Как бороться с ленью у ребенка. Подростковая лень

Одним из самых страшных грехов является лень. Когда она становится привычкой, то ее труднее всего перебороть. Среди всего населения земного шара, пожалуй, такого вредного качества нет только у малышей, которые гиперактивны в своем возрасте и, наоборот, хотят узнать все больше и больше. Однако, чем старше ребенок становится, тем менее усердно он старается заниматься, выполнять поручения взрослых.

Главной мотивацией для ребенка будет пример его собственных родителей. Именно родители еще с детства должны показывать своему ребенку пример того, что именно труд поможет ему в будущем. С детства ребенок должен уметь за собой убирать, помогать взрослым. Не стоит слишком опекать ребенка, иначе он вырастет неприспособленным к жизни.

Если же ребенок стал лениться только в подростковом возрасте, то стоит поговорить с ним. Узнать, что же такого произошло. Разберитесь в причинах этого недуга.

Причины лени подростков

Почему же именно в подростковом возрасте дети страдают от такой плохой привычки?


Возможные причины детской лени рассмотрены.

Теперь стоит поговорить о том, как же искоренить эту привычку у своего ребенка?

Для начала поговорите с ребенком и выясните, почему он стал так резко плохо учиться, перестал посещать дополнительные занятия? Возможно, он устает. Тогда придите к компромиссу, что два часа в день у него будут на свои занятия.

Договоритесь, что если подросток перестанет лениться и будет стараться, то он будет получать какие-то вознаграждения. Возможно, что летом вы вместе поедете за границу или купите давно обещанную игровую приставку. В общем, нужно мотивировать отпрыска.

Взгляните на себя. Может, это вы подаете такой пример, и ребенок считает лень нормальным явлением? Не ленитесь почитать вместе книгу или посмотреть хороший фильм. Приобщайте его к домашним делам, но не криками, а просьбами.

Предложите ребенку стать самостоятельным, но при этом он должен сам за собой ухаживать: убирать свою комнату, помогать вам, учиться. Ведь именно в этом и проявляется самостоятельность, когда человек может о себе позаботиться, и у него есть цели.

Если ничего не помогает, обратитесь к психологу. Может, он поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Как найти общий язык с подростком

По какой бы причине ни была лень и какой способ вы ни выбрали для ее искоренения - все это будет бесполезным делом, если у вас нет контакта с вашим ребенком.

Родители должны стать лучшими друзьями своих детей. Кто как ни родители бескорыстно и искренне любят их?

Проводите со своим ребенком больше времени. Найдите общее увлечение. Разговаривайте с ним. Никогда не срывайте плохое настроение. А если подросток грубит, вспомните себя в его возрасте.

К сожалению, переходный период - самое сложное время для родителей и детей.

Взаимопонимания вам.

Подростковая лень

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причин может быть много:

    проявление депрессии;

    отсутствие мотивации что-либо делать;

    проявление страха или беспомощности;

    форма протеста или провокации;

    отсутствие видения жизненной перспективы;

    признак хронических перегрузок;

    способ обратить на себя внимание;

    проявление резкой гормональной перестройки.

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подростка связанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

    оберегают детей до определенного возраста от любых дел;

    выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;

    демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;

    не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;

    встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;

    Не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоит пытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется, возможно, проблема в семье. Возможно, родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.


чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ПФТЙГБФЕМШОПЕ ЧМЙСОЙЕ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЪБВПФМЙЧЩИ ТПДЙФЕМЕК. уТЕДЙ ОЙИ ЙНЕЕФУС НОПЗП МАДЕК, ЛПФПТЩЕ УЮЙФБАФ УЧПК ФТХД ФСЦЕМЩН Й ПВТЕНЕОЙФЕМШОЩН. рПЬФПНХ ПОЙ РПМБЗБАФ, ЮФП ЙИ ДЕФСН ДП РЕТЙПДБ УБНПУФПСФЕМШОПК ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ УМЕДХЕФ ЦЙФШ Ч РТБЪДОПУФЙ Й ОЕЗЕ ПФДЩИБФШ ПФ ФСЗПФ ЦЙЪОЙ. фБЛЙЕ ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС ЧУСЮЕУЛЙ ПЗТБДЙФШ УЧПЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ ПФ МАВПЗП ФТХДБ Й ДБФШ ЙН ВПМШЫЕ ТБЪЧМЕЮЕОЙК. б ОБ ДЕМЕ ПОЙ УБНЙ ЧПУРЙФЩЧБАФ ЙЪ ОЙИ МЕОФСЕЧ. ч ДБООПН УМХЮБЕ ХЮЙФЕМА ФТЕВХЕФУС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ТБЪХВЕДЙФШ ТПДЙФЕМЕК: ЧЕДШ ТЕВЕОЛХ ЕЭЕ ОЕ ПФ ЮЕЗП ПФДЩИБФШ. б ДМС РТЕПДПМЕОЙС ФСЦЕУФЙ ФТХДБ Ч НЙТЕ ЧЪТПУМЩИ ТЕВЕОЛБ ОБДП РТЙХЮБФШ У НБМПМЕФУФЧБ Л РПУЙМШОЩН ЧЙДБН ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ПВОБТХЦЙЧБФШ Й ТБЪЧЙЧБФШ ЕЗП РТЙТПДОЩЕ ЪБДБФЛЙ. фТЕВХЕФУС ФБЛФЙЮОБС ТБЪЯСУОЙФЕМШОБС ТБВПФБ Й У УБНЙН МЕОЙЧЩН ТЕВЕОЛПН. рТЙ ЬФПН ЧБЦОП ОЕ ХТПОЙФШ БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК Ч ЕЗП ЗМБЪБИ. оЕ ФБЛ ХЦ НБМП ТПДЙФЕМЕК, ПУПВЕООП УТЕДЙ ЗПТПЦБО, ЧОХЫБАЭЙИ УЧПЙН ДЕФСН РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЖЙЪЙЮЕУЛПНХ ФТХДХ. пВЯСУОСАФ ПОЙ УЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ УФТЕНМЕОЙЕН РПДЗПФПЧЙФШ УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ Л "ЙОФЕММЙЗЕОФОПК" РТПЖЕУУЙЙ. фБЛЙН ТПДЙФЕМСН УМЕДХЕФ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕПВИПДЙНП Й ДМС ЮЕМПЧЕЛБ ХНУФЧЕООПЗП ФТХДБ, ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ ТЕВЕОПЛ УФБОЕФ ОЕ ФПМШЛП МЕОЙЧЩН, ОП НБМПТБВПФПУРПУПВОЩН ЮЕМПЧЕЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ТПДЙФЕМЙ ПЗТБЦДБАФ УЧПЙИ ДЕФЕК ПФ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ФТХДБ ЙЪ-ЪБ ЙИ УМБВПЗП ЪДПТПЧШС. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ ЫЛПМШОЩК ЧТБЮ ДПМЦЕО РТПЧЕТЙФШ РТБЧЙМШОПУФШ ФБЛЙИ ХФЧЕТЦДЕОЙК Й Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ДБФШ ХЛБЪБОЙЕ РТЕРПДБЧБФЕМСН (Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ФТХДБ Й ЖЙЪЛХМШФХТЩ) Й ТПДЙФЕМСН ПВ ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ НЕФПДПЧ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ЧПУРЙФБОЙС ДБООПЗП ТЕВЕОЛБ. пДОБЛП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ТЕЮЙ ПВ ЙЪВБЧМЕОЙЙ ЪДПТПЧПЗП ТЕВЕОЛБ ПФ ЛБЛЙИ-МЙВП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ОБЗТХЪПЛ ЧППВЭЕ.

мЕОПУФШ ОЕТЕДЛП ЧПЪОЙЛБЕФ ЙЪ-ЪБ ЙЪВБМПЧБООПУФЙ ТЕВЕОЛБ, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ЧЩРПМОСАФ ЧУЕ ЕЗП ЦЕМБОЙС Й ЛБРТЙЪЩ, ОЕ РПВХЦДБАФ Л ГЕМЕОБРТБЧМЕООПК ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. нОПЗЙЕ ЙЪ ФБЛЙИ ДЕФЕК ОЕ ХНЕАФ ХУЙДЮЙЧП ХЮЙФШУС, ОЕ ПВМБДБАФ ОБЧЩЛБНЙ УБНПУФПСФЕМШОПК ТБВПФЩ Й ХУФПКЮЙЧЩНЙ ХЮЕВОП-РПЪОБЧБФЕМШОЩНЙ ЙОФЕТЕУБНЙ. рПЬФПНХ ПОЙ РТЕДРПЮЙФБАФ РТПЧПДЙФШ ЧТЕНС Ч РТЙСФОЩИ ДМС ОЙИ ТБЪЧМЕЮЕОЙСИ.

тЕВЕОПЛ НПЦЕФ УФБФШ МЕОЙЧЩН ОЕ ФПМШЛП РПД ЧМЙСОЙЕН ЧЪЗМСДПЧ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК ОБ ФТХД, ОП Й ЙЪ-ЪБ ПФУХФУФЧЙС ФТХДПЧПК ПВУФБОПЧЛЙ Ч УЕНШЕ. рПЬФПНХ ЧБЦОП, ЮФПВЩ Ч УЕНШЕ ВЩМ РПТСДПЛ Й ДЙУГЙРМЙОБ, ЛБЦДЩК ЕЕ ЮМЕО ЙНЕМ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ДПНБЫОЙЕ ПВСЪБООПУФЙ, Б РПУЙМШОЩК ФТХД ДЕФЕК РППЭТСМУС Й ХЧБЦБМУС. ч ФБЛЙИ УЕНШСИ МЕОЙЧЩИ ХЮБЭЙИУС, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ ВЩЧБЕФ.

уЙМШОЩН ПФТЙГБФЕМШОЩН ЖБЛФПТПН, ЧП-ЧФПТЩИ, НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ ВЕУРЕТУРЕЛФЙЧОПУФШ ПВХЮЕОЙС. дЕМП Ч ФПН, ЮФП РПДТПУФЛЙ Й УФБТЫЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ЮБУФП ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСАФУС ДБМЕЛПК РЕТУРЕЛФЙЧПК ХЮЕОЙС: ЪБОЙНБФШУС Ч ЫЛПМЕ, ЮФПВЩ ЗПФПЧЙФШУС Л ЧЪТПУМПК ЦЙЪОЙ. пОЙ ИПФСФ РПМХЮЙФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙК ТЕЪХМШФБФ ПФ ХЮЕВЩ УЕЗПДОС, Б ОЕ ЮЕТЕЪ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ НОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ РЕТЕУФБАФ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС ХЮЕВПК Ч ЫЛПМЕ, УФБОПЧСФУС МЕОЙЧЩНЙ ХЮЕОЙЛБНЙ. ъБЛПООЩ МЙ ФТЕВПЧБОЙС ФБЛЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ? вЕЪХУМПЧОП, ДБ. нПМПДПЕ РПЛПМЕОЙЕ ЙНЕЕФ РПМОПЕ РТБЧП ОБ ФП, ЮФПВЩ ОЕ ФПМШЛП ЗПФПЧЙФШУС Л ВХДХЭЕНХ, ОП Й РПМХЮБФШ ТБДПУФШ Й ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ПФ ОБУФПСЭЕЗП. рПЬФПНХ ОХЦОП ХЮЙФШ ЫЛПМШОЙЛПЧ РТЙНЕОСФШ РПМХЮБЕНЩЕ ЙНЙ ЪОБОЙС Ч ПРЩФЕ ФЕЛХЭЕК ЦЙЪОЙ: НБФЕТЙБМ РП ЖЙЪЙЛЕ Й НБФЕНБФЙЛЕ - ДМС ФЕИОЙЮЕУЛЙИ РПДЕМПЛ, ЗЕПЗТБЖЙЙ - ДМС ФХТЙУФУЛЙИ РПИПДПЧ, ЙОПУФТБООПЗП СЪЩЛБ - ДМС РЕТЕРЙУЛЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ ЪБ ЗТБОЙГЕК Й Ф.Д. вЕУРЕТУРЕЛФЙЧОПУФШ Й МЕОШ НПЗХФ ПФНЕЮБФШУС, ЛПЗДБ ХЮЕОЙЛ ЪБФХДОСЕФУС ПРТЕДЕМЙФШ УЧПЕ НЕУФП Ч ЦЙЪОЙ, ЧЩВТБФШ РТПЖЕУУЙА. ъДЕУШ ВПМШЫХА ТПМШ РТЙЪЧБОБ УЩЗТБФШ РТПЖПТЙЕОФБГЙПООБС ТБВПФБ, ХНЕОЙЕ РЕДБЗПЗБ УЧПЕЧТЕНЕООП ЧЩСЧЙФШ ХНУФЧЕООЩЕ ЪБДБФЛЙ ЫЛПМШОЙЛБ, УЖПТНЙТПЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ ЙОФЕТЕУЩ, ТБЪЧЙФШ УРПУПВОПУФЙ.

пДОБЛП ВЩЧБЕФ Й ФБЛ, ЮФП ХЮЕОЙЛ ОБЮЙОБЕФ ПРТЕДЕМСФШ УЧПЕ НЕУФП Ч ЦЙЪОЙ Й ТЕЫБЕФ МХЮЫЕ ХЮЙФШУС РП ОЕУЛПМШЛЙН, Б ФП Й ЧУЕН ХЮЕВОЩН РТЙНЕФБН, Б ХЮЙФЕМШ НЕЫБЕФ ЕНХ Ч ЬФПН. оБРТЙНЕТ, ХЮЕОЙЛ н. ТЕЫЙМ ХЮЙФШУС ОБ "5" РП ИЙНЙЙ. пО РПМОП Й ПУНЩУМЕООП ЙЪМБЗБМ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙК НБФЕТЙБМ Й ВЕЪХЛПТЙЪОЕООП УРТБЧМСМУС УП ЧУЕНЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙНЙ ЪБДБОЙСНЙ. б ХЮЙФЕМШОЙГБ УФБЧЙМБ ЕНХ ФПМШЛП "4". бТЗХНЕОФЙТПЧБФШ РПУФБОПЧЛХ ФБЛПК ПФНЕФЛЙ РТЕРПДБЧБФЕМШОЙГБ ОЕ ЦЕМБМБ: "с ФБЛ УЮЙФБА!" фПЗДБ н. РТЙ ПЮЕТЕДОПН ПФЧЕФЕ ДПУМПЧОП ЧПУРТПЙЪЧЕМ ЪБДБООЩК РБТБЗТБЖ ХЮЕВОЙЛБ. пФНЕФЛБ ВЩМБ ФБ ЦЕ. лПЗДБ н. УРТПУЙМ, РПЮЕНХ ЪБ ДПУМПЧОП ЙЪМПЦЕООЩК НБФЕТЙБМ Й ВЕЪ ЛБЛЙИ-МЙВП ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ЧПРТПУПЧ УП УФПТПОЩ ХЮЙФЕМС УФБЧЙФУС ОЕ ПФМЙЮОБС, Б ИПТПЫБС ПФНЕФЛБ, ФП ПФЧЕФ ВЩМ ФБЛПЧ: "х ФЕВС ЦЕ Й РП ПУФБМШОЩН РТЕДНЕФБН "ЮЕФЧЕТЛЙ!" рПУМЕ ЬФПЗП н. РЕТЕУФБМ УЕТШЕЪОП ЪБОЙНБФШУС ИЙНЙЕК. л УПЦБМЕОЙА, РПДПВОПЕ СЧМЕОЙЕ Ч ЫЛПМЕ ОБВМАДБЕФУС ОЕТЕДЛП, ИПФС РТЙЮЙОЩ ЧЩДЧЙЗБАФУС ТБЪОЩЕ. оБРТЙНЕТ, ЬФПФ ПФЧЕФ ВЩМ "УМХЮБКОЩН", РПДПЦДЕН УФБЧЙФШ ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙЕ ПФНЕФЛЙ, РПЛБ ПФЧЕФЩ ОЕ УФБОХФ ХУФПКЮЙЧП ЧЩУПЛЙНЙ. б Ч ЙФПЗЕ ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ МЕОЙФШУС. уРЕГЙБМЙУФЩ РП РУЙИПМПЗЙЙ Й РЕДБЗПЗЙЛЕ УРТБЧЕДМЙЧП УЮЙФБАФ, ЮФП ОБЮЙОБАЭЕНХ РТПСЧМСФШ ЙОЙГЙБФЙЧХ ЫЛПМШОЙЛХ ОБДП РПНПЗБФШ Й РППЭТСФШ ЕЗП ДБЦЕ Ч ВПМШЫЕК НЕТЕ, ЮЕН ДТХЗЙИ. 0РБУОПУФШ ОЕЦЕМБФЕМШОЩИ РПУМЕДУФЧЙК ПФ РЕТЕПГЕОЛЙ ЪОБЮЙФЕМШОП, ФБЛПЗП ХЮЕОЙЛБ ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫБС, ЮЕН РТЕДЧЪСФБС ОЕДППГЕОЛБ ЙИ.

уРПУПВУФЧХЕФ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА МЕОЙ Х ДЕФЕК, Ч-ФТЕФШЙИ, ПФУХФУФЧЙЕ ЛПОФТПМС ЪБ ЙИ РПЧЕДЕОЙЕН УП УФПТПОЩ ЧПУРЙФБФЕМЕК ЙМЙ ОБПВПТПФ, УМЙЫЛПН РТЙУФБМШОПЕ ОБВМАДЕОЙЕ Й РПУФПСООПЕ НПТБМЙЪЙТПЧБОЙЕ РП РПЧПДХ ХЛПТЕОЙЧЫЕКУС МЕОЙ. оБРТЙНЕТ, РСФЙЛМБУУОЙГБ нБГБ ЙНЕЕФ ИПТПЫЙЕ ЪБДБФЛЙ Л ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. хЮЙФУС ОЕРМПИП, ОП НПЗМБ ВЩ УФБФШ ПФМЙЮОЙГЕК, ЕУМЙ ВЩ ОЕ МЕОЙМБУШ УЧПЕЧТЕНЕООП ЗПФПЧЙФШ ХТПЛЙ ДПНБ. нБНБ ХЗПЧПТЙМБ ДПЮЛХ РМБОЙТПЧБФШ Й УФТПЗП УПВМАДБФШ ПРТЕДЕМЕОЩК ТБУРПТСДПЛ ДОС. нБЫБ УФБТБЕФУС. нБНБ ОЕ ФПМШЛП РПНПБФШ ЕК УПЧЕФПН, ОП ОЕХУЩРОП УМЕДЙФ ЪБ ЕЕ РПЧЕДЕОЙЕН Й ТХЗБЕФ ОБ ЛБЦДПЕ ПФУФХРМЕОЙЕ ПФ ТЕЦЙНБ ДОС: ФП ЧУФБМБ ХФТПН У РПУФЕМЙ ОБ 5 НЙОХФ РПЪЦЕ, ФП ЙЗТБМБ У РПДТХЗБНЙ ЧП ДЧПТЕ ОЕНОПЗП ВПМШЫЕ РПМПЦЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. дЕЧПЮЛБ Ч ПФЮБСОЙЙ: "оЙЮЕЗП Х НЕОС ОЕ РПМХЮЙФУС! нБНБ ЧУЕ ЧТЕНС ЗПЧПТЙФ, ЮФП С МЕОЙЧБС". б. у. нБЛБТЕОЛП РТБЧЙМШОП УПЧЕФПЧБМ ЧПУРЙФБФЕМСН ОЕ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ МАВПК РТПУФХРПЛ ТЕВЕОЛБ, Б ЧППЪДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ОЕЗП РПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ФБЛЙИ УМХЮБЕЧ. дБ Й ОХЦОП МЙ НПТБМЙЪЙТПЧБОЙЕ РП ОЕЪОБЮЙФЕМШОПНХ РТПУФХРЛХ?! йОПЗДБ ДПУФБФПЮЕО ФПМШЛП ЧЩТБЪЙФЕМШОЩК ЧЪЗМСД ЙМЙ УПЛТХЫЕООПЕ НПМЮБОЙЕ.

мЕОШ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ, Ч-ЮЕФЧЕТФЩИ, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ПФТЙГБФЕМШОПЗП ЧМЙСОЙС ФПЧБТЙЭЕК. йЪЧЕУФОЩ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ПФМЙЮОЙЛБ РТЙЛТЕРМСМЙ Л ПФУФБАЭЕНХ ХЮЕОЙЛХ ДМС ЙУРТБЧМЕОЙС РПУМЕДОЕЗП, Б Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЪОБЛПНУФЧБ ЪБВТБУЩЧБМ ХЮЕВХ УБН ЫЕЖ. рТПУФП РПДЫЕЖОЩК РТЕДМБЗБМ ЕНХ ВПМЕЕ ЙОФЕТЕУОЩЕ ЧЙДЩ ЧТЕНСРТЕРТПЧПЦДЕОЙС. ъОБЮЙФЕМШОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МЕОЙЧЩИ РПДТПУФЛПЧ, ОЕЗБФЙЧОП ЧМЙСАЭЙИ ОБ ОБУФТПЕОЙЕ ЧУЕЗП ЛМБУУБ ХЮБЭЙИУС, ПВОБТХЦЙЧБЕФУС УТЕДЙ ЧПУШНЙ- Й ДЕЧСФЙЛМБУУОЙЛПЧ. ьФП ПВЩЮОП ФЕ ТЕВСФБ, ЛПФПТЩЕ ТЕЫЙМЙ ОЕ РТПДПМЦБФШ ХЮЙФШУС Ч УФБТЫЙИ ЛМБУУБИ Й У ЧЩВПТПН ВХДХЭЕК РТПЖЕУУЙЙ ПЛПОЮБФЕМШОП ОЕ ПРТЕДЕМЙМЙУШ. оЕТЕДЛЙ УМХЮБЙ МЕОПУФЙ ХЮЕВОЩН ЪБОСФЙСН Ч ЫЛПМЕ РТЙ ЧПЧМЕЮЕОЙЙ НПМПДЩИ МАДЕК ЙОФЕТЕУОЩК ДМС ОЕЗП ЧОЕЛМБУУОЩК ЛПММЕЛФЙЧ (УРПТФЙЧОЩК, ИХДПЦЕУФЧЕООПК УБНПДЕСФЕМШОПУФЙ Й РТ.). чП ЧУЕИ УМХЮБСИ ЧБЦОП ОБКФЙ ЧПУРЙФБФЕМШОЩЕ УТЕДУФЧБ ЧПЪДЕКУФЧЙС ОЕ ФПМШЛП ОБ ПДОПЗП ХЮЕОЙЛБ, ОП Й ОБ ЧУЕИ ЮМЕОПЧ ТЕЖЕТЕОФОПК ЗТХРРЩ, УФБТБСУШ УЧСЪБФШ ЙМЙ ЗБТНПОЙЮЕУЛЙ УПЮЕФБФШ ЙИ ЧОЕХЮЕВОЩЕ ЙОФЕТЕУЩ У ХЮЕВОЩНЙ.

уТЕДЙ РПДТПУФЛПЧ ЮБУФП ЫЙТПЛП ТБУРТПУФТБОСЕФУС Й МЕЗЛП ХЛТЕРМСЕФУС НОЕОЙЕ, ЮФП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ Й УФБТБФЕМШОП ХЮЙФШУС РПЪПТОП, ЮФП ФБЛ РПУФХРБАФ "ЪХВТЙМЩ" Й "ХЮЙФЕМШУЛЙЕ РПДИБМЙНЩ", ЧЩУЛПЮЛЙ Й ЛБТШЕТЙУФЩ, "НБНЕОШЛЙОЩ ДЕФЙ" ЙМЙ ЙОЖБОФЙМШОЩЕ УПЪДБОЙС, ОБРПНЙОБАЭЙЕ НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ. мЕОШ Ч ФБЛЙИ ЛМБУУБИ ЛПММЕЛФЙЧОП ПДПВТСЕФУС. ьФП РТПЙИПДЙФ Ч УЧСЪЙ У ЗПУРПДУФЧХАЭЙН Х РПДТПУФЛПЧ УФТЕНМЕОЙЕН ВЩФШ Й ЛБЪБФШУС ЧЪТПУМЩН, ПЧМБДЕЧБФШ ПВЭЕУФЧЕООП РПМЕЪОПК ДЕСФЕМШОПУФША. рПЬФПНХ ХЮБЭЙНУС УТЕДОЙИ ЛМБУУПЧ ЧБЦОП РПЛБЪБФШ ПВЭЕУФЧЕООП РПМЕЪОЩК ИБТБЛФЕТ ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ВПМШЫЕ ДБЧБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩИ ТБВПФ РП ХУЧБЙЧБЕНПНХ РТЕДНЕФХ Й РТЕДУФБЧМСФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧЙФШ УЧПА ЧЪТПУМПУФШ Ч ХЮЕВЕ. фПЗДБ ЛПМЙЮЕУФЧП МЕОЙЧЩИ, ОЕ ЦЕМБАЭЙИ ЪБОЙНБФШУС ЫЛПМШОЙЛПЧ ТЕЪЛП УПЛТБФЙФУС.

мЕОШ, Ч-РСФЩИ, ЪБЛТЕРМСЕФУС Х ОЕЛПФПТЩИ ЫЛПМШОЙПЧ Ч УЧСЪЙ У ОЕЧЕТОПУФША ЙИ ЧЪЗМСДПЧ ОБ УЕВС Й МАДЕК ЧППВЭЕ, Б ФБЛЦЕ ОЕВМБЗПРТЙСФОЩН ЧМЙСОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ЖБЛФПЧ. фБЛ, ЪБНЕФОБС ЮБУФШ ХЮБЭЙИУС РПДТПУФЛПЧПЗП Й АОПЫЕУЛПЗП ЧПЪТБУФПЧ ДБЦЕ ОЕ ДЕМБЕФ УБНПУФПСФЕМШОЩИ РПРЩФПЛ РТЕПДПМЕФШ УЧПА МЕОШ, УЮЙФБС УЕВС ВЕЪЧПМШОЩНЙ. пОЙ РПМБЗБАФ, ЮФП МЕОШ - ЧТПЦДЕООПЕ ЛБЮЕУФЧП. пДЙО, ДЕУЛБФШ, ТПДЙМУС ЮЕМПЧЕЛПН У УЙМШОПК ЧПМЕК, Б ДТХЗПК - УП УМБВПК. ьФП ДБЦЕ ОБ МЙГЕ ОБРЙУБОП, Й ОЙЮЕЗП ЪДЕУШ ОЕ РПДЕМБЕЫШ. рПЬФПНХ ЫЛПМШОЙЛБН ДБООЩИ ЧПЪТБУФПЧ ОБДП ТБЪЯСУОЙФШ, ЮФП ЧПМС ЧПУРЙФХЕНБ, ИПТПЫП ФТЕОЙТХЕФУС, ОП ФТЕВХЕФ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙИ Й РПДЮБУ ФТХДОЩИ ХУЙМЙК. лТПНЕ ФПЗП, ЙН ОБДП ТБУУЛБЪБФШ П РТЙЕНБИ ЕЕ ЧПУРЙФБОЙС Й РТЕДХРТЕДЙФШ ПФ УЕТШЕЪОЩИ ПЫЙВПЛ РТЙ ЧЩТБВПФЛЕ ОХЦОЩИ ЧПМЕЧЩИ ЛБЮЕУФЧ.

ч РПУМЕДОЙЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ЪБНЕФОПЕ ЮЙУМП РПДТПУФЛПЧ Й УФБТЫЕЛМБУУОЙЛПЧ ПФЛТЩФП ДЕНПОУФТЙТХАФ УЧПА МЕОШ Л ХЮЕВОЩН ЪБОСФЙСН, ДБЦЕ РПИЧБМСАФУС ЕА Й РТЕЪЙТБАФ УФБТБФЕМШОЩИ ХЮЕОЙЛПЧ ЪБ РТЙМЕЦБОЙЕ. пВЯСУОСАФ ПОЙ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ФЕН, ЮФП ПВТБЪПЧБООЩЕ, ЙОФЕММЙЗЕОФОЩЕ МАДЙ НБМП РПМХЮБАФ ДЕОЕЗ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧЕ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС НОПЗЙЕ ЗТБЦДБОЕ У ОЙЪЛЙН ПВТБЪПЧБФЕМШОЩН ХТПЧОЕН ЪБТБВБФЩЧБАФ ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕВМБЗПДБТС ЛПННЕТЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. оБДП ПФНЕФЙФШ, ЮФП ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ФБЛЙИ РПДТПУФЛПЧ УБНЙ ЪБОЙНБАФУС РТПДБЦЕК Й РЕТЕРТПДБЦЕК ЗБЪЕФ, УЙЗБТЕФ Й РТПЮЕЗП. ъДЕУШ УМЕДХЕФ ПВЯСУОЙФШ Й ХВЕДЙФШ РПДТПУФЛПЧ, ЮФП РПМПЦЕОЙЕ У ПРМБФПК МАДЕК ХНУФЧЕООПЗП ФТХДБ Ч ОБЫЕК УФТБОЕ ЧТЕНЕООПЕ, ЧЩЪЧБООПЕ ФТХДОПУФСНЙ РЕТЕИПДОПЗП РЕТЙПДБ. чЕДШ Ч ТБЪЧЙФЩИ УФТБОБИ ПРМБФБ ФТХДБ ТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ЪБОСФЩ РТПЖЕУУЙПОБМШОПК ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФША (ХЮЙФЕМЕК, ЧТБЮЕК, ЙОЦЕОЕТПЧ, ХЮЕОЩИ), ОЕ НЕОШЫЕ, Б ФП Й ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ (Ч 2 У МЙЫОЙН ТБЪБ) ТБЪНЕТБ УТЕДОЕК ЪБТБВПФОПК РМБФЩ РП УФТБОЕ. лТПНЕ ФПЗП, ОЕ МЙЫОЙН ВХДЕФ УЛБЪБФШ ЫЛПМШОЙЛБН, ЮФП ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС ЛПННЕТГЙС Х ОБУ ОПУЙФ ЮБУФЙ ЧЕУШНБ РТЙНЙФЙЧОЩК, Б ФП Й ЛТЙНЙОБМШОЩК ИБТБЛФЕТ. рП НЕТЕ ХЛТЕРМЕОЙС Ч тПУУЙЙ УПЧТЕНЕООЩИ ЖПТН ТЩОПЮОПЗП ИПЪСКУФЧБ ФТЕВПЧБОЙС Л ДЕМПЧЩН МАДСН ЙЪ ТБЪМЙЮОЩИ УЖЕТ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ВХДХФ УХЭЕУФЧЕООП ЧПЪТБУФБФШ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Л ЛБЮЕУФЧХ ПВЭЕК Й УРЕГЙБМШОПК ПВТБЪПЧБФЕМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ. оБЮОЕФ ТБУЫЙТСФШУС Й ХУМПЦОСФШУС ДЕСФЕМШОПУФШ Ч ОЕРПУТЕДУФУФЧЕООП РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УЖЕТЕ. дПУФБФПЮОП ЫЙТПЛЙЕ Й ЗМХВПЛЙЕ ЪОБОЙС ВХДХФ ОЕПВИПДЙНЩ ОЕ ФПМШЛП НЕОЕДЦЕТБН, ОП ФБЛЦЕ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООЩН ТБВПЮЙН Й ЖЕТНЕТБН.

ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ПРЙУБООЩИ ЧЩЫЕ ЫЛПМШОЙЛПЧ ДТХЗБС ЛБФЕЗПТЙС ХЮБЭЙИУС РТЕЛТБУОП ПУПЪОБЕФ, ЮФП МЕОШ - ПФТЙГБФЕМШОПЕ РПТЙГБЕНПЕ ЧЪТПУМЩНЙ ЛБЮЕУФЧП. пДОБЛП ЙУЛПТЕОСФШ ЕЕ Х УЕВС ПОЙ ОЕ ИПФСФ, Б РЩФБАФУС ХНЕМП НБУЛЙТПЧБФШ, ЧОХЫБФШ П УЕВЕ НОЕОЙЕ ЛБЛ П ТБВПФСЭЙИ МАДСИ. оБРТЙНЕТ, ДЕУСФЙЛМБУУОЙЛ лПУФС нПУФПЧПК ПФМЩОЙЧБМ ПФ ТБВПФЩ ОБ ХЮБУФЛЕ, ОП ЛПЗДБ РТЙЫЕМ ФПЧБТЙЭ У ЖПФПБРРБТБФПН, ПО РЕТЧЩК РПРТПУЙМ УЖПФПЗТБЖЙТПЧБФШ УЕВС, ЛПРБАЭЙН МПРБФПК ЪЕНМА. уЧПЕНХ ДТХЗХ лПМЕ, ЛПФПТЩК РПУФПСООП Й ДПВТПУПЧЕУФОП ТБВПФБМ ОБ ЫЛПМШОПН ХЮБУФЙЕ, ПО ДБЧБМ УПЧЕФЩ: "фЩ РТЙОЙНБЕЫШ ОЕЬЖЖЕЛФЙЩЕ РПЪЩ. оБ ЖПФПЛБТФПЮЛЕ ФЩ РПМХЮЙФШУС ОЕЧЩТБЪЙФЕМШОП. уНПФТЙ ОБ НЕОС!" дЕКУФЧЙФЕМШОП, МЕОЙЧЩК лПУФС ЧЩЗМСДЕМ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ОБ ЖПФПЗТБЖЙЙ РПДМЙООЩН ЗЕТПЕН ФТХДБ, ОЕ Ч РТЙНЕТ РТЙМЕЦОП ТБВПФБЧЫЙН, Б ОЕ РПЪЙТПЧБЧЫЙН РЕТЕД ЖПФПБРРБТБФПН ПДОПЛМБУУОЙЛБН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ФБЛЙИ ХЮБЭЙИУС НБУЛЙТХАФ УЧПЕ ОЕЦЕМБОЙЕ ФТХДЙФШУС ДПНБ ХЮЕВОЩНЙ ЪБДБОЙСНЙ, Б Ч ЫЛПМЕ - ДПНБЫОЙНЙ РПТХЮЕОДСНЙ. йЪЦЙЧБЕФУС РПДПВОБС ИЙФТПУФШ Й МЕОПУФШ Ч ЛПММЕЛФЙЧЕ Й УЕНШЕ, ЮМЕОЩ ЛПФПТЩИ ХНЕАФ УЧПЕЧТЕНЕООП РТПОБВМАДБФШ Й ПГЕОЙФШ УФЕРЕОШ ФТХДПЧЩИ ХУЙМЙК ТБУФХЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

оЕЛПФПТЩЕ ХЮЕОЙЛЙ ЪБОЙНБАФУС УБНППВНБОПН. мЕОШ ЧЪСФШУС ДПНБ ЬБ РПДЗПФПЧЛХ ФТХДОЩИ ДМС ОЙИ ХЮЕВОЩИ РТЕДНЕФПЧ, ПОЙ ЧУСЮЕУЛЙ ПФФСЗЙЧБАФ ЧТЕНС ЪБОСФЙК: фп ЙЭХФ ЛБЛПК-ФП ДТХЗПК "УТПЮОПК" ДЕСФЕМШОПУФЙ, ФП УЮЙФБАФ, ЮФП ЕЭЕ ОЕ ПФДПИОХМЙ ПФ ХТПЛПЧ. оБЛПОЕГ, УБДСУШ ЪБ УФПМ ДМС РТЙЗПФПЧМЕОЙС ДПНБЫОЙИ ЪБДБОЙК, ПОЙ ОБЮЙОБАФ У МЕЗЛЙИ РТЕДНЕФПЧ, "ТБУЛБЮБФШУС" Й "ОБЛПРЙФШ УЙМЩ" ДМС ФТХДОЩИ. оП ОБ РПУМЕДОЙЕ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧТЕНЕОЙ Й ХНУФЧЕООЩИ УЙМ ПУФБЕФУС НБМП. фБЛЙН ЫЛПМШОЙЛБН ОБДП РТСНП УЛБЪБФШ, ЮФП РПДПВОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ СЧМСЕФУС РТПСЧМЕОЙЕН МЕОЙ. юФПВЩ ЕЕ ЙЪВЕЦБФШ, ОБДП РПНПЮШ ХЮБЭЕНХУС УПУФБЧЙФШ ТБЪХНОЩК ТБУРПТСДПЛ ДОС Й ДПНБЫОЙИ ЪБОСФЙК Й УМЕДПЧБФШ ЕНХ. рТЙЮЕН ОБЮЙОБФШ ОБДП У ФТХДОЩИ РТЕДНЕФПЧ, Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЮЕТЕДХС ЙИ У МЕЗЛЙНЙ: чБЦОП РПНПЮШ ФБЛЙН ЫЛПМШОЙЛБН ЧПУРЙФБФШ Х УЕВС ОБУФПКЮЙЧПУФШ Й ГЕМЕХУФТЕНМЕООПУФШ.

уМХЮБК ОЕЦЕМБОЙС ХЮЙФШУС Й ФТХДЙФШУС ЧППВЭЕ ЧУФТЕЮБАФУС ТЕЦЕ, ЮЕН РТПСЧМЕОЙС МЕОЙ Ч ПРТЕДЕМЕООЩИ ХУМПЧЙСИ. оБРТЙНЕТ, ОЕЛПФПТЩЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ХЮБФУС РП ОБУФТПЕОЙА: ФП ХЧМЕЮЕООП Й РТПДПМЦЙФЕМШОП, РПМХЮБС ПФМЙЮОЩЕ Й ИПТПЫЙЕ ПФНЕФЛЙ, ФП ПИМБДЕЧБАФ Л ХЮЕВЕ Й ЪБВТБУЩЧБАФ ХЮЕВОЩЕ ЪБОСФЙС, ДБЦЕ РТПРХУЛБАФ ХТПЛЙ. фБЛЙИ МАДЕК Й РПДТПУФЛПЧ ОБДП ХЮЙФШ ХНЕОЙА РПВЕЦДБФШ УЧПЕ РМПИПЕ, ОБУФТПЕОЙЕ, a ОЕ ВЩФШ ЕЗП ТБВПН. нОПЗЙЕ ХЮБЭЙЕУС ЧЛМАЮБАФУСЙМЙ ЧЩЛМАЮБАФУС ЙЪ ХЮЕВОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ РПМХЮБЕНЩИ ПФНЕФПЛ. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЙИ, РПМХЮЙЧ РМПИХА ПГЕОЛХ, ОЕ НПВЙМЙЪХАФУС, Б ТБУУМБВМСАФУС, УОЙЦБАФ РТЙМЕЦБОЙЕ. дТХЗЙЕ, ОБРТПФЙЧ, РЕТЕУФБАФ ЪБОЙНБФШУС, РПМХЮЙЧ ИПТПЫХА ПФНЕФЛХ. рТЙ ЬФПН ПОЙ ХЮЙФЩЧБАФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ПРТПУБ ХЮБЭЙИУС ЛМБУУБУУБ РТЕРПДБЧБФЕМЕН. фБЛ, ДЕЧСФЙЛМБУУОЙЛ чБУС ыХЧБМПЧ РПУМЙ РПМХЮЕОЙК ПФМЙЮОПК ПФНЕФЛЙ РП ТХУУЛПНХ СЪЩЛХ ОЕУЛПМШЛП ДОЕК УПЧУЕН РЕТЕУФБМ ЗПФПЧЙФШУС Л ХТПЛБН РПЬФПНХ РТЕДНЕФХ. уЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ПО ПВЯСУОСЕФ ФБЛ: "хЮЙФЕМШОЙГБ ФЕРЕТШ ВХДЕФ ЧПДЙФШ РБМШГЕН РП ЧЕТИХ ЦХТОБМБ. дП ЫЙРСЭЙИ ДЕМП ОЕ УЛПТП ДПКДЕФ!" юФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ЬФПЗП ЮБУФП ЧУФТЕЮБАЭЕЗПУС СЧМЕОЙС Ч ЫЛПМШОПК ЦЙЪОЙ, ХЮЙФЕМА УМЕДХЕФ УРТБЫЙЧБФШ ОЕПЦЙДБООП. зМБЧОПЕ УТЕДУФЧП ЙУЛПТЕОЕОЙС МЕОЙ Ч ФПН, ЮФПВЩ ХЮЕОЙЛБН гЕМЙ Й ЪБДБЮЙ ЪБОСФЙК РП ДБООПНХ РТЕДНЕФХ ВЩМЙ СУОЩ Й ЙОФЕТЕУОЩ. оБ ЬФПК ПУОПЧЕ Х ХЮБЭЙИУС НПЦОП ВЕЪ ВПМШЫЙИ ФТХДОПУФЕК ЧЩТБВПФБФШ РТЙЧЩЮЛХ ТБВПФБФШ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ Й РТЙМЕЦОП. рТЙЮЕН РПДПВОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ОБДП ЧЩТБВПФБФШ Х ЫЛПМШОЙЛБ ЛП ЧУЕН ХЮЕВОЩН РТЕДНЕФБН, Б ОЕ ФПМШЛП Л ОТБЧСЭЙНУС ЕНХ. фТЕВХЕФУС ХВЕДЙФШ ХЮЕОЙЛБ, ЮФП ПВЭЕЕ пВТБЪПЧБОЙЕ СЧМСЕФУС ЖХОДБНЕОФПН РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП; ПФЛТЩЧБЕФ РХФШ Л РПУФЙЦЕОЙА ДХИПЧОЩИ УПЛТПЧЙЭ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ;

оЕТЕДЛП Х ТПДЙФЕМЕК, ВЕЪ НЕТЩ ПРЕЛБАЭЙИ УЧПЙИ ДЕФЕК, Ч УЕНШЕ ТБУФХФ МЕОФСЙ. фБЛЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ РМПИП ХЮБФУС ОБДЕСУШ ОБ ФП, ЮФП УФБТЫЙЕ ЧУЕЗДБ ЙИ ВХДХФ ЪБЭЙЭБФШ УЧПЙН БЧФПТЙФЕФПН Й ПВЕУРЕЮЙЧБФШ НБФЕТЙБМШОП. ьФП ДЕФЙ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЙМЙ РТПУФП ДПУФБФПЮОП УПУФПСФЕМШОЩИ ТПДЙФЕМЕК. мЕОШ Х ОЙИ ЮБУФП УПЮЕФБЕФУС У ЙОЖБОФЙМЙЪНПН. йН ОБДП ПВЯСУОЙФШ, РПЮЕНХ ОЕМШЪС ЧУЕЗДБ ТБУУЮЙФЩЧБФШ ОБ ТПДЙФЕМЕК, Й ЧПУРЙФЩЧБФШ Х ОЙИ ФТХДПМАВЙЕ, УБНПУФПСФЕМШОПУФШ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ.

оБДП РТЕДПУФЕТЕЮШ ХЮЙФЕМЕК Й ТПДЙФЕМЕК ПФ МПЦОПЗП РПОЙНБОЙС МЕОЙ. оЕМШЪС УЮЙФБФШ МЕОША, ОЕЦЕМБОЙЕ ТЕВЕОЛБ ХЮЙФШУС, ЕУМЙ ЬФП УЧСЪБОП У ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕН ЛБЛПК-МЙВП ВПМЕЪОЙ. йЪЧЕУФЕО УМХЮБК, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ЙЗОПТЙТПЧБМЙ ЦБМПВЩ УЩОБ-УЕНЙЛМБУУОЙЛБ ОБ ОЕЪДПТПЧШЕ Й РПУЩМБМЙ ЕЗП УДБЧБФШ ЬЛЪБНЕОЩ Ч ЫЛПМЕ. дЕМП ЕДЧБ ОЕ ПЛПОЮЙМПУШ ФТБЗЙЮЕУЛЙ: Х НБМШЮЙЛБ ПВОБТХЦЙМЙ ЪБРХЭЕООХА РОЕЧНПОЙА. еЗП У ФТХИПН УРБУМЙ ЮБУФЩ УМХЮБЙ, ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ Й ХЮЙФЕМС РПВХЦДБАФ ДМЙФЕМШОП ВПМЕЧЫЕЗП ТЕВЕОЛБ РПВЩУФТЕЕ МЙЛЧЙДЙТПЧБФШ УЧПЕ ПФУФБЧБОЙЕ Ч ХЮЕВЕ. пОЙ ОЕ РПОЙНБАФ ФПЗП, ЮФП ПТЗБОЙЪН ТЕВЕОЛБ ПУМБВМЕО ВПМЕЪОША, ЕНХ ФТХДОЩ УТБЪХ ВПМШЫЙЕ ОБЗТХЪЛЙ, ОХЦОП ЧТЕНС ДМС РПМОПЗП ЧПУУФБОПЧМЕОЙС УЙМ. оБРТПФЙЧ, ПФУФБЧБОЙЕ ФБЛПЗП ТЕВЕОЛБ Ч ХЮЕВЕ ЧЪТПУМЩЕ ОЕТЕДЛЙ МПЦОП УЧСЪЩЧБАФ У ТБЪЧЙЧЫЕКУС ПФ ВЕЪДЕМШС МЕОША. ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ ЧПУМЙФБФЕМСН УМЕДХЕФ РПЗПЧПТЙФШ П УБНПЮХЧУФЧЙЙ ТЕВЕОЛБ У ОЙН УБНЙН Й У ЧТБЮПН Й УПЧНЕУФОП ОБНЕФЙФШ РМБО РТЕПДПМЕОЙС ФТХД-ОПУФЕК.

оЕТЕДЛП МЕОЙЧЩНЙ УЮЙФБАФ ДЕФЕК, УФТЕНСЭЙИУС ВПМШЫЕ ВЩЧБФШ ОБ ХМЙГЕ Й ЮБЭЕ ПВЭБФШУС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ. п ТБУРТПУФТБОЕООПУФЙ РПДПВОПК ПГЕОЛЙ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ ПВУМЕДПЧБОЙЕ НОПЗЙИ НПУЛПЧУЛЙИ Й РПДНПУЛПЧОЩИ ЫЛПМШОЙЛПЧ ТБЪМЙЮОЩИ oЛМБУУПЧ. пОП ВЩМП РТПЧЕДЕОП Ч УЕТЕДЙОЕ 80-И ЗПДПЧ УПФТХДОЙЛБНЙ ЛБЖЕДТ РЕДБЗПЗЙЛЙ Й РУЙИПМПЗЙЙ нПУЛПЧУЛПЗП РЕДБФПЗЙЮЕУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ. ч ЮЙУМЕ НЕФПДПЧ ЙЪХЮЕОЙС ЫЛПМШОЙЛПЧ ВЩМП БОЛЕФЙТПЧБОЙЕ. пДЙО ЙЪ ЧПРТПУПЧ БОЛЕФЩ ЗМБУЙМ; "юФП ФЩ ИПФЕМ ВЩ ДЕМБФШ Ч УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС?" рТЕПВМБДБАЭЙН ПФЧЕФПН ВЩМП: "ЗХМСФШ". хЮЙФЕМС ЫЛПМ ПВЯСУОЙМЙ ФБЛПК ПФЧЕФ РП РТЕЙНХЭЕУФЧХ МЕОПУФША УПЧТЕНЕООЩИ ХЮБЭЙИУС, ЙИ ОЕЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФША "УЕТШЕЪОЩНЙ" ХЮЕВОЩНЙ РТЕДНЕФБНЙ. пДОБЛП ЙЪХЮЕОЙЕ ТЕЦЙНБ ДОС ЬФЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ Й ВЕУЕДЩ У ОЙНЙ РПЛБЪБМЙ, ЮФП ОБМЙГП ОЕХНЕОЙЕ ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ ВЩУФТП ТЕЫБФШ ХЮЕВОЩЕ ЪБДБЮЙ, Б ФБЛЦЕ РЕТЕЗТХЪЛБ ДПНБЫОЙОЙ ЪБДБОЙСНЙ РПЮФЙ РП ЧУЕН ЫЛПМШОЩН ДЙУГЙРМЙОБН. уМЕДУФЧЙЕН ЬФПЗП СЧМСМПУШ ДМЙФЕМШОПЕ ОБИПЦДЕОЙЕ Ч РПНЕЭЕОЙЙ, ОЕИЧБФЛБ УЧЕЦЕЗП ЧПЪДХИБ Й ДЧЙЦЕОЙЙ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСМБУШ ЧБЦОЕКЫБС РПФТЕВОПУФШ МАДЕК Ч ЖЙЪЙЮЕУЛПК БЛФЙЧОПУФЙ. рПЬФПНХ ХЛБЪБООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ДЕФЕК УМЕДХЕФ УЮЙФБФШ ЧРПМОЕ ПВПУОПЧБООЩН Й УРТБЧЕДМЙЧЩН. л ФПНХ ЦЕ ДЕЖЙГЙФ ПВЭЕОЙС УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ ФПЦЕ ЛТБКОЕ ОЕВМБЗПРТЙСФОП ЧМЙСЕФ ОБ РУЙИЙЛХ ЫЛПМШОЙЛПЧ, ПУПВЕООП РПДТПУФЛПЧ. чЕДШ Х РПУМЕДОЙИ ПВЭЕОЙЕ СЧМСЕФУС ЧЕДХЭЕК ДЕСФЕМШОПУФША.

нЩ ОЕ НПЦЕН ФБЛЦЕ УЮЙФБФШ МЕОЙЧЩН ТЕВЕОЛБ, ОЕ ЪОБАЭЕЗП ЪБЮЕН, РПЮЕНХ Й ЛБЛ ЕНХ ОБДП ЪБОЙНБФШУС ЛБЛЙН-МЙВП ДЕМПН. оБРТЙНЕТ, НОПЗЙЕ ЫЛПМШОЙЛЙ ХЛМПОЙФУС ПФ УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПЗП ЧЩРПМОЕОЙС РПТХЮЕОЙК ТПДЙФЕМЕК РП ДПНХ. ьФП ЮБУФП РТПЙУИПДЙФ, РПФПНХ ЮФП ЫЛПМШОЙЛЙ ОЕ РПОЙНБАФ, РПЮЕНХ ЙНЕООП ОП ПОЙ ДПМЦОЩ ЮФП-МЙВП ДЕМБФШ Ч УЕНШЕ. й УЮЙФБАФ ЬФЙ РПТХЮЕОЙС ЛБРТЙЪПН ЧЪТПУМЩИ, ОЕОХЦОЩН ВТЕДОЕН, ПФЧМЕЛБАЭЙН ЙИ ПФ ЙОФЕТЕУОЩИ ДЕМ. тЕВЕОЛХ УМЕДХЕФ ТБЪЯСУОЙФШ, ЮФП ЖЙЪЙЮЕУЛЙК ФТХД РП ДПНХ РПМЕЪЕО РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЕНХ. тЕВЕОПЛ ДЕМБЕФ ФБЛЦЕ ОХЦОПЕ ДЕМП Й ДМС УЕНШЙ, рПНПЗБС ТПДЙФЕМСН Й Ф. Д. лПОЕЮОП, ТЕВЕОЛХ ОБДП РПЛБЪБФШ, ЛБЛ УМЕДХЕФ ЧЩРПМСФШ ТБВПФХ. фБЛ, ЮЕФЩТЕИЛМБУУОЙЛ нЙФС о. ТБЕЫЙМ РПНПЮШ НБНЕ Й ЧЩНЩМ РПМ Ч ЕЕ ПФУХФУФЧЙЕ. рП ОЕПРЩФОПУФЙ ПО ФПМШЛП ТБЪНЩМ ЗТСЪШ. рТЙЫЕДЫБС ДПНПК НБНБ ОЕПДПВТЙФЕМШОП ПФОЕУМБУШ Л ФБЛПНХ НЩФША РПМПЧ Й ТБЪДТБЦЕООП РТЕДМПЦЙМБ УЩОХ ВПМШЫЕ ЬФПЗП ОЕ ДЕМБФШ. тЕЪХМШФБФПН ВЩМП ФП, ЮФП НБМШЮЙЛ ОБДПМЗП ХФТБФЙМ ПИПФХ ДЕМБФШ ЮФП-МЙВП РП ДПНХ. нБНЕ УМЕДПЧБЧБМП Ч МАВПН УМХЮБЕ РПИЧБМЙФШ УЩОБ ЪБ ЙОЙГЙБФЙЧХ, РПЛБЪБФШ, ЛБЛ ОБДП ЬФП ДЕМП ЧЩРПМОСФШ. б ЕУМЙ ПОБ ВПСМБУШ ЖЙЪЙЮЕУЛЙ РЕТЕЗТХЪЙФШ ТЕВЕОЛБ, ФП ПФЧЕМБ ВЩ ДМС НЩФШС ПЗТБОЙЮЕООЩК ХЮБУФПЛ РПМБ Ч ЛПНОБФЕ.

пУОПЧОЩН РХФЕН РТЕПДПМЕОЙС МЕОЙ СЧМСЕФУС ЧПУРЙФБОЙЕ РПФТЕВОПУФЙ Ч ФТХДЕ. вЕЪ ФБЛПК РПФТЕВОПУФЙ ВЕУРПМЕЪОП ХЛПТСФШ МЕОФСС ЪБ ОЕУДЕМБООЩЕ ДЕМБ: ЧПУРЙФБФЕМА Ч ЬФЙИ ХУМПЧЙСИ ОЕ ОБ ЮФП ПРЕТЕФШУС. оБРПНОЙН, ЮФП ФТХДПМАВЙЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТЙ ХУРЕИЕ Ч ЛБЛПК-МЙВП ДЕСФЕМШОПУФЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ХЮЕВОПК, ТБДПУФОПН РЕТЕЦЙЧБОЙЙ ЬФПЗП ХУРЕИБ Й ЦЕМБОЙЙ ЧУЕ ЮБЭЕ ЧЛМАЮБФШУС Ч РТПГЕУУ ФТХДБ Й ХЮЕВЩ. рТЙ ХУФПКЮЙЧПУФЙ Х ХЮБЭЕЗПУС РПДПВОПЗП РУЙИЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ЧПЪОЙЛБАФ ХУМПЧЙС ДМС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ТБЪЧЙФЙС Х ОЕЗП ФБЛЙИ ЮЕТФ ИБТБЛФЕТБ, ЛБЛ РТЙМЕЦБОЙЕ, ДПВТПУПЧЕУФОПУФШ, УФБТБФЕМШОПУФШ Й ПВСЪБФЕМШОПУФШ. чП НОПЗПН РПНПЗБАФ ЪДЕУШ, ХВЕЦДЕОЙС Й ТБЪЯСУОЕОЙС. юБУФП ВЩЧБЕФ ОЕМШЪС ПВПКФЙУШ ВЕЪ НЕФПДПЧ РППЭТЕОЙС Й ОБЛБЪБОЙС. рТЙНЕОСС ОБЗТБДЩ, ОБДП УФТЕНЙФШУС Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ЮФПВЩ ЫЛПМШОЙЛ РПМХЮБМ ОБЙВПМШЫЕЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ ПФ УБНПК ХЮЕВОПК Й ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЕЕ ТЕЪХМШФБФПЧ. хРПТОПЕ УПИТБОЕОЙЕ МЕОЙ ОЕ ДПМЦОП ПУФБФШУС ВЕЪ ОБЛБЪБОЙС. ч ЛБЮЕУФЧЕ ФБЛПЧПЗП ЪДЕУШ ЙУРПМШЪХАФУС МЙЫЕОЙЕ РПДБТЛБ, ЛБЛПЗП-МЙВП ВЩФПЧПЗП ХДПЧПМШУФЧЙС, УФТПЗЙК ЧЩЗПЧПТ. пДОБЛП ОБЛБЪБОЙЕ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ ХУФТБЫБАЭЙН Й РТЙОЙЦБАЭЙН ДПУФПЙОУФЧП ТЕВЕОЛБ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ОБДП ЙУЛМАЮЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЫЛПМШОЙЛБ. оБУЙМШУФЧЕООПЕ РПВХЦДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ Л ХЮЕВЕ Й ФТХДХ ЧЩЪЩЧБЕФ ПВТБФОЩК ЬЖЖЕЛФ: ПФЧТБЭЕОЙЕ Л ДЕСФЕМШОПУФЙ, ВЕЪТБДПУФОПУФШ УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ТЕЪЛПЕ РБДЕОЙЕ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ.

чПУРЙФБФЕМШОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ МЕОЙЧЩИ УМЕДХЕФ РТЕДРТЙОЙНБФШ У ХЮЕФПН ЙИ ЧПЪТБУФОЩИ Й ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ПУПВЕООПУФЕК. оБРТЙНЕТ, Х НМБДЫЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ НЩ ЮБЭЕ ЙНЕЕН ДЕМП ОЕ У МЕОША, Б У ОЕПТЗБОЙЪПЧБООПУФША. пОЙ ИПФСФ ИПТПЫП ХЮЙФШУС, ОП ОЕ ХНЕАФ УПВМАДБФШ ТБУРПТСДПЛ ДОС: УМЙЫЛПН ДПМЗП ЙЗТБАФ У ТПЧЕУОЙЛБНЙ ОБ ХМЙГЕ, ЙН ОЕ ИЧБФБЕФ ЧТЕНЕОЙ ОБ РПДЗПФПЧЛХ ХТПЛПЧ Й УЙМ, ЮФПВЩ ОБЧЕТУФБФШ РПФПН ХРХЭЕООПЕ. ч ЬФПН ЙН ОБДП РПНПЮШ. х РПДТПУФЛПЧ ЧБЦОП РТЕПДПМЕФШ НОЕОЙЕ, ЮФП ХЮЕВБ - ЬФП ДЕСФЕМШОПУФШ ДМС НБМЕОШЛЙИ ДЕФЕК Й "ЪХВТЙМ", Б ФБЛЦЕ РТЕДПУФБЧЙФШ ЙН ЧПЪНПЦОПУФШ РТПСЧЙФШ УЧПА ЧЪТПУМПУФШ ОБ ХТПЛБИ Ч ЫЛПМЕ.

ч.з.уФЕРБОПЧ "рУЙИПМПЗЙС ФТХДОЩИ ЫЛПМШОЙЛПЧ"

Что такое лень? По сути – это отсутствие мотивации, нежелание делать что-либо, так как человек просто не видит в этом смысла. Из определения становится понятно, что подростковая лень обуславливается тем, что чадо просто не видит мотива что-либо делать. Подросший ребенок не осознает в полной мере к чему ему нужна эта школа, сто тысяч дополнительных занятий, домашние дела. Задачей родителей является не просто заставить детку выполнить то, что надо, а придумать мотивацию. Важно вызвать у ребенка собственное желание делать то, что необходимо для его же блага.

1) Взаимная выгода.

Первый путь «замотивировать» ребенка – договориться с ним, что за выполнение определенного рода действий, обязанностей, вы претворяете в жизнь некоторое обещание. Естественно, что за ежедневную уборку в комнате или ежедневную помощь по дому будет одна награда, а за отличные успехи в учебе – сын или дочь могут рассчитывать на что-то более крупное и значимое. Здесь важен один момент, договариваясь – не стоит обещать ребенку то, что вы сделать не сможете. Надо в любом случае выполнить обещанное, иначе вы можете раз и на всегда потерять детское доверие.

2) Ты можешь все!

Попробуйте передать ребенку в руки ответственность за выполнение его обязанностей целиком и полностью. Торжественно пообещайте ему, что впредь за порядок в его комнате или сбор рюкзака в школу ответственность будет лежать только на нем.

Самое главное здесь, набраться побольше терпения. Так как ребенок наверняка на первых порах будет лениться, забывать и откладывать все на потом. Но, в то же время чадо научится извлекать уроки из собственных ошибок и упущений. Забыл принести в школу тетрадь с домашней работой? Получил замечание. Не положил на любимую тренировку кроссовки? Ушел домой без тренировки. Не убрал комнату? Не смог пригласить туда друзей.

Таким образом, ребенок научится делать выводы к чему его приводит собственная лень. Постарается тщательно выполнять те дела, за какие он отвечает.

3) Финансовая мотивация.

Некоторым детям хочется иметь больше карманных денег, что вполне можно обыграть в вашу пользу. Составьте некий прейскурант с описание дел, за которые ребенок сможет получать деньги. Этот метод действительно хорошо мотивирует подростков, но тут важно чувствовать тонкую грань, чтобы не допустить ситуации, когда чадо не захочет помогать и делать что-либо бесплатно.

4) Впечатления в обмен на лень.

Придумайте поощрения для ребенка в виде положительных эмоций и новых впечатлений. Это может быть интересная поездка, поход в кино, кафе, театр, на каток. Обсудите систему поощрений, узнайте, где бы ваш ребенок хотел побывать. Предложите чаду за выполнение ряда рутинный, каждодневных дел - отправиться туда, куда он хочет.

5) Личный пример.

Прежде чем начинать ругать ребенка за его лень и нежелание вообще чем-либо заниматься обдумайте, а какой пример подаете вы? Если родители придерживаются активной жизненной позиции, стараются делать все легко, непринужденно, с улыбкой на лице, тогда и дети станут придерживаться подобной линии поведения.

Проводите профилактику лени до ее появления. Поддерживайте детские желания, считайтесь с его увлечениями. Спрашивайте чадо, что ему интересно, о чем он мечтает, где бы он хотел побывать! Если родители с детства показывают своим детям, как интересно жить на свете, то вряд такой ребенок станет переживать приступы лени в подростковом периоде, ведь вокруг столько всего интересного!

Как бороться с ленью у ребенка – это вопрос, который задавал себе хоть раз каждый родитель. Очень часто можно услышать жалобы родителей на то, что их дети ничем не интересуются и ничего не хотят делать. Первым делом нужно выяснить основные причины, почему малыш ленится, а потом уже предпринимать какие-либо меры для того, чтобы это преодолеть.

Основные причины

Психологи не выделяют каких-либо особых причин лени у ребенка. Все дело в самих родителях и их подходе к воспитанию детей. Нельзя заставлять малыша делать что-то «из-под палки». В таком случае он будет еще больше упрямиться и делать все через свое детское «не хочу».

Детям нужно объяснять все, что Вы их просите сделать. Например, «убери игрушки с пола» звучит, как вызов для ребенка ничего не делать. А вот фраза «убери, пожалуйста, все игрушки на свои места, иначе ты сам споткнешься, упадешь и сделаешь себе больно» звучит уже по-другому. Чадо видит причинно-следственную связь и понимает, что если этого не сделать, то будет только хуже.

Важно помнить, что лень – это некая защитная реакция психики человека. Именно поэтому важно не искать истинную причину лени у ребенка, а важно понять свое дите. Родителям важно понимать, что чувствует малыша, что у него на уме. Только в таком случае они будут знать, как бороться с детской ленью, и какие методы будут наиболее эффективны в их случае.

Мотивация – основа борьбы

Побороть лень у ребенка не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Борьба может напоминать войну с ветряными мельницами. Как уже было сказано, для того, чтобы маленький человечек не ленился что-то делать, он должен понимать, для чего это нужно. Это касается, кстати говоря, не только детей, но и многих взрослых.

Мотивация какой-либо деятельности – это очень сложный и можно сказать, вечный вопрос. На этот счет написана не одна научная диссертация, огромное количество научных работ. Каждый родитель должен найти свой подход к своему малышу или подростку.

Некоторые дети готовы горы сворачивать только ради того, чтобы услышать от родителей слова похвалы. Они готовы делать все возможное и невозможное только из-за того, что родители будут ими гордиться. У младших школьников это проявляется чаще всего в учебе. Это можно и использовать в качестве метода, как побороть лень у ребенка.

Но, с другой стороны, одаривать ребенка похвалой, вниманием и заботой только из-за того, что он выполнил просьбу родителя – это тоже неправильно. Дите должно понимать, что его любят не только из-за того, что что-то сделано, а просто за то, что он есть на свете. Не стоит скупится на любовь и заботу и в другие моменты жизни. Однако, когда дитя выполнило вашу просьбу, его можно похвалить с особым азартом и блеском в глазах.

Еще сложнее вопрос, как бороться с ленью у подростка. В этом возрасте дети очень уязвимы и практически не прислушиваются к мнению родителей. Это сложный возраст, который проживает каждый человек в своей жизни. Подростки чаще всего организовывают свои группы и компании со своими требованиями и правилами. Каждый член группы старается следовать им и скрывает, если что-то делает не по правилам. Родители в таком случае отходят на второй план и перестают быть авторитетами.

Тогда ребенок может наотрез отказаться выполнять просьбы родителей просто потому, что в его компании это будет считаться «не модно». В таком случае родители должны вступить в роль воспитателей и постараться найти подход к своему чаду. В первую очередь нужно научить его тому, что мнение – это самое важное, что может быть.

Каждый человек должен научиться отстаивать свое мнение, в какой бы ситуации он не был. Нужно дать понять ребенку, что если кто-то считает какое-либо действие неправильным, то это не означает, что его мнение является верным. Тем более, если у человека есть свое мнение на этот счет. Нужно смотивировать подростка покинуть эту группу. Но, сделать это нужно так, как будто человек самостоятельно пришел к такому выводу.

Любимое дело

Еще один эффективный способ, как отучить ребенка от лени – найти ему занятие по душе. Самое главное, что могут сделать родители – помочь своему чаду обрести и найти себя. Они должны помочь понять ему, что действительно он хочет делать в жизни, и чем хотел бы заниматься. Только тогда, когда человек будет находиться в полной гармонии с самим собой, он не будет лишний раз лениться и воспринимать все просьбы о помощи «в штыки». Тогда и никакие способы борьбы не нужны будут.

Для того, чтобы этого достигнуть, родители, в первую очередь, должны внимательно следить за всеми интересами своего ребенка. Совершенно неважно, если в Вашей семье каждое поколение – это прирожденные художники. Вполне возможно, что малыш увлечется больше наукой или музыкой. Нельзя забирать у него этот интерес и прививать свой. Тогда ему все занятия будут «невмоготу» и ни к чему хорошему это не приведет.

На первых порах не ленитесь, и поддерживайте ребенка во всех его начинаниях. Каждый родитель должен проявлять интерес к тому, что нравится его дитю. Тогда человек будет видеть поддержку и опору со стороны самых близких людей, и в других ситуациях, когда Вам нужна будет помощь, он не откажет.

Нельзя полностью погружать ребенка в его хобби. Дело должно приносить удовольствие, а не усталость. Поэтому, у каждого чада должно быть свое свободное время. Он должен, как и все дети играть, дурачиться и заниматься тем, чем хочет.

Несколько хитростей

В воспитании детей не обходится без огромного количества хитростей со стороны родителей. Именно они расскажут, как избавить ребенка от лени быстро, а главное – на долгие годы.

  • Первая хитрость заключается в музыке. Для многих людей, не только детей, музыка является настоящим спасением. Именно под любимую песню они могут выполнить даже самое нежеланное дело с легкостью. Поэтому, если Вы попросили о чем-то своего малыша, не запрещайте включать его любимую музыку, даже, если она вам не по душе.
  • В любое дело, даже самое важное, можно добавить обыкновенные элементы простой игры. Эта хитрость поможет избавить маленького человечка от лени. Любое скучное дело можно обыграть таким образом, что у ребенка у самого появится желание его выполнить. В этом случае все зависит от фантазии родителей и от того, смогут ли они найти подход к своему чаду.
  • Соперничество – это еще одна хитрость, которая поможет привлечь ребенка к делу. Дух соперничества есть практически в каждом человеке. Поэтому, если вы с ребенком будете друг с другом соревноваться, то это только подогреет его интерес к делу. Он забудет о том, что не хотел делать, а будет стремиться к тому, чтобы сделать все идеально и одержать победу. Конечно же, Вам в этом нужно будет немного помочь – поддаться. Тогда у дитя возникнет полный восторг от проделанной работы, и в следующий раз он точно не откажется.
  • Можно также научить ребенка вести, так называемый «Дневник полезных дел». Назвать его Вы можете так, как считаете нужным. Туда дите будет записывать все свои важные и полезные дела. А Вы ему за это будете выставлять баллы. При достижении определенной отметки можно побаловать ребенка любимой конфетой или походом в зоопарк. Тогда у чада появится стимул что-то делать и помогать родителям, так как он будет знать, что за это он непременно получит награду.

Как видим, бороться с ленью у ребенка хоть и непростое, но интересное занятие. Особенно, если подходить к нему с фантазией. Главное, чтобы вы понимали, что насильно ни один человек ничего не будет делать с удовольствием и качественно. Каждого человека, даже самого маленького, нужно направить в необходимое русло и дать ему хорошую мотивацию. Только в этом случае можно побороть лень и развить у ребенка чувство, что родителям нужно всегда и во всем помогать.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх