Комплекс дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего возраста. Картотека на тему: Картотека игр по сенсорному развитию

Ксения Ефимова
Игры для сенсорного развития детей средней группы

Игры для сенсорного развития детей средней группы

Д. И. «Картинка из фигур»

Цель : развивать умение дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие; развивать воображение , творческие способности детей .

Правила игры :

Педагог демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Д. И. «Кораблик»

Цель : Развивать умение различать по форме и размеру геометрические фигуры; развивать пространственное воображение, активное внимание, наблюдательность, моторно-слуховую память.

Правила игры :

Детям раздаются фигуры для ознакомления. Педагог показывает, как можно выложить кораблик (парусник) . Это делается поэтапно, чтобы дети хорошо усвоили порядок «построения» парусника из фигур. После того как воспитатель закончит выкладывание своего парусника, он, не убирая его изображение, предлагает детям самим построить свои кораблики из тех фигур, которые раздали.

Д. И. «Спрячь мышку»

Цель : Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши. Развивать внимание , мышление.

Правила игры : Педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные : круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты.

Наступило утро, открывайте окошки.

Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела.

Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Игра проводится 2-3 раза.

Д. И. «Бабочки»

Цель : Развивать умение обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; развивать умение выбирать объекты из двух заданных цветов из четырех возможных.

Правила игры : Педагог предлагает каждому ребенку посадить на свои поля бабочек двух цветов. На четырехцветное панно ребенок должен положить, например, красных и синих бабочек, размещая их на части поля, соответствующего по цвету этим бабочкам (в данном случае на красное и синее поля) . Дети выполняют задания 3-4 раза со сменой парой цветов. Воспитатель помогает самостоятельно исправить ошибки : «У тебя все бабочки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Д. И. «Найди пару»

Цель : Развивать внимание , наблюдательность, память, развивать умение устанавливать тождество однородных предметов.

Правила игры : Для игры нужно приготовить листы картона с наклеенными на них бабочками, а также похожую пару этих же бабочек. В этой игре дети должны совместить одинаковых бабочек.

Д. И. «Рыбки и звезды»

Цель : Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, умение дифференцировать цвета, называть их.

Правила игры : Педагог прикрепляет двух рыбок и говорит, то у каждой рыбки есть подружка – морская звезда. Педагог прикрепляет под каждой рыбкой по одной морской звезде такого же цвета и говорит, что он положил их столько же, сколько и рыбок. После этого педагог спрашивает детей , какого цвета эти рыбки и звезды. Дети отвечают. Затем все рыбки и звезды убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную и синюю рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же звезд. Другие дети называют цвета прикрепленных звезд. После этого картинки снова убираются. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению для рыбок подружек-звезд.

Д. И. «Запомни порядок пуговиц»

Цель : Развивать активное внимание , память, умение быстро сосредотачиваться , стимулировать внимание.

Правила игры :

Перед вами лежат пуговицы, и у меня есть пуговицы, эти пуговицы лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить пуговицы в определенном порядке, так же, как у меня.

Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих пустых карточках.

Д. И. «Воздушные шары»

Цель : Закрепить названия шести цветов спектра : «красный» , «оранжевый» , «желтый» , «зеленый» , «синий» , «фиолетовый» .

Правила игры :

Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Надо привязать к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Педагог берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого.

Д. И. «Корректурная проба для малышей «Медвежата»

Цель : Развивать произвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания.

Правила игры :

Медвежата решили поиграть в прятки, но им надо помочь спрятаться. Белые медвежата хотят спрятаться за кругами, а коричневые – за квадратами.

Педагог демонстрирует детям, как нужно закрывать кружками всех белых мишек, квадратами – всех коричневых мишек. После показа педагог предлагает детям взять листы с мишками и как можно быстрее спрятать их с помощью кругов и квадратов.

Д. И. «Какое у куклы платье?»

Цель : Развивать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Правила игры :

Сегодня мы посмотрим, какого цвета платье у нашей куклы. Я буду одевать куклу, а вы – говорить, какого цвета у нее платье». Педагог показывает куклу и поочередно спрашивает детей , уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то , что один и тот же цвет имеет разные оттенки.

Д. И. «Подбери фигуру»

Цель : Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять их в назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Правила игры :

У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они все совпадали с нарисованными.

Педагог просит малышей обвести пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем прикладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

Д. И. «Раньше или позже»

Цель : Формировать временные понятия «раньше» , «позже» . Развивать память , мышление.

Правила игры :

Педагог выставляет на стенде две картинки, связанные между собой логической последовательностью (например, картинки с яйцом и цыпленком) . После того как дети рассмотрят картинки, он спрашивает детей , что было раньше (сначала, а что было потом (позже) . Какой рассказ можно сочинить по этим картинкам? Дети составляют несколько предложений по этим картинкам.

Д. И. «Учимся составлять загадки»

Цель : Развивать умение определять форму и цвета предметов, опираясь на зрительное восприятие, развивать память , мышление.

Правила игры :

Педагог спрашивает детей , любят ли они отгадывать загадки. Конечно, и дети, и взрослые любят разгадывать загадки. Но не менее интересно самим попробовать сочинить загадки о знакомых предметах. Педагог предлагает детям самим придумать загадки о том, что изображено на картинках, которые он раздаст. Но нужно загадать так, чтобы описание предмета было понятным, чтобы другие дети могли отгадать, что же изображено на картинке.

Д. И. «Пирамидка»

Цель : Учить располагать предметы в логической последовательности в зависимости от их размера (от большего к меньшему, опираясь на словесное описание педагога.

Правила игры :

Педагог показывает детям игрушечную пирамидку и задает детям вопросы относительно свойств этой игрушки.

Из чего она сделана?

Какого цвета кольца пирамидки, какой они формы?

Какого они размера?

Как они расположены на стержне?

Где расположено самое большое кольцо?

Где самое маленькое?

Кольца пирамидки имеют круглую форму, но если посмотреть на нее сбоку, то кольца будут казаться овальными. Но они сохраняют тот же цвет, размер и расположение.

Д. И. «Четвертый лишний»

Цель : развивать внимание , память, мышление.

Правила игры :

Педагог предлагает детям одну из серий картинок, дает детям время рассмотреть картинки, затем спрашивает что изображено на картинках. Потом педагог говорит, что здесь четыре картинки похожи друг на друга, а одна отличается от всех. Что это за картинка, и почему она лишняя, не такая, как все остальные. По порядку выставляются картинки следующих серий.

Д. И. «Что внутри, а что снаружи?»

Цель : Учить определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать слова «внутри» и «снаружи» в речи.

Правила игры :

Педагог показывает детям зайку Пушистика. Он еще маленький, поэтому часто путает слова «внутри» , «снаружи» . Педагог предлагает помочь Пушистику выучить и запомнить слова, чтобы никогда их не путать.

Педагог открывает одну из картинок :

Что расположено внутри корзины, а что снаружи? И т. д.

Когда дети усвоят понятия, дети устраивают «экзамен» Пушистику. Спрашивают у него, что внутри коробки, а что снаружи. Естественно Зайка будет ошибаться, а дети будут исправлять его ошибки.

«Загадочные пуговки»

Цель игры: Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней
Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами
Бабочка - красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры:
  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук,
  • Развитие различать предметы один – много.
Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,
Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры:
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.
Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры:

  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры:
  • Развитие сенсорного восприятия,
  • Развитие слухового внимания,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель: Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель:
  • Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

«Выбери пуговки»

Цель:
  • Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.

«Найди домик»

Цель:
  • Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
31

Счастливый ребенок 26.04.2016

Дорогие читатели, наверно, многие со мной согласятся, что чувственная сфера очень важна в нашей жизни. Как для взрослых, так и для наших детей. И о ее развитии надо заботиться именно с детства. Сегодня на блоге я предлагаю поговорить о сенсорном (чувственном) воспитании детей и предложить сенсорные игры для развития наших детей. Идей будет очень и очень много. И быть может, вы сможете своим детям, внукам предложить вот такие замечательные игры, весело и интересно провести с ними время, найти именно новые идеи для занятий с ними.

Сегодня на блоге у меня гостья. Многодетная мама Анна Игнатеня — чудесный, теплый человек, журналист, сказочница. Она расскажет нам, как в своей семье они весело проводят время за такими играми. Мы с Аней познакомились в интернете. Аня также принимала участие как автор в нашем электронном журнале Ароматы счастья . Ее статья «Мое многодетное счастье» меня очень тронула. Передаю слово Ане.

Сенсорное развитие детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание…. Это невероятные ощущения – информация, которую предоставляет нам тело.

Конечно, и красивые картинки, и приятные звуки, нежные ароматы имеют большое значение, но именно тактильные ощущения наиболее сильны и значимы, ведь не зря же, кожа человека – самый большой орган. Именно с тактильного познания начинается знакомство маленького человечка с миром. И его можно назвать ведущим на протяжении всего периода дошкольного детства.

Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

На тему сенсорного развития детей, а в частности тактильного и мелкомоторного написано очень много. Сегодня мы окружаем детей огромным количеством игрушек и материалов, главной целью которых становиться именно развитие этой сферы, но, как это часто бывает, мы ограничиваем детей в самом доступном и невероятно интересном и полезном – в грязных играх. Нет, конечно, дети копаются в песочницах, иногда даже ковыряют руками кашу, плещутся в ванной и изредка перебирают крупы, рисуют на муке, но все эти игры носят кратковременный, ограниченный характер.

Мифы о «грязных» играх

Мы можем бояться грязных детских игр, потому что окружены мифами. Я сама раньше именно так и думала, потому спокойно делюсь своими переживаниями и неожиданными открытиями.

Дети вымажут весь дом

Обязательно, если их оставить совершенно без контроля на пару часов. Но мы же себе этого никогда не позволяем, даже если отходим ненадолго, то вскоре опять возвращаемся. Для того, чтобы игра не выходила за рамки, их просто нужно расширить – большой стол, пространство на полу, застеленное огромной клеенкой.

Придется много и долго убирать

Да, если детей оставить надолго одних и оставить материалы в свободном доступе. Меня поразило, насколько быстро мы вместе с детьми справляемся с уборкой – 3-5 минут. Причем мальчики с удовольствием участвуют в этом процессе. Клеенка намного облегчает уборку – свернул ее, высыпал все и сполоснул. А то, что попало на пол, легко сметается и смывается. Важное условие – рядом нет ковров и предметов, которые трудно отмыть и вычистить.

Одежда придет в негодность

Не всегда. Основная часть грязи очень легко отстирывается, но, чтобы не было проблем, стоит просто для таких игр иметь специальную одежду. Я искренне считаю, что не в красивой брендовой одежде счастье, а для ребенка в особенности. Если ребенок одет так, что мама не переживает за вещи, то он развивается свободнее и активнее.

Дети так и не научатся себя аккуратно вести

Я, думая так, все равно рискнула и получила неожиданный результат. На самом деле дети, которые не ограничены в грязных играх всегда знают, что есть время чистоты и аккуратности, а есть – грязи и беспорядка. При этом они активно подключаются к уборке после таких игр.

Для таких игр нужно много времени

Я сама была удивлена, но это оказалось не так. Подготовка, как правило, совсем не длительная, более того, она может входить в процесс игры. Уборка – несколько минут. А сама игра, конечно, может затянуться, потому что она интересна и полезна детям, но разве мы не этого хотим? Ну, и совсем не исключено, что дети будут играть рядом, пока мама занята своими делами.

Сенсорные игры для детей дошкольного возраста. Какая польза для наших детей?

Но мифы живучи, пока сам не втянешься, то нужен серьезный стимул. Для меня таковым стала польза от грязных игр. А началось все с того, что я взяла сама в руки глину. Материал настолько поразил меня, принес настоящее удовольствие. Я мяла, лепила, разглаживала, размазывала и наслаждалась.

Именно тогда я поняла, насколько важно дать эти ощущения детям. Ведь если на взрослого так влияет, то что говорить про малышей, у которых тактильные ощущения на первом месте. А ведь есть, о чем задуматься:

  1. Невероятное влияние «грязные» игры оказывают на эмоциональную сферу, на развитие внутренних ощущений, получение удовольствия, успокоения, наслаждения. Такие игры и занятия снимают психологическое напряжение, помогают расслабиться.
  2. Во время игр с «грязными» материалами происходит развитие сенсорных ощущений, когда ребенок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт, отличать особенности. Он получает уникальный опыт развития.
  3. Нельзя не вспомнить и о развитии мелкой моторики, которая идет рука об руку с тактильным развитием, когда малыш учится пользоваться своими пальчиками, руками.
  4. Во время таких занятий происходит активное познание мира, свойств материалов, их особенностей. Ребенок учится мыслить и делать выводы, сравнивать и отличать.
  5. Безусловно, что активно развивается воображение и творческое мышление, потому что в процессе игры часто рождаются очень интересные и неожиданные объекты. Ребенок придумывает сюжеты, фантазирует.
  6. Идет активное развитие речи, которое плавно вытекает из сенсорно-моторного развития. Кроме того, малыш знакомится все с новыми и новыми понятиями, которые сопровождают такие игры.
  7. Ребенок становится более аккуратен, он учится убирать за собой, следить за тем, чтобы не выйти за допустимые рамки, чувствовать, когда и как можно играть.
  8. И наконец-то ребенок ощущает себя свободным, он творит, фантазирует, балуется, без риска быть наказанным за шалости, он пробует, изучает, открывает, при этом он не ограничен шаблонами и запретами.

Материалов для «грязных игр» может быть великое множество, собственно все, что нам не хотелось бы рассыпать, разливать, размазывать, а потом сметать и вытирать подойдет для этого самого волшебного развлечения.

Волшебное развлечение для наших детей. В какие сенсорные игры мы играем?

Песок

Сейчас в продаже огромное количество разнообразных кинетических, лунных и прочих песков, они тоже великолепный материал для игр, но все же сегодня я хочу вспомнить про самый обычный, ведь он доступен всем и каждому. На улице найти песок совершенно не проблема и играть с ним там очень удобно, впрочем, дети и родители этим с удовольствием пользуются. Хотя игры часто ограничиваются куличиками. Но ведь можно и закопаться в песок, хоть частично, можно разыграть в нем сказку, сделать рвы, наблюдая, как утекает вода, варить супы и печь пирожки из влажного песка, строительство замков и тоннелей, создание миров, лепка фигур.

Можно организовать поиск клада, археологические раскопки. Для всех этих игр чудесно подходит лето, теплое весеннее и осеннее время. А вот в холодное время года стоит принести песочницу домой. Идеально, если песок будет мелкий – речной или морской, он намного интереснее для домашних игр, но подойдет и обычный с мелкими камушками, ведь главное, что можно воспользоваться свойствами материала.

Дома на клеенке или в контейнере можно строить миры, искать клад в песке, лепить из него. А еще можно рисовать песком, для этого совсем не обязательно иметь световой стол, можно просто рисовать на той же клеенке, а можно нарисовать на картоне клеем ПВА и посыпать песочком.

Мука

Детям можно предлагать рисовать на муке, искать картинки под слоем муки, смахивая ее кисточкой, а можно пойти дальше и просто устроить настоящий фейерверк, поднимая в воздух клубы мучной пыли, и разрисовать мукой свое лицо, руки, ноги. От этих игр можно плавно перейти к приготовлению теста.

Тесто

Это может быть как соленое тесто для лепки, так и тесто для выпечки. Дети с огромным удовольствием подключаются к изготовлению печения. Можно раскатывать тесто, рвать его, катать колобков, вырезать формочками, делать колбаски и рулетики, лепить пельмени и вареники, нарезать лапшу и творить пиццу.

Если мы лепим из соленого теста, то этот материал отлично подойдет не только для создания фигурок. Например, можно делать отпечатки различными предметами, использовать тесто как материл для скрепления различных деталей. Например, мы с мальчиками играли в стройку, когда тесто исполняло роль цемента.

Интересно заворачивать в тесто различные фигурки, а потом их освобождать, определять на ощупь, что спряталось в том или ином комочке теста. Создание блюд на детской кухне – отдельная история, ведь тесто прекрасно исполнит роль и котлеток, и макарон, и мороженого, и торта.

Крахмал

Он подобен изначально по своим свойствам на муку, но даже в сухом виде он отличен по тактильным ощущениям. Однако на нем тоже можно рисовать, копаться в нем, искать картинки и предметы. А вот на сухом крахмале намного лучше, чем на муке остаются следы, очень интересно покатать в нем машинки. А потом можно отчищать их кисточкой или старой зубной щеткой. А если добавить в крахмал совсем немного воды он приобретет некоторую плотность, что приблизит его свойства к лунному песку. Можно попробовать из него лепить, делать куличики формочками для песка, даже строить что-то.

Неньютоновская жидкость

Добавляя все больше воды в крахмал, мы получаем неньютоновскую жидкость, которая твердеет от резкого и сильного воздействия и стекает при расслаблении. В такой жидкости очень интересно плюхать руками, а если есть возможность – то и ногами.

Мы, например, разводили несколько килограмм крахмала в детском бассейне на даче и наслаждались ощущениями. Если налить небольшое количество жидкости на поверхность, то можно попробовать рисовать на ней, наблюдая, как смазываются нарисованные линии.

Масштабное рисование

Сейчас очень популярно рисование ладошками и пальчиками, это действительно очень полезное занятия с точки зрения грязных игр, но частенько мы ограничиваем детей рамками одного альбомного листа. Дети любят масштаб, не зря же они стремятся рисовать на обоях.

Можно минимизировать последствия детской активности, предоставив им для рисования большую площадь, например кусок старых обоев, лист ватмана, большой кусок упаковочной бумаги или просто склеенные между собой обычные листы.

Мы любим развернуться на полу и творить – ладошками, кистями, предметами. Можно оставлять следы машинок краской или ставить печати губками, брызгать зубной щеткой, а то и вовсе взять малярные кисти и валики.

Еще одна страсть у детей к разрисовыванию собственного тела. Хорошо воспользоваться специальным аквагримом, но если его не нашлось, то подойдут и акварельные, пальчиковые или гуашевые краски. Пусть дети рисуют в свое удовольствие на себе и друг на друге, а потом сразу отправляются в ванную.

Помню, как мои ребятки играли в тигрят и разрисовали лица перманентным маркером. Отмыть это все оказалось трудновато, с тех пор такие инструменты для рисования у нас только в доступе мамы, а вот детям я с удовольствием предлагаю маркеры для белых досок или фломастеры на водной основе, — и пусть себя разрисовывают, сколько пожелают.

Впрочем, я не запрещаю испытать эти инструменты для рисования и на полу, у нас постелен линолеум, и на зеркалах, на окнах. Смывается все за несколько движений, а вот удовольствия для детей очень много. На окне можно рисовать смывающимися красками, особенно интересно создавать тематические окна, например, зимнее или весеннее окошко. А в зеркале можно обводить свое отражение теми же маркерами. На линолеуме хорошо рисовать мелом. Просто как самостоятельный творческий процесс или способ очертить границы в других играх.

Соль

Если мы вновь заглянем на кухню, то найдем там соль, ее можно не только добавлять в тесто, но и устроить ряд экспериментов: растворять, делать кристаллы, изменять плотность воды. А еще солью можно рисовать, как песком на каком-нибудь темном фоне – клеенке или большом листе картона. Получаются очень контрастные картины, которые меняются под воздействием маленьких пальчиков. Впрочем, можно снова нарисовать картинку ПВА и засыпать солью. Чтобы сделать такой рисунок ярким, капаем жидкой краской на соль, и она окрашивается.

Из соли можно даже строить, если в нее аккуратно вмешать небольшое количество воды, чтобы она стала сырой. Вот тут к месту окажутся формочки для песка. Все построенные башенки можно оставить для высыхания, а потом тоже капать на них краской.

Каша

Ваш ребенок любит размазывать кашу? Ничего удивительного, ведь он получает новые тактильные ощущения. Я как-то позволила детям в полной мере насладиться этим делом, даже специально покрасила вареную манную кашу, а потом расстелила на полу старые обои. Малыши возились с этой цветной массой и были счастливы, зато больше в кашу руками не лазили.

Желе

Необычные новые ощущения возникают при игре с желе, можно сделать его просто из желатина и воды, добавив пищевой краситель. Кстати, с ним лучше не переборщить, даже с рук насыщенный краситель смывается плохо. Так что, если иного не требует идея, то лучше слегка подкрашивать желе или вовсе оставить бесцветным. Вообще если говорить о красителях, то самая трудно смываемая любая краска – это синий цвет, так что им особенно не рекомендуется злоупотреблять. Желе можно резать, рвать, закапывать в него предметы и потом добывать их.

Глина

Просто великолепный грязный материал. Игры с ним вызывают просто неповторимые ощущения – мягкая, податливая, гладкая. Конечно, среди первых игр с глиной на ум приходит лепка. Занятие увлекательное и психотерапевтическое. Но можно не только лепить, но и рисовать на глине, если ее размазать тонким слоем, то можно выцарапывать картинки, узоры.

Интересные игры получатся с косметической глиной, она достаточно жидкая, чтобы ею можно было рисовать. Делать это можно как на бумаге или клеенке, так и на плитке прямо в ванной. Там же очень весело обмазать и себя глиной.

С наступлением весны, лета грязные игры очень удобно перенести на улицу. Самый большой плюс – это отсутствие практически всякой уборки, только детей мыть и сушить после этого нужно. А еще в рамках улицы можно спокойно увеличить грязный масштаб. С песком мы уже разобрались, а что же найти еще такого на улице?

Лужи!

Лужи – это такие магнитные полюса, которые притягивают детей так сильно, что у родителей остается лишь два варианта – запрещать и ругать или расслабиться и позволить. Если на улице еще холодно, то стоит ограничиться измерением глубины луж и пусканием корабликов. А вот если на дворе лето, то можно и поплескаться во всю, строить пороги, копать ручьи, варить супы, переливать и рисовать водой из лужи.

Грязь

А еще с помощью этих самых водных источников создается отменная грязь, которую можно применить для самых настоящих поросячьих развлечений. Рисовать грязью, лепить тортики и вымазаться по уши. Важное условие – тепло и одежда, которую не жалко.

Краски для улицы

Можно раскрашивать плитку на дорожке, писать слова или создавать картины. Приготовить краску можно из муки, воды и пищевого красителя, смешав ингредиенты до консистенции густой сметаны. Конечно, масштаб рисования предполагает и большие инструменты – малярные кисти и валики. Впрочем, если вооружиться ими, то можно рисовать просто водой, этакий акваковрик в масштабе.

Мыльная пена

Уж, как не сочетается понятия «грязь» и «мыло», но именно в категорию грязных игр я отношу масштабные пенные развлечения. Отмывать детей от насыщенного мыльного раствора ничуть не легче, чем от грязи, но оно того стоит. Конечно, во дворе такое развлечение вряд ли организуешь, но если вы имеете в своем летнем распоряжении территорию частного дома, то смело разводите детский шампунь без слез в ведре воды и стелите на землю большое полотно полиэтилена. Поливая его мыльной водой, вы получите прекрасный каток, по которому можно скользить. Детишкам лучше ползком и на надувных кругах, чтобы было безопаснее.

Если развести много жидкости для мыльных пузырей, то можно выдувать змей через носок, надетый на обрезанную бутылку.

Впрочем, менее масштабные игры с пеной можно организовать и дома, например, готовить пирожные из пены для бритья, рисовать ею же на стенах ванной.

Не бойтесь экспериментировать и развлекаться вместе с детьми, ведь это реальная возможность окунуться в детство, снова почувствовать свободу, искреннюю радость от познания этого мира.

И даже уборка, стирка и отмывание детей не будут больше вас пугать, потому что они покажутся мелочью на фоне этого настоящего счастья.

Анна Игнатеня,
многодетная мама,
автор блога Веселые будни

Я благодарю Аню за чудесную статью. Как же весело и интересно они проводят свое время с детьми, сколько вкладывается сил, и с какой именно радостью все. Замечательно!

И для души мы с вами сегодня послушаем Edvin Marton — Love Story

Смотрите также

31 комментарий

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Дидактические игры на определение формы

Игра: «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал : Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении - класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

Заключение . «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Игра: «Кому какая форма»

Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал : по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили - были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как - то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга.2. Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит младших дошкольников вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой поднос - мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Заключение . «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мишке. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.

Игра: «Волшебная коробочка»

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции. Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т. д.

Игра: «Заштопай штанишки»

Цель : Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Дидактические игры по изучению цвета

Игра: «Спрячь мышку»

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов - дверцы (10х10, большая картонная игрушка - кошка, мягкая мышка.

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто - то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра: «Подбери по цвету»

Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Наглядный материал: кукла.

Раздаточный материал: карточки - коврики (30х20, разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый, величины из картона.

Ход игры:

1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. «Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».

2.«Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета, на такую вы их и положите. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».

3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.

Заключение . «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания".

Игра: «У кого какое платье»

Дидактическая задача: Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

Игра: Курочка и цыплята

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игра: Елочки и грибочки.

Цель:

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

Игра: Разноцветные бусы.

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

Игра: Помоги матрешке найти свои игрушки.

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

Игра: Угостим медведя ягодой.

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

Игра: Поставь букет в вазу.

Цель:

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Игра: Разноцветные шары .

Цель:

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки- «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

Игра: Подбери чашки к блюдцам.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Игра: Варежки.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

Игра: Магазин игрушек.

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т. п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку, уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.

  1. Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

  1. Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

  1. Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

  1. Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

  1. Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

  1. Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

  1. Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

  1. Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

  1. Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

  1. Д/И «БУСИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

  1. Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

  1. Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

  1. Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

  1. Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

  1. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

  1. Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

  1. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

  1. Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

  1. Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

  1. Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

  1. Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

  1. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

  1. Д/И «ПРЯТКИ»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

  1. Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

  1. Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

  1. Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

  1. Д/И «БУСЫ»

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

  1. Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

  1. Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

  1. Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».

Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Что прибавилось?».

  1. Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»

Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно задание можно усложнять.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх