Что должны знать дети в 3 года. Что должен знать и уметь каждый трехлетний ребенок

Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка характерен свой темп познавательной активности и скорость постижения нового материала. Однако существуют показатели, определяющие усредненные навыки, характерные для возраста 2-3 лет.

Что должен знать и уметь ребенок в 2 года

Для двухлетнего малыша нормой является обладание следующими навыками:

  • Рисование прямых и вертикальных линий;
  • Умение собирать и нанизывать мелкие части по типу бусины, колечки, сбор разных по форме предметов в одно место (короб, бак);
  • Навыки работы с пластилином и детскими ножницами.

Все эти занятия должны проходить под присмотром родителя или воспитателя, т.к. в этом возрасте еще не сформировано понимание возможной опасности от действий.

Речевое развитие

  • Словарный запас составляет около 200 слов, из которых можно выделить 50 основных слов присутствующих в употреблении;
  • Также к словам словарного запаса относятся заменители и звукоподражатели. Отдельной группой считаются слова, которые ребенок употребляет вслед за взрослым, но не понимает значения;
  • К двухлетнему периоду ребенок усиленно употребляет вопросы об окружающем его мире, говорит о себе в третьем лице и составляет предложения из 3 и более слов.

Стоит отметить, что данный показатель не является обязательным и различается у мальчиков и девочек. Так в большинстве случаев , но это не указывает на их отставание, а вызвано биологическими особенностями.

Окружающий мир

Ребенок в 2 года:

  • Различает предметы по предложенным характеристикам. Может отличить большой от маленького, верх от низа и т.д.;
  • Показывает знакомые вещи на предложенных картинках или карточках (ребенок может показывать пальчиком на известный предмет или озвучивать его наименование);
  • Собирает пирамидку из 6 колец по размеру;
  • Различает до 8 цветов;
  • Сопоставляет и противопоставляет игрушки. Группирует по форме, цвету и размеру;
  • Знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат и может указать на заданную фигуру пальчиком;
  • Складывает матрешку или другие подобные игрушки по размеру один в другой;
  • Собирает простые пазлы или разрезанные картинки из 2-4 элементов.

Ребенок 2-х лет выполняет простые задания родителя или воспитателя, понимает разницу между мальчиком и девочкой. Умеет показывать свой возраст на пальчиках.

Происходит закрепление навыка распознавания вещей по весу, температуре и фактуре. Так без труда определяются и распределяются предметы легкие и тяжелые, холодные и теплые, мягкие и твердые.

Выполнение 2-3 последовательных действий. Это может выполняться по требованию взрослого или при самостоятельной игре, через повторение ранее увиденного (покачать и уложить куклу спать, нагрузить и перевезти машину).

Обратите внимание! Для возраста двух лет характерна большая разбежка в данных знаниях и умениях, которая обусловлена разным темпом развития речи детей одного возраста. При медленном темпе развития речи взрослому необходимо чаще предлагать ребенку игры на развитие моторики.

  • Происходит формирование первичного понимания коротких рассказов;
  • Малыш может отвечать на вопросы о событиях прошедших в небольшой отрезок времени;
  • Знает некоторые части тела (руки, ноги, голова, живот), лица (глаза, нос, губы, уши), показывает их по просьбе взрослого;
  • В лексике появляются первые навыки этикета: «спасибо», «пока», «до свидания», «здравствуйте».

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

К трем годам дети начинают активно разговаривать и пополнять свой словарный запас новыми понятиями и терминами.

Даже те дети, которые до этого показывали малые успехи в общении, начинают активно использовать полученные ранее знания. В течение полугода при систематических занятиях догоняют более разговорчивых сверстников, осваивая все необходимые знания.

К усредненным навыкам, которые должны быть получены ребенком к трем годам, относятся:

  • Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур, возможно имитационное письмо по образу взрослого;
  • Изображение предметов и сюжетов из жизни. Лепка из пластилина фигурок знакомых предметов и людей;
  • Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме.

Заучивание нового материала проводится постепенно: можно предлагать ребенку сначала закончить строку известного стихотворения или песни, после чего количество слов, называемых ребенком, должно увеличиваться.

Развитие речи

Словарный запас составляет от 250 до 700 слов, некоторые дети показывают результат до 1500 слов, которые выстраиваются в предложения из 5-8 слов. Ребенок выражает свои чувства при помощи слов.

Слова начинают изменяться по числам и падежам, а вопросы, связанные с познанием окружающего мира, трансформируются из формы «что это?» в «где?», «куда?», «почему?», «когда?» в соответствии с ситуацией.

  • При разговоре появляются попытки словотворчества и рифмовки, при общении с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми;
  • Может рассказать о прочитанной сказке по картинке, восстановить порядок действий в известной сказке, показать на изображении знакомые предметы и события;
  • Знает свое имя и фамилию. Знает свой возраст и показывает его на пальчиках;
  • Различает людей по половому и возрастному признаку;
  • Знает части тела и их назначение;
  • В речи появляются предлоги.

Проявление любознательности

  • Трехлетка свободно проводит параллель в частях тела человека и животных;
  • При игре активно использует ассоциацию собственного «Я» с любимым персонажем, отвечает на вопрос «кто ты?» в игре;
  • Применяет ролевые разговоры в игре, имитируя различных персонажей. Может озвучивать и себя, и куклу.
  • Появляется умение по детали узнавать знакомый предмет или животное (хобот – слон, юбка – девочка).
  • Умеет считать до трех, знает значение слов много и мало.
  • Начинает , но еще возможны ошибки.
  • Правильно называет четыре основных цвета и ряд оттенков, при этом уже ориентируется в семи цветах спектра, знает черный и белый цвет. Апеллирует этим знанием, показывая на картинке по просьбе взрослого.
  • Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре.
  • Может узнавать на ощупь предмет, различает фактуру.
  • Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого.
  • Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре.
  • Может достаточно долго заниматься одним занятием.

В возрасте трех лет многие дети начинают посещать ДОУ, но это не является причиной прекращать домашнее обучение с ребенком. В такой ситуации взрослый должен подкорректировать время проведения занятия и объемы предложенной информации.

Если родители отдают ребенка в детский сад, стоит скорректировать материал для домашнего изучения, исходя из программы садика, и предлагать ребенку занятия по тем направлениям, которые отсутствуют в саду.

Многие родители по достижению их трехлетнего возраста начинают с ужасом замечать, что он просто-таки становится похож на главного героя мультика «Чертенок с пушистым хвостом». Никакие наказания, поощрения, замечания, современные методы не помогают, и ребенок продолжает делать все по-своему, вести себя плохо, не обращая внимания на все старания родственников. Все дело в первом возрастном , который переживает кроха именно в этот период. Родителям стоит запастись терпением и уделять малышу как можно больше времени, а, вместе с воспитанием, активно заниматься и его физическим и умственным . Наша статья поможет разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, с помощью каких игр можно развить его физическую форму и интеллект.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Если вам интересно, соответствуют ли физические параметры вашего малыша нормативным показателям для этого возраста и не имеется ли проблем со , предлагаем вам измерить его , окружность , окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Так выглядят средние показатели для :

  • рост - от 92,4 до 99,8 см;
  • вес - от 12,7 до 16,2 кг;
  • окружность головы - от 48 до 50,9 см;
  • окружность груди - от 50,8 до 54,6 см.

Если показатели роста вашего сына находятся на отметке 85 см и ниже, либо на отметке 107,2 см и выше, то это звоночек к тому, что малыша следует показать специалистам. Возможно, у ребенка генетическая предрасположенность к низкому (высокому) росту, а, может быть, несоответствие средним нормативным показателям является следствием проблемы со здоровьем, патологии роста.

То же касается и показателей того, сколько должен весить ребенок в 3 года. Критически низкая масса тела для трехлетки - 10 кг и ниже, критически высокая - 20,7 кг и выше.

Что касается окружности головы и окружности грудной клетки, то обычно в три года несоответствие средним данным впервые встречается очень редко. Скорее всего, если большая либо маленькая голова является свидетельством наличия заболевания, то эта проблема была уже выявлена в более раннем возрасте. Тем не менее, отметим, что у считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,2 см и ниже, высокими - 53,7 см и выше.
Для средними показателями являются:

  • рост - от 91,2 до 98,9 см;
  • вес - от 12,2 до 15,8 кг;
  • окружность головы - 47,1 до 49,9 см;
  • окружность грудной клетки - 50,3-53,9 см.

Низкими показателями считаются:

  • рост - от 83,6 см и ниже;
  • вес - от 9,6 кг и ниже;
  • окружность головы - от 44,3 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост - 106 см и выше;
  • вес - от 20,9 кг и выше;
  • окружность головы - от 52,7 см и выше.

Прибавка в росте и весе, как у мальчиков, так и у , должна быть стабильной, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени.
В этом возрасте происходит замена жировой ткани на мышечную, поэтому малыши выглядят уже не «пухликами». У них удлиняется шея, расширяются плечи, становятся выпуклыми лопатки, вытягиваются руки и ноги, позвоночник изгибается естественным образом. А вот живот все еще пребывает в выпуклом состоянии. Поскольку увеличиваются другие части тела, голова уже не кажется крупной. В целом, тело начинает приобретать пропорциональный вид.

Развитие малыша

Как до трехлетнего возраста, так и по его достижению, родителям важно следить за физическим и умственным развитием малыша. После того как обязательные посещения педиатра отходят в прошлое, мамам и папам особенно внимательно нужно следить за состоянием здоровья, психики и интеллекта ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на появившуюся проблему и раньше начать ее устранение. Если ребенка планируют отдать в детский сад, то ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию. То, как развит малыш в физическом плане, проверят педиатр и хирург-ортопед. Его интеллект оценит невропатолог.

К развитию трехлетнего ребенка выдвигается ряд требований. Ознакомившись с ними, родители сами могут определить, соответствует ли уровень их малыша его возрасту. Ниже мы приводим стандартные требования для развития ребенка в 3 года.

Физическое

Для малыша этой возрастной группы уже интересно бегать, прыгать, играть в мяч - бросать его и ловить, танцевать. При занятии и игре он задействует обе руки. Может ходить разными видами шага в разном темпе, на носочках, спиной вперед, по лестнице вверх и вниз. Уже неплохо удерживает равновесие при ходьбе по узкой либо наклонной поверхности.

Ему должно быть несложно выполнить два движения одновременно, например, топнуть ногой и хлопнуть в ладоши.

Желательно, чтобы в этом возрасте маленький человечек уже освоил трехколесный велосипед либо уверенно научился крутить педали.
Для крохи очень важно развитие крупной и мелкой моторики . В этом плане он уже должен обучиться таким действиям:

  • самостоятельно снимать обувь на застежках-липучках;
  • самостоятельно расстегивать пуговицы;
  • пить из чашки, не проливая напиток;
  • держать карандаш;
  • разворачивать конфеты.

Знаете ли вы? В три года бельгийские дети уже идут в школу, а в арабских странах с этого возраста разрешены гонки на верблюдах .

Психическое

Трехлетка становится более терпеливым, усидчивым, может сдерживать некоторые свои эмоции.

В то же время он больше капризничает, чаще поступает наперекор взрослым, более упрям, обидчив. Вместе с тем, он все больше стремится быть самостоятельным. Фразу «я сам» можно теперь услышать по несколько раз в день.

Он хорошо заучивает стихи, может вспомнить, что с ним эмоционально яркого происходило на протяжении года.

Игры - на первом месте в досуге малыша. В игре ребенку начинает больше нравиться исполнять какую-либо роль, перевоплощаться.
В его лексиконе появляется все больше вопросов: «почему?», «зачем?», «когда» и т.п.

Умственные способности крохи соответствуют возрасту, если он знает:

  • восемь цветов;
  • расположение предмета - близко, далеко;
  • отличие в размере предметов - больше, меньше;
  • названия домашних животных;
  • различия между деревом, кустарником, цветком, травой;
  • простые геометрические фигуры.

Он может сделать простую аппликацию, нарисовать простой рисунок, круг, овал, слепить простую пластилиновую фигурку.

Знаете ли вы? Многочисленные наблюдения медиков и педагогов говорят о том, что большинство мальчиков несколько позже начинают ь, чем девочки. Связано это с тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.

Если вас интересует вопрос, как должен ребенок в 3 года, то речь его должна быть понятной взрослым, даже посторонним. Он уже может составлять сложные предложения, строить фразы из пяти-шести слов, называть предметы на предложенной картинке. Выражает словами свои чувства и потребности. Знает свое имя и фамилию. Отличает людей по и возрасту. Осознает и может назвать свою половую принадлежность, части своего тела.

Навыки и умения

В 3 года у ребенка должны быть развиты следующие бытовые навыки:

  • самостоятельное раздевание, с небольшой помощью родителей;
  • знание предназначения многих предметов в доме;
  • умение выполнить просьбы «отнеси», «принеси», «подай»;
  • мытье рук с мылом;
  • самостоятельная ложкой и вилкой;
  • пользование салфеткой, носовым платком, расческой;
  • правильное применение слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Важно! Если после прочтения вышеприведенных требований, оказалось, что ваш ребенок еще чего-то не умеет, не отчаивайтесь. Все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений .

Отклонения от развития

Особое внимание следует уделить, если:

  • у крохи ограниченный словарный запас;
  • он не может составлять предложения, а говорит лишь отдельными словами;
  • не умеет сам и не проявляет инициативы;
  • самостоятельно не держит ложку и не ест ей;
  • играет в примитивные, однообразные игры без сюжетной линии.


Все вышеперечисленные ситуации требуют консультации специалистов.

Также обеспокоиться следует, если ребенок пугается при общении со взрослыми, не может с чем-либо играть в течение 5-10 минут, чрезмерно активен, постоянно агрессивен.

Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо , имеющих травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со , черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой и развития также страдают детки с ДЦП, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 3 года

Предлагаем вам ознакомиться с играми и , разработанными специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи трехлетних малышей.

Игры

Трехлетка уже может неплохо ловить мяч , поэтому с ним можно чаще играть в различные игры с использованием данного снаряда. Среди них:

  • «лови мяч». Подходит как для игры со взрослым, так и со сверстниками. Взрослый становится напротив ребенка, говорит «Маша (Саша), лови мяч!» и кидает мяч ему в руки. Ребенок должен назвать имя либо сказать «Мама (папа), лови мяч!»;
  • «съедобное-несъедобное». Взрослый одновременно с произнесением названий овощей, ягод либо каких-либо предметов кидает мяч ребенку. Если произнесенное взрослым слово обозначает что-то съедобное, то малыш должен словить мяч. Если несъедобное, то отбить.

В ходе прогулки малыш должен кататься на качелях, каруселях, по лабиринту, подниматься по вертикальной лестнице, спускаться с горки, прыгать на батуте.

Из развивающих домашних игр у трехлетнего ребенка должны быть головоломки, кубики, мозаика, калейдоскоп.

Упражнения

В комплекс необходимо вводить следующие движения:

  • ходьба с чередующимся шагом через невысокие препятствия;
  • ходьба по наклонной поверхности;
  • подъем и спуск по лестнице;
  • перепрыгивания через линию на полу;
  • прыжки в длину с места двумя ногами одновременно;
  • прыжки с небольшой высоты;
  • бег, бег на носочках;
  • повороты тела в стороны;
  • приседания;
  • вис на перекладине;
  • кувырки;
  • катания на велосипеде и самокате;
  • ползания по тоннелю либо между предметами;
  • изображение ходьбы и повадок животных.

Мелкую моторику следует развивать с помощью занятий рисованием, лепкой из пластилина и теста, надеванием бусинок на нитку, игрой с крупами.

Внимание можно развивать путем несложной игры «кто пропал». Расставьте пять-шесть , дайте малышу их внимательно рассмотреть. Затем попросите малыша отвернуться и спрячьте одну игрушку. Далее следует попросить малютку угадать, какой игрушки не хватает. Можно также играть, меняя игрушки местами, добавляя какую-либо игрушку еще. Проводя такую игру регулярно, можно добиться высокой степени концентрации внимания и развития кратковременной памяти.
Игра «части одно целого» позволит развить у малыша мышление. Взять картинку и разрезать ее пополам. Затем попросить ребенка соединить детали. В дальнейшем разрезать картинку на три, четыре части. Для этой игры также можно использовать простейшие мягкие пазлы.

Логическое мышление поможет развить игра «кто лишний». Необходимо заготовить карточки с предметами. Затем выкладывать перед ребенком четыре предмета с одним лишним в логической цепочке. Например, среди шапки, пальто, варежек будет сапог.

Пока на кухне готовится обед, можно предложить ребенку поиграть с посудой. Расставив кастрюли, положить в одном месте крышки от них и попросить малыша правильно подобрать их к каждой посудине.

Осенью можно собирать листики, делать гербарий, а затем просить ребенка вспомнить, от какого дерева какой листок.

Каждому трехлетке покажется интересной игра на память «супермаркет» - нужно будет попросить малыша сходить в виртуальный магазин и купить четыре продукта. С каждым разом количество продуктов нужно увеличивать.

Математические задатки можно закладывать путем игры, например в кукольный театр, когда одна кукла просит принести другую определенное количество конфет либо других предметов.

Развиваем речь

Можно при помощи ежедневного чтения книжек. Одно из хороших упражнений - отгадывание загадок. Также следует разучивать стишки, песенки, скороговорки. Словарный запас ребенка в 3 года должен составлять до 1,5 тысяч слов.

Есть несколько игр , с помощью которых можно хорошо развивать речевые навыки у ребенка .

  • «Что это?» - игра, когда родитель ставит перед ребенком несколько предметов и просит его назвать название и предназначение каждого из них. Сам, при этом, отмечает правильный ответ и дополняет его комментарием, расширяя знания малыша.
  • «Экскурсия по дому». Родитель и ребенок ходят по дому и рассказывают друг другу о предназначении предметов обихода.
  • «Своя история». Можно взять любую книжку, открыть любую картинку и попросить ребенка рассказать по ней историю, помогая ему и направляя ход его мыслей.
  • «Театр теней». Наверняка ребенку понравится театр теней. Можно вырезать любые фигурки, подсветить их фонарем на стене и разыгрывать с ребенком диалоги.
  • «Лепим букву». Заранее заготовить мешочек с нарисованными буквами. Предложить ребенку вытянуть картинку. Затем внимательно рассмотреть букву, подумать, из каких деталей она состоит. Вылепить ее из пластилина либо теста.


Знаете ли вы? В большинстве языков мира слова «мама» и «папа» звучат приблизительно одинаково. Это связано с тем, что лепечущие малыши произносят первые звуки, похожие на звучание данных слов.

Режим дня для ребенка

Для качественной жизни ребенку необходимо придерживаться . Для стабильной работы нервной, пищеварительной и систем трехлетний ребенок должен спать дважды в сутки, в одно и то же время с промежутками в четыре часа, гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день. У него должно быть время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

Общая норма сна для трехлетки - 12 часов в сутки. Может быть следующее распределение на дневной и ночной сон:

  • ночной - 10 часов;
  • дневной - 2 часа.

Если малыш отказывается днем, то необходимо увеличить длительность сна в ночное время. Недосыпание может оказать негативное влияние на общее развитие ребенка.

Режим дня для трехлетки, который не ходит в детсад, примерно может выглядеть следующим образом :

  • 7.30 - подъем, гигиенические процедуры;
  • 7.40 - зарядка;
  • 8.00 - завтрак;
  • 8.40 - прогулка;
  • 12.00 - обед;
  • 12.30 - дневной сон;
  • 15.30 - пробуждение и игры;
  • 16.00 - полдник;
  • 16.50 - прогулка;
  • 19.30 - ужин;
  • 20.00 - , гигиенические процедуры;
  • 20.30 - ночной сон.

Важно! Нужно следить за тем, чтобы режим не сбивался. Допускается незначительное смещение его составляющих до получаса.

В три года на ребенка буквально «сваливается» куча проблем. Во-первых, это возраст, когда большинство маленьких человечков идет в садик, а, значит, переживает болезненную смену родной домашней обстановки на чужую, детсадовскую, и длительную разлуку с мамой. Во-вторых, приходит первый возрастной кризис, который связан с тем, что ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Естественно, маленькому крохе тяжело пережить все эти изменения. Поэтому родителям в данный период необходимо особенно уделять внимание ребенку, и его развитию в том числе. Главное в этом деле - первым делом создать благоприятные условия для развития полноценной и здоровой личности. Родителям следует понимать, что поведение малыша зависит от того, как ведут себя они сами, и в каком эмоциональном состоянии они находятся. Ответственные родители всегда обращают внимание на проблемы в развитии малютки, консультируясь со специалистами, либо самостоятельно тестируя малыша. При выявлении проблемы с каким-либо направлением развития они могут заниматься с ребенком самостоятельно либо записать его в развивающие секции.

Н.Н. Елисеева,

педагог-психолог

Что должен знать и уметь ребенок к 3 годам

За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.




Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
  • В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

    Мышление

    Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

    Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.

      Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.

      Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.

      Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.

      Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.

      Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.

      Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

    Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

    Развитие моторики

    Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

    легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • резать бумагу ножницами;
  • собирать мозаику.
  • Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

    Бытовые навыки

    Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

    сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
  • Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

    Двигательные навыки

    Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

    уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.
  • Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

    Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

    Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

    Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

    Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

    Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.


    Навыки социального общения

    Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

    ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
  • Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

    Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

    Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

    В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

    • Называть свое имя, фамилию;
    • Отвечать на простые односложные вопросы;
    • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
    • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
    • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
    • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
    • Снимать , одевать ее;
    • Завязывать шнурки;
    • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
    • Строить дом, башню из кубиков;
    • Собирать круглую пирамидку правильно;
    • Считать до 5-и;
    • картинки из палочек, кругов, точек;
    • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
    • Собирать конструкторы;
    • Вытирать лицо после умывания;
    • Убирать игрушки на место;
    • Складывать свои вещи в шкаф;
    • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
    • Кататься на трехколесном велосипеде;
    • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

    Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

    Воспитание детей до трех лет

    Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

    Развиваем навык самообслуживания

    Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на , застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

    Начинайте обучение в самом раннем возрасте до . К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

    Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

    Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

    Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

    Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

    Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

    Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

    Учим ребенка убирать за собой

    Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

    Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

    Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

    Перед поступлением в детсад мы проходили психоневролога. Он задавал разные вопросы, ответы на некоторые не получил от моего ребенка. Например: кем я прихожусь ей, кем она мне; назвать время года на иллюстрации (ответа не получил), назвать цвета предметов (ответила в полной мере); посчитать предметы (легко справилась с заданием); не смогла произвести действия на сложение и сумму в пределах 5. Тем не менее, ребенок активен, легко идет на контакт. Врач поставил диагноз F83. Разъясните подробнее нормы развития ребенка к 3,5 годам. Неужели моя дочь действительно отстающая в мозговом развитии? (Анна)

    Ответ:

    Здравствуйте, Анна! Спасибо за вопрос. Понятно Ваше беспокойство… и даже где-то возмущение… Надо сказать, что «сборы» и «документальная подготовка» (сборы документов, комиссии и пр.) к детскому саду у большинства родителей вызывают массу переживаний, что отражается и на детях. И я благодарна Вам за вопрос, т.к. в нем затронута важная тема: Как наиболее безболезненно пройти обследование специалиста, как для ребенка, так и для родителя, особенно если от результатов обследования зависит дальнейший этап жизни малыша (тип дошкольного учреждения, например). Поэтому хочу обратиться к тем родителям, детей которых ждет ПМПК, обследования, сборы документов и дать несколько рекомендаций, которые, возможно, помогут помочь пройти все это наименее остро.

    Очень важно самим родителям по-особенному настраиваться (спокойно - позитивно) на всевозможные процедуры обследования, ПМПК, чтобы это не отразилось на эмоциональном состоянии ребенка во время самого обследования, а значит, и на результатах этого обследования. А такое бывает.

    Также рекомендуется неоднократно проигрывать с ребенком ситуации беседы с врачом, ситуации того, что у него будут что-то спрашивать, задавать вопросы, с ним будут рассматривать картинки, предлагать «поиграть». А перед непосредственной встречей ребенка со специалистом, важно учесть несколько моментов:

    1. За 1 – 1,5 ч. до встречи покормить ребенка (можно чем-то вкусным и любимым), чтобы во время обследования возникшее чувство голода не отвлекало от заданий
    2. Обязательно проговорить «план дня на сегодня», что ваш «врач позвал в гости», чтобы поиграть, что в игре он будет задавать вопросы, на которые ты обязательно ответишь и пр. Важно, чтобы ребенок шел с хорошим настроением, с ощущением успешности. (Часто слышу такую позицию мам или пап: «Зачем ему говорить все это, он же еще маленький, он еще плохо говорит..?» Хочется подчеркнуть: Если ваш ребенок еще не достаточно говорит, не достаточно научился выражать свои желания, потребности и мысли в силу возраста, это не значит, что он вас не слышит и не чувствует!)
    3. На встречу со специалистом можно захватить свою любимую игрушку, (можно «познакомить мишку с другими детками, с врачом и пр.», «отправиться в путешествие с мишкой, сводить в больницу, а потом с мишкой - в гости к бабушке или в кафе – на пирожное»…) Присутствие любимых игрушек в новой для ребенка обстановке помогает ему воспринимать эту «обстановку» психологически легче, мягче и спокойнее.
    4. Родительское спокойствие («Если мама улыбается, значит все хорошо и нечего бояться»)

    Перед тем, как ответить на основной Ваш вопрос (о разъяснении норм развития ребенка в 3,5 года), хотелось начать с разъяснения самой формулировки F83.

    F83 «Смешанные специфические расстройства психологического развития» Это остаточная группа расстройств, при которых наблюдаются затруднения в развитии ребенка на уровне нескольких психических функций (память, внимание, мышление, восприятие..), при чем трудно выделить, где именно эти затруднения больше, поэтому указывается такой размытый диагноз. Поэтому для начала я бы порекомендовала посетить психиатра (желательно детского психиатра), невропатолога с тем, чтобы укрепиться в точности поставленного диагноза или самого факта поставленного диагноза, а также, чтобы получить более полную и объективную картину развития ребенка. Порекомендовала бы также пройти исследование головного мозга (ЭЭГ). Если все же будут специалистами наблюдаться определенные затруднения в развитии, то имеет смысл подумать о лечении, которое назначит врач и одновременно с этим обратиться к психологу, логопеду, дефектологу с тем, чтобы систематически профессионально позанимались с Вашей девочкой, показали Вам, что можно делать дома для развития ребенка. Ну и, безусловно, Вам самой важно много разговаривать с ребенком, читать стихи и сказки, рассматривать картинки-предметы, картинки-действия, по смыслу взаимосвязанные, задавать как можно больше вопросов, Вам самой вслух рассуждать, объяснять, проговаривать и т.д. (Специалисты рекомендуют: С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Я познаю мир» энциклопедия в картинках для малышей и т.д.) Ведь мы знаем, что головной мозг формируется и развивается аж до 21-23 лет, что формируется он по-разному, в индивидуальном своем ритме, что психические функции в своем развитии могут западать на разных возрастных этапах, что на каждом возрастном этапе преобладает и назревает своя психическая функция (Так, в раннем возрасте – это восприятие, в дошкольном – память, в школьном, подростковом – это мышление). И поскольку психика развивается системно, то даже если где-то отмечаются затруднения у ребенка, то можно, занимаясь развивать другие психические сферы, с тем, чтобы подтягивались те, где есть затруднения. Поэтому с одной стороны, хочется Вас успокоить и сказать, что каждый ребенок развивается по-своему, и это нормально, паниковать не стоит, если специалист отметил определенные проблемы. Необходимо просто заниматься с ребенком, и со временем, ребенок многое догонит, а бывает и даже перегонит в чем-то своих сверстников. А с другой стороны, все же игнорировать информацию специалиста не стоит, просто примите к сведению, пройдите еще раз обследование.

    А теперь по поводу того, что должен уметь ребенок в 3,5 года. Кратко можно охарактеризовать возраст так:

    1. Преобладает наглядно-действенное мышление. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
    2. Речь находится на стадии формирования. Специалисты выделяют (логопеды, дефектологи) следующие нормативные показатели в этом возрасте: Показатели речевого развития \ Время появления в норме
      • Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.
      • Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
      • Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
      • Появляется словотворчество С 3 лет
      • Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) К 4 годам
      • Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р К 4 годам
      • Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
      • Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам
      • Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
      • Ребенок должен уметь называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши: лошадь-жеребенок.
      • Должен уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
      • Ребенок должен уметь называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит и т.д
    3. внимание, мышление, память непроизвольны. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что находится в поле его зрения, запоминает то, что привлекло внимание. (!) Обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка.
    4. Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
    5. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
    6. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
    7. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
    8. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

    Вот несколько заданий, по которым вы сможете протестировать ребенка.

    Развитие внимания

    • Найти на картинке одинаковые предметы, определить их цвет.
    • Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке.
    • Предложить раскрасить фигурки по образцу.
    • Нарисовать контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга). Предложить ребенку найти какие предметы там спрятались.
    • Предложить найти несколько отличий на картинке (кошка серая-рыжая, у одной мячик, у другой кубик и т.д.). Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы. Развитие памяти
    • Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.
    • Рассматриваем картинку где, например, котик держит шарик, бельчонок держит яблоко, а мышонок коробку с бантиком. На другой картинке отдельно зверята и предметы. Надо вспомнить, кто и что держал.
    • Вспомним героев сказки "Колобок". Кого встретил сначала колобок. Вспомнить по картинке с изображением животных.
    • Рассматриваем 2 картинки. Первая - зайчик под зонтиком, идет дождь, грибы растут. На другой картинке - солнышко, ягодки, грибов нет, зонтик сложен. Что изменилось на картинке?

    Развитие мышления

    • 2 картинки. Одна с животными, другая с едой. Надо найти, кто, что любит есть.
    • Рассматриваем картинку, надо подобрать пару к предмету: ваза и цветок, шапка и шарф, лопата и ведерка и т.д.
    • Найти заплатку к коврику. Красный коврик, а у него посередине нарисован красный круг, который нарисован еще и отдельно. Зеленый коврик с зеленым треугольником посередине и так далее. Малыш должен рассказать какую заплатку куда поставить, какого цвета коврики. Развитие мелкой моторики
    • Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также должен уметь рисовать округлые предметы.
    • Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
    • Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.
    • И вообще больше работайте с малышом руками (лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.), т.к. мышление развивается наглядно-действенно, т.к. развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики)

    Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос. Не волнуйтесь, Анна, помните, что в этом возрасте малышам особенно важен психоэмоциональный комфорт, а вашей девочке – спокойная и улыбающаяся мама.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх