Формирование навыков безопасного поведения у детей. «Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

СЛАЙД 3

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования.

СЛАЙД 4

Метод содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации .

СЛАЙД 5

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

    использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

    предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;

    введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

    «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

    поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

СЛАЙД 6

Основное содержание строится по специально разработанным направлениям из книги Берегиня «Опасности дома», «Опасная дорога», «Как стать не жертвой», «Игры могут быть опасными», «Безопасность в природе». В соответствии с данными направлениями нами предложен перспективный план с тематикой игровых ситуаций, которая позволяет нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.

Игровые занятия мы проводим во II половине дня в рамках деятельности по интересам. Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

СЛАЙД 7

Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой . Ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

СЛАЙД 8

Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

СЛАЙД 9

В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры, как «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». О бучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специальной игры, проведение которой можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Предложенный перспективный план органически вписывается в педагогический процесс, организуемый в детском дошкольном учреждении.

В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

СЛАЙД 10 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенз

Творите сами,как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

СЛАЙД 11 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Безопасность»

«Школа светофорных наук»

«Катаемся на роликах и велосипедах»

«В парке»

«Ядовитые растения»

1. показать причину дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.

2. формировать умение правильно веси себя на дороге и в природе.

3. воспитывать бережное отношение к миру природы.

Октябрь

    «Перекресток»

    «Путешествие за город»

    «Собака – друг человека»

    «Незнакомец в группе»

1. учить соотносить свои действия с цветом светофора.

2. развивать представления о причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций.

3. воспитывать культуру поведения.

Ноябрь

    «Как вызвать милицию»

    «Как вызвать пожарных»

    «Как вызвать скорую помощь»

    «Пожарная тревога»

1.разучить с детьми алгоритм действий при вызове спецслужб.

2.формировать навык общения по телефону.

3. помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами.

Декабрь

    «Незнакомец звонит в дверь»

    «Незнакомец звонит по телефону»

    «Дым в помещении»

    «Потерялся в детском саду»

1. учить детей действовать в опасной ситуации.

2. развивать навык набора номеров экстренных служб.

3. воспитывать стремление помочь ближнему человеку

Январь

    «Защити сам себя – 1».

    «Возгорание».

    «Как устроено тело человека»

    «Из группы исчезли все стулья»

1.отработать навык безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях.

2. приобщать детей к здоровому образу жизни.

3. воспитывать умение детей находить выход из затруднительного положения.

Февраль

    «Красота человека и здоровье»

    «Одежда и здоровье»

    «Отношение к больному»

    «Плохо воспитателю. Что делать?»

1. формировать представления о ЗОЖ.

2.развивать навык действий в экстремальных ситуациях.

3. пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.

Март

    «Защити себя сам – 2»

    «Найди по описанию»

    «Чистим зубы»

    «Приглашение»

1.закрепить правила поведения при контакте с посторонними людьми.

2. развивать навык осторожного и уважительного поведения.

3.проанализировать конкретные ситуации.

Апрель

    «Как пешеходы и водители поделили улицу».

    «Во дворе»

    «Мы – спасатели»

    «Медбрат – медсестра»

1. учить переходить улицу, оказывать первую помощь.

2. формировать чувство долга.

3. воспитывать у детей необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

Май

    «В городском транспорте»

    «Сбор грибов и ягод»

    «Съедобное – несъедобное»

    «Потерялся в городе»

1. закрепить правила этичного и безопасного поведения в транспорте и природе.

2.формировать у детей отношение к здоровью, как к ценности.

3. воспитывать внимание, осторожность.

«Формирование навыков безопасного поведения

детей на улицах города»

В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей.
Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних "теоретических" знаний оказывается недостаточно.
До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад, обратно, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом - личным примером родителей. Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям, неизвестна ведущая роль навыков и сам перечень этих навыков. Многое из того, что все же делается в этом отношении в семье, делается интуитивно. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей. Вот простые примеры.
Уже в первой младшей группе детского сада малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал…
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга - и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора.
Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Имеется в виду, что дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильм на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку. Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:

    больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;

    показывать и объяснять последовательно две "картинки": "кажущуюся безопасность" (ранняя стадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).

Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание возможно скорее перебежать улицу.
Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. "Уроки предвидения" скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:

    стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

    стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;

    стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;

    кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;

    движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;

    движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.

Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:

    начинает переходить проезжую часть не остановившись и не осмотревшись;

    двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;

    на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

    играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;

    в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.

Формирование навыков и предвидения опасности у детей - длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин, поездку в гости и тд. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы "отработать" безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице. находясь с ребенком на улице, не надо спешить. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.
Если подражая родителям, ребенок не будет считаться с сигналами светофора; переходить дорогу где попало, то ни детский сад, ни школа его не переучат.

Галина Наумова
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников

Введение

Данная тема является актуальной, так как все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Ни для кого из нас не секрет, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице . И если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома , на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Необходимо воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Ведь практика показывает, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек . В этом должны принимать участие и родители и в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Основная часть

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение скорости их движения, плотность транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах породили целый ряд проблем, одним из которых является дорожно-транспортные происшествия. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

В нашей стране ситуация с дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчёте на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

По статистике чаще всего страдают дети-пешеходы. Они составили более половины (57,1%) всех пострадавших в ДТП детей.

Основными причинами наездов на юных участников дорожного движения являются :

Переход дороги в неустановленных местах (35-40%) ;

Переход дороги перед близко идущим транспортом (25-30%) ;

Переход дороги на запрещающий сигнал светофора (10-15%) ;

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%) .

Одним из основных факторов возникновения ДТП с участием детей – это связано с особенностями психофизиологического развития детей дошкольного возраста , такие как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности.

Следующий фактор – Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Третий фактор - несоблюдение дошкольниками правил дорожной безопасности : невнимательность и недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей обстановки, незнание Правил дорожного движения. В основном это происходит из-за недостаточно качественной подготовки детей в рамках дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы - к ответственному и грамотному поведению на дороге . Еще одна немаловажная причина - это слабое влияние в профилактической работе родителей детей.

Проблема безопасности детей на дорогах волновала и волнует и государство и работников системы образования. Работа в этом направлении регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых и инструктивно-методических документов : Закон РФ «О безопасности дорожного движения , ст. 29, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.», Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.71 г. №85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», «Приказ Минобразования РФ №354 от 09.07.96 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России». Распоряжение Правительства РФ от 17.10.05. №1707 «О Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Правила дорожного движения РФ» (Утверждены постановлением Совета Министров-правительства РФ; изменения и дополнения введены с 01.01.2006, г. Москва, сборник «Дошкольное образование России в документах и материалах» (Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов) и др. В этих документах закреплены права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрены правила поведения водителей и пешеходов, рассмотрены пути улучшения работы в данном направлении.

В последнее время в связи с актуальностью этой проблемы появилось очень много специальных программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге : «Безопасность » Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной (Спб.: Детство-Пресс 2008) ; «Как обеспечить безопасность дошкольников » К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной, Л. А. Кондрикынской (М.: Просвещение, 2006) ; «Жизнь без опасностей» Л. П. Анастасовой; «Ребёнок на улице» Вдовиченко Л. Н. (Спб.: Детство, 2008, появились многочисленные методические разработки, например, «Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению ПДД» Вепренцовой Е. А. и т. д.

Всё это говорит о том, что проблема безопасности дошкольников на дороге существует, и её решение нельзя откладывать, и решение ее во многом зависит от четкой работы всех заинтересованных структур, от тесного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции и родителей с работниками образования, уровень квалификации которых определяет результативность воспитания дисциплинированных юных участников дорожного движения.

Свою работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников строю , останавливаясь на следующие педагогические принципы :

Индивидуальный подход, т. е. учет личностных возрастных особенностей детей.

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения .

Взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия . Дошкольники должны знать , какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде.

Возрастная безопасность . С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Показать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Социальная безопасность . Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения .

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде , этот учебно - воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Во-первых, наличие теоретической базы.

1. В. Любавский. Правила дорожного движения.

Учебно – методическое пособие. – М.: 1980г.

2. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника : Учебно – методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под. Общ. Ред. В. Н. Кирьянова – М.:Издательскимй Дом Третий Рим. 2005.

3. А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду М.: ТЦ. Сфера. 2001г.»

4. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет- М.: ТЦ. Сфера, 2003г.

5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, «сценарии вечеров досуга» Книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. С. А. Уклонская. Составитель Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение. 1989.

Во-вторых, ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию правил безопасного поведения в окружающей среде , развитие способностей выходить из сложных ситуаций, организованные формы обучения на занятиях, совместная деятельность взрослого и ребенка. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в дорожно -транспортном процессе.

В-третьих, оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведение следующих мероприятий :

1. НОД по формированию навыков культуры безопасного поведения на улице , дома, в транспорте.

2. Беседы с использованием наглядно – иллюстративного материала.

3. Спортивные и музыкальные досуги.

4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).

В групповом помещении создан центр ОБЖ, где размещены :

Макет улицы, дорожные знаки.

Наглядный материал.

Транспорт различного назначения.

Настольно – печатные игры.

Дидактические игры.

Плакаты, иллюстрации, сюжетные картины, отражающие различные пожароопасные, дорожные ситуации.

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Транспорт» .

Заключение

Все это позволяет мне решать задачи обучения детей безопасному поведению в окружающей среде , учитывая возрастные особенности детей и уровень их психологического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.

Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах . Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДТП с участием детей.

Литература

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни . - 1997. - № 5. - С. 34-37.

2. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова--- Наб. Челны,2006.

3. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. / В. И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г

4. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности . // Основы безопасности жизни . - 2005. - N 7.

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост . Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми) .

6. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду

Издательство : Москва, Мозаика-Синтез 2005.

7. Стеркина Р. Б. - Основы безопасности детей дошкольного возраста

Издательство : Просвещение 1997.

8. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.

9. Юрянин И. П. Светофор/ И. П. Юрянин - М. Издательство «Детская литература» 1971 .

Родительское собрание

«Формирование навыков безопасного поведения у детей»

(средняя группа)

Лубинова Светлана Владимировна,

воспитатель ДОУ №25,

г. Дубна Московской области

Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников группы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у родителей (законных представителей) воспитанников группы чувства ответственности за безопасность своих детей.
  2. Определить роль родителей (законных представителей) воспитанников группы в работе по формированию навыков безопасного поведения детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) воспитанников группы с правилами безопасного поведения на улице, дома, в природе, с незнакомыми людьми, уделив наибольшее внимание направлению «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
  4. Дать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
  5. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  6. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Предварительная работа : анкетирование родителей «Безопасность ваших детей»

План проведения собрания:

  1. Вступление.
  2. Основная часть

— Что такое «безопасное поведение»?

— Разделы работы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

— Безопасность ребёнка на улице

— Безопасность ребёнка дома

— Ребёнок и природа

— Ребёнок и другие люди (незнакомец)

— Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

— Безопасность ребёнка во время нахождения в детском саду

  1. Рекомендации родителям
  2. Памятки: №1 — «Как формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге», №2 – «Пожарная безопасность детей», №3 – «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка»
  3. Подведение итогов

Ход собрания

Организационный момент.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения. Когда счастливы дети? Когда они здоровы. Когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети.

Основная часть

— Что вы понимаете под «безопасностью»? (безопасность на улице, обращение с пожароопасными предметами, поведение с незнакомыми людьми…) Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Важна и нужна ли эта тема, по вашему мнению? (заслушиваются мнения родителей)

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой-папой, а завтра он станет самостоятельным.

Чем бы не занимался и где бы не находился человек, будь то взрослый или ребёнок, его всегда подстерегает потенциальная опасность, причиной которой может быть беспечность самого человека или беспечность окружающих. Где бы не находились наши дети — на улице, в детском саду, в гостях, дома – вы, родители, не можете быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случится, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, — предупредить и предостеречь ребенка от беды, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой и жизненноопасными ситуациями, и при этом не просто сказать « Этого делать нельзя», а показать на личном примере или примере из литературного произведения, из жизни.

Работа по формированию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок дома»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

-«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Безопасность ребенка на улице .

Это ПДД (закон для улиц и дорог, соблюдать который обязаны и водители, и пешеходы), правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

  • Напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например, предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу из верёвки, бумаги, скакалки. Расставьте машинки, сделайте «зебру», сложите из кубиков светофор. Пусть ребёнок сначала побудет пешеходом, а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» правила — детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.

Помните! Ребенок учится «законам дороги», в первую очередь, беря пример с вас, родителей. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

2. Безопасность ребёнка дома

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Кухня – помещение, буквально напичканное опасными предметами. Бытовые, столовые приборы, газовая плита, горячая вода, пища — вот неполный их перечень. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на кухне.

Основной источник опасности в ванной — вода, однако не стоит оставлять без внимания баночки и скляночки с гелем, шампунем, бальзамом, кремом, пастой и т.д. Ребёнок в состоянии хлебнуть того или и иного химического «сока».

Мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Но, каждое жилище – это не просто стены и крыша, это ещё и балконы, и двери, и окна .

Об окнах и говорить нечего. Независимо от этажа, на котором находится квартира, нужно не подпускать ребёнка к окнам. Даже сидение на подоконнике является опасным делом: сообразительный ребёнок может повернуть ручку и открыть окно.

Где окна, там и двери. Сколько прищемленных детских пальчиков и рук повидали они на своём веку?! А синякам и ссадинам на лбах вообще нет числа.

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время

  • Электробезопасность .

Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем провода и бытовые приборы, представляющие при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Объяснить детям, что:

  • к провисшим и оборванным проводам линий электропередачи прикасаться нельзя
  • опасно подходить к проводу, лежащему на земле
  • самим не включать электрические приборы
  • Пожарная безопасность

А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов . Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Оставлять дошкольника дома одного — большой риск со стороны родителей. А оставлять дома нескольких детей — чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники . Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить. Назовите людей, которым ребёнок может открывать дверь по именам — родственников, соседей, друзей.

  • Отравление

Когда ребёнок хотят узнать какой-либо предмет лучше, он часто пробуют его на вкус. Список предметов, которые он может проглотить, возглавляют те предметы, похожие на конфеты. Проблема в том, что дошкольники плохо отличают сладкие карамельки от таблеток бабушек и дедушек. Последствия подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными и привести к отравлению.

Разве нужно напоминать, что лекарства сродни драгоценностям, которые хранятся в шкатулке под замком. Только взрослые должны иметь доступ к лекарственным средствам.

Наша общая обязанность, чтобы ребёнок знал наизусть свой адрес, имена-отчества родителей; начинать знакомить с телефонами экстренных служб (пожарная охрана - 01, милиция, - 02, скорая помощь, - 03, служба газа- 04). А еще лучше, если вы вместе с ребёнком составите перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефоном. Не забудьте объяснить ребёнку, чем чреваты необдуманные звонки в эти службы.

3. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

4. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Мы даём объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Сюда относится: изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, знакомство с ролью лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также взаимоотношения между детьми (конфликты и т.д.)

Эмоциональное благополучие или психологическая безопасность ребёнка -состояние ребёнка, обеспечивающее ему успешное психическое развитие. Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, туалетная вода и т.д.). Не разрешается приносить в детский сад игрушки из дома. В зависимости от погодных условий необходимо приносить запасной комплект одежды для ребенка. (если дождь, потеют и т.д.) Обувь ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру и с фиксированной пяткой. Девочкам нежелательно носить обувь на каблучках.

Что касается безопасности детей во время нахождения в детском саду:

— все входные двери оборудованы электронными замками. Для каждого сотрудника и родителей изготовлены магнитные ключи для прохода в здание ДОУ.

Какие опасности могут поджидать ребёнка в здании и на территории ДОУ? Можно выделить несколько категорий:

  • Повышенная заболеваемость . Это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Детский сад – место большого скопления детей разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Не стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, дети которых имеют ослабленный иммунитет. Но «подцепить» вирус ребёнок может не только в детском саду. Секции, студии, занятия в других местах, прогулки на детских площадках – потенциальные зоны для заражения разными инфекциями.

Напоминаю : каждый родитель любит своего ребёнка, заботится о его здоровье. Узнаёт у воспитателя о заболеваемости детей в группе. Возмущается, услышав или увидев чихающего или кашляющего чужого ребёнка. А своего ребёнка приводит с кашлем или соплями, провожает в группу, не заботясь о других детях и сотрудниках группы.

Если ребёнок не посещает в детский сад по неуважительной причине два дня, на третий день его снимают с питания. Особенно строго это происходит при обострении инфекционных заболеваний.

Родители первые должны заботиться о здоровье своего ребёнка: при повышенной температуре, рвоте, диарее обязаны оставить ребёнка дома и вызвать врача. Ставить на питание и снимать с питания своего ребёнка обязан родитель. Без справки врача после болезни или пропуске 3-х дней ребёнок в ДОУ приниматься не должен.

Все лекарства дети принимают в домашних условиях, воспитателям категорически запрещено давать лекарственные средства детям. В детских шкафах не должны находиться никакие лекарства. В единичных случаях – обращайтесь к медперсоналу.

Травматизм, несчастные случаи.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, деньги, батарейки, фонарики и т.д.). Причины травм могут быть самыми разными, их великое множество:

дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки,

— расталкивая приятелей, спеша на прогулку или с прогулки,

— упасть с кровати во время дневного сна,

— неаккуратно прокатиться с горки, поскользнуться на льду,

— неудачно упасть на ровном месте

Если на территории ДОУ произошло травмирование ребёнка, все вопросы, связанные с происшествием решаются на месте, в ДОУ. К травме не относятся синяки, ссадины, небольшие порезы.

  • Чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения и внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых) —

события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.

  • Угроза эмоциональному благополучию (психологическому здоровью ребенка. Не все родители задумываются над тем, что ребёнку в детском саду могут нанести вред не только физический, но и эмоциональный, психологический. Виной тому не только и не столько личностные особенности персонала ДОУ, сколько отношения между детьми, стресс при расставании с мамой.

Поэтому, родителям необходимо следить за психологическим состоянием своего ребёнка и тщательно разбираться в причинах, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад.

Факторы обеспечения безопасности детей в ДОУ:

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

— с целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада поддерживаются соответствующие температурный режим, уровень освещенности и проветривания.

— регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний, соблюдение правил личной гигиены.

— в ДОУ непременно присутствует медсестра, контролирующая здоровье и состояние детей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Обязательными являются периодические обследования воспитанников медицинскими работниками профессиональных медицинских учреждениях.

— наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей.

Родители детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо принести справки от врача с указанием диагноза и перечнем запрещённых продуктов. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, т.к. информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка. В противном случае бо льшая ответственность ложится на родителей.

— в помещениях ДОУ проводится ежедневную уборку и периодическая дезинфекция,

— техническое состояние помещений и прилегающих к садику построек подвергаются обязательному регулярному контролю.

— каждый сотрудник ДОУ владеет инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом проводятся учебные эвакуации из помещения и с территории ДОУ для отработки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

— чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать детей можно только их мамам и папам, а также лицам, заявленным родителями ребёнка в заявлении на разрешение.

— уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Лица, ответственные за безопасность детей, на территории ДОУ

Каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? Ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного учреждения — закон «Об образовании», заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Это может быть добровольная финансовая и материальная помощь ДОУ, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду.

Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

— Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

— Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.

— Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

— Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

— Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к бо льшей ответственности.

— Определите границы дозволенного для вашего ребёнка и четко, категорически добивайтесь их соблюдения. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. От качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Подведение итогов

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Работа по формированию у наших детей навыков безопасного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтением морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ — продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Работа должна быть систематической. Детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду (это беседы в режимные моменты, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.), то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы из вашего личного опыта, чтение произведений художественной литературы, сказок («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»), в которых прослеживается тема безопасности, беседы по содержанию прочитанного. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев. Можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки. Сами показывайте своим детям только положительные примеры.

Основная задача взрослых, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Надеюсь, что вы с пользой провели время и примите активное участие в обучении и в передаче своего опыта детям. Ведь главная цель нашей с вами работы — формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией. Пусть каждый день будет безопасным!

Решение собрания:

  1. Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
  2. Проводить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, на улице и дома.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх