Беседа в средней группе «Что у нас под ногами? Конспект занятия по НОД «Познание» «Чудесный песок!» (Старшая группа).

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Цель : Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.
Предметно-пространственная среда
- макет «Обитатели пустыни»
- выставка иллюстраций «Песок и его свойства»;
- алгоритм «Правила поведения с песком»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с песком;
- ноутбук, проектор
- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: игровой персонаж - мудрая Черепаха, музыкальное сопровождение, презентация «Человек и песок», мультфильм «Львёнок и черепаха»
Для детей: бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни, песочный стол, песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, подносы, клей, кисти для клея, подставки для кисточек, ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, подносы для куличей, мешочки с песком.

Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные;
- здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий. 1. Мотивационная (вводная часть).
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Воспитатель: Ребята! А вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отрывка м/ф «Львёнок и черепаха»
2. Постановка проблемно - игровой ситуации.
Воспитатель: Понравился мультфильм? Как вы думаете, какое было настроение у героев мультфильма? Почему они были весёлые и радостные? Что же это за песок? Давайте узнаем, как можно больше о нём.
3. Сюрпризный момент
Воспитатель: А к нам пришла Мудрая черепаха из этого мультфильма. Она приглашает нас в свою родную, удивительную, полную чудес Песчаную страну. Черепаха поможет нам разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства.
Хотите отправиться в путешествие?
4. Правила обращения с песком.
Воспитатель : Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»)
- Песочек не любит, когда его берут в рот.
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес!
А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями (ходьба между мешочками с песком)
- По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём.
5. Игра с песком «Приветствие песка»
Подошли к бассейну с песком.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.
Воспитатель:
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
6. Просмотр презентации «Человек и песок»
Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. Чтобы узнать больше о нем, Мудрая черепаха приглашает нас в телезал посмотреть на волшебный экран, который покажет зачем нужен песок и где его применяют. (Презентация «Человек и песок»)
7. Игра с песком «Найди животное в песке»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?
Д: Да.
Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары.
И сейчас мы с вами найдём жителей Песчаной страны, которые спрятались в песке и создадим макет Песчаной страны.
8. Динамическая пауза
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами - песчинки.
"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеялись (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись»
9. Проведение экспериментов с песком
Воспитатель:
Мудрая черепаха сказала, что в песочной стране есть интересный клуб для детей «Хочу все знать». Отправляемся в клуб!
Здесь мы будем исследовать свойства песка, ставить опыты.
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Дети: Песчинки.
Воспитатель: Песок состоит из маленьких песчинок.
Опыт 2. «Сыпучесть песка».
Воспитатель: Наберите ложечкой песок из тарелочки, высыпьте на поднос. Что делает песок?
Дети: Сыпется.
Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится) .
Опыт 3. «Движение песка» (дыхательное упражнение)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?
А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?
Дети: Песок движется.
(Опыты сопровождаются картинкой с изображением свойства песка)
10.Пальчиковая игра
Наши добрые ладошки
Все умеют, хоть мы – крошки.
Могут рисовать, лепить и узоры выводить,
Клеить, вырезать, играть,
Хлопать, даже танцевать!
Крепко их сейчас сожмем,
Творить добрые дела начнём!
11. Рисование на песке «Оживим Песочную страну»
Воспитатель: Ребята, еще на песочке можно рисовать. Подойдём к волшебному столу и оживим песочную страну. Мы с вами нарисуем солнце, радугу, деревья и цветы.
12. Продуктивная деятельность детей по подгруппам.
Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Мудрая Черепаха приглашает нас в Творческую Мастерскую. На память жителям Песочной страны мы приготовим подарки: испечём куличи и создадим песочные рисунки.
Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено?
(Мокрый песок, формы для куличей, подносы, салфетки) – для 1 подгруппы
(Кисти, клей, цветной картон, сухой песок, подставки под кисти, салфетки) – для 2 подгруппы.
13. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо Мудрой Черепахе, что пригласила нас в такую удивительную страну.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: "Спасибо, милый наш песок,
Ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Буратино»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «СВОЙСТВА ПЕСКА»
Воспитатель: Суханова Татьяна Васильевна
г.Когалым, 2014
Тема: Свойства песка
Цель: развитие познавательно – экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа, о свойствах песка;
- развивать воображение, умение сосредотачиваться, доводить до конца начатое дело, соотносить свои действия с действиями других, добиваться их согласования; закреплять правила безопасности во время проведения экспериментов;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать и развиватькоммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: беседа о песке, просмотр презентаций «Что мы знаем о песке?», «Пустыня», «Животные пустыни», рассматривание иллюстраций о пустыне, барханах, письмо родителям, открытая площадка (игры, наблюдения, экспериментирование).
Словарная работа:
- обогащение словаря – песочное, живое – неживое, барханы, конус, экспериментирование, пастель;
- активизация словаря – песочные часы, лупа, мокрый, сухой, куличики, волны, рецепт.
Материалы и оборудование:
Центр искусства: пастель, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, мелки, соль, листы бумаги, иллюстрации с изображением пустыни, клей, изображения животных, мелкие игрушки (киндер), заготовки бумажных пирамидок, трафареты с животными пустыни, природный материал, пластилин.
Центр кулинарии: формочки для печенья, ингредиенты для теста, клеёнка на стол, фартуки, скалки, противень.
Центр науки: песок, тарелочки, вода, соломинки для коктейля, лупы, песочные часы, карточки – схемы.
Методы и приёмы: словесные - беседа, разгадывание загадок, объяснение; игровые – пальчиковые игры; наглядные – показ иллюстраций, наблюдения, показ способа действия; практические – трудовые действия, опыты.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная.
Утренний сбор:
Звучит музыка, дети садятся на подушки в круг.
Я. – Сели дети, сели в круг
Слева друг и справа друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Приветствие.
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Предлагаю выбрать детям способ поприветствовать друг друга.
3.Обмен информацией. Делятся (2 – 3 человека), у кого в руках микрофон,
делятся своими новостями.
4.Групповая деятельность
Загадки (2-3 штуки о неживой природе)
Из камней он появился, Зёрнами на свет явился: Жёлтый, красный, белый Или светло-серый. То морской он, то – речной. Отгадайте, что это? (Песок)
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал (Песок)
Пальчиковая игра «Песок»
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.

Коля лепит колобок, - имитация лепки.
А Иринка теремок - сделать «крышу» из рук.

Люба лепит разных рыб, - имитация движения рыб.
Ну а Вера – белый гриб - сжать одну руку в кулак и
накрыть ладошкой второй.
5. Новости.
Календарь. Сегодня у нас четверг, 20 ноября. Заканчивается поздняя осень и приближается зима. Кто из вас знает приметы зимы?
На улице выпало очень много снега. Помните, мы с вами недавно на нашем участке лепили из снега. Кого мы лепили? Правильно, снежную бабу. Зимой мы можем лепить на улице из снега, а летом мы можем лепить? (из песка). Ребята, а что такое песок? Где мы его можем встретить?
6.Работа со стендом «Модель трёх вопросов».
7.Презентация центров. Сегодня у нас открыты центры: центр искусства. В центре искусства вам предложены различные художественные материалы, с которыми вы сможете поэкспериментировать и нарисовать песок в пустыне. Также вам предоставлены трафареты с животными пустыни и изображения животных при помощи, которых вы сможете оживить свой рисунок. В центре искусства сегодня свободно 5 мест. В центре искусства вас ждёт Анна Владимировна. Центр кулинарии. В центре кулинарии вы сегодня сможете сделать песочное тесто. Вас ждут: мука, сахар, соль, формочки, карточки с рецептом приготовления песочного теста. Здесь вы сможете поэкспериментировать с песочным тестом. В центре кулинарии свободно - 5 мест. В этом центре вас ждёт Лилия Вилевна, мама Алины. И откроется центр науки. В центре науки вам сегодня предложены: песок, лупы, песочные часы, вода, различные тарелочки, карточки для экспериментирования. Вы узнаете - какой песок бывает, что из него можно сделать, какими свойствами обладает песок и в центре науки сегодня свободно 7 мест.
9. Самостоятельный выбор центров активности детьми.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Центр искусства
Рисование «Пустыня».
Дети выбирают различные материалы для рисования и выясняют, как лучше нарисовать песок, лучше передать палитру оттенков песка, чем лучше дополнить рисунок. Дети работают в парах, учатся договариваться.
Центр кулинарии
Дети с помощью взрослого замешивают песочное тесто, экспериментируют с ним – сколько муки надо, чтобы тесто замесить и раскатать, и чтобы оно не прилипало? Сколько сахара, чтобы тесто стало сладким? Сколько масла и сахара положить, чтобы тесто стало песочным.
Центр науки
Совместная деятельность детей и взрослых, по выявлению свойств песка.
Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).
В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песок, воспитатель выясняет его свойства:
-сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;
-состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;
-из него нельзя лепить куличики.
Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:
- пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.);
-мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;
- он темнее, чем сухой песок;
- из влажного (мокрого) песка можно лепить.
Опыт 2. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого и вязкость влажного песка.
Опыт 3. «Силач» - определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).
Опыт 4. «Волшебный материал» - слепить из влажного песка фигурки при помощи формочек, после чего проверить прочность изделия и сохранения его формы после высыхания.
Опыт 5. «Песочные часы» - посчитать сколько секунд сыпался песок (знакомство с песочными часами с различным содержанием песка, что соответствует определенному времени: 30 сек., 1 мин., 2 мин.). Наблюдения за песком, что пересыпается в часах, обмен ощущениями, которые возникают при этом завораживающем зрелище.
Задача «Волны на песке»: превратиться в ветер - не сильно, но долго дуть на песок через соломинку для коктейля, имитируя в тарелочке с песком песчаные волны.
Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.
«Открытый временной конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось, все это подводится на вечернем (итоговом) сборе.

Надежда Дымова

Образовательные задачи.

- Познакомить детей со свойствами песка , установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

Дать знания о том, что сухие песчинки легко двигаются, сдуваются.

Развивающие задачи.

Уточнять знание о том, что песок – неживая природа.

Систематизировать знания о неживой природе.

Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Воспитательные задачи.

Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.

Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа.

Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы о том, как человек использует песок.

Наблюдения и игры на прогулке, в природе.

1. Организационный момент

Воспитатель загадывает детям загадку :

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его

Сразу слепишь хоть чего. (Песок)

2. Беседа о свойствах песка (с демонстрацией свойств сухого и влажного песка ) .

Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

Из чего состоит песок? Речной, морской и другой песок состоит из кварца, полевого шпата и слюды.

3. Рисование на песке .

Воспитатель : на влажном песочке можно оставить любые следы. Возьмите игрушки, камушки, палочки и попробуйте оставить на песочке следы от них.

Дети выполняют задание. Показывают результаты работы воспитателю, своим товарищам.

Воспитатель : еще на песке можно оставить следы и отпечатки наших рук (воспитатель прижимает свою раскрытую ладонь к влажному песку и делает отпечаток ладони, дорисовывает к большому пальцу гребешок, клювик, внизу ножки).

Воспитатель : посмотрите, какой забавный петушок получился!

Дети пытаются сами сделать отпечатки своих рук. Воспитатель помогает дорисовывать контур.

Воспитатель : Вот как много петушков у нас получилось! Какой у меня петушок получился? (большой) А у вас? (маленькие) Почему?

4. Самостоятельная деятельность

Дети самостоятельно печатают рыбок и выкладывают по контуру камешки, из ракушек выкладывают хвостики рыбкам.

Публикации по теме:

«Осенние листочки». Занятие по ознакомлению дошкольников со свойствами песка и воды Тема: «Осенние листочки» Возраст: от 2 до 3 лет Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.

Дошкольный возраст самый интересный и насыщенный тем, что дети открывают и познают мир, они его трогают, пробуют на вкус, и пробуют что-то.

Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта. Знакомство со свойствами песка и глины Конспект образовательной деятельности по лепке из глины в средней группе: "Что в коробочке лежит?" Тема: «Что в коробке лежит?». Цель:.

Конспект НОД «Знакомство детей с водой и её свойствами» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. На тему: " Знакомство детей с водой и ее свойствами. "Цель: расширение и углубление знаний.

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами песка в первой группе раннего возраста «Сказка про волшебный песочек» Цель: 1. Закрепить свойства сырого песка (лепится, можно лепить пирожки) Задачи: 1. Побуждать ребенка к активному контакту с взрослым и.

Конспект прогулки по ознакомлению со свойствами песка «Сыплем, лепим» Цель: пополнить знания детей о свойствах песка (сухой сыплется, из влажного можно лепить). Задачи: учить детей пользоваться лейкой; различать.

НОД «Знакомство детей со свойствами снега» средняя группа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида Конспект непосредственно образовательной.

в старшей группе

НОД ДО Познание (ПИ)

Тема: «Особенности песка».

Задачи: познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

ЗИ: Закрепление правил безопасности работы с песком; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.

Ф: Сюрпризный момент, беседа, показ иллюстраций, проведение опытов и исследований, показ опытов, выполнение аппликации.

1. Сюрпризный момент, беседа.

2. Проведение опытов.

3. Работа с искусственным песком – аппликация.

4. Анализ.

Материалы:

образцы песка,

1 стакан с водой,

1 стакан с воронкой, поднос, ложечка, лупа, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; иллюстрации, презентация, банка с песком, шланг, трубочка склеенная из тонкой бумаги, карандаш, поднос с песком, 2 емкости с песком (влажным и сухим), микроскоп.

I. Орг. Момент.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.

(дети приветствуют гостей).

Воспитатель.: Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель: Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.

(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).

Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть фильм о песке.

II. Показ презентации про песок.

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

ВЫВОД: песок создан природой.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами;

рассмотреть песок через лупу.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Экран (фото).

Опыт 2 Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

Опыт 3 Пропускает или нет воду?

Воспитатель: А сейчас проверим, пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?

Дети: Да, песок пропускает воду.

Опыт 4 Фильтрация воды.

Воспитатель: Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.

(Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. Замутить воду крахмалом или окрасить ярко. Нальем часть в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной»).

Воспитатель: Как она изменилась?

Дети: Вода стала прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки.

Гимнастика для глаз.

Опыт 5 У ящиков с песком.

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

(Просим полить из лейки)

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

Дети: Сухой песок легко пересыпается.

Опыт 6 «Своды и тоннели»

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимает трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Опыт 7 Барханы

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите,

(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

(Воспитатель берет банку с песком, вставляет шланг (грушу))

Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернутся к иллюстрации с изображением пустыни.

Воспитатель: Посмотрите, на барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне?

Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).

Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни. Я предлагаю вам сделать такой же оазис.

Воспитатель: У вас у каждого на столах лежат детали оазиса. И еще что такое разноцветное? Как вы думаете? Это искусственный песок. Каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой и насыпаем на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку. Вот у нас и получился оазис. Молодцы.

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали? А давайте подойдем к нашему песку еще раз и посмотрим на него. Ой, что это? (Дети убирают платок, а там сюрприз).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх