Игры с песком — полезное занятие. Польза от игры с кинетическим песком для детей Почему полезно играть с песком на даче

Дорогие, мамочки! А давайте поиграем вместе с вашим малышом в песочек! Как это здорово покопаться в песочке, полепить куличики, поискать друг у друга спрятанные ручки в песочке и многое другое, во что можно поиграть в песке. Ведь игра для ребёнка является основным видом деятельности. А песочница – это ещё и естественная среда, где Ваш малыш может свободно и безопасно самовыражаться.

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

Основополагающая идея песочной терапии: «Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики».

Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, общению со сверстниками Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции.

Играть с песком можно и летом на даче или во дворе, а можно соорудить песочницу в домашних условиях (зима длинная, зачем терять драгоценное время).

Для песка можно использовать пластиковый таз или другую удобную ёмкость, а можно приобрести готовую песочницу. Песок можно использовать речной, заготовленный заранее, или приобрести в садоводческих магазинах. В целях безопасности здоровья малыша, перед использованием, песок просеять и прокалить в жаровочном шкафу. Необходимо подобрать игровой материал: лопатки, сита, воронки, разнообразные пластиковые формочки, формочки для теста, миниатюрные игрушки (5-10см.) (игрушки из «киндер-сюрпризов» с детьми до 3 лет, в целях безопасности, не использовать!). А с детьми постарше можно использовать и бросовый материал: камешки, большие пуговицы и т.д.

Игры с песком подходят для детей от 1 года.

Перед тем, как начать играть в песочек, обязательно проговорите с малышом о том, что песок преднамеренно из песочницы нельзя раскидывать, брать песок в рот, а после игры необходимо помыть руки.

Для начала делайте все совместно в песочнице «рука в руке», затем скажите малышу: сделай как я (по образцу), в дальнейшем, Ваш малыш в песочнице будет действовать самостоятельно.

Что дают занятия с песком:

Развивают мелкую моторику;

Мощно стимулируют тактильную чувствительность, за счет сыпучести;

Воздействуют на развитие активной речи за счет мелкой моторики и эмоциональной включенности, дети 1-1,5 лет используют слова в ситуации эмоционального возбуждения;

Развивают предметные действия и мышление (совочкам копать, граблями равнять, формочки - делать фигурки);

Снимают повышенное нервно-психическое напряжение, особенно при гиперактивности.

Совместные игры в песочнице с ребенком позволяют почувствовать малышу семью, что он любим и значим для своих родителей.

Очень важно, чтобы у родителей было желание и настроение играть со своим малышом в песочнице!

Песок обладает удивительным потенциалом. Игры с ним помогают детям развивать интеллектуальные способности, речь, фантазию, координацию движений.

Начинать эту увлекательную деятельность с ребенком желательно уже в возрасте около 1 года.

Итак, как организовать этот процесс, чтобы он приносил пользу?
  • Важно

Прежде чем научиться созидать, кроха пробует разрушать мамины поделки, и это вполне нормально. Таким образом он познает мир. Чуть позже дайте ему понять, что ломать постройки можно только с разрешения ее хозяина.

Для занятий на улице подойдут любая огороженная песочница или чистый участок пляжа. В домашних условиях можно насыпать обычный просеянный, промытый, прокаленный или специальный кинестетический песок в неглубокий лоток или тазик. В целях безопасности игра должна проходить под присмотром взрослого. Нам понадобятся: всевозможная бытовая утварь, совок, формочки и другие игрушки.

  • Играем с сухим песком
Сначала предоставьте малышу возможность ощутить сухое вещество на ощупь. Покажите ему, как песчинки рассыпаются сквозь пальчики. Посыпьте им кисть его руки, ласково приговаривая: "Течет красивою рекой наш песочек золотой". Когда она скроется из вида, весело ее раскопайте. Спрячьте свою ладонь и побудите кроху найти ее.

Карапузу непременно понравится пересыпать материал в прозрачную пластиковую бутылку при помощи воронки, а также просеивать его сквозь сито. Занятия с игрушечной песочной мельницей приведут его еще в больший восторг. Завораживает малюток даже рядовое перемещение субстанции из одной емкости в другую.

Изобразите вместе с ребенком волнистые и прямые линии. Затем предложите провести зайчика или мишку домой по импровизированной дорожке, начитывая стишок:

"Топ! Топ! Топ! Топ! -
По прямой дороге шагают широкие ноги.
Топ! Топ! Топ! Топ! -
По волнистой дорожке ступают узкие ножки"

  • Играем с мокрым песком
Смочив пульверизатором или лейкой благодатную субстанцию, пора приступать к творчеству. Для начала ознакомьте малыша с ее новым пластичным свойством. Продемонстрируйте, как сжимать песок, какие на нем остаются четкие оттиски. Возьмите детскую ладошку и оставьте ею след, потом сделайте отпечаток своей руки и сравните их.

Наибольшим успехом у карапузов пользуется лепка куличиков. Слепите их несколько штук, затем попросите кроху украсить их подручными средствами и вместе полюбуйтесь результатом. Со временем под руководством мамы он научится самостоятельно заполнять формочки и переворачивать их. Такими "пирожными " можно угощать кукол.

Широкую популярность у малюток приобрело сооружение горок, башенок и ямок. Выройте вместе норку для игрушечной зверушки, гараж для машинки. Возведите волшебный замок, мост через ручей и т.д. Можно нарисовать на плоской поверхности картинку, сделать аппликацию на картоне, предварительно смазав контур рисунка клеем.

Заряжаясь целительной энергией песка, дети на глазах умнеют, становятся спокойнее и увереннее в себе. Недаром психологи используют его в своей терапии.

Вы замечали, когда идете со своим ребенком мимо песочницы, он устремляет весь свой взгляд туда и его тянет к этому месту как магнитом? Это не просто прихоть малыша, а его физиологическая потребность.

На даче, учитывая, что она обычно располагается за городом, не найдешь детских площадок, где ребенок смог бы активно развиваться, играть, кататься на качелях. Поэтому оптимальным вариантом является именно песочница. Чем же она так полезна для ребенка?

Ребенок становится самостоятельным

Любой навык, который приобретает малыш – это его очередная победа.

Игры в песочнице развивают его логику, творческие способности, фантазию, а также самостоятельность. Ведь малыш сам придумывает игры, проявляет инициативу, учится делать что-то красивое посредством подручных материалов: ведерка, лопатки, формочек и т.д.

Конечно, бабушка или мама могут посодействовать ему в играх, показать как делается простой куличик, но желательно не более пары раз, потому как малыш остро выявляет потребность в собственном пространстве, а вы своим назойливым отношением можете отбить у него охоту что-либо творить самостоятельно.

Песочница способствует развитию речи у малыша

Да-да, это именно так. Сыпучая песочная масса воздействует на пока еще непослушные пальчики малыша, тренируя мелкую моторику, которая в свою очередь развивает речь ребенка. Кроха начинает раньше разговаривать, более умело составляет предложения, используют больше слов, чтобы выразить свои мысли.

Если малыш еще совсем маленький, годик или два, играйте с ним вместе. Для развития крохи существуют множество игрушек для песочницы, которые способствуют лучшему восприятию малыша. Купите на дачу специальные формочки в виде животных, лопатку, ведерки разных размеров. И вы увидите, что ваш малыш станет быстрее и интенсивнее развиваться.

Видео: Игры в песочнице. Мамина школа

Развиваем интеллект

Песочница – отличное место для проведения развивающих игр и ознакомления ребенка с природными явлениями. Возьмите с собой бутылочку воды. Полейте отдельные участки песочницы водичкой и акцентируйте на этом процессе внимание ребенка. Пусть он потрогает сухой и влажный песок.

Даже играя самостоятельно малыш поймет, что из влажного песка можно лепить различные фигурки, а сухую массу можно накладывать в ведерко или закопать свои ножки, а потом откопать.

Можно играть с ним в различные игры. Например, откопать мамины или бабушкины ручки из песка, не дотронувшись до пальчиков. Также, если оставить водичку ребенку, на свое усмотрение он сможет лепить замки или строить стены, баррикады и т.д. Благодаря играм в песочнице ребенок быстрее начинает думать, у него активно задействуется мозг.

Песочница – это кладезь знаний. Посредством игры с песком малыш совершенствует и обретает новые навыки, которые благотворно влияют не только на его личностные качества, а и на психо-эмоциональное развитие.

ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ

МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви разного размера.

ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ. Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.

"ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ". Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать "золото", складывать в сито.

БРОСЬ КАМЕШЕК. В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклость по бокам - ноги.

ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ, Для малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У кого хватит сил? Кто съел всю кашу?

КАРТИНЫ НА ПЕСКЕ. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

УГОЩЕНИЯ. Детям предлагается сделать "кашу", разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно приготовить угощения для членов своей семьи.

САЖАЕМ КЛУМБУ. Несложно с помощью грабелек и лопатки сделать клумбу из веточек и травинок. Научите малыша выкапывать ямку для саженца и поливать растения.

ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.

ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь он изрядно потрудился и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же в общественной песочнице, ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок. А так сделаем это частью игры.

В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице. Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками. В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой. Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно.

Наступившее лето дарит детворе возможность целыми днями играть на открытом воздухе, а одним из самых любимых удовольствий конечно являются игры в песочнице . Вооружившись всеми необходимыми для игр с песком инструментами – ведерками, совочками, формочками для пасочек, малыши готовы часами возиться в , воплощая в песочных фигурах свои самые разнообразные фантазии. Да что там говорить, ведь и взрослых песок увлекает не меньше, чем детей, все мы наверняка видели настоящие произведения искусства, созданные любителями песочной скульптуры!

Почему же так привлекает игра с песком людей всех возрастов и есть ли какая либо польза от этого, мы поговорим в этой статье.

Впервые научное обоснование естейственной потребности детей играть в песке предложил известный швейцарский психоаналитик Карл Юнг, основатель направления аналитической психологии. Его исследования стали основой для широго применяегомо в наше время метода «терапии песком», известного у нас под английским названием сэндплей (Sandlay).

Прежде всего, игры с песком стабилизируют и улучшают эмоциональное состояние человека. Манипуляции с песком, даже просто пересыпание его в ладонях, завораживают человека, успокаивая при этом черезчур импульсивных и гиперактивных и раскрепощая скованных и зажатых детей.

Для усиления положительного эффекта от игр с песком также используют дополнительные элементы, это могут быть разные фигурки, шишки, камешки, палочки, игрушки. Играя в песочнице, малыш воссоздает и проигрывает различные жизненные ситуации как из собственного опыта, так и виденные им в окружающем мире или в сказках и мультфильмах, создавая при этом собственные сюжеты.

Немалую пользу игры с песком приносят физическому здоровью ребенка, ведь увлеченно возясь в песочнице, малыши находятся в постоянном движении на свежем воздухе, это отличная альтернатива столь частому в наше время просиживанию перед экранами телевизоров и мониторов. А в медицине есть даже есть отдельный раздел, называется он псаммотерапия и представляет собой прогревание песком . Когда летнее солнышко нагреет песочницу, детвора испытывает море удовольствия, закапывая в песок руки, ноги или друг друга.

Прогревание песком смело можно назвать чуть ли не универсальной терапевтической методикой, помогающей лечению и профилактике целого ряда заболеваний, назовем главное: улучшение обмена веществ, лечение рахита, аллергии, диатезов, заболеваний нервной системы, органов дыхания, суставов, хронического нефрита, последствий полиомиелита. Псаммотерапия улучшает деятельность сердца и функции почек. Конечно, следует отметить, что все хорошее полез но в меру и необходимоследить, чтобы играющий в песочнице малыш не перегревался.

Есть у песка и еще одно полезное свойство – это один из лучших массажеров для стоп! Давно известно, что на стопе у человека расположено множество массажных точек, соответствующих разным органам тела, поэтому ходьба босиком по нагретому песку невероятно полезна. А помимо массажа органов, хождение по песку еще и является профилактикой плоскостопия.

Поговорим подробнее о положительнои влиянии игр на умственное развитие ребенка

Игры с песком развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и тактильные ощущения, что непосредственно влияет на развитие речи, наблюдательности, памяти и воображения.

  • рисуем пальчиком на песке;
  • пересыпаем песок с ладошки на ладошку или из одного стаканчика в другой;
  • роем руками ямки в песке;
  • ищем в песке зарытые мелкие предметы;
  • лепим руками из мокрого песка различные фигурки, крепости, украшаем их камушками или ракушками;
  • насыпаем лопаткой песок в ведерко.

Играя с песком, ребенок дает полную волю своему воображению и развивает творческие способности, каких только крепостей и замков не напридумывали юные архитекторы!

Особо следует отметить навыки общения, приобретаемые ребенком во взаимодействии с другими детьми в песочнице, малыш приобретает опыт ориентироваться в социальной среде.

Играть в песке вместе с малышами могут и родители, совместное со взрослыми творчесто особенно полезно для ребенка, так что обязательно установите у себя на даче или во дворе дома этот простой и незаменимый предмет – песочницу.

(1 голос : 5.0 из 5 )

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Анна Прохорова, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального школьного образования МГПУ

Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Покажите ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!
Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки: куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные

Играем вместе

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша — это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…
Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки — можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Игры дли детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.
Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Малыш отварачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупт, что это. Затем поменяйтесь ролями.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Мама и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.
С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.
Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока все сооружение еще не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.
Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья — воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх