Функции логопеда в доу. Должностная инструкция учителя-логопеда в детском саду

В этой статье освящается тема "Тексты для проверки техники чтения" .

В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
В 4 классе проверяется темп чтения, осознание прочитанного, выделение главной мысли, чтение без ошибок целыми словами, выразительность. Темп чтения не менее 85-90 слов в минуту (вслух) и 105-110 слов в минуту («про себя»).

Как научить ученика читать по слогам?

«В 3 года это невозможно!», – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника. Первое, с чего следует начать обучение - это запомнить буквы. Без знания букв чтение невозможно. Когда произносите буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее.

Т.е. чтобы малыш быстро начал читать, буквы следует проговаривать для ребенка так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это правило, то ученик не сможет соединить буквы в слог долгое время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно выговаривать по-другому.

Повесьте в комнате красочный плакат с алфавитом. Его можно приобрести в книжных магазинах. С его помощью активизируете пассивную память малыша, так как ребенок будет «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно их. Эта особенность детского восприятия основана на тяге малыша ко всему цветному: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Читаем по складам и осознаем первые слова

Как научить малыша читать Уже через пару месяцев занятий ребенок сможет читать по складам в тексте или книжке, специально адаптированной для ребят. После того как ученик научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ма-ма»,«по-го-да»,«ка-ша»,«ра-бо-та»,. Позже можно перейти к длинным слогам: «мыш-ка» «чаш-ка», «до-мик», и тому подобных.

Таким образом, не только обучите малыша довольно уверенно читать до 5 лет, но и добьетесь того, что дошкольник полюбит сам процесс чтения. Безусловно, приобретенный навык нужно будет поддерживать, пытаясь регулярно заниматься с ребенком.

Довольно часто родители жалуются, что учат-учат чадо, а он никак не может понять, как читать слог. И тут надо понять, что обучение чтению, это тренировка памяти. Чтобы ребенку уяснить навсегда что-то новое, ему это надо проиграть около 600 раз. Малыш просто запоминает (а не понимает), как читаются буквы, читаются слоги, слова и предложения. Поэтому, Если вы хотите, обучить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть буквы, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Когда дошкольник выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. подготовленность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется на бумаге. Если малыш может собирать слова из букв по образцам, значит к обучению чтению он готов.

Обучать чтению малыша дошкольника проще всего по букварю, или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала читает и водит своим указкой по тексту, чтобы ученик видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать двигая по тексту его руку. На этот занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда ученик научится читать простые, можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить малыша повторить. Не торопясь и не торопя малыша можно с удовольствием обучить чтению ученика, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме "Тексты для проверки техники чтения" .

Тексты для проверки техники чтения в 4 классе

(1 и 2 полугодие)

Одним из важнейших факторов, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Именно поэтому крайне важно в начальной школе отслеживать развитие навыка чтения. Осуществлять проверку техники чтения в 4 классе следует как минимум один раз в полугодие.

У учащихся четвертых классов проверяется:

    Осмысленность чтения текста;

    Выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста;

    Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности, в зависимости от характера произведения.

Требования к чтению

На момент завершения начального образования, у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Осуществление самостоятельной подготовки к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Нормы техники чтения в четвертом классе

Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 4 классе должна составлять:

· в 1 полугодии - 80-90 слов в минуту;

· во 2 полугодии - 100-120 слов в минуту.

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

4 класс

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов

Несомненно, важно одно: чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Ведь именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

Тексты для проверки техники чтения

Текст №1.

Переполох в игрушечном городе

По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита. Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

- Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?

- Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! - сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. - Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!

- Рразве мне жалко? - сказал Тигр. - Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!

Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

173 слова (Т. Александрова)

Текст №2. 4 класс, первое полугодие

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

85 слов

Текст №3.

Вот и ноябрь

Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.

Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки - в лес. А утром наоборот: ворона - в лес, а сорока - в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

Текст №4.

Ветер (текст для проверки техники чтения в 4 классе

во втором полугодии)

В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.

Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.

Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.

112 слов. Африканская сказка

Текст №5.

Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.

Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.

Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.

Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:

- Подумаешь, соловей! Разве я хуже пою? Ко-ко-ко! Куд-куда!

А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.

Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…

Тексты для проверки в I полугодии

Текст №6.

Случай на охоте

Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.

Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.

Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.

(95 слов. По Г. Скребицкому)

Текст №7.

Страшный мостик

Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.

«Ишь, какая плохая доска!» - подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.

Прошли по мостику и два дружка - Николка с Петей. Тоже чуть не упали.

- Вот противный мостик, - рассердились мальчики. - Придется теперь речку вброд переходить.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:

- Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.

Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...

(116 слов. По Ю. Ермолаеву)

Текст № 8.

Во какие!

Выпали из гнезда сорочата. Уж как крутились над ними старые сороки, уж как кричали, но посадить сорочат в гнездо так и не смогли. Тогда мы их поймали и принесли домой. Сперва сорочата нас боялись, но уже к вечеру обжились и забыли своих родителей. Словно их и не было!

Кормили мы их червяками, кузнечиками, булкой. Старые сороки рядом крутились, в окна заглядывали, стучали носом в стекло. Но сорочата не в окна смотрели, а в дверь: ждали, когда мы в дверь с едой войдем. И тогда так разевали красные рты, что чуть пополам не разрывались! Бились в истерике и орали. Жутко были прожорливые.

(103 слова. Ю. Качаев)

Тексты для проверки техники по II полугодии

Текст №9

Лисья школа

В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.

Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.

Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.

Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.

Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.

(144 слова. По А. Бостром)

Текст №10

Жалейкин

Жалейкин - мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

- Вот неряхи! - вскричал Жалейкии- Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкан как лучше, а вышло - хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!

Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!

(139 слов. Н. Сладков)

Текст №11

Крапивное счастье

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!

И вдруг слышит Крапива:

- Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит - сорвёт... - Это белые ромашки прошептали.

- Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! - прошелестел Шиповник.

- Хуже всего быть вкусной! - покачала головкой Земляника. - Всяк съесть норовит.

- Вот так-так! - удивилась Крапива. - Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.

- Мы завидуем твоей спокойной жизни! - хором пропели цветы и ягоды.

- Как я рада, как я счастлива! - крикнула обрадованная Крапива. - Как мне хорошо, - добавила она задумчиво. - Расту - не обращают внимания, цвету - не нюхают, засохну - и не вспомнят...

И вдруг Крапива всхлипнула:

- Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь. (158 слов. Н. Сладков)


Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-6 до 10 лет). Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности).

Далеко не все дети легко овладевают чтением, это объясняется множеством причин. Автоматизация навыка - это сложный процесс, он редко происходит сам собой. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей - до 5-8 и более.

Для того чтобы определить характер трудностей у вашего ребенка, выделим компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.

Способ чтения.

Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.

1. Сначала он запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком - слоговой способ чтения.

2. Затем учится слиянию звуков в слоги - чтение по слогам и целым словом.

3. Потом овладевает слиянием слогов в слова - чтение целым словом и по слогам. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая задача - сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а впоследствии и до автоматизма.

Каждый этап - это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются со своей задачей: кто-то быстро переходит со ступеньки на ступеньку, кто-то подолгу задерживается на каждой. Но никто не может перескочить через ступень, все последовательно проходят эти уровни. И на каждом этапе можно и нужно работать над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения букв, слогов, окончаний, слов и так далее. Естественно, на каждой "ступеньке" специфика работы будет иметь свои особенности.

Темп чтения.

Темп чтения напрямую зависит от той "ступени", на которой в данный момент находится ваш малыш. Чем менее совершенен способ чтения, тем медленнее читают дети. Для тех, кто стоит на первых ступеньках, чтение представляет наибольшую трудность. Поэтому низкая скорость чтения для них естественна. Скорость показывает не только умение ребенка читать отдельные слова, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения для школьников.

Нормативы.

К концу первого полугодия первого класса каждый ребенок должен владеть, как минимум, плавным слоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.

К концу первого класса нормативный темп чтения возрастает до 45 слов в минуту. Это минимальный показатель, которому соответствует оценка "удовлетворительно". Отличник должен прочитать за минуту 50-55 слов. Короткие слова ребенок должен читать целиком, не деля на слоги, длинные - по слогам.

Темп чтения во втором классе должен составлять на конец первого полугодия 55 слов в минуту, а к окончанию учебного года - 60-70. Читать следует целые слова, а по слогам - только особенно длинные.

И наконец, в третьем классе скорость чтения к концу первого полугодия должна составлять 75 слов в минуту, к концу года - 90. Читать нужно целыми словами и без ошибок, то есть без пропусков, замен и повторов букв, слогов, слов, с правильной постановкой грамматических и логических ударений. Кроме того, оценивается понимание прочитанного и умение кратко пересказать содержание. От показателей скорости зависит отметка. Чем ниже скорость, тем ниже оценка. Образно говоря, ученик в начале своей читательской дороги представляется водителем автомобиля, а педагог - инспектором ГИБДД, карающим не за превышение скорости, а, наоборот - за медлительность.

Понимание, способ, правильность.

Для того чтобы с уверенностью сказать, что ребенок овладел навыком чтения, недостаточно высокой скорости чтения. Это отнюдь не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал каждое слово текста и его смысл в целом. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал соответствующим его возрасту словарным запасом, а также умел грамотно строить грамматически правильные конструкции. Таким образом, глубина понимания определяется не только способом и темпом чтения, но и общим уровнем развития речи. При этом чтение и речь - две стороны одной медали: чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь; чем лучше развита речь, тем серьезней и глубже понимание прочитанного.

Выразительность чтения.

Особую роль в понимании содержания играет выразительность. Недаром дети так любят, когда им с выражением читают вслух. Эмоционально окрашенное чтение способствует более глубокому и детальному осознанию текста, его нюансов и сюжетных поворотов. Но научиться читать выразительно - достаточно сложная для ребенка задача. Полноценная выразительность возможна только тогда, когда техника чтения доведена до автоматизма.

Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок читает. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким и внятным произношением, поначалу бессмысленно требовать большего. Однако постепенно задача будет усложняться: нужно будет помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения. Справиться с этой непростой задачей помогут знаки препинания.

Требования школьной программы к выразительности:

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.

К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.

Как определить способ чтения ребёнка?

Примечание для родителей.

Вы хотите определить, на каком этапе освоения навыка чтения находится ваш ребенок? В этом вам поможет следующее тестовое задание. Ниже приведены 3 текста, каждый из которых ориентирован на определенный способ чтения.

Текст №1 предназначен для детей, находящихся на этапе формирования послогового способа чтения.

Текст №2 - для детей, совершенствующих свой навык чтения.

Выберите тот текст, который, по вашему мнению, соответствует умениям ребенка и предложите ему прочитать его. Если в процессе чтения вы увидите, что выбранный вами текст слишком прост или, напротив, слишком труден для вашего ребенка, попробуйте усложнить/облегчить его задачу, выбрав другой текст из числа предложенных.

Текст 1. Лиса и волк (отрывок)

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мертвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил её на воз, а сам пошёл вперёд.
(Русская народная сказка)

Текст 2. Лада

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отворачивалась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом.
Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я, пододвинув блюдце поближе.
Она потянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

Подведем итоги нашего исследования.

Послоговый этап.

Если для соотнесения буквы со звуком и складывания звуков в слог ребенку требуется время, паузы между слогами достаточно длинны и общий темп чтения очень медленный, значит, ваш ребёнок находится на этапе послогового чтения.

1. Если вы определили, что ваш ребенок находится на этом этапе овладения чтением, непосредственно переходите к занятиям 1-5 (раздел "Работа на этапе послогового чтения"), которые не только совершенствуют навык слогового чтения, но и включают в себя упражнения на развитие мыслительной деятельности, самоконтроля, самооценки, положительной мотивации - всей личностной сферы ребенка.

2. Обратите внимание на то, с какими трудностями сталкивается ребенок. Возможно, они сугубо индивидуальны или, напротив, характерны для большинства детей, находящихся на этом этапе:

Ребенок нетвердо знает некоторые буквы, путает внешне похожие;
- пользуется так называемым побуквенным способом чтения, поскольку у него не сформировались представления о звуковом образе слова: "Пэ-А, Пэ А - получается "папа",
- неправильное или нечеткое произношение читаемых слов;
- низкий уровень самоконтроля;
- малое поле зрения

Переход от послогового чтения к чтению целым словом.

Если ваш ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные все еще членит на слоги; темп чтения очень неровный - то довольно быстрый, то медленный, - значит, он находится на переходном этапе от послогового чтения к чтению целым словом. Неравномерность темпа чтения в этом случае зависит от того, что сам процесс чтения становится иным. Он начинает включать в себя довольно сложные мыслительные действия, такие как мысленное объединение слогов в слово, осознание его значения, осмысление способа прочтения слова.

1. Если ваш ребенок находится на этом этапе, переходите к работе по конспектам занятий 6- 10 (раздел "Работа на этапе чтения слогами и целым словом"). При этом помните, что скорость и объем чтения надо наращивать постепенно, учитывая возможности ребенка, чтобы потом не пришлось исправлять ставшие привычными ошибки.

2. Обратите внимание на те сложности, которые могут возникнуть или уже возникли у вашего ребенка на этом этапе. Сравните их с наиболее распространенными:

Ребенок неправильно догадывается о следующем слове, отличается низким уровнем развития смысловой догадки.
- "излишняя торопливость", быстрый темп чтения, при котором страдает и правильность, и понимание, и выразительность.

Если же от ребенка слишком рано начинают требовать обязательного чтения целыми словами, он может выработать у себя навык так называемого "чтения двойным способом": темп становится чрезвычайно медленным, так как каждое слово сначала по слогам составляется в уме и лишь потом произносится вслух. Ребенок продолжает читать орфографическим способом.

Этап чтения целым словом.

Если ваш ребенок уже приближается к полноценному синтетическому способу чтения, то есть по слогам читаются только наиболее сложные слова, значит, он находится на этапе "целое слово - слог".

На этом этапе послоговое чтение некоторых слов может быть вызвано следующими трудностями:

Техническими - стечение согласных, наличие четырех слогов в словах;
- семантическими - смысл слов не совсем понятен;
- слово содержит и смысловой, и технический барьер, и прочитать его целиком не может и бегло читающий ребенок.

Рассмотрим эти трудности поподробнее на примере конкретных слов из текста №3. В нем есть:

1. Слова, смысл которых не совсем понятен ребенку: НАЕДИНЕ, ВЗБРЕДЕТ, ПРОЦЕДУР.

2. Слова, которые, в принципе, понятны, но редко употребляются в повседневной речи: ОБИТАТЕЛИ, ГОЛОВУШКУ, ЦЕЛЕБНЫМ.

3. Слова со стечением двух и более согласных: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ДОЖДЕВОЙ, СЫРОЕЖКУ, КРАЕШКЕ, ПЛЕСКАТЬСЯ. Особое внимание необходимо обратить на возвратные глаголы с окончаниями "-тся" и " -ться". Ведь они произносятся иначе, чем пишутся: пишем "тся" или "ться", говорим "ца".

Текст 3. Лягушонок

Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. (По Н. Сладкову)

На этом этапе необходимо работать не только над техникой чтения, но и над расширением словарного запаса вашего ребенка. Прием для работы с трудными словами вы найдете в разделе "Учимся читать правильно", а рекомендации по обогащению словаря - в разделе развитие речи (упражнения). Занимайтесь также и по конспектам занятий 11-15 (раздел "Работа на этапе чтения целым словом и по слогам").

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №

от «____ _»_____________20 года

Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ №10

М.Ю. Моршинина

«____» ______20 г

Положение

о проверке техники чтения в 1-7 классах

МБОУ СОШ № 10 г. Воронежа

    Общие положения

1.1. Положение о проверке техники чтения в 1-7 классах разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы.

1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проведения проверки техники чтения в 1-7 классах МБОУ СОШ № 10 г. Воронежа, обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.

1.3 Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков.

1.4 Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы.

2. Цели и задачи

2.1. Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения.

2.2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:

Темп чтения, при котором осознается текст;

Навык осознанного чтения в определенном темпе;

Чтение без ошибок.

2.3 Проведение проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год:

В начале года (вводный контроль);

В декабре (текущий контроль);

В конце года (итоговый контроль).

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

    Способ чтения – чтение целыми словами;

    Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

4. Классификация ошибок, влияющих на снижение отметки:

Ошибки:

    искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

    неправильная постановка ударений (более двух);

    чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

    монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты :

    не более двух неправильных ударений;

    отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

    слов при чтении вслух;

    осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

    неточности при формулировке основной мысли произведения;

    нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

5.Нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-7 классах .

Класс

на начало года

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

не менее 10 - 15 (20 - 25) слов в минуту

на 2 - менее 15слов
на 3 - менее 15-19слов
на 4 - менее 20-24 слова
на 5 - от 25 слов

2 кл.

на 2 - менее 15слов
на 3 - менее 15-19слов
на 4 - менее 20-24 слова
на 5 - от 25 слов

на 2 - менее 25 слов
на 3 - 25-29 слов
на 4 - 30-34 слова
на 5 - от 35 слов

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-44 слова
на 4 - 45-49 слов
на 5 - от 50 слов

3 кл.

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-44 слова
на 4 - 45-49 слов
на 5 - от 50 слов

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-49 слов
на 4 - 50-59 слов
на 5 - от 60 слов

на 2 - менее 65 слов
на 3 - 65-69 слов
на 4 - 70-74 слова
на 5 - от 75 слов

4 кл.

на 2 - менее 65 слов
на 3 - 65-69 слов
на 4 - 70-74 слова
на 5 - от 75 слов

на 2 - менее 65слов

на 3 - 65-74 слова
на 4 - 75-84 слова
на 5 - от 85 слов

на «2» - менее 85
на «3» - 85-89
на «4» - 90-100

на «5» - 100 и более

5 кл.

на «2» - менее 85
на «3» - 85-89
на «4» - 90-100

на «5» - 100 и более

На «2»- менее 90

На «3» – 90-100

На «4»–101-111

На «3»-112-117

на «2» - менее 95
на «3» - 96- 101
на «4» – 102-114

на «5» - 115 и более

6 кл.

на «2» - менее 95
на «3» - 96- 101
на «4» – 102-114

на «5» - 115 и более

На «2»-менее 100

На «3»- 101-112

На «4»-113-119

На «5»-120-125

на «2» - менее 105
на «3» - 106-112
на «4» - 113-120

на «5» - 121 и более

7 кл.

на «2» - менее 105
на «3» - 106-112
на «4» - 113-120

на «5» - 121 и более

На «2»- менее 113

На «3»-113-117

На «4»-118-122

На «5»-122-129

на 2 - менее 115
на 3 - 115-121
на 4 - 122-129

на 5 - 130 и более

1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения в 1классе может не проверяться.

При проверке техники чтения начале года, показатель скорости чтения должен соответствовать показателю норм чтения прошлого года.

6. Порядок проведения процедуры проверки техники чтения

6.1. Проверка сформированности техники чтения у обучающихся проводится в течение одного дня.

6.2. В кабинете, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, один – на которого возлагаются обязанности экзаменатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли ассистента.

6.3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения мониторинга.

6.4. Зкзаменатор предоставляет обучающемуся необходимый материал на отдельном листе без пометок и подсчета количества слов, второй экземпляр текста находится у экзаменатора (именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются ошибки и недочеты в чтении учащегося).

6.5. Обучающимся, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.

6.6. Текст, предлагаемый для чтения, обучающийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты.

6.7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение №1, приложение №2). По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).

6.8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.

6.9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.

7.1. В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения обучающихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения (приложение №1, приложение №2), которая заполняется сразу после каждого обучающегося, читавшего текст.

7.2. Параметры:

    Способ чтения (определяется во время чтения) у учащихся начальной школы.

    Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

    Правильность чтения (определяется во время чтения).

    Выразительность чтения (определяется во время чтения).

    Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

7.3. В ходе проверки техники чтения в таблице (приложение №1, приложение №2) необходимо поставить отметку (+-), чтобы отметить способ чтения каждого учащегося. Отметка итоговая ставится исходя из вышеперечисленных критериев оценки техники чтения.

7.4. Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на осмысление читаемого.

7.5. Группы типичных ошибок:

    искажение звукобуквенного состава:

    пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

    перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

    вставка произвольных элементов в единицы чтения;

    замена одних единиц чтения другими;

    наличие повторов (слогов и слов);

    нарушение норм литературного произношения:

    орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

    ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.

7.6. Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается знаками (+-).

7.7. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

7.8. Вывод экзаменатора о том, что для данного обучающегося характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:

    непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    неумение выделить основную мысль прочитанного;

    неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.

8. Работа учителя

На основании приложений №1 и №2 учитель анализирует результативность техники чтения класса в целом, выявляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознанного чтения, формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателей техники чтения. Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение №3 (выводы о том, произошло ли повышение/понижение % качества и % выполнения данной работы по сравнению с предыдущей проверкой и какие объективные причины этому предшествовали).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх