - Здравствуйте.

Воспитатель : - К нам сегодня пришёл в гости профессор Азбуковед и хочет с вами поиграть.

Азбуковед : -дзынь, дзынь, дзынь звенит звонок, начинается …

Дети : - Игра-урок.

Азбуковед : - Садитесь на стульчики.

Начнём игру-урок с зарядки для язычка

Мы прижмём язык зубами та-та-та,

А теперь прижмём губами па-па-па,

Как пищат птенцы?

Дети : - Пи-пи-пи.

Азбуковед : - Как пыхтит каша?

Дети : - Пых, пых, пых.

Азбуковед : - А теперь повторите за мной :

Из под пилки, сыплются опилки.

Дети : (повторяют) .

Азбуковед : - А теперь повторите быстрее.

Дети : (повторяют быстрее) .

Азбуковед : - А теперь ещё быстрее.

Дети : (повторяют ещё быстрее) .

Азбуковед : - Молодцы, а сейчас поиграем в игру «Кто внимательный» (Петрушка, паутина, пароход, плач, помидор, подушка) .

На какой звук начинаются эти слова.

Дети : - На звук «П» .

Азбуковед : - Произнесите звук «П» , вы его произносите свободно или вам что-то мешает.

Дети : - Мешают губы.

Азбуковед : - Значит звук «П» какой?

Дети : - Согласный.

Азбуковед : - Шапка, платок, пол – как звучит звук «П» .

Дети : - Твёрдо.

Азбуковед : - Петух, пирамидка, перо – а здесь как звучит звук «П» ?

Дети : - Мягко.

Азбуковед : - твёрдый звук «П» в каком домике будет жить?

Дети : - В синем.

Азбуковед : - А мягкий звук «П» в каком домике?

Дети : - В зелёном.

Азбуковед : - Придумайте слово с твёрдым звуком «П» .

Дети : (Придумывают слово со звуком «П» .

Азбуковед : - А теперь с мягким звуком «П» .

Дети : (Придумывают с мягким звуком «П» , идут и проходят через ворота, садятся за столы).

Азбуковед : - А сейчас пойдём мы по тропе,

И дойдём до буквы «Пэ» .

Подходящие ворота,

проходи кому охота.

На что похожа буква «Пэ» .

(сюжетные картинки с изображением буквы «П» .

Дети : (Ответы детей) .

Азбуковед : - Возьмём первое бревно,

необычное оно,

на нём слоги и слова,

прочитайте детвора.

Дети : (читают слоги :

па, пу, по, пы, пи,

ап, уп, оп, ып, ип,

пух, пых, пол, пила.

Азбуковед : (физкультурная минутка) .

«Мы сейчас бревно распилим,

пилим, пилим, пилим, пилим,

раз, два, раз, два.

Будут на зиму дрова.

Ой пропали все слова,

Ну-ка дети все садитесь,

И немного потрудитесь,

Буквы разные возьмите ,

И в слова их превратите.

Составьте слово ПУХ, ПОЛ, ПИЛА.

Дети : (Составляют слова) .

Азбуковед : - Вот ещё одно бревно,

да с загадкою оно,

Вы загадку отгадайте,

Кто здесь спрятан угадайте. (шарада «паук» ).

Дети : (Угадывают шараду : паук) .

Азбуковед : - А паук зимою спит,

Пауку чтоб не мешать,

Надо слово Паук разобрать.

(Идёт звуковой анализ слова ) .

(какой I зв., II зв., III, IV) .

(Сколько звуков в этом слове ?

сколько слогов, сколько гласных звуков , назовите их, сколько согласных звуков назовите их , на какой звук падает ударение . Придумайте предложение со словом «паук» ).

Азбуковед : - Возьмём третье бревно, на нём гадание дано (читаю, коль вы бревно разобрали, букву «П» вы поломали,

Вы меня скорей найдите и по контуру обведите, чтоб меня не забывали и в словах не пропускали).

Возьмите листочек с буквами ,

внимательно рассмотрите буквы ,

найдите букву «Пэ» и обведите её по контуру.

Дети : (Дети выполняют задание) .

Азбуковед : -Дзынь, дзынь, звенит звонок и закончилась игра-урок.

До новых встреч.

Воспитатель : (Делает анализ занятия) .

елена матвейченко
Занятие №1 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению «Звук [А], буква «А»

Занятие №1

Тема : Звук А , буква А .

Цель : помочь детям услышать и выделить звук «А» в словах, упражнять в произношении звука с разной силой голоса, назвать и запомнить слова на «А» ; познакомить с графическим изображением звука «А» - буквой «А» , учить правильно обводить букву «А» , находить букву среди других букв , запомнить месторасположение буквы «А» в кассе букв , разучить стихи про букву «А» ; обогащать словарь детей словами : абрикос, ананас, аквариум, касса букв .

Оборудование :

Демонстрационный материал : игрушки или картинки с изображением аиста, автобуса, акулы; большая печатная буква А ; картинки с изображением «веселой» буквы А ; карточка (или изображение на доске) для показа обводки буквы А , цветные маркеры или мелки.

Раздаточный материал : карточки 1 с изображением предметов на звук А (аист, автобус, акула, апельсин, абрикос, арбуз, ананас, аквариум) ; карточка 2 с изображением буквы А печатной и «веселой» ; буква А ; кассы букв ; фломастеры.

Ход занятия:

I часть

Педагог : - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости . Давайте с ними познакомимся. Первым в гости прилетел аист. Поздороваемся с ним : «Здравствуй, аист!»

Второй гость приехал – это автобус. Поздороваемся и с ним : «Здравствуй, автобус!»

Третий гость к нам приплыл – это акула. Поздороваемся : «Здравствуй, акула!»

С гостями мы познакомились, поздоровались и теперь они хотят с вами поиграть. Вы помните, что все гости добирались к нам по разному : аист – прилетел, автобус – приехал, акула – приплыла. Игра такая : я называю слово, которое обозначает как добирался к нам гость, а вы называете этого гостя. Внимание! Кто приехал?

Дети отвечают : Автобус!

Кто приплыл?

Дети : Акула!

Кто прилетел?

Дети : Аист!

Хорошо поиграли, а сейчас гости просят вас отгадать загадку : «С какого звука начинаются слова – а-а-аист, а-а-автобус, а-а-акула?»

Дети называют звук «А» .

Ребята, мы услышали этот звук ушками , «поймали» его и теперь можем этот звук пропеть долго и протяжно.

Дети поют : А-а-а-а!

Можем пропеть его громко : А-а-а!

Можем пропеть его тихо : А-а-а-а…

Можем прокричать его коротко и отрывисто : А!

Вот и познакомились мы со звуком А . Помогли нам в этом наши гости – аист, автобус, акула. Гостям у вас очень понравилось и они дарят вам свои фотографии.

Дети берут карточку 1 и рассматривают все рисунки, называют то, что нарисовано. Педагог обращает внимание детей на то , что там не только аист, автобус и акула, но и другие предметы на звук А – апельсин , абрикос, арбуз, ананас, аквариум. Педагог предлагает детям разукрасить некоторые картинки, а оставшиеся разукрасить дома. Еще раз повторить все слова на А.

Физкультминутка «Автобус»

Педагог : - Ребята, давайте покатаемся на автобусе со звуком А .

Дети выстраиваются друг за другом, первый водитель , остальные двигаются за ним припевая звук А , то тихо, то громко.

II часть

Педагог : - Очень хорошо работали наши ушки – «поймали» (услышали) звук А , а теперь будут работать наши глазки. Потому что, звук А сейчас превратится в букву А , которую мы не только увидим, но и потрогаем, обведём, разукрасим, слепим и выложим из палочек. Закройте глаза.

Педагог выставляет на доску букву А .

Педагог : глазки открываются, буква появляется !

Дети открывают глаза, видят букву А и , по предложению педагога, здороваются с ней : «Здравствуй буква А

Педагог : - Посмотрите, какая большая и красивая буква А ! У неё две длинные ножки, а по середине перекладинка. Вот как она пишется.

Педагог пишет на доске букву А , комментируя написание : «Ведем линию вверх, на горку и вниз, с горки, а потом рисуем перекладинку».

Педагог : -А сейчас давайте погладим букву А . Сначала обведём в воздухе ту букву А , которая на доске, но по правилам – поднимаемся на горку, спускаемся с горки и перекладинка. А теперь погладим букву А , которая у вас в тарелочках.

Дети берут букву из тарелочки и обводят её указательным пальчиком правой руки. Педагог проверяет правильность обводки буквы А .

Педагог : Маленькая буква А , которую вы обводили пальчиком очень хочет с вами подружиться и поселиться в своей квартире в большом доме для букв , называться он будет «касса букв » .

Дети берут букву и вкладывают в первую ячейку кассы .

Раздается стук.

Педагог : - Кто к нам идёт? (на доске появляются 2 картинки, 1 - с изображением буквы А в виде человечка с расставленными ногами, 2 - в виде ракеты). Это «веселая» буква А , которая рассказывает вам, что :

1. «Букву А узнать легко , ноги ставит широко» .

2. «Знает Вова, знает Света «А» похожа на ракету».

Дети повторяют первое стихотворение стоя , широко расставив ноги. Второе стихотворение произносят изображая ладонями полет ракеты.

Педагог : Буква А дарит вам свою фотографию.

Дети берут карточку 2, рассматривают. По просьбе педагога показывают пальчиком большую букву «А» , маленькие «А» , «весёлую» «А» и ищут букву А которая спряталась на цветочке, на бабочке, на кораблике.

Педагог : - Возьмите красный фломастер – он превращается в «красную машину» , которая поедет по дороге буквы А . (Показывает еще раз правила обводки буквы – вверх , вниз, перекладина).

Дети обводят букву А красным фломастером, потом синим, зелёным, жёлтым.

Педагог предлагает забрать домой карточки 1 и 2, разукрасить все рисунки и обвести оставшиеся буквы «А» дома.

Итог занятия .

Дополнительная работа :

1. Штриховка буквы «А» .

2. Обводка буквы «А» в игре : «Тот кто букву А , найдёт, тот её и обведёт» (первый вариант – среди картинок, второй вариант – среди других букв .)

3. Слепить из пластилина букву «А» .

4. Выкладывание буквы «А» из палочек.

5*. Шнуровка буквы А на полотне , состоящем из рядов дырочек отмеченных разным цветом.

По заданию воспитателя дети должны продевать (снизу или сверху) шнурок в определённую дырочку и протягивать его. Работу лучше проводить индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека.

6. Повторить стихи про «весёлую» букву А .

Публикации по теме:

Беседа с детьми среднего возраста «Здоровье всего дороже» Беседа с детьми среднего возраста Здоровье всего дороже Цель: формировать у детей дошкольного возраста представление о здоровье человека.

В первом полугодии мы с детьми как обычно начали знакомиться с художественной литературой. Но в этом году мы не только отвечали на вопросы.

Интегрированное лого-ритмическое занятие для детей младшего возраста. Лексическая тема «Части тела» Цель: Уточнение представлений о лице и его частях, о теле и его частях. Активизация в речи детей названий частей лица, тела. Развивать.

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Мастер-класс по организации игровых занятий по подготовке к обучению грамоте «Абвгдейка - это занятие и игра» Мастер-класс 1 слайд Тема: АБВГДейка – это занятие и игра. Оборудование: мяч, кроссворды на каждого, таблицы с буквами на каждого, карандаши.

Методика обучения чтению детей дошкольного возраста Н. А. Зайцева В комплект пособия входят 5 таблиц и 56 кубиков. Кубики различаются по цвету, величине и внутреннему наполнению. Золотые – гласные, железно-золотые.

Особенности аффективного поведения детей 6-летнего возраста В настоящее время все без исключения понимают важность и необходимость системы дошкольного образования. Огромная сеть дошкольных учреждений,.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Знакомство с поэзией С. Я. Маршака Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, знакомству с поэзией на примере произведений С. Я. Маршака (из.

Пути формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Ведущий: Как вы думаете, уважаемые коллеги, нужно ли обучать ребенка чтению в детском саду? (Выдержать паузу 5 сек) Итак, сегодня мы нашу.

Библиотека изображений:

Игры с буквами

«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.

«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, г затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.

Методика обучения чтению

  1. Ребёнок должен выучить все буквы алфавита. Сначала запоминаются основные гласные: А О У И, затем часто встречающиеся согласные: М, С, П, Н, К, Р, Т, Л,В, потом можно запоминать буквы в произвольном порядке. Изучению одной буквы можно посвятить недели 2, но в целом это индивидуально. Если Вы видите, что ребенок выделяет букву из ряда других, называет её, то можно переходить к изучению следующей буквы.
  2. К каждой изучаемой букве подберите ряд предметных картинок, в названии которых первым звуком будет изучаемый (б – банан, барабан, бант). Можно сопоставить картинки с реальными предметами, так ребенку будет легче запомнить и выделить изучаемую букву и звук.

    Для эффективного запоминания букв предлагаются следующие упражнения:
    - Вырезать из бархатной бумаги контуры всех букв и наклеить на картонные карточки. Ребёнок пальцем обводит контур буквы и называет её.
    - Выкладывать контуры букв из мягкого шнурочка
    - Рисовать буквы палочкой на песке
    - Находить буквы на рисунке в зашумленном пространстве и т.п.

    Как только ребёнок запомнил все буквы и безошибочно их называет, можно переходить к следующему этапу, постепенно переходя к тому, как обучить ребенка чтению .

  3. Называние простых слогов из 2-х букв в прямом и обратном порядке.
    Ребёнку предлагаются слоги, написанные на карточках или кубиках: ма пу со ли во и т.п. Потом слоги в обратном порядке: ам, ук, ол, ит и т.п.
    - Сначала взрослый даёт ребёнку карточку со слогом, называет её, а ребёнок повторяет за ним.
    - Затем взрослый называет слог, а ребенок слушает и из 3-4х карточек выбирает нужный и предъявляет взрослому. Каждый слог называется.
    - Взрослый показывает карточку со слогом, а ребёнок у себя находит такой же.
    - Взрослый достаёт из коробки карточки, а ребёнок называет (читает) слоги.
    Когда ребёнок без ошибок прочитывает разные слоги, то можно из них начинать составлять слова и приступать к обучению чтению детей с синдромом Дауна .
  4. Составление слов из слогов.

Взрослый показывает ребёнку карточку со словом, написанным печатными буквами по слогам: ма-ма. Это слово выкладывается перед ребёнком и прочитывается вместе с ним. Затем взрослый справа от слова выкладывает несколько разных слогов: ма лу та ма. Второй слог в слове закрывается рукой, а первый ребёнок должен прочитать и подложить нужный слог под слово, потом открывается и прочитывается второй слог и ребёнок подкладывает карточку со вторым слогом. Когда слово составлено, то оно прочитывается ещё раз. Таким образом ребёнок сначала составляет слово по образцу, а потом читает его. После того, как ребёнок несколько раз составит слово самостоятельно, он должен потом прочитать это слово, когда ему показывают карточку с ним. Постепенно слова увеличиваются до трёх слогов.

Можно без показа карточки со словом, а только на слух составить нужное слово. Перед ребёнком выкладываются несколько слогов: на пу лу ка, взрослый по слогам произносит слово, а ребёнок выкладывает слоги: лу-на. Затем он сам прочитывает слово.
- Как только ребёнок начинает свободно читать слова, можно начинать читать простые предложения из 2-3х слов.

Как раскладываем картинки по первым буквам названия

Подготовила В.В.Минакова, учитель-дефектолог.

«Обведи букву ». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее «Найди букву ». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом. Например. «Т»(можно любую) Т. П В С М Т Т К ИН В Л Т Л Т С Б Д Т С Ч Е К Р Т Ф Ю Т Ь Б Т Т

«Найди букву ». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв Например: «З». Т П З Ш Л Х З Р

«Назови букву ». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами П Т В В Р С В Д И М В Ч В В Т В

«Найди букву ». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву «Г»: П Г Т Р Т Г П П Г.

«Допиши букву ». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы «Найди ошибку ». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы «Узнай букву ». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный мешочек ». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву ». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток .

«Смастери букву ». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

«Волшебный карандаш ». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву ». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу .

«Опиши букву ». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква «Н » состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник ». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву «О», а затем «превратить» ее в букву «С»; выложить из палочек букву «Н», а потом «превратить» ее в букву «П» и т. д.


Редкий ребенок знакомится с алфавитом только в школе. Современные родители стремятся показать малышу буквы и научить различать их как можно раньше. Как это можно сделать? Конечно, в развлекательной форме! Об играх для изучения алфавита для дошкольников рассказывает педагог-психолог Самира Филатова.


Знакомство с буквами

Все способы изучения алфавита я бы условно разделила на упражнения «за партой» (они обычно даются в учебных пособиях), подвижные игры и те, которые направлены не только на запоминание букв, но и на , креативности, творческих способностей. И каждому ребенку в разное время могут подойти все эти способы.

Первое, что нужно сделать для знакомства с буквами, — повесить на стену алфавит. Чаще всего можно встретить варианты с изображением предметов, названия которых начинаются на указанную букву. Еще лучше — алфавит со звуковыми эффектами. Желательно, чтобы произносились не буквы алфавита, а именно звуки, которые они обозначают, то есть не «Ка», а [к]. Считается, что благодаря такому подходу ребенку будет проще научиться читать.

Итак, знакомство с буквами произошло, теперь можно приступать к их запоминанию. Лучше всего для этого подойдет игра. Ведь игра — это ведущая деятельность . Обучение через игру эффективно и при правильном подходе не будет утомлять ребенка.


Упражнения «за партой»

Можно приобрести специальные пособия, распечатать их из интернета или даже нарисовать буквы самим. Какие можно придумать задания?

Найти нужную букву среди других букв . Расположите буквы хаотично на листе бумаги. Назовите любую из них, а задача ребенка — ее найти. Бывает, что дети сами называют букву, которую хотят найти. В таком случае не отказывайте им.

Найти нужную букву на рисунке . Задание отличается от предыдущего тем, что буквы как бы встроены в рисунок. Например, изображен домик, деревья, цветы, качели. Буква «П» может быть створками окон или качелями; буква «М» — травой; буква «К» прячется в ветках деревьев. Более сложный вариант этой игры — найти на рисунке предметы, начинающиеся на нужную букву.

Найти буквы одинакового цвета, размера, назвать их. На листе бумаги «разбросаны» буквы разных размеров и цветов. Ребенку необходимо и назвать их. Усложненный вариант — изменение ориентации буквы в пространстве. Тогда вариант задания может быть таким: «Найди все буквы, которые легли на левый бок».

Собрать букву как мозаику . Напишите букву так, чтобы она занимала весь лист, раскрасьте и разрежьте ее на квадраты, треугольники, любые формы. Можно поручить это и малышу, если он уже умеет пользоваться ножницами. В этом случае нужно сделать разметку пунктиром, чтобы ему было проще вырезать. Задача ребенка — сложить из этих фигур букву обратно.

Что еще можно делать с буквами на бумаге? Раскрашивать их, обводить по пунктиру — вариантов действий множество.

В эту группу бы я еще отнесла игру «Мемори» , в которой надо находить одинаковые буквы. Можно ее усложнить: называть не только совпавшие буквы, но и слова, которые с них начинаются. Лото с картинками также прекрасно подойдет для изучения алфавита.

Те, кто уже освоил буквы, могут пробовать . Для изучения слогов очень полезна будет «Касса букв и слогов» . Ее можно приобрести в магазине или распечатать самим из интернета. Как с ней играть?

Подготовьте картинки с изображением животных и предметов, подберите карточки с буквами и слогами и попросите ребенка соотнести их. В дальнейшем можно усложнить задачу: давать детям слоги в неправильном порядке (например «Ка» и «Мыш», которые он должен сопоставить с изображением мышки, для этого ему придется переставить слоги). Я бы отметила это задание как одно из самых полезных. Педагоги рекомендуют обучать детей не только через выбор правильного решения, но и через поиск несостыковок, нелогичностей, неправильных ответов. Это развивает способность к анализу, а в дальнейшем — .


Творческие игры, помогающие развивать мелкую моторику

Здесь малышу предстоит делать буквы самостоятельно : лепить их из пластилина или теста, украшать заготовки из картона монетками, пуговицами и бусинками, мастерить из подручных средств (конструктора, веточек, листиков, ватных палочек, конфет).

Предложите ребенку рисовать буквы на песке (можно использовать кинетический). полезна для развития мелкой моторики, а также для оптимизации психоэмоционального состояния. Разрешите малышу самостоятельно выбрать то, что он хочет рисовать. Покажите на собственном примере, что нужно делать: начните писать короткие слова или имена на песке, можно добавить красивый орнамент и сами буквы писать особым изящными почерком.

Детям нравится играть с магнитными буквами . Попробуйте оставлять друг другу короткие послания, выкладывая их на холодильнике или магнитной доске, или соревноваться: кто составит самое длинное слово или больше всех коротких.

Можно совмещать эти варианты: зарывать пластиковые буквы в кинетический песок, а затем, выкапывая, называть их. «Продвинутый» вариант — придумывать сказочные истории про эти буквы.

Используйте интерактивные книги , в которых ребенок и слышит соответствующий звук. Но прежде чем принести такую книгу домой, убедитесь, что звуки в ней произносятся корректно.


Подвижные игры

Распечатайте буквы на листах бумаги и расклейте их на мебели и стенах. Задача ребенка — отыскать букву , которую вы назовете.

Используйте кубики с буквами , которые наверняка уже есть в вашем доме. В эту игру интересно играть сразу с несколькими детьми: ведущий кидает кубик, а игроки называют и изображают животное или предмет на выпавшую букву.

Поделюсь собственным опытом, как я играла со своими дочками. Сначала девочки выкладывали в хаотичном порядке на полу большие мягкие пазлы с буквами . Затем я по очереди называла им буквы, на которые они должны встать. Выигрывает тот, кто не ошибается. Эта игра интересна еще и тем, что буквы могут быть расположены как угодно: на боку, вверх ногами. Дети при этом учатся узнавать очертания буквы независимо от ее ориентации в пространстве.

Какие бы игры вы ни выбрали, важно, чтобы они были интересны ребенку. Если он не хочет в них играть, отвлекается — нельзя настаивать. Ищите другие варианты игр или ждите более подходящего случая.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх